Jump to content

Иудаизм и чихание

Иудаизм и чихание
Галахические тексты, относящиеся к этой статье
Вавилонский Талмуд : Берахот 24а:23–24б:5 , 53а:25
Иерусалимский Талмуд : Берахот 6:6:5
Шулхан Арух : Йоре Деа 246:17

существуют различные верования и обычаи, связанные с В иудаизме чиханием . Галахические соображения, касающиеся практики устного ответа на чихание , в частности, обсуждаются в Талмуде , а затем и в раввинской литературе.

Практики

[ редактировать ]

Традиционным еврейским ответом на чихание является арамейская фраза ассута ( еврейский вавилонский арамейский : אָסוּתָא ; ашкеназское произношение: ассуса ), [ 1 ] на что чихающий отвечает барух тихейе ( иврит : ברוקון תיְִּיִ , «будь ты благословен»). [ 2 ] Затем чихающий цитирует Бытие 49:18 : «На спасение Твое надеюсь, Господи . » [ 3 ] [ 4 ]

Другие традиционные реакции на чихание включают хаим ( חייים , «жизнь») и хаим товим ( טובים ṭovim (טובים הייים, «счастливая жизнь») на иврите, марпе ( מרֵּפּא , ') на арамейском языке , и цу гезунт ( צו זגולט , «здоровью») на идиш . [ 5 ] При ответе на чихание ребенка последнее может быть расширено до цу гезунт, цум лебн, цум ваксн, цум квелн («Твое здоровье, твоя жизнь, твой рост, твоя радость») и другие подобные выражения. [ 6 ] В современном иврите наиболее часто используемая фраза — ливриут ( לבריות , иногда также לבריות , labri'ut , оба значения означают «здоровье»). [ 7 ]

Некогда распространенная народная практика, особенно среди галицких и литовских евреев , [ 8 ] [ 9 ] Это когда мать тянет ребенка за ухо после чихания. [ 10 ] [ 11 ]

В еврейском законе

[ редактировать ]

Реакция на чихание

[ редактировать ]

Самое раннее обсуждение чихания в раввинистической литературе встречается в Тосефта Шаббат . [ 12 ] где сказано, что пожелание кому-либо здоровья ( марпе ) во время чихания считается запретной языческой (« аморейской ») практикой. [ 13 ] Элеазар бар Садок , напротив, утверждает, что запрет применяется только в бейт-мидраше , где он может вызвать беспокойство во время учебы. [ 14 ] В трактате Берахот Вавилонского Талмуда упоминается, что последователи Раббана Гамалиила избегали использования марпе в бейт-мидраше по той же причине. [ 15 ] Маймонид и Шулхан Арух придерживаются этой точки зрения. [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ]

В трактате Иерусалимского Талмуда раввин Берахот Мана советует не реагировать на чихание только во время еды, учитывая потенциальную опасность удушья. [ 18 ] Здесь используется слово iyas ( יִיַס ), интерпретированное Франкелем , [ 19 ] Леви [ он ] , [ 20 ] [ 21 ] Кохут , [ 22 ] и Краусс как заимствованное слово из греческого ἴασις («исцеление»), эквивалентное marpe , или как יסי («пусть Он исцелит»). Альтернативно, Римская MS читает zit ( זִט ), [ 23 ] интерпретируется Франкелем и Кохутом как ζήτω («да будет он жив»). объясняет Оба прочтения Ястроу как аббревиатуры ה׳ סעדי («Господь, помощь моя») или זרירך טוב («пусть твое чихание будет во благо»). [ 24 ] [ 25 ]

Изображение Венцеславом смерти Якоба Холларом

В Пиркеи де-рабби Элиезера и Еламдену в Толедоте , [ 26 ] как цитируется в Арухе , [ 27 ] Говорят, что ответить на чих — это на самом деле обязанность. [ 12 ] В мидраше рассказывается, что до времен Иакова человек чихнул в конце своей жизни и мгновенно умирал. Иаков молился о большем времени для подготовки к смерти, которая была дарована ему, о чем свидетельствует послание Иосифу : «Вот, отец твой болен». [ 28 ] [ 29 ] Впоследствии стало правилом, что болезнь предшествует смерти. Поэтому практика пожелания здоровья после чихания превращает чихание из признака смерти в символ жизни. [ 29 ]

Чихание во время молитвы

[ редактировать ]

Трактат Берахот Вавилонского Талмуда содержит обсуждение правильного поведения во время молитвы, включая дискуссию о том, является ли чихание во время молитвы хорошим или плохим предзнаменованием . [ 12 ] Рав Зейра отмечает, что рав Хамнуна занял прежнюю позицию, что нравилось ему как частому чихателю. [ 30 ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ястроу, Маркус; Колер, Кауфман (1902). «Асуса, Асута» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 255–256.

  1. Заимствование из аккадского assūtu , в конечном итоге из шумерского a.zu («целитель», букв. «тот, кто знает мочу»). Видеть Гринфилд, Джонас К. (2022). Стоун, Майкл Э.; Пол, Шалом; Пинник, Авиталь (ред.). Аль Канфей Йона: Сборник исследований Джонаса К. Гринфилда по семитской филологии . Том. 1. Брилл. п. 372. ИСБН  978-90-04-53201-4 .
  2. ^ Аппель, Герсион (1977). Краткий свод еврейских законов: составлено на основе Кицур Шулхан Арух и традиционных источников . Том. 1 (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство КТАВ. п. 226. ИСБН  978-0-87068-298-8 .
  3. ^ Гомбинер, Авраам (1665–1671). Маген Авраам Орах Хаим (на иврите). 230н6.
  4. ^ Каган, Исраэль Меир . Мишна Берура (на иврите). 230:7.
  5. ^ Деннис, Джеффри В. (2016). Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма . Вудбери, Миннесота: Публикации Ллевеллина. ISBN  978-0-7387-4591-6 .
  6. ^ Тушевицкий, М. (2021). Лягушка под языком: еврейская народная медицина в Восточной Европе . Издательство Ливерпульского университета. п. 226. ИСБН  978-1-80085-906-7 .
  7. ^ Колорни, Анджело (2011). Израиль для начинающих: практическое руководство для знакомства с израильтянами в их естественной среде обитания . Иерусалим: Издательство Gefen. п. 13. ISBN  978-965-229-483-8 .
  8. ^ Айзекс, Рональд Х. (2008). Буббе Мейсес: еврейские мифы, еврейские реалии . Джерси-Сити: Издательство КТАВ. п. 113. ИСБН  978-1-60280-032-8 .
  9. ^ Айзенберг, Рональд Л. (2004). Еврейские традиции: Путеводитель JPS . Филадельфия: Еврейское издательское общество. п. 587. ИСБН  978-0-8276-1039-2 .
  10. ^ Аскенасы, JJM (1990). «История чихания» . Последипломный медицинский журнал . 66 (777): 549–550. дои : 10.1136/pgmj.66.777.549 . ISSN   0032-5473 . ПМЦ   2429626 . ПМИД   2217013 .
  11. ^ Кавка, Селиг Дж. (6 мая 1983 г.). «Чихание — блаженное или губительное?» . ДЖАМА . 249 (17): 2304–2305. дои : 10.1001/jama.1983.03330410018008 .
  12. ^ Jump up to: а б с Хорст, Питер В. ван дер (1993–1994). «Две заметки об эллинистических знаниях в ранней раввинистической литературе» . Ежеквартальный журнал еврейских исследований . 1 (3): 252–262. JSTOR   40753102 .
  13. ^ Тосефта Шаббат . 7:5.
  14. ^ Jump up to: а б  Ястроу, Маркус; Колер, Кауфман (1902). «Асуса, Асута» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 255–256.
  15. ^ Талмуд , б. Берахот 53а:25
  16. ^ Маймонид (26 сентября 2015 г.). Талмуд Тора . 4:9.
  17. ^ Шулхан Арух, Йоре Деа (на иврите). 246:17.
  18. ^ Талмуд , у. Берахот 6:6:5
  19. ^ Франкель. Талмуд Джерушалми Седер Зераим . 1:39б.
  20. ^ Леви, Джейкоб (1876). Современный иврит и халдейский словарь Талмудим и Мидрашим (на немецком языке). Том 1. Лейпциг: Ф.А. Брокгауз. п. 526.
  21. ^ Леви, Джейкоб (1879). Современный иврит и халдейский словарь Талмудим и Мидрашим (на немецком языке). Том 2. Лейпциг: Ф.А. Брокгауз. п. 239.
  22. ^ Кохут, Александр (1885). Арух ха-Шалем (на иврите). Том. 4. Вена. п. 130. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ Велтри, Джузеппе (1997). Магия и Галаха: подходы к эмпирической концепции науки в позднеантичном и раннесредневековом иудаизме (на немецком языке). Тюбинген: JCB Mohr. стр. 139–141. ISBN  978-3-16-146671-7 .
  24. ^ Ястроу, Маркус (1892). Словарь Таргумим, Талмуд Бабли и Йерушалми, а также мидрашская литература . Том. 5. Лондон: Лузак и компания. п. 390.
  25. ^ Эйзенштейн, доктор медицинских наук , изд. (1908). Оцар Исраэль (на иврите). Том. 2. Нью-Йорк: Дж. Д. Эйзенштейн. п. 108.
  26. ^ Пиркей де-рабби Элиэзер . 51:6.
  27. ^ Натан и Иехиил . "עטש" . Сефер хе-Арух (на иврите).
  28. ^ Бытие 48:1
  29. ^ Jump up to: а б Блайх, Дж. Дэвид (2002). Иудаизм и исцеление: галахические перспективы . Издательство КТАВ. п. 188. ИСБН  978-0-88125-741-0 .
  30. ^ Талмуд , б. Берахот 24а:23–24б:5

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Спербер, Дэниел (2008). Жизненный цикл евреев: обычаи, предания и иконография . Перевод Левина, Ред. Издательство Университета Бар-Илан. стр. 384–401. ISBN  978-0-19-530759-7 .
  • Хоффман, Иссахар Дов (2012). Итуш бегалаха [ Чихание по еврейскому закону ] (на иврите). Нью-Йорк. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74b3b6da06c6184999bcfe671485b151__1704889260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/51/74b3b6da06c6184999bcfe671485b151.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judaism and sneezing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)