Генрих Шютц
Генрих Шютц | |
---|---|
![]() Генрих Шютц, работа Кристофа Шпетнера, ок. 1660 ( Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета ) | |
Рожденный | 18 октября [ OS 8 октября] 1585 г. |
Умер | 6 ноября 1672 г. | ( 87 лет
Работает | Список композиций |
Генрих Шютц (англ. Немецкий: [ʃʏt͡s] ; 18 октября [ OS 8 октября] 1585 г. [ 1 ] - 6 ноября 1672 г. [ 2 ] ) — немецкий эпохи раннего барокко композитор и органист , которого обычно считают самым важным немецким композитором до Иоганна Себастьяна Баха и одним из самых важных композиторов 17 века. Ему приписывают привнесение итальянского стиля в Германию и продолжение его эволюции от эпохи Возрождения до раннего барокко . Большая часть его сохранившейся музыки была написана для лютеранской церкви, прежде всего для Избирательной капеллы в Дрездене. Он написал то, что традиционно считается первой немецкой оперой , «Дафне» , исполненной в Торгау в 1627 году, музыка которой с тех пор была утеряна, как и почти все его церемониальные и театральные партитуры. Шютц был плодовитым композитором, написавшим более 500 сохранившихся произведений.
Он отмечен как музыкант в Календаре святых некоторых лютеранских церквей Северной Америки 28 июля вместе с Иоганном Себастьяном Бахом и Георгом Фридрихом Генделем .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Шютц родился в Кестрице , старшем сыне Кристофа Шютца и Евфросины Бигер.
В 1590 году семья переехала в Вайсенфельс , где его отец управлял гостиницей «Zum güldenen Ring». Его отец в конечном итоге служил бургомистром в Вайсенфельсе, а в 1615 году купил еще одну гостиницу, известную как «Zur güldenen Sackpfeife» и «Zum güldenen Esel», которую он переименовал в «Zum Schützen».
Пока Шютц жил со своими родителями, его музыкальные таланты были обнаружены ландграфом Морицем фон Гессен-Касселем в 1598 году во время ночевки в гостинице Кристофа Шютца. Услышав пение юного Генриха, ландграф попросил родителей разрешить отправить мальчика к его дворянскому двору для дальнейшего образования и обучения. Его родители сначала сопротивлялись этому предложению, но после долгой переписки отвезли Генриха в резиденцию ландграфа в Касселе в августе 1599 года.
Будучи певчим, Шютц изучал право в Марбурге , а затем отправился в Венецию с 1609 по 1612 год, чтобы изучать музыку у Джованни Габриэли . Габриэли — единственный человек, которого Шютц когда-либо называл своим учителем. Он унаследовал кольцо от Габриэли незадолго до смерти последнего. Впоследствии он был органистом в Касселе с 1613 по 1615 год.
Карьера
[ редактировать ]После длительных переговоров между ландграфом и курфюрстом Шютц переехал в Дрезден чтобы работать придворным композитором у курфюрста Саксонии в 1615 году , . В 1619 году Шютц женился на Магдалене Вильдек (род. 1601). Перед смертью в 1625 году она родила двух дочерей: Анну Иустину в 1621 году и Евфросинию в 1623 году.
В Дрездене Шютц посеял семена того, что сейчас называется Sächsische Staatskapelle Dresden , но несколько раз покидал ее; в 1628 году он снова отправился в Венецию, где, возможно, встретил Клаудио Монтеверди . В 1633 году его пригласили в Копенгаген для сочинения музыки для тамошних свадебных торжеств, а в 1635 году он вернулся в Дрезден. В 1641 году он снова совершил расширенный визит в Данию из-за опустошения Избирательного суда. Тридцатилетняя война закончилась в 1648 году, и он снова активизировался в Дрездене. В 1655 году, в год смерти его дочери Евфросинии, он принял по должности должность капельмейстера в Вольфенбюттеле .
Дрезденские композиции Шютца во время Тридцатилетней войны были по необходимости времени меньшими по размеру, чем часто массивные более ранние произведения; в этот период родилась большая часть его самой очаровательной музыки. После войны Шютц снова написал более масштабные композиции, кульминацией которых стали 1660-е годы, когда он сочинил величайшую «Страсти» до Баха. [ 3 ]

его учеников Среди были Генрих Альберт , Кристоф Бернхард , Антон Коландер , Константин Кристиан Дедекинд , Карло Фарина , Иоганн Вильгельм Фюрххайм , Иоганн Каспар Хорн , Каспар Киттель , Кристоф Киттель , Иоганн Клемм , Адам Кригер , Иоганн Якоб Лёве (или Лёве), Иоганн Наувах , Дэвид Поле , Филипп Столле , Йохан Тайле , Клеменс Тиме , Йоханн Вирданк , Маттиас Векманн , Фридрих Вернер и Фридрих фон Вестхофф . [ 4 ] [ 5 ] (См.: Список студентов-музыкантов по учителю: от R до S#Генрих Шютц .)
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Шютц вернулся в Вайсенфельс, уйдя на пенсию, о которой ему приходилось просить, чтобы жить со своей сестрой (сейчас дом является музеем его жизни), но Избирательный суд часто вызывал его обратно в Дрезден. Он умер в Дрездене от инсульта в 1672 году в возрасте 87 лет. [ 6 ] Он был похоронен в старой дрезденской Фрауэнкирхе, но его могила была разрушена в 1727 году, когда церковь снесли для строительства новой дрезденской Фрауэнкирхе . (Его давний дом на той же площади реконструирован в том же стиле и представляет собой доходный дом с гостиничными номерами и рестораном.)
Стиль
[ редактировать ]Композиции Шютца демонстрируют влияние Габриэли (особенно в использовании Шютцем полихорального и концертного стилей) и Монтеверди. В его творчестве также заметно влияние нидерландских композиторов XVI века. Его самые известные произведения священны: от сольного голоса с инструментальным сопровождением до а капелла хоровой музыки . Характерные работы включают его Псалмы Давида (Псалмы Давида, Опус 2), Cantiones Sacrae (Опус 4), три книги Symphoniae Sacrae , Die sieben Worte Jesu Christi am Kreuz ( Семь слов Иисуса Христа на Кресте ), три Страстей постановки . и Рождественская история . Музыка Шютца, хотя и была в самых прогрессивных стилях в начале его карьеры, со временем стала простой и почти строгой, достигнув кульминации в его поздних композициях Passion. Частично эти перемены были обусловлены практическими соображениями: Тридцатилетняя война разрушила музыкальную инфраструктуру Германии, и ставить гигантские произведения в Германии стало непрактично и даже невозможно. Венецианский стиль раннего периода.
Композиция Шютца «Es steh Gott auf» (SWV 356) во многом сравнима с Монтеверди. [ 7 ] Его похоронная музыка « Musikalische Exequien » (1636) для его благородного друга Генриха Постумуса Ройсса считается шедевром и сегодня известна как первый немецкий реквием. Шютц одинаково свободно владел латинским и германским стилями.
Шютц был одним из последних композиторов, писавших в модальном стиле. Его гармонии часто являются результатом контрапунктического расположения голосов, а не какого-либо чувства «гармонического движения»; напротив, большая часть его музыки демонстрирует сильную тональную тягу при приближении к ритму . Его музыка включает в себя большое количество подражаний , но структурирована таким образом, что последовательные голоса не обязательно появляются после одинакового количества долей или на предсказуемых интервалах. Это резко контрастирует с манерой его современников Иоганна Германа Шейна и Самуэля Шейдта , чей контрапункт обычно течет в регулярно расположенных записях. Сочинение Шютца часто включает в себя сильные диссонансы, вызванные контрапунктическим движением голосов, движущихся в правильном индивидуальном линейном движении, но приводящее к поразительным гармониям. Прежде всего, его музыка проявляет чрезвычайную чувствительность к акцентам и смыслу текста, который часто передается с помощью специальных технических фигур, заимствованных из Musica Poetica , которые сами взяты из словесных фигур или созданы по аналогии с ними. классическая риторика . Как отмечалось выше, стиль Шютца стал проще в его более поздних работах, в которых реже используются отдаленно связанные аккорды и лицензии, встречающиеся в таких произведениях, как «Was hast du verwirket» (SWV 307) из Kleine geistliche Konzerte II .
За исключением ранней книги мадригалов, светской музыки Шютца почти не сохранилось, за исключением нескольких домашних песен ( arien ) и редких памятных произведений (таких как Wie wenn der Adler sich aus seiner Klippe schwingt (SWV 434), а чисто инструментальных произведений не сохранилось. музыка вообще (если не считать короткой инструментальной части « sinfonia », заключающей в себе диалог Die sieben Worte ), хотя он имел репутацию одного из лучших органистов Германии.
Шютц сыграл большую роль в привнесении новых музыкальных идей в Германию из Италии и, таким образом, оказал большое влияние на последующую немецкую музыку. Стиль северогерманской органной школы во многом происходит от Шютца (а также от голландца Яна Питерссона Свелинка ); столетие спустя эта музыка достигла кульминации в творчестве И.С. Баха . После Баха наиболее важными композиторами, на которых повлиял Шютц, были Антон Веберн и Брамс , изучавшие его творчество.
Работает
[ редактировать ]
Ниже приведены основные опубликованные работы; большинство из них содержат несколько музыкальных произведений; отдельные опубликованные работы также перечислены в полном списке работ , включая такие основные произведения, как « Семь последних слов» и «Страсти» (по мнению Матфея, Луки и Иоанна). Сохранилось более 500 отдельных произведений Шютца.
- Il primo libro de madrigali (первая книга мадригалов ) (опус 1, Венеция , 1611)
- Псалмы Давида (Книга 1) (опус 2, Дрезден , 1619 г.)
- Historia der ... Auferstehung ... (Воскресение) (опус 3, Дрезден, 1623 г.)
- Священные песни (произведение 4, Фрайберг , 1625 г.)
- Псалтирь Беккера (опус 5, Фрайберг, 1628 г., переработка 1661 г.)
- Священные симфонии (Книга 1) (опус 6, Венеция, 1629 г.)
- Музыкальный Exequien (опус 7, Дрезден, 1636 г.)
- Малые духовные концерты (Книга 1) (опус 8, Лейпциг , 1636)
- Малые духовные концерты (Книга 2) (опус 9, Лейпциг , 1639)
- Священные симфонии (книга 2) (опус 10, Дрезден, 1647 г.)
- Музыка духовного хора (опус 11, Дрезден, 1648 г.)
- Священные симфонии (книга 3) (опус 12, Дрезден, 1650 г.)
- Двенадцать священных песен (опус 13, Дрезден, 1657 г.)
- История... рождения... Иисуса Христа ( Рождественская история ; Дрезден, 1664)
- Лукас-Страсти (Страсти по Луке) (Дрезден, 1665 г.)
- Йоханнес-Страсти (Страсти по Иоанну) (Дрезден, 1666 г.)
- Страсти по Матфею (Страсти по Матфею) (Дрезден, 1666 г.)
- Псалом «Короли и пророки» 119er ... (Псалом 119, Псалом 100 и немецкий Magnificat : Der Schwanengesang , «Лебединая песня») (opus ultimum, Дрезден, 1671 г.)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грегори С. Джонстон (редактор), Читатель Генриха Шютца: Письма и документы в переводе , Oxford University Press, 2013, стр. 85.
- ^ Джошуа Рифкин и др. « Шютц, Генрих ». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 8 октября 2013 г.
- ^ Каммингс, Роберт. «Генрих Шютц» . allmusic.com . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Дэвид Мейсон Грин Биографическая энциклопедия композиторов Грина с. 115 «Когда курфюрст наконец отпустил его, Шютцу удалось вырвать у него деньги, чтобы позволить его ученику и протеже Матиасу Векману учиться в Гамбурге в течение трех лет у Якоба Преториуса. Он оставался при датском дворе в течение двух лет»
- ^ Энциклопедия лютеранской церкви Юлиуса Боденсика, Всемирная лютеранская федерация. 1965. «Самыми выдающимися среди его учеников были Х. Альберт, М. Векманн, Д. Поле, Хр. Бернхард, Дж. Дж. Лоу, А. Кригер, Дж. Тайле».
- ^ «Генрих Шютц 1585–1672» (на немецком языке). Международное общество Генриха Шютца e. V. Архивировано из оригинала 31 мая 2016 года . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Джеральд Дребес: «Шютц, Монтеверди и «Совершенство музыки» - «Восхождение Бога» из «Symphoniae Sacrae» II (1647)». В: Ежегодник Шютца, том 14, 1992 г., стр. 25–55. Он-лайн: «Джеральд Дребес — 2 эссе онлайн: Монтеверди и Х. Шютц» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 30 июля 2017 г. .
- ^ см . Штеуде 1986, стр. 58–61
Общие источники
[ редактировать ]- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Вольфрам Штойде , «О современном состоянии иконографии Шютца», в Ежегоднике Шютца, 1985/86 . Кассель, Bärenreiter, 1986, стр. 50–61. ISBN 3-7618-0778-3
- Бэзил Смоллман , Генрих Шютц , Мастера-музыканты, 2000.
- Тэмсин (урожденная Т.Д.) Джонс, Страсти в перспективе: аналитическое обсуждение трех страстей Генриха Шютца (1585–1672) на фоне их исторического и стилистического фона ( докторская диссертация , Бирмингемский университет , 2000 г.)
- Генрих Шютц: Духовная хоровая музыка, соч. 11. Под редакцией Эндрю Томаса Кастера . Анн-Арбор , Мичиган, 2005 г. ISBN 1-4116-4243-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хоффер, Брэнди (2012). « Священная немецкая музыка в Тридцатилетней войне », «Музыкальные предложения» , Vol. 3: № 1, статья 1.
- Мозер, Ханс Иоахим (1936, 2-е издание, английский перевод Карла Ф. Пфатайхера, 1959) Генрих Шютц: Его жизнь и работа, 739 стр. Concordia, Сент-Луис, Original Bärenreiter, Кассель
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Литература Генриха Шютца и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Бесплатные партитуры Генриха Шютца в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Германия Фед. Респ. марка 1972 г., посвященная Генриху Шюцу.
- Бесплатные партитуры Генриха Шютца в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1585 рождений
- 1672 смерти
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы XVII века.
- Немецкие классические композиторы церковной музыки
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие классические органисты
- Немецкие оперные композиторы
- Композиторы Мадригала
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Дрездена
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Люди из Грайца (район)
- Ученики Джованни Габриэли
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие классические органисты мужского пола