Кающийся вор
Дисмас, добрый вор | |
---|---|
![]() XV века Арабская христианская икона Святого Дисмаса из Берлинского государственного музея с надписью «Иисус, помяни меня, когда придешь в свое царство». | |
Первый Святой | |
Рожденный | Галилея , Иудейское царство Ирода , Римская империя |
Умер | в. 30–33 гг. н. э. Холм Голгофа за пределами Иерусалима , Иудея , Римская империя |
Причина смерти | Распятие |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь [ 1 ] |
канонизирован | в. 30–33 гг. н.э., Голгофа за пределами Иерусалима , Иисус Христос. [ 2 ] |
Главный храм | Церковь Святого Дисмаса Доброго Вора , Даннемора , Нью-Йорк , США |
Праздник | 25 марта (римско-католический) Страстная пятница (восточно-православное) |
Атрибуты | Носить набедренную повязку и либо держать крест, либо быть распятым; иногда изображается в Раю . |
Покровительство | Заключенные (особенно осужденные ) Похоронные директора Раскаивающиеся воры Меризо, Гуам Сан-Димас , Мексика |
, Кающийся разбойник также известный как Добрый вор , Мудрый вор, Благодарный вор или Вор на кресте , — один из двух безымянных воров в рассказе Луки о распятии Иисуса в Новом Завете . В Евангелии от Луки описывается, как он просил Иисуса «вспомнить его», когда Иисус придет в свое царство . Другой, как нераскаявшийся вор , бросает вызов Иисусу, чтобы спасти себя и их обоих, чтобы доказать, что он Мессия.
Он официально почитается в католической церкви . Римский мартиролог помещает его память 25 марта вместе с праздником Благовещения по древней христианской традиции. [ 3 ] что Христос (и кающийся разбойник) были распяты и умерли ровно в годовщину воплощения Христа .
ему дано имя Дисмас В Евангелии от Никодима , а в католицизме он традиционно известен как Святой Дисмас. [ 4 ] (иногда Дисмас ; по-испански и португальски — Димас ). Другие традиции дали другие имена:
- В коптской православной традиции и в «Повествовании об Иосифе Аримафейском » его зовут Димас . [ 5 ] [ 6 ]
- В Кодексе Колбертинус его зовут Зоатам или Зоатан . [ 7 ]
- В арабском Евангелии детства его зовут Тит . [ 8 ]
- В православной зовут Рах русской традиции его . [ 9 ]
Евангелие
[ редактировать ]Повествование
[ редактировать ]
Одновременно с Иисусом были распяты два человека: один справа, другой слева. [ 10 ] что Евангелие от Марка интерпретирует как исполнение пророчества Исайи 53:12 («И к беззаконникам причтен был»). [ 11 ] Согласно Евангелиям от Матфея и Марка соответственно, оба вора издевались над Иисусом; [ 12 ] Лука, однако, сообщает:
39 Теперь один из висевших там преступников поносил Иисуса, говоря: «Разве Ты не Мессия? Спаси себя и нас».
40 Другой же, упрекая его, сказал в ответ: «Разве ты не боишься Бога, ибо ты подвергаешься тому же осуждению? 41 И действительно, нас осудили справедливо, ибо приговор, который мы получили, соответствует нашим преступлениям, но этот человек не сделал ничего преступного». 42 Затем он сказал: «Иисус, помяни меня, когда придешь в Царство Твое».
43 Он ответил ему: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со мной в раю». [ 13 ]
В Евангелии от Иоанна, рассказывающем о смерти Иисуса, оба этих преступника просто называются «... и двое других», не называя их преступлений.
Гармонизация
[ редактировать ]Были предприняты различные попытки примирить очевидное противоречие между рассказом Луки и дублирующим рассказом Марка и Матфея. Татиан опустил/отвергнул традицию Маркана/Матфея в своем «Диатессароне» , и Ефрем Сирин, по-видимому, последовал этому примеру. Ориген Александрийский , Евстафий Антиохийский и Епифаний Саламинский описали различия как отражение разных, но дополняющих друг друга намерений авторов. Ориген и его многочисленные наследники продвигали хронологическую гармонизацию, при которой оба вора сначала оскорбляли Иисуса, но один вор тут же раскаялся. Епифаний, а затем Амвросий Миланский и Августин Гиппопотамский , утверждали, что Марк и Матфей ради краткости использовали фигуру речи, называемую силлепсис , при которой множественное число использовалось для обозначения единственного числа. [ 14 ] Более поздние комментаторы, такие как Фредерик Фаррар , обратили внимание на разницу между используемыми греческими словами: «Два первых синоптика говорят нам, что оба грабителя в начале часа распятия упрекали Иисуса (ὠνείδιζον), но мы учимся у Св. Лука, что только один из них употреблял в Его адрес оскорбительные и оскорбительные слова (ἐβλασφήμει)». [ 15 ]
«Аминь... сегодня... в раю»
[ редактировать ]Фраза, переведенная в Луки 23:43 «Аминь, говорю тебе: ныне будешь в раю» («Аминь говорю тебе: ныне будешь в раю»). [ 16 ] Amén soi lego sémeron met' emoû ése en tôi paradeísoi ) оспаривается в меньшинстве версий и комментариев. Греческие рукописи не содержат знаков препинания, поэтому наречие « сегодня» отнесено к глаголу «быть», как «Аминь говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю» (мнение большинства), или глаголу «говорить». «, как «Аминь, говорю тебе сегодня, ты будешь со мной в раю» (точка зрения меньшинства), зависит от анализа правил порядка слов в греческом койне . Большинство древних переводов Библии также следуют точке зрения большинства, и только на арамейском языке Куретонские Евангелия служат важным свидетельством точки зрения меньшинства. [ 17 ] В результате в некоторых молитвах добрый вор признается единственным человеком, подтвержденным как святой, то есть человеком, о котором известно, что он окажется в Раю после смерти, Библией и самим Иисусом. Фома Аквинский писал:
Слова Господни (Сегодня... в раю) надо поэтому понимать не о рае земном или телесном, но о том рае духовном, в котором, можно сказать, находятся все, пребывающие в наслаждении божественной славы. Следовательно, разбойник поднялся со Христом на небо, чтобы ему быть со Христом, как было сказано ему: «Ты будешь со Мною в раю»; но что касается награды, то он был в раю, ибо там вкусил и наслаждался божественностью Христа вместе с другими святыми. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Безымянный
[ редактировать ]Только Евангелие от Луки описывает одного из преступников как кающегося, и это Евангелие не называет его имени.
Августин Гиппонский не называет имени вора, но задается вопросом, не мог ли он когда-то креститься. [ 21 ]
По традиции, [ 22 ] Добрый вор был распят справа от Иисуса, а другой вор был распят слева от него. По этой причине изображения распятия Иисуса часто показывают, что голова Иисуса наклонена вправо, показывая, что он принял Доброго Вора. В Русской Православной Церкви и распятия , и кресты обычно изготавливаются с тремя перекладинами: верхней, представляющей титул (надпись, которую написал Понтий Пилат и прибил над головой Иисуса); более длинная перекладина, к которой были пригвождены руки Иисуса; и наклонная перекладина внизу, изображающая подставку для ног, к которой были прибиты ноги Иисуса. Подставка для ног наклонена, направлена вверх в сторону Доброго Вора и вниз, в сторону другого.

По словам Иоанна Златоуста , вор жил в пустыне и грабил или убивал всех, кому не повезло попасться ему на пути. По словам папы Григория I , он «был виновен в крови, даже в крови своего брата» ( братоубийство ). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Вор или революционер
[ редактировать ]Согласно комментарию Конференции католических епископов США к Иоанну 18:40, этот термин обычно переводится как вор – léstés. [ 23 ] - также может означать «партизан, борющийся с националистическими целями». [ 24 ]
Именованный
[ редактировать ]"Дисмас"
[ редактировать ]Безымянному кающемуся разбойнику Луки позже было присвоено имя Дисмас в ранней греческой редакции Acta Pilati и латинского Евангелия от Никодима , части которых могут быть датированы концом четвертого века. Имя «Дисмас», возможно, произошло от греческого слова, означающего «умирающий». [ 4 ] Имя другого вора — Гестас . В детства сирийском Евангелии «Жизнь хорошего вора» ( Histoire Du Bon Larron, французский, 1868, английский, 1882) Августин Гиппонский сказал, что вор сказал Иисусу, ребенку: «О благословеннейший из детей, если когда-нибудь настанет время приди, когда я буду жаждать Твоей милости, вспомни обо мне и не забудь того, что произошло в этот день». [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Анна Кэтрин Эммерих видела Святое Семейство «измученным и беспомощным»; согласно Августину Гиппонскому и Петру Дамиану , Святое Семейство встретило Дисмаса при таких обстоятельствах. [ 25 ] Папа Феофил Александрийский (385–412) написал « Проповедь о распятии и добром разбойнике» , которая является классикой коптской литературы .
"Демас"
[ редактировать ]В коптском православии его зовут Димас. [ 5 ] Это имя дано ему в Повествовании Иосифа Аримафейского . [ 6 ]
"Титус"
[ редактировать ]Апокрифическое сирийское Евангелие детства называет двух разбойников Титом и Думахом и добавляет рассказ о том, как Тит (добрый) помешал другим ворам в его компании ограбить Марию и Иосифа во время их бегства в Египет .
"Рах"
[ редактировать ]традиции Доброго Вора зовут Рах В русской . [ нужна ссылка ]
Святость
[ редактировать ]Католическая церковь вспоминает Доброго Вора 25 марта. В Римском Мартирологе дана следующая запись: «Память святого разбойника в Иерусалиме, исповедовавшего Христа и канонизировавшего Его Самим Иисусом [ 26 ] на кресте в тот момент и заслужил услышать от него: «Сегодня ты будешь со мной в раю». ' " ряд городов, в том числе Сан-Димас в Калифорнии В его честь назван . Кроме того, в его честь названы приходские церкви , такие как Церковь Доброго Вора в Кингстоне, Онтарио , Канада, построенная заключенными в соседней тюрьме Кингстона , Церковь Святого Дисмаса в Уокегане , Иллинойс, Старый католический приход Святого Дисмаса в Козли и Церковь Святого Дисмаса, Доброго Вора , католическая церковь в исправительном учреждении Клинтона в Даннеморе, Нью-Йорк.
Восточная Православная Церковь вспоминает его в Страстную пятницу вместе с распятием. Синаксарион : предлагает в его честь этот куплет
Запертые врата Эдема Вор распахнул настежь,
Вставив ключ: «Помни меня».
Молитва и музыка
[ редактировать ]Его память вспоминается в традиционной восточно-православной молитве (тропарь tou deipnou), произнесенной перед принятием евхаристии : «Не скажу врагам Твоим о Тайне Твоей, и, как Иуда, не поцелую Тебя; но, как вор, исповедую Тебя». Тебе: Помяни меня, Господи, во Царстве Твоем.». [ 27 ] По словам литургического ученого Роберта Тафта, этот гимн был включен в литургию Великого четверга в Константинополе в конце VI века. [ 28 ] В Восточной Православной Церкви один из гимнов Страстной пятницы называется «Добрый разбойник» (или «Мудрый разбойник», церковнославянское : « Разбойника благоразумнаго ») и говорит о том, как Христос даровал Димасу рай. [ 29 ] Несколько композиций этого гимна [ 30 ] используются в Русской Православной Церкви и составляют один из основных моментов утрени в Страстную пятницу.
Искусство
[ редактировать ]Самым ранним изображением вора, возможно, является деревянный рельеф дверей Святой Сабины в Риме. Здесь добрый вор, очевидно, расположен справа от Иисуса, подобно знаменитому изображению распятия конца шестого века в Евангелиях Раббулы.

В средневековом искусстве святой Дисмас часто изображается сопровождающим Иисуса в адских муках , как описано в 1 Петра 3:19–20 и Апостольском Символе веры (хотя ни в одном тексте вор не упоминается). Известные книги, исследующие место хорошего вора в искусстве, включают монографии Митчелла Мербака («Вор, крест и колесо»), Майкала Парсонса и Хайди Хорник («Освещая Люка», том 3) и Кристиан Клапиш-Зубер («Ле «волер де рай»).
Драма
[ редактировать ]В произведении Сэмюэля Беккета « В ожидании Годо » главные герои Владимир и Эстрагон кратко обсуждают несоответствия между рассказами четырех евангелистов о раскаявшихся и нераскаявшихся ворах. Владимир заключает, что, поскольку только Лука говорит, что один из двоих был спасен, «тогда они оба должны были быть прокляты [...] почему верить ему, а не остальным?» [ 31 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Вор фигурирует в христианской популярной музыке, например, в песне «Thief» христианской рок-группы Third Day 1995 года и в названии христианской рок-группы Dizmas . Вор является рассказчиком скандальной песни Сиднея Картера «Friday Morning». [ 32 ]
Его роль сыграл Стелио Саванте в отмеченном наградами фильме «Страстная пятница» Однажды мы были рабами ». режиссера Далласа Дженкинса « [ 33 ]
Святой Дисмас занимает центральное место в раннем сюжете видеоигры Uncharted 4: A Thief's End , в которой охотник за сокровищами Натан Дрейк использует крест Святого Дисмаса, чтобы помочь в поисках пиратских сокровищ.
В песне "Vida Loka, Pt. 2" бразильская рэп-группа Racionais MC's называет Дисмаса "первым бандитом всех времён". [ 34 ]
Дисмас — имя одного из двух стартовых персонажей видеоигры Darkest Dungeon . В игровых описаниях его также называют мошенником, вором и разбойником. Комикс, показывающий его предысторию, а также описания игровых предметов, подразумевает, что он пытается искупить свою вину после убийства невинной женщины и ее ребенка. Особое достижение дается, если оба стартовых персонажа справятся с последним испытанием игры, подходящим названием «На старой дороге мы нашли искупление».
В романтической комедии 1967 года « Фицуилли » главный дворецкий Клод Фицуильям ( Дик Ван Дайк ) и его вороватый персонал управляют благотворительным магазином St. Dismas Thrift Shoppe в Филадельфии, вымышленной благотворительной организацией, куда они отправляют и хранят украденную добычу.
Святой Дисмас широко упоминается в фильме 1946 года «Святой-хулиган» в главных ролях с Уильямом Пауэллом , Эстер Уильямс и Анджелой Лэнсбери .
Дисмас Харди — главный герой серии юридических и криминальных триллеров Джона Лескроарта .
Сан-Димас, Калифорния, и средняя школа Сан-Димаса представлены в медиа-франшизе Билла и Теда .
В фильме 2022 года « Клерки III » Элиас несколько раз упоминает Доброго Вора, цитируя его слова: «Иисус не сделал ничего плохого, тогда как мы всего лишь воры». В непрерывной шутке все слышат «но воры» как «воры в заднице» и вслух задаются вопросом, что это значит.
В «Технической истории» Пола Андерсона (цикл научно-фантастических рассказов) Николас ван Рейн (с 2376 по 2500 год), генеральный директор компании Solar Spice and Liquors, хранит марсианскую статую святого Дисмаса из песчаных корней, которому он часто зажигает свечи. В какой-то момент у него заканчиваются свечи, и он запихивает под статую большое количество долговых расписок. Он также комментирует: «... Хо! Святой Дисмас подумает, что он замучен в жирном пожаре».
Последняя песня христианской метал-группы Holyname на их одноименном альбоме называется «St. Дисмас» и посвящен распятию его и Иисуса Христа.
См. также
[ редактировать ]- Нераскаявшийся вор – Гестас, еще один вор, распятый вместе с Иисусом.
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Страсть (христианство)
- Список имен библейских безымянных
- Святой Дисмас, покровитель архива
- Сан-Димас – город, названный в честь кающегося вора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Как кающийся разбойник спасся без крещения? - Сравнительное богословие | St-Takla.org» . st-takla.org .
- ^ «Святой Дисмас – Святой Дисмас» .
- ^ Холвек, Фредерик Джордж (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс Каннингем, Краткая история святых (2005), стр. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Габра, Гавдат (2009). Коптская церковь от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . п. 120. ИСБН 9780810870574 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрман, Барт ; Плесе, Златко (2011). Апокрифические Евангелия: тексты и переводы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 582 . ISBN 9780199732104 .
человек по имени Димас.
- ^ Мецгер, Брюс М.; Эрман, Барт Д. (2005). Текст Нового Завета: его передача, искажение и восстановление (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 270 . ISBN 978-019-516667-5 .
- ^ «Анте-никейские отцы/Том VIII/Апокрифы Нового Завета/Арабское Евангелие детства Спасителя» . Викиисточник . 19 апреля 2009 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Рената Герстенлауэр, Икона Ракха: открытие ее истинной идентичности , Legat Verlag, 2009 ( ISBN 978-3932942358 ). Цитируется в "Кто раскаявшийся вор?" . Иконы и их интерпретация . 17 декабря 2011 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Матфея 27:38 ; Марка 15:27–28,32 ; Луки 23:33 ; Иоанна 19:18
- ^ Исаия 53:12
- ^ Матфея 27:44 ; Марка 15:32
- ^ 23:39–43
- ^ Додс, Маркус, изд. (1873). «Гармония евангелистов» . Произведения Аврелия Августина, Vol. 8 . Перевод Салмонда, SDS Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 430–1.
- ^ Феррар, FW (1891). Евангелие от Луки . Кембриджская Библия для школ и колледжей. Лондон: CJ Clay and Sons. п. 351.
- ^ SBL Греческий Новый Завет . Цитируется по https://www.biblegateway.com/passage/?search=luke+23%3A43&version=SBLGNT.
- ^ Мецгер, Брюс М. (2006). Текстовый комментарий к греческому Новому Завету . Хендриксон Паблишерс Маркетинг, ООО. ISBN 978-1-59856-164-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жизнь хорошего вора, монсеньор. Гауме, Loreto Publications , 1868–2003 гг.
- ^ Перейти обратно: а б с Новости католической семьи , апрель 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Христианский Орден , апрель 2007 г.
- ^ Стэнли Э. Портер , Энтони Р. Кросс. Размеры крещения: библейские и богословские исследования , 2002 г., стр. 264 «Интересно отметить в этой связи, что в своих «Отказах» Августин задавался вопросом, не мог ли вор на самом деле быть крещен в какой-то более ранний пункт (2.18)».
- ^ Луки 23:32-33 .
- ^ «Греческое Стронга: 3027. λῃστής (léstés) — разбойник» . biblehub.com .
- ^ «Джон, ГЛАВА 18 | USCCB» . bible.usccb.org .
- ↑ Житие Пресвятой Богородицы из видений преп. Энн Кэтрин Эммерих , TAN Books , 1970. (№ 2229)/(№ 0107).
- ^ Кларк, Джон (3 апреля 2015 г.). «Канонизированный с креста: как святой Дисмас показывает, что никогда не поздно…» Журнал Seton . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Совместные молитвы – до и после Святого Причастия» . oca.org .
- ^ «Большой вход» .
- ↑ Текст гимна (переведено на английский язык): «Мудрый разбойник Ты удостоил Рая в одно мгновение, Господи. Древом Креста Твоего освети и меня и спаси меня»
- ↑ Одна из самых известных версий гимна - « Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова («Мудрый вор»).
- ^ Беккет, Сэмюэл. Полное собрание драматических произведений . Фабер и Фабер. п. 15.
- ↑ Сидней Картер, некролог Daily Telegraph , 16 марта 2004 г.
- ^ «Стелио Саванте получил награду за заслуги перед КОГДА МЫ БЫЛИ РАБАМИ» .
- ^ Павиотти, Джоэл (16 октября 2020 г.). «Кем был Димас? Первый «Вида Лока» в истории» . Иконография истории (на бразильском португальском языке) . Проверено 27 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гимн Мудрого Вора из восточно-православной службы Страстной пятницы (на английском языке)
- Святой Дисмас – Freebase