Автор
Автор ( / oʊ ˈ t ɜːr / ; Французский: [otœʁ] , букв. « автор ») — художник с самобытным подходом, обычно кинорежиссер, чей контроль над созданием фильма настолько неограниченный и личный, что режиссера сравнивают с «автором» фильма, [ 1 ] тем самым проявляя уникальный стиль или тематическую направленность режиссера. [ 2 ] Как неназванная ценность, авторизм зародился во французской кинокритике конца 1940-х годов. [ 3 ] и происходит из критического подхода Андре Базена и Александра Астрюка , тогда как американский критик Эндрю Саррис в 1962 году назвал это авторской теорией . [ 4 ] [ 5 ] Тем не менее, эта концепция впервые появилась на французском языке в 1955 году, когда режиссер Франсуа Трюффо назвал ее политикой авторов и интерпретировал фильмы некоторых режиссеров, таких как Альфред Хичкок , как совокупность повторяющихся тем и забот.
Американский актер Джерри Льюис снял свой собственный фильм 1960 года «Посыльный» , используя полный контроль, и получил высокую оценку за «личный гений». К 1970 году Нового Голливуда наступила эра , когда студии предоставили режиссерам широкую свободу действий. Полин Кель , однако, утверждала, что «авторы» полагаются на творчество других, например, кинематографистов. [ 6 ] [ 7 ] Жорж Садуль считал, что предполагаемый «автор» фильма потенциально может даже быть актером, но фильм действительно является совместным. [ 8 ] Алжан Хармец отметил, что контроль над фильмом осуществляется даже со стороны руководителей кино. [ 9 ] Взгляд Дэвида Кипена на сценариста как на главного автора называется теорией Шрайбера . В 1980-е годы крупные неудачи побудили студии восстановить контроль. Концепция авторского права также применялась к режиссерам, не являющимся кинорежиссерами, таким как продюсеры звукозаписи и дизайнеры видеоигр , такие как Хидео Кодзима . [ 10 ]
Фильм
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Еще до появления авторской теории считалось, что режиссер оказывает наибольшее влияние на фильм. В Германии один из первых теоретиков кино Вальтер Юлиус Блём объяснил, что, поскольку кинопроизводство — это искусство, ориентированное на массовую культуру, непосредственное влияние фильма, режиссер, рассматривается как художник, тогда как более ранний участник, например сценарист, рассматривается как художник. ученик. [ 11 ] [ 12 ] [ нужен лучший источник ] Джеймс Эйджи , ведущий кинокритик 1940-х годов, сказал, что «лучшие фильмы — это личные, снятые сильными режиссерами». [ 12 ] Между тем французские кинокритики Андре Базен и Роже Ленхардт описали, что режиссеры, оживляя фильмы, отражают собственное мировоззрение и впечатления от предмета, варьируя освещение, операторскую работу, постановку, монтаж и так далее. [ 13 ]
Развитие теории
[ редактировать ]С началом французской новой волны в кино французский журнал Cahiers du cinéma , основанный в 1951 году, стал центром дискуссий о роли режиссеров в кино. В эссе 1954 года [ 14 ] Франсуа Трюффо раскритиковал преобладающее «кино качества», согласно которому режиссеры, верные сценарию, просто адаптируют литературный роман. Трюффо охарактеризовал такого режиссера как « metteur en Scene» , просто «постановщика», который добавляет исполнителей и картины. [ 15 ] Чтобы отразить мнение о том, что режиссеры, выражающие свою индивидуальность в своих работах, снимают лучшие фильмы, Трюффо придумал фразу «la politique des auteurs», или «политика авторов». [ 16 ] В качестве примеров этих «авторов» он назвал восемь писателей-режиссеров: Жана Ренуара , Робера Брессона , Жана Кокто , Жака Беккера , Абеля Ганса , Макса Офюльса , Жака Тати и Роже Ленхардта . [ 14 ]
Джерри Льюис , актер голливудской студийной системы, снял свой собственный фильм 1960 года «Посыльный» . Влияние Льюиса на него распространялось на деловые и творческие роли, включая написание сценариев, режиссуру, освещение, редактирование и художественное руководство. Французские кинокритики, публикующиеся в Cahiers du Cinéma и Positif , высоко оценили результаты Льюиса. За мизансцену и операторскую работу Льюиса сравнивали с Говардом Хоуксом , Альфредом Хичкоком и Сатьяджитом Рэем . В частности, Жан-Люк Годар отдал должное «личному гению» Льюиса, сделавшего его «единственным в Голливуде, делающим что-то иное, единственным, кто не вписывается в устоявшиеся категории, нормы, принципы», «единственным тот, кто сегодня снимает смелые фильмы». [ 17 ]
Популяризация и влияние
[ редактировать ]Еще в своем эссе 1962 года «Заметки об авторской теории», опубликованном в журнале « Кинокультура» , [ 18 ] Американский кинокритик Эндрю Саррис перевел французский термин la politique des auteurs , предложенный Франсуа Трюффо в 1955 году, на термин Сарриса « теория автора» . Саррис применил его к голливудским фильмам и подробно изложил в своей книге 1968 года « Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968» , которая помогла популяризировать этот английский термин.
Благодаря теории автора критическое и общественное внимание к фильмам сместилось с их звезд на создание в целом. [ 12 ] В 1960-е и 1970-е годы новое поколение режиссеров, оживляющее кинопроизводство путем усиления контроля, ознаменовало эпоху Нового Голливуда . [ 19 ] [ 20 ] когда студии предоставили режиссерам больше свободы действий. [ 21 ] Тем не менее, в 1980-х годах, после таких громких провалов, как « Врата рая» , студии восстановили контроль, заглушив авторскую теорию. [ 22 ]
Критика
[ редактировать ]Полина Кель , одна из первых критиков авторской теории, [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] обсуждали Эндрю Сарриса в журналах. [ 26 ] [ 7 ] Защищая фильм как совместный проект, ее эссе 1971 года « Воспитание Кейна », в котором исследуется фильм Орсона Уэллса 1941 года «Гражданин Кейн» , широко опирается на соавтора сценария Германа Дж. Манкевича и оператора Грегга Толанда . [ 27 ]
Ричард Корлисс и Дэвид Кипен утверждали, что успех фильма больше зависит от сценария. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] В 2006 году, чтобы изобразить сценариста как главного автора фильма, Кипен ввёл термин « теория Шрайбера» .
Для историка кино Жоржа Садуля главным «автором» фильма может также быть актер, сценарист, продюсер или автор романа, хотя фильм — это коллективная работа. [ 8 ] Историк кино Алжан Харметц , ссылаясь на вклад продюсеров и руководителей классического Голливуда, считает, что авторская теория «терпит крах против реальности студийной системы ». [ 9 ]
В феминистской критике Мария Гизе в 2013 году утверждала, что авторская теория ориентирована на мужчин, поскольку в пантеоны авторов почти не входят женщины. [ 31 ] Это может отражать явную нехватку женщин-режиссеров : в 250 самых кассовых фильмах 2016 года около 7% режиссеров были женщинами. [ 32 ]
Закон
[ редактировать ]В некоторых юридических ссылках фильм рассматривается как произведение искусства, а автор, как его создатель, является первоначальным правообладателем. Согласно законодательству Европейского Союза , во многом под влиянием теории авторского права, режиссер считается автором фильма или одним из его авторов. [ 33 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]Ссылки на авторскую теорию иногда применяются к музыкантам, музыкальным исполнителям и музыкальным продюсерам. С 1960-х годов продюсер Фил Спектор считается первым автором среди продюсеров популярной музыки. [ 34 ] [ 35 ] Писатель Мэтью Баннистер назвал его первым «звездным» продюсером. [ 35 ] Журналист Ричард Уильямс писал:
Спектор создал новую концепцию: продюсер как генеральный директор творческого процесса от начала до конца. Он брал все под свой контроль: подбирал исполнителей, писал или выбирал материал, контролировал аранжировки, подсказывал певцам, как следует фразировать, руководил всеми этапами процесса записи с величайшим вниманием к деталям и самостоятельно публиковал результат. этикетка. [ 36 ]
ранней поп-музыки Еще одним автором был Брайан Уилсон . [ 37 ] под руководством Спектора. [ 38 ] В 1962 году группа Уилсона, The Beach Boys , подписала контракт с Capitol Records и быстро добилась коммерческого успеха, благодаря чему Уилсон был одним из первых записывающихся исполнителей, а также предприимчивым продюсером. [ 39 ] До появления « прогрессивной поп-музыки » конца 1960-х годов исполнители обычно мало влияли на свои собственные пластинки. [ 40 ] Уилсон, однако, использовал студию как инструмент. [ 38 ] а также высокий уровень студийного контроля [ 41 ] что вскоре стали искать другие художники. [ 37 ]
По словам Джейсона Гуриэля из The Atlantic , альбом группы Beach Boys Pet Sounds 1966 года , спродюсированный Уилсоном, предвосхитил более поздних авторов, таких как Канье Уэст , а также «возвышение продюсера» и «современную поп-ориентированную эпоху, которая ставит продюсера выше артиста и стирает грань между развлечением и искусством... Каждый раз, когда группа или музыкант исчезает в студии, чтобы придумать загадку длиной в альбом, призрак Уилсона витает рядом». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Подлинность в искусстве
- Артхаусный фильм
- Смерть автора
- Список авторов фильма
- Философия кино
- Вульгарный авторизм
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Деды Морозы 2002 , с. 18.
- ^ Мин, Джу и Квак 2003 , с. 85.
- ^ Коги 2013 , стр. 22–34, 62–66.
- ^ «Авторская теория» . Британская энциклопедия . без даты
- ^ Саррис, Эндрю (зима 1962–1963 гг.). «Заметки об авторской теории 1962 года» (PDF) . Кинокультура . 27 : 1–8. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2020 г. Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Начало авторской теории * IQ кинорежиссера. Архивировано 26 июля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Полина и я: Прощай, моя любимая | The New York Observer» . Нью-Йоркский обозреватель . 11 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Садул и Моррис 1972 .
- ^ Jump up to: а б Альжан Хармец, «Облавливаем обычных подозреваемых» , с. 29.
- ^ Архитекторы: авторы видеоигр - IGN
- ^ Цветок 1924 года .
- ^ Jump up to: а б с Батталья, Джеймс (май 2010 г.). Каждый - критик: кинокритика через историю и в эпоху цифровых технологий (дипломная работа с отличием). Колледж в Брокпорте. п. 32. hdl : 20.500.12648/6777 – через репозиторий открытого доступа SUNY.
- ^ Томпсон и Бордвелл 2010 , стр. 381–383.
- ^ Jump up to: а б Трюффо, Франсуа (1954). « Определенная тенденция во французском » кино Каье дю Синема . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Томпсон и Бордвелл 2010 , с. 382.
- ^ «Эволюция авторской теории» . Университет Алабамы . 11 февраля 2020 г. Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Джим Хиллиер, изд. (1987). Cahiers du Cinema 1960–1968 Новая волна, новое кино, переоценка Голливуда (Годар в интервью Жаку Бонтансу, Жану-Луи Комолли, Мишелю Делаэ и Жану Нарбони) . Издательство Гарвардского университета. п. 295. ИСБН 9780674090620 .
- ^ Саррис, Эндрю (зима 1962–1963 гг.). «Заметки об авторской теории 1962 года». Кинокультура . 27 : 1–8.
- ^ Дэвид А. Кук, «Авторское кино и поколение фильмов в Голливуде 70-х», в «Новом американском кино» Джона Льюиса (редактор), Duke University Press, Нью-Йорк, 1998, стр. 1–4.
- ↑ Стефан Канфер, «Шок свободы в фильмах» , Time , 8 декабря 1967 г., по состоянию на 25 апреля 2009 г.
- ^ Теория кино идет в кино - Google Книги (стр. 14-16)
- ^ Бах, Стивен (1999). Финальная версия: искусство, деньги и эго при создании «Врат рая», фильма, который потопил United Artists . Ньюмаркет Пресс . п. 6 . ISBN 9781557043740 .
Врата рая, 16 апреля 1979 года.
- ^ «Томми Визо: Последний автор - высоко поднятые брови» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г. – на сайте www.youtube.com.
- ^ «Саррис, Эндрю Авторская теория» - через Интернет-архив.
- ^ Документальный фильм «Что она сказала: искусство Полины Кель» «просто не очень хорош» - WBUR
- ^ Пауэлл, Майкл (9 июля 2009 г.). «Переживший героический век кинокритики» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ↑ Кель, Полин, « Воспитание Кейна », The New Yorker , 20 февраля 1971 г.
- ^ Кипен, Дэвид (2006). Теория Шрайбера: радикальное переписывание истории американского кино , стр.38. Мелвилл Хаус ISBN 0-9766583-3-X .
- ^ Дайан Гарретт. « Рецензия на книгу: Теория Шрайбера ». Разнообразие . 15 апреля 2006 г.
- ^ Вебер, Брюс (24 апреля 2015 г.). «Умер Ричард Корлисс, 71 год, давний кинокритик журнала Time» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 мая 2015 г.
- ^ Гизе, Мария (09 декабря 2013 г.). «Режиссёры: есть американки?» . ИндиВайр . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Исследование: женщины-режиссеры потеряли позиции в 2016 году» . Голливудский репортер . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Kamina 2002 , p. 153.
- ^ Айзенберг 2005 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Баннистер 2007 , с. 38.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Эдмондсон 2013 , с. 890.
- ^ Jump up to: а б Коган и Кларк 2003 , стр. 32–33.
- ^ Батлер 2012 , с. 225.
- ^ Уиллис 2014 , с. 217.
- ^ Миллер 1992 , с. 193.
- ^ Гуриэль, Джейсон (16 мая 2016 г.). «Как Pet Sounds изобрели современный поп-альбом» . Атлантика .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Баннистер, Мэтью (2007). Белые мальчики, белый шум: мужественность и инди-гитарный рок 1980-х . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-8803-7 .
- Блум, Уолтер Юлиус (1924). Душа движущегося изображения . Э.П. Даттон.
- Батлер, Ян (2012). «Любимые звуки The Beach Boys и музыковедение звукозаписывающей продукции» . Во Фрите, Саймон; Загорски-Томас, Саймон (ред.). Искусство производства пластинок: вводное пособие для новой академической области . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4094-0678-5 .
- Коги, Джон (2013). Теории авторства . Рутледж. ISBN 978-1-136-10268-4 .
- Коган, Джим; Кларк, Уильям (2003). Храмы звука: внутри великих студий звукозаписи . Книги летописи. ISBN 978-0-8118-3394-3 .
- Эдмондсон, Жаклин, изд. (2013). «Продюсеры» . Музыка в американской жизни: Энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, которые сформировали нашу культуру [4 тома]: Энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, которые сформировали нашу культуру . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-39348-8 .
- Айзенберг, Эван (2005). Ангел записи: музыка, пластинки и культура от Аристотеля до Заппы . Издательство Йельского университета. п. 103 . ISBN 978-0-300-09904-1 .
- Камина, Паскаль (2002). Авторские права на фильмы в Европейском Союзе . Издательство Кембриджского университета. п. 153 . ISBN 978-1-139-43338-9 .
- Кипен, Дэвид (2006). Теория Шрайбера: радикальное переписывание истории американского кино . Паб Мелвилл Хаус. ISBN 978-0-9766583-3-7 .
- Миллер, Джим (1992). «Бич Бойз». В ДеКертисе, Энтони; Хенке, Джеймс; Джордж-Уоррен, Холли (ред.). Иллюстрированная история рок-н-ролла журнала Rolling Stone: полная история самых выдающихся артистов и их музыки . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 9780679737285 .
- Мин, Ынджун; Джу, Джинсук; Квак, Хан Джу (2003). Корейский фильм: история, сопротивление и демократическое воображение . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-95811-4 .
- Садуль, Жорж; Моррис, Питер (1972). Словарь кинематографистов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02151-8 .
- Сантас, Константин (2002). Отвечая на фильм: Текстовое пособие для студентов, изучающих киноискусство . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8304-1580-9 .
- Шац, Томас (1993). «Новый Голливуд». В Джиме Коллинзе, Хилари Рэднер и Аве Проповеднике Коллинз (ред.). Теория кино идет в кино . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 8–37 .
- Томпсон, Кристин; Бордвелл, Дэвид (2010). История кино: Введение . Высшее образование МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-126794-6 .
- Уильямс, Ричард (2003). Фил Спектор: Сошёл с ума . Группа продаж музыки. ISBN 978-0-7119-9864-3 .
- Уиллис, Пол Э. (2014). Профанная культура . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6514-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшби, Арвед, изд. (2013). Популярная музыка и новый автор: кинематографисты-визионеры после MTV . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-982734-3 .
- Дайвер, Майк (8 октября 2014 г.). «Возвращение автора видеоигр» . Порок .
- Мауле, Розанна (2008). За пределами авторского кино: новые направления в авторской кинопрактике во Франции, Италии и Испании с 1980-х годов . Интеллектуальные книги . ISBN 978-1-84150-204-5 .
- Шукер, Рой (2013). «Авторы, звезды и история музыки» . Понимание популярной музыки . Рутледж. ISBN 978-1-134-56479-8 .