Права коренных народов
Права |
---|
Теоретические различия |
Права человека |
Права бенефициара |
Другие группы прав |
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
Права |
Правительственные организации |
Организации Объединенных Наций Инициативы |
Международные договоры |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Страны |
Категория |
Права коренных народов – это те права , которые существуют в результате признания особого положения коренных народов . Это включает в себя не только самые основные права человека на физическое выживание и неприкосновенность, но также права на свою землю (включая титул коренного населения ), язык , религию и другие элементы культурного наследия , которые являются частью их существования и идентичности как народа. . Это может использоваться как выражение защиты общественных организаций или составлять часть национального закона при установлении связи между правительством и правом на самоопределение среди его коренных народов, или в международном праве как защита от нарушения права коренных народов действиями правительств или групп частных интересов.
Определение и историческая справка
[ редактировать ]Права коренных народов принадлежат тем, кто, будучи коренными народами, определяется как коренной народ земли, завоеванной и колонизированной чужаками. [1] [2] [3] [4]
Вопрос о том, кто именно является частью коренных народов, является спорным, но в широком смысле его можно понять в отношении колониализма. Когда мы говорим о коренных народах, мы говорим о тех доколониальных обществах, которые сталкиваются с конкретной угрозой, связанной с этим явлением оккупации, и об отношениях, которые эти общества поддерживают с колониальными державами. Точное определение того, кто является коренным народом, и, как следствие, статус правообладателей различаются. Быть слишком инклюзивным считается так же плохо, как и быть неинклюзивным. [4] [5]
В контексте современных коренных народов европейских колониальных держав, [ нужны разъяснения ] признание прав коренных народов можно отнести, по крайней мере, к периоду Возрождения . Наряду с оправданием колониализма более высокими целями как для колонистов, так и для колонизированных, некоторые голоса выразили обеспокоенность по поводу того, как обращаются с коренными народами и какое влияние это оказало на их общества. [6] В Испанской империи корона учредила Общий индейский суд в Мексике и Перу , обладающий юрисдикцией над делами, касающимися коренных народов, и направленный на защиту индейцев от жестокого обращения. Доступ индийцев в суд стал возможен благодаря небольшому налогу, которым платили адвокаты. [7] [8]
Проблема прав коренных народов также связана с другими уровнями человеческой борьбы. Из-за тесной связи между культурным и экономическим положением коренных народов и окружающей средой, вопросы прав коренных народов связаны с озабоченностью по поводу изменения окружающей среды и устойчивого развития . [9] [10] [11] По мнению ученых и таких организаций, как Rainforest Foundation , борьба за коренные народы имеет важное значение для решения проблемы сокращения выбросов углекислого газа и устранения угрозы как культурному, так и биологическому разнообразию в целом. [12] [13] [14]
Представительство
[ редактировать ]Права . , притязания и даже самобытность коренных народов воспринимаются, признаются и соблюдаются совершенно по-разному в разных правительствах Существуют различные организации, уставы которых так или иначе продвигают (или, по крайней мере, признают) чаяния коренных народов, и общества коренных народов часто объединяются, чтобы сформировать органы, которые совместно стремятся продвигать свои общинные интересы.
Международные организации
[ редактировать ]Существует несколько неправительственных движений гражданского общества, сетей, организаций коренных и некоренных народов, основной миссией которых является защита прав коренных народов, включая права на землю . [15] Эти организации, сети и группы подчеркивают, что проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы, — это отсутствие признания того, что они имеют право жить так, как они выбирают, а также отсутствие права на свои земли и территории. Их миссия – защищать права коренных народов без навязывания государствами своих идей «развития». [16] Эти группы заявляют, что культура каждого коренного населения дифференцирована, богата религиозными системами верований, образом жизни, средствами к существованию и искусством, и что корень проблемы будет во вмешательстве в их образ жизни в результате неуважения государства к их правам, а также вторжение на традиционные земли транснациональных корпораций и малого бизнеса с целью эксплуатации природных ресурсов . [17]
Объединенные Нации
[ редактировать ]Коренные народы и их интересы представлены в ООН прежде всего через механизмы Рабочей группы по коренным народам . В апреле 2000 года Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека приняла резолюцию о создании Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов (PFII) в качестве консультативного органа при Экономическом и Социальном Совете с мандатом рассматривать вопросы коренных народов.
В конце декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005–2014 годы Вторым Международным десятилетием коренных народов мира . Главной целью нового десятилетия станет укрепление международного сотрудничества в решении проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как культура, образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда, социально-экономическое развитие.
В сентябре 2007 года, после процесса подготовки, обсуждений и переговоров, продолжавшегося с 1982 года, Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о правах коренных народов . В необязательной декларации излагаются индивидуальные и коллективные права коренных народов, а также их права на идентичность, культуру, язык, занятость, здоровье, образование и другие вопросы. Против декларации проголосовали четыре страны со значительным коренным населением: США, Канада, Новая Зеландия и Австралия. С тех пор все четверо изменили свое мнение в пользу. Воздержались одиннадцать стран: Азербайджан , Бангладеш , Бутан , Бурунди , Колумбия , Грузия , Кения , Нигерия , Россия, Самоа и Украина . Тридцать четыре страны не голосовали, а остальные 143 страны проголосовали за него.
МОТ 169
[ редактировать ]МОТ 169 – это конвенция Международной организации труда . После ратификации государством он должен действовать как закон, защищающий права племенных людей. Есть двадцать два человека, которые хотят физического выживания и целостности, а также сохранения своих земельных , языковых и религиозных прав. МОТ представляет права коренных народов, поскольку она является организацией, которая обеспечивает соблюдение документов, касающихся исключительно прав коренных народов. [18]
Организация американских государств
[ редактировать ]С 1997 года страны Организации американских государств обсуждают проекты предлагаемой Американской декларации о правах коренных народов. [19] «Проект декларации в настоящее время является одним из наиболее важных процессов, происходящих в отношении прав коренных народов Америки» [20] как отметила Международная рабочая группа по делам коренных народов. В 2016 году декларация была принята 35 государствами-членами консенсусом, тогда как США и Канада высказали общие оговорки. [21]
По стране
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Боливия
[ редактировать ]Коренным народам , составляющим большинство населения Боливии, было отказано в правах на землю из-за их традиционной коллективной собственности на землю в соответствии с так называемой системой «айллу». Хотя Боливийское законодательство технически требует возмещения ущерба, нанесенного отдельным лицам и группам, которые когда-то владели землей в рамках этой системы, несправедливость на этом фронте все еще широко распространена. Коренные народы недостаточно представлены в правительстве и страдают от высокого уровня безработицы. [22]
В отчете за 2012 год Amnesty International пожаловалась, что боливийские власти приняли решения о строительстве автомагистрали через территорию и национальный парк коренных народов Исиборо (Territorio Indígena y Parque Nacional Isiboro Sécure, TIPNIS), не посоветовавшись с коренными народами, которые там живут. Отсутствие консультаций привело к большой путанице и конфликтам: некоторые коренные жители поддерживали дорогу, а другие выступали против нее, а правительство не раз меняло свои планы. [23]
В 2011 году Хьюман Райтс Вотч обратилась к Боливии с просьбой обеспечить «оперативное, тщательное и беспристрастное расследование» предполагаемого жестокого обращения со стороны полиции в отношении мирных протестующих из числа коренного населения возле Юкомо 25 сентября того же года. В докладе Комитета ООН по предотвращению расовой дискриминации, опубликованном в том же году, Боливия призвала принять срочные меры для обеспечения того, чтобы народ гуарани мог реализовать свои права, включая право на возвращение своих исконных земель. [24]
В соответствии с конституцией и законодательством Боливии были созданы семь специальных «районов коренных народов» с целью расширения участия коренных народов в национальной политике. [22]Канада
[ редактировать ]В Канаде «права аборигенов» ( по-французски : droits ancestraux ) — это те права, которыми коренные народы в Канаде пользуются в результате длительного проживания их предков на земле, например, право охотиться и ловить рыбу на определенной территории. [25] Они отличаются от « договорных прав », которые перечислены в конкретных соглашениях между группами коренных народов и государством. Как договорные права, так и права аборигенов защищены разделом 35 канадской конституции 1982 года .
Дания
[ редактировать ]Коренные жители Гренландии получили самоуправление в 1979 году и получили самоуправление в 2009 году.
Финляндия
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность может быть нарушена из-за устаревшей информации . ( март 2013 г. ) |
Сецессия
[ редактировать ]В международном праве коренные народы имеют лишь «восстановительное» право на отделение, независимо от их права на самоопределение и самоуправление. [31] оставляя существование прав на отделение внутренним законам суверенных государств , а независимость - возможностям государств.
См. также
[ редактировать ]- Биорегионализм
- Бумипутра
- Культурное разнообразие
- Культурный империализм
- Интеллектуальная собственность коренных народов
- Права коренных народов на землю
- Международный день коренных народов мира
- Свободное, предварительное и осознанное согласие
- Право крови
- Права меньшинств
- Нативизм
- Выживание Интернешнл
- Ксенофобия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линдхольт, Одинокий (2005). Ежегодник «Права человека в развитии», 2003 год: Права человека и местное/живое право . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 90-04-13876-5 .
- ^ Грей, Эндрю (2003). Права коренных народов и развитие: самоопределение в амазонском сообществе . Книги Бергана. ISBN 1-57181-837-5 .
- ^ Кил, Пол (2003). Европейское завоевание и права коренных народов: моральная отсталость международного общества . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-82471-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Куппе, Рене (2005). «Коренные народы, конституционные государства и договоры о других конструктивных договоренностях между коренными народами и государствами» . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-14244-4 .
- ^ «Признание прав человека коренных народов» . Культурное выживание . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Анайя, С. Джеймс (2004). Коренные народы в международном праве . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517350-3 .
- ^ Вудро Бора , Генеральный индийский суд Мексики и юридические помощники полуреального . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1983.
- ^ Вудро Бора, «Генеральный суд индейцев Перу или частный суд индейцев Эль-Серкадо-де-Лима». Чилийский журнал истории права , вып. 6 (1970): 129–142.
- ^ «Права коренных народов» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Права и обязанности коренных народов в отношении мира природы» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Школа права Университета Орегона» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Права коренных народов имеют решающее значение для сокращения выбросов углерода в результате вырубки лесов» . ДревоХаггер . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Стивенс, Стэнли (1997). Сохранение через культурное выживание: коренные народы и охраняемые территории . Остров Пресс. ISBN 1-55963-449-9 .
- ^ Организация Объединенных Наций, Состояние коренных народов мира. Архивировано 15 февраля 2010 г., в Wayback Machine - отчет UNPFII , первый выпуск, 2009 г.
- ^ Народы Земли [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Интернационал выживания. "О нас" . Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Международный совет индейских договоров» . iitc.org . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ «Коренные и племенные народы» . www.ilo.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 г. Проверено 17 мая 2016 г.
- ↑ Веб-сайт предлагаемой Американской декларации о правах коренных народов. Архивировано 25 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Хансен, Йенс Сёгаард. «Организация американских государств» . www.iwgia.org . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 г. Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Организация американских государств принимает Декларацию о правах коренных народов» . www.culturalsurvival.org . 28 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отчет о правах человека за 2010 год: Боливия» . Государственный департамент США . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ «Правительства должны прекратить навязывать проекты развития территориям коренных народов» . Международная амнистия . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ «Боливия: расследовать репрессии против протестующих» . Хьюман Райтс Вотч . 29 сентября 2011 года . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Филиал правительства Канады; Канада по делам коренных народов и Севера; Коммуникации. «Права аборигенов» . www.aadnc-aandc.gc.ca . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 4 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Финляндия последней подписала договор о правах коренных народов?" Yle.fi, 8 февраля 2013 г.
- ^ «Страны, не ратифицировавшие настоящую Конвенцию» . Ilo.org . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ «Странный подход президента к соглашению МОТ» . Калева.фи . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ «ООН попросила спасти оленей Неллиме» HS 27 сентября 2011 г. A6.
- ^ «Эксперты ООН по правам человека считают, что Финляндия нарушила политические права саамов на представительство саамов в парламенте» , Новости УВКПЧ , 4 февраля 2019 г. Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Шринхал, Рашвет (2021). « «Суверенитет коренных народов» и право на самоопределение в международном праве: критическая оценка» . AlterNative: Международный журнал коренных народов . 17 (1). Публикации SAGE: 71–82. дои : 10.1177/1177180121994681 . ISSN 1177-1801 . S2CID 232264306 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Права коренных народов: Учебное пособие – Университет Миннесоты
- Исследование прав коренных народов в соответствии с международным правом - Стивен К. Перкинс
- Права коренных народов - Международная энциклопедия социальных наук, 2-е издание
- Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
- Конвенция МОТ № 169 (полный текст) – Действующее международное право о коренных народах
- Состояние коренных народов мира – доклад ООН, первый выпуск, 2009 г.
- Геноцид Льюис, Норман, февраль 1969 г. - статья, которая привела к созданию нескольких известных организаций по защите прав коренных народов.
- Сохранение природы и права сообщества: уроки Мезоамерики