Jump to content

Boeing Vertol CH-46 Sea Knight

(Перенаправлено с H-46 Sea Knight )

CH-46 Морской рыцарь
Модель 107
CH-46 корпуса морской пехоты США HMM-364 пролетает над Хантингтон-Бич , Калифорния , в октябре 2011 года.
Роль Транспортный вертолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель
Первый полет 22 April 1958 (V-107)
Введение 1964
Ушедший на пенсию
  • 2004 г. (ВМС США)
  • 2015 (Корпус морской пехоты США)
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Корпус морской пехоты США (исторический)
Произведено 1962–1971
Количество построенных Н-46: 524 [ 1 ]
Развитый в Боинг CH-47 Чинук

Boeing Vertol CH-46 Sea Knight — американский средней грузоподъемности с тандемными винтами транспортный вертолет и двумя турбовальными двигателями . Он был разработан компанией Vertol и изготовлен компанией Boeing Vertol после приобретения Vertol компанией Boeing .

Разработка Sea Knight, который первоначально был обозначен фирмой как Vertol Model 107 , началась в 1956 году. Он задумывался как преемник первого поколения винтокрылых машин, таких как H-21 «Летающий банан», который приводится в действие поршневыми двигателями ; вместо него в V-107 использовался новый турбовальный двигатель. 22 апреля 1958 года прототип В-107 совершил свой первый полет . В июне 1958 года армия США заключила контракт на строительство десяти серийных самолетов, получивших обозначение YHC-1A , на базе V-107; этот первоначальный заказ позже был сокращен до трех YHC-1A. В 1961 году Корпус морской пехоты США (USMC), изучавший требования к двухтурбинному грузовому/десантному вертолету средней грузоподъемности, выбрал модель 107M компании Boeing Vertol в качестве основы для производства подходящего винтокрылого аппарата, соответствующего их требованиям. потребности. Известный в просторечии как «Фрог» и формально как «Морской рыцарь», он эксплуатировался во всех оперативных средах Корпуса морской пехоты США с момента его появления во время Война во Вьетнаме и выход на передовую в 2014 году.

Sea Knight эксплуатировался морской пехотой США для обеспечения всепогодной, круглосуточной десантной перевозки боевых войск, припасов и оборудования, пока он не был заменен на MV-22 Osprey в 2010-х годах . Морская пехота США также использовала вертолет для боевой поддержки , поиска и спасения (SAR), эвакуации раненых и тактического восстановления самолетов и персонала (TRAP). Sea Knight также использовался в качестве ВМС США стандартного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности этот тип был выведен из эксплуатации в пользу MH-60S Knighthawk до того, как в начале 2000-х . Винтокрылую машину также приобрели несколько зарубежных эксплуатантов. Канада эксплуатировала Sea Knight, получивший обозначение CH-113 ; до 2004 года этот тип использовался преимущественно в качестве поисково-спасательных служб. Другими экспортными покупателями этого типа были Япония , Швеция и Саудовская Аравия . Коммерческой версией винтокрылого аппарата является BV 107-II , обычно называемый просто «Вертол». «Морской рыцарь» — вертолет-амфибия, способный приземляться прямо на спокойную воду и плавать, но лишь на несколько часов.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В 1940-х и 1950-х годах американский производитель винтокрылых машин Piasecki Helicopter стал новатором в разработке с тандемным винтом вертолетов ; пожалуй, самым известным из них является H-21 «Flying Banana» с поршневым двигателем, один из первых многоцелевых и транспортных вертолетов. В 1955 году компания Piasecki была официально переименована в Vertol Corporation (что означает вертикальный взлет и посадку ); Примерно в это же время начались работы по разработке нового поколения вертолетов с тандемными винтами. В 1956 году новая конструкция получила внутреннее обозначение компании Vertol Model 107 , или просто V-107 ; Этот винтокрылый аппарат отличался от своих предшественников тем, что в нем использовался недавно разработанный турбовальный двигатель вместо поршневых аналогов. В том же году началось строительство прототипа, оснащенного парой турбовальных двигателей Lycoming T53 , каждый из которых имел мощность 877 л.с. (640 кВт). [ 2 ]

Прототип В-107 1961 года.

22 апреля 1958 года прототип В-107 совершил свой первый полет . [ 3 ] Чтобы привлечь внимание к недавно разработанному винтокрылому аппарату, было решено использовать прототип для проведения серии демонстрационных полетов во время тура по Соединенным Штатам и нескольким зарубежным странам. В июне 1958 года было объявлено, что армия США заключила с компанией Vertol контракт на постройку десяти серийных самолетов на базе V-107, получивших обозначение YHC-1A . [ 4 ] Однако позже этот заказ был уменьшен до трех вертолетов; По словам автора авиации Джея П. Спенсера, сокращение было введено для того, чтобы армия США могла отвлечь средства на разработку конкурирующего вертолета V-114 , который также представлял собой конструкцию с тандемным несущим винтом с турбинным двигателем, но значительно большего размера. чем В-107. [ 4 ] Все три самолета YHC-1A армии США были оснащены парами двигателей GE-T-58 . В августе 1959 года первый винтокрыл модели YHC-1A совершил свой первый полет; независимо, вскоре за ним последовал первый полет улучшенной модели, предназначенной для коммерческого и экспортного рынков, получившей обозначение 107-II . [ 1 ]

В 1960 году Корпус морской пехоты США разработал потребность в двухтурбинном десантно-грузовом десантном вертолете средней грузоподъемности для замены различных типов с поршневыми двигателями, которые тогда широко использовались на вооружении. [ 5 ] В том же году американская авиационная компания Boeing приобрела компанию Vertol, после чего группа была переименована в Boeing Vertol . [ 4 ] После конкурса между несколькими конкурирующими разработками в начале 1961 года было объявлено, что Boeing Vertol был выбран для производства модели 107M для Корпуса морской пехоты США, где она получила обозначение HRB-1 . [ 1 ] В 1962 году ВВС США разместили собственный заказ на 12 вертолетов XCH-46B Sea Knight , имевших обозначение XH-49A ; однако позже служба решила отменить заказ из-за задержки его доставки; вместо этого ВВС США решили закупить конкурирующий Sikorsky S-61R . вместо него [ нужна ссылка ]

После первого полета Sea Knight в августе 1962 года военное обозначение было изменено на CH-46A . В ноябре 1964 года началось внедрение CH-46A морской пехоты и UH-46A ВМФ. Вариант UH-46A представлял собой модифицированную версию винтокрылого аппарата для выполнения задач по вертикальному пополнению запасов . [ 1 ] CH-46A был оснащен парой турбовальных двигателей T58-GE8-8B, каждый мощностью 1250 л.с. (930 кВт); это позволяло Sea Knight перевозить до 17 пассажиров или максимум 4000 фунтов (1815 кг) груза. [ 6 ]

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]
CH-46D, прикрепленный к HC-11, поднимает груз во время миссии VERTREP с авианосцем «Авраам Линкольн» .
CH-46 Sea Knight на авианосце USS Saipan
Формирование HH-46E, используемое для поисково-спасательных операций.

В 1966 году началось производство улучшенного CH-46D , вскоре после этого последовали поставки. Эта модель отличалась различными усовершенствованиями, включая модифицированные лопасти несущего винта и использование более мощных турбовальных двигателей T58-GE-10. [ 1 ] мощностью 1400 л.с. (1040 кВт) каждый. Увеличенная мощность этих новых двигателей позволила CH-46D нести увеличенную полезную нагрузку, например, до 25 военнослужащих или максимум 7000 фунтов (3180 кг) груза. [ 6 ] В конце 1967 года улучшенная модель была представлена ​​на театре военных действий во Вьетнаме , где она дополнила существующий парк CH-46A Корпуса морской пехоты США, который оказался относительно ненадежным и проблематичным в эксплуатации. [ 7 ] Наряду с CH-46D морской пехоты ВМС США также приобрели небольшое количество UH-46D для целей пополнения запасов кораблей. [ 8 ] Кроме того, около 33 CH-46A были постепенно переоборудованы в соответствии со стандартом CH-46D. [ 6 ]

В период с 1968 по 1971 год Корпус морской пехоты США получил несколько стандартных винтокрылых машин CH-46F. Эта модель сохранила двигатели T58-GE-10, использовавшиеся на CH-46D, но имела обновленную авионику и ряд других модификаций. CH-46F был последней серийной моделью этого типа. [ 1 ] За время эксплуатации «Морской рыцарь» получил множество модернизаций и модификаций. Со временем большинство Sea Knights Корпуса морской пехоты США были модернизированы до улучшенного стандарта CH-46E. Эта модель имела лопасти несущего винта из стекловолокна , меры усиления по всему планеру, а также модернизацию более модернизированных двигателей T58-GE-16, способных развивать мощность 1870 л.с. (1390 кВт) каждый; кроме того, несколько CH-46E были модифицированы, чтобы удвоить максимальный запас топлива. [ 6 ] Начиная с середины 1990-х годов были приняты программы динамической модернизации компонентов (DCU), в которых основное внимание уделялось внедрению усиленных систем привода и модифицированных органов управления ротором. [ нужна ссылка ]

Коммерческий вариант BV 107-II был впервые заказан компанией New York Airways в 1960 году. В июле 1962 года они получили свои первые три самолета, рассчитанные на 25 пассажиров. [ 5 ] В 1965 году Boeing Vertol продала права на производство модели 107 японскому конгломерату Kawasaki Heavy Industries . В соответствии с этим соглашением все гражданские и военные самолеты модели 107, построенные в Японии, получили обозначение КВ 107 . [ 5 ] 15 декабря 2006 г. компания Columbia Helicopters, Inc получила сертификат типа на BV 107-II; Сообщается, что в то время компания находилась в процессе получения производственного сертификата Федерального авиационного управления (FAA). О планах фактического производства самолета не сообщалось. [ 5 ]

Морской рыцарь с припасами, силуэт трехколесного шасси
Глядя из кабины CH-46, на другой

Boeing Vertol CH-46 Sea Knight средней грузоподъемности с тандемными винтами — транспортный вертолет , оснащенный набором несущих винтов встречного вращения в тандемной конфигурации. Обычно он приводился в движение парой турбовальных двигателей General Electric T58, которые устанавливались с каждой стороны постамента заднего несущего винта; Мощность на передний винт передавалась от задних двигателей через приводной вал . В целях резервирования оба двигателя соединены таким образом, чтобы любой из них мог обеспечивать питание обоих несущих винтов в случае отказа одного двигателя или аналогичной аварийной ситуации. Каждый из роторов имеет три лопасти, которые можно сложить для облегчения хранения и выполнения операций на море. [ 6 ] CH-46 имеет фиксированное трехопорное шасси со сдвоенными колесами на всех трех опорах шасси; такая конфигурация обеспечивает подъем носа, что облегчает погрузку и разгрузку груза. Две основные стойки шасси были установлены внутри выступающих задних спонсонов ; Свободное внутреннее пространство спонсонов также используется для размещения топливных баков общей емкостью 350 галлонов США (1438 л). [ 6 ]

Дверной стрелок с установленным на цапфе пулеметом М2 калибра .50 на борту морского пехотинца CH-46, август 2006 г.

Интерьер CH-46 в основном занимал грузовой отсек с задней погрузочной рампой, которую можно было снять или оставить открытой в полете для перевозки удлиненных грузов или для десантирования с парашютом. Обычно предусматривалось различное оборудование, помогающее использовать его в качестве вспомогательного винтокрылого аппарата, например, внутренняя лебедка, установленная в носовой кабине, которую можно использовать для облегчения погрузки путем втягивания внешнего груза на поддонах в самолет через аппарель и ролики, а также опционально прикрепленный к днищу грузовой крюк , который обычно рассчитан на 10 000 фунтов (4500 кг) для перевозки грузов снаружи под Sea Knight; Несмотря на то, что крюк был рассчитан на 10 000 фунтов (4500 кг), безопасность ограничивалась уменьшением полезной нагрузки по мере того, как они становились старше. При эксплуатации в типичной конфигурации CH-46 обычно управляется экипажем из трех человек; При необходимости может быть размещен более крупный экипаж, что будет зависеть от специфики миссии. Например, поисково-спасательный вариант (SAR) обычно включает в себя экипаж из пяти человек (пилот, второй пилот, начальник экипажа, пловец и медик), чтобы облегчить все аспекты таких операций. В целях самообороны А. оси Установленный на Браунинг калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) пулемет мог быть установлен с каждой стороны вертолета. [ 6 ] Служба в Юго-Восточной Азии привела к добавлению брони вместе с пулеметами. [ 1 ]

CH-46 был частично амфибийным вертолетом и мог приземляться прямо на воду и отдыхать до двух часов. [ 9 ] в спокойной воде. [ 10 ] Задние спонсоны вмещают две из трех опор шасси, а также самоуплотняющиеся топливные баки. [ 9 ]

Операционная история

[ редактировать ]
HH-46D ВМС пополняет запасы военного корабля США Триполи , 1994 г.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Известный в просторечии как «Фрог», «Морской рыцарь» использовался во всех оперативных средах морской пехоты США с момента его появления во время войны во Вьетнаме до выхода на пенсию в 2015 году. [ 11 ] Долговечность этого типа и репутация надежности привели к появлению таких мантр, как «лягушки навсегда» и «никогда не доверяйте вертолету младше 30 лет». [ 12 ] CH-46 перевозили личный состав, эвакуировали раненых, снабжали передовые пункты вооружения и дозаправки (FARP), выполняли вертикальное пополнение запасов, поисково-спасательные работы, восстановление сбитых самолетов и экипажей и другие задачи.

Вьетнамская война

[ редактировать ]
Горящий морской пехотинец CH-46 из HMM-265 после попадания под огонь вражеской зенитной артиллерии в « Вертолетной долине », 15 июля 1966 года. [ 13 ]

Во время войны во Вьетнаме CH-46 был одним из лучших транспортных вертолетов морской пехоты США на театре военных действий, занимая место между меньшим Bell UH-1 Iroquois и более крупным Sikorsky CH-53 Sea Stallion и постепенно заменяя UH-34 . Эксплуатация CH-46 была затруднена серьезными техническими проблемами; двигатели, которые были склонны к повреждению посторонними предметами (FOD) из-за попадания в них обломков при зависании близко к земле и, как следствие, к остановке компрессора , имели срок службы всего 85 летных часов; 21 июля 1966 года все CH-46 были заземлены до установки более эффективных фильтров. [ 14 ]

3 мая 1967 года самолет CH-46D на авиабазе морской пехоты Санта-Ана разбился, в результате чего погибли все четыре члена экипажа. В течение трех дней следователи установили, что монтажные кронштейны главной трансмиссии вышли из строя, что привело к зацеплению передних и задних перекрывающихся роторов. Все CH-46 были временно остановлены для проверки. 13 мая CH-46A разбился у берегов Вьетнама, когда в полете отломился хвостовой пилон, на котором находились двигатели, главная трансмиссия и кормовые несущие винты. Все четыре члена экипажа погибли. 20 июня разбился еще один CH-46A, но двое из четырех человек экипажа выжили. И снова, хотя самолет не удалось поднять из воды, предполагалось, что произошел какой-то отказ в заднем пилоне. 30 июня CH-46D в Санта-Ане разбился, когда от самолета отделилась лопасть несущего винта, все трое членов экипажа выжили. В результате последней аварии все CH-46D были немедленно остановлены, но CH-46A продолжили полеты. 3 июля еще один CH-46A разбился во Вьетнаме, в результате чего погибли все четыре морских пехотинца его экипажа. Причиной катастрофы снова назвали выход из строя главной трансмиссии. [ 15 ] : 121–2 

31 августа 1967 года самолет CH-46A, выполнявший миссию по медицинской эвакуации на военный корабль США « Триполи», распался в воздухе, в результате чего погибли все находившиеся на нем пассажиры. На следующий день с другим CH-46A произошел аналогичный инцидент на авиабазе Марбл-Маунтин, в результате чего этот тип был остановлен для всех случаев, за исключением чрезвычайных ситуаций, и сократил возможности морской перевозки по воздуху вдвое. [ 16 ] : 170  Расследование, проведенное совместной группой по расследованию авиационных происшествий командования ВМС и Boeing Vertol, показало, что структурные разрушения произошли в области заднего пилона, что привело к отрыву заднего несущего винта в полете и, возможно, стало причиной нескольких предыдущих потерь. Команда рекомендовала внести изменения в конструкцию и системы для усиления крепления заднего несущего винта, а также установить индикатор для обнаружения чрезмерной нагрузки на критические части самолета. 80 CH-46A были отправлены на авиабазу Корпуса морской пехоты Футенма на Окинаве , где они прошли необходимые модификации объединенными силами морской пехоты и персонала Boeing Vertol. Модифицированные CH-46A начали возвращаться в строй в декабре 1967 года, и все они были возвращены в строй к февралю 1968 года. [ 16 ] : 210–1  [ 15 ] : 123 

Во время Пасхального наступления 1972 года «Морские рыцари» активно использовались для переброски сухопутных войск США и Южного Вьетнама к линии фронта и вокруг нее. [ 17 ] CH-46 морской пехоты участвовали в операции «Частый ветер » по эвакуации Сайгона в апреле 1975 года, и последним вертолетом, покинувшим крышу посольства США, был CH-46 HMM-164 . [ 18 ] К концу военной операции США во Вьетнаме более сотни «Морских рыцарей» были потеряны в результате вражеского огня. [ 19 ]

Пост-Вьетнам

[ редактировать ]
CH-46E доставляет припасы выжившим после оползня, 2006 г.
CH-46 вылетает после высадки морских пехотинцев 22-го экспедиционного отряда морской пехоты на юге Центрального Афганистана, 2004 г.
CH-46E из VMM-268 применяет бортовые средства противодействия во время операции «Свобода Ирака» , 2008 г.
CH-46 Sea Knight перевозит груз

В феврале 1968 года Командование развития и образования морской пехоты получило несколько CH-46 для проведения испытаний по распространению гербицидов с использованием систем HIDAL (вертолет, устройство для распыления инсектицидов, жидкость); тестирование показало необходимость доработки и дальнейшего изучения. [ 20 ] Вертолеты с тандемными винтами часто использовались для перевозки ядерных боеголовок; CH-46A был предназначен для использования в военно-морском спецназе со специальным атомным подрывным боеприпасом (SADM). [ 21 ] Учения по авариям с ядерным оружием 1983 года (NUWAX-83), имитирующие крушение военно-морского самолета CH-46E с тремя ядерными боеголовками, были проведены на испытательном полигоне в Неваде по поручению нескольких федеральных агентств; Учения, в которых использовались настоящие радиологические агенты, были показаны в документальном фильме, снятом Министерством обороны по ядерной энергии . [ 22 ]

CH-46 морской пехоты США использовались для переброски 8-го полка морской пехоты в Гренаду во время операции «Срочная ярость» , эвакуировали выжившего члена экипажа сбитого AH-1 Cobra, а затем перевозили пехоту из 75-го полка рейнджеров для обеспечения безопасности и эвакуации американских студентов в Гранд-Сити. Кампус Университета Святого Георгия в Ансе , хотя один из них разбился после столкновения с пальмой.

CH-46E Sea Knights также использовались Корпусом морской пехоты США во время вторжения в Ирак в 2003 году . В одном из инцидентов, произошедших 1 апреля 2003 года, самолеты морской пехоты CH-46E и CH-53E перевозили рейнджеров армии США и войска специальных операций для эвакуации пленного рядового Джессики Линч из иракского госпиталя. [ 23 ] Во время последующей оккупации Ирака и операций по борьбе с повстанцами CH-46E активно использовался в роли CASEVAC, поскольку от него требовалось поддерживать круглосуточную доступность независимо от условий. [ 24 ] По словам авторов Уильямсона Мюррея и Роберта Х. Скейлза, «Морской рыцарь» продемонстрировал серьезные проблемы с надежностью и техническим обслуживанием во время своего развертывания в Ираке, а также «ограниченные подъемные возможности». [ 25 ] После потери многочисленных американских вертолетов на иракском театре военных действий морские пехотинцы решили оснастить свои CH-46 более совершенными средствами противоракетного противодействия. [ 26 ]

ВМС США сняли этот тип 24 сентября 2004 года, заменив его MH-60S Seahawk ; [ 27 ] Корпус морской пехоты сохранил свой флот, пока был развернут MV-22 Osprey . [ 28 ] В марте 2006 года 263-я эскадрилья средних вертолетов морской пехоты (HMM-263) была дезактивирована и переименована в VMM-263, чтобы служить первой эскадрильей MV-22. [ 29 ] Процесс замены продолжался в других эскадрильях средних вертолетов в 2014 году. 5 октября 2014 года Sea Knight выполнил свой последний служебный полет вместе с Корпусом морской пехоты США на авиабазе Мирамар . HMM-364 была последней эскадрильей, которая использовала его за пределами Соединенных Штатов, приземлив его на борт военного корабля США « Америка» во время его первого транзита. 9 апреля 2015 года CH-46 был выведен из эксплуатации 164-й учебной эскадрильей средних вертолетов морской пехоты , последней эскадрильей морской пехоты, перешедшей на MV-22. [ 30 ] [ 31 ] Морская пехота США списала CH-46 1 августа 2015 года на церемонии в Центре Удвар-Хейзи недалеко от Вашингтона, округ Колумбия. [ 11 ]

флота Начиная с апреля 2011 года Восточный центр готовности ВМС начал ремонт снятых с вооружения USMC CH-46E для службы в Государственного департамента США авиакрыле . [ 32 ] Некоторое количество CH-46 из состава HMX-1 было передано в авиакрыло в конце 2014 года. [ 33 ] В Афганистане самолеты CH-46 использовались компанией Embassy Air для безопасной перевозки сотрудников Госдепартамента. CH-46 были оснащены датчиками предупреждения о ракетном нападении и дозаторами ракет и могли быть вооружены пулеметами M240D или M2 Browning. [ 34 ] В отчете генерального инспектора Государственного департамента за сентябрь 2019 года было установлено, что место в CH-46 на семиминутный полет стоит 1500 долларов США (~ 1763 доллара в 2023 году). [ 35 ]

Эвакуация Афганистана

[ редактировать ]

Семь самолетов CH-46 авиакрыла Госдепартамента приняли участие в воздушной переброске в Кабул в 2021 году . До полного вывода американских войск все семь были приведены в негодность и заброшены в международном аэропорту Кабула , и их можно увидеть на многих видео и фотографиях в Интернете. Один из брошенных CH-46 (BuNo 154038, c/n 2389) также принимал участие в операции «Частый ветер» 46 лет назад. Госдепартамент США подвергся критике за оставление самолета. Комментируя этот вопрос, в Госдепартаменте США заявили, что вертолеты уже выводятся из состава авиакрыла Госдепартамента из-за их возраста и невозможности их обслуживания. Семь оставшихся самолетов CH-46 были единственными самолетами Госдепартамента США, оставшимися в международном аэропорту Кабула. [ 36 ]

CH-113 Лабрадор
CH-113 «Лабрадор» приземлился на «Клэппер», морскую скалу у оконечности острова Белл в Ньюфаундленде.

Королевские ВВС Канады закупили шесть вертолетов CH-113 Labrador для выполнения функций SAR, а канадская армия приобрела 12 аналогичных вертолетов CH-113A Voyageur для использования в качестве транспортных средств средней грузоподъемности. Первыми были доставлены RCAF Labradors, первый из которых поступил на вооружение 11 октября 1963 года. [ 37 ] [ 38 ] закупили более крупный CH-147 Chinook Когда в середине 1970-х годов канадские вооруженные силы , флот Voyageur был преобразован в спецификации Labrador для выполнения поисково-спасательных операций. Отремонтированные «Вояджеры» были переименованы в CH-113A «Лабрадоры», таким образом, всего в эксплуатации находилось 15 лабрадоров. [ 38 ]

«Лабрадор» был оснащен водонепроницаемым корпусом для высадки морских десантов, грузовым крюком массой 5000 кг и внешним спасательным подъемником, установленным над правой передней дверью. Он имел дальность полета 1110 километров, оборудование для оказания неотложной медицинской помощи и вместимость 18 человек. [ 38 ] Во многих случаях на протяжении 1970-х и 1980-х годов такая увеличенная дальность полета позволяла CH-113 оказывать помощь миссиям береговой охраны США (USCG) или выполнять медицинскую эвакуацию на большие расстояния на расстояния, которые вертолеты USCG в то время просто не могли достичь. [ 39 ]

провела среднюю модернизацию парка самолетов В 1981 году компания Boeing Canada в Арнприоре, Онтарио . Схема модернизации, известная как SAR-CUP (Программа модернизации поисково-спасательных возможностей), включала в себя новые приборы, носовой метеорадиолокатор, хвостовую вспомогательную силовую установку, новый высокоскоростной спасательный подъемник, установленный над боковой дверью и передние прожекторы. Всего было модернизировано шесть CH-113 и пять CH-113A, последний из которых был поставлен в 1984 году. Тем не менее, как поисково-спасательный вертолет он выдержал интенсивное использование и неблагоприятные погодные условия; которые начали сказываться на флоте Лабрадоров к 1990-м годам, что привело к увеличению затрат на техническое обслуживание и необходимости быстрой замены. [ 38 ]

В 1992 году было объявлено, что «Лабрадоры» должны быть заменены 15 новыми вертолётами, вариантом AgustaWestland EH101 , получившим обозначение CH-149 Chimo . Впоследствии приказ был отменен правительством Жана Кретьена либеральным в 1993 году, что привело к штрафам за отмену, а также к продлению срока службы флота Лабрадоров. Однако в 1998 году самолет CH-113 авиакомпании CFB Greenwood в Квебеке разбился на полуострове Гаспе , возвращаясь из поисково-спасательной миссии, в результате чего погибли все члены экипажа на борту. Катастрофа заставила правительство закупить замену, поэтому у производителей EH101 был размещен заказ на 15 самолетов для выполнения поисково-спасательной миссии, получивших обозначение CH-149 Cormorant . Поставки CH-149 начались в 2003 году, что позволило вывести из эксплуатации последний CH-113 в 2004 году. [ 38 ] В октябре 2005 года компания Columbia Helicopters из Авроры, штат Орегон, приобрела восемь снятых с вооружения CH-113 Labrador, чтобы пополнить свой парк из 15 вертолетов Vertol 107-II. [ 40 ]

Гкп 4А, 1983 г.

В 1963 году Швеция закупила у США десять UH-46B в качестве транспортных и противолодочных вертолетов для шведских вооруженных сил , получивших обозначение Hkp 4A. В 1973 году для замены более старого Piasecki H-21 были приобретены еще восемь КВ-107 производства Kawasaki, получившие соответственно обозначение Hkp 4B. Во время холодной войны основными задачами флота были противолодочная борьба и транспортировка войск. Они также часто использовались в поисково-спасательных операциях, наиболее известный из которых — во время спасательной операции судна MS «Эстония» после того, как оно затонуло в Балтийском море 28 сентября 1994 года. В 1980-х годах Hkp 4A был снят с производства и заменен на Еврокоптер AS332 Супер Пума ; более поздние «Морские рыцари», построенные Кавасаки, продолжали находиться в эксплуатации до 2011 года, их заменили UH-60 Black Hawk и NH90 .

Аргентина

[ редактировать ]

15 сентября 2023 года генерал Аргентины командующий ВВС Ксавье Иссак проинформировал средства массовой информации, что Аргентина направила письмо с просьбой к США одобрить ремонт излишков CH-46, которые в настоящее время хранятся в 309-й группе аэрокосмического обслуживания и регенерации в Аризоне . Также изучается наличие гражданских самолетов CH-46. Они будут использоваться для поддержки аргентинских антарктических баз . CH-46 заменят два вертолета Ми-171Е, приобретенные в 2010 году, но теперь не подлежащие ремонту Россией из-за санкций, вызванных вторжением России в Украину . [ 41 ]

Гражданский и другие

[ редактировать ]
Columbia Helicopters BV 107-II в Папуа-Новой Гвинее

Гражданская версия, получившая обозначение BV 107-II Vertol , [ 42 ] был разработан до военного CH-46. Его коммерчески эксплуатировали компании New York Airways, Pan American World Airways , а затем Columbia Helicopters. [ 42 ] Среди разнообразия задач было пригородное сообщение в середине 1960-х годов с крыши небоскреба Pan Am на Манхэттене до аэропорта имени Джона Кеннеди в Квинсе, [ 43 ] тянет баржу на воздушной подушке , [ 44 ] [ 45 ] и строительство опор для воздушных линий электропередачи . [ 46 ]

В декабре 2006 года Columbia Helicopters приобрела у Boeing сертификат типа модели 107 с целью в конечном итоге самостоятельно производить самолеты новой постройки. [ 47 ]

Варианты

[ редактировать ]

Американские версии

[ редактировать ]
CH-46 Морской рыцарь HC-11
Модель 107
Номер модели компании для базового прототипа, построен один.
Модель 107-II
Вертолет коммерческой авиакомпании. Все последующие коммерческие самолеты производились как BV 107-II-2, два были построены как прототипы Boeing Vertol, пять проданы компании New York Airways, десять поставлены Kawasaki в виде узлов или деталей. Второй прототип был позже перестроен в замену потерянного подразделения шведского флота Sea Knight. На шведской службе он получил название Y64. [ нужна ссылка ]
Модель 107М
Номер модели компании военно-транспортного BV-107/II-2 для Корпуса морской пехоты США .
YHC-1A
Вертол Модель 107 для испытаний и оценки армии США . Принят на вооружение Корпуса морской пехоты США как HRB-1. Позже переименован в YCH-46C , построено три.
HRB-1
Первоначальное обозначение до переименования в CH-46A перед поставкой в ​​соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года .
СН-46А
Средний штурмовой, грузовой транспортный и поисково-спасательный вертолет для морской пехоты США, оснащенный двумя турбовальными двигателями General Electric T58-GE-8 мощностью 1250 л.с. (935 кВт). Ранее обозначался HRB-1. 160 построено для морской пехоты США, один статический планер.
UH-46А
Транспортный вертолет средней грузоподъемности для ВМС США . Аналогичен CH-46A. 14 построено.
HH-46А
Примерно 50 CH-46A были переоборудованы в вертолеты SAR для спасательных операций на базах ВМС США.
РХ-46А
Запланировано переоборудование CH-46A в вертолеты-тральщики для ВМС США, переоборудования не было. Вместо этого девять SH-3A были переоборудованы в конфигурацию RH-3A.
UH-46B
Разработка CH-46A по спецификации HX/H2 для ВВС США ; 12 заказанных в 1962 году, отмененных и вместо них заказаны Sikorsky S-61R / CH-3C.
ЯЧ-46С
YHC-1A получил новое обозначение в 1962 году. Армия США сохранила два, НАСА использовало один для испытаний на вертикальную автономную посадку (VALT).
HMX -1 CH-46D вылетает из муниципального аэропорта Санта-Барбары .
СН-46Д
Средний штурмовой и грузовой транспортный вертолет для морской пехоты США, оснащенный двумя турбовальными двигателями General Electric T58-GE-10 мощностью 1400 л.с. (1044 кВт). построено 266 штук.
HH-46D
Уцелевшие HH-46A были модернизированы, а небольшое количество UH-46D было переоборудовано в вертолеты SAR. Модернизация поисково-спасательной службы включала добавление внешнего спасательного подъемника возле передней двери экипажа и доплеровской радиолокационной системы размером 18 х 18 дюймов, расположенной за носовым шасси, которая обеспечивала возможность автоматического зависания над водой днем ​​и ночью на расстоянии морское спасение. Дополнительно напротив входной двери экипажа был установлен «громкоговоритель» для связи со сбитыми авиаторами на земле или в воде.
UH-46D доставляет почту к хвостовой части военного корабля США « Декейтер» .
UH-46D
Транспортный вертолет средней грузоподъемности для боевого снабжения ВМС США. Аналогичен CH-46D. Десять построено и одна переоборудована из CH-46D.
СН-46Э
Примерно 275 планеров -A, -D и -F были обновлены до стандартов CH-46E с улучшенной авионикой, гидравликой, трансмиссией и модернизированными двигателями T58-GE-16 и T58-GE-16/A.
HH-46D используется морской пехотой США для поисково-спасательных работ
HH-46E
Три CH-46E были переоборудованы в вертолеты SAR для первой транспортной эскадрильи морской пехоты (VMR-1) в MCAS Cherry Point. [ 48 ]
СН-46Ф в 1984 году
СН-46Ф
Улучшенная версия CH-46D, электрическое распределение, обновление com/nav BUNO 154845-157726. Последняя серийная модель в США. Построено 174 самолета, позже преобразованных в CH-46E. [ нужна ссылка ]
ВХ-46Ф
Неофициальное обозначение стандартного CH-46F, используемого HMX-1 в качестве транспортного вертолета поддержки VIP.
СН-46Х
Вертолет на замену, основанный на модели Boeing Model 360 , этот демонстратор передовых технологий 1980-х годов так и не поступил в производство. В конструкции самолета в значительной степени использовались композиты, и он имел более мощную трансмиссию для работы с двумя двигателями Avco-Lycoming AL5512 (4200 л.с.). [ 49 ]
ХН-49
Первоначальное обозначение UH-46B.

Канадские версии

[ редактировать ]
CH-113 Лабрадор
Поисково-спасательная версия модели 107-II-9 для Королевских ВВС Канады.
CH-113A Вояджер
Штурмовая и транспортная версия модели 107-II-28 для канадской армии. Позже преобразован в CH-113A Labrador, когда канадские вооруженные силы приобрели CH-47 Chinook.

Японские версии

[ редактировать ]
CHI Kawasaki Vertol KV-107II забрасывает ведро во время Йеллоустонских пожаров 1988 года.
Кабина 107II производства Kawasaki.
Интерьер В-107 в музее
КВ-107II-1 (КТ58-110-1)
Универсальный транспортный вариант, построенный из комплектов, поставленных Boeing.
КВ-107II-2 (КТ58-110-1)
Версия для коммерческих авиакомпаний, девять построено из комплектов, поставленных Boeing.
КВ-107IIА-2 (КТ58-140-1)
Усовершенствованная версия КВ-107/II-2, построено три.
КВ-107II-3 (КТ58-110-1)
Версия тральщика для Морских сил самообороны Японии (JMSDF), построено два.
КВ-107IIА-3 (СТ58-ИХИ-10-М1)
Модернизированная версия КВ-107/II-3, построено семь штук.
КВ-107II-4 (СТ58-ИХИ-110-1)
Штурмовая и грузовая транспортная версия для Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF), построено 41 экземпляр.
КВ-107II-4А (СТ58-ИХИ-110-1)
VIP-версия КВ-107/II-4, построена одна.
КВ-107IIА-4 (СТ58-ИХИ-140-1)
Модернизированная версия КВ-107/II-4, построено 18 штук.
КВ-107II-5 (СТ58-ИХИ-110-1)
Версия SAR дальнего действия для Воздушных сил самообороны Японии (JASDF), построено 17 штук.
КВ-107IIА-5 (СТ58-ИХИ-104-1)
Модернизированная версия КВ-107II-5, построено 35 штук.
КВ-107II-7 (КТ58-110-1)
VIP-транспортная версия, построена одна.
KV-107II-16
HKP 4C для ВМС Швеции . Оснащен турбовальными двигателями Rolls-Royce Gnome H.1200, построено восемь.
КВ-107IIА-17 (КТ58-140-1)
Построена транспортная версия дальнего действия для столичного управления полиции Токио.
КВ-107IIА-СМ-1 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
Пожарный вертолет для Саудовской Аравии, построено семь.
КВ-107IIА-СМ-2 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
Аэромедицинский и спасательный вертолет для Саудовской Аравии, построено четыре.
КВ-107IIА-СМ-3 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
Транспортный VIP-вертолет для Саудовской Аравии, построено два.
КВ-107IIА-СМ-4 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
Вертолет санитарной авиации для Саудовской Аравии, построено три.

Шведские версии

[ редактировать ]
Гражданский прототип Boeing-Vertol на вооружении ВМС Швеции как HKP 4B в 1981 году.
ПКП 4А
Boeing Vertol 107-II-14, первоначально использовавшийся ВВС для поиска и спасения, построено десять.
ПКП 4Б
Boeing Vertol 107-II-15, вертолет минного заградителя/противолодочной борьбы/поисково-спасательного вертолета для ВМФ, три построены и одна переоборудована из гражданского прототипа Boeing-Vertol.
ХКП 4С
Kawasaki KV-107-II-16, усовершенствованный вертолет-минный/противолодочный/спасательный вертолет для ВМФ, построено восемь
ХКП 4Д
Переоборудован HKP 4A для ВМФ в вертолет SAR/ASW, четыре модификации.

Операторы

[ редактировать ]
 Канада
  • Хелифор Канада [ 50 ]
 Соединенные Штаты

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Канадский лабрадор CH-113
 Канада
JGSDF V-107
 Япония
 Саудовская Аравия
Вариант HKP 4A на вооружении ВВС Швеции.
 Швеция

 Таиланд

Солдаты прыгают с CH-46 в 2004 году.
 Соединенные Штаты
Госдепартамент Air Wing CH-46E в 2012 году

Известные аварии и инциденты

[ редактировать ]
Продолжительность: 3 минуты 10 секунд.
Катастрофа CH-46 в 1987 году.
Продолжительность: 47 секунд. Доступны субтитры.
Катастрофа CH-46 в 1999 году.
  • 14 октября 1963 года самолет Boeing Vertol 107 авиакомпании New York Airways, рейс 600, регистрационный номер N6673D, разбился вскоре после взлета из аэропорта Айдлуайлд (ныне JFK) по пути в Ньюарк через Уолл-стрит. Все три пассажира и все три члена экипажа погибли. Причиной аварии стала механическая неисправность из-за загрязнения смазочных материалов. [ 78 ] [ 79 ]
  • 15 июля 1966 года во время войны во Вьетнаме во время операции «Гастингс» два CH-46A из HMM-164 столкнулись в зоне приземления Кроу, а другой врезался в дерево, уклонившись от первых двух, в результате чего двое морских пехотинцев погибли. еще один CH-46 HMM-265, в результате чего погибли еще 13 морских пехотинцев. Позже в тот же день на LZ был сбит [ 80 ]
  • 4 июня 1968 года CH-46D BuNo 152533 из HMM-165 был подбит зенитным огнем в зоне приземления Лун и разбился, в результате чего погибли 13 морских пехотинцев. [ 81 ]
  • 14 марта 1969 года CH-46D BuNo 154841 из HMM-161 был сбит ракетой B-40 во время выполнения миссии по пополнению запасов и медицинской эвакуации в зоне высадки Сьерра , в результате чего погибли 12 морских пехотинцев и 1 санитар ВМФ. [ 82 ]
  • 10 мая 1996 года CH-46E столкнулся в воздухе с ударным вертолетом Bell AH-1W , в результате чего погибли четырнадцать (двенадцать морских пехотинцев, один моряк ВМФ и один армейский солдат), находившиеся на борту двух вертолетов. Пилоты CH-46E получили ранения. Оба вертолета, HMM-266 , эксплуатировались с авианосца Сайпан и участвовали в операции «Пурпурная звезда» — совместных учениях с участием войск США и Великобритании в Кэмп-Лежене , Северная Каролина. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ]
  • 2 октября 1998 года самолет CH-113 Labrador разбился недалеко от Марсуи, Квебек , после пожара в полете. Все шесть членов экипажа погибли. [ 87 ]
  • 9 декабря 1999 года CH-46D Sea Knight BuNo 154790 из HMM-166 разбился во время абордажных учений у побережья Сан-Диего, Калифорния, в результате чего погибли семь морских пехотинцев США. Пилот приземлил CH-46 на палубу USNS Pecos , в результате чего левое заднее колесо и стойка запутались в защитной сетке в задней части корабля, в результате чего он упал в океан. [ 88 ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
КВ-107 с JGSDF на выставке в Аэрокосмическом музее Какамигахара.
HKP 4B шведских вооруженных сил на выставке в Музее ВВС Швеции , Мальмен , Швеция.

Разновидности CH-46 выставлены в музеях Канады, Японии, Швеции и США.

Канада
Япония
Швеция
  • Aeroseum, Gothenburg, Sweden – Boeing Vertol/Kawasaki KV-107-II (CH-46), Hkp 4C, c/n 4093, Fv 04072 "72" [ 96 ]
  • Музей ВВС Швеции, Линчепинг, Швеция. Прототип BV-107-II N6679D. Куплен подержанным у Боинга в 1970 году. [ нужна ссылка ]
Соединенные Штаты
Последний CH-46 корпуса морской пехоты HMM-774 в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи

Технические характеристики (CH-46E)

[ редактировать ]
Кабина CH-46
Кабина, вид в сторону кабины

Данные Международного справочника военных самолетов, 2002/2003 г., [ 109 ] Полная энциклопедия мировых самолетов: Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight), [ 3 ] Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый [ 110 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 5 человек: два пилота, один командир экипажа, один воздушный стрелок/наблюдатель, один хвостовой стрелок.
  • Емкость:
    • 24 военнослужащих или
    • 15 носилок и два обслуживающего персонала или
    • 7000 фунтов (3200 кг)
  • Длина: 44 футов 10 дюймов (13,67 м) (фюзеляж)
83 фута 4 дюйма (25,40 м) (роторы вращаются)
  • Высота: 16 футов 9 дюймов (5,11 м) до верхней части головки заднего ротора.
  • Пустой вес: 15 537 фунтов (7047 кг) [ 111 ]
  • Полная масса: 24 300 фунтов (11 022 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 24 300 фунтов (11 022 кг) [ 111 ]
  • Запас топлива: 350 галлонов США (290 имп галлонов; 1300 л) внутренний
  • Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-16 турбовальных мощностью 1870 л.с. (1390 кВт) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 2 × 50 футов (15 м)
  • Площадь несущего винта: 3926,99 кв. футов (364,829 м ). 2 )
  • Лопастная секция несущего винта: корневая: Boeing VR-7; Совет: Боинг VR-8 [ 112 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 144 узла (166 миль в час, 267 км/ч) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 143 узла (165 миль в час, 265 км/ч) максимум на уровне моря.
  • Дальность: 550 миль (630 миль, 1020 км) с полезной нагрузкой 2400 фунтов (1100 кг)
  • Перегоночная дальность: 600 миль (690 миль, 1100 км)
  • Практический потолок: 17 000 футов (5 200 м)
  • Потолок зависания IGE: 9500 футов (2900 м)
  • Потолок зависания ОГЭ: 5750 футов (1750 м)
  • Скорость набора высоты: 1715 футов/мин (8,71 м/с).
  • Нагрузка на диск: 4,43 фунта/кв. фута (21,6 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,215 л.с./фунт (0,353 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]
Два СН-46 сухопутные

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Страница истории CH-46. Архивировано 3 декабря 2007 года в Wayback Machine . ВМС США, 16 ноября 2000 г.
  2. ^ Апостоло, Джорджио. «Боинг Вертол Модель 107». Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. 1984. ISBN   978-0-517-43935-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Дональд, Дэвид (1997). Полная энциклопедия мировых самолетов: Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight) . Нью-Йорк: Книги Барнса и Нобеля. п. 175. ИСБН  0-7607-0592-5 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Спенсер, Джей П. Вирлибердс, История пионеров вертолетной техники в США . Вашингтонский университет Press, 1998. ISBN   0-295-97699-3 [ нужна страница ]
  5. ^ Перейти обратно: а б с д «Тандемная пара», журнал «Вертикаль» , февраль – март 2007 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Боинг Морской Найт» . Vectorsite.net, 1 августа 2011 г.
  7. ^ Роттман и Хук 2007, с. 10.
  8. ^ Иден, Пол, изд. «Боинг-Вертол H-46 Sea Knight», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Нэшнл Географик. На борту Marine One: факты. Архивировано 6 сентября 2009 года в Wayback Machine. Проверено 28 сентября 2009 года.
  10. ^ Воздушные векторы. Боинг Си Найт и Чинук . «Морской рыцарь на военной службе». Архивировано 3 октября 2009 года в Wayback Machine. Проверено 28 сентября 2009 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б Юань Гу; Сияо Лонг; Кулвант Салуджа (3 августа 2015 г.). «Морские пехотинцы прощаются с «Фрогом» после его последнего полета» . Служба новостей Медилла . Проверено 20 июня 2024 г.
  12. ^ «Спроси морпеха» . HMM-364 Фиолетовая лисица, дамы. Архивировано из оригинала 30 декабря 2006 года.
  13. ^ Кинг, Тим (23 апреля 2012 г.). «Вьетнамская долина вертолетов: кладбище морских пехотинцев CH-46» . Салем-News.com . Салем, Орегон . Проверено 12 декабря 2014 г.
  14. ^ Данстан 2003, стр. 182–184.
  15. ^ Перейти обратно: а б Общественное достояние В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Неудачно, Уильям (1978). Морская пехота и вертолеты 1962–1973 гг. (PDF) . Отдел истории и музеев Корпуса морской пехоты США. ISBN  978-1482313598 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2021 года.
  16. ^ Перейти обратно: а б Общественное достояние В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Телфер, Гэри И. (1984). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: борьба с северным вьетнамцем, 1967 год . Отдел истории и музеев штаб-квартиры Корпуса морской пехоты США. ISBN  978-1482538878 .
  17. ^ Гамильтон, Молли. «Бывший пилот CH-46 Sea Knight делится своими знаниями с выставкой Вьетнамского опыта». Архивировано 30 марта 2015 г. на сайте Wayback Machine Patriotspoint.org , 3 ноября 2014 г.
  18. ^ Данэм, Джордж Р. (1990). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: Горький конец, 1973–1975 (Оперативно-историческая серия Корпуса морской пехоты Вьетнама) (PDF) . Ассоциация морской пехоты. п. 200. ИСБН  978016026455-9 . Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  19. ^ «СН-46 Морской рыцарь» . Национальный музей морской авиации . 27 декабря 2008 года . Проверено 6 мая 2019 г.
  20. ^ Дэрроу, Роберт А. (сентябрь 1971 г.). Исторические, логистические, политические и технические аспекты программы гербицидов/дефолиантов, 1967–1971 гг . Форт-Детрик, Фредерик, доктор медицинских наук: Лаборатории наук о растениях, Химический корпус армии США. п. 30. Резюме деятельности Подкомитета по дефолиации/защитным системам (Подкомитет по контролю за растительностью) Объединенной технической координационной группы/Химико-биологической группы.
  21. ^ «0800031 Специальный атомный подрывной боеприпас (SADM), доставка парашютистом / пловцом / рассекреченный американский фильм о ядерных испытаниях № 31» . osti.gov . Министерство энергетики . Проверено 12 декабря 2014 г.
  22. ^ УЧЕНИЯ ПРИ АВАРИИ С ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ ПОСЛЕ ОТЧЕТА О ДЕЙСТВИЯХ, ТОМ I - КРАТКИЙ ПРОСМОТР (PDF) . База ВВС Киртланд, Альбукерке, Нью-Мексико: ОБЪЕДИНЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБОРОНЫ/Министерство энергетики/Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. 17 октября 1983 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2019 г. . Проверено 6 мая 2019 г.
  23. ^ Стаут, Джей А. Хаммер сверху, Воздушный бой морской пехоты над Ираком . Книги Баллантайна, 2005. ISBN   978-0-89141-871-9 .
  24. ^ Чика, Рокки. «Эвакуация раненых». Журнал Air & Space , сентябрь 2012 г.
  25. ^ Мюррей и Весы 2005, с. 272.
  26. ^ Уорвик, Грэм (23 февраля 2007 г.). «Фото: Корпус морской пехоты США испытывает противоракетную систему для Boeing CH-46 Sea Knight во время сбития иракских вертолетов» . Flightglobal.com . Проверено 6 мая 2019 г.
  27. ^ Кроули, Джеймс В. «Лебединая песня для вертолета ВМФ «Гадкий утенок»» . SignonSanDiego.com.
  28. ^ «Основные программы приобретения - программы боевых элементов авиации» (PDF) . Штаб морской пехоты. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2007 года. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  29. ^ Уайт, LCpl Сэмюэл. «VMM-263 готов написать следующую главу в программе Osprey» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 года.
  30. ^ «Почтенный «Морской рыцарь» совершает прощальные полеты» . Military.com . 3 октября 2014 года . Проверено 6 мая 2019 г.
  31. ^ Морские пехотинцы прощаются с последней действующей эскадрильей CH-46E Sea Knight - News.USNI.org, 10 апреля 2015 г.
  32. ^ «Морской рыцарь обретает новую жизнь» . Командование авиационных систем ВМФ. 9 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
  33. ^ сержант Мелисса Карнат (10 сентября 2014 г.). «Полвека заставляли фрогов летать» . Корпус морской пехоты США . Проверено 16 августа 2021 г.
  34. ^ Дэвид Ченчиотти (24 марта 2020 г.). «Новые интересные фотографии вооруженного вертолета CH-46E «Embassy Air» у посольства США в Кабуле» . Авиационист . Проверено 16 августа 2021 г.
  35. ^ Филип Веллман (24 сентября 2019 г.). «Отчет: Дорогие авиабилеты наносят ущерб работе посольств в Афганистане и Ираке» . Звезды и полосы .
  36. ^ «Афганистан: Что оставили после себя американские войска?» . Новости Би-би-си. 31 августа 2021 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
  37. ^ Милберри, Ларри: Шестьдесят лет - RCAF и воздушное командование 1924–1984 , стр. 472. Макгроу Хилл Райерсон, 1984. ISBN   0-07-549484-1
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Боинг Вертол CH-113 Лабрадор» . Канадский музей авиации и космонавтики . Канадская корпорация музеев науки и техники . Проверено 10 июля 2015 г.
  39. ^ «Десять лучших спасателей береговой охраны» . Новости береговой охраны. 31 июля 2007 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
  40. ^ «Columbia Helicopters приобретает у канадских военных восемь вертолетов CH-113 Labrador» . РоторХаб . RotorHub.com. Архивировано из оригинала 22 декабря 2007 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
  41. ^ Игера, Хосе. «Аргентина рассматривает излишки вертолетов CH-46 в качестве замены Ми-17» . Новости обороны, 23 сентября 2023 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б Эйхель, Гарт. «Колумбия Вертолеты». Журнал «Вертикаль» , февраль – март 2007 г.
  43. ^ Шнайдер, Дэниел Б. (25 июля 1999 г.). «К вашему сведению» « Нью-Йорк Таймс» . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 25 марта 2021 г.
  44. ^ «С днем ​​рождения, Columbia Helicopters! Компания из Орегона отмечает свое 50-летие» Вертикаль (журнал) , 18 апреля 2007 г. Дата обращения: 24 августа 2012 г.
  45. ^ «Парящая баржа» . Архивировано 13 февраля 2016 года в Wayback Machine Columbia Helicopters . Проверено: 24 августа 2012 г.
  46. ^ «Powering Up - журнал «Вертикаль»» . вертикальный маг.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 4 октября 2015 г.
  47. ^ «Паспорт типа сертификата № 1H16» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 17 января 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2020 г. . Проверено 8 февраля 2007 г.
  48. ^ Пейн, Дуг, LCpl (20 декабря 2007 г.). «Педро списывает последние HH-46D» (PDF) . Виндсок . Авиационная база морской пехоты Черри-Пойнт , Северная Каролина . стр. А1, А3. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года . Проверено 27 июля 2008 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  49. ^ «Фото Boeing Model 360 с маркировкой на хвосте CH-46X» . Аэропорт-данные.com. 17 июня 2007 г.
  50. ^ «Хелифор Флит» . helifor.com. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  51. ^ «Колумбия 107-II» . colheli.com . Проверено 7 марта 2013 г.
  52. ^ «ЛИСТ ТИПОВОГО СЕРТИФИКАТА R0013DE» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 9 октября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2017 г. . Проверено 19 июня 2017 г.
  53. ^ «ВВС мира, 1981, стр. 330» . Flightglobal.com . Проверено 7 марта 2013 г.
  54. ^ «Боинг Вертол CH-113 Лабрадор» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2008 года . Проверено 3 января 2013 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б с «ВВС мира, 1987, стр. 66» . Проверено 7 марта 2013 г.
  56. ^ «Устный перевод – Департамент полиции города Токио » из оригинала 18 февраля. Архивировано Получено 15 декабря.
  57. ^ «ВВС мира 2004 стр. 83» . Flightglobal.com . Проверено 7 марта 2013 г.
  58. ^ «Операторы Кавасаки/Вертол КВ107» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б «ВВС мира, 1987, стр. 91» . Проверено 7 марта 2013 г.
  60. ^ «История авиации Таиланда» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
  61. ^ «Боинг-Вертол V 107 N6672D авиакомпании New York Airways» . Проверено 15 декабря 2012 г.
  62. ^ «ПОМОЩНИКИ-ТЯЖЕЛЕЗНЫЕ ПОМОЩНИКИ» . Вертикальный журнал . Проверено 17 декабря 2012 г.
  63. ^ «Вертолет морской пехоты Вьетнама улетает в историю» . utsandiego.com . Проверено 14 декабря 2014 г.
  64. ^ «НМХ-1» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
  65. ^ «262-я морская средняя вертолетная эскадрилья [HMM-262]» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
  66. ^ «Морская средняя вертолетная эскадрилья-265» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
  67. ^ «Морская средняя вертолетная эскадрилья-268» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
  68. ^ «Морская средняя вертолетная эскадрилья-364» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
  69. ^ «764-я морская средняя вертолетная эскадрилья» . штатив.com. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  70. ^ «774-я морская средняя вертолетная эскадрилья» . штатив.com. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  71. ^ «164-я учебная эскадрилья морских средних вертолетов» . штатив.com. Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  72. ^ Ковач, Гретель К. «Вертолет морской пехоты Вьетнама улетает в историю» .
  73. ^ «ВМР-1» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
  74. ^ «Фотографии аэродрома морской пехоты Черри-Пойнт» . MCAS Черри Пойнт. 15 октября 2014 года . Проверено 22 июня 2015 г.
  75. ^ «ВВС мира 2004, стр. 96» . Flightglobal.com . Проверено 21 марта 2015 г.
  76. ^ Полмар, Норман (2005). Путеводитель Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США (18-е изд.). Военно-морской институт. п. 384. ИСБН  978-1-59114-685-8 .
  77. ^ «Старые фроги обретают новую жизнь» . 2012, Правительственная медиакорпорация Gannett. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
  78. ^ Отчет об авиационном происшествии - New York Airways, Inc., Boeing-Vertol 107-II N6673D, международный аэропорт Нью-Йорка, Ямайка, Нью-Йорк, 14 октября 1963 г. (PDF) (Отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте . 24 июня 1964 года. Архивировано (PDF) из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 9 февраля 2007 г.
  79. ^ [1] . aviation-safety.net
  80. ^ Шулимсон, Джек (1982). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: расширяющаяся война, 1966 год . Оперативно-исторический сериал Корпуса морской пехоты Вьетнама. Ассоциация морской пехоты. стр. 164–5. АСИН   B000L34A0C .
  81. ^ «680606 HMM-165 Вьетнам» . Ассоциация боевых вертолетов морской пехоты США . Проверено 31 декабря 2014 г.
  82. ^ Смит, Чарльз (1988). Морские пехотинцы США во Вьетнаме. Высокая мобильность и остановка, 1969 год . Штаб-квартира отдела истории и музеев Корпуса морской пехоты США. п. 55. ИСБН  9781494287627 .
  83. ^ Смотерс, Рональд (11 мая 1996 г.). «В результате столкновения вертолетов на юге погибли 14 морских пехотинцев» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2017 г.
  84. ^ Сосна, Арт; Харрисон, Эрик (11 мая 1996 г.). «2 морских вертолета столкнулись в Северной Каролине; 14 погибших, 2 раненых» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 июля 2017 г.
  85. ^ «Вертолеты морской пехоты столкнулись в Кэмп-Лежене; 14 погибших» . Си-Эн-Эн. 10 мая 1996 года . Проверено 27 июля 2017 г.
  86. ^ Ваггонер, Марта (11 мая 1996 г.). «Морские пехотинцы продолжают расследование крушения вертолета, в результате которого погибли 14 человек» . Новости Ассошиэйтед Пресс . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 27 июля 2017 г.
  87. ^ Ranter, Harro. "Accident Boeing Vertol CH-113 Labrador (CH-46A) 11305, 02 Oct 1998" . aviation-safety.net .
  88. ^ Хвостовой крюк другого типа... check-six.com
  89. ^ «Новости» . Музей ВВС Комокс . Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  90. ^ «Лабрадор» . Национальный музей ВВС Канады . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  91. ^ https://scontent-lga3-1.xx.fbcdn.net/t31.0-8/11008659_944480752269620_122700914447500486_o.jpg [ постоянная мертвая ссылка ]
  92. Демонстрационный самолет. Архивировано 24 сентября 2008 г. в Wayback Machine . Издательском центре авиабазы ​​JASDF Хамамацу
  93. ^ Демонстрационные вертолеты. Архивировано 28 апреля 2009 г. в Wayback Machine Какамигахара. Музее аэрокосмической науки
  94. ^ Схема музея Кавасаки Good Times World
  95. ^ «JA9555» . Чаккири.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 25 апреля 2014 г.
  96. ^ Самолеты в музее. Архивировано 5 апреля 2015 года в Wayback Machine . Аэрозей
  97. ^ «CH-46D Морской рыцарь» . Каролинский музей авиации . Творческая группа Evoke. Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  98. ^ « Фроги уходят в отставку, когда корпус переходит в скопу» . ДВИДС . Проверено 15 октября 2023 г.
  99. ^ «Информационный центр морской пехоты: Вертолет уменьшен пополам и станет музейным экспонатом и учебным пособием» . морской корпус-news.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
  100. ^ Галледж, Франклин. «Логотип эскадрильи HMM-364» . хм-364.org .
  101. ^ Ульбрих, Сюзанна. « Фрог отмечен Корпусом за четыре десятилетия службы» . JDNews.com . Freedom Communications, Inc. Архивировано из оригинала 6 мая 2008 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  102. ^ Лингафельт, Джаред (6 ноября 2014 г.). «МВ-22 посвящено Авиационному Мемориалу» . Глобус . Джексонвилл, Северная Каролина. Архивировано из оригинала 29 сентября 2018 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
  103. ^ "Фрог Фаревелл/" . nasm.si.edu . Национальный музей авиации и космонавтики. 16 июля 2015 года . Проверено 21 октября 2015 г.
  104. ^ Кордес, Алайна (1 мая 2014 г.). «Patriots Point добавляет вертолет CH-46D 1967 года» . Патриотс-Пойнт . Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  105. ^ Майерс, Фил (31 марта 2012 г.). «HMM-165 «Леди Эйс 09» Посвящение» . Militaryaviationjournal.com/ . Военно-авиационный журнал. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
  106. ^ «Музей ветеранов приветствует новую выставку» . Государственная газета Дайерсбурга . 9 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  107. ^ Боулинг, Джимми. «Музей ветеранов» . CH-46.com . Wix.com. Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  108. ^ «Боинг-Вертол CH-46E» . Пима Эйр энд Спейс . Проверено 16 августа 2022 г.
  109. ^ Фроули, Джеральд (2002). Международный справочник военной авиации 2002/03 (ред. 4-е изд.). Фишвик, АКТ, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 48. ИСБН  1-875671-55-2 .
  110. ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон (1994). Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый . Лондон: Аэрокосмическая промышленность. стр. 81–82. ISBN  1874023514 .
  111. ^ Перейти обратно: а б «Боинг/Вертол CH-46 Sea Knight» . Авиационные модели. 4 ноября 2009 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  112. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
  • Андраде, Джон Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN   0-904597-22-9 .
  • Андраде, Джон. Милитар 1982 года выпуска . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN   0-907898-01-7 .
  • Данстан, Саймон. Вьетнамские вертолеты: Вертолеты в бою 1950–1975 гг. , Osprey Publishing, 2003. ISBN   1-84176-796-4 .
  • Мюррей, Уильямсон и Роберт Х. Скейлс. Война в Ираке . Издательство Гарвардского университета, 2005. ISBN   0-67450-412-7 .
  • Роттман, Гордон и Адам Хук. Тактика аэромобильной войны во Вьетнаме . Издательство Оспри, 2007. ISBN   1-84603-136-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e0b025127655a1ed46f559d305b74cf__1722417660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/cf/3e0b025127655a1ed46f559d305b74cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing Vertol CH-46 Sea Knight - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)