Миф двадцатого века
Миф двадцатого века ( нем . Der Mythus des zwanzigsten Jahrhunderts ) — книга Альфреда Розенберга , нацистского теоретика, вышедшая в 1930 году. [ 1 ] и чиновник, осужденный за преступления против человечности и другие преступления на Нюрнбергском процессе и казненный в 1946 году. Розенберг был одним из главных идеологов нацистской партии и редактором нацистской газеты Völkischer Beobachter . В 1941 году профессор истории Петер Фирек писал: «При формировании немецкой «психологии ужаса» Розенберг оказывает столь же мощное влияние, как и широко разрекламированный Геббельс и вызывающий большой страх Гиммлер и его тайная полиция ». [ 2 ]
Благодаря поддержке нацистов к 1944 году было продано более миллиона экземпляров книги. В 1937 году Гитлер наградил Розенберга Государственной премией в области искусства и науки за книгу. В документе, сопровождающем премию, Розенберг «восхваляется как «человек, который в научный и проницательный подход заложил прочную основу для понимания идеологических основ национал-социализма». [ 3 ] Содержание книги представляет собой смесь расистской лженауки и мистицизма, в которой утверждается, что «нордическая раса» возникла в Атлантиде и что их благородство оправдывало порабощение и даже массовое убийство неарийских рас. [ 4 ]
Во время Нюрнбергского процесса судья Роберт Х. Джексон назвал книгу «мрачным трактатом, защищающим новую и странную нацистскую религию». [ 5 ] «Миф» написан как имитация научной книги, и Вирек отмечает, что «Розенберг скучен как для необразованных, так и для хорошо образованных, но является богом полуобразованных, которого искренняя тупость и неясное высокопарие производят впечатление ученого и авторитетного. [ 6 ] В своих показаниях на Нюрнбергском процессе лагеря смерти комендант Рудольф Хёсс сказал, что эта книга была одним из источников его собственного антисемитизма. [ 7 ]
Некоторые члены нацистского руководства сочли некоторые из этих материалов смущающими, но они также получили публичную похвалу. [ 8 ] часто теми же нацистскими лидерами, которые пренебрегали этой работой в частном порядке. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Влияние Розенберга
[ редактировать ]Часть серии о |
нацизм |
---|
Розенберг следовал длинному ряду европейских авторов-расистов: [ 12 ] включая Артура де Гобино (автора «Очерка о неравенстве человеческих рас »), но его самым важным «источником» был Хьюстон Стюарт Чемберлен . Розенберг задумал свою книгу как продолжение книги Чемберлена 1899 года «Основы девятнадцатого века» . [ 13 ]
Другие влияния включали сомнительное прочтение Фридриха Ницше , Рихарда Вагнера ( романтизм Святого Грааля Чемберлен был зятем Вагнера), геккелевский мистический витализм, средневекового немецкого философа Мейстера Экхарта и наследников его мистицизма и нордического арийства в целом. [ нужна ссылка ] .
«Расизм заменил реальность мифом; и мир, который он создал со своими стереотипами, добродетелями и пороками, был сказочным миром, который висел утопией перед глазами тех, кто жаждал выхода из суматохи современности и натиска современности. время оно остановило солнце и отменило перемены. Во всем зле обвиняли беспокойные низшие расы, которым не хватало понимания устоявшегося порядка вещей.
- Джордж Л. Мосс, На пути к окончательному решению: история европейского расизма (1978). [ 14 ]
Краткое содержание книги
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2021 г. ) |
Розенберга Нацистские расовые теории представляют собой смесь вымышленной биологии и выдуманной истории о предполагаемом негативном влиянии еврейской расы в отличие от арийской расы . Последних он приравнивает к нордическим народам Северной Европы, а также включает в себя берберов из Северной Африки (эта история, по-видимому, происходит из кабильского мифа, придуманного французскими колонистами) и высшие классы Древнего Египта (все они, предположительно, мигрировали из Атлантиды). По мнению Розенберга, современная культура была испорчена семитскими влияниями (ср. антисемитизм ), которые привели к вырождению современного искусства , а также к моральному и социальному вырождению . Розенберг считал, что высшие расы должны господствовать над низшими, а не скрещиваться с ними . Он утверждает, что нацисты должны очистить душу расы, устраняя неарийские элементы почти таким же безжалостным и бескомпромиссным способом, которым хирург вырезал бы рак из больного тела. Эти аргументы использовались для оправдания преступлений нацистов , преступлений против человечности. и Холокост .
В мифологическом взгляде Розенберга на мировую историю мигрирующие арийцы основали различные древние цивилизации, которые позже пришли в упадок и пали из-за смешанных браков с меньшими расами. Эти цивилизации включали арийскую , древнюю доисламскую Персию , Грецию , Индию и Рим . Он считал, что древние германские вторжения в Римскую империю спасли ее цивилизацию, которая была испорчена как расовым смешением, так и иудаизированным космополитическим христианством. Более того, он утверждал, что преследования протестантов во Франции и других регионах представляют собой уничтожение последних остатков арийского элемента в этих регионах, и этот процесс завершился Французской революцией. В современной Европе он считал северные регионы, которые приняли протестантизм, наиболее близкими к арийскому расовому и духовному идеалу, однако называл и католицизм, и протестантизм негативным христианством, считая протестантизм лишь половиной протеста. Он гораздо больше уважал дохристианских немцев и раннюю арианскую христианскую церковь.
Вслед за Г.С. Чемберленом и другими völkisch теоретиками Розенберг утверждал, что Иисус был наполовину немцем, что он распространил и на арийцев, и наполовину на евреев, и что первоначальное христианство было немецко-арийской (иранской) религией, смешанной с еврейским культом Иеговы, но было искажено последователи Павла Тарсянского . «Миф» является одновременно антикатолическим и антипротестантским, рассматривая космополитизм церкви и иудаизированную версию христианства как один из факторов духовного упадка Германии. Розенберг особенно подчеркивает якобы антииудейские учения ересей маркионизма и арио-персидского манихейства как более репрезентативные для истинного, антииудейского Иисуса Христа и более соответствующие нордическому мировоззрению. Розенберг рассматривал Мартина Лютера и Реформацию как всего лишь шаг к утверждению арийского духа, но все же выступал против протестантизма как недостаточно далекого, приравнивая его к агрессивной форме христианства Карла Великого, не подходящей для немецкого духа.
Когда он обсуждал будущее религии, он предлагал мириться со множеством форм, включая позитивное христианство . Он заявил, что и культ Иеговы , и культ Вотана мертвы, но уважал Вотана как немца и приравнивал его к более поздним немецким философам. Это разозлило католическую церковь, которая ложно утверждала, что Розенберг обратился в германское язычество . Розенберг отверг это утверждение и в свою защиту просто уважал Вотана как историческую фигуру. Розенберг писал антииндийские расистские заявления относительно индуизма , но уважал более ранние его формы, которые, по его мнению, не были смешаны по расовому признаку с коренными жителями Индии .
Другим мифом, которому он доверял, была идея Атлантиды , которая, как он утверждал, могла сохранить память о древней арийской родине:
И поэтому сегодня давно выдвинутая гипотеза становится вероятной, а именно, что из северного центра творения, который, не постулируя факт существования затопленного Атлантического континента, мы можем назвать Атлантидой, стаи воинов, когда-то разбросанные веером, повинуясь постоянно обновляющемуся и воплощающемуся нордическому стремлению для расстояния, чтобы покорить, и для пространства, чтобы сформировать. [ нужна ссылка ]
Влияние книги
[ редактировать ]Йоханнес Штайзингер пишет: «Розенберг явно сыграл важную роль в становлении нацистской идеологии» и что «идеология рассматривается как необходимая, но недостаточная причина для участия в геноциде». [ 15 ]
Несмотря на поддержку нацистами «Мифа двадцатого века» и выдающуюся роль Розенберга в продвижении нацистской идеологии, в частном порядке некоторые нацистские лидеры высказывали сомнения по поводу его мистицизма. Адольф Гитлер заявил, что это не должно считаться официальной идеологией нацистской партии. [ 16 ] и в частном порядке он назвал книгу «мистикой» и «чепухой». [ 17 ] Альберт Шпеер утверждал, что Геббельс издевался над Альфредом Розенбергом. [ 18 ] Геббельс также назвал книгу «философской отрыжкой». [ 9 ] [ 10 ] [ 19 ] Герман Геринг сказал: «Если бы Розенберг решил… у нас был бы только обряд, вещь , миф и тому подобное мошенничество». [ 20 ] Гюстав Жильбер , тюремный психолог во время Нюрнбергского процесса , сообщил, что ни один из опрошенных им нацистских лидеров не читал сочинения Розенберга. [ 21 ] Однако записи Гилберта по Нюрнбергскому процессу неоднократно показывают влияние Розенберга. [ 22 ]
За обедом фон Папен прокомментировал: «Додд спросил его, знает ли он, что Гёсс, комендант Освенцима, читал его работы. В этом, конечно, и заключалась суть всего дела. Розенберг просто дал уклончивый ответ».
Хотя он действительно занимал очень высокие посты в нацистском государстве, занимаясь пропагандой, разграблением произведений искусства и надзором за нацистским правлением в странах Балтии и на советских территориях, из-за явных антихристианских настроений в книге Розенберга было неловко отводить Розенбергу выдающиеся должности, когда к власти пришли нацисты. [ 23 ] Даже в их оплоте Гамбурге только 0,49% жителей были идентифицированы как принадлежащие к антихристианскому неоязыческому религиозному движению (в 1937 г.). [ 24 ] тогда как немецкие христиане и их позитивное христианство имели сильную позицию. Многие нападки на книгу после ее публикации в 1930 году исходили из ее явного антихристианского послания. Розенберг написал два приложения к работе, отвечая католическим и протестантским критикам. В первой книге « О темных людях нашего времени: ответ критикам мифа двадцатого века » он обвинил католиков в попытках разрушить национальный характер путем пропаганды сепаратизма в католических частях страны. [ 25 ] Его второй ответ, «Протестантские паломники в Рим: измена Лютеру и миф двадцатого века» , утверждал, что современное лютеранство становится слишком близким к католицизму. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм
- арийская раса
- Христианство и антисемитизм
- Нацистский мистицизм
- нордизм
- Денордификация
- Раса
- Расизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Зильберкланг, Дэвид. «Корни нацистской идеологии» . Яд Вашем . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Вирек, Питер (12 июля 2017 г.) [1941]. Метаполитика: от Вагнера и немецких романтиков до Гитлера (2-е изд.). Лондон, Англия: Routledge (опубликовано в 2017 г.). п. 229. ИСБН 9781351505598 . Проверено 6 ноября 2021 г.
[...] «При формировании немецкой «психологии ужаса» Розенберг обладает столь же мощным влиянием, как и широко разрекламированный Геббельс и вызывающий большой страх Гиммлер и его тайная полиция».
- ^ Преследование католической церкви в Третьем рейхе: факты и документы. п. 402
- ^ Вирек, с. 233
- ^ Джексон, Роберт . «Подведение итогов Нюрнбергского процесса по военным преступлениям» . Знаменитые испытания . Дуглас Линдер . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Вирек, стр. 219.
- ^ Гилберт с. 247
- ^ Хексхэм, Ирвинг (январь 2007 г.). «Изобретая« язычников »: внимательное прочтение книги Рихарда Штайгманна-Галла «Святой Рейх». Журнал современной истории (42): 59–78.
- ^ Jump up to: а б Геббельс, Ральф Георг Ройт; Пайпер; ISBN 3-492-03183-8 , с. 304; Оригинал: « Философская отрыжка ».
- ^ Jump up to: а б Итуэлл, 1995, с. 119.
- ^ Стейгманн-Галл, Рихард (21 апреля 2003 г.). Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . п. 93. ИСБН 978-1-107-39392-9 .
Геббельс был характерно лаконичен, охарактеризовав книгу как «идеологическую отрыжку».
- ^ Джексон, Джон; Вайдман, Надин (2005). «Истоки научного расизма» . Журнал чернокожих в высшем образовании . 50 (зима 2005/2006 г.): 66–79. JSTOR 25073379 . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Яхиль, 1991, с. 41.
- ^ Мосс, Джордж Л. (1978). К окончательному решению . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. стр. xxxvi – xxxvii. ISBN 9780299330347 .
- ^ Штайзингер, Йоханнес (2018). «Значение дегуманизации: нацистская идеология и ее психологические последствия» . Политика, религия и идеология . 19 (2): 139–157. дои : 10.1080/21567689.2018.1425144 . S2CID 55459238 .
- ^ Гитлер, Адольф; Хью Тревор-Ропер . Тайные беседы Адольфа Гитлера 1941-1944 гг. , с. 400.
- ^ Стейгманн-Галл, Рихард (21 апреля 2003 г.). Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 130. ИСБН 978-1-107-39392-9 .
Как он сказал кругу доверенных лиц: «Что за чушь! Здесь мы наконец достигли возраста, когда весь мистицизм остался позади, и теперь он хочет начать все заново. Подумать только, что когда-нибудь меня могут превратить в святого СС! [...]'
- ^ Альберт Шпеер, Воспоминания, Франкфурт-на-Майне / Берлин / Вена 1969, с. 139
- ^ Стейгманн-Галл, Рихард (21 апреля 2003 г.). Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 93. ИСБН 978-1-107-39392-9 .
Геббельс был характерно лаконичен, охарактеризовав книгу как «идеологическую отрыжку».
- ^ Геббельс, Ральф Георг Ройт; Пайпер; ISBN 3-492-03183-8 , с. 304; Оригинал: «... [если бы Розенберг был главным] ... были бы только культы, вещи, мифы и тому подобные махинации ».
- ^ Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 177. ISBN 0230601987
- ^ Гилберт, GM, Нюрнбергский дневник , Новая американская библиотека, 1961, стр. 250.
- ^ Роберт Сесил , Миф о высшей расе: Альфред Розенберг и нацистская идеология стр.105 ISBN 0-396-06577-5
- ^ Настоящая богословская энциклопедия, том 8. Страница 556. Gruyter Verlag , 1993. ISBN 978-3-11-013898-6
- ^ Jump up to: а б Рихард Штайгманн-Галл, Священный Рейх: нацистские концепции христианства, 1919-1945 , стр. 128.
Ссылки
[ редактировать ]- Гилберт, генеральный директор (1961). «Нюрнбергский дневник». Нью-Йорк: Новая американская библиотека, 1961, около 1947 г., 430 стр.
- Болл, Теренс и Беллами, Ричард (2003). Кембриджская история политической мысли двадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56354-2
- Итуэлл, Роджер (1995). Фашизм: История (1995). Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 0 7011 6188 4
- Лукач, Джон (1998). «Введение в «Майн кампф » Адольфа Гитлера». Книги Хоутона Миффлина. ISBN 0-395-92503-7
- МакИвер, Том (1992). Антиэволюция: Руководство для читателей по сочинениям до и после Дарвина . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-4520-3
- Снайдер, Луи Л. (1998). Энциклопедия Кроны Третьего Рейха . Издания Вордсворта. ISBN 1-85326-684-1
- Вирек, Питер Роберт Эдвин (2003; первоначально опубликовано в 1941 году). Метаполитика: от Вагнера и немецких романтиков до Гитлера . Издатели транзакций. ISBN 0-7658-0510-3
- Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932-1945 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504523-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миф ХХ века PDF