История евреев в Эльзасе
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев — Эльзаса в одна из древнейших Европе . Впервые это было засвидетельствовано в 1165 году Беньямином Тудельским , который писал о «большом количестве ученых мужей» в « Астрансбурге »; [ 1 ] и предполагается, что оно датируется примерно 1000 годом . [ 2 ] Хотя еврейская жизнь в Эльзасе часто нарушалась вспышками погромов , по крайней мере, в средние века, и сдерживалась жесткими ограничениями на бизнес и передвижение, она существовала непрерывно с тех пор, как была впервые зарегистрирована. На пике своего развития, в 1870 году, еврейская община Эльзаса насчитывала 35 000 человек. [ 3 ]
Язык и происхождение
[ редактировать ]Языком, на котором традиционно говорили евреи Эльзаса, был диалект идиша , иудео-эльзасского ( Yédisch-Daitsch ), [ 4 ] [ 5 ] первоначально смесь средневерхненемецкого , староэльзасского , средневекового иврита и арамейского языка и в значительной степени неотличима от западного идиша . Начиная с XII века, среди прочего, благодаря влиянию близлежащей школы Раши , также были включены французские лингвистические элементы; а начиная с 18 века и далее, из-за иммиграции, некоторые польские элементы были смешаны и с Йедиш-Даич. [ 6 ] Иудео-эльзасский язык вымер примерно в 1930 году, хотя документация восходит к 18 веку. [ 5 ]
Средневековый антисемитизм и резня 1349 года.
[ редактировать ]Несколько пренебрежительных изображений евреев в средневековом эльзасском искусстве, обычно изображающих их в характерной трехконечной шляпе, сохранились и их до сих пор можно увидеть на месте , в частности, на тимпане романской церкви Святых Пьера и Поля в Сигольсхайме . крыша церкви Святых Пьера и Поля в Рошайме и церкви Сен-Леже в Гебвиллере (обе тоже романские, на них изображен сидящий еврей с кошельком с деньгами ), на Страсбургском соборе и на готическом соборе Сен-Мартен в Кольмаре, где показаны два разных изображения Юденсау . Другие средневековые изображения сохранились в виде копий Hortus deliciarum и архитектурных фрагментов в Музее творчества Нотр-Дам . [ 7 ] Витражи в церкви Нидерхаслах , фрески в церкви Сен-Мишель в Вейтерсвиллере и гобелены в церкви Святых Пьера и Поля в Нойвиллер-ле-Саверн также демонстрируют пренебрежительные изображения евреев в традиционной одежде. [ 8 ]
В 1286 году раввин Меир из Ротенбурга , один из ведущих еврейских деятелей своего времени, был заключен немецким королем в крепость недалеко от Энсисхайма .
В 1349 году евреев Эльзаса несправедливо обвинили в отравлении колодцев чумой . 14 февраля, в Святого Валентина день , во время Страсбургского погрома было убито несколько сотен евреев . [ 9 ] Впоследствии евреям было запрещено селиться в городе, и каждый вечер в 10 часов соборный колокол и муниципальный герольд, дующий в «Грюзельхорн», напоминали им о необходимости покинуть город. Затем эльзасские евреи поселились в соседних деревнях и небольших городках, где многие из них стали торговцами тканями («Шматтешендлер») или торговцами скотом («Бехемешендлер»).
Раннее Новое время
[ редактировать ]Важной политической фигурой для евреев Эльзаса и за его пределами был давний « штадлан » Жозель из Рохайма . В 1510 году он был назначен парнас у-манхигом (присяжным руководителем и лидером) еврейских общин Нижнего Эльзаса, а затем стал любимым собеседником императора Священной Римской империи по еврейским вопросам и самым влиятельным ходатаем от имени евреев.
Французское правление до 1871 года.
[ редактировать ]С присоединением Эльзаса к Франции в 1681 году католицизм был восстановлен как основное христианское течение. Однако запрет на поселение евреев в Страсбурге и специальные налоги, которым подвергались евреи, не были отменены. В 18 веке Герц Церфбир из Медельсхайма , влиятельный купец и филантроп, стал первым евреем, которому разрешили снова поселиться в столице Эльзаса. Затем Французская революция позволила евреям вернуться в город.
К 1790 году еврейское население Эльзаса составляло около 22 500 человек, около 3% населения провинции. Еще 7500 евреев жили в соседней Лотарингии. Вместе они составляли три четверти из 40 000 евреев, проживавших в то время во Франции. Евреи были строго сегрегированы и подчинялись давним антиеврейским правилам. В тесно связанных гетто они сохраняли свои обычаи, язык и исторические традиции; они придерживались еврейского закона. Евреям было запрещено въезжать в большинство городов, и вместо этого они жили в сотнях небольших деревень и деревень. Им также было запрещено заниматься большинством профессий, и они сосредоточились в торговле, сфере услуг и особенно в ростовщичестве. Они профинансировали около трети ипотечных кредитов в Эльзасе. Ведущие философы французского Просвещения, такие как Дени Дидро и Вольтер , высмеивали и осуждали французских евреев как человеконенавистнических, хищных и культурно отсталых. В 1777 году местный судья подделал сотни квитанций, которые он раздал крестьянам-католикам, чтобы «доказать», что они выплатили свои долги еврейским ростовщикам. Евреи протестовали, и один прусский чиновник Кристиан Вильгельм фон Дом написал весьма влиятельную брошюру «О гражданском улучшении евреев» (1781), в которой продвигалось дело еврейской эмансипации как в Германии, так и во Франции.
Религиозная толерантность выросла во время Французской революции : полное освобождение было дано протестантам в 1789 году, евреям-сефардам в 1790 году и евреям-ашкеназам Эльзаса и Лотарингии в 1791 году. Когда Наполеон создал « Великий синедрион » в 1806 году, он назначил главного раввина Страсбург, Джозеф Дэвид Синцхайм , в качестве его первого президента. Однако местный антисемитизм также усилился, и в 1806 году Наполеон стал враждебным, введя мораторий на погашение всех долгов перед евреями. В 1808 году Наполеон ввел жесткие ограничения на еврейское денежное кредитование, ограничив процентные ставки на уровне 5%. Указы Наполеона рухнули после того, как он отошел от власти, но скрытый антисемитизм остался. В эпоху 1830–1870 годов городские евреи среднего класса добились огромного прогресса в интеграции и аккультурации, поскольку антисемитизм резко снизился. К 1831 году государство начало выплачивать зарплату официальным раввинам, а в 1846 году была отменена специальная присяга, требуемая от евреев в суде. Время от времени происходили антисемитские беспорядки, особенно во время революции 1848 года. В 1854 году Исаак Штраус стал директором оркестра балы Оперы , а затем балы Тюильри , прежде чем императрица Эжени де Монтихо заменила его Эмилем Вальдтейфелем в 1867 году. В эту эпоху до 1870 года многие евреи обратились в христианство, в том числе Давид Поль Драч (1823 г.), Франциск Либерманн (1826 г.) ) и Альфонс Ратисбонн (1842). После присоединения Эльзаса к Германии в 1871 году (до 1918 года) антисемитское насилие уменьшилось. [ 10 ]
Дело Дрейфуса
[ редактировать ]Хотя дело Дрейфуса (1894–1906) в целом разыгрывалось во Франции, а Эльзас в то время был частью Германии, оно имело немедленные последствия для евреев Эльзаса. Альфред Дрейфус был по рождению гражданином Мюлуза , и поэтому французские консерваторы подозревали его в врожденной симпатии к немецкому врагу на основании того, что он был эльзасцем и евреем, что ставило его под подозрение в двойной нелояльности. Одним из самых ярых защитников предполагаемого предателя был его коллега из Мюлуза Огюст Шерер-Кестнер , (нееврейский) химик, промышленник, политик и филантроп. [ 11 ] Еще одним главным действующим лицом в деле и защитником дела Дрейфуса был уроженец Страсбурга генерал армии Жорж Пикар .
1940–1945
[ редактировать ]В 1939 году в Эльзасе и Лотарингии проживало около 20 000 евреев. Сразу после начала Второй мировой войны 3 сентября 1939 года французское правительство начало эвакуацию евреев из Эльзаса и Лотарингии. Около 14 000 евреев были эвакуированы в Периге и Лимож на юго-западе Франции, вдали от границы с Германией. Еще около 5000 евреев бежали на юг Франции после немецкого вторжения и поражения Франции в мае 1940 года. [ 13 ] [ 14 ]
По условиям перемирия от 22 июня 1940 года Эльзас стал частью немецкой оккупационной зоны. 15 июля 1940 года большинство оставшихся эльзасских евреев (около 3000 человек) были выселены немецкими властями из своих домов и депортированы в Виши, Франция . [ 15 ] Немцы объявили Эльзас и Лотарингию Judenrein ( буквально: очищенными от евреев). [ 16 ]
В отличие от большей части оккупированного немцами региона Франции, Эльзас был фактически аннексирован Германией к 1942 году, когда эльзасцы указом стали гражданами Германии, и Эльзас формально стал частью административной единицы ( Гау ) Баден-Эльзас . [ 17 ] Во время Второй мировой войны Германия основала концентрационный лагерь Нацвайлер-Штрутгоф в Эльзасе. Август Хирт стал директором института нацистского университета в Страсбурге ; он известен своими экспериментами с узниками концлагерей и усилиями по созданию коллекции еврейских черепов .
Многие эльзасские евреи, переселенные в западные регионы страны, в конечном итоге были арестованы и депортированы. По оценкам, 2605 евреев из Нижнего Рейна [ 18 ] и 1100 из Верхнего Рейна [ 19 ] были убиты во время Холокоста .
Такие бизнесмены, как Теофиль Бадер , основатель Галереи Лафайет ; Пьер Вертхаймер , основатель французской косметической компании Bourjois и партнер Коко Шанель ; и Альберту Кану , банкиру и филантропу, грозила бы конфискация их имущества и/или депортация в лагерь смерти, если бы им не удалось вовремя бежать.
Евреи в Эльзасе сегодня
[ редактировать ]После Алжирской войны , начавшейся в 1962 году, евреи-сефарды прибыли в Эльзас из Северной Африки . В 2000 году около 4000 евреев Страсбурга были сефардами, что составляло чуть более 25% от общей численности еврейского населения. [ 20 ] В 2001 году примерно 25% из 500 еврейских семей Мюлуза были сефардами. [ 21 ]
В наше время особый диалект и культура эльзасских евреев среди эльзасских евреев пришли в упадок. Это связано с приоритетом сообщества ассимиляции с французской культурой и отсутствием приоритета сохранения собственной культуры. [ 22 ]
Презентация еврейской истории и наследия Эльзаса
[ редактировать ]Презентацию истории и культуры эльзасских евреев через коллекции артефактов и архитектурных элементов можно найти в Иудео-Эльзасском музее Буксвиллера , Нижний Рейн , в Музее дю bain rituel juif ( музее миквы ) в Бишхайме , в Музее Эльзасии и Историческом музее Страсбурга, Историческом музее Агенау , Музее народного искусства и традиций Мармутье дю Пай , Музее старого Сульца в Сульц-Верхнем Рейне , Музее де ла Цорн в Хохфельдене. , в Музее народного образа в Пфаффенхоффене и в Музее Бартольди в Кольмаре . [ 24 ]
В 1984 году место средневековой миквы было обнаружено в группе домов в Страсбурге и позднее было внесено в правительственный список исторических памятников . [ 25 ]
Ежегодный Европейский день еврейской культуры был инициирован в 1996 году Бнай Брит Нижнего Рейна совместно с местным Агентством по развитию туризма. [ 26 ] Сейчас он проходит в 27 европейских странах, включая Турцию и Украину . [ 27 ] Первоначальная цель дня заключалась в том, чтобы разрешить доступ и, в конечном итоге, способствовать восстановлению давно заброшенных синагог, представляющих архитектурную ценность, таких как синагоги в Вольфисхайме , Вестхоффене , Пфаффенхоффене, Штруте , Димерингене , Ингвиллере и Маккенхайме .
Известные евреи, родившиеся в Эльзасе
[ редактировать ]- Лилиан Акерманн
- Теофиль Бадер
- Ганс Бете
- Гюстав Блох
- Мозес Блум
- Марсель Кан
- Дэвид Леон Кахун
- Исаахар Медведь бен Иуда Кармоли
- Герц Церфбир из Медельсхайма
- Семья Дебре
- Альфред Дрейфус
- Семья Луи Дрейфуса
- Семья Джаваль
- Йозель из Рохайма
- Альберт Кан (банкир)
- Альфонс Кан
- Задок Кан
- Морис Кригель-Вальримон
- Фридрих Вильгельм Леви
- Альфонс Леви (1843-1918, родился в Мармутье ), художник. [ 28 ]
- Морис Леви
- Фрэнсис Либерманн
- Исидор Леб
- Марсель Марсо
- сам Маркс
- Чарльз Неттер
- Мари-Альфонс Ратисбонн
- Камилла Зее
- Исаак Штраус (1806–1888), дирижер и коллекционер произведений искусства. [ 29 ]
- Бенджамин Ульманн
- Клод Виже
- Пьер Вийон
- Вивелин Красный
- Эмиль Вальдтейфель
- Александр Вейль (1811–1899), писатель [ 29 ]
- Кора Уилберн
- Роберт Уайлер
- Уильям Уайлер
Галерея
[ редактировать ]-
Музей эльзасского иудаизма в бывшей синагоге (1842 г.), Буксвиллер, Нижний Рейн
-
Синагога Агенау (1820 г.)
-
Синагога Кольмара (1839 г.)
-
Синагога Мюлуза (1848 г.)
-
Синагога Бергхайм, Верхний Рейн (1863 г.)
-
Синагога Селеста (1890 г.)
-
Синагога Вольфишхайма (1897 г.)
-
Синагога Саверна (1900 г.)
-
Синагога Виссембурга (1960 г.)
-
Романская столица в Сигольсхайме, изображающая евреев в характерных шляпах в каждом нижнем углу.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Евреи в Страсбурге в средние века (на французском языке)
- ^ История евреев Эльзаса (на французском языке)
- ^ История и память евреев Эльзаса: текущие исследования (на французском языке)
- ^ Идиш-Даич, еврейско-эльзасский диалект (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Асланов, Кирилл (24 июня 2013 г.), «Иудео-эльзасский, компонент иврита» , Энциклопедия иврита и лингвистики , Брилл , получено 18 января 2024 г.
- ^ Структура иудео-эльзасской речи (на французском языке)
- ^ Все ссылки на: Ассал, Пол (1984). Евреи в Эльзасе (на немецком языке). Моос: Эльстер Верлаг. ISBN 3-89151-000-4 . OCLC 12975374 .
- ^ Иконография или евреи через изображения (на французском языке)
- ^ Шерман, Ирвин В. (2006). Сила чумы . Уайли-Блэквелл. п. 74. ИСБН 1-55581-356-9 .
- ^ Вики Кэрон, «Эльзас», в изд. Ричарда С. Леви, « Антисемитизм: историческая энциклопедия предрассудков и преследований» (2005) 1:13-16
- ^ Огюст Шерер-Кестнер (1833–1899). Архивировано 16 ноября 2007 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- ^ Консисторская синагога на набережной Клебер (на французском языке)
- ^ «Эльзас-Лотарингия» (PDF) . Ресурсный центр Шоа, Международная школа исследований Холокоста . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Лазар, Люсьен. «Лимож и Перигё, убежища евреев Страсбурга во время оккупации» (на французском языке). Иудаизм Эльзаса и Лотарингии.
- ^ Дворк, Дебора; Пелт, Роберт Ян ван (2003). Холокост: История . WW Нортон и компания. п. 234. ИСБН 9780393325249 .
- ^ Шварцфукс, Саймон. «15 июля 1940 года: последнее изгнание евреев из Эльзаса» (на французском языке).
- ^ Йекель, Эберхард (1966). «Дегуизе» (L'annexion déguisée). Франция в гитлеровской Европе - Политика Германии в отношении Франции во Второй мировой войне (на французском языке). Штутгарт: Deutsche Verlag-Anstalg GmbH. стр. 123–124.
- ^ Гутман, Рене. «Меморбух, памятник депортации и сопротивлению евреев Нижнего Рейна» (на французском языке). Иудаизм Эльзаса и Лотарингии.
- ^ «Мемориал евреев Верхнего Рейна» (на французском языке). Иудаизм Эльзаса и Лотарингии.
- ^ «Помните ораторское искусство Лео Кона» (на французском языке)
- ^ Еврейская община Мюлуза сегодня (на французском языке)
- ^ «Подробная история иудаизма в Эльзасе» . Коллекционер . 31 июля 2023 г. Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Синагога Ингвиллера (на французском языке)
- ^ «Список эльзасских музеев, демонстрирующих еврейское наследие» . Архивировано из оригинала 28 октября 2007 г. Проверено 23 марта 2009 г.
- ^ База Мериме : Еврейская ритуальная баня Страсбурга , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Европейский день еврейской культуры 2007 г. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ jewishheritage.org. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Альфонс Леви 1843-1918 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Взгляд на иудео-эльзасскую культуру. Издание La Nuée bleue/DNA, Страсбург, 2001 г., ISBN 2-7165-0568-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэрон, Вики (1988). Между Францией и Германией: евреи Эльзаса-Лотарингии, 1871-1918 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804714433 .
- Дрейфус, Жан-Марк [на французском языке] (2015). «Эльзас-Лотарингия». В Грюнере, Вольфе; Остерло, Йорг (ред.). Великий Германский Рейх и евреи: политика нацистского преследования на аннексированных территориях 1935-1945 гг . Бернар Хейзе (переводчик). Берган. стр. 316–339. ISBN 978-1782384434 . OCLC 903803958 .
- Хальф, Сильвен (13 сентября 1920 г. - 2 октября 1921 г.). «Евреи Эльзаса-Лотарингии (1870–1920)». Американский еврейский ежегодник . 22 . Американский еврейский комитет: 53–79. JSTOR 23601103 . Тем не менее, возвращение Эльзаса Францией приветствовалось большинством живших там евреев. Даже некоторые бывшие представители Эльзаса в Берлине были включены во французскую демократию и награждены французским правительством.
- Хайман, Паула Э. (1991). Эмансипация евреев Эльзаса: аккультурация и традиции в девятнадцатом веке .