Qarmatians
Qarmatians Карматин | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
899–1077 | |||||||||
Флаг | |||||||||
![]() Qarmatians при Абу Тахир аль-Яннаби | |||||||||
Капитал | Аль-Катиф | ||||||||
Религия | Исмаализм | ||||||||
Демоним (ы) | Камин | ||||||||
Правительство | Теократия | ||||||||
Правитель | |||||||||
• 894–914 | Абу Саад Аллах | ||||||||
• 914–944 | Абу Тахир аль-Яннаби | ||||||||
• 944–970 | Ахмад Абу Тахир | ||||||||
• 968–977 | Аль-Хасан аль-А-Ам | ||||||||
• 970–972 | Абул Кассим | ||||||||
• 972–977 | Абу Якубаф | ||||||||
Историческая эра | Исламский золотой век (4 -е Исламское век ) | ||||||||
765 | |||||||||
• Учредил | 899 | ||||||||
930 | |||||||||
• Аль-Фисфахани провозглашен как Махди | 931 | ||||||||
• Черный камень вернулся | 952 | ||||||||
• Победил Аббасиды | 976 | ||||||||
1077 | |||||||||
|
Qarmatians | |
---|---|
Карматин | |
Основатель | Абу Саад Аллах |
Даты работы | 899–1077 |
Активные регионы | Бахрейн , Месопотамия , Наджд , Хежаз , Левант , Египет |
Идеология | Исмаализм Экстремизм Социализм [ 1 ] Исламский социализм [ 1 ] Утопический социализм [ 1 ] Терроризм [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Противники | Аббасид Халифат Фатимид Халифат Уюнид Эмират Империя Сельджук |
Сражения и войны | Глава независимости (899) Битва при Хаме (903) Мешок Басры (923) Hajj Caravan Raid (924) Вторжение в Ирак (928) Мешка Мекки (930) Вторжения в Египет (971) Свержение Qarmatians (1058–1077) |
Часть серии об исламе Исмаализм |
---|
![]() |
![]() |
Qarmatians ( арабский : Qarmata , романизированный : карамина ; персидский : Qarmatian , романизированный : Qarmatiyān ) [ А ] были боевиками [ 6 ] [ 7 ] Исмаили, Движение шиитов сосредоточенное на Аль-Катифе в Восточной Аравии , где они создали религиозные -и, как утверждали некоторые ученые, прото-социалистические или утопические социалисты [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] —Сетат в 899 г. н.э. Его члены были частью движения, которое придерживалось синкретической ветви Сюер Исмайли Шии Ислам , [ 5 ] и была управлялась династией, основанной Абу Саидом аль-Яннаби , персидцем из Джаннабы на прибрежных Фарсах . [ 11 ] [ 12 ] Они отвергли требование Фатимида Халифа Абдалла Аль-Махди Билла, чтобы имамате и цеплялись за их веру в приход Махди , и они восстали против Фатимида и Аббасид Халифатов . [ 13 ] [ 5 ]
Мекка была уволена лидером Qarmatian Абу Тахир аль-Яннаби , [ 14 ] возмущать мусульманский мир , особенно благодаря краже черного камня и осквернением Замзама с трупами во время сезона Хаджа 930 г. н.э. [ 15 ]
Имя
[ редактировать ]Происхождение названия «Qarmatian» неясно. [ 16 ] Согласно некоторым источникам, название происходит от фамилии основателя секты, Хамдана Кармата . [ 17 ] [ 18 ] Название Qarmat, вероятно, происходит от арамейского за «коротконогих», «красноглазого» или «секретного учителя». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Другие источники, однако, говорят, что название происходит от арабского глагола قرمط ( Qarmaṭ ), что означает «соединить строки в письменной форме» или «ходить с короткими шагами». [ 15 ] [ 22 ] Слово «Qarmatian» также может относиться к типу арабского сценария . [ 23 ]
Карамина в Саваде (южный Ирак ) также был известен как «Гринрокеры» ( аль-Баклия ), потому что они следовали учению Абу Хатима аль-Зутти , который в 908 году запрещал бойню животных . Он также запретил редис и Alliums, такие как чеснок, лук и лук -порей. К 928 году неясно, держатся ли люди за эти учения. [ 24 ]
История
[ редактировать ]Ранние события
[ редактировать ]Под халифатом Аббасида (750–1258 гг. С.). Среди них были сторонники прото-Исмаили, из которой самая выдающаяся группа называлась Мубаракийя . [ 25 ]
Согласно Исмаилической школе мышления, Имам Джафар аль-Садик (702–765) назначил своего второго сына, Исмаила Ибн Я'Фар (ок. 721–755), в качестве наследника имамата . Тем не менее, Исмаил предопределил своего отца. Некоторые утверждали, что он ушел в сокрытие, но группа Протоисмаили приняла его смерть и, следовательно, соответственно признал старшего сына Исмаила Мухаммеда Ибн Исмаил (746–809), как Имам. Он оставался в контакте с группой Mubārakiyyah, большинство из которых проживали в Куфе .
Разделение среди мубаракийя произошло со смертью Мухаммада Ибн Исмаила (ок. 813 г. н.э.). Большая часть группы отрицала его смерть; Они узнали его как Махди . Меньшинство верило в его смерть и в конечном итоге появится в более поздние времена, когда Ислаили Фатимид Халифат , предшественники всех современных групп. [ 26 ]
Большинство миссионерского движения Исаили, поселившегося в Саламие (ныне в Сирии ) и имело большой успех в Хузестане (юго-западный Иран ), где лидер Исмаили Аль-Хусайн аль-Авази превратил куфанского человека в 874 году. Назовите Qarmaṭ после его новой веры. [ 15 ] Qarmaṭ и его богословный зять Абдан подготовили Южный Ирак для пришествия Махди, создав военный и религиозный оплот. Другие подобные места выросли в Йемене, в Восточной Аравии (арабский Бахрейн ) в 899 году и в Северной Африке . Они привлекли много новых последователей шиитов из -за своих активистов и мессианских учений. Новое движение Proto-Qarmaṭs продолжало распространяться в больший Иран, а затем в трансксиана . [ 27 ]
Карматская революция
[ редактировать ]
Изменение лидерства в салями в 899 году привело к расколу в движении. Меньшинство Исмаилис, чей лидер взял под контроль Центр салями, начал провозглашать свои учения о том, что Имам Мухаммед умер и что новый лидер в салями ( Абдалла Аль-Махди Билла ) фактически был его потомком, вышел из скрытия и был Махди ( мессианская фигура , которая появится на Земле до суда и избавит мир от правонарушений, несправедливости и тирании). Qarmaṭ и его зять выступили против этого и открыто сломались с саламиидами; Когда Абдан был убит, он ушел, чтобы скрыться и впоследствии покаявшееся. Qarmaṭ стал миссионером нового Имама, Абдаллах аль-Махди Биллах (873–934), который основал халифат Фатимида в Северной Африке в 909 году.
Тем не менее, группа диссидентов сохранила имя Qarmaṭī. Его самая большая оплота осталась в Бахрейне , которая затем включала большую часть восточной Аравии, а также острова, которые составляют нынешнее состояние. Это находилось под контролем Аббасида в конце девятого века, но восстание Зандж в Басре нарушило силу Багдада. Карманицы воспользовались своей возможностью под их лидером Абу Саид аль-Яннаби , персидский, родом из Джаннабы на прибрежных Фарсах . [ 11 ] [ 12 ] В конце концов, из Катара он захватил столицу Бахрейна Хаджра и Аль-Хаса в 899 году, которую он сделал столицей своего штата и однажды под контролем государства он стремился создать утопическое общество.
Qarmaṭians спровоцировали то, что один ученый назвал «век террора» в Куфе. [ 28 ] Они считали паломничество в Мекку суеверием, и, когда они контролировали штат Бахрейни, они запустили рейды вдоль маршрутов паломника, пересекающих Аравийский полуостров . В 906 году они засадили засаду из паломнического каравана, возвращающегося из Мекки и убили 20 000 паломников. [ 29 ]
Под Аль-Яннаби (управляется 923–944), Qarmaṭians приблизились к захвату Багдада в 927 году и уволили Мекку в 930 году, карматицы также уволили Медину. [ 30 ] В их нападении на самые святые места ислама, карматинцы хорошо оскверняли Замзам с трупами паломников Хадж и взяли черный камень из Мекки в Айн аль -Куайба [ 31 ] в Qatif. [ 32 ] [ 33 ] Держа черный камень на выкуп, они заставили Аббасидов заплатить огромную сумму за его возвращение в 952 году, они также осадили Дамаск и опустошили многие города на севере. Они воспользовались возможностью, чтобы уволить Саламийю, а также Тиберии, прежде чем власти Аббасида смогли восстановить контроль. [ 34 ] [ 35 ]
Революция и осквернение шокировали мусульманский мир и унизили Аббасидов, но мало что можно было сделать. На протяжении большей части десятого века Карматинцы были самой могущественной силой в Персидском заливе и на Ближнем Востоке и контролировали побережье Омана и собирали дань от халифа в Багдаде, а также от конкурента Исмаили Имама в Каире , главе Фатимид Халифат , чья сила они не узнали. [ 36 ]
Карматское общество
[ редактировать ]Земля, над которой они правили, была чрезвычайно богатой с огромной рабской экономикой в соответствии с академическим Ицхаком Накаш:
В штате Кармати были обширные поместья фруктов и зерна как на островах, так и на Хаса и Катифе. Насир Хусрау , который посетил Хаса в 1051 году, рассказал, что эти поместья были культивированы около тридцати тысяч эфиопских рабов. Он упоминает, что народ Хаса был освобожден от налогов. Эти обедневшие или в долг могут получить кредит, пока они не поставит свои дела по порядку. Никаких интересов по кредитам, и токен, ведущие деньги, использовались для всех местных транзакций. У Карматского государства было мощное и долговечное наследие. Об этом свидетельствует монета, известная как Тавила, изготовленная около 920 года одним из кармаийских правителей, которая все еще находилась в обращении в Хаса в начале двадцатого века. [ 37 ]
Крах
[ редактировать ]По словам Фархада Дафтари , катализатор краха карматинского движения в целом произошло в 931 году, когда Абу Тахир аль-Джанаби , лидер кармати в Бахрейне, передал бразды правления в Бахрейне Абул-Фадлу Аль-Фисфахани , молодой персидский человек, которого карматиан считал Махди . Тем не менее, Абу Тахир вскоре понял, что назначение Аль-Фисфахани было катастрофической ошибкой после того, как «Махди» выполнил несколько дворян и оскорбил Мухаммеда и других пророков . [ 38 ] Инцидент шокировал карматинцев и исламскую общину в целом, и Абу Тахир приказал казни. [ 38 ]
Аль-Сайфахани продержался лидером всего за 80 дней до его казни, но значительно ослабил доверие к карматинам в мусульманской общине в целом и ознаменовал начало конца их революционных движений. [ 38 ]
После их поражения Аббасидами в 976 году Карматинцы начали смотреть внутрь, и их статус был уменьшен до статуса местной власти. Это имело серьезные последствия для способности Карматинцев извлекать дань из региона; По словам историка арабиста Кертис Ларсен:
Поскольку платежи по дани постепенно отключались, либо последующим правительством в Ираке, либо соперничающими арабскими племенами, штат Кармаян сократился до местных измерений. Бахрейн оторвался в CE 1058 под руководством Абу аль-Бахлул аль-Аувам, который восстановил ортодоксальный ислам на островах. Подобные восстания удалялись из карматского контроля примерно в то же время. Лишенные от всего внешнего дохода и контроля над побережьями, кармаи отступили к своей оплоте в Оазисе Хофуфа. Их династия, наконец, нанесла последний удар в 1067 году совокупными силами Абдуллы бин Али Аль Уюни , который с помощью контингентов армии Сельджу из Ирака, осаждал Хофуф на семь лет и, наконец, заставила карматицев сдаться. [ 39 ]
В Бахрейне и Восточной Аравии штат Кармати был заменен династией Уюнида , и считается, что к середине 11-го века общины Кармати в Ираке , Иране и Трансиане были интегрированы фатимидом, либо дезинтегрированным. [ 40 ]
К середине 10-го века преследование заставило Карматинцев покинуть то, что сейчас является Египтом и Ираком , и переехать в город Мултан , ныне в Пакистане . [ 41 ] Однако предубеждение против Карматинцев не сократилось, так как Махмуд из Газни возглавил экспедицию против Абдула Карматского правителя Мултана Фатех Дауда в 1005 году. Город был сдан, и Фатех Дауд позволил сохранить контроль над городом с условием, что ему придерживаться суннизма . [ 42 ]
Согласно Maritime, Агиус , Карматинцы, наконец, отказались в 1067 году, после того, как они потеряли свои потерянные на острове Бахрейн и были ускорены из Хаса возле побережья Аравийца вождем открытия Мурра Ибн Амир. [ 43 ]
Имамат семи имамов
[ редактировать ]По словам Карматинца, число имамов было исправлено, с семью имамом, предоставленными Богом. Эти группы считают Мухаммеда ибн Исмаила, что является посланником-Пророком ( Расул ), Имамом аль-Каймом и Махди , которые будут сохранены в укрытии, что называется оккультированием . [ 44 ]
Имам | Персонаж | Период |
1 | Али ибн Аби Талиб : [ 45 ] Имам |
(632–661) |
2 | Хасан Ибрагим Али | (661–669) |
3 | Хусейн ибн Али | (669–680) |
4 | Али ибн Хусейн Зейн аль-Дидин | (680–713) |
5 | Мухаммед аль-Пакир | (713–733) |
6 | Ja'far al-sadiq | (733–765) |
7 | Мухаммед ибн Исмаил : [ 45 ] [ 44 ] Имам аль-Q ā'im al-mahdi также Посланник - Пророк ( Расул ) |
(775–813) |
Исмаилитные имамы не приняты в качестве законных карматианцев
[ редактировать ]Кроме того, следующие имамы исмаили после того, как Мухаммед ибн Исмаил считался еретиками сомнительного происхождения определенными Qarmatian Groups, [ 46 ] кто отказался признать имамат фатимидов и цепляться за их веру в приход Махди .
- Слушай Ибн Я'Фар (765–775)
- Абадулла Ибрагим Мухаммед (Ахмад аль-Вафи) (813-829)
- Ахмад Ибрагим Абадулла (Мухаммед Ат-Таки) (829--840)
- Хусейн ибн Ахмад (Ради Абдулла) (840–881)
- Абдалла Аль-Махди Биллах (881–934) (основатель Фатимида Халифата )
Qarmatian правители в восточной Аравии
[ редактировать ]- Абу Саид Аллах (894-914)
- Абу Тахир аль-Яннаби (914–944)
- Абу Мансур Ахмад (944–970) [ 47 ]
- Абу аль-Касим Саид (970-972)
- Абу Якуб Харуфи (972-977)
- Потомки Абу Якуб Юсуф правили до 1077 года
Замена после Абу Тахир аль-Яннаби
[ редактировать ]Фархад Дафтари пишет о судьбе преемников Абу Тахира аль-Яннаби :
Можно отметить, что в то время государство Кармани все еще управлялось совместно братьями Абу Шахиром. Старший сын Абу Шахира Сабур (Шапур), который стремился к правящей позиции и командованию армии, восстал против его дядей в 358/969, но он был захвачен и казнен в том же году. Но правящие сыновья Абу Саида аль-Джаннаби сами не выжили намного дольше. Абу Мандур Ахмад умер в 359/970, вероятно, от отравления, и его старший брат Абу'л-Касим Саид умер два года спустя. К 361/972 оставался только братьев Абу-Шахира только Абу Яубуб Юсуф, которые сохранили позицию превосходства в штате Кармани. Отныне внуки Абу Саида также были приняты в правящий совет. После смерти Абу Яубба в 366/977 годах государство Кармани стало совместно управлять шестью из внуков Абу Саида, известных в совокупности как аль-Сада аль-Руасаса. Тем временем аль-Шасан аль-Ахам, сын Абу Мандур Ахмада и племянник Абу-Шахира, стал командиром сил Кармаши. Он обычно был выбран для возглавления Qarmahīs в военных кампаниях за пределами Бахарейна, включая их запутывание с фаямидами. [ 48 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Fahes, Fadi (2018). Асоциальная утопия в десятом веке ислам, карматианский эксперимент Калифорнийский государственный университет, Домингес Хиллз. П. 68
- ^ Goitein, SD (1967). Средиземноморское общество: еврейские общины арабского мира, изображенные в документах Каира Гениза, вып. V: Человек . Калифорнийский университет. п. 403. ISBN 978-0-520-22162-8 .
- ^ Надви, Сайед Хабибул Хак (1982). Динамика ислама: анализ исламского динамизма, который действовал в структуре исламской веры, его религиозной политической, социально-экономической структуры и культурного наследия . Acad.: Центр исламских, ближнего и ближневосточного исследования, планирования и публикации. п. 2. ISBN 978-0-620-05712-7 .
- ^ Рахман, Фазлур (2020). Ислам . Университет Чикагской Прессы. п. 176. ISBN 9780226773377 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Карматиан | Значение, нападение, убеждения и история» . Энциклопедия Британская . Получено 1 июля 2021 года .
- ^ Мумайиз, Ибрагим А. (2006). Арабески: выборы биографии и поэзии из классической арабской литературы . Книги Coronet Incorporated. п. 39. ISBN 978-90-441-1888-9 .
- ^ JR, Эверетт Дженкинс (11 ноября 2010 г.). Мусульманская диаспора (том 1, 570-1500): комплексная хронология распространения ислама в Азии, Африке, Европе и Америке . Макфарланд. п. 98. ISBN 978-0-7864-4713-8 .
- ^ Кларк, Малкольм (9 августа 2019 г.). Ислам для чайников . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-119-64304-3 .
- ^ Томпсон, Эндрю Дэвид (31 октября 2019 г.). Христианство в Омане: ибадизм, религиозная свобода и Церковь . Спрингер Природа. п. 47. ISBN 978-3-030-30398-3 .
- ^ Корм, Жорж (2020). Арабская политическая мысль: прошлое и настоящее . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ISBN 978-1-84904-816-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Carra de Vaux & Hodgson 1965 , p. 452.
- ^ Jump up to: а беременный Маделунг 1983 .
- ^ Де Блуа, Франсуа (1986). «Абу саидис или так называемый« Qarmatians »Бахрейна» . Труды семинара по арабским исследованиям . 16 : 13–21. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223231 .
- ^ История Мекки , от Encyclopædia Britannica .
- ^ Jump up to: а беременный в Гласс, Кирилл. 2008. Новая энциклопедия Ислама . Уолнат -Крик, Калифорния: Альтамира Пресс с. 369
- ^ Акбар, Файза. «Светские корни религиозного иноса в раннем исламе: случай Карамиты Савад аль -Куфа», журнал Институт мусульманских меньшинств, 12.2 (1991): 376–390.
- ^ Маделунг, Уилферд. "Ḥamdān Qarmat" . Энциклопедия Ираника . Получено 24 апреля 2016 года .
- ^ Маделунг 1978 .
- ^ Дадоян, Сета Б. (2013). Армяне в средневековом исламском мире, третий том: средневековый космополитизм и образы ислама . ПРИБОРЫ Издатели. п. 36. ISBN 978-1-4128-5189-3 .
- ^ Listy 1990 , p. 116
- ^ Хайнц Халм (1996). Ближний и средний восток . Брилль п. 27. ISBN 978-90-04-10056-5 .
- ^ Эдвард Уильям Лейн . Арабский английский лексикон . п. 2519.
- ^ Йозеф В. Мери (2005). Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия . Routledge. п. 134. ISBN 978-1-135-45596-5 .
- ^ Маделунг 1996 , с. 71
- ^ Шейх Ихан, Илахи Захир (2023). «История и эволюция шиизма» (PDF) .
- ^ Гуламадов, Шафтало (2018). «Агиография Нашир-и Хусрау и Исмаилис Бадахшана» (PDF) . Департамент по изучению религии : 486.
- ^ Фархад, Дафтари (1998). "Oriins и ранняя история : Academic.oup.com 6 2024февраля
- ^ Al-Jubūrī, Imn (2004), История исламской философии , авторы онлайн Ltd, с. 172
- ^ Джон Джозеф Сондерс , История средневекового ислама , Routledge 1978 с. 130
- ^ Краткая история ислама - стр. 422 . 2011 год
{{cite book}}
:|first=
отсутствующий|last=
( Справка ) CS1 Maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ MOD1111222@, Muhammad Al -Abdullah (Al -qatif) (23 июня 2019 г.). "Al -Qatif: ресторан" Al -Kaiba "" Археологический " . Оказ (на арабском языке) . Получено 4 августа 2021 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Houari Touati, Ислам и путешествия в средние века , перевод. Lydia G. Cochrane, (University of Chicago Press, 2010), с. 60
- ^ Qarmatians в Бахрейне , Исмайли.
- ^ "Qarmatiyyah" . Обзор мировых религий . Колледж Святого Мартина. Архивировано из оригинала 28 апреля 2007 года . Получено 4 мая 2007 года .
- ^ Маккуго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов - стр. 123 .
- ^ «Изображение 56 государств Персидского залива: страновые исследования» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 20540, США . Получено 6 февраля 2024 года .
- ^ Ицхак Накаш, потянувшись к власти: шииты в современном арабском мире , Принстон 2007, с. 24
- ^ Jump up to: а беременный в Регистрация 1995 , с. 43
- ^ Ларсен, Кертис Е. (1984), Жизнь и землепользование на Бахрейнских островах: геоархеология древнего общества , Университет Чикагской Прессы , с. 65
- ^ Farhad Daftary, The Assassin Legends: Myths of Isma'ilis , ib Tauris, 1994, p. 20
- ^ Glassé, Cyril (6 мая 2001 г.). Новая энциклопедия ислама Роуман Альтамира. ISBN 978-0-7591-0190-6 - через Google Books.
- ^ Мехта, Джасвант Лал (1980). Усовершенствованное исследование в истории средневековой Индии, том 1 . Sterling Publishers Pvt Ltd. ISBN 9788120706170 .
- ^ Agius 2008 , с. 251.
- ^ Jump up to: а беременный «Мухаммед бин Исмаил (158–197/775–813)» . www.ismaili.net .
- ^ Jump up to: а беременный Регистр 1990 , с. 97
- ^ «Энциклопедия Ираника», Абдаллах Б. Меймун аль-Каддах » . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Получено 2 июля 2014 года .
- ^ «Карматинцы в Бахрейне» . Исмаили.net . Получено 7 мая 2020 года .
- ^ Дафтари, Фархад (2007). Исмаилис: их история и доктрины (2 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 161. ISBN 978-0511355615 .
Источники
[ редактировать ]- Агиус, Дионисий А. (2008). Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана . Брилль ISBN 978-9004158634 Полем Получено 31 октября 2021 года .
- Carra de Vaux, B. & Hodgson, MGS (1965). "Аль-Джаби, Абу Саид Хасан Б. Бахрам " В Льюисе, Б .; Пеллат, гл. & Schacht, J. (Eds.). Энциклопедия Ислама, второе издание Том II: C– G Лейден: EJ Brill. П. 452. OCLC 495469475
- Daftary, Farhad (1995). Мифы легенды . Bloomsbury Academic. ISBN 978-1850439509 Полем Получено 26 октября 2021 года .
- Daftary, Farhad (1990). Ismāʿı̄lı̄s: их история и доктрины . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Маделунг, Уилферд (1978). "Аармани" . В Ван Донзеле, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, гл. & Bosworth, CE (Eds.). Энциклопедия Ислама, второе издание . Том IV: Иран -Кха . Лейден: EJ Brill. С. 660–665. doi : 10.1163/1573-3912_islam_com_0451 . OCLC 758278456 .
- Маделунг, Уилферд (1983). "Абу Саид Джаннаби" . В Яршатере, Эсан (ред.). Encyclopædia Iranica, том I/4: Abū Manṣr Heravı̄ - Адат . Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. С. 380–381. ISBN 978-0-71009-093-5 .
- Дорогой, Уайлфер (1996). Полем В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая история Исмаили Пресс стр. 21–73. ISBN 978-0521003100 .
- Кэтрин Бабаян 2002: Мистики, Монархи и Мессии: культурные ландшафты раннего современного Ирана , ISBN 0932885284