Гонконгский боевик
Гонконгский боевик является основным источником мировой известности гонконгской киноиндустрии . Боевики из Гонконга имеют корни в китайской и гонконгской культурах , включая китайскую оперу , повествование и эстетические традиции, которые гонконгские кинематографисты объединили с элементами голливудского и японского кино, а также с новой хореографией боевиков и методами кинопроизводства , чтобы создать культурно самобытную форму, которая продолжал иметь широкую транскультурную привлекательность. голливудские боевики находились под сильным влиянием гонконгских жанровых В свою очередь, начиная с 1970-х годов, традиций.
Первые гонконгские боевики отдавали предпочтение стилю уся , подчеркивая мистицизм и фехтование, но эта тенденция была политически подавлена в 1930-х годах и заменена фильмами о кунг-фу , в которых изображались более приземленные боевые искусства без оружия, часто с участием народных героев, таких как Вонг. Фэй Хун . Послевоенные культурные потрясения привели ко второй волне фильмов об уся с высоким акробатическим насилием, за которыми последовало появление более жестких фильмов о кунг-фу, благодаря которым студия братьев Шоу стала наиболее известна.
Пик популярности боевиков в Гонконге пришелся на - 1970-1990 е годы . В 1970-е годы фильмы о кунг-фу возродились во время взлета и внезапной смерти Брюса Ли . его сменил В 1980-х годах Джеки Чан , который популяризировал использование комедии, опасных трюков и современных городских условий в боевиках, и Джет Ли , чьи подлинные навыки ушу понравились как восточной, так и западной аудитории. Инновационная работа таких режиссеров и продюсеров, как Цуй Харк и Джон Ву, внесла еще большее разнообразие благодаря таким жанрам, как героическое кровопролитие и фильмы с применением огнестрельного оружия , а также таким темам, как триады и сверхъестественное. Однако исход многих ведущих деятелей Голливуда в 1990-е годы совпал со спадом в отрасли.
Ранние фильмы о боевых искусствах (начало 20 века)
[ редактировать ]Знаковым вкладом в боевик из китайскоязычного мира является фильм о боевых искусствах , самые известные из которых были сняты в Гонконге. Жанр возник впервые в китайской популярной литературе . В начале 20-го века наблюдался взрыв так называемых романов уся (часто переводимых как «боевое рыцарство»), которые обычно публиковались в газетах в виде сериалов. Это были рассказы о героических воинах, владеющих мечами, часто с элементами мистики или фэнтези . Этот жанр был быстро подхвачен ранними китайскими фильмами , особенно в киностолице того времени, Шанхае . Начиная с 1920-х годов названия уся , часто адаптированные из романов (например, «Сожжение монастыря Красного Лотоса» 1928 года и его восемнадцать сиквелов), пользовались огромной популярностью, и этот жанр доминировал в китайском кино в течение нескольких лет. [ 1 ]
Бум закончился в 1930-х годах, вызванный официальной оппозицией со стороны культурной и политической элиты, особенно правительства Гоминьдана , которое считало его пропагандой суеверий и жестокой анархии. [ 2 ] Кинопроизводство Уся зародилось в Гонконге, который в то время был британской колонией с весьма либеральной экономикой и культурой, а также развивающейся киноиндустрией. Первым фильмом о боевых искусствах на кантонском диалекте , доминирующем китайском разговорном языке в Гонконге, был «Украшенный павильон» (1938). [ нужна ссылка ]
Послевоенное кино о боевых искусствах (1940-е - начало 1960-х годов)
[ редактировать ]К концу 1940-х годов волнения в материковом Китае — Вторая китайско-японская война , Гражданская война в Китае и победа Коммунистической партии Китая — переместили центр кинопроизводства на китайском языке в Гонконг. Индустрия продолжила традицию уся в кантонских фильмах и сериалах категории B, хотя более престижные кинематографы на китайском языке обычно игнорировали этот жанр. Анимация и спецэффекты, нарисованные вручную непосредственно на фильме, использовались для имитации летных способностей и других сверхъестественных способностей персонажей; более поздние названия цикла включали «Шестипалый повелитель лютни» (1965) и «Священный огонь, героический ветер» (1966). [ 2 ]
Противоположная традиция фильмам об уся возникла в фильмах о кунг-фу , которые также снимались в это время. В этих фильмах упор делался на более «аутентичный», практичный и рукопашный бой, а не на фехтование и мистицизм уся . Самым известным примером был реальный мастер боевых искусств Кван Так Хинг ; он стал добродушным героем, по крайней мере, для пары поколений гонконгцев, сыграв исторического народного героя Вонг Фей Хунга в серии из примерно ста фильмов, от «Правдивой истории Вонг Фей Хунга» (1949) до «Вонг Фей Хунг храбро». Сокрушая огненный строй (1970). [ 3 ] В этих фильмах был представлен или закреплен ряд устойчивых элементов: до сих пор популярный персонаж «Мастер Вонг»; влияние китайской оперы с ее стилизованными боевыми искусствами и акробатикой ; и концепция героев боевых искусств как представителей конфуцианской этики. [ 4 ]
«Новая школа» уся (конец 1960-х - начало 1970-х годов)
[ редактировать ]Часть серии о |
Китайские боевые искусства (ушу) |
---|
Во второй половине 1960-х годов крупнейшая студия того времени «Братья Шоу » Сюй Цзэнхуна » открыла новое поколение фильмов об уся, начиная с «Храма красного лотоса (1965), римейка классики 1928 года. Эти постановки на китайском языке были более роскошными и яркими; их стиль был менее фантастическим и более интенсивным, с более сильным и акробатическим насилием. На них повлияли импортированные фильмы о самураях из Японии и волна романов об уся «Новой школы» таких авторов, как Цзинь Юн и Лян Юшэн, начавшаяся в 1950-х годах. [ 5 ] [ 6 ]
Новой школы Волна уся ознаменовала перемещение ориентированных на мужчин боевиков в центр гонконгского кино, где долгое время доминировали звезды-женщины и жанры, ориентированные на женскую аудиторию, такие как романсы и мюзиклы . Несмотря на это, в 1960-х годах женщины-звезды боевиков, такие как Чэн Пей-пей и Конни Чан По-чу, занимали видное место наряду со звездами-мужчинами, такими как бывший чемпион по плаванию Джимми Ван Юй , и они продолжали старую традицию женщин-воинов в уся сценах режиссеров . периодом были Чанг Че с «Одноруким мечником» (1967) и «Золотая ласточка» (1968) и «Король Ху» с «Приходи выпить со мной » (1966). Вскоре Ху покинул Shaw Brothers, чтобы реализовать свое собственное видение уся с помощью независимых постановок на Тайване , таких как чрезвычайно успешный Dragon Inn (1967, также известный как Dragon Gate Inn ) и «Прикосновение дзен» , который был номинирован на Золотую пальмовую ветвь в 1975 году. Каннский кинофестиваль . [ 7 ] Чанг остался и оставался плодовитым звездным режиссером Шоу до начала 1980-х.
Волна кунг-фу (1970-е)
[ редактировать ]В начале 1970-х годов уся уступило место новой, более суровой и наглядной (на мандаринском языке) версии фильма о кунг-фу, которая доминировала на протяжении десятилетия и до начала 1980-х годов. Серьезно подготовленные мастера боевых искусств, такие как Ти Лунг и Гордон Лю, стали одними из главных звезд, поскольку все больше времени на выступления было посвящено боевым упражнениям. «Китайский боксер» (1970), в главной роли и режиссером которого выступил Джимми Ван Ю, широко считается началом бума кунг-фу. Но в авангарде, по крайней мере на первых порах, оставались братья Шоу и режиссер Чанг Че. Чанга» «Месть (1970) была еще одним из первых законодателей моды, и его десятки работ включали «Боксер из Шаньдуна» (1972), «Герои два» (1974), «Пять смертельных ядов» (1978) и «Калечащие мстители » (1979). На кино кунг-фу особое влияние оказала озабоченность Чанга своим видением мужских ценностей и мужской дружбы; [ 8 ] женщины-воины, которые играли заметную роль в уся-работах конца 1960-х годов, были отодвинуты на второй план, за заметными исключениями, такими как популярная Анджела Мао .
Единственным конкурентом Чанга как самого влиятельного режиссера этого жанра был его давний хореограф боевиков ( Лау Кар Люн он же Лю Чиа Лян на китайском языке). Лау начал снимать свои собственные фильмы для братьев Шоу в 1975 году с «Духовного боксера» , прародителя комедии кунг-фу. В последующих фильмах, таких как «Палачи из Шаолиня» (1977), «36-я палата Шаолиня» (1978) и «Легендарное оружие Китая» (1982), Лау подчеркивал традиции и философию боевых искусств и стремился придать экранным боям большую достоверность и еще большую достоверность. скорость и сложность. [ 3 ]
Бум кунг-фу отчасти был вызван огромной международной популярностью, и не только в Восточной Азии. На Западе импорт кунг-фу, дублированный , часто перемонтированный и переименованный, показанный как фильмы категории «Б» в городских кинотеатрах и на телевидении, впервые сделал гонконгские фильмы широко известными, хотя и не получившими широкого уважения. Афроамериканцы особенно восприняли этот жанр (например, популярная хип-хоп группа Wu-Tang Clan ), возможно, как почти беспрецедентный источник приключенческих историй с небелыми героями, которые, кроме того, часто демонстрировали сильную расовую и/или расовую принадлежность. или националистическая гордость. [ 9 ]
Популярность этих фильмов в Северной Америке сохранялась до 1980-х годов, когда были представлены фильмы о ниндзя. В массовой культуре фильмы этой эпохи были в просторечии известны как « Театр кунг-фу» или «Театр черного пояса» - названия, которые многие независимые станции использовали для своего еженедельного эфира.
«Братья» (1979), постановка братьев Шоу, значительно отличалась от фильмов о кунг-фу, которыми была известна студия. «Братья» — криминальная драма о двух братьях, находящихся по разные стороны закона. Это был ремейк индийской криминальной драмы «Диваар» (1975), написанной Салимом-Джаведом . [ 10 ] В свою очередь, «Братья» заложили основы жанра героического кровопролития в гонконгском кино 1980-х годов, вдохновив Джона Ву на создание революционного фильма «Лучшее завтра» (1986). [ 11 ]
Брюс Ли
[ редактировать ]Ни одна фигура не была более ответственной за этот международный авторитет, чем Брюс Ли , мастер боевых искусств и актер, родившийся в Америке и выросший в Гонконге. До своей смерти в возрасте 32 лет Ли снял всего четыре фильма: «Большой босс» (1971), «Кулак ярости» и «Путь дракона» (оба 1972 года) и «Выход дракона» (1973). Историк восточного кино Патрик Масиас объясняет свой успех «(переносом) воинственного духа прошлого в наши дни... развитие собственного боевого стиля... и обладание сверхчеловеческой харизмой». [ 12 ] Его первые три фильма побили рекорды местных кассовых сборов и имели успех во многих странах мира. «Кулак ярости» и «Путь дракона» собрали по всему миру около 100 и 130 миллионов долларов США соответственно. [ 13 ]
Англоязычный фильм «Выход дракона» , первый в истории совместный фильм США и Гонконга, собрал в мировом прокате около 350 миллионов долларов США . [ 14 ] что сделало его самым успешным фильмом региона на международном уровне. Более того, его решение с самого начала работать в молодой выскочке студии Golden Harvest вместо того, чтобы принять заведомо скупой стандартный контракт Шоу, стало фактором стремительного взлета Golden Harvest и возможного упадка Шоу. [ 3 ] [ 15 ]
Джеки Чан и комедия о кунг-фу
[ редактировать ]Единственный китайский исполнитель, который когда-либо мог соперничать с мировой известностью Брюса Ли, — это Джеки Чан . Как и многие исполнители кунг-фу того времени, Чан закончил обучение в пекинской опере и начал сниматься в кино как каскадер , особенно на некоторых машинах Ли. Некоторое время «Большого босса» и «Кулака ярости» режиссер Ло Вэй готовил его как еще одного клона Ли в нескольких фильмах, включая «Новый кулак ярости» (1976), но без особого успеха. Но в 1978 году Чан объединился с хореографом боевиков Юэнь У Пином в режиссерском дебюте Юэня «Змея в тени орла» . Получившаяся смесь физической комедии и экшена кунг-фу дала Чану его первый хит и зачатки того, что впоследствии стало его фирменным стилем. Последующий фильм Чана с Юэнем « Пьяный мастер» (также 1978) и его режиссерский дебют «Бесстрашная гиена» (1979) также стали огромными хитами и закрепили его популярность. [ 3 ]
Хотя эти фильмы не были первыми комедиями о кунг-фу, они положили начало моде, которая помогла оживить угасающий жанр кунг-фу. Особенно примечательны в этом отношении двое одноклассников Чана по Пекинской оперной школе , Саммо Хун и Юэнь Бяо , которые также сделали карьеру в этой специальности, иногда снимаясь вместе с Чаном. Хунг, известный кажущимся парадоксом своего полноватого телосложения и физической ловкости, также с самого начала сделал себе имя как режиссер и хореограф боевиков благодаря таким фильмам, как « Выход толстого дракона» (1978). [ нужна ссылка ]
Новое изобретение боевика (1980-е - начало 1990-х)
[ редактировать ]Клоунада Чана, возможно, помогла продлить жизнь волне кунг-фу на несколько лет. Тем не менее, к концу бума он стал звездой и вскоре помог колонии перейти к новому типу действий. В 1980-е годы он и многие его коллеги создали более эффектное и зрелищное гонконгское поп-кино, которое могло бы успешно конкурировать с после «Звездных войн» летними блокбастерами из Америки .
Джеки Чан и трюковой боевик о современных боевых искусствах
[ редактировать ]В начале 1980-х Джеки Чан начал экспериментировать со сложными каскадерскими сценами в таких фильмах, как «Молодой мастер» (1980). [ 16 ] и особенно Лорд Дракон (1982), [ 17 ] в котором была сцена боя с пирамидой, которая является рекордсменом по количеству дублей, необходимых для одной сцены - 2900 дублей, [ 18 ] и финальная сцена боя, в которой он выполняет различные трюки, в том числе тот, где он делает сальто назад с чердака и падает на нижний этаж. [ 19 ] К 1983 году Чан начал сниматься в боевиках, в которых, хотя и использовались боевые искусства, были менее ограничены по объему, сеттингу и сюжету, с упором на сложные, но опасные трюковые сцены. В его первом фильме в этом духе, «Проект А» (1983), была официально сформирована каскадерская команда Джеки Чана , а драки были дополнены сложными, опасными трюками и типичным фарсом (в какой-то момент Чан падает с вершины башни с часами). через ряд тканевых навесов). Новая формула помогла Проекту А собрать более гонконгских долларов 19 миллионов в Гонконге. [ 20 ] и значительно больше в других азиатских странах, таких как Япония, где он собрал йен 2,95 миллиарда и стал одним из самых кассовых фильмов 1984 года. [ 21 ] В фильме «Победители и грешники » (1983) также присутствует тщательно продуманная последовательность действий, в которой Чан катается на коньках по оживленной шоссе, включая рискованный трюк, когда он проскальзывает под грузовик.
Чан продолжал поднимать подход – и бюджеты – на новые высоты в таких хитах, как «Полицейская история» (1985), который считается одним из величайших боевиков всех времен. [ 22 ] Вот Чан свисал с мчащегося автобуса, разрушал большую часть трущоб на склоне холма, дрался в торговом центре, разбивая множество стекол, и скатывался по столбу, покрытому взрывающимися лампочками. Последний считается одним из величайших трюков в истории боевиков. [ 23 ] Продолжение 1988 года требовало взрывов такого же масштаба, как во многих голливудских фильмах, и серьезно ранило ведущую актрису Мэгги Чунг – профессиональный риск, к которому Чан уже привык. Таким образом, Джеки Чан создал шаблон современной городской комедии 1980-х годов, объединив полицейских, кунг-фу и весь разрушительный потенциал современного города с его стеклом, металлом и мчащимися транспортными средствами. [ 24 ]
Цуй Харк и Синема Сити
[ редактировать ]Движение Чана к более масштабным боевикам сопровождалось работой Cinema City , продюсерской компании, основанной в 1980 году комиками Рэймондом Вонгом , Карлом Мака и Дином Шеком . С помощью таких фильмов, как шпионская пародия « Тузы идут по местам» (1982) и его продолжений, Cinema City помог сделать современные спецэффекты, гаджеты типа Джеймса Бонда и большие автомобильные трюки частью индустрии. [ 25 ] Режиссер и продюсер Цуй Харк приложил руку к формированию стиля Cinema City, работая там в 1981–1983 годах. [ 15 ] но после ухода оказал еще большее влияние. В таких фильмах, как «Воины Цзу с Волшебной горы» (1983) и «Китайская история о привидениях» (1987, режиссер Чинг Сиу-дун ), он продолжал раздвигать границы гонконгских спецэффектов. Он был первым, кто заменил грубый и готовый стиль камеры кунг-фу 1970-х годов более глянцевыми и сложными визуальными эффектами и еще более яростным монтажом. [ нужна ссылка ]
Джон Ву и фильмы-триады «героическое кровопролитие» и «гун-фу»
[ редактировать ]В качестве продюсера Цуй Харк способствовал созданию Джона Ву эпохального героического кровопролитного фильма «Лучшее завтра» (1986). Сага Ву о полицейских и триадах (китайских гангстерах) сочетала в себе причудливо поставленные (и чрезвычайно жестокие) перестрелки (называемые гун-фу ) с обостренной эмоциональной мелодрамой, иногда напоминающей современную версию фильмов о кунг-фу 1970-х годов наставника Ву Чан Че . Формула побила еще один рекорд кассовых сборов за всю историю. Это также дало толчок неустойчивой карьере коллеги по фильму Чоу Юн-Фата , который в одночасье стал одним из самых популярных кумиров колонии и любимым исполнителем главной роли У. [ 3 ]
В течение оставшейся части 1980-х и начала 1990-х поток фильмов Ву и других исследовал аналогичную территорию, часто с похожим визуальным стилем и тематической направленностью. Обычно они отличались акцентом на братских узах долга и привязанности между главными героями преступлений. Самым известным автором этих тем был Ринго Лам , который предложил менее романтизированный подход к таким фильмам, как «Город в огне» , «Тюрьма в огне» (оба 1987 года) и «Полный контакт» (1992), во всех главных ролях Чоу Юн-Фат. Жанр и его создателей в некоторых кругах обвиняли в малодушном прославлении реальных триад, чье участие в кинобизнесе пользовалось дурной славой. [ 26 ]
Волна проволочной работы
[ редактировать ]Когда в начале 1990-х годов фильмы-триады прекратились, исторические боевые искусства вернулись в качестве излюбленного жанра боевиков. Но это был новый кинотеатр о боевых искусствах, который в полной мере воспользовался преимуществами технических достижений, а также более высокими бюджетами, которые возникли благодаря доминированию Гонконга на экранах региона. Эти роскошные постановки часто были адаптированы из более фантастических романов уся , в которых фигурировали летающие воины в воздушном бою. Артистов поднимали на ультратонких проволоках, чтобы они могли выполнять последовательности действий, бросающие вызов гравитации, - техника, известная западным фанатам, иногда пренебрежительно, как проволочное фу . [ 12 ]
Как это часто бывает, впереди всех стоял Цуй Харк. Он продюсировал «Мечник» (1990), который восстановил романы Цзинь Юна об уся как любимые источники для большого экрана (телеадаптации уже давно были повсеместными). Он снял фильм «Однажды в Китае» (1991), в котором воскресил часто снимаемый народный герой Вонг Фей Хун . За обоими фильмами последовали сиквелы и множество имитаций, в которых часто снимался материкового Китая по ушу чемпион Джет Ли . Затем он получил специальную награду для жителя материкового Китая на кинофестивале «Золотая лошадь» в Тайбэе в 1995 году . Другой знаковой звездой этого поджанра была актриса тайваньского происхождения Бриджит Линь . Она сделала маловероятную специализацию на андрогинных женщинах-воинах, таких как злодейская, меняющая пол евнух в «Мечнике 2» (1992), олицетворяющая часто отмечаемое увлечение фэнтези о боевых искусствах гендерной нестабильностью. [ 27 ]
Международное влияние
[ редактировать ]Первая волна: увлечение кунг-фу (1970–1980-е гг.)
[ редактировать ]Международное влияние Гонконга первоначально пришло в виде фильмов о боевых искусствах , особенно фильмов о кунг-фу 1970-х годов и, в первую очередь, фильмов о Брюсе Ли . [ 28 ] Его первые попытки представить на Западе свой бренд гонконгского кино о боевых искусствах были в форме американских телешоу , таких как «Зеленый шершень» (дебют в 1966 году) и «Кунг-фу» (дебют в 1972 году). [ 29 ] «Увлечение кунг-фу» началось в 1973 году, когда гонконгские фильмы о боевых искусствах имели беспрецедентный успех в прокате в Северной Америке. «Король боксер» ( «Пять пальцев смерти ») с индонезийского актером происхождения Ло Лием в главной роли стал первым гонконгским фильмом, который возглавил кассовые сборы США, проложив путь к прорыву Брюса Ли с «Большим боссом» ( «Кулаки ярости» ), возглавившим кассовые сборы США. В мае 1973 года гонконгский боевик вошел в историю кассовых сборов США: три иностранных фильма впервые заняли первые три места: «Кулаки ярости» , «Леди Вихрь» ( «Глубокий бросок ») и «Пять пальцев смерти» . Ли продолжил свой успех с фильмом «Кулак ярости» ( «Китайская связь» ), который в следующем месяце также возглавил кассовые сборы в США. [ 28 ]
Выпуск фильмов о кунг-фу в Соединенных Штатах первоначально был ориентирован на американскую аудиторию азиатского происхождения, а затем стал сенсационным успехом среди более широкой афроамериканской и латиноамериканской аудитории. [ 30 ] а затем среди белых американцев рабочего класса . [ 31 ] Фильмы о кунг-фу также имели глобальный успех в Азии , Европе и странах третьего мира . [ 31 ] В конечном итоге это проложило путь к посмертному прорыву Ли в голливудском фильме с совместным производством Гонконга и США «Выход дракона» (1973). Гонконгское кино о боевых искусствах впоследствии вдохновило волну западных фильмов и телешоу о боевых искусствах на протяжении 1970–1990-х годов (положив начало карьере западных звезд боевых искусств, таких как Жан-Клод Ван Дамм , Стивен Сигал и Чак Норрис ), а также более общая интеграция азиатских боевых искусств в западные боевики и телешоу к 1990-м годам. [ 29 ]
Саша Матушак из Vice сказал, что «Выход дракона » «упоминается во всех средствах массовой информации, сюжетная линия и персонажи продолжают влиять на рассказчиков и сегодня, и это влияние особенно ощущалось в революционном способе изображения в фильме афроамериканцев , азиатов и традиционных боевых искусств». ." [ 32 ] Куан-Синг Чен и Бенг Хуат Чуа отметили, что сцены боя в гонконгских фильмах, таких как «Выход дракона» , оказали влияние на то, как они представили «элементарную историю добра против зла в такой насыщенной зрелищностью». [ 33 ]
В Японии манга и аниме- франшизы «Кулак Полярной звезды» (1983–1988) и «Жемчуг дракона» (1984–1995) находились под влиянием гонконгских фильмов о боевых искусствах, особенно фильмов о кунг-фу 1970-х годов, таких как «Выход дракона» Брюса Ли и «Выход дракона » Джеки Чана. Пьяный мастер (1978). [ 34 ] [ 35 ] В свою очередь, «Кулаку Полярной звезды» и особенно «Жемчугу дракона» приписывают определение тенденций для популярной сёнэн-манги и аниме, начиная с 1980-х годов. [ 36 ] [ 37 ]
Точно так же в Индии гонконгские фильмы о боевых искусствах оказали влияние на болливудские фильмы масала . [ 38 ] После успеха фильмов Брюса Ли (таких как «Выход дракона ») в Индии, [ 39 ] Диваар (1975) и более поздние фильмы Болливуда включали сцены боев, вдохновленные гонконгскими фильмами о боевых искусствах 1970-х годов вплоть до 1990-х годов. [ 40 ] Сцены боевых действий в Болливуде имитировали Гонконг, а не Голливуд, делая упор на акробатику и трюки и сочетая кунг-фу (в восприятии индийцев) с индийскими боевыми искусствами, такими как пехлвани . [ 41 ]
Гонконгские фильмы о боевых искусствах, такие как «Выход дракона», послужили основой для файтингов . [ 42 ] Франшиза Street Fighter видеоигры (дебют 1987 года) была вдохновлена « Выходом дракона» , игровой процесс которой сосредоточен вокруг международного бойцовского турнира, и каждый персонаж имеет уникальное сочетание этнической принадлежности, национальности и стиля боя. Street Fighter стал образцом для всех последующих файтингов. [ 43 ] Ранняя игра « Kung-Fu Master» Брюса Ли (1984) также была основана на «Игре смерти» Джеки Чана (1972) и «Колеса во время еды» (1984). [ 44 ]
Успех фильмов Брюса Ли помог популяризировать концепцию смешанных единоборств (ММА) на Западе через его систему Джит Кун До . В 2004 году основатель Ultimate Fighting Championship (UFC) Дана Уайт назвал Ли «отцом смешанных единоборств». [ 45 ] На паркур также повлияли акробатические выходки Джеки Чана в его гонконгских боевиках. [ 46 ] [ 47 ] а также философия Брюса Ли. [ 48 ]
Вторая волна: современные боевики (1990–2000-е).
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2018 г. ) |
Инновационные разработки гонконгского боевика в 1980-х годах не только сделали Гонконг доминирующим кинематографом в Восточной Азии , но и пробудили Запада интерес . К 1990-м годам произошло второе «азиатское вторжение» из боевиков Гонконга, которое сильно повлияло на голливудский боевик и оживило его. Произошел значительный переход гонконгских звезд, режиссеров и хореографов боевиков из Гонконга в Голливуд, а также широкое внедрение гонконгских методов создания боевиков в Голливуде. [ 49 ] Широкое принятие гонконгских конвенций о боевиках было названо «Гонконгификацией» Голливуда. [ 50 ]
Основываясь на сокращенной, но устойчивой субкультуре фильмов о кунг-фу, Джеки Чан и такие фильмы, как «Блюз пекинской оперы» Цуя Харка (1986), уже создавали культ после того, как фильм Ву «Убийца» (1989) имел ограниченный, но успешный прокат в США и открыл шлюзы. . В 1990-х годах жители Запада, присматривающиеся к «альтернативной» культуре, стали обычным явлением в видеомагазинах и кинотеатрах китайского квартала , и постепенно фильмы стали более доступными на массовом видеорынке и даже иногда в обычных кинотеатрах. Западные критики и киноведы также начали серьезно относиться к гонконгскому боевику и сделали многих ключевых фигур и фильмы частью своего канона мирового кино.
Отсюда Гонконг стал определять новый словарь мирового боевика с помощью нового поколения североамериканских кинематографистов. Фильм Квентина Тарантино « Бешеные псы » (1992) черпал вдохновение из «Города в огне» , а его двухсерийный фильм « Убить Билла» (2003–04) во многом был данью уважения боевым искусствам, заимствовав Юэня Ву-Пина как хореографа боевых искусств и актера. Фильм Роберта Родригеса « Отчаянный» (1995) и его продолжение 2003 года «Однажды в Мексике» копировали визуальные манеры Ву. сестер Вачовски » Матрица Трилогия научно-фантастических боевиков « (1999–2003) заимствована из фильмов о Ву и проволочном фу, а также за кадром использовала Юэня. Ряд звезд голливудских боевиков также переняли гонконгскую практику обучения боевым искусствам и выполнения собственных трюков, например , Киану Ривз , Ума Турман и Джейсон Стэтхэм . [ 49 ] Мартина Скорсезе Криминальный фильм «Отступники» (2006) стал ремейком трилогии «Адские дела» (2002–2003) Эндрю Лау и Алана Мака .
Влияние фильмов о героическом кровопролитии и огнестрельном фу
[ редактировать ]Жанр героического кровопролития оказал значительное влияние на мировой кинематограф , особенно на Голливуд . [ 51 ] Действие, стиль, образы и манеры, заложенные в гонконгских фильмах о героических кровопролитиях 1980-х годов, позже были широко приняты Голливудом в 1990-х годах, изменив способ создания голливудских боевиков. [ 11 ] «Город Лама в огне» (1987) вдохновил Квентина Тарантино на создание «Бешеных псов» (1992); [ 52 ] Тарантино был поклонником жанра героического кровопролития. [ 53 ] «Убийца» также сильно повлиял на фильм Люка Бессона « Леон: Профессионал» (1994). [ 51 ] В конце концов, сам Джон Ву представил Голливуду свою версию героического кровопролития в 1990-х годах. К концу 1990-х стиль кино Ву прочно утвердился в Голливуде. [ 54 ]
Уход многих ведущих деятелей (конец 1990-х - начало 2000-х годов)
[ редактировать ]Из-за вновь обретенной международной известности о гонконгских фильмах в 1980-х и начале 1990-х годов, а также из-за спада в отрасли по мере развития 1990-х годов, многие из ведущих звезд гонконгского кино уехали в Голливуд , который предлагал бюджеты и зарплату, которые не могли быть равным продюсерским компаниям Гонконга.
Джон Ву уехал в Голливуд после своего фильма 1992 года «Вкрутую» . Его фильм 1997 года «Без лица» стал прорывом, который утвердил его уникальный стиль в Голливуде. Этот проект пользовался огромной популярностью как у критиков, так и у публики (он собрал более 240 миллионов долларов США по всему миру). «Миссия: невыполнима 2» (2000) собрала во всем мире более 560 миллионов долларов США. После этих двух фильмов Ву изо всех сил пытался вернуться к своим успехам 1980-х и начала 1990-х годов. [ 55 ]
После более чем пятнадцати лет успеха в гонконгском кино и пары попыток проникнуть на рынок США, Джеки Чана фильм «Грохот в Бронксе» 1995 года , наконец, принес ему признание в США. С тех пор он снял несколько весьма успешных фильмов для США. такие студии, как «Час пик» (1998), «Шанхайский полдень» (2000) и их соответствующие продолжения «Час пик 2» (2001), «Рыцари Шанхая» (2003) и «Час пик 3» (2007). Между своими фильмами для американских студий он по-прежнему снимает фильмы для гонконгских студий, иногда на английском ( «Мистер Славный парень» и «Кто я?» ), часто действие которых происходит в западных странах, таких как Австралия или Нидерланды 2004 года). , а иногда и на кантонском диалекте ( «Новая полиция» Story 2006 года и Rob-B-Hood ). Из-за его огромной популярности в США эти фильмы обычно выпускаются в США, что является редкостью для гонконгских фильмов, и обычно привлекают приличное количество зрителей.
Джет Ли сократил свои работы в Гонконге после выхода фильма «Хитмэн» 1998 года , вместо этого сосредоточившись на Голливуде. После второстепенной роли в «Смертельном оружии 4 » (1998) он снялся в нескольких голливудских фильмах, которые показали себя достойно и сделали ему имя среди американской аудитории. Пока что он вернулся в китайское кино лишь для двух фильмов: «Герой» (2002) и «Бесстрашный» (2006). Он заявил, что «Бесстрашный» станет его последним традиционным фильмом о кунг-фу.
Чоу Юн-Фат тоже переехал в Голливуд. После своего фильма 1995 года «Отель мира » он снял несколько фильмов в Голливуде, которые не имели такого большого успеха, как фильмы вышеупомянутых деятелей. К ним относятся «Убийцы на замену» (1998), «Развратитель» (1999), «Анна и король» (1999) и «Пуленепробиваемый монах» (2003). 2000 года Он вернулся в Китай для участия в фильмах «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» 2006 года и «Проклятие золотого цветка» .
Последние тенденции (с конца 1990-х годов по настоящее время)
[ редактировать ]Киноиндустрия Гонконга переживает серьезный спад с середины 1990-х годов. Количество отечественных фильмов и их кассовые сборы резко сокращаются; Американский импорт сейчас доминирует так, как не было на протяжении десятилетий, а возможно, и никогда. Этот кризис и расширение контактов с западным кинематографом, вероятно, оказали наибольшее влияние на гонконгский боевик в последнее время. [ 56 ]
Отвлечение местной и региональной молодёжной аудитории от Голливуда является постоянной проблемой. Главными героями боевиков теперь обычно являются кумиры кантонской поп-музыки с детскими лицами , такие как Экин Ченг и Николас Цзе , дополненные проводами и цифровыми эффектами – тенденция, также вызванная упадком предыдущего поколения звезд, обученных боевым искусствам. В конце 1990-х годов наблюдается увлечение звездами кантопопа в высокотехнологичных боевиках в американском стиле, таких как «Торпеды в центре города» (1997), «Полицейские Gen-X» и «Пурпурный шторм» (оба 1999 года).
Эндрю Лау Адаптация комиксов «Наездники бури» (1998) собрала рекордные кассовые сборы и открыла эру компьютерных изображений , которые ранее мало использовались в гонконгских фильмах. щедрые усилия Цуй Харка с использованием компьютерной графики « Время и прилив» (2000) и «Легенда о Зу» (2001) оказались на удивление неудачными. Однако [ нужны разъяснения ] Мегазвезда комедии и режиссер Стивен Чоу использовал цифровые эффекты, чтобы довести свою типичную нежную пародию на традиции боевых искусств до мультяшного уровня в фильмах «Шаолиньский футбол» (2001) и «Кунг-фу Хастл» (2004), каждый из которых также установил новый рекорд кассовых сборов. [ нужна ссылка ]
Иным моментом стала серия криминальных фильмов, более сдержанных и ориентированных на актеров, чем предыдущие примеры, вдохновленные Джоном Ву. Продюсерская компания Milkyway Image была в авангарде с такими примерами, как « » Патрика Яу ( Ожидайте неожиданного 1998), Джонни То » «Миссия (1999) и «На исходе времени» (1999). трилогия Эндрю Лау и Алана Мака Блокбастер- «Адские дела» (2002–2003) положил начало мини-тренду задумчивых полицейских триллеров. [ нужна ссылка ]
Сотрудничество с другими отраслями промышленности, особенно с материковым Китаем , является еще одной все более распространенной стратегией выживания и восстановления. Звезды Гонконга и другие сотрудники принимали участие в международных успехах уся, таких как «Крадущийся тигр», «Скрытый дракон» (2000), «Герой» (2002) и «Дом летающих кинжалов» (2004).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (Чют и Лим, 2003, 14–15)
- ^ Перейти обратно: а б (Чют и Лим, 2003, 2)
- ^ Перейти обратно: а б с д и (Логан, 1995)
- ^ «Китайские боевые искусства: философские влияния» Китайские боевые искусства
- ^ (Чют и Лим, 2003, 8 и 15)
- ^ Шук-тинг, Кинния Яу (1 октября 2005 г.). «Взаимодействие японских и гонконгских боевиков» . В Моррисе, Миган; Ли, Сиу Люн; Чан, Стивен Чинг-киу (ред.). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета . стр. 35–48. ISBN 978-1-932643-19-0 .
- ^ «Каннский фестиваль: прикосновение дзен» . фестиваль-канны.com . Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ (Там, 2003)
- ^ Афроамериканцы, театр кунг-фу и культурный обмен на полях Эми Абуго Онгири в Журнале азиатско-американских исследований. PDF-версия проекта Muse . Проверено 1 апреля 2006 г.
- ^ Мондал, Саянтан. «Дивар в главной роли с Амитабхом Баччаном был переделан на телугу, тамильском, малаялам и кантонском диалекте» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 30 января 2017 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Героическое кровопролитие: как Голливуд похитил стиль Гонконга» . Британский институт кино . 11 июля 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Учебник GreenCine: Действие в Гонконге. Архивировано 21 марта 2006 г. в Wayback Machine Патриком Масиасом. Проверено 1 апреля 2006 г.
- ^ Кризанович, Карен (2015). Инфографический путеводитель по фильмам . Хачетт Великобритания . стр. 18–9. ISBN 978-1-84403-762-9 .
- ^ Полли, Мэтью (2019). Брюс Ли: Жизнь . Саймон и Шустер . п. 478. ИСБН 978-1-5011-8763-6 .
Выставка «Выход дракона» вызвала отклик во всем мире. Сделанный за мизерные 850 000 долларов, в 1973 году он собрал во всем мире 90 миллионов долларов, а в последующие сорок пять лет принесет примерно 350 миллионов долларов.
- ^ Перейти обратно: а б (Там, 1997)
- ^ «Кунг-фу, трюки, эксцентричная комедия – Джеки Чан о своей формуле победы» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 14 июня 2020 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Повелитель Драконов» . Обожаю Гонконгский фильм . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ «Повелитель драконов (описание DVD)» . Амазонка Великобритания . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Дэвид Эверитт (16 августа 1996 г.). «Пинки и проверка: «Колеса во время еды», «Доспехи Бога», «Полицейская история» и другие оцениваются с учетом действия» . Развлекательный еженедельник . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ базы данных Интернет-фильмов Бизнес-данные . Проверено 1 апреля 2006 г.
- ^ «[Результаты кассовых сборов Джеки Чана] Часть 12: Кассовые сборы в Японии» на ( японском языке) , дата обращения 21 ноября 2018 г. .
- ^ «100 лучших боевиков» . Тайм-аут . 29 апреля 2016 г.
- ^ Зейтц, Мэтт Золлер (6 марта 2018 г.). «Обзор фильма «Полицейская история» и краткое содержание фильма (1985)» . РоджерЭберт.com . ООО «Эберт Диджитал» . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ Журнал Bright Lights Film Journal, Вечер с Джеки Чаном. Архивировано 18 января 2013 г. в archive.today доктором Крейгом Ридом, выпуск 13, 1994 г. Проверено 1 апреля 2006 г.
- ^ (Бордвелл 2000)
- ^ (Даннен, Лонг, 1997)
- ^ Невоспетые герои: чтение трансгендерных субъективностей в гонконгском боевике Хелен Хок-Сзе Люн. Веб-версия 2004–05 . Проверено 1 апреля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дессер, Дэвид (2002). «Безумие кунг-фу: первый американский прием гонконгского кино» . В Фу, Пошек; Дессер, Дэвид (ред.). Кино Гонконга: история, искусство, идентичность . Издательство Кембриджского университета . стр. 19–43. ISBN 978-0-521-77602-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Томас А.; Свинт, Джозеф Р. (2010). «Боевые СМИ» . Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО . стр. 527–64. ISBN 978-1-59884-244-9 .
- ^ Кук, Дэвид А. (2002). Утраченные иллюзии: американское кино в тени Уотергейта и Вьетнама, 1970–1979 гг . Издательство Калифорнийского университета . стр 266–267 . . ISBN 978-0-520-23265-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Йип, Ман-Фунг (2017). Кино боевых искусств и современность Гонконга: эстетика, репрезентация, распространение . Издательство Гонконгского университета . п. 145. ИСБН 978-988-8390-71-7 .
- ^ Матушак, Саша (1 июля 2015 г.). «Последние слова Брюса Ли: появление дракона и взрыв боевых искусств» . Порок . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Чен, Куан-Синг; Чуа, Бенг Хуат (2015). Читатель межазиатских культурных исследований . Рутледж . п. 489. ИСБН 978-1-134-08396-1 .
- ^ «Новый кулак Полярной звезды : Интервью с Буронсоном» . АДВ фильмы . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 года . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Легенда Dragon Ball Z: квест продолжается . DH Publishing Inc. 2004. с. 7 . ISBN 9780972312493 .
- ^ Дженсен, К. Тор (2 октября 2018 г.). «Абсурдное, блестящее насилие Кулака Полярной звезды » . Geek.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Томпсон, Джейсон (10 марта 2011 г.). «Манга Дом 1000 Джейсона Томпсона – Жемчуг дракона » . Сеть новостей аниме . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Штадтман, Тодд (2015). Фанк-Болливуд: дикий мир индийского боевика 1970-х годов . ФАБ Пресс. ISBN 9781903254776 .
- ^ «Брюс Ли снова штурмует Бомбей с «Возвращением дракона»» . Индия сегодня . 15 сентября 1979 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Хайде, Уильям Ван дер (2002). Малазийское кино, азиатское кино: переходы границ и национальные культуры . Издательство Амстердамского университета . ISBN 9789053565803 .
- ^ Моррис, Миган; Ли, Сиу Люн; Чан, Стивен Чинг-киу (2005). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета . п. 149. ИСБН 9781932643190 .
- ^ Капелл, Мэтью Вильгельм (2015). Разница между игрой и историей в исследованиях игр: критические эссе . МакФарланд и компания . п. 166. ИСБН 978-1-4766-2309-2 .
- ^ Трэшер, Кристофер Дэвид (2015). Боевые виды спорта и американская мужественность: спасение в насилии с 1607 года по настоящее время . МакФарланд. п. 208. ИСБН 978-1-4766-1823-4 .
- ^ «Спартанец Х» . История аркад . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Викерт, Марк. 2004. Дана Уайт и будущее UFC . kucklepit.com. См в Wikiquotes . . текст
- ^ Стратфорд, Элейн (2014). География, мобильность и ритмы на протяжении жизненного пути: приключения в интервале . Рутледж . п. 79. ИСБН 9781135117429 .
- ^ Хант, Леон; Винг-Фай, Люн (2010). Кинотеатры Восточной Азии: исследование транснациональных связей в кино . ИБ Таурис . ISBN 9780857712271 .
- ^ «История паркура» . Поколения паркура . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Томас А.; Свинт, Джозеф Р. (2010). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО . п. 532. ИСБН 978-1-59884-243-2 .
- ^ Донован, Барна Уильям (2014). «Предисловие» . Влияние Азии на голливудские боевики . МакФарланд и компания . стр. 1–2. ISBN 978-1-4766-0770-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Володзко, Давид (13 июня 2015 г.). «30 лет спустя этот китайский фильм все еще находит отклик в Голливуде» . Дипломат .
- ^ Спайсер, Эндрю (2010). Исторический словарь нуара . Пугало Пресс . ISBN 9780810873780 .
- ^ Ингхэм, Майкл (2009). PTU Джонни То Кей-Фунга . Издательство Гонконгского университета . п. 115. ИСБН 9789622099197 .
- ^ Фанг, Карен (2004). «Лучшее завтра» Джона Ву: автобиографические рассказы современных китайских писательниц . Издательство Гонконгского университета . п. 85. ИСБН 9789622096523 .
- ^ Asia Week, Следующая миссия Винни Чанг, 30 июня 2000 г., Vol. 29 нет 5 . Проверено 1 апреля 2006 г.
- ^ Выпуск 49 журнала MovieMaker Magazine : Новый Восточный экспресс из Гонконга в Голливуд. Архивировано 24 марта 2006 г. в Wayback Machine Патриком Дж. Горманом. Проверено 1 апреля 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брэди, Терренс Дж. Александр Фу Шэн: Биография парня из китайского квартала . Чарльстон, Южная Каролина: CreateSpace, 2018. ISBN 978-1717363671 .
- Бордвелл, Дэвид . Планета Гонконг: популярное кино и искусство развлечений . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2000. ISBN 0-674-00214-8 .
- Чан, Джеки и Джефф Янг . Я Джеки Чан: Моя жизнь в действии . Нью-Йорк: Баллантайн, 1998. ISBN 0-345-41503-5 .
- Чут, Дэвид и Ченг-Сим Лим, ред. Героическая грация: китайский фильм о боевых искусствах . Лос-Анджелес: Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2003 г. (Каталог сериалов; без ISBN).
- Даннен, Фредрик ; Лонг, Барри (1997). Гонконгский Вавилон: Путеводитель по Голливуду Востока . Нью-Йорк: Книги Мирамакс . ISBN 9780786862672 .
- Логан, Бэй. Гонконгский кинотеатр боевиков . Вудсток, Нью-Йорк: The Overlook Press, 1995. ISBN 0-87951-663-1 .
- Тео, Стивен. Гонконгское кино: дополнительные измерения . Лондон: Британский институт кино, 1997. ISBN 0-85170-514-6 .
- Тео, Стивен. «Фильмы Шоу Уся» в Айн-Линг, В. (2003) Экран Шоу , Гонконгский киноархив.
- Ян, Джефф . Однажды в Китае: Путеводитель по кино Гонконга, Тайваня и материкового Китая . Нью-Йорк: Атрия, 2003. ISBN 0-7434-4817-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Взлет и падение дома Шоу - эссе, отражающее историю студии Shaw Brothers Studios.