Автор
Автор ( / oʊ ˈ t ɜːr / ; Французский: [otœʁ] , букв. « автор ») — художник с самобытным подходом, обычно кинорежиссер, чей контроль над созданием фильма настолько неограниченный и личный, что режиссера сравнивают с «автором» фильма, [ 1 ] тем самым проявляя уникальный стиль или тематическую направленность режиссера. [ 2 ] Как неназванная ценность, авторизм зародился во французской кинокритике конца 1940-х годов. [ 3 ] и происходит из критического подхода Андре Базена и Александра Астрюка , тогда как американский критик Эндрю Саррис в 1962 году назвал это авторской теорией . [ 4 ] [ 5 ] Тем не менее, эта концепция впервые появилась на французском языке в 1955 году, когда режиссер Франсуа Трюффо назвал ее политикой авторов и интерпретировал фильмы некоторых режиссеров, таких как Альфред Хичкок , как совокупность повторяющихся тем и забот.
Американский актер Джерри Льюис снял свой собственный фильм 1960 года «Посыльный» , используя полный контроль, и получил высокую оценку за «личный гений». К 1970 году Нового Голливуда наступила эра , когда студии предоставили режиссерам широкую свободу действий. Полин Кель , однако, утверждала, что «авторы» полагаются на творчество других, например, кинематографистов. [ 6 ] [ 7 ] Жорж Садуль считал, что предполагаемый «автор» фильма потенциально может даже быть актером, но фильм действительно является совместным. [ 8 ] Алжан Хармец отметил, что контроль над фильмом осуществляется даже со стороны руководителей кино. [ 9 ] Взгляд Дэвида Кипена на сценариста как на главного автора называется теорией Шрайбера . В 1980-е годы крупные неудачи побудили студии восстановить контроль. Концепция авторского права также применялась к режиссерам, не являющимся кинорежиссерами, таким как продюсеры звукозаписи и дизайнеры видеоигр , такие как Хидео Кодзима . [ 10 ]
Фильм
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Еще до появления авторской теории считалось, что режиссер оказывает наибольшее влияние на фильм. В Германии один из первых теоретиков кино Вальтер Юлиус Блём объяснил, что, поскольку кинопроизводство — это искусство, ориентированное на массовую культуру, непосредственное влияние фильма, режиссер, рассматривается как художник, тогда как более ранний участник, например сценарист, рассматривается как художник. ученик. [ 11 ] [ 12 ] [ нужен лучший источник ] Джеймс Эйджи , ведущий кинокритик 1940-х годов, сказал, что «лучшие фильмы — это личные, снятые сильными режиссерами». [ 12 ] Между тем французские кинокритики Андре Базен и Роже Ленхардт описали, что режиссеры, оживляя фильмы, отражают собственное мировоззрение и впечатления режиссеров от предмета, варьируя освещение, операторскую работу, постановку, монтаж и так далее. [ 13 ]
Развитие теории
[ редактировать ]С началом французской новой волны в кино французский журнал Cahiers du cinéma , основанный в 1951 году, стал центром дискуссий о роли режиссеров в кино. В эссе 1954 года [ 14 ] Франсуа Трюффо раскритиковал преобладающее «Качественное кино», согласно которому режиссеры, верные сценарию, просто адаптируют литературный роман. Трюффо охарактеризовал такого режиссера как « metteur en Scene» , просто «постановщика», который добавляет исполнителей и картины. [ 15 ] Чтобы отразить мнение о том, что режиссеры, выражающие свою индивидуальность в своих работах, снимают лучшие фильмы, Трюффо придумал фразу «la politique des auteurs», или «политика авторов». [ 16 ] В качестве примеров этих «авторов» он назвал восемь писателей-режиссеров: Жана Ренуара , Робера Брессона , Жана Кокто , Жака Беккера , Абеля Ганса , Макса Офюльса , Жака Тати и Роже Ленхардта . [ 14 ]
Джерри Льюис , актер голливудской студийной системы, снял в 1960 году собственный фильм «Посыльный» . Влияние Льюиса на него распространялось на деловые и творческие роли, включая написание сценариев, режиссуру, освещение, редактирование и художественное руководство. Французские кинокритики, публикующиеся в Cahiers du Cinéma и Positif , высоко оценили результаты Льюиса. За мизансцену и операторскую работу Льюиса сравнивали с Говардом Хоуксом , Альфредом Хичкоком и Сатьяджитом Рэем . В частности, Жан-Люк Годар отдал должное «личному гению» Льюиса за то, что он сделал его «единственным в Голливуде, делающим что-то иное, единственным, кто не вписывается в устоявшиеся категории, нормы, принципы», «единственным тот, кто сегодня снимает смелые фильмы». [ 17 ]
Популяризация и влияние
[ редактировать ]Еще в своем эссе 1962 года «Заметки об авторской теории», опубликованном в журнале « Кинокультура» , [ 18 ] Американский кинокритик Эндрю Саррис перевел французский термин la politique des auteurs , предложенный Франсуа Трюффо в 1955 году, на термин Сарриса « теория автора» . Саррис применил его к голливудским фильмам и подробно изложил в своей книге 1968 года « Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968» , которая помогла популяризировать этот английский термин.
Благодаря теории автора критическое и общественное внимание к фильмам сместилось с их звезд на создание в целом. [ 12 ] В 1960-е и 1970-е годы новое поколение режиссеров, оживляющее кинопроизводство путем усиления контроля, ознаменовало эпоху Нового Голливуда . [ 19 ] [ 20 ] когда студии предоставили режиссерам больше свободы действий. [ 21 ] Тем не менее, в 1980-х годах, после таких громких провалов, как « Врата рая» , студии восстановили контроль, заглушив авторскую теорию. [ 22 ]
Критика
[ редактировать ]Полина Кель , одна из первых критиков авторской теории, [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] обсуждали Эндрю Сарриса в журналах. [ 26 ] [ 7 ] Защищая фильм как совместный проект, ее эссе 1971 года « Воспитание Кейна », в котором исследуется фильм Орсона Уэллса 1941 года «Гражданин Кейн» , широко опирается на соавтора сценария Германа Дж. Манкевича и оператора Грегга Толанда . [ 27 ]
Ричард Корлисс и Дэвид Кипен утверждали, что успех фильма больше зависит от сценария. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] В 2006 году, чтобы изобразить сценариста как главного автора фильма, Кипен ввёл термин « теория Шрайбера» .
Для историка кино Жоржа Садуля главным «автором» фильма может также быть актер, сценарист, продюсер или автор романа, хотя фильм — это коллективная работа. [ 8 ] Историк кино Алжан Хармец , ссылаясь на вклад продюсеров и руководителей классического Голливуда, считает, что авторская теория «терпит крах против реальности студийной системы ». [ 9 ]
В феминистской критике Мария Гизе в 2013 году утверждала, что авторская теория ориентирована на мужчин, поскольку в пантеоны авторов почти не входят женщины. [ 31 ] Это может отражать явную нехватку женщин-режиссеров : в 250 самых кассовых фильмах 2016 года около 7% режиссеров были женщинами. [ 32 ]
Закон
[ редактировать ]В некоторых юридических ссылках фильм рассматривается как произведение искусства, а автор, как его создатель, является первоначальным правообладателем. Согласно законодательству Европейского Союза , во многом под влиянием теории авторского права, режиссер считается автором фильма или одним из его авторов. [ 33 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]Ссылки на авторскую теорию иногда применяются к музыкантам, музыкальным исполнителям и музыкальным продюсерам. С 1960-х годов продюсер Фил Спектор считается первым автором среди продюсеров популярной музыки. [ 34 ] [ 35 ] Писатель Мэтью Баннистер назвал его первым «звездным» продюсером. [ 35 ] Журналист Ричард Уильямс писал:
Спектор создал новую концепцию: продюсер как генеральный директор творческого процесса от начала до конца. Он брал все под свой контроль, подбирал исполнителей, писал или выбирал материал, контролировал аранжировки, подсказал певцам, как следует фразировать, руководил всеми этапами процесса записи с величайшим вниманием к деталям и самостоятельно публиковал результат. этикетка. [ 36 ]
ранней поп-музыки Еще одним автором был Брайан Уилсон . [ 37 ] под руководством Спектора. [ 38 ] В 1962 году группа Уилсона, The Beach Boys , подписала контракт с Capitol Records и быстро добилась коммерческого успеха, благодаря чему Уилсон был одним из первых записывающихся исполнителей, а также предприимчивым продюсером. [ 39 ] До появления « прогрессивной поп-музыки » конца 1960-х годов исполнители обычно мало влияли на свои собственные пластинки. [ 40 ] Уилсон, однако, использовал студию как инструмент. [ 38 ] а также высокий уровень студийного контроля [ 41 ] что вскоре стали искать другие художники. [ 37 ]
По словам Джейсона Гуриэля из The Atlantic , альбом группы Beach Boys Pet Sounds 1966 года , спродюсированный Уилсоном, предвосхитил более поздних авторов, таких как Канье Уэст , а также «возвышение продюсера» и «современную поп-ориентированную эпоху, которая ставит продюсера выше артиста и стирает грань между развлечением и искусством... Каждый раз, когда группа или музыкант исчезает в студии, чтобы придумать загадку длиной в альбом, призрак Уилсона витает рядом». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Подлинность в искусстве
- Артхаусный фильм
- Смерть автора
- Список авторов фильма
- Философия кино
- Вульгарный авторизм
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Деды Морозы 2002 , с. 18.
- ^ Мин, Джу и Квак 2003 , с. 85.
- ^ Коги 2013 , стр. 22–34, 62–66.
- ^ «Авторская теория» . Британская энциклопедия . без даты
- ^ Саррис, Эндрю (зима 1962–1963 гг.). «Заметки об авторской теории 1962 года» (PDF) . Кинокультура . 27 : 1–8. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2020 г. Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Начало авторской теории * IQ кинорежиссера. Архивировано 26 июля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Полина и я: Прощай, моя любимая | The New York Observer» . Нью-Йоркский обозреватель . 11 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Садул и Моррис 1972 .
- ^ Jump up to: а б Альжан Хармец, «Облавливаем обычных подозреваемых» , с. 29.
- ^ Архитекторы: авторы видеоигр - IGN
- ^ Цветок 1924 года .
- ^ Jump up to: а б с Батталья, Джеймс (май 2010 г.). Каждый - критик: кинокритика через историю и в эпоху цифровых технологий (дипломная работа с отличием). Колледж в Брокпорте. п. 32. hdl : 20.500.12648/6777 – через репозиторий открытого доступа SUNY.
- ^ Томпсон и Бордвелл 2010 , стр. 381–383.
- ^ Jump up to: а б Трюффо, Франсуа (1954). « Определенная тенденция во французском » кино Каье дю Синема . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Томпсон и Бордвелл 2010 , с. 382.
- ^ «Эволюция авторской теории» . Университет Алабамы . 11 февраля 2020 г. Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Джим Хиллиер, изд. (1987). Cahiers du Cinema 1960–1968 Новая волна, новое кино, переоценка Голливуда (Годар в интервью Жаку Бонтансу, Жану-Луи Комолли, Мишелю Делаэ и Жану Нарбони) . Издательство Гарвардского университета. п. 295. ИСБН 9780674090620 .
- ^ Саррис, Эндрю (зима 1962–1963 гг.). «Заметки об авторской теории 1962 года». Кинокультура . 27 : 1–8.
- ^ Дэвид А. Кук, «Авторское кино и поколение фильмов в Голливуде 70-х», в «Новом американском кино» Джона Льюиса (редактор), Duke University Press, Нью-Йорк, 1998, стр. 1–4.
- ↑ Стефан Канфер, «Шок свободы в фильмах» , Time , 8 декабря 1967 г., по состоянию на 25 апреля 2009 г.
- ^ Теория кино идет в кино - Google Книги (стр. 14-16)
- ^ Бах, Стивен (1999). Финальная версия: искусство, деньги и эго при создании «Врат рая», фильма, который потопил United Artists . Ньюмаркет Пресс . п. 6 . ISBN 9781557043740 .
Врата рая, 16 апреля 1979 года.
- ^ «Томми Визо: Последний автор - высоко поднятые брови» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г. – на сайте www.youtube.com.
- ^ «Саррис, Эндрю Авторская теория» - через Интернет-архив.
- ^ Документальный фильм «Что она сказала: искусство Полины Кель» «просто не очень хорош» - WBUR
- ^ Пауэлл, Майкл (9 июля 2009 г.). «Переживший героический век кинокритики» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ↑ Кель, Полин, « Воспитание Кейна », The New Yorker , 20 февраля 1971 г.
- ^ Кипен, Дэвид (2006). Теория Шрайбера: радикальное переписывание истории американского кино , стр.38. Мелвилл Хаус ISBN 0-9766583-3-X .
- ^ Дайан Гарретт. « Рецензия на книгу: Теория Шрайбера ». Разнообразие . 15 апреля 2006 г.
- ^ Вебер, Брюс (24 апреля 2015 г.). «Умер Ричард Корлисс, 71 год, давний кинокритик журнала Time» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 мая 2015 г.
- ^ Гизе, Мария (09 декабря 2013 г.). «Режиссёры: есть американки?» . ИндиВайр . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Исследование: женщины-режиссеры потеряли позиции в 2016 году» . Голливудский репортер . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Kamina 2002 , p. 153.
- ^ Айзенберг 2005 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Баннистер 2007 , с. 38.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Эдмондсон 2013 , с. 890.
- ^ Jump up to: а б Коган и Кларк 2003 , стр. 32–33.
- ^ Батлер 2012 , с. 225.
- ^ Уиллис 2014 , с. 217.
- ^ Миллер 1992 , с. 193.
- ^ Гуриэль, Джейсон (16 мая 2016 г.). «Как Pet Sounds изобрели современный поп-альбом» . Атлантика .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Баннистер, Мэтью (2007). Белые мальчики, белый шум: мужественность и инди-гитарный рок 1980-х . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-8803-7 .
- Блум, Уолтер Юлиус (1924). Душа движущегося изображения . Э.П. Даттон.
- Батлер, Ян (2012). «Любимые звуки The Beach Boys и музыковедение звукозаписывающей продукции» . Во Фрите, Саймон; Загорски-Томас, Саймон (ред.). Искусство производства пластинок: введение в новую академическую область . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4094-0678-5 .
- Коги, Джон (2013). Теории авторства . Рутледж. ISBN 978-1-136-10268-4 .
- Коган, Джим; Кларк, Уильям (2003). Храмы звука: внутри великих студий звукозаписи . Книги летописи. ISBN 978-0-8118-3394-3 .
- Эдмондсон, Жаклин, изд. (2013). «Продюсеры» . Музыка в американской жизни: Энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, которые сформировали нашу культуру [4 тома]: Энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, которые сформировали нашу культуру . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-39348-8 .
- Айзенберг, Эван (2005). Ангел записи: музыка, пластинки и культура от Аристотеля до Заппы . Издательство Йельского университета. п. 103 . ISBN 978-0-300-09904-1 .
- Камина, Паскаль (2002). Авторские права на фильмы в Европейском Союзе . Издательство Кембриджского университета. п. 153 . ISBN 978-1-139-43338-9 .
- Кипен, Дэвид (2006). Теория Шрайбера: радикальное переписывание истории американского кино . Паб Мелвилл Хаус. ISBN 978-0-9766583-3-7 .
- Миллер, Джим (1992). «Бич Бойз». В ДеКертисе, Энтони; Хенке, Джеймс; Джордж-Уоррен, Холли (ред.). Иллюстрированная история рок-н-ролла журнала Rolling Stone: полная история самых выдающихся артистов и их музыки . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 9780679737285 .
- Мин, Ынджун; Джу, Джинсук; Квак, Хан Джу (2003). Корейский фильм: история, сопротивление и демократическое воображение . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-95811-4 .
- Садуль, Жорж; Моррис, Питер (1972). Словарь кинематографистов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02151-8 .
- Сантас, Константин (2002). Отвечая на фильм: Текстовое пособие для студентов, изучающих киноискусство . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8304-1580-9 .
- Шац, Томас (1993). «Новый Голливуд». В Джиме Коллинзе, Хилари Рэднер и Аве Проповеднике Коллинз (ред.). Теория кино идет в кино . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 8–37 .
- Томпсон, Кристин; Бордвелл, Дэвид (2010). История кино: Введение . Высшее образование МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-126794-6 .
- Уильямс, Ричард (2003). Фил Спектор: Сошёл с ума . Группа продаж музыки. ISBN 978-0-7119-9864-3 .
- Уиллис, Пол Э. (2014). Профанная культура . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6514-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшби, Арвед, изд. (2013). Популярная музыка и новый автор: режиссеры-провидцы после MTV . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-982734-3 .
- Дайвер, Майк (8 октября 2014 г.). «Возвращение автора видеоигр» . Порок .
- Мауле, Розанна (2008). За пределами авторского кино: новые направления в авторской кинопрактике во Франции, Италии и Испании с 1980-х годов . Интеллектуальные книги . ISBN 978-1-84150-204-5 .
- Шукер, Рой (2013). «Авторы, звезды и история музыки» . Понимание популярной музыки . Рутледж. ISBN 978-1-134-56479-8 .