Boeing Vertol CH-46 Sea Knight
CH-46 Морской рыцарь Модель 107 | |
---|---|
CH-46 корпуса морской пехоты США HMM-364 пролетает над Хантингтон-Бич , Калифорния , в октябре 2011 года. | |
Роль | Транспортный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | |
Первый полет | 22 April 1958 (V-107) |
Введение | 1964 |
Ушедший на пенсию |
|
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Корпус морской пехоты США (исторический)
|
Произведено | 1962–1971 |
Количество построенных | Н-46: 524 [ 1 ] |
Развитый в | Боинг CH-47 Чинук |
Boeing Vertol CH-46 Sea Knight — американский средней грузоподъемности с тандемными винтами транспортный вертолет и двумя турбовальными двигателями . Он был разработан компанией Vertol и изготовлен компанией Boeing Vertol после приобретения Vertol компанией Boeing .
Разработка Sea Knight, который первоначально был обозначен фирмой как Vertol Model 107 , началась в 1956 году. Он задумывался как преемник первого поколения винтокрылых машин, таких как H-21 «Летающий банан», который приводится в действие поршневыми двигателями ; вместо него в V-107 использовался новый турбовальный двигатель. 22 апреля 1958 года прототип В-107 совершил свой первый полет . В июне 1958 года армия США заключила контракт на строительство десяти серийных самолетов, получивших обозначение YHC-1A , на базе V-107; этот первоначальный заказ позже был сокращен до трех YHC-1A. В 1961 году Корпус морской пехоты США (USMC), изучавший требования к двухтурбинному грузовому/десантному вертолету средней грузоподъемности, выбрал модель 107M компании Boeing Vertol в качестве основы для производства подходящего винтокрылого аппарата, соответствующего их требованиям. потребности. Известный в просторечии как «Фрог» и формально как «Морской рыцарь», он эксплуатировался во всех оперативных средах Корпуса морской пехоты США с момента его появления во время Война во Вьетнаме и выход на передовую в 2014 году.
Sea Knight эксплуатировался морской пехотой США для обеспечения всепогодной, круглосуточной десантной перевозки боевых войск, припасов и оборудования, пока он не был заменен на MV-22 Osprey в 2010-х годах . Морская пехота США также использовала вертолет для боевой поддержки , поиска и спасения (SAR), эвакуации раненых и тактического восстановления самолетов и персонала (TRAP). Sea Knight также использовался в качестве ВМС США стандартного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности этот тип был выведен из эксплуатации в пользу MH-60S Knighthawk до того, как в начале 2000-х . Винтокрылую машину также приобрели несколько зарубежных эксплуатантов. Канада эксплуатировала Sea Knight, получивший обозначение CH-113 ; до 2004 года этот тип использовался преимущественно в качестве поисково-спасательных служб. Другими экспортными покупателями этого типа были Япония , Швеция и Саудовская Аравия . Коммерческой версией винтокрылого аппарата является BV 107-II , обычно называемый просто «Вертол». «Морской рыцарь» — вертолет-амфибия, способный приземляться прямо на спокойную воду и плавать, но лишь на несколько часов.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1940-х и 1950-х годах американский производитель винтокрылых машин Piasecki Helicopter стал новатором в разработке с тандемным винтом вертолетов ; пожалуй, самым известным из них является H-21 «Flying Banana» с поршневым двигателем, один из первых многоцелевых и транспортных вертолетов. В 1955 году компания Piasecki была официально переименована в Vertol Corporation (что означает вертикальный взлет и посадку ); Примерно в это же время начались работы по разработке нового поколения вертолетов с тандемными винтами. В 1956 году новая конструкция получила внутреннее обозначение компании Vertol Model 107 , или просто V-107 ; Этот винтокрылый аппарат отличался от своих предшественников тем, что в нем использовался недавно разработанный турбовальный двигатель вместо поршневых аналогов. В том же году началось строительство прототипа, оснащенного парой турбовальных двигателей Lycoming T53 , каждый из которых имел мощность 877 л.с. (640 кВт). [ 2 ]
22 апреля 1958 года прототип В-107 совершил свой первый полет . [ 3 ] Чтобы привлечь внимание к недавно разработанному винтокрылому аппарату, было решено использовать прототип для проведения серии демонстрационных полетов во время тура по Соединенным Штатам и нескольким зарубежным странам. В июне 1958 года было объявлено, что армия США заключила с компанией Vertol контракт на постройку десяти серийных самолетов на базе V-107, получивших обозначение YHC-1A . [ 4 ] Однако позже этот заказ был уменьшен до трех вертолетов; По словам автора авиации Джея П. Спенсера, сокращение было введено для того, чтобы армия США могла отвлечь средства на разработку конкурирующего вертолета V-114 , который также представлял собой конструкцию с тандемным несущим винтом с турбинным двигателем, но значительно большего размера. чем В-107. [ 4 ] Все три самолета YHC-1A армии США были оснащены парами двигателей GE-T-58 . В августе 1959 года первый винтокрыл модели YHC-1A совершил свой первый полет; независимо, вскоре за ним последовал первый полет улучшенной модели, предназначенной для коммерческого и экспортного рынков, получившей обозначение 107-II . [ 1 ]
В 1960 году Корпус морской пехоты США разработал потребность в двухтурбинном десантно-грузовом десантном вертолете средней грузоподъемности для замены различных типов с поршневыми двигателями, которые тогда широко использовались на вооружении. [ 5 ] В том же году американская авиационная компания Boeing приобрела компанию Vertol, после чего группа была переименована в Boeing Vertol . [ 4 ] После конкурса между несколькими конкурирующими разработками в начале 1961 года было объявлено, что Boeing Vertol был выбран для производства модели 107M для Корпуса морской пехоты США, где она получила обозначение HRB-1 . [ 1 ] В 1962 году ВВС США разместили собственный заказ на 12 вертолетов XCH-46B Sea Knight , имевших обозначение XH-49A ; однако позже служба решила отменить заказ из-за задержки его доставки; вместо этого ВВС США решили закупить конкурирующий Sikorsky S-61R . вместо него [ нужна ссылка ]
После первого полета Sea Knight в августе 1962 года военное обозначение было изменено на CH-46A . В ноябре 1964 года началось внедрение CH-46A морской пехоты и UH-46A ВМФ. Вариант UH-46A представлял собой модифицированную версию винтокрылого аппарата для выполнения задач по вертикальному пополнению запасов . [ 1 ] CH-46A был оснащен парой турбовальных двигателей T58-GE8-8B, каждый мощностью 1250 л.с. (930 кВт); это позволяло Sea Knight перевозить до 17 пассажиров или максимум 4000 фунтов (1815 кг) груза. [ 6 ]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]В 1966 году началось производство улучшенного CH-46D , вскоре после этого последовали поставки. Эта модель отличалась различными усовершенствованиями, включая модифицированные лопасти несущего винта и использование более мощных турбовальных двигателей T58-GE-10. [ 1 ] мощностью 1400 л.с. (1040 кВт) каждый. Увеличенная мощность этих новых двигателей позволила CH-46D нести увеличенную полезную нагрузку, например, до 25 военнослужащих или максимум 7000 фунтов (3180 кг) груза. [ 6 ] В конце 1967 года улучшенная модель была представлена на театре военных действий во Вьетнаме , где она дополнила существующий парк CH-46A Корпуса морской пехоты США, который оказался относительно ненадежным и проблематичным в эксплуатации. [ 7 ] Наряду с CH-46D морской пехоты ВМС США также приобрели небольшое количество UH-46D для целей пополнения запасов кораблей. [ 8 ] Кроме того, около 33 CH-46A были постепенно переоборудованы в соответствии со стандартом CH-46D. [ 6 ]
В период с 1968 по 1971 год Корпус морской пехоты США получил несколько стандартных винтокрылых машин CH-46F. Эта модель сохранила двигатели T58-GE-10, использовавшиеся на CH-46D, но имела обновленную авионику и ряд других модификаций. CH-46F был последней серийной моделью этого типа. [ 1 ] За время эксплуатации «Морской рыцарь» получил множество модернизаций и модификаций. Со временем большинство Sea Knights Корпуса морской пехоты США были модернизированы до улучшенного стандарта CH-46E. Эта модель имела лопасти несущего винта из стекловолокна , меры усиления по всему планеру, а также модернизацию более модернизированных двигателей T58-GE-16, способных развивать мощность 1870 л.с. (1390 кВт) каждый; кроме того, несколько CH-46E были модифицированы, чтобы удвоить максимальный запас топлива. [ 6 ] Начиная с середины 1990-х годов были приняты программы динамической модернизации компонентов (DCU), в которых основное внимание уделялось внедрению усиленных систем привода и модифицированных органов управления ротором. [ нужна ссылка ]
Коммерческий вариант BV 107-II был впервые заказан компанией New York Airways в 1960 году. В июле 1962 года они получили свои первые три самолета, рассчитанные на 25 пассажиров. [ 5 ] В 1965 году Boeing Vertol продала права на производство модели 107 японскому конгломерату Kawasaki Heavy Industries . В соответствии с этим соглашением все гражданские и военные самолеты модели 107, построенные в Японии, получили обозначение КВ 107 . [ 5 ] 15 декабря 2006 г. компания Columbia Helicopters, Inc получила сертификат типа на BV 107-II; Сообщается, что в то время компания находилась в процессе получения производственного сертификата Федерального авиационного управления (FAA). О планах фактического производства самолета не сообщалось. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]Boeing Vertol CH-46 Sea Knight средней грузоподъемности с тандемными винтами — транспортный вертолет , оснащенный набором несущих винтов встречного вращения в тандемной конфигурации. Обычно он приводился в движение парой турбовальных двигателей General Electric T58, которые устанавливались с каждой стороны постамента заднего несущего винта; Мощность на передний винт передавалась от задних двигателей через приводной вал . В целях резервирования оба двигателя соединены таким образом, чтобы любой из них мог обеспечивать питание обоих несущих винтов в случае отказа одного двигателя или аналогичной аварийной ситуации. Каждый из роторов имеет три лопасти, которые можно сложить для облегчения хранения и выполнения операций на море. [ 6 ] CH-46 имеет фиксированное трехопорное шасси со сдвоенными колесами на всех трех опорах шасси; такая конфигурация обеспечивает подъем носа, что облегчает погрузку и разгрузку груза. Две основные стойки шасси были установлены внутри выступающих задних спонсонов ; Свободное внутреннее пространство спонсонов также используется для размещения топливных баков общей емкостью 350 галлонов США (1438 л). [ 6 ]
Интерьер CH-46 в основном занимал грузовой отсек с задней погрузочной рампой, которую можно было снять или оставить открытой в полете для перевозки удлиненных грузов или для десантирования с парашютом. Обычно предусматривалось различное оборудование, помогающее использовать его в качестве вспомогательного винтокрылого аппарата, например, внутренняя лебедка, установленная в носовой кабине, которую можно использовать для облегчения погрузки путем втягивания внешнего груза на поддонах в самолет через аппарель и ролики, а также опционально прикрепленный к днищу грузовой крюк , который обычно рассчитан на 10 000 фунтов (4500 кг) для перевозки грузов снаружи под Sea Knight; Несмотря на то, что крюк был рассчитан на 10 000 фунтов (4500 кг), безопасность ограничивалась уменьшением полезной нагрузки по мере того, как они становились старше. При эксплуатации в типичной конфигурации CH-46 обычно управляется экипажем из трех человек; При необходимости может быть размещен более крупный экипаж, что будет зависеть от специфики миссии. Например, поисково-спасательный вариант (SAR) обычно включает в себя экипаж из пяти человек (пилот, второй пилот, начальник экипажа, пловец и медик), чтобы облегчить все аспекты таких операций. В целях самообороны А. оси Установленный на Браунинг калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) пулемет мог быть установлен с каждой стороны вертолета. [ 6 ] Служба в Юго-Восточной Азии привела к добавлению брони вместе с пулеметами. [ 1 ]
CH-46 был частично амфибийным вертолетом и мог приземляться прямо на воду и отдыхать до двух часов. [ 9 ] в спокойной воде. [ 10 ] Задние спонсоны вмещают две из трех опор шасси, а также самоуплотняющиеся топливные баки. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Известный в просторечии как «Фрог», «Морской рыцарь» использовался во всех оперативных средах морской пехоты США с момента его появления во время войны во Вьетнаме до выхода на пенсию в 2015 году. [ 11 ] Долговечность этого типа и репутация надежности привели к появлению таких мантр, как «лягушки навсегда» и «никогда не доверяйте вертолету младше 30 лет». [ 12 ] CH-46 перевозили личный состав, эвакуировали раненых, снабжали передовые пункты вооружения и дозаправки (FARP), выполняли вертикальное пополнение запасов, поисково-спасательные работы, восстановление сбитых самолетов и экипажей и другие задачи.
Вьетнамская война
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме CH-46 был одним из лучших транспортных вертолетов морской пехоты США на театре военных действий, занимая место между меньшим Bell UH-1 Iroquois и более крупным Sikorsky CH-53 Sea Stallion и постепенно заменяя UH-34 . Эксплуатация CH-46 была затруднена серьезными техническими проблемами; двигатели, которые были склонны к повреждению посторонними предметами (FOD) из-за попадания в них обломков при зависании близко к земле и, как следствие, к остановке компрессора , имели срок службы всего 85 летных часов; 21 июля 1966 года все CH-46 были заземлены до установки более эффективных фильтров. [ 14 ]
3 мая 1967 года самолет CH-46D на авиабазе морской пехоты Санта-Ана разбился, в результате чего погибли все четыре члена экипажа. В течение трех дней следователи установили, что монтажные кронштейны главной трансмиссии вышли из строя, что привело к зацеплению передних и задних перекрывающихся роторов. Все CH-46 были временно остановлены для проверки. 13 мая CH-46A разбился у берегов Вьетнама, когда в полете отломился хвостовой пилон, на котором находились двигатели, главная трансмиссия и кормовые несущие винты. Все четыре члена экипажа погибли. 20 июня разбился еще один CH-46A, но двое из четырех человек экипажа выжили. И снова, хотя самолет не удалось поднять из воды, предполагалось, что произошел какой-то отказ в заднем пилоне. 30 июня CH-46D в Санта-Ане разбился, когда от самолета отделилась лопасть несущего винта, все трое членов экипажа выжили. В результате последней аварии все CH-46D были немедленно остановлены, но CH-46A продолжили полеты. 3 июля еще один CH-46A разбился во Вьетнаме, в результате чего погибли все четыре морских пехотинца его экипажа. Причиной катастрофы снова назвали выход из строя главной трансмиссии. [ 15 ] : 121–2
31 августа 1967 года самолет CH-46A, выполнявший миссию по медицинской эвакуации на военный корабль США « Триполи», распался в воздухе, в результате чего погибли все находившиеся на нем пассажиры. На следующий день с другим CH-46A произошел аналогичный инцидент на авиабазе Марбл-Маунтин, в результате чего этот тип был остановлен для всех случаев, за исключением чрезвычайных ситуаций, и сократил возможности морской перевозки по воздуху вдвое. [ 16 ] : 170 Расследование, проведенное совместной группой по расследованию авиационных происшествий командования ВМС и Boeing Vertol, показало, что структурные разрушения произошли в области заднего пилона, что привело к отрыву заднего несущего винта в полете и, возможно, стало причиной нескольких предыдущих потерь. Команда рекомендовала внести изменения в конструкцию и системы для усиления крепления заднего несущего винта, а также установить индикатор для обнаружения чрезмерной нагрузки на критические части самолета. 80 CH-46A были отправлены на авиабазу Корпуса морской пехоты Футенма на Окинаве , где они прошли необходимые модификации объединенными силами морской пехоты и персонала Boeing Vertol. Модифицированные CH-46A начали возвращаться в строй в декабре 1967 года, и все они были возвращены в строй к февралю 1968 года. [ 16 ] : 210–1 [ 15 ] : 123
Во время Пасхального наступления 1972 года «Морские рыцари» активно использовались для переброски сухопутных войск США и Южного Вьетнама к линии фронта и вокруг нее. [ 17 ] CH-46 морской пехоты участвовали в операции «Частый ветер » по эвакуации Сайгона в апреле 1975 года, и последним вертолетом, покинувшим крышу посольства США, был CH-46 HMM-164 . [ 18 ] К концу военной операции США во Вьетнаме более сотни «Морских рыцарей» были потеряны в результате вражеского огня. [ 19 ]
Пост-Вьетнам
[ редактировать ]В феврале 1968 года Командование развития и образования морской пехоты получило несколько CH-46 для проведения испытаний по распространению гербицидов с использованием систем HIDAL (вертолет, устройство для распыления инсектицидов, жидкость); тестирование показало необходимость доработки и дальнейшего изучения. [ 20 ] Вертолеты с тандемными винтами часто использовались для перевозки ядерных боеголовок; CH-46A был предназначен для использования в военно-морском спецназе со специальным атомным подрывным боеприпасом (SADM). [ 21 ] Учения по авариям с ядерным оружием 1983 года (NUWAX-83), имитирующие крушение военно-морского самолета CH-46E с тремя ядерными боеголовками, были проведены на испытательном полигоне в Неваде по поручению нескольких федеральных агентств; Учения, в которых использовались настоящие радиологические агенты, были показаны в документальном фильме, снятом Министерством обороны по ядерной энергии . [ 22 ]
CH-46 морской пехоты США использовались для переброски 8-го полка морской пехоты в Гренаду во время операции «Срочная ярость» , эвакуировали выжившего члена экипажа сбитого AH-1 Cobra, а затем перевозили пехоту из 75-го полка рейнджеров для обеспечения безопасности и эвакуации американских студентов в Гранд-Сити. Кампус Университета Святого Георгия в Ансе , хотя один из них разбился после столкновения с пальмой.
CH-46E Sea Knights также использовались Корпусом морской пехоты США во время вторжения в Ирак в 2003 году . В одном из инцидентов, произошедших 1 апреля 2003 года, самолеты морской пехоты CH-46E и CH-53E перевозили рейнджеров армии США и войска специальных операций для эвакуации пленного рядового Джессики Линч из иракского госпиталя. [ 23 ] Во время последующей оккупации Ирака и операций по борьбе с повстанцами CH-46E активно использовался в роли CASEVAC, поскольку от него требовалось поддерживать круглосуточную доступность независимо от условий. [ 24 ] По словам авторов Уильямсона Мюррея и Роберта Х. Скейлза, «Морской рыцарь» продемонстрировал серьезные проблемы с надежностью и техническим обслуживанием во время своего развертывания в Ираке, а также «ограниченные подъемные возможности». [ 25 ] После потери многочисленных американских вертолетов на иракском театре военных действий морские пехотинцы решили оснастить свои CH-46 более совершенными средствами противоракетного противодействия. [ 26 ]
ВМС США сняли этот тип 24 сентября 2004 года, заменив его MH-60S Seahawk ; [ 27 ] Корпус морской пехоты сохранил свой флот, пока был развернут MV-22 Osprey . [ 28 ] В марте 2006 года 263-я эскадрилья средних вертолетов морской пехоты (HMM-263) была дезактивирована и переименована в VMM-263, чтобы служить первой эскадрильей MV-22. [ 29 ] Процесс замены продолжался в других эскадрильях средних вертолетов в 2014 году. 5 октября 2014 года Sea Knight выполнил свой последний служебный полет вместе с Корпусом морской пехоты США на авиабазе Мирамар . HMM-364 была последней эскадрильей, которая использовала его за пределами Соединенных Штатов, приземлив его на борт военного корабля США « Америка» во время его первого транзита. 9 апреля 2015 года CH-46 был выведен из эксплуатации 164-й учебной эскадрильей средних вертолетов морской пехоты , последней эскадрильей морской пехоты, перешедшей на MV-22. [ 30 ] [ 31 ] Морская пехота США списала CH-46 1 августа 2015 года на церемонии в Центре Удвар-Хейзи недалеко от Вашингтона, округ Колумбия. [ 11 ]
флота Начиная с апреля 2011 года Восточный центр готовности ВМС начал ремонт снятых с вооружения USMC CH-46E для службы в Государственного департамента США авиакрыле . [ 32 ] Некоторое количество CH-46 из состава HMX-1 было передано в авиакрыло в конце 2014 года. [ 33 ] В Афганистане самолеты CH-46 использовались компанией Embassy Air для безопасной перевозки сотрудников Госдепартамента. CH-46 были оснащены датчиками предупреждения о ракетном нападении и дозаторами ракет и могли быть вооружены пулеметами M240D или M2 Browning. [ 34 ] В отчете генерального инспектора Государственного департамента за сентябрь 2019 года было установлено, что место в CH-46 на семиминутный полет стоит 1500 долларов США (~ 1763 доллара в 2023 году). [ 35 ]
Эвакуация Афганистана
[ редактировать ]Семь самолетов CH-46 авиакрыла Госдепартамента приняли участие в воздушной переброске в Кабул в 2021 году . До полного вывода американских войск все семь были приведены в негодность и заброшены в международном аэропорту Кабула , и их можно увидеть на многих видео и фотографиях в Интернете. Один из брошенных CH-46 (BuNo 154038, c/n 2389) также принимал участие в операции «Частый ветер» 46 лет назад. Госдепартамент США подвергся критике за оставление самолета. Комментируя этот вопрос, в Госдепартаменте США заявили, что вертолеты уже выводятся из состава авиакрыла Госдепартамента из-за их возраста и невозможности их обслуживания. Семь оставшихся самолетов CH-46 были единственными самолетами Госдепартамента США, оставшимися в международном аэропорту Кабула. [ 36 ]
Канада
[ редактировать ]Королевские ВВС Канады закупили шесть вертолетов CH-113 Labrador для выполнения функций SAR, а канадская армия приобрела 12 аналогичных вертолетов CH-113A Voyageur для использования в качестве транспортных средств средней грузоподъемности. Первыми были доставлены RCAF Labradors, первый из которых поступил на вооружение 11 октября 1963 года. [ 37 ] [ 38 ] закупили более крупный CH-147 Chinook Когда в середине 1970-х годов канадские вооруженные силы , флот Voyageur был преобразован в спецификации Labrador для выполнения поисково-спасательных операций. Отремонтированные «Вояджеры» были переименованы в CH-113A «Лабрадоры», таким образом, всего в эксплуатации находилось 15 лабрадоров. [ 38 ]
«Лабрадор» был оснащен водонепроницаемым корпусом для высадки морских десантов, грузовым крюком массой 5000 кг и внешним спасательным подъемником, установленным над правой передней дверью. Он имел дальность полета 1110 километров, оборудование для оказания неотложной медицинской помощи и вместимость 18 человек. [ 38 ] Во многих случаях на протяжении 1970-х и 1980-х годов такая увеличенная дальность полета позволяла CH-113 оказывать помощь миссиям береговой охраны США (USCG) или выполнять медицинскую эвакуацию на большие расстояния на расстояния, которые вертолеты USCG в то время просто не могли достичь. [ 39 ]
провела среднюю модернизацию парка самолетов В 1981 году компания Boeing Canada в Арнприоре, Онтарио . Схема модернизации, известная как SAR-CUP (Программа модернизации поисково-спасательных возможностей), включала в себя новые приборы, носовой метеорадиолокатор, хвостовую вспомогательную силовую установку, новый высокоскоростной спасательный подъемник, установленный над боковой дверью и передние прожекторы. Всего было модернизировано шесть CH-113 и пять CH-113A, последний из которых был поставлен в 1984 году. Тем не менее, как поисково-спасательный вертолет он выдержал интенсивное использование и неблагоприятные погодные условия; которые начали сказываться на флоте Лабрадоров к 1990-м годам, что привело к увеличению затрат на техническое обслуживание и необходимости быстрой замены. [ 38 ]
В 1992 году было объявлено, что «Лабрадоры» должны быть заменены 15 новыми вертолётами, вариантом AgustaWestland EH101 , получившим обозначение CH-149 Chimo . Впоследствии приказ был отменен правительством Жана Кретьена либеральным в 1993 году, что привело к штрафам за отмену, а также к продлению срока службы флота Лабрадоров. Однако в 1998 году самолет CH-113 авиакомпании CFB Greenwood в Квебеке разбился на полуострове Гаспе , возвращаясь из поисково-спасательной миссии, в результате чего погибли все члены экипажа на борту. Катастрофа заставила правительство закупить замену, поэтому у производителей EH101 был размещен заказ на 15 самолетов для выполнения поисково-спасательной миссии, получивших обозначение CH-149 Cormorant . Поставки CH-149 начались в 2003 году, что позволило вывести из эксплуатации последний CH-113 в 2004 году. [ 38 ] В октябре 2005 года компания Columbia Helicopters из Авроры, штат Орегон, приобрела восемь снятых с вооружения CH-113 Labrador, чтобы пополнить свой парк из 15 вертолетов Vertol 107-II. [ 40 ]
Швеция
[ редактировать ]В 1963 году Швеция закупила у США десять UH-46B в качестве транспортных и противолодочных вертолетов для шведских вооруженных сил , получивших обозначение Hkp 4A. В 1973 году для замены более старого Piasecki H-21 были приобретены еще восемь КВ-107 производства Kawasaki, получившие соответственно обозначение Hkp 4B. Во время холодной войны основными задачами флота были противолодочная борьба и транспортировка войск. Они также часто использовались в поисково-спасательных операциях, наиболее известный из которых — во время спасательной операции судна MS «Эстония» после того, как оно затонуло в Балтийском море 28 сентября 1994 года. В 1980-х годах Hkp 4A был снят с производства и заменен на Еврокоптер AS332 Супер Пума ; более поздние «Морские рыцари», построенные Кавасаки, продолжали находиться в эксплуатации до 2011 года, их заменили UH-60 Black Hawk и NH90 .
Аргентина
[ редактировать ]15 сентября 2023 года генерал Аргентины командующий ВВС Ксавье Иссак проинформировал средства массовой информации, что Аргентина направила письмо с просьбой к США одобрить ремонт излишков CH-46, которые в настоящее время хранятся в 309-й группе аэрокосмического обслуживания и регенерации в Аризоне . Также изучается наличие гражданских самолетов CH-46. Они будут использоваться для поддержки аргентинских антарктических баз . CH-46 заменят два вертолета Ми-171Е, приобретенные в 2010 году, но теперь не подлежащие ремонту Россией из-за санкций, вызванных вторжением России в Украину . [ 41 ]
Гражданский и другие
[ редактировать ]Гражданская версия, получившая обозначение BV 107-II Vertol , [ 42 ] был разработан до военного CH-46. Его коммерчески эксплуатировали компании New York Airways, Pan American World Airways , а затем Columbia Helicopters. [ 42 ] Среди разнообразия задач было пригородное сообщение в середине 1960-х годов с крыши небоскреба Pan Am на Манхэттене до аэропорта имени Джона Кеннеди в Квинсе, [ 43 ] тянет баржу на воздушной подушке , [ 44 ] [ 45 ] и строительство опор для воздушных линий электропередачи . [ 46 ]
В декабре 2006 года Columbia Helicopters приобрела у Boeing сертификат типа модели 107 с целью в конечном итоге самостоятельно производить самолеты новой постройки. [ 47 ]
Варианты
[ редактировать ]Американские версии
[ редактировать ]- Модель 107
- Номер модели компании для базового прототипа, построен один.
- Модель 107-II
- Вертолет коммерческой авиакомпании. Все последующие коммерческие самолеты производились как BV 107-II-2, два были построены как прототипы Boeing Vertol, пять проданы компании New York Airways, десять поставлены Kawasaki в виде узлов или деталей. Второй прототип был позже перестроен в замену потерянного подразделения шведского флота Sea Knight. На шведской службе он получил название Y64. [ нужна ссылка ]
- Модель 107М
- Номер модели компании военно-транспортного BV-107/II-2 для Корпуса морской пехоты США .
- YHC-1A
- Вертол Модель 107 для испытаний и оценки армии США . Принят на вооружение Корпуса морской пехоты США как HRB-1. Позже переименован в YCH-46C , построено три.
- HRB-1
- Первоначальное обозначение до переименования в CH-46A перед поставкой в соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года .
- СН-46А
- Средний штурмовой, грузовой транспортный и поисково-спасательный вертолет для морской пехоты США, оснащенный двумя турбовальными двигателями General Electric T58-GE-8 мощностью 1250 л.с. (935 кВт). Ранее обозначался HRB-1. 160 построено для морской пехоты США, один статический планер.
- UH-46А
- Транспортный вертолет средней грузоподъемности для ВМС США . Аналогичен CH-46A. 14 построено.
- HH-46А
- Примерно 50 CH-46A были переоборудованы в вертолеты SAR для спасательных операций на базах ВМС США.
- РХ-46А
- Запланировано переоборудование CH-46A в вертолеты-тральщики для ВМС США, переоборудования не было. Вместо этого девять SH-3A были переоборудованы в конфигурацию RH-3A.
- UH-46B
- Разработка CH-46A по спецификации HX/H2 для ВВС США ; 12 заказанных в 1962 году, отмененных и вместо них заказаны Sikorsky S-61R / CH-3C.
- ЯЧ-46С
- YHC-1A получил новое обозначение в 1962 году. Армия США сохранила два, НАСА использовало один для испытаний на вертикальную автономную посадку (VALT).
- СН-46Д
- Средний штурмовой и грузовой транспортный вертолет для морской пехоты США, оснащенный двумя турбовальными двигателями General Electric T58-GE-10 мощностью 1400 л.с. (1044 кВт). построено 266 штук.
- HH-46D
- Уцелевшие HH-46A были модернизированы, а небольшое количество UH-46D было переоборудовано в вертолеты SAR. Модернизация поисково-спасательной службы включала добавление внешнего спасательного подъемника возле передней двери экипажа и доплеровской радиолокационной системы размером 18 х 18 дюймов, расположенной за носовым шасси, которая обеспечивала возможность автоматического зависания над водой днем и ночью на расстоянии морское спасение. Дополнительно напротив входной двери экипажа был установлен «громкоговоритель» для связи со сбитыми авиаторами на земле или в воде.
- UH-46D
- Транспортный вертолет средней грузоподъемности для боевого снабжения ВМС США. Аналогичен CH-46D. Десять построено и одна переоборудована из CH-46D.
- СН-46Э
- Примерно 275 планеров -A, -D и -F были обновлены до стандартов CH-46E с улучшенной авионикой, гидравликой, трансмиссией и модернизированными двигателями T58-GE-16 и T58-GE-16/A.
- HH-46E
- Три CH-46E были переоборудованы в вертолеты SAR для первой транспортной эскадрильи морской пехоты (VMR-1) в MCAS Cherry Point. [ 48 ]
- СН-46Ф
- Улучшенная версия CH-46D, электрическое распределение, обновление com/nav BUNO 154845-157726. Последняя серийная модель в США. Построено 174 самолета, позже преобразованных в CH-46E. [ нужна ссылка ]
- ВХ-46Ф
- Неофициальное обозначение стандартного CH-46F, используемого HMX-1 в качестве транспортного вертолета поддержки VIP.
- СН-46Х
- Вертолет на замену, основанный на модели Boeing Model 360 , этот демонстратор передовых технологий 1980-х годов так и не поступил в производство. В конструкции самолета в значительной степени использовались композиты, и он имел более мощную трансмиссию для работы с двумя двигателями Avco-Lycoming AL5512 (4200 л.с.). [ 49 ]
- ХН-49
- Первоначальное обозначение UH-46B.
Канадские версии
[ редактировать ]- CH-113 Лабрадор
- Поисково-спасательная версия модели 107-II-9 для Королевских ВВС Канады.
- CH-113A Вояджер
- Штурмовая и транспортная версия модели 107-II-28 для канадской армии. Позже преобразован в CH-113A Labrador, когда канадские вооруженные силы приобрели CH-47 Chinook.
Японские версии
[ редактировать ]- КВ-107II-1 (КТ58-110-1)
- Универсальный транспортный вариант, построенный из комплектов, поставленных Boeing.
- КВ-107II-2 (КТ58-110-1)
- Версия для коммерческих авиакомпаний, девять построено из комплектов, поставленных Boeing.
- КВ-107IIА-2 (КТ58-140-1)
- Усовершенствованная версия КВ-107/II-2, построено три.
- КВ-107II-3 (КТ58-110-1)
- Версия тральщика для Морских сил самообороны Японии (JMSDF), построено два.
- КВ-107IIА-3 (СТ58-ИХИ-10-М1)
- Модернизированная версия КВ-107/II-3, построено семь штук.
- КВ-107II-4 (СТ58-ИХИ-110-1)
- Штурмовая и грузовая транспортная версия для Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF), построено 41 экземпляр.
- КВ-107II-4А (СТ58-ИХИ-110-1)
- VIP-версия КВ-107/II-4, построена одна.
- КВ-107IIА-4 (СТ58-ИХИ-140-1)
- Модернизированная версия КВ-107/II-4, построено 18 штук.
- КВ-107II-5 (СТ58-ИХИ-110-1)
- Версия SAR дальнего действия для Воздушных сил самообороны Японии (JASDF), построено 17 штук.
- КВ-107IIА-5 (СТ58-ИХИ-104-1)
- Модернизированная версия КВ-107II-5, построено 35 штук.
- КВ-107II-7 (КТ58-110-1)
- VIP-транспортная версия, построена одна.
- KV-107II-16
- HKP 4C для ВМС Швеции . Оснащен турбовальными двигателями Rolls-Royce Gnome H.1200, построено восемь.
- КВ-107IIА-17 (КТ58-140-1)
- Построена транспортная версия дальнего действия для столичного управления полиции Токио.
- КВ-107IIА-СМ-1 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
- Пожарный вертолет для Саудовской Аравии, построено семь.
- КВ-107IIА-СМ-2 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
- Аэромедицинский и спасательный вертолет для Саудовской Аравии, построено четыре.
- КВ-107IIА-СМ-3 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
- Транспортный VIP-вертолет для Саудовской Аравии, построено два.
- КВ-107IIА-СМ-4 (СТ58-ИХИ-140-1М1)
- Вертолет санитарной авиации для Саудовской Аравии, построено три.
Шведские версии
[ редактировать ]- ПКП 4А
- Boeing Vertol 107-II-14, первоначально использовавшийся ВВС для поиска и спасения, построено десять.
- ПКП 4Б
- Boeing Vertol 107-II-15, вертолет минного заградителя/противолодочной борьбы/поисково-спасательного вертолета для ВМФ, три построены и одна переоборудована из гражданского прототипа Boeing-Vertol.
- ХКП 4С
- Kawasaki KV-107-II-16, усовершенствованный вертолет-минный/противолодочный/спасательный вертолет для ВМФ, построено восемь
- ХКП 4Д
- Переоборудован HKP 4A для ВМФ в вертолет SAR/ASW, четыре модификации.
Операторы
[ редактировать ]- Хелифор Канада [ 50 ]
- Колумбия Вертолеты [ 51 ]
- Скай Авиационная Корпорация [ 52 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Канадская армия - вариант Voyageur (позже CH-113A) [ 53 ]
- Королевские ВВС Канады - CH-113 и CH-113A. [ 54 ]
- Силы воздушной самообороны Японии [ 55 ]
- Сухопутные силы самообороны Японии [ 55 ]
- Морские силы самообороны Японии [ 55 ]
- Департамент столичной полиции Токио [ 56 ]
- Нью-Йорк Эйрвэйз [ 61 ]
- Пан Американ Эйрвэйз [ 62 ]
- Корпус морской пехоты США [ 63 ]
- ВМС США [ 75 ] [ 76 ]
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]- 14 октября 1963 года самолет Boeing Vertol 107 авиакомпании New York Airways, рейс 600, регистрационный номер N6673D, разбился вскоре после взлета из аэропорта Айдлуайлд (ныне JFK) по пути в Ньюарк через Уолл-стрит. Все три пассажира и все три члена экипажа погибли. Причиной аварии стала механическая неисправность из-за загрязнения смазочных материалов. [ 78 ] [ 79 ]
- 15 июля 1966 года во время войны во Вьетнаме во время операции «Гастингс» два CH-46A из HMM-164 столкнулись в зоне приземления Кроу, а другой врезался в дерево, уклонившись от первых двух, в результате чего двое морских пехотинцев погибли. еще один CH-46 HMM-265, в результате чего погибли еще 13 морских пехотинцев. Позже в тот же день на LZ был сбит [ 80 ]
- 4 июня 1968 года CH-46D BuNo 152533 из HMM-165 был подбит зенитным огнем в зоне приземления Лун и разбился, в результате чего погибли 13 морских пехотинцев. [ 81 ]
- 14 марта 1969 года CH-46D BuNo 154841 из HMM-161 был сбит ракетой B-40 во время выполнения миссии по пополнению запасов и медицинской эвакуации в зоне высадки Сьерра , в результате чего погибли 12 морских пехотинцев и 1 санитар ВМФ. [ 82 ]
- 10 мая 1996 года CH-46E столкнулся в воздухе с ударным вертолетом Bell AH-1W , в результате чего погибли четырнадцать (двенадцать морских пехотинцев, один моряк ВМФ и один армейский солдат), находившиеся на борту двух вертолетов. Пилоты CH-46E получили ранения. Оба вертолета, HMM-266 , эксплуатировались с авианосца Сайпан и участвовали в операции «Пурпурная звезда» — совместных учениях с участием войск США и Великобритании в Кэмп-Лежене , Северная Каролина. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ]
- 2 октября 1998 года самолет CH-113 Labrador разбился недалеко от Марсуи, Квебек , после пожара в полете. Все шесть членов экипажа погибли. [ 87 ]
- 9 декабря 1999 года CH-46D Sea Knight BuNo 154790 из HMM-166 разбился во время абордажных учений у побережья Сан-Диего, Калифорния, в результате чего погибли семь морских пехотинцев США. Пилот приземлил CH-46 на палубу USNS Pecos , в результате чего левое заднее колесо и стойка запутались в защитной сетке в задней части корабля, в результате чего он упал в океан. [ 88 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Разновидности CH-46 выставлены в музеях Канады, Японии, Швеции и США.
- Канада
- Канадский музей авиации и космонавтики – Лабрадор 11301 [ 38 ]
- Музей ВВС Комокс - Лабрадор 11310 [ 89 ]
- Национальный музей ВВС Канады – Лабрадор 11315 [ 90 ]
- Музей военной авиации Гринвуда – Лабрадор 11308 [ 91 ]
- Япония
- Издательский центр авиабазы ВВС Японии в Хамамацу , Хамамацу , Сидзуока , Япония [ 92 ]
- Музей аэрокосмической науки Какамигахара, Какамигахара , Гифу , Япония [ 93 ]
- Kawasaki Vertol 107-II - Kawasaki Good Times World, Морской музей Кобе , Кобе , Хёго , Япония. [ 94 ] [ 95 ]
- Швеция
- Aeroseum, Gothenburg, Sweden – Boeing Vertol/Kawasaki KV-107-II (CH-46), Hkp 4C, c/n 4093, Fv 04072 "72" [ 96 ]
- Музей ВВС Швеции, Линчепинг, Швеция. Прототип BV-107-II N6679D. Куплен подержанным у Боинга в 1970 году. [ нужна ссылка ]
- Соединенные Штаты
- 153962, 154853, 155316, 154810, 157678, 157682 - В Национальном музее вооруженных сил США в Хьюстоне, штат Техас, представлены четыре самолета CH-46E корпуса морской пехоты в различных конфигурациях, включая самолет HMX-1 и HH-46E «Педро», сконфигурированные для поиска и разведки. спасение '01' с VMR-1 Cherry Point MCAS, Северная Каролина. [ нужна ссылка ]
- 150954 - военного корабля США Мидуэй Музей в Сан-Диего, Калифорния, демонстрирует HH-46A (серийный номер 2040) как SA-46 ВМС США из HC-3 с одной стороны и VR-46 из HC-11 с другой. [ нужна ссылка ]
- 151952 - Национальный музей морской авиации в Пенсаколе, Флорида, демонстрирует HH-46D (серийный номер 2102) как HW-00 ВМС США HC-6 . [ нужна ссылка ]
- 153389 - В Музее авиации Каролины , Шарлотта, Северная Каролина , есть миссия Рэймонда Клаузена, отмеченная Почетной медалью CH-46E (c/n 2287), как HMM-263 EG-16. [ 97 ] При реставрации использовалась задняя часть фюзеляжа BuNo 153335.
- 153986 - В Национальном музее морской пехоты Квантико, штат Вирджиния, есть проходная выставка, содержащая заднюю половину CH-46D, представленную как бывший BuNo 153986 (серийный номер 2337) YK-13 от HMM-364 с их логотипом The. Фиолетовая лиса. [ 98 ] Передняя половина самолета использовалась в качестве учебного пособия для HMX-1. [ 99 ] [ 100 ]
- 153402 - Мемориал авиации Нью-Ривер у главных ворот авиабазы морской пехоты Нью-Ривер (часть Кэмп-Лежен ) в Джексонвилле, Северная Каролина - CH-46E (c/n 2300) как YS-02 HMM-162 с одной стороны и HMM-261 с другой. [ 101 ] [ 102 ]
- 153369 - Национальный музей авиации и космонавтики в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, штат Вирджиния, имеет CH-46D (серийный номер 2265), отображаемый как MQ-400 HMM-774 . Этот самолет предоставлен в аренду Национальному музею морской пехоты , Квантико, Вирджиния . Последний раз самолет совершал полет 1 августа 2015 года на официальной церемонии заката этого типа Корпуса морской пехоты, которая стала последним публичным показом годного к полетам CH-46 Корпуса морской пехоты. [ 103 ]
- 154009 - Военно-морской музей Патриотс-Пойнт в Маунт-Плезант, Южная Каролина , имеет CH-46E (серийный номер 2360) HMM-164. [ 104 ]
- 154803 - Музей авиации Flying Leatherneck , Сан-Диего , Калифорния, США имеет CH-46E (серийный номер 2410) как YS-09 Lady Ace 09 из HMM-165 . CH-46 принимал участие в операции «Частой ветер» и использовался для эвакуации посла Грэма Мартина , последнего посла США в Южном Вьетнаме , из посольства США в Сайгоне 30 апреля 1975 года. [ 105 ]
- 156427 - Музей ветеранов на авиабазе армии Дайерсбург в Холлсе, штат Теннесси, есть YP-05, CH-46E с эмблемой Evileyes HMM-163. [ 106 ] [ 107 ]
- 156469 — Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне , штат Аризона . Начал свою жизнь как CH-46F и был преобразован в стандарт CH-46E где-то между 1975 и 1979 годами. Он отображается как YP-12 схемы HMM-163 "Evileyes"; с точностью до этого планера. [ 108 ] (Взято из Национального музея морской пехоты .)
- 157688 - Музей винтокрылой техники Classic Rotors в Рамоне, Калифорния. отображает HH-46E '02' из VMR-1 Cherry Point MCAS NC
Технические характеристики (CH-46E)
[ редактировать ]Данные Международного справочника военных самолетов, 2002/2003 г., [ 109 ] Полная энциклопедия мировых самолетов: Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight), [ 3 ] Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый [ 110 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек: два пилота, один командир экипажа, один воздушный стрелок/наблюдатель, один хвостовой стрелок.
- Емкость:
- 24 военнослужащих или
- 15 носилок и два обслуживающего персонала или
- 7000 фунтов (3200 кг)
- Длина: 44 футов 10 дюймов (13,67 м) (фюзеляж)
- 83 фута 4 дюйма (25,40 м) (роторы вращаются)
- Высота: 16 футов 9 дюймов (5,11 м) до верхней части головки заднего ротора.
- Пустой вес: 15 537 фунтов (7047 кг) [ 111 ]
- Полная масса: 24 300 фунтов (11 022 кг)
- Максимальный взлетный вес: 24 300 фунтов (11 022 кг) [ 111 ]
- Запас топлива: 350 галлонов США (290 имп галлонов; 1300 л) внутренний
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-16 турбовальных мощностью 1870 л.с. (1390 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 2 × 50 футов (15 м)
- Площадь несущего винта: 3926,99 кв. футов (364,829 м ). 2 )
- Лопастная секция несущего винта: корневая: Boeing VR-7; Совет: Боинг VR-8 [ 112 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 144 узла (166 миль в час, 267 км/ч) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 143 узла (165 миль в час, 265 км/ч) максимум на уровне моря.
- Дальность: 550 миль (630 миль, 1020 км) с полезной нагрузкой 2400 фунтов (1100 кг)
- Перегоночная дальность: 600 миль (690 миль, 1100 км)
- Практический потолок: 17 000 футов (5 200 м)
- Потолок зависания IGE: 9500 футов (2900 м)
- Потолок зависания ОГЭ: 5750 футов (1750 м)
- Скорость набора высоты: 1715 футов/мин (8,71 м/с).
- Нагрузка на диск: 4,43 фунта/кв. фута (21,6 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,215 л.с./фунт (0,353 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: калибра 0,5 дюйма (0,30 дюйма) два установленных на двери пулемета GAU-15/A (опционально), один установленный на рампе 7,62 мм (0,30 дюйма) пулемет M240D калибра (опционально).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список действующих военных самолетов США
- Список военных самолетов США
- Список военной электроники США
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Страница истории CH-46. Архивировано 3 декабря 2007 года в Wayback Machine . ВМС США, 16 ноября 2000 г.
- ^ Апостоло, Джорджио. «Боинг Вертол Модель 107». Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. 1984. ISBN 978-0-517-43935-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Дональд, Дэвид (1997). Полная энциклопедия мировых самолетов: Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight) . Нью-Йорк: Книги Барнса и Нобеля. п. 175. ИСБН 0-7607-0592-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Спенсер, Джей П. Вирлибердс, История пионеров вертолетной техники в США . Вашингтонский университет Press, 1998. ISBN 0-295-97699-3 [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с д «Тандемная пара», журнал «Вертикаль» , февраль – март 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Боинг Морской Найт» . Vectorsite.net, 1 августа 2011 г.
- ^ Роттман и Хук 2007, с. 10.
- ^ Иден, Пол, изд. «Боинг-Вертол H-46 Sea Knight», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Нэшнл Географик. На борту Marine One: факты. Архивировано 6 сентября 2009 года в Wayback Machine. Проверено 28 сентября 2009 года.
- ^ Воздушные векторы. Боинг Си Найт и Чинук . «Морской рыцарь на военной службе». Архивировано 3 октября 2009 года в Wayback Machine. Проверено 28 сентября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б Юань Гу; Сияо Лонг; Кулвант Салуджа (3 августа 2015 г.). «Морские пехотинцы прощаются с «Фрогом» после его последнего полета» . Служба новостей Медилла . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ «Спроси морпеха» . HMM-364 Фиолетовая лисица, дамы. Архивировано из оригинала 30 декабря 2006 года.
- ^ Кинг, Тим (23 апреля 2012 г.). «Вьетнамская долина вертолетов: кладбище морских пехотинцев CH-46» . Салем-News.com . Салем, Орегон . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Данстан 2003, стр. 182–184.
- ^ Перейти обратно: а б В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Неудачно, Уильям (1978). Морская пехота и вертолеты 1962–1973 гг. (PDF) . Отдел истории и музеев Корпуса морской пехоты США. ISBN 978-1482313598 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Телфер, Гэри И. (1984). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: борьба с северным вьетнамцем, 1967 год . Отдел истории и музеев штаб-квартиры Корпуса морской пехоты США. ISBN 978-1482538878 .
- ^ Гамильтон, Молли. «Бывший пилот CH-46 Sea Knight делится своими знаниями с выставкой Вьетнамского опыта». Архивировано 30 марта 2015 г. на сайте Wayback Machine Patriotspoint.org , 3 ноября 2014 г.
- ^ Данэм, Джордж Р. (1990). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: Горький конец, 1973–1975 (Оперативно-историческая серия Корпуса морской пехоты Вьетнама) (PDF) . Ассоциация морской пехоты. п. 200. ИСБН 978016026455-9 . В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «СН-46 Морской рыцарь» . Национальный музей морской авиации . 27 декабря 2008 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Дэрроу, Роберт А. (сентябрь 1971 г.). Исторические, логистические, политические и технические аспекты программы гербицидов/дефолиантов, 1967–1971 гг . Форт-Детрик, Фредерик, доктор медицинских наук: Лаборатории наук о растениях, Химический корпус армии США. п. 30. Резюме деятельности Подкомитета по дефолиации/защитным системам (Подкомитет по контролю за растительностью) Объединенной технической координационной группы/Химико-биологической группы.
- ^ «0800031 Специальный атомный подрывной боеприпас (SADM), доставка парашютистом / пловцом / рассекреченный американский фильм о ядерных испытаниях № 31» . osti.gov . Министерство энергетики . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ УЧЕНИЯ ПРИ АВАРИИ С ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ ПОСЛЕ ОТЧЕТА О ДЕЙСТВИЯХ, ТОМ I - КРАТКИЙ ПРОСМОТР (PDF) . База ВВС Киртланд, Альбукерке, Нью-Мексико: ОБЪЕДИНЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБОРОНЫ/Министерство энергетики/Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. 17 октября 1983 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2019 г. . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Стаут, Джей А. Хаммер сверху, Воздушный бой морской пехоты над Ираком . Книги Баллантайна, 2005. ISBN 978-0-89141-871-9 .
- ^ Чика, Рокки. «Эвакуация раненых». Журнал Air & Space , сентябрь 2012 г.
- ^ Мюррей и Весы 2005, с. 272.
- ^ Уорвик, Грэм (23 февраля 2007 г.). «Фото: Корпус морской пехоты США испытывает противоракетную систему для Boeing CH-46 Sea Knight во время сбития иракских вертолетов» . Flightglobal.com . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Основные программы приобретения - программы боевых элементов авиации» (PDF) . Штаб морской пехоты. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2007 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Уайт, LCpl Сэмюэл. «VMM-263 готов написать следующую главу в программе Osprey» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 года.
- ^ «Почтенный «Морской рыцарь» совершает прощальные полеты» . Military.com . 3 октября 2014 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Морские пехотинцы прощаются с последней действующей эскадрильей CH-46E Sea Knight - News.USNI.org, 10 апреля 2015 г.
- ^ «Морской рыцарь обретает новую жизнь» . Командование авиационных систем ВМФ. 9 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ сержант Мелисса Карнат (10 сентября 2014 г.). «Полвека заставляли фрогов летать» . Корпус морской пехоты США . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Дэвид Ченчиотти (24 марта 2020 г.). «Новые интересные фотографии вооруженного вертолета CH-46E «Embassy Air» у посольства США в Кабуле» . Авиационист . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Филип Веллман (24 сентября 2019 г.). «Отчет: Дорогие авиабилеты наносят ущерб работе посольств в Афганистане и Ираке» . Звезды и полосы .
- ^ «Афганистан: Что оставили после себя американские войска?» . Новости Би-би-си. 31 августа 2021 г. Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Милберри, Ларри: Шестьдесят лет - RCAF и воздушное командование 1924–1984 , стр. 472. Макгроу Хилл Райерсон, 1984. ISBN 0-07-549484-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Боинг Вертол CH-113 Лабрадор» . Канадский музей авиации и космонавтики . Канадская корпорация музеев науки и техники . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Десять лучших спасателей береговой охраны» . Новости береговой охраны. 31 июля 2007 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ «Columbia Helicopters приобретает у канадских военных восемь вертолетов CH-113 Labrador» . РоторХаб . RotorHub.com. Архивировано из оригинала 22 декабря 2007 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ Игера, Хосе. «Аргентина рассматривает излишки вертолетов CH-46 в качестве замены Ми-17» . Новости обороны, 23 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эйхель, Гарт. «Колумбия Вертолеты». Журнал «Вертикаль» , февраль – март 2007 г.
- ^ Шнайдер, Дэниел Б. (25 июля 1999 г.). «К вашему сведению» « Нью-Йорк Таймс» . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «С днем рождения, Columbia Helicopters! Компания из Орегона отмечает свое 50-летие» Вертикаль (журнал) , 18 апреля 2007 г. Дата обращения: 24 августа 2012 г.
- ^ «Парящая баржа» . Архивировано 13 февраля 2016 года в Wayback Machine Columbia Helicopters . Проверено: 24 августа 2012 г.
- ^ «Powering Up - журнал «Вертикаль»» . вертикальный маг.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ «Паспорт типа сертификата № 1H16» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 17 января 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2020 г. . Проверено 8 февраля 2007 г.
- ^ Пейн, Дуг, LCpl (20 декабря 2007 г.). «Педро списывает последние HH-46D» (PDF) . Виндсок . Авиационная база морской пехоты Черри-Пойнт , Северная Каролина . стр. А1, А3. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года . Проверено 27 июля 2008 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Фото Boeing Model 360 с маркировкой на хвосте CH-46X» . Аэропорт-данные.com. 17 июня 2007 г.
- ^ «Хелифор Флит» . helifor.com. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Колумбия 107-II» . colheli.com . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «ЛИСТ ТИПОВОГО СЕРТИФИКАТА R0013DE» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 9 октября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2017 г. . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «ВВС мира, 1981, стр. 330» . Flightglobal.com . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Боинг Вертол CH-113 Лабрадор» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2008 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ВВС мира, 1987, стр. 66» . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Устный перевод – Департамент полиции города Токио » из оригинала 18 февраля. Архивировано Получено 15 декабря.
- ^ «ВВС мира 2004 стр. 83» . Flightglobal.com . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Операторы Кавасаки/Вертол КВ107» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ВВС мира, 1987, стр. 91» . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «История авиации Таиланда» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «Боинг-Вертол V 107 N6672D авиакомпании New York Airways» . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «ПОМОЩНИКИ-ТЯЖЕЛЕЗНЫЕ ПОМОЩНИКИ» . Вертикальный журнал . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ «Вертолет морской пехоты Вьетнама улетает в историю» . utsandiego.com . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ «НМХ-1» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «262-я морская средняя вертолетная эскадрилья [HMM-262]» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Морская средняя вертолетная эскадрилья-265» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Морская средняя вертолетная эскадрилья-268» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Морская средняя вертолетная эскадрилья-364» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «764-я морская средняя вертолетная эскадрилья» . штатив.com. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «774-я морская средняя вертолетная эскадрилья» . штатив.com. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «164-я учебная эскадрилья морских средних вертолетов» . штатив.com. Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Ковач, Гретель К. «Вертолет морской пехоты Вьетнама улетает в историю» .
- ^ «ВМР-1» . globalsecurity.org . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Фотографии аэродрома морской пехоты Черри-Пойнт» . MCAS Черри Пойнт. 15 октября 2014 года . Проверено 22 июня 2015 г.
- ^ «ВВС мира 2004, стр. 96» . Flightglobal.com . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Полмар, Норман (2005). Путеводитель Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США (18-е изд.). Военно-морской институт. п. 384. ИСБН 978-1-59114-685-8 .
- ^ «Старые фроги обретают новую жизнь» . 2012, Правительственная медиакорпорация Gannett. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Отчет об авиационном происшествии - New York Airways, Inc., Boeing-Vertol 107-II N6673D, международный аэропорт Нью-Йорка, Ямайка, Нью-Йорк, 14 октября 1963 г. (PDF) (Отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте . 24 июня 1964 года. Архивировано (PDF) из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 9 февраля 2007 г.
- ^ [1] . aviation-safety.net
- ^ Шулимсон, Джек (1982). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: расширяющаяся война, 1966 год . Оперативно-исторический сериал Корпуса морской пехоты Вьетнама. Ассоциация морской пехоты. стр. 164–5. АСИН B000L34A0C .
- ^ «680606 HMM-165 Вьетнам» . Ассоциация боевых вертолетов морской пехоты США . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Смит, Чарльз (1988). Морские пехотинцы США во Вьетнаме. Высокая мобильность и остановка, 1969 год . Штаб-квартира отдела истории и музеев Корпуса морской пехоты США. п. 55. ИСБН 9781494287627 .
- ^ Смотерс, Рональд (11 мая 1996 г.). «В результате столкновения вертолетов на юге погибли 14 морских пехотинцев» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Сосна, Арт; Харрисон, Эрик (11 мая 1996 г.). «2 морских вертолета столкнулись в Северной Каролине; 14 погибших, 2 раненых» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Вертолеты морской пехоты столкнулись в Кэмп-Лежене; 14 погибших» . Си-Эн-Эн. 10 мая 1996 года . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Ваггонер, Марта (11 мая 1996 г.). «Морские пехотинцы продолжают расследование крушения вертолета, в результате которого погибли 14 человек» . Новости Ассошиэйтед Пресс . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Ranter, Harro. "Accident Boeing Vertol CH-113 Labrador (CH-46A) 11305, 02 Oct 1998" . aviation-safety.net .
- ^ Хвостовой крюк другого типа... check-six.com
- ^ «Новости» . Музей ВВС Комокс . Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Лабрадор» . Национальный музей ВВС Канады . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ https://scontent-lga3-1.xx.fbcdn.net/t31.0-8/11008659_944480752269620_122700914447500486_o.jpg [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Демонстрационный самолет. Архивировано 24 сентября 2008 г. в Wayback Machine . Издательском центре авиабазы JASDF Хамамацу
- ^ Демонстрационные вертолеты. Архивировано 28 апреля 2009 г. в Wayback Machine Какамигахара. Музее аэрокосмической науки
- ^ Схема музея Кавасаки Good Times World
- ^ «JA9555» . Чаккири.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Самолеты в музее. Архивировано 5 апреля 2015 года в Wayback Machine . Аэрозей
- ^ «CH-46D Морской рыцарь» . Каролинский музей авиации . Творческая группа Evoke. Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ « Фроги уходят в отставку, когда корпус переходит в скопу» . ДВИДС . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «Информационный центр морской пехоты: Вертолет уменьшен пополам и станет музейным экспонатом и учебным пособием» . морской корпус-news.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
- ^ Галледж, Франклин. «Логотип эскадрильи HMM-364» . хм-364.org .
- ^ Ульбрих, Сюзанна. « Фрог отмечен Корпусом за четыре десятилетия службы» . JDNews.com . Freedom Communications, Inc. Архивировано из оригинала 6 мая 2008 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Лингафельт, Джаред (6 ноября 2014 г.). «МВ-22 посвящено Авиационному Мемориалу» . Глобус . Джексонвилл, Северная Каролина. Архивировано из оригинала 29 сентября 2018 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ "Фрог Фаревелл/" . nasm.si.edu . Национальный музей авиации и космонавтики. 16 июля 2015 года . Проверено 21 октября 2015 г.
- ^ Кордес, Алайна (1 мая 2014 г.). «Patriots Point добавляет вертолет CH-46D 1967 года» . Патриотс-Пойнт . Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Майерс, Фил (31 марта 2012 г.). «HMM-165 «Леди Эйс 09» Посвящение» . Militaryaviationjournal.com/ . Военно-авиационный журнал. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ «Музей ветеранов приветствует новую выставку» . Государственная газета Дайерсбурга . 9 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Боулинг, Джимми. «Музей ветеранов» . CH-46.com . Wix.com. Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Боинг-Вертол CH-46E» . Пима Эйр энд Спейс . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Фроули, Джеральд (2002). Международный справочник военной авиации 2002/03 (ред. 4-е изд.). Фишвик, АКТ, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 48. ИСБН 1-875671-55-2 .
- ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон (1994). Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый . Лондон: Аэрокосмическая промышленность. стр. 81–82. ISBN 1874023514 .
- ^ Перейти обратно: а б «Боинг/Вертол CH-46 Sea Knight» . Авиационные модели. 4 ноября 2009 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Андраде, Джон Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Андраде, Джон. Милитар 1982 года выпуска . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN 0-907898-01-7 .
- Данстан, Саймон. Вьетнамские вертолеты: Вертолеты в бою 1950–1975 гг. , Osprey Publishing, 2003. ISBN 1-84176-796-4 .
- Мюррей, Уильямсон и Роберт Х. Скейлс. Война в Ираке . Издательство Гарвардского университета, 2005. ISBN 0-67450-412-7 .
- Роттман, Гордон и Адам Хук. Тактика аэромобильной войны во Вьетнаме . Издательство Оспри, 2007. ISBN 1-84603-136-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- CH-46D/E Sea Knight и Страницы истории CH-46 на сайте ВМС США ; Страница CH-46 на сайте морской пехоты США
- Страница продукта CH-46 и страница истории CH-46 на сайте Boeing.com
- Columbia Helicopters — крупнейший гражданский оператор БВ/КВ модели 107
- Подробный список лабрадоров и вояджеров CH-113
- Кавасаки Хеликоптер Сервисиз (СА) Лтд.
- Canadian Warplanes 7: Boeing Vertol CH-113 Labrador и вертолет CH-113A Voyageur