Ресторан быстрого питания
Ресторан быстрого питания как ресторан быстрого обслуживания ( QSR , также известный в отрасли ), представляет собой особый тип ресторана , в котором подают блюда быстрого питания с минимальным обслуживанием столиков . Еда, подаваемая в ресторанах быстрого питания, как правило, является частью « мясно-сладкой диеты », предлагается из ограниченного меню, готовится заранее и хранится в горячем виде, готовая и упакованная по заказу, и обычно доступна на вынос , хотя и рассаживается. может быть предоставлена. Рестораны быстрого питания, как правило, являются частью сети ресторанов или франчайзинговой компании, которая поставляет стандартизированные ингредиенты и/или частично приготовленные продукты и расходные материалы в каждый ресторан через контролируемые каналы поставок. Термин «фаст-фуд» был включен в словарь Мерриама-Вебстера в 1951 году. [ 1 ]
Можно утверждать, что рестораны быстрого питания возникли в Соединенных Штатах вместе с White Castle в 1921 году. [ 2 ] [ ненадежный источник? ] Сегодня основанные американцами сети быстрого питания, такие как McDonald's ( основан в 1940 г.) и KFC (основан в 1952 г.) [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] — транснациональные корпорации с представительствами по всему миру.
Вариации концепции ресторана быстрого питания включают рестораны быстрого питания и кейтеринговые грузовики . В ресторанах быстрого питания более высокое соотношение сидячих мест, предлагая гибрид между обслуживанием за стойкой, типичным для ресторанов быстрого питания, и традиционным рестораном с обслуживанием за столиками. Грузовики с едой (также называемые грузовиками с едой) часто паркуются недалеко от рабочих мест и пользуются популярностью среди заводских рабочих. [ нужна ссылка ]
История
Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Соединенных Штатов и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Апрель 2012 г. ) |
в Берлине открылся первый ресторан самообслуживания («Stollwerck-Automatenrestaurant») В 1896 году на Лейпцигерштрассе . [ 7 ]
Соединенные Штаты
Некоторые относят современную историю фаст-фуда в Соединенных Штатах к 7 июля 1912 года, когда в Нью-Йорке открылся ресторан быстрого питания Automat . «Автомат» представлял собой кафетерий с готовой едой за маленькими стеклянными окнами и автоматами с монетоприемником. Джозеф Хорн и Фрэнк Хардарт уже открыли первый автомат Horn & Hardart в Филадельфии в 1902 году, но их «Автомат» на Бродвее и 13-й улице в Нью-Йорке произвел фурор. Чтобы удовлетворить спрос, по всей стране были построены многочисленные рестораны Automat. Автоматы оставались чрезвычайно популярными на протяжении 1920-х и 1930-х годов. Компания также популяризировала идею еды на вынос с помощью своего лозунга «Меньше работы для матери».
Большинство историков сходятся во мнении, что американская компания White Castle была первой точкой быстрого питания, начавшейся в Уичито, штат Канзас, в 1916 году с продуктовыми ларьками и основанной в 1921 году, с момента своего создания продававшей гамбургеры по пять центов за штуку и породившей многочисленных конкурентов и подражателей. Однако несомненно то, что Уайт Касл предпринял первую значительную попытку стандартизировать производство продуктов питания, внешний вид и работу ресторанов быстрого питания, где подают гамбургеры. Система «Белый замок» Уильяма Ингрэма и Уолтера Андерсона создала первую сеть поставок быстрого питания, которая обеспечивала их рестораны мясом, булочками, бумажной продукцией и другими расходными материалами, разработала концепцию сети ресторанов гамбургеров, объединяющих несколько штатов, стандартизировала внешний вид и конструкцию ресторанов. сами рестораны и даже создали строительное подразделение, которое производило и строило сборные здания ресторанов сети. Система быстрого обслуживания McDonald's, а много позже - Рэя Крока McDonald's и Гамбургский университет - все они построены на принципах, системах и практиках, которые Уайт Касл уже установил между 1923 и 1932 годами.
Ресторан гамбургеров , наиболее ассоциирующийся у публики с термином «фаст-фуд», был создан двумя братьями родом из Нэшуа, штат Нью-Гэмпшир . Ричард и Морис Макдональд открыли барбекю в 1940 году в городе Сан-Бернардино, штат Калифорния . Обнаружив, что большая часть их прибыли приходится на гамбургеры, братья закрыли свой ресторан на три месяца и вновь открыли его в 1948 году как киоск, предлагающий простое меню, состоящее из гамбургеров, картофеля фри , коктейлей , кофе и кока-колы . в одноразовой бумажной упаковке. В результате они могли производить гамбургеры и картофель фри постоянно, не дожидаясь заказов клиентов, и могли немедленно их подавать; Гамбургеры стоят 15 центов, примерно вдвое дешевле, чем в типичной закусочной . На их оптимизированный метод производства, который они назвали «Системой скоростного обслуживания», повлияли производственной линии инновации Генри Форда .
К 1954 году стенд братьев Макдональд стал крупнейшим покупателем машин для смешивания молочных коктейлей у производителя ресторанного оборудования Prince Castle. Продавец Prince Castle Рэй Крок отправился в Калифорнию, чтобы выяснить, почему компания приобрела почти дюжину таких единиц, а не одну или две, которые обычно можно было найти в большинстве ресторанов того времени. Соблазненный успехом концепции McDonald's, Крок подписал с братьями договор франшизы и начал открывать рестораны McDonald's в Иллинойсе. [ 8 ] К 1961 году Крок выкупил у братьев и создал то, что сейчас является корпорацией McDonald's. Одной из основных частей его бизнес-плана было пропагандировать чистоту своих ресторанов среди растущих групп американцев, которые осознавали проблемы безопасности пищевых продуктов. В рамках своей приверженности чистоте Крок часто принимал участие в уборке своего собственного магазина в Дес-Плейнсе, штат Иллинойс, промывая мусорные баки из шланга и соскребая смолу с цемента. Еще одна концепция, которую добавил Крок, заключалась в больших стеклянных полосах, которые позволяли покупателю наблюдать за приготовлением еды - практика, которая до сих пор встречается в таких сетях, как Krispy Kreme . Чистая атмосфера была лишь частью грандиозного плана Крока, который отделил McDonald's от остальных конкурентов и стал причиной их большого успеха. Крок задумал сделать свои рестораны привлекательными для семей из пригородов. [ 9 ]
Примерно в то же время, когда Крок задумал то, что в конечном итоге стало корпорацией McDonald's, два бизнесмена из Майами, штат Флорида, Джеймс Макламор и Дэвид Эдгертон, открыли франшизу предшественника того, что сейчас является международной сетью ресторанов быстрого питания Burger King . Макламор посетил первоначальный киоск с гамбургерами McDonald's, принадлежавший братьям Макдональдс; почувствовав потенциал в их инновационной производственной системе, основанной на конвейерной сборке , он решил, что хочет открыть подобное предприятие самостоятельно. [ 10 ] [ 11 ] В конце концов оба партнера решили инвестировать свои деньги в базирующуюся в Джексонвилле, штат Флорида, компанию Insta-Burger King. Первоначально открытая в 1953 году, основатели и владельцы сети Кит Г. Крамер и дядя его жены Мэтью Бернс открыли свои первые магазины вокруг оборудования, известного как Insta-Broiler. Духовка Insta-Broiler оказалась настолько успешной в приготовлении гамбургеров, что они потребовали, чтобы все ее франчайзинговые компании имели это устройство. [ 10 ] К 1959 году Макламор и Эдгартон управляли несколькими офисами в районе Майами-Дейд и быстро росли. Несмотря на успех своей работы, партнеры обнаружили, что конструкция инста-бройлера делает нагревательные элементы устройства склонными к разрушению из-за капель с говяжьих котлет. В конце концов пара создала механизированный газовый гриль, который позволил избежать проблем, изменив способ приготовления мясных котлет в устройстве. После того, как в 1959 году первоначальная компания начала приходить в упадок, ее купили Макламор и Эдгертон, которые переименовали компанию в Burger King. [ 12 ]
В то время как в ресторанах быстрого питания обычно есть зона отдыха, в которой клиенты могут есть еду прямо в помещении, заказы рассчитаны на вынос, а традиционная сервировка столов встречается редко. Заказы обычно принимаются и оплачиваются у широкой стойки, при этом покупатель ждет у стойки подноса или контейнера для еды. Услуга « проезд » может позволить клиентам заказывать и забирать еду из своих автомобилей.
Практически с самого начала фаст-фуд создавался для того, чтобы его можно было есть «на ходу», часто не требует традиционных столовых приборов и его едят руками. Обычные пункты меню в заведениях быстрого питания включают рыбу с жареным картофелем , сэндвичи , пита , гамбургеры , жареную курицу , картофель фри , куриные наггетсы , тако , пиццу и мороженое , хотя многие рестораны быстрого питания предлагают «более медленные» продукты, такие как перец чили , картофельное пюре и салаты .
Кухня
Современный коммерческий фаст-фуд подвергается тщательной обработке и готовится в больших масштабах из сыпучих ингредиентов с использованием стандартизированных методов и оборудования для приготовления и производства. Обычно его быстро подают в картонных коробках, пакетах или пластиковой упаковке, что снижает эксплуатационные расходы за счет быстрой идентификации и подсчета продуктов, увеличения времени хранения, предотвращения переноса бактерий и облегчения выполнения заказов. В большинстве предприятий быстрого питания пункты меню обычно изготавливаются из обработанных ингредиентов, приготовленных на центральных предприятиях снабжения, а затем отправляются в отдельные точки, где они готовятся (обычно на гриле, в микроволновой печи или во фритюре) или собираются за короткий промежуток времени. либо в ожидании предстоящих заказов (т. е. «на склад»), либо в ответ на фактические заказы (т. е. «на заказ»). В соответствии со стандартными операционными процедурами предварительно приготовленные продукты проверяются на свежесть и утилизируются, если время выдержки становится слишком большим. Этот процесс обеспечивает постоянный уровень качества продукции и является ключом к быстрой доставке заказа покупателю и предотвращению затрат на рабочую силу и оборудование в отдельных магазинах.
Из-за коммерческого акцента на вкус, скорость, безопасность, однородность и низкую стоимость продуктов быстрого питания производятся из ингредиентов, формулировка которых обеспечивает узнаваемый вкус, аромат, текстуру и «ощущение во рту», а также сохранение свежести и контроль затрат на обработку. при подготовке и выполнении заказа. Это требует высокого уровня пищевой инженерии . Использование добавок , в том числе соли, сахара, ароматизаторов и консервантов , а также методов обработки может ограничить пищевую ценность конечного продукта.
Ценное питание
Полноценное питание — это группа блюд меню, предлагаемых вместе по более низкой цене, чем они стоили бы по отдельности. Гамбургер, картошка фри и напиток обычно представляют собой недорогой обед или комбо , в зависимости от сети. Недорогие обеды в ресторанах быстрого питания часто используются в качестве тактики мерчандайзинга, способствующей объединению в пакеты , увеличению продаж и ценовой дискриминации . В большинстве случаев их можно повысить до большего размера и выпить за небольшую плату. Воспринимаемое создание «скидки» на отдельные пункты меню в обмен на покупку «еды» также согласуется с маркетинга лояльности школой . [ 13 ]
Технология
Чтобы сделать возможным быстрое обслуживание, а также обеспечить точность и безопасность, многие рестораны быстрого питания внедрили системы точек продаж гостеприимства . Это позволяет работникам кухни просматривать заказы, размещенные на стойке регистрации, или проезжать мимо в режиме реального времени. Беспроводные системы позволяют кассирам и поварам принимать заказы, размещенные во время поездки через динамики. Конфигурации «Проезд и обход» позволят принимать заказы в одном кассе и оплачивать в другом. Современные системы торговых точек могут работать в компьютерных сетях с использованием различных программ. Можно создавать записи о продажах и предоставлять удаленный доступ к компьютерным отчетам корпоративным офисам, менеджерам, специалистам по устранению неполадок и другому уполномоченному персоналу.
Сети общественного питания сотрудничают с производителями пищевого оборудования для разработки узкоспециализированного ресторанного оборудования, часто включающего тепловые датчики в конструкцию , таймеры и другие электронные средства управления. Методы совместного проектирования, такие как быстрая визуализация и компьютерное проектирование кухонь ресторанов, в настоящее время используются для определения спецификаций оборудования, соответствующих требованиям эксплуатации и мерчандайзинга ресторана. [ 14 ]
Бизнес
Потребительские расходы
В Соединенных Штатах потребители потратили на фаст-фуд около 110 миллиардов долларов в 2000 году (эта цифра выросла с 6 миллиардов долларов в 1970 году). [ 15 ] Национальная ассоциация ресторанов прогнозирует, что объем продаж ресторанов быстрого питания в США в 2006 году достигнет 142 миллиардов долларов, что на 5% больше, чем в 2005 году. Для сравнения, ожидается, что сегмент ресторанов быстрого питания в пищевой промышленности принесет объем продаж в 173 миллиарда долларов. . Фаст-фуд теряет долю рынка в пользу так называемых ресторанов быстрого питания, которые предлагают более сытную и дорогую кухню. [ нужна ссылка ]
Крупнейшие международные бренды
McDonald's , поставщик быстрого питания, открыл свой первый франчайзинговый ресторан в США в 1955 году (1974 год в Великобритании). Оно стало феноменально успешным предприятием с точки зрения финансового роста, узнаваемости бренда и всемирной экспансии. Рэй Крок, купивший лицензию на франчайзинг у братьев Макдональд, был пионером концепций, в которых упор делался на стандартизацию. Для увеличения продаж он ввел в каждой торговой точке единую, идентичную по всем параметрам продукцию. Крок также настаивал на максимально возможном сокращении цен на продукты питания, в конечном итоге используя размер корпорации McDonald's, чтобы заставить поставщиков соответствовать этому идеалу. [ нужна ссылка ]
Другие известные международные компании быстрого питания включают Burger King, вторую сеть гамбургеров в мире, известную продвижением своих предложений по индивидуальному меню ( Have it Your Way ). Еще одна международная сеть ресторанов быстрого питания — KFC, которая продает продукты из курицы и является компанией быстрого питания номер 1 в Китайской Народной Республике.
Франчайзинг
Ресторан сети быстрого питания обычно принадлежит либо материнской компании сети быстрого питания, либо франчайзи – независимой стороне, имеющей право использовать товарный знак и торговое наименование компании. В последнем случае между франчайзи и материнской компанией заключается договор, который обычно требует от франчайзи уплаты первоначального фиксированного взноса в дополнение к постоянному проценту от ежемесячных продаж. После открытия бизнеса франчайзи контролирует повседневную работу ресторана и выступает в качестве менеджера магазина. По истечении срока действия контракта материнская компания может решить «продлить контракт, продать франшизу другому франчайзи или управлять рестораном самостоятельно». [ 16 ] В большинстве сетей быстрого питания количество франчайзинговых заведений превышает количество заведений, принадлежащих компании.
Сети быстрого питания полагаются на последовательность и единообразие во внутренних операциях и имидже бренда во всех своих ресторанах, чтобы вызвать у своих клиентов ощущение надежности. Это чувство надежности в сочетании с положительным опытом работы с клиентами заставляет клиентов доверять компании. Это чувство доверия приводит к повышению лояльности клиентов, что дает компании источник постоянного бизнеса. Когда человеку предоставляется выбор различных ресторанов, в которых он может поесть, ему гораздо легче придерживаться того, что он знает, а не рисковать и нырять в неизведанное. [ 17 ]
Из-за важности последовательности большинство компаний устанавливают стандарты, объединяющие различные рестораны с набором общих правил и положений. Материнские компании часто полагаются на представителей на местах, чтобы гарантировать, что практика франчайзинговых предприятий соответствует стандартам компании. Однако чем больше точек питания имеет сеть быстрого питания, тем сложнее материнской компании гарантировать соблюдение этих стандартов. Более того, уволить франчайзи за несоблюдение стандартов компании гораздо дороже, чем уволить по той же причине сотрудника. Как следствие, материнские компании склонны более спокойно относиться к нарушениям франчайзи. [ 17 ]
Многие компании также адаптируются к своим регионам, чтобы удовлетворить потребности клиентов. [ 18 ] Иногда франчайзи необходимо изменить способ работы ресторана/магазина, чтобы удовлетворить потребности местных клиентов. [ 18 ] Как указано в статье Боди «Локализация и удержание клиентов для систем франчайзингового обслуживания», Дж. Л. Брадах утверждает, что франшиза будет использовать либо тактический, либо стратегический местный ответ. [ 18 ] Тактика применяется к учету найма персонала и поставщиков, а также к финансовым решениям для адаптации к местным клиентам. [ 18 ] Стратегия применяется к конкретным характеристикам франшизы, которая будет меняться от базового формата до всех, чтобы соответствовать местному региону. [ 18 ]
По большей части тот, кто посетит Макдональдс в США, получит тот же опыт, что и посетитель Макдональдса в Японии. Дизайн интерьера, меню, скорость обслуживания и вкус еды будут очень похожими. Однако существуют некоторые различия, позволяющие адаптироваться к конкретным культурным различиям. Например, в октябре 2005 года, в разгар резкого падения продаж в Японии, McDonald's добавил в японское меню бургер с креветками. [ 19 ] Решение представить бургер с креветками не было случайным, поскольку исследование 1989 года показало, что мировое потребление креветок «лидирует Япония». [ 20 ]
В марте 2010 года Taco Bell открыла свой первый ресторан в Индии. Поскольку отказ от употребления говядины является культурной нормой в свете дхармических верований Индии, Taco Bell пришлось адаптировать свое меню к диетическим особенностям индийской культуры, заменив всю говядину курицей. При этом в меню были введены полностью постные блюда из-за распространенности вегетарианства по всей стране. [ 21 ]
Страны
Транснациональные корпорации обычно меняют свое меню в соответствии с местными вкусами, а большинство зарубежных торговых точек принадлежат местным франчайзи. McDonald's в Индии Например, использует в своих гамбургерах курицу и панир, а не говядину и свинину, потому что индуизм традиционно запрещает есть говядину. В Израиле некоторые рестораны Макдональдса кошерны и соблюдают еврейский Шаббат ; также есть кошерный Макдональдс В Аргентине . В Египте , Индонезии , Марокко , Саудовской Аравии , Малайзии , Пакистане и Сингапуре все позиции меню халяльны .
Северная Америка
Многие предприятия быстрого питания имеют более местные и региональные корни, например, White Castle на Среднем Западе США, а также Hardee's (принадлежащий CKE Restaurants , которому также принадлежит Carl's Jr. , магазины которого находятся в основном на западном побережье США); Krystal , рестораны Bojangles' Famous Chicken 'n Biscuits , Cook Out и Zaxby's на юго-востоке Америки; Выращивание кане в Луизиане и других преимущественно южных штатах; Hot 'n Now в Мичигане и Висконсине; In-N-Out Burger (в Калифорнии, Аризоне, Неваде, Юте и Техасе, с несколькими заведениями в Орегоне) и Original Tommy's сети в Южной Калифорнии; Dick's Drive-In в Сиэтле, Вашингтоне и Полярном круге в Юте и других западных штатах; Halo Burger во Флинте, штат Мичиган, и в Бургервилле в районе Портленда, штат Орегон. Кроме того, Whataburger — популярная сеть ресторанов быстрого питания на юге Америки, а Jack in the Box — на западе и юге. Канадские сети пиццерий Topper's Pizza и Pizza Pizza в основном расположены в Онтарио . Сеть кофеен Country Style работает только в Онтарио и конкурирует со знаменитой сетью кофеен и пончиков Tim Hortons . Ресторан Maid-Rite — один из старейших сетевых ресторанов быстрого питания в США. Их фирменное блюдо — гамбургеры с рассыпчатым мясом, основанные в 1926 году. Обряды горничных можно найти на Среднем Западе - в основном в Айове, Миннесоте, Иллинойсе и Миссури.
Международные бренды, доминирующие в Северной Америке, включают McDonald's, Burger King и Wendy's , третью сеть ресторанов быстрого питания в США; Dunkin' Donuts , в Новой Англии сеть магазинов ; ориентированные на автомобили Sonic Drive-In 's из Оклахома-Сити ; Starbucks , основанная в Сиэтле кофейная корпорация по производству напитков быстрого питания; KFC и Taco Bell , которые являются частью крупнейшего ресторанного конгломерата в мире Yum! Бренды ; и Domino's Pizza , сеть пиццерий , известная популяризацией доставки фаст-фуда на дом.
Subway известна своими сэндвичами и является крупнейшей сетью ресторанов, где подают такие блюда. [ 22 ] Quiznos, субмагазин в Денвере, — еще одна быстрорастущая субсеть, однако с более чем 6000 точками она все еще сильно отстает от Subway, насчитывающей 34 000 точек. Другие небольшие магазины включают Blimpie , Jersey Mike's Subs , Mr. Goodcents, Jimmy John's , Potbelly Sandwich Shop , Penn Station и Firehouse .
A&W Restaurants изначально была брендом быстрого питания в США и Канаде, но в настоящее время это международная корпорация быстрого питания в нескольких странах.
В Канаде большинство сетей быстрого питания принадлежат американцам или изначально принадлежали американцам, но с тех пор открыли канадское руководство/штаб-квартиры, такие как Panera Bread , Chipotle Mexican Grill , Five Guys и Carl's Jr. Хотя обычно дело происходит в Америке. Сети ресторанов быстрого питания, расширяющиеся в Канаду, канадские сети, такие как Tim Hortons, распространились на 22 штата США, но более заметны в приграничных штатах, таких как Нью-Йорк и Мичиган . Тим Хортонс начал расширяться в других странах за пределами Северной Америки. Франшиза Pita Pit зародилась в Канаде и распространилась на США и другие страны. Франшиза Canadian Extreme Pita продает сэндвичи с обезжиренной и соленой питой в магазинах в крупных канадских городах. Другие канадские сети быстрого питания, такие как Manchu Wok, в североамериканском стиле подают азиатские блюда ; эта компания расположена в основном в Канаде и США, а также имеет другие представительства на военных базах США на других континентах. Harvey's — единственная в Канаде сеть ресторанов-бургеров, представленная во всех провинциях.
Океания
Австралия
Рынок быстрого питания в Австралии зародился в 1968 году с открытия нескольких американских франшиз, включая McDonald's и KFC. Pizza Hut была представлена в апреле 1970 года. [ 23 ] и Burger King последовали за ним. Однако рынок Burger King обнаружил, что это название уже является зарегистрированным товарным знаком магазина еды на вынос в Аделаиде . [ 24 ] Таким образом, австралийский рынок Burger King был вынужден выбрать другое название, выбрав торговую марку Hungry Jack's . До этого австралийский рынок быстрого питания состоял в основном из частных магазинов на вынос.
Новая Зеландия
В Новой Зеландии рынок быстрого питания зародился в 1970-х годах с KFC (открыт в 1971 г.), Pizza Hut (1974 г.) и McDonald's (1976 г.), [ 25 ] и все три остаются популярными и сегодня. Burger King и Domino's вышли на рынок позже, в 1990-х годах. Австралийские сети пиццерий Eagle Boys и Pizza Haven также вышли на рынок в 1990-х годах, но их предприятия в Новой Зеландии позже были проданы Pizza Hut и Domino's.
В Новой Зеландии было основано несколько сетей быстрого питания, в том числе Burger Fuel (основана в 1995 году), Georgie Pie (основана в 1977 году, но закрыта в 1998 году из-за финансовых проблем и ее выкупа McDonald's) и Hell Pizza (основана в 1996 году).
Европа
Великобритания
Фирменным типом ресторанов быстрого питания в Соединенном Королевстве является магазин рыбы с жареной картошкой , который специализируется на рыбе с жареным картофелем , а также на других продуктах, таких как шашлыки и гамбургеры. Магазины рыбы с жареной картошкой обычно находятся в независимой собственности.
Такие бренды гамбургеров, как Wimpy, остаются, [ 26 ] хотя в 1989 году большинство филиалов стали Burger King.
Нидерланды
В Нидерландах рестораны быстрого питания с автоматами , типичными голландскими торговыми автоматами, можно найти по всей стране, особенно в Амстердаме . В этом автоматическом формате доступен прилавок для покупки картофеля фри , напитки , крокеты , фриканделлен , каассуфле и гамбургеры можно купить в автоматах , а также другие закуски . FEBO – один из крупнейших ресторанов быстрого питания такого типа с автоматами. [ 27 ]
Ирландия
Помимо отечественных сетей, таких как Supermac's , в Ирландии также обосновались многочисленные американские сети, такие как McDonald's и Burger King. исследование, разработанное Treated.com было опубликовано В 2015 году в газете Irish Times , в котором Сордс в графстве Дублин был назван «столицей быстрого питания Ирландии». [ 28 ]
Азия
Япония
Американские сети, такие как Domino's Pizza , McDonald's , Pizza Hut и KFC, широко представлены в Японии, но местные сети гюдона, такие как Sukiya , Matsuya и Yoshinoya, также охватывают всю страну. В Японии есть свои сети бургерных, включая MOS Burger , Lotteria и Freshness Burger .
Тайвань
Известные тайваньские рестораны быстрого питания включают 85C Bakery Cafe , TKK Fried Chicken и Bafang Dumpling. [ 29 ]
Индия
Крупнейшими сетями быстрого питания в Индии, предлагающими американский фаст-фуд, являются KFC, McDonald's, Starbucks, Burger King, Subway, Pizza Hut и Dominos. Большинству из них пришлось внести множество изменений в свои стандартные меню, чтобы удовлетворить индийские пищевые привычки и вкусовые предпочтения. Некоторые развивающиеся индийские сети питания включают Wow! Momo , Haldiram's , Faaso's и Café Coffee Day .
Пищевые привычки сильно различаются в разных штатах Индии. В то время как типичными идли и доса являются фаст-фуд в Южной Индии, в Махараштре это мисал-пав , пав-бхаджи и поха . Дальше на север, в Пенджабе и Харьяне, холе-бхатура очень популярна, а в Бихаре и Джаркханде литти-чоха является основным продуктом быстрого питания.
Пакистан
Фаст-фуд в Пакистане различается. Существует множество международных сетей быстрого питания, в том числе Nandos , Burger King, KFC, McDonald's, Domino's Pizza , Fatburger , Dunkin' Donuts, Subway, Pizza Hut, Hardee's, Telepizza , Steak Escape и Gloria Jean's Coffees . Помимо международных сетей, в местной кухне в Пакистане любят есть бирьяни , булочки-кебабы , нихари , рулеты из кебаба и т. д. в качестве фаст-фуда.
Филиппины
На Филиппинах фастфуд такой же, как и в США. Однако единственная разница состоит в том, что здесь подают филиппинские блюда, а некоторые американские продукты подают в филиппинском стиле. Jollibee — ведущая сеть ресторанов быстрого питания в стране с 1000 магазинами по всей стране.
Россия
Большинство международных сетей быстрого питания, таких как Subway, McDonald's, Burger King и др., представлены в крупных городах России. Есть также местные сети, такие как «Теремок», специализирующиеся на русской кухне или добавляющие ее элементы в свое меню.
Саудовская Аравия
В Саудовской Аравии действует множество международных сетей быстрого питания, включая KFC, Burger King, McDonald's и многие другие. Однако самым популярным рестораном быстрого питания Саудовской Аравии является Albaik . [ 30 ] Саудовцы считают Albaik лучше, чем KFC. [ 30 ]
Гонконг
В Гонконге, хотя McDonald's и KFC довольно популярны, три крупные местные сети быстрого питания предлагают фаст-фуд в гонконгском стиле, а именно Café de Coral , Fairwood и Maxim MX . Только Café de Coral ежедневно обслуживает более 300 000 посетителей. [ 31 ] В отличие от западных сетей быстрого питания, эти рестораны предлагают четыре разных меню в разное время дня: завтрак, обед, полдник и ужин. Сиу мэй предлагают в течение дня.
Дай пай донг и традиционная уличная еда Гонконга можно считать близкими родственниками обычного заведения быстрого питания.
Израиль
В Израиле местная сеть бургерных Burger Ranch, популярна а также McDonald's и Burger King. Domino's Pizza также является популярным рестораном быстрого питания. Такие сети, как McDonald's, предлагают кошерные заведения. По своей сути некошерные продукты, такие как чизбургеры, редко встречаются в израильских сетях быстрого питания, даже в некошерных филиалах. Есть много небольших местных сетей быстрого питания, которые подают пиццу , гамбургеры , суши и местные блюда, такие как хумус , фалафель и шаурму .
Африка
Нигерия
В Нигерии , Mr. Bigg's , Chicken Republic . Tantalizers и Tastee Fried Chicken преобладающими сетями быстрого питания являются KFC и Domino's Pizza Недавно в страну пришли .
ЮАР
за 2010 год, KFC — самая популярная сеть ресторанов быстрого питания в Южной Африке Согласно опросу Sunday Times . [ 32 ] Chicken Liken , Wimpy и Ocean Basket, а также Nando's и Steers являются примерами отечественных франшиз, пользующихся большой популярностью в стране. McDonald's, Subway и Pizza Hut имеют значительное присутствие в Южной Африке.
Тенденции
Проблемы со здоровьем
Некоторые крупные сети быстрого питания начинают включать в свое меню более здоровые альтернативы, например, белое мясо, закуски, салаты и свежие фрукты. Однако некоторые люди рассматривают эти шаги как символическую и коммерческую меру, а не как соответствующую реакцию на этические проблемы мировой экологии и здоровья людей. McDonald's объявил, что в марте 2006 года сеть будет включать информацию о пищевой ценности на упаковку всех своих продуктов. [ 33 ]
В сентябре и октябре 2000 года во время отзыва кукурузы Starlink из ресторанов и супермаркетов было отозвано продуктов на основе кукурузы на сумму до 50 миллионов долларов. Продукты содержали генетически модифицированную кукурузу Starlink , не одобренную для потребления человеком. [ 34 ] Это был первый отзыв о генетически модифицированной пище . [ 35 ] [ 36 ] Экологическая группа « Друзья Земли» , которая первой обнаружила зараженные снаряды, раскритиковала FDA за невыполнение своей работы.
Фаст-фуд сегодня обычно обвиняют в эпидемии ожирения в Соединенных Штатах. [ 37 ] Сегодня 60% американцев имеют избыточный вес или страдают ожирением. [ 38 ] Поскольку ожирение особенно наблюдается среди детей, большую часть вины берут на себя такие заведения, как McDonald's и другие рестораны быстрого питания. [ 37 ] 34% детей и подростков ежедневно потребляют фаст-фуд, а 80% детей утверждают, что Макдональдс — их любимое место, где можно поесть. [ 38 ] Число детей и подростков, а также взрослых, ежедневно питающихся вне дома, только увеличивается и увеличивается. [ 38 ] Исследования показывают, что дети и подростки в возрасте от двенадцати до девятнадцати лет потребляют в два раза больше калорий в ресторанах быстрого питания, чем дети в возрасте от двух до одиннадцати лет. [ 38 ]
FDA обнаружило, что трансжиры повышают уровень холестерина в крови, что повышает вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые известны как одна из основных причин смертности в США. [ 38 ] В ходе недавнего исследования выяснилось, что 11 из 25 ресторанов потерпели неудачу и после испытаний на использование антибиотиков. [ 38 ] Инфекции, устойчивые к антибиотикам, поражают по меньшей мере 2 миллиона американцев каждый год, в результате чего по меньшей мере 23 000 из них умрут. [ 38 ]
Потребительская привлекательность
Точки быстрого питания стали популярны среди потребителей по нескольким причинам. Во-первых, благодаря экономии на масштабе при покупке и производстве продуктов питания эти компании могут доставлять продукты питания потребителям по очень низким ценам. Кроме того, хотя некоторые люди и не любят фастфуд за его предсказуемость, он может успокоить голодного человека, спешащего или находящегося вдали от дома. [ нужна ссылка ]
В период после Второй мировой войны в Соединенных Штатах сети быстрого питания, такие как McDonald's, быстро завоевали репутацию благодаря своей чистоте, быстрому обслуживанию и дружелюбной к детям атмосфере, где семьи в дороге могли быстро перекусить. [ нужна ссылка ] До появления сетевых ресторанов быстрого питания у людей обычно был выбор между закусочными , где качество еды часто было сомнительным и обслуживание отсутствовало, или ресторанами высокого класса, которые были дорогими и непрактичными для семей с детьми. [ нужна ссылка ] Современное, продуманное удобство ресторана быстрого питания предоставило новую альтернативу и обратилось к инстинкту американцев к идеям и продуктам, связанным с прогрессом, технологиями и инновациями. [ нужна ссылка ] Рестораны быстрого питания быстро стали закусочными, с которыми «все могли согласиться», многие из которых предлагали детское меню, игровые площадки и причудливые рекламные кампании, такие как культовый Рональд Макдональд , предназначенные для молодых клиентов. Родители могли провести несколько минут покоя, пока дети играли или развлекались с игрушками, включенными в Хэппи-Мил . имеют долгую историю Рекламные кампании фаст-фуда , многие из которых ориентированы на детей.
Маркетинг быстрого питания в основном ориентирован на детей и подростков. Популярные методы рекламы включают телевидение, размещение продукции в игрушках, играх, образовательных материалах, песнях и фильмах, лицензирование персонажей и поддержку знаменитостей, а также веб-сайты. [ 39 ] Рекламные объявления, ориентированные на детей, в основном сосредоточены на бесплатных игрушках, рекламных роликах к фильмам и других подарках. [ 40 ] В ресторанах быстрого питания используются детские блюда с игрушками, детские талисманы, яркие цвета и игровые площадки, чтобы привлечь детей к их продуктам. . Власть детей над покупками родителей оценивается в 300–500 миллиардов долларов в год. [ 41 ] Фаст-фуд стал частью американской культуры в качестве награды детям. Отказ ребенку в «желанных вещах», таких как рекламируемый ресторан быстрого питания, может вызвать стигматизацию родителей как «подлых родителей», хотя среди других родителей принято подчиняться желаниям своего ребенка. [ 41 ]
Основное внимание индустрии быстрого питания к детям вызвало споры из-за растущей проблемы детского ожирения в Америке. [ 42 ] В результате этого внимания в 2008 году была создана коалиция под руководством Совета по улучшению бизнеса под названием «Инициатива по рекламе детской еды и напитков» (CFBAI), чтобы остановить рекламу, нацеленную на детей, или продвигать только то, что совет называет «лучшей рекламой». для вас» в рекламе, ориентированной на детей. [ 43 ] Однако только в 2011 году Конгресс потребовал от CFBAI, FDA, Министерства сельского хозяйства и Центров по контролю заболеваний разработать руководящие принципы. В рекомендациях к продуктам питания, рекламируемым для детей, определены два основных требования: (1) пища должна включать полезные для здоровья ингредиенты; (2) Пища не может содержать вредное для здоровья количество сахара, насыщенных жиров, трансжиров и соли. Эти руководящие принципы являются добровольными, но компании испытывают сильное давление, требуя их соблюдения. После того, как компания соблюдает требования, у нее есть 5–10 лет на то, чтобы соблюдать правила. [ 42 ] Многие предприятия быстрого питания начали соблюдать эти рекомендации. Хотя многим компаниям есть куда пойти. Согласно отчету Йельского центра продовольственной политики и ожирения, в 2012 году индустрия быстрого питания потратила 4,6 миллиарда долларов на рекламу нездоровых продуктов среди детей и подростков. [ 40 ] Есть точки прогресса, которые включают в себя более полезные для здоровья блюда и напитки в большинстве детских блюд в ресторанах быстрого питания. [ 40 ] Рекомендации направлены на более здоровый образ жизни детей и растущую проблему ожирения в Америке.
Хотя сегодня это может быть не так очевидно, фаст-фуд находится на пути к более здоровой пище и меню. [ 44 ] Некоторые предприятия добились успеха на этом рынке благодаря здоровой пище, и из-за множества проблем со здоровьем и стереотипов о фаст-фуде это становится ожидаемым явлением. [ 44 ] По мнению Джейсона Дейли, популярность здорового фаст-фуда объясняется тем, что он «перестал быть чем-то особенным – теперь это просто ожидаемо». [ 44 ]
В других частях мира заведения быстрого питания в американском стиле и в американском стиле пользуются популярностью благодаря своему качеству, обслуживанию клиентов и новизне, хотя они часто становятся объектом народного гнева по отношению к американской внешней политике или глобализации в целом. [ нужна ссылка ] . Тем не менее, многие потребители считают их символами богатства, прогресса и упорядоченной открытости западного общества, и поэтому они становятся модными достопримечательностями во многих городах мира, особенно среди молодых людей с более разнообразными вкусами. [ нужна ссылка ]
Влияние доступности ресторанов быстрого питания
Со временем рестораны быстрого питания стали быстро расти, особенно в городских районах. Согласно исследованиям США, районы с низкими доходами и преимущественно афроамериканцами больше подвержены точкам быстрого питания, чем районы с более высокими доходами и преимущественно белыми. [ 45 ] Это поставило под вопрос, были ли объектом нападения урбанизированные районы, что приводит к более нездоровому состоянию группы людей по сравнению с людьми с более высоким социально-экономическим статусом. Также было доказано, что вероятность найти ресторан быстрого питания в пригороде ниже. В исследовании отдельных мест в США Морланд и др. (2002) обнаружили, что количество ресторанов и баров быстрого питания обратно пропорционально богатству района, и что в жилых районах, где преобладают афроамериканцы, вероятность наличия супермаркета рядом с ними в четыре раза ниже, чем в районах, где преобладают белые люди. [ 46 ]
График инноваций
- 1872: Вальтер Скотт из Провиденса, Род-Айленд, оборудовал конный фургон с простой кухней, чтобы доставлять рабочим горячие обеды. [ 47 ]
- 1916: Уолтер Андерсон построил первый Белый замок в Уичито, штат Канзас, в 1916 году, представив ресторан с ограниченным меню, большим объемом, низкой стоимостью и высокоскоростным рестораном, где подают гамбургеры. [ 47 ]
- 1919: A&W Root Beer вынесла свою продукцию из автомата с газировкой в придорожный киоск. [ 47 ]
- 1921: A&W Root Beer начала продавать свой сироп по франшизе. [ 47 ]
- 1930-е годы: Говард Джонсон первым разработал концепцию франчайзинга ресторанов, официально стандартизировав меню, вывески и рекламу. [ 47 ]
- 1967: McDonald's открывает свои первые рестораны за пределами США. [ 48 ]
Халяль
Внедрение халяльной опции некоторыми компаниями быстрого питания привело к расширению сетей быстрого питания в странах с мусульманским большинством, что привело к увеличению количества ресторанов в незападных странах, а также к увеличению доходов некоторых западных сетей ресторанов. [ 49 ] Некоторые заведения, предлагающие халяльные блюда, включают KFC, Nando's, Pizza Express и Subway. McDonald's провел испытание, но решил, что стоимость операции будет слишком высокой. [ 50 ] Также были судебные дела с участием начинающих предприятий во время попыток изменить сертифицированный халяль метод путем машинного убийства, что противоречит убеждениям некоторых мусульман. [ 51 ] Однако тенденция к халялю была непопулярна в некоторых сообществах, что иногда приводило к появлению интернет-петиций. [ 52 ]
Критика
Индустрия быстрого питания является популярной мишенью для критиков, от активистов-антиглобалистов, таких как Хосе Бове, до групп вегетарианских активистов, таких как PETA , а также самих рабочих. ряд забастовок работников предприятий быстрого питания В 2010-х годах в США произошел .
В своем бестселлере 2001 года «Нация быстрого питания » журналист-расследователь Эрик Шлоссер выступил с широкой социально-экономической критикой индустрии быстрого питания, документируя, как фаст-фуд превратился из небольших семейных предприятий (таких как бургерная братьев Макдональдс) в крупные транснациональные корпорации, чья экономия на масштабе радикально изменила сельское хозяйство, мясопереработку и рынки труда в конце двадцатого века. Шлоссер утверждает, что, хотя инновации индустрии быстрого питания предоставили американцам больше и дешевле вариантов питания, за это пришлось разрушить окружающую среду, экономику и общины маленьких городов сельской Америки, одновременно защищая потребителей от реальных затрат на их питание. удобная еда, как с точки зрения здоровья, так и с точки зрения более широкого воздействия крупномасштабного производства и переработки продуктов питания на рабочих, животных и землю.
Индустрия быстрого питания популярна в Соединенных Штатах и является источником большинства инноваций, и там базируются многие крупные международные сети. Считающиеся символами доминирования США и воспринимаемого культурного империализма , американские предприятия быстрого питания часто становились мишенью антиглобалистских протестов и демонстраций против правительства США. В 2005 году, например, участники беспорядков в Карачи ( Пакистан) , которые первоначально были возмущены взрывом шиитской мечети, разрушили ресторан KFC. [ 53 ]
Юридические вопросы
Примеры и перспективы в этом разделе касаются главным образом Соединенных Штатов и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Май 2023 г. ) |
В августе 2002 года группа детей с избыточным весом в Нью-Йорке подала коллективный иск против корпорации McDonald's, требуя компенсации за проблемы со здоровьем, связанные с ожирением, улучшения маркировки пищевой ценности продуктов McDonald's и финансирования программы по информированию потребителей об опасностях быстрое питание. Это вызвало бурную, в основном негативную реакцию в средствах массовой информации: обозреватели назвали это дело «карикатурой на судебный процесс».
Такого рода судебные разбирательства поднимают важный вопрос о том, кто должен нести ответственность за экономические последствия ожирения и последствия ожирения для общественного здравоохранения. [ 54 ]
В 2003 году в суде Нью-Йорка на компанию McDonald's подала иск семья, утверждавшая, что сеть ресторанов несет ответственность за ожирение их дочери- подростка и сопутствующие проблемы со здоровьем. Манипулируя вкусом продуктов питания, содержанием сахара и жира и ориентируя свою рекламу на детей , в иске утверждается, что компания намеренно вводит общественность в заблуждение относительно пищевой ценности своего продукта. Судья отклонил иск, но индустрии быстрого питания не понравилась огласка ее практики, особенно то, как она ориентирована на детей в своей рекламе. [ 55 ] Хотя дальнейшие судебные иски так и не материализовались, этот вопрос поддерживается в средствах массовой информации и политических кругах теми, кто пропагандирует необходимость реформы деликтных правонарушений . [ 56 ]
В ответ на это был принят « Закон о чизбургерах ». [ 57 ] был принят Палатой представителей США в 2004 году; позже он застопорился в Сенате США. Закон был вновь введен в действие в 2005 году, но его постигла та же участь. Утверждалось, что этот закон «[запрещает] необоснованные судебные иски против производителей и продавцов продуктов питания и безалкогольных напитков, связанные с заявлениями об ожирении ». Законопроект возник из-за увеличения количества исков против сетей быстрого питания со стороны людей, которые утверждали, что употребление их продуктов приводит к ожирению, отмежевываясь от какой-либо вины. [ 58 ]
См. также
- Реклама быстрого питания
- ХАССП
- Список сетей ресторанов быстрого питания
- Список ресторанов, где подают гамбургеры
- Список крупнейших сетей ресторанов быстрого питания
- Придорожный дом (объект)
- Стандартные операционные процедуры в области санитарии
- Ресторан быстрого питания
Ссылки
- ^ «Джек в коробке» . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Эволюция ресторана быстрого обслуживания» . Консультант по управлению @ Large. Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ «Франчайзинг» . KFC.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ «Наша история» . KFC.co.uk. KFC Великобритания. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ «KFC Таиланд» . fcthailand.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ «Основатель KFC полковник Сандерс добился своего замечательного успеха только в 60 лет» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ Гроте, Сольвейг (15 августа 2013 г.). «Автоматические рестораны: надоело» . Зеркальная история (на немецком языке) . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Гросс, Дэниел (7 августа 1977 г.). Лучшие бизнес-истории Forbes . John Wiley & Sons, Inc., стр. 178–192 . ISBN 978-0-471-19653-2 . Проверено 17 апреля 2008 г.
В то время как большинство ресторанов купили один или два мультимиксера Prince Castle, которые могли смешивать пять коктейлей одновременно, Макдональдс купил восемь. И Кроку было любопытно посмотреть, какое предприятие нуждается в мощности для производства сорока молочных коктейлей одновременно.
- ^ «Где White Tower (один из первых ресторанов быстрого питания) привязал гамбургеры к общественному транспорту, а рабочий... McDonald's привязал гамбургеры к машине, детям и семье». (Левинштейн, с.228-229)
- ^ Jump up to: а б Смит, Эндрю Ф. (30 августа 2006 г.). Энциклопедия нездоровой пищи и фаст-фуда (1-е изд.). Издательская группа Гринвуд. стр. 27–28. ISBN 978-0-313-33527-3 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Карлино, Билл (19 августа 1996 г.). «Соучредитель BK Макламор умер в возрасте 70 лет» . Новости ресторана страны . Архивировано из оригинала 16 ноября 2011 года . Проверено 25 января 2010 г.
- ^ Джон А. Джекл; Кейт А. Скалл (27 марта 2002 г.). Фаст-фуд (1-е изд.). Джу Пресс. стр. 116–119. ISBN 978-0-8018-6920-4 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ «Они купят это?» . Чикаго Трибьюн . 4 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г. Проверено 25 сентября 2007 г.
- ^ «Подход жизненного цикла к развитию розничного магазина» . Консультант по управлению @ Large. Архивировано из оригинала 7 ноября 2008 года . Проверено 11 февраля 2008 г.
- ^ Шлоссер, Эрик (2001). Нация фаст-фуда: темная сторона общеамериканской еды . Книги Хоутона Миффлина. ISBN 978-0-395-97789-7 .
- ^ Крюгер, Алан Б. (1991). «Собственность, агентство и заработная плата: исследование франчайзинга в индустрии быстрого питания». Ежеквартальный экономический журнал . 106 (1): 75–101. дои : 10.2307/2937907 . JSTOR 2937907 .
- ^ Jump up to: а б Хорнсби, Гилпатрик Д. (январь 2011 г.). «Соответствие между франчайзинговыми и корпоративными объектами. Исследование показателей безопасности пищевых продуктов Sonic Drive-In в штате Оклахома» (PDF) . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Боди, Келли Л.; Шао, Вэй; Росс, Митчелл (3 апреля 2017 г.). «Локализация и удержание клиентов для систем франчайзингового обслуживания». Ежеквартальный маркетинг услуг . 38 (2): 100–114. дои : 10.1080/15332969.2017.1289790 . ISSN 1533-2969 . S2CID 169005980 .
- ^ «Макдональдс в Японии предлагает бургер с креветками» . Новости Эн-Би-Си . 14 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Фердоус, Фатима. «СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ КРЕВЕТОК» . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ «Новинка стала хитом для Taco Bell в Индии» . Уолл Стрит Джорнал . 29 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 3 января 2019 г. . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ Брэмхолл, Джо. «Сотрудники Доктора» . Hoovers.com. Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 года . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ «Хронология истории австралийской еды: в Австралии открывается Pizza Hut» . Хронология истории австралийской кухни . 21 сентября 1970 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2020 года . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Терри, Эндрю; Хизер Форрест (2008). «Где говядина? Почему Burger King голоден, Jack's в Австралии и другие сложности в создании глобального франчайзингового бренда». Северо-Западный журнал международного права и бизнеса . 28 (2): 171–214. ISSN 0196-3228 .
- ^ «Обеды вне дома — еда в Новой Зеландии — NZHistory.net.nz» . Архивировано из оригинала 4 января 2011 года . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Беван, Натан (28 мая 2019 г.). «Внутри последнего слабака в Уэльсе» . УэльсОнлайн . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Брюс Крейг; Коллин Тейлор Сен, доктор философии. (9 сентября 2013 г.). Уличная еда во всем мире: Энциклопедия еды и культуры: Энциклопедия еды и культуры . АВС-КЛИО. стр. 250–. ISBN 978-1-59884-955-4 .
- ^ «Сордс назван столицей фаст-фуда Ирландии» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Тайваньская компания Bafang Dumpling открывает первое заведение в США» . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Почему саудовский KFC выиграл #ChickenWars еще до того, как они начались в Саудовской Аравии» . WIRED Ближний Восток . 5 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 20 июня 2021 г.
- ^ Сан, Никки (6 июля 2016 г.). «Основатель Café de Coral, крупнейшей сети ресторанов быстрого питания в Гонконге, умер в возрасте 101 года» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Fill'er up: горячая, соленая, быстрая и сытная – именно такой еды хочет молодежь» . Санди Таймс . 30 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 г. Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ Мэлори Селлерс (3 ноября 2005 г.). «К 2006 году информация о пищевой ценности McDonald's будет указана на упаковке продуктов питания» . Орел . Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 года . Проверено 15 декабря 2008 г.
- ^ «Объявлены масштабы отзыва продукции из биотехнологической кукурузы — 1 ноября 2000 г.» . CNN . Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 года.
- ^ Фулмер, М. (23 сентября 2000 г.). «Taco Bell вспоминает оболочки, в которых использовалась биоинженерная кукуруза» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «ConAgra прекращает производство кукурузной муки на заводе в Канзасе в качестве меры предосторожности против генетически модифицированного зерна - 18 октября 2000 г.» . CNN . Архивировано из оригинала 11 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Гилман, Сандерс Л. (2008). Диеты и диета: Культурная энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Не рискуй» . Статистика фаст-фуда . Университетские больницы. Архивировано из оригинала 17 ноября 2018 года . Проверено 6 ноября 2018 г. .
- ^ Нестле, Мэрион (2006). «Продовольственный маркетинг и детское ожирение — вопрос политики» . Медицинский журнал Новой Англии . 354 (24): 2527–2529. дои : 10.1056/NEJMp068014 . ПМИД 16775233 . S2CID 42850319 .
- ^ Jump up to: а б с «Просто дайте мне ФАКТЫ» . Реклама фаст-фуда для детей и подростков . Центр Радда. Архивировано из оригинала 16 июля 2014 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Браунелл, Келли; Харрис, Дженнифер; Барг, Джон (декабрь 2009 г.). «Модель защиты продовольственного маркетинга: интеграция психологических исследований для защиты молодежи и информирования государственной политики» . Социальные проблемы и обзор политики . 3 (1): 211–271. дои : 10.1111/j.1751-2409.2009.01015.x . ПМК 2826802 . ПМИД 20182647 .
- ^ Jump up to: а б Нойман, Уильям (28 апреля 2011 г.). «США добиваются новых ограничений на рекламу продуктов питания для детей» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Клиффорд, Стефани (29 июля 2008 г.). «Перетягивание каната в маркетинге продуктов питания для детей» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Дейли, Джейсон (декабрь 2014 г.). «Горячие темы». Предприниматель . 42 (12): 104–109.
- ^ Смойер-Томич, Кентукки; Спенс, Джей Си; Рейн, К.Д.; Амрайн, К; Кэмерон, Н.; Ясеновский, В; Кутумису, Н.; Хемфилл, Э; Хили, Дж (2008). «Связь между социально-экономическим статусом района и доступом к супермаркетам и точкам быстрого питания». Здоровье и место . 14 (4): 740–54. doi : 10.1016/j.healthplace.2007.12.001 . ПМИД 18234537 .
- ^ Морланд, К; Крыло, С; Дьес Ру, А; Пул, К. (2002). «Характеристика района, связанная с расположением продовольственных магазинов и мест общественного питания» (PDF) . Американский журнал профилактической медицины . 22 (1): 23–9. дои : 10.1016/s0749-3797(01)00403-2 . hdl : 2027.42/56186 . ПМИД 11777675 . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Подход жизненного цикла к развитию розничного магазина» . Консультант по управлению @ Large. Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ «Компания - история» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Новые исследования исламского маркетинга и туризма в глобальной экономике, стр. 123, Эль-Гохари, Хатем - 2014 г.
- ^ Хенли, Джон. «Какие сети ресторанов стали халяльными и почему?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ «Попайс в драке из-за халяльной курицы» . thestar.com . 2 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 г. Проверено 27 августа 2017 г.
- ^ Сапстед, Дэвид. «Халяльный спор по поводу Kentucky Fried Chicken» . thenational.ae . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «KFC сгорел во время беспорядков в Пакистане» . Новости CBS . 31 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 9 октября 2007 г. Проверено 25 сентября 2007 г.
- ^ (Мелло, Мишель М. и др. «Маклоуит: индустрия быстрого питания и юридическая ответственность за ожирение». Департамент здравоохранения, 2003 г., www.healthaffairs.org/doi/full/10.1377/hlthaff.22.6.207.)
- ^ «Макдоналдс стал объектом иска по поводу ожирения» . Новости Би-би-си . 22 ноября 2002 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Обновление фаст-фуда: где обещанные судебные иски по ожирению? - Юридическое подполье Эвана Шеффера» . Legalunderground.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 25 сентября 2007 г.
- ^ «США одобряют «законопроект о чизбургерах» » . Новости Би-би-си . 12 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2009 г. Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «США одобряют «законопроект о чизбургерах» » . 12 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2007 г. Проверено 14 сентября 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Хоган, Дэвид. Продавать их мешками: Белый замок и создание американской еды . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1997. ISBN 0-8147-3566-5 .
- Крок, Рэй и Андерсон, Роберт «Измельчение: создание Макдональдса» . Чикаго: Современные книги, 1977. ISBN 0-8092-5345-3 .
- Левинштейн, Харви. Парадокс изобилия: социальная история еды в современной Америке . Беркли: Калифорнийский университет, 2003. 228–229. ISBN 0-520-23440-5 .
- Люксенберг, Стэн. Придорожные империи: как сети предоставили Америке франшизу . Нью-Йорк: Викинг, 1985. ISBN 0-14-007734-0 .
- Макгинли, Лу Эллен со Стефани Сперр. Посигнальте за обслуживание: мужчина, поднос и славные времена ресторана для автомобилей . Фредериксбург: Издательство Tray Days, 2004. ISBN 0-615-12697-9 .
- Шлоссер, Эрик. Нация фаст-фуда: темная сторона американской еды . Нью-Йорк: Harper Perennial, 2005. ISBN 0-06-083858-2 .
- Шульц, Ховард и Янг, Дори Джонс. Влейте в это свое сердце: как Starbucks построила компанию по чашке за раз . Гиперион, 1997. ISBN 0-7868-6315-3 .