Народы Средиземья
Вымышленные расы и народы, которые появляются в Дж. Р. Р. Толкина мире фантастическом Средиземья , включают семь, перечисленные в Приложении F к «Властелину колец» : эльфы , люди , гномы , хоббиты , энты , орки и тролли , а также духи. такие как Валар и Майар . Другие существа Средиземья имеют неясную природу, такие как Том Бомбадил и его жена Голдберри .
Айнур
[ редактировать ]Айнур — ангельские духи, созданные Эру Илуватаром в Начале. Айнур, которые впоследствии вошли в физический мир Средиземья, были Валар («силы»), хотя этот термин стал относиться в первую очередь к самым могущественным из них. [ Т 1 ] Меньших духов называли Майар . Большая часть Валар и Майар ушла из Средиземья в Бессмертные Земли Валинора , хотя некоторые из Майар приняли смертные формы, чтобы помочь или помешать народам Средиземья, такие как Истари (Волшебники), Мелиан, Балроги и Темный Лорд Саурон . [ Т 2 ]
Волшебники
[ редактировать ]Волшебниками Средиземья были Майар: духи того же порядка, что и Валар, но меньшей силы. [ Т 3 ] Внешне напоминающие людей называли их Истари ( квенья означает «Мудрые») , но обладающие гораздо большей физической и умственной силой, эльфы . [ Т 3 ] Они были посланы Валар, чтобы помочь людям Средиземья в борьбе с Сауроном. [ Т 3 ] Первые трое из этих пяти волшебников были известны на маннийских языках серии «Властелин колец» как Саруман «искусный человек» ( Рохирик ), Гэндальф «эльф посоха» (северные люди) и Радагаст «нежный из зверей». (возможно, Вестрон ). [ Т 3 ] Толкин никогда не давал неэльфийских имен двум другим; одна традиция называет их имена в Валиноре как Алатар и Палландо, [ Т 3 ] а другой — Моринехтар и Роместамо в Средиземье. [ Т 4 ] Каждый волшебник в серии имел мантию характерного цвета: белую для Сарумана (главного и самого могущественного из пяти), серую для Гэндальфа, коричневую для Радагаста, [ 1 ] и морской синий для оставшихся двоих, впоследствии известных как Синие Волшебники. Гэндальф и Саруман играют важные роли во «Властелине колец» , в то время как Радагаст появляется лишь ненадолго, невинно помогая Саруману обмануть Гэндальфа, который верит Радагасту, поскольку он честен, и случайно предупреждая Гваихира , чтобы тот снова спас Гэндальфа. Синие Волшебники не фигурируют в истории, поскольку говорят, что после прибытия в Средиземье они отправились далеко на восток . [ Т 3 ]
Поскольку Истари были Майарами, каждый из них каким-то образом служил Вале. Саруман был слугой и помощником Ауле и поэтому многому научился в искусстве ремесла, механике и обработке металлов, как это было видно в более поздней Третьей эпохе. Гэндальф был слугой Манвэ или Варды , но любил сады Лориэна и поэтому знал многое о надеждах и мечтах людей и эльфов. Радагаст, слуга Яванны , любил природу, как животных, так и растения. Как каждый из этих Истари учился у своей Валы, так они и поступали в Средиземье. [ Т 3 ]
Балроги
[ редактировать ]Демонические существа огня и тени, Балроги были падшими Майарами, верными первому Темному Лорду Морготу . Они участвовали в войнах Первой Эпохи Средиземья, но были в основном уничтожены во время Войны Гнева , завершившей Эпоху. [ Т 5 ] [ Т 6 ] К Третьей Эпохе единственным оставшимся Балрогом был «Проклятие Дурина», Балрог Мории , убитый Гэндальфом. [ Т 7 ]
Свободные народы
[ редактировать ]Свободные народы Средиземья — это четыре расы, которые никогда не попадали под влияние злых духов Моргота или Саурона: эльфы, люди, гномы и энты. Строго говоря, среди Людей Свободными Людьми были только Люди Запада, особенно потомки Дунэдайн с острова Нуменор , поскольку большинство Людей Востока и Юга Средиземья стали слугами Моргота и Саурона по возраст. Энт Древобород цитирует строки из традиционного стихотворения, перечисляя их: [ Т 8 ]
- Сначала назовите четыре свободных народа.
- Старшие из всех, дети-эльфы
- Карлик искатель, темны его дома
- Энт землянин, старый как горы
- Человек смертный, хозяин лошадей
После встречи с хоббитами Мерри и Пиппином он соглашается, что хоббиты - пятый свободный народ, добавляя пятую строчку: «Полувзрослые хоббиты, обитатели нор». [ Т 8 ]
Гномы
[ редактировать ]Раса гномов предпочитала жить в горах и пещерах, селясь в таких местах, как Эребор (Одинокая гора), Железные холмы , Синие горы и Мория (Казад-Дум) в Туманных горах . Ауле Кузнец создал гномов; он также изобрел язык гномов, известный как кхуздул . Гномы добывали и обрабатывали драгоценные металлы по всему Средиземью. Семь различных групп народа гномов возникли в местах, где Семь отцов гномов впервые проснулись еще до Первой эпохи . [ 2 ]
Эльфы
[ редактировать ]Эльфы, или Первенцы, были первыми из Детей Эру, которые проснулись. Рожденные под звездами до восхода Луны и Солнца, они сохраняют особую любовь к свету и внутренний дух, наделенный уникальными дарами. Они называют себя Квенди , или «Ораторами», поскольку они были первыми, кто произнес слова; и даже сейчас ни одна раса не понимает язык и песни так, как Первенцы. Прекрасные и прекрасно сложенные, блестящие и гордые, бессмертные и сильные, высокие и ловкие, они — самые благословенные из Свободных Народов. Они могут видеть при свете луны или звезд так же хорошо, как человек в разгар дня. Они не могут заболеть или получить шрамы, но если эльф умрет от насилия или потеряет желание жить от горя, его дух отправится в чертоги Мандоса, и, поскольку они привязаны к Арде, они не смогут уйти, пока мир не будет разрушен и переделал. Об эльфийском мастерстве и ловкости ходят легенды: например, они могут ходить по свежевыпавшему снегу, не оставляя после себя следов. В ясный день они могут видеть десять миль с идеальной четкостью и детализацией до 100 миль. Однако за эти дары приходится платить большую цену: они прочно связаны с судьбой (см. Мандос ) и ненавидимый Морготом. Ни одна другая раса не была благословлена и проклята больше, чем Квенди. [ Т 9 ]
После пробуждения Квенди были разделены , и появилось множество подгрупп. Первый Раскол произошел, когда некоторые покинули Средиземье, чтобы жить в благословенном королевстве Валинор, а другие остались. В результате появились эльдары, принявшие призыв приехать в Валинор, и авари, отказавшиеся от великого путешествия. Эльфы, которые остались в Средиземье и никогда не видели света деревьев, стали известны как Морикенди или «Темные эльфы». Это не означало, что Темные эльфы были злыми, просто они никогда не видели света деревьев. [ 3 ]
По пути в Валинор некоторые Телери («Те, кто задержался») покинули основную группу, а те из них, кто не смешался с Морикенди, стали Лайкенди ( Зеленые эльфы), Синдар (Серые эльфы) и Нандор . Этих эльфов великого путешествия, оставшихся в Средиземье, тогда называли Уманьяр (Нежелающие). Эльдары, достигшие Валинора, в конечном итоге разделились на три отдельные группы: ваньяр , нолдор и телери . Эти три группы стали известны как Калакенди или «Светлые эльфы», потому что они увидели свет Двух Древ Валинора . [ Т 10 ] Позже некоторые нолдор вернулись в Средиземье в поисках Сильмарилей , в то время как ваньяры остались в Валиноре. [ 3 ]
Лесные эльфы потомков Нандора и Авари населяли Лихолесье и Лотлориэн .
В самых ранних произведениях Толкина эльфов по-разному называли спрайтами, феями , домовыми , пикси или лекреветками . [ 4 ] К 1915 году, когда Толкин писал свои первые эльфийские стихи, слова эльф , фея и гном вызывали множество расходящихся и противоречивых ассоциаций. Толкина мягко предостерегали от термина «фея», вероятно, из-за его растущей ассоциации с гомосексуализмом . [ 5 ] Толкин в конечном итоге предпочел термин «эльф фее » . В своем эссе 1939 года «О сказках » Толкин писал, что «английские слова, такие как эльф, долгое время находились под влиянием французского языка (от которого произошли фея и фея , фея ); но в более поздние времена, благодаря их использованию в переводе, фея и эльф во многом усвоили атмосферу немецких, скандинавских и кельтских сказок, а также многие черты хулду -фолка , даойне-сите и тилвит-тег. ." [ 6 ]
Мужчины
[ редактировать ]Во времена «Властелина колец » Люди Средиземья располагались во многих местах, причем самая большая группа свободных людей находилась в странах Гондор и Рохан . Когда пал остров Нуменор, только Верные спаслись и основали королевства-близнецы Гондор и Арнор. Верные были известны в Средиземье как Дунэдайн, и как лидеры этих королевств они смогли возглавить сопротивление Саурону и сохранить людей Запада как свободных людей. Свободные люди также были в деревне Бри , в Эсгароте , в Друаданском лесу (доме «диких людей», известных как Друэдайн или Восес) и в ледяных регионах Форохеля. Те, кто служил злым силам, такие как жители Дунланда , Руна , Харада и Умбара , не считались свободными людьми. Мужчины несут так называемый Мужской Дар – смертность. Потомками Дунэдайн являются Следопыты Севера и Следопыты Итилиэна . [ 7 ]
Друэдайн
[ редактировать ]Друэдайн, одна из первых разновидностей людей, жили небольшими группами, часто племенами. Это были маленькие люди, ниже гномов, но выше хоббитов. Они были известны своей магией вуду, черными глазами (которые светятся красным, когда они злятся) и способностью сидеть часами и днями подряд, не двигаясь и не моргая. Волос у них выросло мало, за исключением головы и иногда небольших клочков на подбородке. Они были невысокими и полными, и другие мужчины не любили их из-за их резких и грубых голосов. Однако их смех был полон веселья. Говорят, что их мастерство работы с камнем не уступало гномам. Другху не были злыми. Они были смертельными врагами орков, защищая дома своих соседей-людей ценой собственной жизни и с помощью своих магических Камней-Хранителей. Эльфы Белерианда питали к ним особую любовь и ценили их умение сражаться с орками. [ 8 ] [ Т 11 ]
Энты
[ редактировать ]Энты были древней расой древовидных существ, ставших похожими на деревья, которые они пасли. Их создала Йаванна и дал жизнь Илуватар. К Третьей Эпохе они стали сокращающейся расой, давно потерявшей своих подруг, Энт-жен. [ Т 12 ] [ Т 13 ]
Рога
[ редактировать ]Близкие родственники энтов, хуорны были живыми деревьями, обладавшими разумом. Говорили, что у них были голоса, но их могли понять только энты, а не другие народы Средиземья. Толкин позволил остаться неясным относительно того, были ли хуорны просто деревьями, которые осознали это, или энтами, которые со временем стали более «древесными». Хуорны были найдены в лесу Фангорн и, возможно, в Старом лесу недалеко от Бакленда . Леголас упоминает, что эльфы помогли разбудить деревья. Хуорны решили битву у Хельмовой Пади , уничтожив армию орков Сарумана, когда они бежали к ним. [ Т 14 ]
Хоббиты
[ редактировать ]Хоббиты — раса Средиземья, также известная как «полурослики» из-за своего невысокого роста, примерно вдвое меньшего человека. Для них характерны вьющиеся волосы на голове и кожистые ступни с мохнатыми подъемами, из-за которых они не носили обуви. Многие хоббиты живут в Шире , а также в Бри, а когда-то они жили в долинах Андуина . Они любят лишенную приключений жизнь, полную сельского хозяйства, еды и общения. Существовало три типа хоббитов: Харфуты были самыми многочисленными. Стуры любили воду, лодки и плавание; Фаллохиды были предприимчивым народом. Происхождение хоббитов неясно, но из всех рас они имеют самое близкое родство с людьми, а в прологе к «Властелину колец» Толкин называет их родственниками людей. [ Т 15 ]
Порабощенные народы
[ редактировать ]Порабощенными народами были те расы, которые попали под власть злых духов Моргота и Саурона, также известных Свободным Народам как «Слуги Врага». В их число входили орки, тролли и люди. Происхождение орков и троллей неясно, но это были расы, которые были захвачены Морготом и с помощью колдовства испорчены до их окончательной злой природы и внешнего вида. Моргот или Саурон редко развращали людей таким же образом. Скорее, их сердца и умы были испорчены властью и злыми побуждениями, в то время как они сохранили физический облик людей. Однако длительная служба Саурону превратила носителей Колец Власти Людей в призрачных Назгулов. Те люди, которые были слугами Моргота или Саурона, были в основном выходцами с востока и юга Средиземья.
Злые люди
[ редактировать ]Не все люди были на стороне добра; Люди, жившие на востоке и юге, находились под властью Саурона. В их число входили харадримы или южане и черные нуменорцы (а позже и корсары Умбара), которые присягнули на верность Мордору, а также множество различных народов Истерлингов, таких как Балхот, Наездники на колесницах и Люди Кханда , которые напали на Гондор и Рохан. неоднократно. Дикие люди Дунланда служили агентами волшебника-предателя Сарумана. В Первую Эпоху некоторые истерлинги находились под властью Моргота. [ 7 ]
Призраки Кольца
[ редактировать ]Призраки Кольца (также известные как Назгулы или Черные Всадники) когда-то были великими людьми, пока не дал им Кольца Силы Саурон . Они постепенно развратили их, пока они не стали рабами воли Темного Лорда. Одетые в темные плащи с капюшонами, верхом на демонических конях или летающих «падших зверях», Призраки Кольца вечно охотились за Единым Кольцом, чтобы вернуть его своему хозяину. [ Т 16 ] [ Т 17 ] [ Т 18 ]
Мертвые
[ редактировать ]Также известные как призраки или тени , они были духами людей, неспособными перейти в загробную жизнь. Духи обитали в различных регионах Средиземья, в первую очередь в Мертвых болотах и Тропах мертвых , которые охранялись Мертвецами Данхарроу .
Орки
[ редактировать ]Орки — раса, впервые выведенная Морготом, которая в основном жила в горных пещерах и не любила солнечный свет. Многие из них жили в Туманных горах, а другие — в Мордоре . Их еще называют гоблинами. Орки не были созданы, поскольку с философской точки зрения Толкина «зло не может творить, оно только развращает». Одна из версий их происхождения, широко известная отчасти благодаря ее использованию в Питера Джексона , фильмах предполагает, что это были эльфы, которые были испорчены и чья внешность со временем изменилась. Однако Толкин также написал и другие версии их происхождения: [ Т 9 ] в попытке решить дилемму, как они могут быть разумными и полностью злыми . [ 9 ]
Саурон и волшебник Саруман вывели необычайно большого и могущественного орка — Урук-хая. Хотя большинство орков не любили солнце и не могли находиться под ним, урук-хай могли переносить дневной свет. [ Т 19 ] Существовали также уродливые полуорки, полученные от людей и орков. [ Т 20 ] Толкин использует термин « гоблин » в основном как синоним орка. [ Т 21 ] хотя иногда в «Хоббите» этот термин используется исключительно для обозначения более мелких подрас орков, обитающих в Мглистых горах .
Тролли
[ редактировать ]Говорят, что тролли были созданы Морготом «в насмешку» над энтами. Они не любили солнце, а некоторые виды, такие как трое троллей из «Хоббита», превращались в камень под воздействием солнечного света. Тролли обитали как в Мглистых горах, так и в Мордоре. Саурон вывел олог-хаев : больших, умных и устойчивых к солнцу. [ Т 22 ] [ Т 23 ] [ Т 24 ] [ Т 25 ]
курганы
[ редактировать ]Курганные уайты (от среднеанглийского wight , человек) были темными духами, посланными Королем -Чародеем Ангмара , чтобы овладеть и оживить тела и кости бывших королей Дунэдайн. Эти монстры- нежить обитали в Курганах возле Бри. [ Т 26 ] [ 10 ]
Другие существа
[ редактировать ]Том Бомбадил
[ редактировать ]Том Бомбадил не принадлежит ни к одному из народов Средиземья; Толкин называет его духом деревни. [ Т 27 ] В отличие от других рас, он, по-видимому, не подвержен влиянию Единого Кольца и, кажется, предшествует Детям Илуватара (Эльфам и Людям). Что касается природы Бомбадила, сам Толкин говорил, что некоторые вещи в любой мифологии должны оставаться загадочными, «особенно если объяснение действительно существует». [ Т 28 ] [ Т 29 ] [ Т 30 ]
Том также известен как «Первый», «Мастер Том», «Старый Том», «Иарвейн Бен-адар» ( синдаринское имя, означающее «Старейший без отца»). Нолдор называют его «Оральд», что означает «Очень старый», гномы называют его «Форн» (что означает: Древний).
Речные духи
[ редактировать ]Духи природы, связанные с реками и водными путями. Только двое упоминаются Толкином: Голдберри , жена Тома Бомбадила , и ее мать Речная женщина. Неизвестно, были ли эти существа уникальными, частью более крупной расы или формой Майар. [ 11 ]
Гиганты
[ редактировать ]Гиганты (или эттены), кроме энтов, упоминаются Толкином лишь несколько раз. Кратко упоминаются каменные гиганты Туманных гор, которые, как говорят, бросают камни в Торина и компанию в «Хоббите» . [ Т 31 ]
Драконы
[ редактировать ]Драконы уже присутствуют в «Книге утраченных сказаний» . Толкин с детства увлекался драконами. [ Т 32 ] и он назвал четырех драконов в своих трудах о Средиземье. Подобно древнескандинавскому дракону Фафниру , они способны говорить и могут быть тонкими в речи. [ 12 ]
Глаурунг в «Сильмариллионе » — Отец Драконов в легендариуме Толкина, первый из Огненных драконов Ангбанда . Толкин писал, что у Глаурунга было четыре ноги, не было крыльев и он не мог летать, и он произвел на свет выводок Урулоки, бескрылых огнедышащих драконов. [ Т 33 ] Он был выведен Морготом из какой-то неизвестной породы и стал первым драконом, появившимся за пределами Ангбанда. Глаурунг — главный антагонист «Детей Хурина» , и его обманные действия привели к самоубийствам главных героев Турина Турамбара и Ниэнор Ниниэль. [ Т 34 ]
Анкалагон Черный ( синдарин : бросающиеся челюсти из anc «челюсть», alag «стремительный». [ Т 35 ] ) был первым из крылатых Огненных драконов и величайшим из всех драконов, выведенных Морготом в Первую Эпоху , как рассказывается в «Сильмариллионе» . Анкалагон настолько велик, что его тело сокрушило «башни Тангородрима », когда он упал на них после того, как был убит Эарендилом . [ Т 36 ]
Ската была могучим «длинным червем» Серых гор . Он был убит Фрамом в первые дни Эотеода . После убийства Скаты право собственности Фрама на его возвращенные сокровища было оспорено гномами этого региона. Фрам отверг это утверждение, отправив им вместо этого зубы Скаты со словами: «Таких драгоценностей, как эти, вам не найти в ваших сокровищницах, потому что их трудно найти». Это привело к его смерти во время вражды с гномами. Эотеоды сохранили по крайней мере часть сокровищ и увезли их с собой на юг, когда обосновались в Рохане . Серебряный рог, который Эовин дала Мерри Брендибаку после Войны Кольца , решающей в « Очищении Шира », произошел из этого клада. [ 13 ]
Смауг из Эребора , Одинокой Горы, был убит Бардом-Лучником в Дейле, как рассказывается в «Хоббите» . Смауг выступает в роли главного антагониста Торина и компании, поскольку они стремятся вернуть себе королевство гномов Эребор, которое захватил Смауг. [ Т 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Толкин 1977 , « Айнулиндале »
- ^ Толкин 1977 , «Валаквента», «О Майар» и «О врагах»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Толкин 1980 «Истари»
- ^ Толкин 1996 , с. 384–385.
- ^ Толкин 1977 "Валаквента"
- ^ Толкин, 1977, гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954 , Книга 3, Глава 4 «Древобород»
- ^ Jump up to: а б Толкин, 1977 , «О приходе эльфов и пленении Мелькора».
- ^ Толкин, 1977 Таблицы: «Раскол эльфов»
- ^ Толкин 1955 , Книга 5, гл. 5, «Поездка Рохиррим».
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 4: «Древобород».
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 6 «Много расставаний»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 7 «Хельмова падь»
- ^ Толкин 1954a , Пролог.
- ^ Толкин 1977 «О кольцах власти и третьей эпохе»
- ^ Толкин 1977 "Акаллабет"
- ^ Толкин 1980 4. «Охота за кольцом» i. «О путешествии черных всадников»
- ^ Толкин 1954 , «Всадники Рохана»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 9 «Обломки и Джетсам»
- ^ Толкин, 1954a Предисловие
- ^ Толкин, 1955 г., Приложение F «О других расах».
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 4 «Осада Гондора»
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 10. «Черные врата открываются»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 8 «Туман на курганах»
- ^ Карпентер 2023 , № 19, Стэнли Анвину , 16 декабря 1937 г.
- ↑ Carpenter 2023 , # 144, Наоми Митчисон , 25 апреля 1954 г.
- ^ Толкин 1954а, книга 1, гл. 6, «Старый лес»
- ^ Толкин 1954а, книга 1, гл. 7, «В доме Тома Бомбадила»
- ^ Толкин 1937 , «Над холмом и под холмом»
- ^ Толкин 1964 " О сказках "
- ^ Толкин 1977 , гл. 20 «О пятой битве». «Глаурунг и его выводок...»
- ^ Толкин 1977 , гл. 18 «О разрушении Белерианда и падении Финголфина»
- ^ Толкин 1987 " Этимологии "
- ^ Толкин, 1977, гл. 24 «О путешествии Эарендиля и Войне гнева»
- ^ Толкин, 1937 г., гл. 1 «Неожиданная вечеринка», 14 «Огонь и вода»
Вторичный
[ редактировать ]- ↑ Было высказано предположение, что его имя взято от славянского бога Радегаста . Орр, Роберт (1994). «Некоторые славянские отголоски в Средиземье Дж. Р. Р. Толкина». Германо-Славянка . 8 : 23–34.
- ^ Эванс, Джонатан (2013) [2007]. «Гномы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 134–135. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Jump up to: а б Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Эльфы: Сородичи и миграции». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 152–154. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Фими, Димитра (2010) [2008]. Толкин, Раса и история культуры: от фей до хоббитов . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 23–27. ISBN 978-0-230-27284-2 . OCLC 619082411 .
- ^ Гарт, Джон (2003). Толкин и Великая война . Лондон: HarperCollins (опубликовано в 2004 г.). п. 76. ИСБН 978-0-00-711953-0 .
- ^ Бернс, Марджори (2005). Опасные королевства: кельтское и норвежское в Средиземье Толкина . Университет Торонто Пресс . стр. 22–23. ISBN 0-8020-3806-9 .
- ^ Jump up to: а б Штраубхаар, Сандра Баллиф (2013) [2007]. «Мужчины, Средиземье». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 414–417. ISBN 978-1-135-88034-7 .
- ^ Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . стр. 74, 149. ISBN. 978-0261102750 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 265, 362, 438.
- ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2005). Властелин колец: спутник читателя . ХарперКоллинз . стр. 137, 142–146. ISBN 978-0-00-720907-1 .
- ^ Рателифф, Джон Д. (2007). Мистер Бэггинс . ХарперКоллинз . стр. 50, 59. ISBN. 978-0007235551 .
- ^ Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . стр. 36–37. ISBN 978-0261-10401-3 . ; резюмировано в Ли, Стюарт Д .; Солопова, Елизавета (2005). Ключи Средиземья: открытие средневековой литературы через художественную литературу Дж. Р. Р. Толкина . Пэлгрейв . стр. 109–111. ISBN 978-1403946713 .
- ^ Драут, Майкл, округ Колумбия ; Хитоцубаши, Намико; Скавера, Рэйчел (2014). «Создание Толкином впечатления глубины». Толкиенские исследования . 11 (1): 167–211. дои : 10.1353/tks.2014.0008 . ISSN 1547-3163 . S2CID 170851865 .
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1964). Дж. Р. Р. Толкин: Дерево и лист . Лондон: HarperCollins (опубликовано в 2001 г.). ISBN 0-00-710504-5 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, JRR (1987). Кристофер Толкин (ред.). Затерянная дорога и другие сочинения . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-45519-7 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1996). Кристофер Толкин (ред.). Народы Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-82760-4 .