Монстры Толкиена
Монстры Толкина — это злые существа , такие как орки , тролли и гигантские пауки , которые противостоят главным героям Дж. Р. Р. Толкина, а легендариума Средиземья иногда и сражаются с ними . [ 1 ] [ 2 ] Толкин был знатоком древнеанглийского языка , особенно Беовульфа , и некоторые из его монстров имеют общие черты с монстрами Беовульфа ; его троллей сравнивают с Гренделем , имя орков восходит к оркнеям стихотворения , а дракон Смауг имеет множество атрибутов дракона Беовульфа из . Европейская средневековая традиция монстров делает их либо гуманоидами, но искаженными, либо похожими на диких зверей, но очень большими и злобными; Толкин следует обеим традициям , используя таких монстров, как орки первого вида и варги второго рода. Некоторые ученые добавляют в список чрезвычайно могущественных Темных Лордов Толкина Моргота и Саурона , как чудовищных врагов как по духу, так и по телу. Ученые отметили, что злая природа монстров отражает католицизм Толкина , религию, которая имеет четкое представление о добре и зле.
Происхождение
[ редактировать ]Слово «монстр» имеет свое происхождение от латинского monstrum , «чудо, чудо, предзнаменование», в свою очередь от латинского monstrare , «показывать». [ 1 ] Монстры в средневековой Европе часто были гуманоидами, но могли напоминать и диких зверей, но огромных размеров; Дж. Р. Р. Толкиен пошел обоими путями, создавая своих собственных монстров. [ 1 ]
Некоторые из монстров Толкина, возможно, произошли от его детального знания древнеанглийской эпической поэмы «Беовульф» ; Голлум имеет некоторые атрибуты Гренделя , в то время как дракон Смауг в «Хоббите» некоторые общие черты с драконом Беовульфа имеет . [ 3 ] [ 4 ] В стихотворении также говорится об орках, причем древнеанглийское слово orcneas означает «трупы демонов». В своей знаменитой лекции 1936 года « Беовульф : Монстры и критики » Толкин описал монстров поэмы как центральное место в ее структуре, изменив курс исследования Беовульфа . [ 1 ] Комментаторы отметили, что Толкин явно предпочитал монстров эпоса критикам. [ 5 ]
Гуманоид, зверь и не только
[ редактировать ]Зло в уме или теле
[ редактировать ]
В Толкина Энциклопедии Джонатан Эванс первоначально выделяет две категории монстров в легендариуме Толкина . В первую входят Тролли , Орки и Балроги , которые являются гуманоидами, но искажаются различными способами; второй состоит из злобных зверей, которые напоминают животных из мира природы, но намного крупнее, таких как волкоподобные варги , гигантские злые пауки - Унголиант и ее выводок, включая Шелоб - и Страж с щупальцами в воде . [ 1 ] Крылатые кони назгулов без перьев чудовищны во втором смысле: они гигантские, но, очевидно, созданы по своей природе и «склонны ко злу». [ 1 ] Толкин никогда не дает им имен, хотя описывает их как «падших зверей», а в письме описывает их как « птеродактилий ». [ Т 1 ] [ Т 2 ]
Эванс отмечает, что драконы Толкина, «особо важный чудовищный тип», не подходят ни к одной из этих категорий. [ 1 ] и он рассматривает этих «необычайно больших рептильных существ… сверхъестественно злых монстров» отдельно. [ 7 ] Драконы упоминаются во «Властелине колец» лишь вскользь , но драконы, которые могут говорить, но определенно не являются гуманоидами, являются важными персонажами как в «Сильмариллионе» , так и в «Хоббите» . [ 7 ]
Толкин не был последовательным в своем распределении монстров по этим категориям. В «Хоббите» холмовые тролли изначально комичны; они плотоядны, но не особенно злобны, имеют вульгарные манеры за столом и говорят с кокни акцентом . Однако, когда волшебник Гэндальф перехитрил их, пишет ученый Кристина Фосетт, эти тролли рассматриваются как «чудовищные, предостережения против порока, навсегда заточенные в камне за свою жадность и гнев». [ 6 ] Критик Грегори Хартли добавляет, что тролли в «Сильмариллионе» и «Властелине колец» «более звероподобны» и гораздо меньше похожи на троллей из скандинавской мифологии ; [ 8 ] Фосетт сравнивает их с чудовищем Гренделем в «Беовульфе» . [ 6 ] В описании Толкина говорится: «Олог-хай их называли на Черном Наречии . Никто не сомневался в том, что Саурон вывел их, хотя из какой породы было неизвестно... Они были троллями, но наполненными злой волей своего хозяина: падшая раса. , сильные, ловкие, свирепые и хитрые, но крепче камня, они могли терпеть Солнце, пока над ними властвовала воля Саурона. мало, и единственным языком, который они знали, был Черный Наречие Барад-Дура ». [ Т 3 ]
Зло в духе
[ редактировать ]Другие ученые иногда добавляют к списку монстров могущественных противников Легендариума; Джо Эбботт, пишущий в Mythlore , описывает Темных Лордов Моргота и Саурона как монстров, умных и могущественных, но полностью перешедших на сторону зла. Эбботт отмечает, что в «Монстры и критики» Толкин различал обычных монстров по телу и монстров также по духу: [ 9 ]
Различие [есть] между дьявольским людоедом и дьяволом, проявляющим себя в форме людоеда - между монстром, пожирающим тело и приносящим временную смерть, в котором обитает проклятый дух, и духом зла, нацеленным в конечном итоге на душу. и несущий вечную смерть» [ 9 ]
Выйдя за пределы тела вместе с этими чудовищными Темными Лордами, Толкин, по мнению Эбботта, совершил «окончательную трансформацию» христианского автора, создав «гораздо более ужасающего монстра». [ 9 ]
Темы
[ редактировать ]Зло и тьма
[ редактировать ]Толкина Римский католицизм дал ему ясное представление о добре и зле, а также готовый символизм: свет символизирует добро, а тьма – зло, как это происходит в Библии. [ 10 ] [ 11 ]
В «Братстве Кольца » первое злое существо, с которым сталкиваются хоббиты после того, как покинули Шир в поисках уничтожения Единого Кольца, — это Старик Ива , могущественное дерево или древесный дух, контролирующий большую часть Старого Леса . Он совершенно злобный. [ Т 4 ] [ 12 ] У входа в Морию компания снова подвергается нападению, на этот раз Наблюдателем в Воде . [ 1 ] Он специально схватывает Фродо , носителя кольца, как если бы он знал и сопротивлялся поиску. [ Т 5 ] Эванс комментирует, что, хотя чудовище явно смертельно опасно, оно описано расплывчато и в тексте описано лишь схематично. [ 1 ]

Эванс отмечает, что «еще смутно», возможно, даже не живы, «чудовищные Наблюдатели», которые охраняют врата Башни Кирит Унгол на проходе в злую землю Мордор . [ 1 ] Толкин описывает их как осознающих, но неподвижных, в которых обитает «дух злой бдительности»: [ Т 6 ]
Они были подобны великим фигурам, восседающим на тронах. У каждого было три соединенных тела и три головы, обращенные наружу, внутрь и через ворота. У голов были лица стервятников, а на огромных коленях лежали руки, похожие на когти. Они казались высеченными из огромных каменных глыб, неподвижными, и все же сознавали: в них обитал какой-то ужасный дух злой бдительности. Они знали врага. Видимые или невидимые, ничто не могло пройти незамеченным. Они запретили бы ему въезд или побег. [ Т 6 ]
Чудовищные Стражи побеждены эльфийским светом Фиала Галадриэли ; Сэм держит его «и тени под темной аркой разбежались»; Сэм видит «блеск в черных камнях их глаз», полных злобы, и их воля сломлена. [ Т 6 ]
Свет Фиала Галадриэли также эффективен против гигантского паука Средиземья Шелоб . [ 1 ] [ 2 ] дочь линии злой Унголиант . Шелоб одновременно злая и древняя, «раздутая и растолстевшая от бесконечных размышлений на своих пирах, плетущая паутину теней; ибо все живые существа были ее пищей, а ее рвотной тьмой». [ 1 ] [ Т 7 ] Противостояние Галадриэли и Шелоб интерпретировалось психологически с точки зрения юнгианских архетипов . [ 13 ] Медеевист Аларик Холл утверждает в более общем плане, что во «Властелине колец» , как и в «Беовульфе» и саге о Греттисе , противостояние главных героев и монстров является не только физическим, но и психологическим , поскольку «герои не могут победить своих врагов, не забрав у них что-то себе». ." [ 14 ] Ученый-толкин Верлин Флигер пишет, что свет Галадриэли — это расколотый остаток света Двух Древ Валинора, которые были поглощены безграничной тьмой самого раннего предка Шелоб, Унголиант. Этот свет содержал и символизировал божественную силу; его разрушение было воплощением зла. [ 11 ]
Нежить
[ редактировать ]
Другие монстры во «Властелине колец» являются гуманоидами, но нежитью , например, курганное существо , которое ловит хоббитов вскоре после того, как они покинули Тома Бомбадила дом . Такие существа встречаются в скандинавской мифологии. [ Т 9 ] [ Т 10 ] Гораздо более могущественными являются Назгулы, нежить и невидимые, но все же физические призраки колец, способные ездить на лошадях и владеть оружием; Когда-то они были королями людей , но были пойманы Сауроном с даром Кольца Власти . [ Т 11 ] [ Т 12 ]
Голлум тоже, когда-то член мирной группы хоббитов, стал отчаявшимся монстром, живым, но с почти уничтоженным разумом, постоянно ищущим Единое Кольцо , после того как носил его на протяжении многих столетий. [ Т 13 ] [ Т 8 ] Флигер предполагает, что Голлум - центральная фигура монстра Толкина, сравнивая его как с Гренделем, так и с драконом Беовульфа , «извращенным, сломленным, изгоем-хоббитом, чья человеческая форма и драконоподобная жадность сочетают в себе оба Беовульфа в одной фигуре». вида монстров [ 15 ]
Души и разум
[ редактировать ]Орки изображаются как полностью злые, а это означает, что их можно убить без сожаления. Тем не менее, орки похожи на людей, поскольку умеют говорить и имеют схожее представление о добре и зле, а также моральное чувство справедливости, даже если они не способны применить свою мораль к себе. Это поставило Толкина, набожного католика, перед проблемой: поскольку «зло не может творить, только издеваться», хотя бы несколько разумные и морально сознательные орки не могли быть созданы злом как действительно новый и отдельный вид; но альтернатива, заключающаяся в том, что они были испорчены одним из свободных народов Средиземья, таких как эльфы, что подразумевало бы, что они полностью разумны и имели бессмертные души, была для него столь же неприятна. [ 16 ] [ 4 ] Толкин осознал, что некоторые решения, которые он принял в своей детской книге 1937 года «Хоббит» , изображающей его гоблинов (орков), [ 1 ] поскольку даже слегка цивилизованный и наделение своих животных даром речи явно подразумевало наличие разума; это противоречило более взвешенной теологии, лежащей в основе его Легендариума. [ 8 ] Исследователь Толкина Том Шиппи пишет, что орки во «Властелине колец» почти наверняка были созданы именно для того, чтобы снабдить Средиземье «постоянным запасом врагов, по поводу которых не нужно испытывать никаких угрызений совести », [ 17 ] или, по словам Толкина из « Беовульфа : Монстры и критики», «пехота старой войны», готовая к резне. [ 17 ] Шиппи утверждает, что, тем не менее, орки разделяют человеческое представление о добре и зле, со знакомым чувством морали, хотя он отмечает, что, как и многие люди, орки совершенно неспособны применить свою мораль к себе. По его мнению, Толкин, как католик, воспринимал как данность то, что «зло не может творить, только издеваться», поэтому орки не могли иметь мораль, равную и противоположную нравственности людей или эльфов. [ 18 ] Шиппи отмечает, что в «Двух башнях » Толкин показывает, как орк Горбаг не одобряет «обычную эльфийскую уловку», когда кажется, что он бросает товарища, как он ошибочно полагает, что Сэм сделал с Фродо. Шиппи описывает подразумеваемый взгляд на зло как боэтианский , согласно которому зло — это отсутствие добра; однако он отмечает, что Толкин не согласился с этой точкой зрения, полагая, что со злом нужно активно бороться, при необходимости с помощью войны, - манихейская позиция. [ 19 ]
Варги , огромные волкоподобные звери, могут атаковать самостоятельно, как они это делают, когда Братство Кольца идет на юг от Ривенделла . [ Т 14 ] и вскоре после этого отряд Торина вышел из Мглистых гор. Группа варгов в «Хоббите» могла говорить, хотя и не очень приятно. [ Т 15 ] Хартли рассматривает варгов как «персонифицированных животных», отмечая, что Толкин пишет об их действиях, используя такие глаголы, как «[планировать]» и «[охранять]», подразумевая, по его мнению, что варги чудовищны, «больше, чем просто звери»; но все же он отрицает, что они «обладают автономной волей». [ 8 ]
Падшие ангелы
[ редактировать ]
Некоторые из монстров Толкина, безусловно, разумны, поскольку они являются ангелоподобными существами, могущественными Айнур , впавшими во зло. Это так же, как в христианстве, где дьявол Люцифер понимается как падший ангел, который действительно когда-то был величайшим из ангелов. Эти персонажи обладали бессмертными душами, были созданы добрыми единым Богом ( Эру Илуватар в Легендариуме), но сделали выбор зла по своей свободной воле . Злые Лорды Легендариума чрезвычайно могущественны. Мелькор (позже переименованный в Моргота) особенно похож на Люцифера, поскольку он описан как самый могущественный из Айнур до того, как обратился во тьму. Его действительно интерпретировали как аналог сатаны , поскольку, как и Люцифер, он восстает против своего создателя. [ 20 ] Он физически и символически уничтожает Два Дерева Валинора , принесших свет в мир. Когда часть их света улавливается и воплощается в подобных драгоценностям Сильмарилях , он крадет их и помещает в свою корону. [ Т 16 ] [ Т 17 ]
Слугу Моргота, Саурона , также называли Темным Лордом; он был майя, служившим Вала Ауле, но, предав другого Майара, стал главным помощником Моргота, а затем, в отсутствие Моргота, самостоятельным Темным Лордом Средиземья. У Толкина есть персонаж из «Властелина колец» , Элронд , который заявляет, что «В начале нет ничего злого. Даже Саурон не был таким». [ 21 ] [ 9 ]
Огненные демоны или Балроги тоже попадают в эту категорию, по крайней мере, в более поздних произведениях Толкина, где они описывались как Майя, испорченная Мелькором. [ Т 18 ] Во «Властелине колец » волшебник Гэндальф называет Балрога Хазад-Дума «врагом, превосходящим любого из вас» и «пламенем Удуна», что означает бессмертное, но злое существо, обладающее силой, подобной его собственной. [ Т 19 ] [ 22 ]
Адаптации и наследие
[ редактировать ]Средиземье Толкина и его монстры были задокументированы в «Битва богов: Монстры Толкина» телевизионной программе 2009 года History на канале в сериале «Битва богов» . [ 23 ] Джейсон Сератино, пишущий для «Комплекса» , перечислил десять своих любимых монстров Толкина в фильмах, описав Великого Гоблина как «склизкую помесь Ленивца и Человека-слона ». [ 24 ] Художники, в том числе Алан Ли , Джон Хоу , [ а ] и Тед Несмит создали картины монстров Толкина, в том числе опубликованные в книге Толкина «Драконы и монстры: Книга 20 открыток» . [ 25 ] [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, картина Хоу, изображающая назгула верхом на крылатом монстре, File:Darktower.jpg .
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 6, «Битва на Пеленнорских полях»
- ↑ Carpenter 2023 , # 211, Роне Медведь, 14 октября 1958 г.
- ^ Толкин 1955 , Приложение F «О других расах»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 7 «В доме Тома Бомбадила»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
- ^ Jump up to: а б с д Толкин 1955 , книга 6, гл. 1 «Башня Кирит Унгол»
- ↑ Толкин, 1954 , книга 4, глава 9: «Логово Шелоб».
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а , книга 1, гл. 2 « Тень прошлого »
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 8 «Туман на курганах»
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. (2014). Беовульф: перевод и комментарий вместе с селлическим заклинанием . Лондон: ХарперКоллинз . стр. 163–164. ISBN 978-0-00-759006-3 . OCLC 875629841 .
- ^ Толкин 1977 , « Акаллабет »
- ^ Толкин 1980 , 4. «Охота за кольцом» i. «О путешествии черных всадников»}
- ^ Толкин 1937 , гл. 5 «Загадки в темноте»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
- ^ Толкин 1937 , гл. 6 «Из огня да в огонь»
- ^ Толкин 1977 , « Пятый Сильмариллион », гл. 6 «О Феаноре и освобождении Мелькора»
- ^ Толкин 1977 , « Квента Сильмариллион », гл. 9 «О бегстве нолдор»
- ^ Толкин 1977 , " Валаквента "
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-дума»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Эванс 2013b , стр. 433–434.
- ^ Jump up to: а б Эбботт (Шелоб) 1989 год .
- ^ Шолтич, Нина (2015). «Беовульф» как исходный текст «Чудовищ» Толкина . Загребский университет (кандидатская диссертация).
- ^ Jump up to: а б Берген, Ричард Анджело (2017). « 'Деформация ужаса': подтворения зла Дж.Р.Р. Толкина» . Мифлор . 36 (1). Статья 7.
- ^ Акочелла, Джоан (2 июня 2014 г.). «Убивая монстров: «Беовульф» Толкина » . Житель Нью-Йорка . № июнь 2014 г. Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Фосетт, Кристина (февраль 2014 г.). Дж. Р. Р. Толкин и мораль чудовищности (доктор философии). Университет Глазго (докторская диссертация). стр. 29, 97, 125–131.
- ^ Jump up to: а б Эванс 2013a , стр. 128–130.
- ^ Jump up to: а б с Хартли, Грегори (2014). «Цивилизованные гоблины и говорящие животные: как Хоббит создал Толкину проблемы с чувствительностью». В Брэдфорде Ли Идене (ред.). Мифология Хоббита и Толкина: очерки изменений и влияний (PDF) . Том. Часть III: Темы. МакФарланд . ISBN 978-0-7864-7960-3 . OCLC 889426663 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Эбботт (Саурон) 1989 .
- ^ Бизе, Мэри (12 октября 2020 г.). «Монстры и огни: Зло, Тьма и Свет в Легендариуме Толкина» . Разъяснение католицизма . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Флигер, Верлин (1983). Расщепленный свет: логотипы и язык в мире Толкина . Издательство Wm B. Eerdmans . стр. 6–61, 89–90, 144–145 и пассим. ISBN 978-0-8028-1955-0 .
- ^ Сагуаро, Шелли; Такер, Дебора Коган (2013). Глава 9. Толкин и деревья Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит и Властелин колец» . Пэлгрейв Макмиллан (Новые журналы дел). стр. 138–154. ISBN 978-1-137-26399-5 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Грант, Патрик (1973). «Толкин: Архетип и слово» . Перекрестные течения (зима 1973 г.): 365–380. Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 года . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Холл, Аларик . «Единое Кольцо (Властелин Колец, лекция 7)» . Аларик Холл . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Флигер, Верлин (2004). « Фродо и Арагорн: Концепция героя ». В Роуз А. Зимбардо и Нил Д. Айзекс (ред.). Понимание «Властелина колец: лучшее из критики Толкина» . Хоутон Миффлин . стр. 122–145. ISBN 978-0-618-42251-7 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 265, 362, 438.
- ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , с. 265.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14).
- ^ Шиппи 2001 , стр. 131–133.
- ^ Jump up to: а б Картер, Лин (2011). Толкин: взгляд на «Властелина колец» . Лондон, Англия: Hachette UK . п. часть 16. ISBN 978-0-575-11666-5 .
- ^ Роузбери, Брайан (2003). Толкин: Культурный феномен . Пэлгрейв . стр. 35–41. ISBN 978-1403-91263-3 .
- ^ Эбботт (Балрог) 1989 .
- ^ «Битва богов: Монстры Толкина» . Медиа-программа с описанием и субтитрами . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Серафино, Джейсон. «10 лучших монстров Толкина в кино» . Сложный . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Гуднайт, Глен (1994). «Снимки мест и монстров» . Мифлор . 20 (2): 35.
- ^ Драконы и монстры Толкина: Книга из 20 открыток. Искусство Алана Ли, Джона Хоу, Теда Нэсмита, Роджера Гарланда, Ингер Эдельфельдт и Кэрол Эмери Феникс . Лондон: ХарперКоллинз . 1993.
Источники
[ редактировать ]- Эбботт, Джо (1989). «Монстры Толкина: концепция и функции во «Властелине колец (Часть 1) Балрог из Кхазад-дума» . Мифлор . 16 (1). Статья 5.
- Эбботт, Джо (1989). «Монстры Толкина: концепция и функции во «Властелине колец (Часть 2) Шелоб Великая» . Мифлор . 16 (2). Статья 7.
- Эбботт, Джо (1989). «Монстры Толкина: концепция и функции во «Властелине колец (Часть 3) Саурон» . Мифлор . 16 (3). Статья 8.
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина : переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Эванс, Джонатан (2013a) [2007]. «Драконы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . стр. 128–130.
- Эванс, Джонатан (2013b) [2007]. «Монстры». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . стр. 433–434.
- Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . ISBN 978-0261-10401-3 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье: как Дж. Р. Р. Толкин создал новую мифологию (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0-261-10275-0 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .