Народы Средиземья
Вымышленные расы и народы, которые появляются в Дж. Р. Р. Толкина мире фантастическом Средиземья , включают семь, перечисленные в Приложении F к «Властелину колец» : эльфы , люди , гномы , хоббиты , энты , орки и тролли , а также духи. такие как Валар и Майар . Другие существа Средиземья имеют неясную природу, такие как Том Бомбадил и его жена Голдберри .
Айнур
[ редактировать ]Айнур — ангельские духи, созданные Эру Илуватаром в Начале. Айнур, которые впоследствии входят в физический мир Средиземья, — это Валар («силы»), хотя этот термин в первую очередь означает самых могущественных среди них. [ Т 1 ] Меньшие духи называются Майар . Большая часть Валар и Майар уходит из Средиземья в Бессмертные Земли Валинора , хотя некоторые из Майар принимают смертные формы, чтобы помочь или помешать народам Средиземья, такие как Истари (Волшебники), Мелиан, Балроги и Темный Лорд Саурон . [ Т 2 ]
Волшебники
[ редактировать ]
Волшебниками Средиземья являются Майар: духи того же порядка, что и Валар, но меньшей силы. [ Т 3 ] Внешне напоминающие людей называют их Истари ( квенья означает «Мудрые») , но обладающие гораздо большей физической и умственной силой, эльфы . [ Т 3 ] Их послали Валар, чтобы помочь людям Средиземья в борьбе с Сауроном. [ Т 3 ] Первые трое из этих пяти волшебников известны на маннийских языках серии «Властелин колец» как Саруман «человек искусный» ( Рохирик ), Гэндальф «эльф посоха» (северные люди) и Радагаст «нежный из зверей». (возможно, Вестрон ). [ Т 3 ] Толкин никогда не давал неэльфийских имен двум другим; одна традиция дает их имена в Валиноре как Алатар и Палландо, [ Т 3 ] а другой — Моринехтар и Роместамо в Средиземье. [ Т 4 ] У каждого волшебника в серии есть мантия характерного цвета: белая у Сарумана (главного и самого могущественного из пяти), серая у Гэндальфа, коричневая у Радагаста, [ 1 ] и морской синий для оставшихся двоих, впоследствии известных как Синие Волшебники. Гэндальф и Саруман играют важные роли во «Властелине колец» , в то время как Радагаст появляется лишь ненадолго, невинно помогая Саруману обмануть Гэндальфа, который верит Радагасту, поскольку он честен, и случайно предупреждая Гваихира , чтобы тот снова спас Гэндальфа. Синие Волшебники не фигурируют в истории; Говорят, что после прибытия в Средиземье они отправились далеко на восток . [ Т 3 ]
Поскольку Истари — это Майар, каждый из них каким-то образом служит Вале. Саруман был слугой и помощником Ауле и поэтому многому научился в искусстве ремесла, механике и обработке металлов, как это было видно в более поздней Третьей эпохе. Гэндальф был слугой Манвэ или Варды , но любил сады Лориэна и поэтому знал многое о надеждах и мечтах людей и эльфов. Радагаст, слуга Яванны , любил природу, как животных, так и растения. Как каждый из этих Истари учился у своей Валы, так они и поступали в Средиземье. [ Т 3 ]
Балроги
[ редактировать ]Демонические существа огня и тени, Балроги — это падшие Майар, верные первому Темному Лорду Морготу . Они участвовали в войнах Первой Эпохи Средиземья, но в основном были уничтожены во время Войны Гнева , завершившей Эпоху. [ Т 5 ] [ Т 6 ] К Третьей Эпохе единственным оставшимся Балрогом был «Проклятие Дурина», Балрог Мории , убитый Гэндальфом. [ Т 7 ]
Свободные народы
[ редактировать ]Свободные народы Средиземья — это четыре расы, которые никогда не попадали под власть злых духов Моргота или Саурона: эльфы, люди, гномы и энты. Строго говоря, среди Людей Свободными Людьми были только Люди Запада, особенно потомки Дунэдайн с острова Нуменор , поскольку большинство Людей Востока и Юга Средиземья становятся слугами Моргота и Саурона из-за возраст. Энт Древобород цитирует строки из традиционного стихотворения, перечисляя их: [ Т 8 ]
- Сначала назовите четыре свободных народа.
- Старшие из всех, дети-эльфы
- Карлик искатель, темны его дома
- Энт землянин, старый как горы
- Человек смертный, хозяин лошадей
После встречи с хоббитами Мерри и Пиппином он соглашается, что хоббиты - пятый свободный народ, добавляя пятую строчку: «Полувзрослые хоббиты, обитатели нор». [ Т 8 ]
Гномы
[ редактировать ]Раса гномов предпочитает жить в горах и пещерах, селясь в таких местах, как Эребор (Одинокая гора), Железные холмы , Синие горы и Мория (Хазад-Дум) в Туманных горах . Ауле Кузнец создает гномов; он изобретает язык гномов, известный как кхуздул . Гномы добывают и обрабатывают драгоценные металлы в горах Средиземья. Семь различных групп народа гномов возникли в местах, где Семь отцов гномов впервые проснулись еще до Первой эпохи . [ 2 ]
Эльфы
[ редактировать ]Эльфы, или Первенцы, — первые из Детей Эру, которые пробуждаются. Рожденные под звездами до восхода Луны и Солнца, они сохраняют особую любовь к свету и внутренний дух, наделенный уникальными дарами. Они называют себя Квенди , или «Ораторами», поскольку они первыми произносят слова; и даже сейчас ни одна раса не понимает язык и песни так, как Первенцы. Прекрасные и с прекрасными чертами лица, блестящие и гордые, бессмертные и сильные, высокие и ловкие, они — самые благословенные из Свободных Народов. Они могут видеть при свете луны или звезд так же хорошо, как человек в разгар дня. Они не могут заболеть или получить шрамы, но если эльф умрет от насилия или потеряет волю к жизни от горя, его дух отправится в чертоги Мандоса, поскольку они привязаны к Арде и не смогут уйти, пока мир не будет разрушен и переделан. . Об эльфийском мастерстве и ловкости ходят легенды: например, они могут ходить по свежевыпавшему снегу, не оставляя после себя следов. В ясный день они могут видеть десять миль с идеальной четкостью и детализацией до 100 миль. Однако за эти дары приходится платить большую цену: они прочно связаны с судьбой (см. Мандос ) и ненавидимый Морготом. Ни одна другая раса не была благословлена и проклята больше, чем Квенди. [ Т 9 ]
После пробуждения Квенди разделяются , и появляется множество подгрупп. Первый Раскол произошел, когда некоторые покинули Средиземье, чтобы жить в благословенном королевстве Валинор, а другие остались. В результате появляются эльдары, которые принимают призыв прийти в Валинор, и авари , которые отказываются от великого путешествия. Эльфы, которые остаются в Средиземье и никогда не видят света деревьев, становятся известными как Морикенди или «Темные эльфы». Это не означает, что Темные эльфы злые. [ 3 ]
По пути в Валинор некоторые Телери («Те, кто задержался») покидают основную группу, а те из них, кто не смешался с Морикенди, становятся Лайкенди ( Зелеными эльфами), Синдарами (Серыми эльфами) и Нандор . Этих эльфов великого путешествия, оставшихся в Средиземье, называют Уманьяр ( Не желающие). Эльдары, достигшие Валинора, в конечном итоге разделяются на три отдельные группы: ваньяр , нолдор и телери . Эти три группы стали известны как Калакенди или «Светлые эльфы», потому что они увидели свет Двух Древ Валинора . [ Т 10 ] Позже некоторые нолдор возвращаются в Средиземье в поисках Сильмарилей , а ваньяры остаются в Валиноре. [ 3 ]
Лесные эльфы потомков Нандора и Авари населяли Лихолесье и Лотлориэн .
В самых ранних произведениях Толкина эльфов по-разному называли спрайтами, феями , домовыми , пикси или лекреветками . [ 4 ] К 1915 году, когда Толкин писал свои первые эльфийские стихи, слова «эльф» , «фея» и «гном» вызывали множество расходящихся и противоречивых ассоциаций. Толкина мягко предостерегали от термина «фея», вероятно, из-за его растущей ассоциации с гомосексуализмом . [ 5 ] Толкин в конечном итоге предпочел термин «эльф фее » . В своем эссе 1939 года «О сказках » Толкин писал, что «английские слова, такие как эльф, долгое время находились под влиянием французского языка (от которого произошли фея и фея , фея ); но в более поздние времена, благодаря их использованию в переводе, фея и эльф во многом усвоили атмосферу немецких, скандинавских и кельтских сказок, а также многие черты хулду -фолка , даойне-сите и тилвит-тег. ." [ 6 ]
Мужчины
[ редактировать ]Во времена «Властелина колец » люди живут во многих местах Средиземья, причем самая большая группа свободных людей находится в странах Гондор и Рохан . Когда остров Нуменор пал, только Верные спаслись и основали королевства-близнецы Гондор и Арнор. Верные известны в Средиземье как Дунэдайн, и как лидеры этих королевств они способны возглавить сопротивление Саурону и сохранить людей Запада как свободных людей. Свободные люди также есть в деревне Бри , в Эсгароте , в лесу Друадан (дом для «диких людей», известных как Друэдайн или Восес) и в ледяных регионах Форохеля. Те, кто служат силам зла, такие как жители Дунланда , Руна , Харада и Умбара , не считаются свободными людьми. Мужчины несут так называемый Мужской Дар – смертность. Потомками Дунэдайн являются Следопыты Севера и Следопыты Итилиэна . [ 7 ]
Друэдайн
[ редактировать ]Друэдайн, одна из самых ранних разновидностей людей, живут небольшими группами, часто племенами. Это маленький народец, ниже гномов, но выше хоббитов. Они известны своей магией, напоминающей вуду , черными глазами (которые светятся красным, когда они злятся) и способностью сидеть часами и днями подряд, не двигаясь и не моргая. Волос у них растет мало, разве что на голове и иногда небольшие клочья на подбородке. Они невысокие и толстые, и другим мужчинам они не нравятся из-за их резких и грубых голосов. Однако их смех полон веселья. Говорят, что их мастерство работы с камнем не уступает гномам. Другху не злые. Они — смертельные враги орков, защищающие дома своих соседей-людей ценой собственной жизни и с помощью своих магических Камней-Хранителей. Эльфы Белерианда питают к ним особую привязанность и ценят их умение сражаться с орками. [ 8 ] [ Т 11 ]
Энты
[ редактировать ]Энты — древняя раса древовидных существ, ставших похожими на деревья, которые они пасут. Они созданы Йаванной и оживлены Илуватаром. К Третьей Эпохе их раса сокращается, давно потеряв своих подруг, Энт-жен. [ Т 12 ] [ Т 13 ]
Рога
[ редактировать ]Близкие родственники энтов, хуорны — оживлённые деревья, обладающие разумом. Говорят, что у них есть голоса, но понять их могут только энты. Толкин позволил остаться неясным относительно того, являются ли хуорны просто деревьями, которые осознают себя, или энтами, которые со временем становятся более «древесными». Хуорны обитают в лесу Фангорн и, возможно, в Старом лесу недалеко от Бакленда . Леголас упоминает, что эльфы помогли разбудить деревья. Хуорны решают битву у Хельмовой Пади , уничтожая армию орков Сарумана, когда они бегут к ним. [ Т 14 ]
Хоббиты
[ редактировать ]Хоббиты — раса Средиземья, также известная как «полурослики» из-за своего низкого роста. Для них характерны вьющиеся волосы на голове и кожистые ступни с пушистыми подъемами; они не носят обувь. Многие хоббиты живут в Шире , а также в Бри, а когда-то они жили в долинах Андуина . Они любят лишенную приключений жизнь, полную сельского хозяйства, еды и общения. Есть три типа хоббитов. Харфуты самые многочисленные. Стуры любят воду, лодки и плавание; Фаллохайды — предприимчивый народ. Происхождение хоббитов неясно, но из всех рас они имеют самое близкое родство с людьми, а в прологе к «Властелину колец» Толкин называет их родственниками людей. [ Т 15 ]
Порабощенные народы
[ редактировать ]Порабощенные народы — это те расы, которые попали под влияние злых духов Моргота и Саурона, также известных Свободным Народам как «Слуги Врага». В их число входили орки, тролли и люди. Происхождение орков и троллей неясно, но это расы, которые были захвачены Морготом и с помощью колдовства испорчены до их окончательной злой природы и внешнего вида.
Моргот или Саурон редко развращают людей таким же образом. Скорее, их сердца и умы испорчены властью и злыми побуждениями, в то время как они сохраняют физический облик людей. Однако длительная служба Саурону превращает носителей Колец Власти Людей в призрачных Назгулов. Те люди, которые являются слугами Моргота или Саурона, в основном с востока и юга Средиземья. [ 7 ]
Злые люди
[ редактировать ]Не все люди на стороне добра; Люди, жившие на востоке и юге, находятся под властью Саурона. В их число входили харадримы или южане и черные нуменорцы (а позже и корсары Умбара), которые присягнули на верность Мордору, а также множество различных народов Истерлингов, таких как Балхот, Наездники на колесницах и Люди Кханда , которые напали на Гондор и Рохан. неоднократно. Дикие люди Дунланда служили агентами волшебника-предателя Сарумана. В Первую Эпоху некоторые истерлинги находятся под властью Моргота. [ 7 ]
Призраки Кольца
[ редактировать ]Призраки Кольца (также известные как Назгулы или Черные Всадники) когда-то были великими людьми, которым дал Кольца Силы Саурон . Они постепенно развращают их, пока они не становятся рабами воли Темного Лорда. Одетые в темные плащи с капюшонами, верхом на демонических конях или летающих «падших зверях», Призраки Кольца вечно охотятся за Единым Кольцом, чтобы вернуть его своему хозяину. [ Т 16 ] [ Т 17 ] [ Т 18 ]
Мертвые
[ редактировать ]Также известные как призраки или тени , это духи людей, неспособные перейти в загробную жизнь. Духи обитают в различных регионах Средиземья, в первую очередь в Мертвых болотах и Тропах мертвых , которые охраняются Мертвецами Данхарроу .
Орки
[ редактировать ]Орки — раса, впервые выведенная Морготом, в основном живущая в горных пещерах и не любящая солнечный свет. Многие из них живут в Туманных горах, а другие — в Мордоре . Их еще называют гоблинами. Орки не созданы, поскольку с философской точки зрения Толкина «зло не может творить, оно только развращает». Одна из версий их происхождения постулирует, что это эльфы, которые испорчены и чья внешность со временем изменилась. Однако Толкин написал и другие версии их происхождения: [ Т 9 ] в попытке решить дилемму, как они могут быть разумными и полностью злыми . [ 9 ]
Саурон и волшебник Саруман выводят необычайно большого и могущественного орка — урук-хая. Хотя большинство орков не любят солнце и не могут находиться под ним, урук-хай могут переносить дневной свет. [ Т 19 ] Существуют деформированные полуорки, полученные от людей и орков. [ Т 20 ] Толкин использует термин « гоблин » в основном как синоним орка. [ Т 21 ] хотя иногда в «Хоббите» этот термин используется исключительно для обозначения более мелких подрас орков, обитающих в Мглистых горах .
Тролли
[ редактировать ]Говорят, что тролли были созданы Морготом «в насмешку» над энтами. Они не любят солнце, а некоторые виды, например, три тролля из «Хоббита» , превращаются в камень под воздействием солнечного света. Тролли обитают как в Мглистых горах, так и в Мордоре. Саурон порождает олог-хаев : больших, умных и устойчивых к солнцу. [ Т 22 ] [ Т 23 ] [ Т 24 ] [ Т 25 ]
курганы
[ редактировать ]Курганные уайты (от среднеанглийского wight , человек) — темные духи, посланные Королем -Чародеем Ангмара , чтобы овладеть и оживить тела и кости бывших королей Дунэдайн. Эти - нежить монстры обитают в Курганах возле Бри. [ Т 26 ] [ 10 ]
Другие существа
[ редактировать ]Том Бомбадил
[ редактировать ]Том Бомбадил не принадлежит ни к одному из народов Средиземья; Толкин называет его духом деревни. [ Т 27 ] В отличие от других рас, он, по-видимому, не подвержен влиянию Единого Кольца и, похоже, существовал до Детей Илуватара (Эльфов и Людей). Что касается природы Бомбадила, сам Толкин говорил, что некоторые вещи в любой мифологии должны оставаться загадочными, «особенно если объяснение действительно существует». [ Т 28 ] [ Т 29 ] [ Т 30 ] Том также известен как «Первый», «Мастер Том», «Старый Том», «Иарвейн Бен-адар» ( имя на синдарине, означающее «Старейший без отца»). Нолдор называют его «Оральд», что означает «Очень старый», гномы называют его «Форн» (что означает: Древний).
Речные духи
[ редактировать ]Духи природы, связанные с реками и водными путями. Только двое упоминаются Толкином: Голдберри , жена Тома Бомбадила , и ее мать Речная женщина. Неизвестно, являются ли эти существа уникальными, частью более крупной расы или формой Майар. [ 11 ]
Гиганты
[ редактировать ]Гиганты (или эттены), кроме энтов, упоминаются Толкином лишь несколько раз. Кратко упоминаются каменные гиганты Туманных гор, которые, как говорят, бросали камни в Торина и компанию в «Хоббите» . [ Т 31 ]
Драконы
[ редактировать ]
Драконы уже присутствуют в «Книге утраченных сказаний» . Толкин с детства увлекался драконами. [ Т 32 ] и он назвал четырех драконов в своих трудах о Средиземье. Подобно древнескандинавскому дракону Фафниру , они способны говорить и могут быть тонкими в речи. [ 12 ]
Глаурунг в «Сильмариллионе » — Отец Драконов в легендариуме Толкина, первый из Огненных драконов Ангбанда . Толкин писал, что у Глаурунга было четыре ноги, не было крыльев и он не мог летать, и он произвел на свет выводок Урулоки, бескрылых огнедышащих драконов. [ Т 33 ] Он был выведен Морготом из какой-то неизвестной породы и стал первым драконом, появившимся за пределами Ангбанда. Глаурунг — главный антагонист «Детей Хурина» , и его обманные действия привели к самоубийствам главных героев Турина Турамбара и Ниэнор Ниниэль. [ Т 34 ]
Анкалагон Черный ( синдарин : бросающиеся челюсти из anc «челюсть», alag «стремительный». [ Т 35 ] ) был первым из крылатых Огненных драконов и величайшим из всех драконов, выведенных Морготом в Первую Эпоху , как рассказывается в «Сильмариллионе» . Анкалагон настолько велик, что его тело сокрушило «башни Тангородрима », когда он упал на них после того, как был убит Эарендилом . [ Т 36 ]
Ската была могучим «длинным червем» Серых гор . Он был убит Фрамом в первые дни Эотеода . После убийства Скаты право собственности Фрама на его возвращенные сокровища было оспорено гномами этого региона. Фрам отверг это утверждение, отправив им вместо этого зубы Скаты со словами: «Таких драгоценностей, как эти, вам не найти в ваших сокровищницах, потому что их трудно найти». Это привело к его смерти во время вражды с гномами. Эотеоды сохранили по крайней мере часть сокровищ и увезли их с собой на юг, когда обосновались в Рохане . Серебряный рог, который Эовин дала Мерри Брендибак после Войны Кольца , решающей в « Очищении Шира », произошел из этого клада. [ 13 ]
Смауг из Эребора , Одинокой Горы, был убит Бардом-Лучником в Дейле, как рассказывается в «Хоббите» . Смауг выступает в роли главного антагониста Торина и компании, поскольку они стремятся вернуть себе королевство гномов Эребор, которое захватил Смауг. [ Т 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Толкин 1977 , « Айнулиндале »
- ^ Толкин 1977 , «Валаквента», «О Майар» и «О врагах»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Толкин 1980 «Истари»
- ^ Толкин 1996 , с. 384–385.
- ^ Толкин 1977 "Валаквента"
- ^ Толкин, 1977, гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954 , Книга 3, Глава 4 «Древобород»
- ^ Jump up to: а б Толкин, 1977 , «О приходе эльфов и пленении Мелькора».
- ^ Толкин, 1977 Таблицы: «Раскол эльфов»
- ^ Толкин 1955 , Книга 5, гл. 5, «Поездка Рохиррим».
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 4: «Древобород».
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 6 «Много расставаний»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 7 «Хельмова падь»
- ^ Толкин 1954a , Пролог.
- ^ Толкин 1977 «О кольцах власти и третьей эпохе»
- ^ Толкин 1977 "Акаллабет"
- ^ Толкин 1980 4. «Охота за кольцом» i. «О путешествии черных всадников»
- ^ Толкин 1954 , «Всадники Рохана»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 9 «Обломки и Джетсам»
- ^ Толкин, 1954a Предисловие
- ^ Толкин, 1955 г., Приложение F «О других расах».
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 4 «Осада Гондора»
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 10. «Черные врата открываются»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 8 «Туман на курганах»
- ^ Карпентер 2023 , № 19, Стэнли Анвину , 16 декабря 1937 г.
- ↑ Carpenter 2023 , # 144, Наоми Митчисон , 25 апреля 1954 г.
- ^ Толкин 1954а, книга 1, гл. 6, «Старый лес»
- ^ Толкин 1954а, книга 1, гл. 7, «В доме Тома Бомбадила»
- ^ Толкин 1937 , «Над холмом и под холмом»
- ^ Толкин 1964 " О сказках "
- ^ Толкин 1977 , гл. 20 «О пятой битве». «Глаурунг и его выводок...»
- ^ Толкин 1977 , гл. 18 «О разрушении Белерианда и падении Финголфина»
- ^ Толкин 1987 " Этимологии "
- ^ Толкин, 1977, гл. 24 «О путешествии Эарендиля и Войне гнева»
- ^ Толкин, 1937 г., гл. 1 «Неожиданная вечеринка», 14 «Огонь и вода»
вторичный
[ редактировать ]- ↑ Было высказано предположение, что его имя взято от славянского бога Радегаста . Орр, Роберт (1994). «Некоторые славянские отголоски в Средиземье Дж. Р. Р. Толкина». Германо-Славянка . 8 : 23–34.
- ^ Эванс, Джонатан (2013) [2007]. «Гномы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 134–135. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Jump up to: а б Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Эльфы: Сородичи и миграции». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 152–154. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Фими, Димитра (2010) [2008]. Толкин, Раса и история культуры: от фей до хоббитов . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 23–27. ISBN 978-0-230-27284-2 . OCLC 619082411 .
- ^ Гарт, Джон (2003). Толкин и Великая война . Лондон: HarperCollins (опубликовано в 2004 г.). п. 76. ИСБН 978-0-00-711953-0 .
- ^ Бернс, Марджори (2005). Опасные королевства: кельтское и норвежское в Средиземье Толкина . Университет Торонто Пресс . стр. 22–23. ISBN 0-8020-3806-9 .
- ^ Jump up to: а б с Штраубхаар, Сандра Баллиф (2013) [2007]. «Мужчины, Средиземье». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 414–417. ISBN 978-1-135-88034-7 .
- ^ Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . стр. 74, 149. ISBN. 978-0261102750 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 265, 362, 438.
- ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2005). Властелин колец: спутник читателя . ХарперКоллинз . стр. 137, 142–146. ISBN 978-0-00-720907-1 .
- ^ Рателифф, Джон Д. (2007). Мистер Бэггинс . ХарперКоллинз . стр. 50, 59. ISBN. 978-0007235551 .
- ^ Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . стр. 36–37. ISBN 978-0261-10401-3 . ; резюмировано в Ли, Стюарт Д .; Солопова, Елизавета (2005). Ключи Средиземья: открытие средневековой литературы через художественную литературу Дж. Р. Р. Толкина . Пэлгрейв . стр. 109–111. ISBN 978-1403946713 .
- ^ Драут, Майкл, округ Колумбия ; Хитоцубаши, Намико; Скавера, Рэйчел (2014). «Толкин создает впечатление глубины». Толкиенские исследования . 11 (1): 167–211. дои : 10.1353/tks.2014.0008 . ISSN 1547-3163 . S2CID 170851865 .
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина : переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1964). Дж. Р. Р. Толкин: Дерево и лист . Лондон: HarperCollins (опубликовано в 2001 г.). ISBN 0-00-710504-5 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, JRR (1987). Кристофер Толкин (ред.). Затерянная дорога и другие сочинения . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-45519-7 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1996). Кристофер Толкин (ред.). Народы Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-82760-4 .