Желтый император
Желтый император Хуанди | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Желтый император, изображенный в гробнице с середины 2 -го века нашей эры. Надпись гласит: «Желтый император создал и изменил много вещей; он изобрел оружие и систему хорошо полета ; он разработал верхнюю и нижнюю одежду и установил дворцы и дома». [ 1 ] | |||||
Предшественник | Фуси | ||||
Преемник | Чжуанксу или Шаохао | ||||
Рожденный | Гонгун Сюаньюан | ||||
Супруг | |||||
Проблема | |||||
| |||||
Отец | Shaodian | ||||
Мать | Фубао | ||||
Китайское имя | |||||
Традиционный китайский | Хуанди | ||||
Упрощенный китайский | Хуанди | ||||
Буквальное значение |
| ||||
|
Желтый император | |
---|---|
Член Вуфанга Шанхая | |
Основной культовый центр | Гора песня |
Предшественник | Чиди (цикл Wuxing, также политический с Императором пламени ) |
Преемник | Baidu (цикл Wuxing, также политический с Shaohao ) |
Планета | Сатурн |

The Yellow Emperor , also known as the Yellow Thearch or by his Chinese name Huangdi ( / ˈ hw ɑː ŋ ˈ d iː / ), is a mythical Chinese sovereign and culture hero included among the legendary Three Sovereigns and Five Emperors , and an individual deity ( Shen ) или часть пяти регионов высших божеств ( китайский : 五方上帝 ; пининин : wǔfāng shàngdì ) [ 3 ] в китайской народной религии . [ 4 ] Рассчитано миссионерами иезуитов , которые основывали свои работы на различных китайских хрониках, а затем приняты промоутерами универсального календаря двадцатого века, начиная с желтого императора, традиционные даты правления Хуанди начинаются либо в 2698, ни в 2697 до н.э., и простирается сто лет точно.
Культ Хуанди сначала засвидетельствован в период враждующих государств , [ 5 ] и стал заметным в конце того же периода и в ранней династии Хань , когда его изображали как создатель централизованного государства, как космический правитель и покровитель эзотерического искусства. Таким образом, большое количество текстов, таких как Huangdi Neijing , Medical Classic и Huangdi Sijing , группа политических трактатов, были приписаны ему. Освободившись влиянием в течение большей части имперского периода , в начале двадцатого века Хуанди стал объединяющей фигурой для попыток Хань Китая свергнуть правление династии Цин, оставаясь мощным символом в современном китайском национализме . [ 6 ] Традиционно приписывают многочисленные изобретения и инновации - Лунный календарь ( китайский календарь ), даосизм , [ 7 ] деревянные дома, лодки, тележки, [ 8 ] компаса Игла , [ 9 ] «Самые ранние формы письма », [ 10 ] и Куджу , игра с мячом - желтый император теперь считается инициатором Ханской культуры (более поздняя китайская культура ). [ 11 ]
Имена
[ редактировать ]«Хуанди»: Желтый Император, Желтый Тир
[ редактировать ]
До 221 г. до н.э., когда Цинь Ши Хуан из династии Цинь придумал название Хуанди ( 皇帝 ) - условно переведено как « Император » - для обозначения себя, персонаж Ди 帝 не относился к земным правителям, а к высшему Богу династии Шанг (ок. 1600–1046 гг. До н.э.) Пантеон. [ 12 ] В период враждующих государств (ок. 475–221 г. до н.э.) термин DI сам по себе может относиться к божествам, связанным с пятью священными горами Китая и цветами. Хуанди ( 黃帝 ), «Желтый ди », был одним из последних. Чтобы подчеркнуть религиозный смысл DI в прежмеальные времена, историки раннего Китая обычно переводят имя Бога как «желтый-исследователь», а название первого императора-«август», в котором «thearch» относится к благочестивому правителю. [ 13 ]
В позднем периоде враждующих состояний желтый император был интегрирован в космологическую схему пяти фаз , в которых желтый цвет представляет собой фазу Земли , желтого дракона и центра. [ 14 ] Корреляция цветов в связи с различными династиями была упомянута в Люши Чанкю (конец 3 -го века до нашей эры), где было видно, что правление желтого императора управлялось Землей. [ 15 ] Персонаж Huang 黃 («желтый») часто использовался вместо гомофонного Huang 皇 , что означает «август» (в смысле «выдающегося») или «лучисто Верховный Бог. [ 16 ]
Xuanyuan и Youxiong
[ редактировать ]Записи великого историка , составленная Симой Цянь в первом веке до нашей эры, дает имя желтого императора как «Сюань Юань» ( традиционный китайский : 軒轅 ; упрощенное китайское : 轩辕 ; пинин : Xuān Yuán < старый китайский ( BS ) * QʰA [r]-[ɢ] ʷa [n] , Lit. [ 17 ] ) Ученый третьего века Хуанфу Ми , который написал работу о суверенах древности, прокомментировал, что Сюаньюан был названием холма, где жил Хуанди, и что он позже воспринимал как имя. [ 18 ] Классика гор и морей упоминает о нации Сюанюань, чьи жители имеют человеческие лица, змеиные тела и хвосты, крутящиеся над их головами; [ 19 ] Юань Ке , современный ученый ранней китайской мифологии, «отметил, что появление этих людей характерно для богов и предположил, что они могут отражать форму желтого типа». [ 20 ] Ученый династию Цин Лян Юшэн ( 梁玉繩 , 1745–1819) вместо этого утверждал, что холм был назван в честь желтого императора. [ 18 ] Сюаньюан также является названием «Звездного Регулуса» на китайском языке, звезда связана с Хуанди в традиционной астрономии. [ 21 ] Он также связан с более широкими созвездиями Лео и Линкс , из которых, как говорят, последнее представляет тело желтого дракона ( 黃龍 huánglóng ), формы животного Хуанди. [ 22 ]
Хуанди также называли «youxiong» ( 有熊 ; yǒuxióng ). Это имя было интерпретировано как имя места или имя клана. По словам британского синолога Герберта Аллена Джайлса (1845–1935), это имя было «взято из имени наследственного княжества [Хуанди]». [ 23 ] Уильям Ниенхаузер, современный переводчик записей великого историка , заявляет, что Хуанди изначально был главой клана Youxiong, который жил недалеко от того, что сейчас является Синзхенгом в Хенане. [ 24 ] Реми Матье, французский историк китайских мифов и религии, переводит «youxiong» как «обладателя медведей» и связывает Хуанди с более широкой темой мировой мифологии. [ 25 ] Ye Shuxian также связал желтого императора с легендами медведей, распространенными по народу Северо -Восточной Азии, а также с легендой Dangun . [ 26 ] [ страница необходима ]
Другие имена
[ редактировать ]
Записи Симы Цянь о великом историке описывают наследственное название желтого императора как Гонгун ( 公孫 ). [ 2 ]
В текстах династии Хань желтый император также называется «желтым богом» ( 黃神 huángshén ). [ 27 ] Некоторые рассказы интерпретируют его как воплощение «Желтого Бога северного махотра » ( 黄神北斗 huángshén běidǒu ), [ Примечание 1 ] Другое имя универсального Бога или Шанди Тянди ) ( . [ 28 ] Согласно определению в апокрифических текстах, связанных с , Эту желтый император «исходит от сущности желтого Бога». [ 29 ]
Как космологическое божество, желтый император известен как «великий император Центрального пика» ( 中岳大帝 Zhōngyuè Dэр ), [ 3 ] и в шизи как «желтый император с четырьмя лицами» ( 黃帝四面 huángdì sìmiàn ). [ 30 ] В старых отчетах желтый император идентифицируется как божество света (и его имя объясняется в Шууэн Цзези , чтобы получить от Гуанга , «Свет») и Гром, и как одно и то же с «Громом Богом» ( 雷神 Léishén ), [ 31 ] [ 32 ] который, в свою очередь, как более поздний мифологический характер, отличается как ведущий ученик желтого императора, например, в Хуанди Нейджине .
Историчность
[ редактировать ]
Китайский историк Сима Цянь - и много китайской историографии, посвященной ему - считал желтым императором более исторической фигурой, чем более ранние легендарные деятели, такие как Fu Xi , Nüwa и Shennong . Записи Симы Цянь о великом историке начинаются с Желтого Императора, проходя через других. [ 2 ] [ 33 ]
На протяжении большей части китайской истории желтый император и другие древние мудрецы считались историческими фигурами. [ 11 ] Их историчность начала подвергаться сомнению в 1920 -х годах такими историками, как Гу Цзеганг , один из основателей обоснованной школы древности в Китае. [ 11 ] В своих попытках доказать, что самые ранние фигуры китайской истории были мифологическими, Гу и его последователи утверждали, что эти древние мудрецы изначально были богами, которые впоследствии были изображены как люди рационалистическими интеллектуалами периода враждующих государств . [ 34 ] Ян Куан , член того же течения историографии , отметил, что только в период враждующих государств заставил желтого императора как первого правителя Китая. [ 35 ] Ян, таким образом, утверждал, что Хуанди был более поздним преобразованием Шангди , высшего бога Шан династии пантеона . [ 14 ]
Также в 1920 -х годах французские ученые Анри Масперо и Марсель Гранет опубликовали критические исследования отчетов Китая о высокой древности. [ 36 ] В своих данесах и лежахендесах de la chine ancienne [«танцы и легенды древнего Китая»], например, Гранет утверждала, что эти рассказы были «историческими легендами», в которых говорилось больше о времени, когда они были написаны, чем примерно в то время, когда они предполагали описывать. [ 37 ]
В «середине [20 -го] века группа« китайских »историков предложила теорию о том, что [ три суверена и пять императоров ] были первоначально китайскими богами , которые считались человеческими в более поздний период династии Чжоу . [ 9 ] Большинство ученых теперь согласны с тем, что желтый император возник как Бог, который позже был представлен как исторический человек. [ 38 ] К.К. Чанг видит Хуанди и других культурных героев как «древних религиозных деятелей», которые были « оказались в покое » в поздних воюющих государствах и периодах Хань. [ 11 ] Историк древнего Китая Марк Эдвард Льюис говорит о «более ранней природе императоров желтого императора как бога», тогда как Роэль Стеркс , профессор Кембриджского университета , называет Хуанди «легендарным культурным героем». [ 39 ]
Происхождение мифа
[ редактировать ]
Происхождение мифологии Хуанди неясно, но историки сформулировали несколько гипотез об этом. Ян Куан , член Сообщающейся школы античности (1920–40 -х годов), утверждал, что желтый император был получен от Шангди , высшего бога династии Шан . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Ян реконструирует этимологию следующим образом: Шангди → → Хуан Шангди 皇帝 → Хуанди ( → Хуанди 黄帝 , в котором он утверждает, что Хуанг вариант китайского персонажа для Хуанга «Желтый») либо был («Август») или использовался или использовался или использовался вариант китайского персонажа для Хуанга («Август») или использовался или использовался или использовался вариант китайского персонажа для Хуанга 皇 («Август» или использовался или использовался ( желтый как способ избежать табу именования для последнего. [ 43 ] Мятарай Масару критиковал мнение Янга [ 44 ] и Майкл Пуэтт. [ 45 ]
Историк Марк Эдвард Льюис соглашается, что Хуанг 黄 и Хуанг 皇 часто были взаимозаменяемыми, но не согласны с Янгом, он утверждает, что Хуанг , который означает «желтый», появился первым. [ 40 ] Основываясь на том, что он признает, - это «новая этимология», сравнивая Хуанг « с фонетически близким Ванг » («сгоревший шаман» в ритуалах, работающих на дождь), Льюис предполагает, что «Хуанг» в «Хуанди» мог первоначально означал «шаман, занимающийся дождем», «Хуанг» мог бы означать «шаман, делающий дождь», «Хуан» мог или «Ритуал дождя». [ 46 ] Ссылаясь на поздние враждующие государства и ранние версии мифа Хуанди, он также утверждает, что фигура желтого императора возникла в древних ритуалах дождя, в которых Хуанди представлял силу дождя и облаков, тогда как его мифический соперник Император (или -ян ) стоял за огонь и засуху. [ 47 ]
Также не согласен с гипотезой Ян Куан, Сара Аллан считает маловероятным, что такой популярный миф, как желтый император, мог исходить от табу. [ 41 ] Вместо этого она утверждает, что предварительная «история», включая историю желтого императора, «все можно понимать как более позднюю трансформацию и систематизация мифологии Шан ». [ 48 ] По ее мнению, Хуанди изначально был неназванным «Властеком подземного мира» (или «желтыми источниками»), мифологическим аналогом божества Шанного неба Шангди. [ 41 ] В то время правители Шан утверждали, что их мифические предки, отождествленные с «[десять] солнца, птицы, восток, жизнь, [и] Господь на высоком» (то есть, Шанди), победили более ранних людей, связанных с « Подземный мир, Драконы, Запад ". [ 49 ] После того, как династия Чжоу свернула династию Шан в одиннадцатом веке до нашей эры, лидеры Чжоу переосмыслили мифы Шан как означает, что Шан победил настоящую политическую династию, которая в конечном итоге была названа династией Сья . [ 49 ] Хань - желтый император, который, как лорд подземного мира, был символически связан с Таймс - как видно из Симы Цянь рассказы в Шиджи СИА, стал историческим правителем, потомки которых, как считалось, основали Ся. [ 50 ]
четвертого века. Учитывая, что самое раннее существенное упоминание о желтом императоре было на китайской бронзовой надписи [ Примечание 2 ] Утверждая, что он был предком Королевского дома штата Ци , Лотар фон Фалкенхаузен предполагает, что Хуанди был изобретен в качестве наследственной фигуры в рамках стратегии, чтобы утверждать, что все правящие кланы в культуре династии Чжоу обмениваются общим предком. Полем [ 52 ]
История
[ редактировать ]Самое раннее упоминание
[ редактировать ]Явные отчеты о желтом императоре начали появляться в китайских текстах в течение периода враждующих штатов . Самое раннее упоминание о Хуанди - это на Чен Хоу Иньки Дюй ( 陳侯因齊敦 , брошенная в первую половину четвертого века надпись ) н.э. до Полем [ 53 ] Поскольку семья Тянь узурпировала трон Ци , установление такого божественного наследия положительно повлияет на их претензию на легитимность.
Историк Гарвардского университета Майкл Пуэтт пишет, что надпись из бронзы Ци была одним из нескольких ссылок на желтого императора в четвертом и третьем веках до нашей эры в рамках отчетов о создании государства. [ 54 ] Отмечая, что многие из мыслителей, которые позже были идентифицированы как предшественники Хуан -Лао - «Хуанди и Лаози», - поступили из состояния Ци, Робин Д.С. Йейтс предполагает, что Хуан -Лао возник в этом регионе. [ 55 ]
Вращающие государства период
[ редактировать ]Культ Хуанди стал очень популярным в период враждующих государств (5 -й век - 221 до н.э.), период интенсивной конкуренции между соперничающими государствами, который закончился объединением царства состоянием Цинь . [ 56 ] В дополнение к своей роли предка он стал ассоциироваться с «централизованным государственным управлением» и стал фигурной парадигматикой императорства. [ 57 ]
Состояние Цинь
[ редактировать ]В своем Шиджи государство Сима Цянь утверждает, что Цинь начало поклоняться желтому императору в пятом веке до нашей эры вместе с Янди , огненным императором. [ 58 ] Алтари были созданы в Юн - 雍 (недалеко от современного округа Фенсиан в провинции Шэньси ), которая была столицей Цинь с 677 до 383 г. до н.э. [ 59 ] К моменту короля Чжэн , который стал королем Цинь в 247 году до нашей эры и первым императором объединенного Китая в 221 году до нашей эры, Хуанди стал на сегодняшний день самым важным из четырех «исследователей» ( DI 帝 ), которым поклонялись в Йонге Полем [ 60 ]
шииджи Версия
[ редактировать ]Фигура Хуанди появилась спорадически в воюющих штатах. Симы Цянь Шиджи , завершенные около 94 г. до н.э. ) (или записи великого историка были первой работой, которая превратила эти фрагменты мифов в систематический и последовательный повествование о «карьере» желтого императора. [ 61 ] Счет Шиджи был чрезвычайно влиятельным в формировании того, как китайцы смотрели на происхождение своей истории. [ 62 ]
Шиджи начинает свой хронологический отчет о китайской истории с жизни Хуанди, которого он представляет как суверен мудреца из древности. [ 63 ] Рассказывает о том, что отец Хуанди был шодианом [ 2 ] и его мать была Фубао ( Фонд ). [ 64 ] У желтого императора было четыре жены. Его первая жена Лейдзу из Ссилинга родила его двух сыновей. [ 2 ] Его другие три жены были его вторая жена Фенглей ( 封嫘 ), третья жена Тонгию ( 彤魚 ) и четвертая жена Момо ( 嫫母 ). [ 64 ] [ 65 ] У императора было 25 сыновей, [ 66 ] 14 из которых начали свои собственные фамилии и кланы. [ 2 ] Самым старым был Шаохао или Сюань Сяо, который жил в Циняне у реки Янцзы . [ 2 ] Чанди , второй сын, жил у реки Руо . Когда умер Желтый Император, его сменил сын Чаньи, Чжуань Сюй . [ 2 ]
Хронологические таблицы, найденные в главах 13 Шиджи, представляют всех прошлых правителей - легендарных, таких как Яо и Шун, первые предки династий Ся, Шан и Чжоу, а также основатели главных правящих домов в сфере Чжоу - Как потомки Хуанди, создавая впечатление, что китайская история была историей одной большой семьи. [ 67 ]
Императорская эра
[ редактировать ]
Dai Dai Liji ( 大戴禮記 ), составленный Дай де в конце династии Западной Хань , несет цитату, приписываемую Конфуции:
Когда человек родился, люди получают преимущества в течение ста лет; триста лет. [ 68 ] |
Когда [желтый император] был жив, люди извлекали выгоду из его правления в течение ста лет; После того, как он умер, люди стояли в восторге от его духа в течение ста лет; После того, как [его дух] исчез, люди использовали его учения в течение ста лет. По этой причине люди говорят, что желтый император жил] триста лет. [ 69 ] |
Желтому императору приписывали огромное количество культурных наследий и эзотерических учений. В то время как даосизм часто рассматривается на Западе как возникающий из Лаози , многие китайские даосы утверждают, что желтый император сформулировал многие из своих заповедей, [ 7 ] в том числе поиски "долгая жизнь". [ 70 ] Внутренний канон желтого императора ( 黃帝內經 huángdì nèjīng ), который представляет доктринальную основу традиционной китайской медицины , была названа в его честь. [ 71 ] Ему также приписывали сочинение книг желтого императора , ( , и «Желтый император по поэтической желтого императора Книги скрытого символа ) четырех huángdì sìjīng) ì yīnfújīng поэзии с четырьмя сезонами») «Включен в Tung Shining Fortengle Almanac Полем [ 7 ]

«Xuanyuan (+ номер)» также является китайским названием Регулуса и других звезд созвездий Лео и Линкс , из которых, как говорят, последнее представляет тело желтого дракона. [ 22 ] В Зале Верховной Гармонии Пекина в запрещенном городе также есть зеркало под названием «Сюанюанское зеркало». [ 72 ]
В даосизме
[ редактировать ]Во втором веке роли Хуанди как божества уменьшились из -за роста обожженного лаози . [ 73 ] Государственная жертва, принесенная «Хуан-Лао Джун», не была предложена Хуанди и Лаози, поскольку термин Хуан-Лао означал бы, что несколько веков ранее, «Желтый лаоз». [ 74 ] Тем не менее, Хуанди продолжал считаться бессмертным: он считался мастером технологий долголетия и как бог, который мог раскрыть новые учения-в виде текстов, таких как Хуанди Инфудзин шестого века -для его земных последователей. [ 75 ]
Двадцатый век
[ редактировать ]
Желтый император стал мощным национальным символом в последнем десятилетии династии Цин (1644–1911) и оставался доминирующим в китайском националистическом дискурсе на протяжении всего республиканского периода (1912–1949). [ 76 ] В начале двадцатого века также, когда желтый император впервые назвал предком всех китайцев . [ 77 ]
Покойный цин
[ редактировать ]Начиная с 1903 года, радикальные публикации начали использовать прогнозируемую дату его рождения в качестве первого года китайского календаря . [ 78 ] Интеллектуалы, такие как Лю Шипей (1884–1919), обнаружили, что эта практика необходима для того, чтобы «сохранить расу [Хана]» ( Баошонг и иностранного вторжения ) как от доминирования, так . [ 78 ] Революционеры, мотивированные анти-мужчинами, такими как Чен Тяньхуа (1875–1905), Зоу Ронг (1885–1905) и Чжан Бинглин (1868–1936), пытались способствовать расовому сознанию, которое, как они думали, отсутствовал от своих соотечественников, и, таким образом, изобразили Маньч как расово неполноценные варвары, которые были невозможны управлять ханьским китайцем . [ 79 ] Широко распространенные брошюры Чена утверждали, что «раса Хань» сформировала одну большую семью, произошедшую от желтого императора. [ 80 ] Первый выпуск (ноябрь 1905 г.) Минбао « ( Народный журнал»), [ 81 ] который был основан в Токио революционерами Тонгменгуи , показал желтого императора на его обложке и назвал Хуанди «первым великим националистом мира». [ 82 ] Это был один из нескольких националистических журналов, в котором в начале двадцатого века был представлен желтый император. [ 83 ] Тот факт, что Хуанди имел в виду «желтого» императора, также послужил поддержкой теории о том, что он был инициатором «Желтой расы». [ 84 ]
Многие историки интерпретируют эту внезапную популярность желтого императора как реакцию на теории французского ученого Альберта Терриена де Лакупери (1845–94), который в книге под названием «Западное происхождение ранней китайской цивилизации» с 2300 до 200 г. н.э. ( 1892) утверждали, что китайская цивилизация была основана около 2300 г. до н.э. вавилонскими иммигрантами. [ 85 ] » Лакупери « Сино-бабилонизм утверждал, что Хуанди был месопотамским племенным лидером, который возглавил массовую миграцию своего народа в Китай около 2300 года и основал то, что позже стало китайской цивилизацией. [ 86 ] Европейские синологи быстро отвергли эти теории, но в 1900 году два японских историка, Ширакава Джиро и Кокубу Танененори, опущены эти критики и опубликовали длинное резюме, в котором представляли взгляды Лакупери как самую продвинутую западную стипендию на Китай. [ 87 ] Китайские ученые быстро привлекали «историческими китайской мифологией », которую выступали два японских автора. [ 88 ]
Интеллектуалы и активисты против Манчу , которые искали «национальную эссенцию» Китая ( Guocui ) , адаптировали китайско-бабилонизм к их потребностям. [ 89 ] Чжан Бинглин объяснил битву Хуанди с Чи вас как конфликт, выступающий против недавно прибывших цивилизованных месопотамцев в отсталые местные племена, битва, которая превратила Китай в одно из самых цивилизованных мест в мире. [ 90 ] Реинтерпретация Чжана счета Симы Цянь «подчеркнула необходимость восстановления славы раннего Китая». [ 91 ] Лю Шипей также представлял эти ранние времена как золотой век китайской цивилизации. [ 92 ] В дополнение к привязке китайцев к древнему центру человеческой цивилизации в Месопотамии, теории Лакупери предположили, что Китай должен управлять потомками Хуанди. В спорном эссе под названием «История желтой расы» ( Huangshi 黃史 ), которое было опубликовано последовательно с 1905 по 1908 год, Huang Jie ( 黃節 ; 1873–1935) утверждал, что «раса Хань» была истинным хозяином Китая, потому что это произошел от желтого императора. [ 93 ] Подкрепляется ценностями сыновного благочестия и китайского патрилинейного клана , [ 94 ] Расовое видение, защищаемое Хуангом и другими, превратила мести против манча в обязанности, задолженную перед своими предками. [ 95 ]
Республиканский период
[ редактировать ]Нижнее изображение : банкнота 100-летнего, демонстрирующая желтого императора, выпущенный в 1938 году Федеральным резервным банком Китая Временного правительства Китайской Республики (1937–40) , японского марионеточного режима в Северном Китае
Желтый император продолжал уважаться после революции 1911 года , которая свернула династию Цин. Например, в 1912 году банкноты, несущие чужо, были выпущены новым республиканским правительством. [ 96 ] Однако после 1911 года желтый император как национальный символ изменился от первого прародителя гонки Хань на предка всего многоэтнического населения Китая. [ 97 ] Под идеологией пяти рас в рамках одного профсоюза Хуанди стал общим предком ханьского китайца , народа манчю , монголов , тибетцев и народа Хуи , которые, как говорили, формируют Чжонхуа Минзу , широко понятая китайская нация Полем [ 97 ] Шестнадцать государственных церемоний были проведены между 1911 и 1949 годами для Хуанди в качестве «основателя китайской » и нации даже «предка -основателя Tor человеческой цивилизации» ( основатель гуманитарных наук ). [ 96 ]
Современное значение
[ редактировать ]
Культ желтого императора был запрещен в Китайской Народной Республике до конца культурной революции. [ 98 ] Запрет был остановлен в 1980 -х годах, когда правительство изменилось и воскресило «желтый культ императора». [ 99 ] Начиная с 1980 -х годов, культ был возрожден, и китайское государство, относящиеся к «потомкам Яна и Хуанга». [ 100 ] Например, в 1984 году Денг Сяаопинг утверждал, что китайское объединение заявило, что « Тайвань коренится в сердцах потомков желтого императора», тогда как в 1986 году КНР признал китайско-американский астронавт Ван Тейлор путешествовать в космосе . [ 101 ] В первой половине 1980 -х годов партия внутренне обсуждала, будет ли это использование заставит этнические меньшинства чувствовать себя исключенными. После консалтинговых экспертов из Пекинского университета , Китайской академии социальных наук и Центрального института национальной деятельности , центральный пропагандистский отдел , рекомендованный 27 марта 1985 года, что партия говорит о Жонхуа Минзу - «Китайская нация» в целом определена - на официальных Заявления, но фраза «сыновья и внуки Янди и желтого императора» можно использовать в неформальных заявлениях партийных лидеров и в «отношениях с Гонконгскими и тайваньскими соотечественниками и зарубежными китайскими соотечественниками». [ 102 ]
конце гражданской войны Китая После отступления на Тайвань в конце 1949 года в Чиан Кай-Шек и Куминтанг (КМТ) постановили, что Китайская Республика (РК) будет продолжать отдавать дань уважения желтому императору 4 апреля, национальная томка Главный день , но ни он, ни три президента, которые сменили его, когда -либо отдали дань уважения лично. [ 103 ] В 1955 году KMT, которой возглавлял ораторы Mandarin и до сих пор готовился к возврату материка от коммунистов, спонсировал производство фильма « Дети желтого императора» ( Huangdi Zisun 黃帝子孫 ), который был снят в основном на Хоккиен тайванском Обширные отрывки тайваньской народной оперы . Режиссер Бай Ке (1914–1964), бывший помощник Юаня Мужи , это была пропагандистская попытка убедить спикеров Тайю в том, что они были связаны с материковым народом общей крови. [ 104 ] В 2009 году Ma Ying-Jeou был первым президентом ROC, который лично отпраздновал ритуалы гробниц для Хуанди, по которому он заявил, что как китайская культура , так и общее происхождение от желтого императора Юнайтед из Тайваня и материка. [ 103 ] [ 105 ] Позже в том же году Lien Chan - бывший вице -президент Китайской Республики, который в настоящее время является почетным председателем Kuomintang - и его жена Fang Yu Fang Yu отдала дань уважения на мавзолее Желтого Императора в Хуэнглинге , Янан , на материке Китай. [ 103 ] [ 106 ]
Исследователь гей -исследования Луис Кромптон [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] процитировал Цзи Юн доклад в своих популярных заметках от Юэвей Эрмитажа (1800), что некоторые утверждали, что желтый император был первым китайцем, который взял сотров по мужчинам, утверждение, которое Джи Юн уволен. [ 110 ] Джи Юн утверждал, что это, вероятно, ложная атрибуция. [ 111 ]
Сегодня Xuanyuanjiao , основанный на Тайване, представляет собой организованную форму желтого императора, женатого на конфуцианском православии.
Элементы мифа Хуанди
[ редактировать ]Как и в любом мифе, существует множество версий истории Хуанди, подчеркивая различные темы и интерпретируя значение главного героя по -разному.
Рождение
[ редактировать ]По словам Хуанфу Ми (215–282), желтый император родился в Шоу Цю («Хилл долговечность»), [ 112 ] который сегодня находится на окраине города Куфу в Шаньдун. В начале он жил со своим племенем возле реки Джи - Эдвин Шулиблэнк заявляет, что «кажется, нет записи о реке Джи за пределами мифа» [ 113 ] -и позже мигрировал в Чжуолу в современном Хэбэй . Затем он стал фермером и приручил шесть различных специальных зверей: медведь ( 熊 ), бурого медведя ( 罴 ; 羆 ), пик ( 貔 ) и Xiū ( 貅 ) (который позже объединился, чтобы сформировать мифический пикси ), свирепый Чу ( 貙 ) и тигр ( 虎 ).
Иногда говорят, что Хуанди был плодом необычайного рождения , так как его мать Фубао задумала его, когда она была возбуждена, ходя по стране, молниеносной болт из большой марицы . Она доставила своего сына на гору Шоу (долголетие) или горы Сюанюань, после чего он был назван. [ 114 ]
Другая история гласит, что «Хуан Ди появился, когда энергии, которые спровоцировали начало мира начали двигаться [через 300 лет] в конечном итоге Время, статуи наполнились дыханием творения и . , поднялся на небеса , где он стал одним из пяти [ Вуфанг Шангди ]. [ 4 ]
Достижения
[ редактировать ]В традиционных китайских счетах желтую император приписывают обучение своим людям, как строить приюты, ручных диких животных и выращивать пять зерен , хотя другие счета кредитуют Shennong с последним. Он изобретает тележки, лодки и одежду.
Другие изобретения, приписываемые императору, включают китайскую диадему ( 冠冕 ), тронные комнаты ( 宮室 ), стропа лука , [ 8 ] Ранняя китайская астрономия , китайский календарь , математические расчеты, Кодекс надежных законов ( 音律 ), [ 115 ] монеты и концепция денег , [ 8 ] и Куджу , ранняя китайская версия футбола. [ 116 ] Иногда также говорят, что он был частично ответственен за изобретение гуцин -цитра , [ 117 ] Хотя другие приписывают императору Яна изобретательными инструментами для Линг Лан . композиций [ 118 ]
Есть и другие основные традиции, где Фуси был тем, кто изобрел календарь, а желтый император просто реформировал и вмешал его. [ 119 ]
В традиционных отчетах он также направляет историка Канги создать первую китайскую систему написания персонала, сценарий Oracle Bone , а его главная жена Лейдзу изобретает серикультуру и учит своего народа, как плести шелк и одежда для красителей.
В какой -то момент в своем правлении желтый император якобы посетил Мифическое Восточное море и встретил говорящего зверя под названием Бай -Зе , который научил его знаниям всех сверхъестественных существ. [ 120 ] [ 121 ] Этот зверь объяснил ему, что было 11 522 (или 1522) видов сверхъестественных существ. [ 120 ] [ 121 ]

Сражения
[ редактировать ]Желтый император и император Яна были лидерами племени или комбинацией двух племен возле Желтой реки . Император Яна приветствовал из другой области вокруг реки Цзян , которую географическая работа называлась Шуджингху, идентифицированной как ручей возле Цишана на родине Чжоу, прежде чем они победили Шан. [ 113 ] Оба императора жили во времена войны. [ 122 ] [ 8 ] Император Яна, доказывающий, что не может контролировать расстройство в своем царстве, желтый император взял оружие, чтобы установить свое господство над различными враждующими фракциями. [ 122 ]
Согласно традиционным отчетам, Император Яна встречает силу « девять ли » ( 九黎 ) под их лидером бронзового голова, Чи тебя и его 81 рогатые и четырехглазы [ 123 ] и страдает решающим поражением. Он бежит в Чжуолу и просит Желтого Императора о помощи. Во время последовавшей битвы при Чжуолу в желтом императоре используется свои прирученные животные, а вы темнеете небо, выдыхая густой туман. Это заставляет императора развивать южную колесницу , которую он использует, чтобы вывести свою армию из миасмы. [ 123 ] Затем он призывает Демона засухи Нюба развеять шторм Чи. [ 123 ] Затем он уничтожает девять лит и побеждает вас. [ 124 ] Позже он вступает в битву с императором Яна, победив его в Банкване и заменяя его основного правителя. [ 122 ]
Смерть
[ редактировать ]Говорят, что желтый император жил более ста лет, прежде чем встретиться с Фениксом и Килином , а затем умирал. [ 23 ] Две гробницы были построены в Шэньси в мавзолее желтого императора , в дополнение к другим в Хенане , Хэбэй и Гансу . [ 125 ]
Современные китайцы иногда называют себя « потомками Яна и Желтого Императора », хотя группы, не являющиеся меньшинствами в Китае, могут иметь свои собственные мифы или не считаться потомками императора. [ 126 ]
Значение как божество
[ редактировать ]Символ центра вселенной
[ редактировать ]

Как желтое божество с четырьмя лицами ( 黃帝四面 huángdì sìmiàn) он представляет центр вселенной и видение единства, которое контролирует четыре направления. Это объясняется в Huangdi Sijing («Четыре писания желтого императора»), которые регулируют «Сердце внутри порядок снаружи». Чтобы царствовать, нужно «уменьшить», отказываясь от эмоций, «высыхая, как труп», никогда не позволив себе увлечься, как это делал желтый император во время своего трехлетнего убежища на горе Боуанг, чтобы найти себя в соответствии с мифом. Эта практика создает внутреннюю пустоту, где собираются все жизненно важные силы творения, и чем более неопределенные они остаются, тем более мощными они будут. [ 127 ]
Именно из этого центра исходит равновесие и гармония, равновесие жизненно важных органов, которое становится гармонией между человеком и окружающей средой. Как суверен центра, Желтый Император является самого изображения концентрации или повторного расценки самого себя. Самоконтролем, взяв на себя ответственность за свое собственное тело, он становится сильным снаружи. Центр также является жизненно важной точкой в микромике, с помощью которой создается внутренняя вселенная, рассматриваемая как алтарь. Тело - это вселенная, и, входя в себя и включив фундаментальные структуры вселенной, мудрец получит доступ к воротам Небес, уникальной точке, где может произойти общение между небесами, землей и человеком. Центр - это сходимость внутри и снаружи, сокращение хаоса в той точке, которая равноудаленна со всех сторон. Это место, где нет места, где рождается все творение и умирает. [ 127 ]
Великое божество Центрального пика ( 中岳大帝 ZhōngyUèdàdà ) - это еще один эпитет, представляющий Хуанди как центр творения, Осин Мунди (который в китайской мифологии - Кунлун ), который является проявлением божественного порядка в физической реальности, который открывает для взрослых. Полем [ 3 ]
Как предок
[ редактировать ]На протяжении всей истории несколько суверенов и династий претендовали (или были претендуют), чтобы спуститься с желтого императора. Симы Цянь Шиджи представили Хуанди в качестве предка двух легендарных правителей Яо и Шуна , и проследил различные линии спуска от Хуанди до основателей династий Ся , Шан и Чжоу . Он утверждал, что Лю Банг , первый император династии Хань , был потомком Хуанди. Он полагал, что правящий дом династии Цинь был также вызван желтым императором, но, заявив, что Цинь Шихуан на самом деле был ребенком канцлера Цинь Лу Буэй , он, возможно, хотел оставить первого императора из седла Хуанди.
Заявление о происхождении от выдающихся предков оставалось общим инструментом политической легитимности в следующие века. Ван Манг (ок. 45 г. до н.э.-23 г. н.э.) из недолгой династии Синь утверждал, что он спускается с желтого императора, чтобы оправдать свой свержение Хана. [ 128 ] Как он объявил в январе из 9 г. н.э.: «Я не обладаю добродетелью, [но] я полагаюсь на тот факт, что] я потомка моего августовского первоначального предка, желтого императора ...» [ 129 ] Около двухсот лет спустя специалист по ритуалу по имени Донг Ба , который работал на дворе Цао Вэй , который недавно сменил Хань, продвигала идею о том, что семья Цао произошла от Хуанди через Император Чжуансу . [ 130 ]
Во время династии Тан правители, не относящиеся к Хань, также требовали происхождения от желтого императора, для индивидуального и национального престижа, а также для подключения к танг. [ 131 ] Большинство китайских благородных семей также претендовали на происхождение от Хуанди. [ 132 ] Эта практика была хорошо известна в Tang и Song Times, когда сотни кланов претендовали на такой спуск. Основная поддержка этой теории - как записано в Тонгдиане (801 г. н.э.) и Тонгжи (середина 12 -го века), было Шиджи утверждение о том, что 25 сыновей Хуанди получили 12 различных фамилий, и что эти фамилии были диверсифицированы во всех китайских фамилии. [ 133 ] После того, как император Чжэньзонг (р. 997–1022) из династии Сун мечтал о фигуре, которую ему сказали, был Желтым Императором, семья Имперская Сонг начала претендовать на Хуанди как своего первого предка. [ 134 ]
Ряд зарубежных китайских кланов, которые сохраняют генеалогию, также в конечном итоге прослеживают свою семью до Хуанди, объясняя их различные фамилии в качестве изменений имен, которые, как утверждают, были получены из четырнадцати фамилий потомков Хуанди. [ 135 ] Многие китайские кланы, как за рубежом, так и в Китае, утверждают, что Хуанди является своим предком, чтобы укрепить их чувство китайца. [ 136 ]
Gun, Yu, Zhuanxu, Zhong, Li, Shujun и Yuqiang - различные императоры, боги и герои, предк которого также должен был быть Хуанди. Хуанту, Миаомин и Кванронг произошли от Хуанди. Говорят, что народы [ 137 ]
Традиционные даты
[ редактировать ]
Несмотря на то, что традиционный китайский календарь не постоянно не отмечал годы, некоторые астрономы ханьинастии пытались определить годы жизни и правления желтого императора. В 78 г. до н.э., под руководством Императора Чжао Хана , чиновник по имени Чжан Шуванг ( 張壽望 ) подсчитал, что 6000 лет прошло со времен Хуанди; Суд отказался от своего предложения о реформе, противостояв тому, что прошло только 3629 лет. [ 138 ] В пролептическом юлианском календаре расчеты суда поставили бы желтого императора в конце 38 -го века до нашей эры, а не в 27 -м веке до нашей эры, который в настоящее время является обычным.
Во время своих иезуитских миссий в Китае в семнадцатом веке иезуиты пытались определить, какой год следует считать эпохой китайского календаря. В его Sinicae Historiae decas prima (впервые опубликованные в Мюнхене в 1658 году) Мартино Мартини королевским вознесением Хуанди до 2697 г. до н.э. но начал китайский календар (1614–1661) датировался , Полем [ 139 ] Филипп Куплет (1623–1693) «Хронологическая таблица китайских монархов» ( Tabula Chronologica Monarchiae Sinicae ; 1686) также дала ту же дату для желтого императора. [ 140 ] Даты иезуитов вызвали большой интерес к Европе, где они использовались для сравнения с библейской хронологией . [ 141 ] Современная китайская хронология общеприняла даты Мартини, за исключением того, что она обычно помещает правление Хуанди в 2698 году до нашей эры (см. Следующий пункт) и опускает предшественников Хуанди Фуси и Шеннонг , которые считаются «слишком легендарными, чтобы включить». [ 142 ]
Хелмер Аслаксен, математик, который преподает в Национальном университете Сингапура и специализируется на китайском календаре, объясняет, что те, кто использует 2698 до н. Потому что «они предполагают, что желтый император начал свой год с зимнего солнцестояния 2698 г. до н.э.», следовательно, разница с 2697 г. до н.э., рассчитанная иезуитами. [ 143 ]
Начиная с 1903 года, радикальные публикации начали использовать прогнозируемую дату рождения желтого императора в качестве первого года китайского календаря . [ 78 ] Различные газеты и журналы предложили разные даты. Цзянсу , например, подсчитывал 1905 года 4396 года (сделав 2491 до н.э. в первый год китайского календаря), тогда как Минбао ( орган Тонгменгуи ) считался в 1905 году 4603 (первый год: 2698 г. до н.э. ). [ 144 ] Лю Шипей (1884–1919) создал желтый императорский календарь, чтобы показать непрерывную непрерывность расы Хань и культуры Хана с самых ранних времен. Нет никаких доказательств того, что этот календарь использовался до 20 -го века. [ 145 ] Календарь Лю начался с рождения желтого императора, который, как считается, составлял 2711 до н.э. [ 146 ] Когда 2 января года он заявил 1912 , что это был 12-й день 11-го месяца 4609 (эпоха: 2698 г. до н.э. Солнечный календарь и граф 1912 года как первый год республики. [ 147 ] Хронологические таблицы, опубликованные в издании словаря Cihai ( 辭海 ) 1938 года, последовали за Sun Yat-Sen, используя 2698 в качестве года вступления Хуанди; Эта хронология в настоящее время «широко воспроизводится, с небольшими вариациями». [ 148 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Император появляется как герой предка в стратегической игре Император: Rise of Среднего королевства, созданное Sierra Entertainment . В игре он является покровителем иглотерапевта и шелкового ткача, и обладает навыками, необходимыми для того, чтобы ввести мужчин в битву, особенно солдат-колесниц.
- Император служит героем в истории Хорхе Луиса Борхеса «Фауна зеркала». Британский писатель фэнтезии Китай Миивилл использовал эту историю в качестве основы для своей новеллы The Tain , которая описывает постапокалиптический Лондон. «The Tain» был включен в короткую историю Miéville «Seeft Jake» (2005).
- Популярная серия ролевых видеоигр Китая для ПК , Сюанюань Цзянь , вращается вокруг легендарного меча, используемого императором.
- Император NPC является . важным Он также раскрывает немного информации о войне между богами и титанами, а также показывает, что он следил за действиями игроков с начала шелкового пути . [ нужно разъяснения ]
- Китайский драматический фильм 2016 года о истории Желтого Императора называется «Сюань Юань: Великий Император» ( 軒轅大帝 ). [ 149 ]
- В играх Shin Megami Tensei Huang Di - призывник. Он создан различными средствами в зависимости от того, в какой игре он находится.
Смотрите также
[ редактировать ]
- Китайская народная религия
- Китайское богословие
- Императоры Ян и Хуан (памятник)
- Джиутиан Сюанну , богиня войны, секса и долголетия, а также учитель Желтого Императора
- Симиансен
- Тяньсия
- Сюанюанизм
- Нефритовый император
Примечания
[ редактировать ]- ^ A 斗 Dǒu на китайском - это целое семантическое поле. Его базовое значение - это «ковш» или форма одного, как Большой Местер ( 北斗 běidǒu ). Его также можно прочитать как мера громкости, что означает «безжизненный» в некоторых употреблениях и множественных литрах в других. Это также может означать «вихрь». В упрощенных китайских иехах 斗 используется для написания слова 鬥 ( Dòu ) и его графических синонимов, которые означает «Споры», «Борьба», «Битва».
- ^ В частности, надпись на Чен Хоу Иньки Дюй ( 陳侯因齊敦 ), брошенная королем Вей из Ци ( р. 356–320 г. до н.э.). [ 51 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Birrell 1993 , p. 48
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Сима ; Цянь Записи великого историка [ Записи великого историка ] (на китайском и английском языке) (акцентировано изд.). Пекин: Императорский департамент домохозяйств - через китайский текстовый проект .
- ^ Jump up to: а беременный в Фаулер (2005) , с. 200–201.
- ^ Jump up to: а беременный Шторм, Рэйчел (2011). Суделл, Хелен (ред.). Мифы и Легенды Индии, Египет, Китай и Япония (2 -е изд.). Вигстон, Лестершир: Лоренц книги. п. 176
- ^ С 2017 , с. 50
- ^ Витцель, Морген (6 декабря 2019 г.). История лидерства . Routledge. п. 89. ISBN 978-1-351-66649-7 Полем
Желтый император, который, как считается, был предком китайца и который был - и остается - символом китайского национализма.
- ^ Jump up to: а беременный в Уиндридж, Чарльз (2003). Тонг Сет: Книга Мудрости: Основана на древнем китайском альманахе . Консалтинговая работа, проделанная Чэн Кам Фонг (пересмотрено и обновлено изд.). Нью -Йорк: Barnes & Noble Books . стр. 59, 107. ISBN 978-0-7607-4535-9 Полем OCLC 54439373 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Хуанди" . Энциклопедия Британская . Получено 22 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Чинг, Джулия (1996). «Восточноазиатские религии». В Oxtoby, Уиллард Гурдон (ред.). Мировые религии: восточные традиции (1 -е изд.). Дон Миллс, Онтарио: издательство Оксфордского университета . С. 355–356. ISBN 0195407504 Полем OL 574352M . Получено 27 ноября 2023 года .
- ^ Айванго, Филипп Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения в классической китайской философии (2 -е изд.). Индианаполис: издательская компания Hackett . п. 380. ISBN 0-87220-781-1 Полем OCLC 60826646 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Чанг 1983 , с. 2
- ^ Аллан 1984 , с. 245: «Только после того, как« Первый император »Цинь стилизовал себя Ши Хуанди , Хуанди пришел, чтобы сослаться на земного правителя, а не к августовскому лорду»
- ^ Major 1993 , p. 18: «Чуйт хорошо отражает характер древней китайской мысли, в которой божества могут быть (одновременно и без внутреннего противоречия) высоких богов, мифических/божественных правителей или обожженных королевских предков: существа огромного импорта, рассылки на земляных и мирских».
- ^ Jump up to: а беременный Out 1991 , p. 65
- ^ Walters 2006 , p. 39
- ^ Engelhardt (2008) , с. 504-505 .
- ^ Лю; Джон С. Майор (2010). Huainanzi: Руководство по теории и практике правительства в раннем Китае Хань . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231142045 Полем п. 117, примечание 11.
- ^ Jump up to: а беременный Nienhauser 1994 , p. 1, 6 класс.
- ^ Shanhaijing Ch .
- ^ Ричард Э. Страссберг (переводчик). (2018) Китайский бестиарий: странные существа из путеводителей через горы и моря , 1 -е издание. п. 173
- ^ Хо Пэнга. Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае . Courier Corporation, 2000. ISBN 0486414450 . п. 135
- ^ Jump up to: а беременный Sun & Kistemaker (1997) , стр. 120–123.
- ^ Jump up to: а беременный Джайлс 1898 , с. 338, цитируется в Innocence & Tessenow 2011 , с. 5
- ^ Nienhauser 1994 , p. 1, 3 класс.
- ^ Матье 1984 , с. 29, с. 243.
- ^ YE 2007 .
- ^ Poo 2011 , с. 20
- ^ Espesset 2007 , p. 1080.
- ^ Espesset (2007) , с. 22–28.
- ^ Sun & Kistemaker (1997) , p. 120.
- ^ SCPG Publishing Corp. Defied Human Face Petroglyphs доисторического Китая . World Scientific, 2015. ISBN 1938368339 . п. 239: В Hetudijitong и Chunqiuhechengtu желтый император идентифицируется как бог грома.
- ^ Ян, Лихуи; Ан, Деминг. Справочник китайской мифологии . ABC-Clio, 2005. ISBN 157607806X . п. 138
- ^ Wu 1982 , с. 49–50, и глава EndNotes.
- ^ Puett 2001 , p. 93 (описание общего назначения Гу); Льюис 2007 , с. 545 (остальная часть информации).
- ^ Out 1991 , p. 64
- ^ Льюис 2007 , с. 545.
- ^ Льюис 2007 , с. 545–46.
- ^ Льюис 2007 , с. 556: «Современные ученые мифа в целом согласны с тем, что короли мудреца были частично гуманизированными трансформациями более ранних сверхъестественных существ, которые фигурировали в шаманистических ритуалах, космогонических мифах или рассказах о происхождении племен и кланов».
- ^ Льюис 2007 , с. 565; Sterckx 2002 , p. 95
- ^ Jump up to: а беременный Льюис 1990 , с. 314, примечание 116.
- ^ Jump up to: а беременный в Out 1991 , p. 65
- ^ Puett 2001 , p. 97
- ^ Меньше 1990 , с. 314, примечание 116 ( AAG 116 ); Около 1991 , с. 65 黄(
- ^ Митарай 1967 .
- ^ Puett 2001 , с. 246–47, примечание 16.
- ^ Льюис 1990 , с. 194.
- ^ Льюис 1990 , с. 179–82.
- ^ Out 1991 , p. 175.
- ^ Jump up to: а беременный Out 1991 , p. 73.
- ^ Аллан 1991 , стр. 64, 73, 175: «В летописи СИА Шиджи происхождение СИА прослеживается от Ю -Хуан Ди, желтого лорда»; «Властелин подземного мира и желтых источников и, таким образом, тесно связан со СИА»; «Хань, их [СИА] предок, желтый император, первоначально Владыка подземного мира, был преобразован в историческую фигуру, которая с его потомком Чжуань Сюй, правил перед Яо».
- ^ С 2017 , с. 50
- ^ Falkenhausen 2006 , p. 165 («Воюющие штаты Тексты документируют различные попытки координировать все или большинство кланов культурной сферы Чжоу под общей генеалогией, произошедшей от мифического желтого императора (Хуанди), который, возможно, был изобретен для этой самой цели»).
- ^ Лебланк 1985–1986 , с. 53 (цитата); Seidel 1969 , p. 21 (который называет это «самым древним документом о Хуанди» [« Le Plus древний документ Sur Houang Ti »]); Январь 1981 , с. 118 (который называет надпись «самым ранним существующим и датируемым источником желтого императора» и утверждает, что судно датируется либо 375, либо 356 до н.э. г. , . с Huangdi находится «в бронзовой надписи, посвященной Вей 357–320); » (р . королю
- ^ Puett 2001 , p. 112.
- ^ Yates 1997 , p. 19
- ^ Sun 2000 , p.
- ^ Puett 2002 , p. 303 («Централизованный государственный дефект»; Leblanc 1985–1986 , с. 50–51 («Парадигматическое императорство»).
- ^ von Glahn 2004 , p. 38; Льюис 2007 , с. 565. Оба ученых полагаются на требование, сделанное в главе 28 Шиджи , с. 1364 из издания Zhonghua Shuju .
- ^ von Glahn 2004 , p.
- ^ von Glahn 2004 , p. 38 («Правлением короля Чжэн, будущего первого императора Цинь, культ Хуанди омрачал всех своих конкурентов для внимания правителей Цинь»).
- ^ Yi 2010 , в разделе под названием Ян -Хуангхуананхуанг « Легенда » («Легенды Янди и Хуанди») (оригинал: « Это были« Записи великого историка »Симы Цянь, что была более систематическая запись ...» пяти императоров «Интегрированные стали относительно полной » историей ; ) Записи великого историка: Основные анналы .
- ^ Loewe 1998 , p. 977.
- ^ Nienhauser 1994 , p. 18 (в «Переводчики»).
- ^ Jump up to: а беременный Chinareviewnews.com, и консерв прошлых веков», «Самый уродливый среди императриц архивировав 22 декабря 2010 года на Wayback Machine (на китайском языке) .
- ^ Big5.huaxia.com, « Мому и желтый император изобретают зеркало», архивировав 12 июня 2011 года на машине Wayback (на китайском языке) .
- ^ Sautman 1997 , p. 81.
- ^ Vankeerberghen 2007 , с. 300–301.
- ^ Дай де ) ред . ( Великие дела (на китайском).
- ^ Чжан Ханмо (張瀚墨) (8 февраля 2017 г.). «От мифа к истории: историзировать мудреца ради убеждения в повествованиях с желтыми императорами» . Журнал китайских гуманитарных наук . 3 (1). Брилл: 91–116 на с. 100. doi : 10.1163/23521341-12340045 . ISSN 2352-1333 .
- ^ Саламон, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью -Йорк: Routledge . п. 431. ISBN 0-415-94180-6 .
- ^ Innocence & Tessenow 2011 , с. 5
- ^
- Мэрилин Ши (2009). «Зал верховной гармонии 太和殿» . История Пекина в картинках . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Получено 29 августа 2010 года .
- Ли Кецин. Золотой престол xuanyuan jing emperial gate tingzheng taihe hall [Сюанюанское зеркало в Имперском Тронном зале - Зал Верховной Гармонии, где Император держал суд]. Петь Дао ежедневно Петь Дао недвижимость (на китайском). Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Получено 29 августа 2010 года .
- ^ Энгельхардт 2008 , с. 506
- ^ Lagewey 1987 , p.
- ^ Komjathy 2013 , стр. 173 (дата Иньфуджина и 186, примечание 77 (остальная часть информации).
- ^ Dua 1995 , p. 76
- ^ Sun 2000 . , p Годовая китайская цивилизация была открыта Хуанди, и что китайцы являются потомками Хуанди, являются продуктами двадцать десятилетия ».
- ^ Jump up to: а беременный в DICUTS 1992 , с.
- ^ Diköts 1992 , стр. 117–18.
- ^ Diköts 1992 , p.
- ^ Чоу 1997 , с. 49
- ^ Sun 2000 , с. 77–78; Dikötter 1992 , p. 116, примечание 73.
- ^ Dicense в 1992 году , P. 116, примечание 73.
- ^ Чоу 2001 , с. 59
- ^ Она 2010 , с.
- ^ Она 2010 , с.
- ^ Она 2010 , стр. 145–47.
- ^ Она 2010 , с.
- ^ Она 2010 , с.
- ^ Она 2010 , стр. 151–52.
- ^ Она 2010 , с.
- ^ Она 2010 , с.
- ^ Она 2003 , стр. 253–54.
- ^ Dua 1995 , p. 75
- ^ Dikötter 1992 , стр. 71 и 117 («Расовая лояльность воспринималась как продолжение лояльности происхождения»; Hon 2010 , стр. 150 («Призыв к оружию ... чтобы вести расовую войну против манча»).
- ^ Jump up to: а беременный Ли, 1999 , с. 608-9.
- ^ Jump up to: а беременный Лю 1999 , с.
- ^ Sautman 1997 , с. 79–80.
- ^ Sautman 1997 , p. 80
- ^ Sautman 1997 , с. 80–81.
- ^ Sautman 1997 , p. 81.
- ^ Schoenhals 2008 , с. 121–22.
- ^ Jump up to: а беременный в «Президент Ма лично отдает дань уважения желтому императору» , China Post , Formosa , 4 сентября 2010 года .
- ^ Чжан 2013 , с. 6
- ^ Tan 2009 , p. 40
- ^ «10 000 китайцев отдают дань уважения желтому императору» , China Daily , 4 сентября 2010 г. [ Постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Луи Кромптон (1925–2009) , UNL .
- ^ «Стипендия Луи Кромптона» , LGBTQA Programs & Services , архивировав из оригинала 16 марта 2013 года , полученная 4 апреля 2012 года .
- ^ Стипендиальный фонд Луи Кромптона , фонд NU, архивировал из оригинала 18 мая 2012 года , получен 4 апреля 2012 года .
- ^ Crompton 2003 , p. 214
- ^ Юн, Джи, "Хуайси Зазхи эр" Huaixi Magazine II [Разное записи от Huaixi, часть 2], Yuewei Caotang Biji Примечания на Yuewei Caotang Разное
высказывания о названии «Император желтого императора» почти не вышли из поддержки
. - ^ Nienhauser 1994 , p. 1, 6 класс.
- ^ Jump up to: а беременный Billeyblank 2000 , p. 14, примечание 39.
- ^ Ив Боннефой, азиатские мифологии . Университет Чикагской Прессы, 1993. ISBN 0226064565 . п. 246
- ^ Деньги 1997 , с. 13
- ^ Лю Сян (77–6 г. до н.э.), Биле был изобретен Хуанди; другие : «Говорят, что Куджу утверждают, что это возникло в период враждующих государств» ( Куджу, по слухам, Хуанди, или называется QI в период воюющих государств ) ;
- ^ Инь 2001 , с. 1–10.
- ^ Huang 1989 , Vol. 2 [ страница необходима ] .
- ^ Уиллард Гурдон Окстоби, изд. (2002). Мировые религии: восточные традиции (2 -е изд.). Дон Миллс, Онтарио: издательство Оксфордского университета . п. 392. ISBN 0-19-541521-3 Полем OCLC 46661540 .
- ^ Jump up to: а беременный ifeng.com, «предатель Bai Ze» 背叛者白澤 Archived 20 июля 2011 года на Wayback Machine (на китайском языке) ; от Xu 2008 . Получено на 2010-09-04.
- ^ Jump up to: а беременный GE 2005 , с. 474.
- ^ Jump up to: а беременный в Haw 2007 , pp. 15–16.
- ^ Jump up to: а беременный в Деньги 2005 , стр. 11–13.
- ^ Roetz 1993 , p. 37
- ^ China.org.cn, «Мавзолей желтого императора». Получено на 2010-08-29.
- ^ Sautman 1997 , p. 83.
- ^ Jump up to: а беременный Леви (2007) , с. 674.
- ^ Loewe 2000 , p. 542.
- ^ Деньги 2000 , стр. 168–169.
- ^ Гудман 1998 , с. 145.
- ^ Льюис 2009 , с. 202; Абрамсон 2008 , с. 154
- ^ Энгельхардт 2008 , с. 505
- ^ Ebrey 2003 , p. 171.
- ^ Lagewey 1987 , p.
- ^ Pan 1994 , стр. 10–12.
- ^ Sautman 1997 , p. 79
- ^ The, Ans & Turer 2005 , p. 143 .
- ^ Loewe 2000 , p. 691, ссылаясь на книгу более поздней Хань , глава 21а, с. 978 стандартного издания Zhonghua Shuju .
- ^ Mungell 1989 , p. 132 .
- ^ Lach & Van Kley 1994 , p. 1683.
- ^ Mungell 1989 , p. 133.
- ^ Mungello 1989 , с. 131–32 (цитата на стр. 132).
- ^ Хелмер Аслаксен, «Математика китайского календаря», « Архивировано 24 апреля 2006 года, в « Машина Wayback разделе »в каком году он в китайском календаре?» (Получено на 2011-11-18)
- ^ Уилкинсон 2013 , с. 519.
- ^ Cohen (2012) , с. 1, 4.
- ^ Kaske 2008 , p. 345.
- ^ Уилкинсон 2013 , с. 507
- ^ Mungell 1989 , p. 131, примечание 78.
- ^ Император Сюаньюан (2016)
Источники
[ редактировать ]- Работы цитируются
- Абрамсон, Марк Сэмюэль (2008), Этническая идентичность в Тан Китай , Университет Пенсильвании Пресс, ISBN 978-0-8122-4052-8
- Аллан, Сара (1984), «Миф о династии Ся», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , 116 (2): 242–256, doi : 10.1017/s0035869x00163580 , JSTOR 25211710 , S2CID 162347912 - - через JSTOR (требуется подписка)
- ——— (1991), форма черепахи , Олбани, Нью -Йорк: Suny Press, ISBN 0-7914-0460-9 .
- Birrell, Anne (1993), Китайская мифология: введение , Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-4595-5 , 0-8018-6183-7.
- ——— (1994), «Исследования по китайскому мифу с 1970 года: оценка, часть 2», «История религий» , 34 (1): 70–94, doi : 10.1086/463382 , jstor 1062979 , S2CID 161421169 - через JSTOR (JSTOR 1062979, S2CID 161421169 - через JSTOR ( JSTOR 1062979, S2CID 161421169 требуется подписка)
- Чанг, Чун-Шу (2007), Восстание китайской империи , вып. 1. Нация, государство и империализм в раннем Китае, Калифорния. 1600 г. до . н 978-0-472-11533-4 .
- Чанг, KC (1983), искусство, миф и ритуал: путь к политической власти в древнем Китае , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-04807-5 , 0-674-04808-3.
- Chow, Kai-Wing (1997), «Воображая границы крови: Чжан Бинглин и изобретение расы Хана в современном Китае» , в Дикётете, Фрэнк (ред.), Строительство расовых идентичностей в Китае и Японии: Исторические и современные перспективы , Гонолулу: Университет Гавайской прессы, стр. 34–52, ISBN 962-209-443-0 .
- ——— (2001), «Повествование нации, расы и национальной культуры: воображение идентичности ханзу в современном Китае», в Чоу, Кай-Уинг; Доак, Кевин Майкл; Fu, Poshek (Eds.), Построение государственности в современной Восточной Азии , Энн -Арбор: Университет Мичиганской Прессы, стр. 47–84, ISBN 0-472-09735-0 , 0-472-06735-4.
- Cohen, Alvin (2012), «Краткая примечание: происхождение хронологии желтой императорской эпохи» (PDF) , майор Азии , 25 (Pt 2): 1–13, архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2020 25 сентября 2014 года
- Кромптон, Луи (2003), Гомосексуализм и цивилизация , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-02233-1 .
- Dikötter, Frank (1992), дискурс расы в современном Китае , Лондон: Hurst & Co, ISBN 1-85065-135-3
- Duara, Prasenjit . ) ( 1995 978-0-226-16722-0
- Эбри, Патриция Бакли (2003), Женщины и семья в истории Китая , Лондон и Нью -Йорк: Routledge, ISBN 0-415-28822-3 (в твердом переплете); ISBN 0-415-28823-1 (мягкая обложка).
- Engelhardt, Ute (2008), "и Gdi" Хуанди , в Pregadio, Fabrizio (ed.), Энциклопедия даосизма , Routledge, с. 504–6, ISBN 978-1135796341
- Espesset, Gregoire (2007), «Последние религиозные массовые движения Хань и ранняя даосская церковь» , в Лагервеи, Джон; Калиновский, Марк (ред.), Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хана (1250 г. до н.э. - 220 г. н.э.) , Лейден: Брилл, с. 1061–1102, ISBN 978-90-04-16835-0
- Fowler, Jeanine D. (2005), Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию , Sussex Academic Press, ISBN 1845190866 [ Постоянная мертвая ссылка ]
- GE Hong (2005) [300S], Gu Jiu (ed.), Baopuzi Neipian Внутренняя глава Баопузи , Taipei: Taiwan Shufang Publishing LLC Taiwan Study Publishing Co., Ltd., ISBN 978-986-7332-46-2 .
- Джайлс, Герберт Аллен (1898), китайский биографический словарь , Лондон: B. Quaritch
- Гудман, Говард Л. (1998), Ts'ao P'i Transcendent: политическая культура династии в Китае в конце Хана , Сиэтл, Вашингтон: Scripta Serica, распределенная Curzon Press, ISBN 0-9666300-0-9
- Haw, Stephen G. (2007), Пекин: Краткая история , Лондон и Нью -Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-39906-7 .
- Hon, Tze-Ki (2003), «Национальная эссенция, национальное обучение и культура: исторические писания в Гокуи Сюэбао , Сюэхенг и Гуксю Джикан » (PDF) , Историография Восток и Запад , 1 (2): 242–86, doi : 10.1163/157018603774004511 .
- ——— (2010), «От иерархии во времени до иерархии в космосе: значения китайско-бабилонизма в Китае начала двадцатого века», Modern China , 36 (2): 136–69, doi : 10.1177/0097700409345126 , S2CID 144710078 .
- Хуан Дэшу (1989), Чжунгу Тонгши Общая история Китая [ Общая история Китая ] (на китайском языке), Wunan Tushu Chuban LLC Wunan Book Publishing Co., Ltd., ISBN 978-957-11-0031-9
- Ян, Юн-Хуа (1981), «Изменение изображений: желтый император в древней китайской литературе», Journal of Oriental Studies , 19 (2): 117–137 .
- Каске, Элизабет (2008), Политика языка в китайском образовании, 1895–1919 , Лейден: Брилл, ISBN 978-90-04-16367-6 .
- Komjathy, Louis (2013), «Путь полного совершенства: антология Quanzhen Daost» , Олбани, Нью -Йорк: Suny Press, ISBN 978-1-4384-4651-6
- Лах, Дональд Ф . ; Ван Клей, Эдвин Дж. (1994), Азия в «Создании Европы» , вып. Iii. Столетие аванса , Книга четвертая, Восточная Азия , Чикаго: Университет Чикаго Пресс, ISBN 978-0-226-46734-4 .
- Lagerwey, John (1987), Даосский ритуал в китайском обществе и истории , Нью -Йорк и Лондон: Макмиллан, ISBN 0-02-896480-2
- Лебланк, Чарльз (1985–1986), «Пересмотр мифа о Хуан-Ти», журнал китайских религий , 13–14: 45–63, doi : 10.1179/073776985805308158 .
- Леви, Джин (2007), «Обряд, норм и дао: философия жертвы и трансцендентности власти в древнем Китае», в Лагервей, Джон; Калиновский, Марк (ред.), Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хана (1250 г. до н.э. - 220 г. н.э.) , Лейден: Брилл, с. 645–692, ISBN 978-90-04-16835-0
- Льюис, Марк Эдвард (1990), санкционированное насилие в раннем Китае , Олбани, Нью -Йорк: Suny Press, ISBN 0-7914-0076-х ; 0-7914-0077-8.
- ——— (2007), «Мифология раннего Китая», в Джоне Лагервей; Марк Малиновский (ред.), Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хан (1250 г. до н.э. - 220 г. н.э. , Лейден и Бостон: Брилл, с. 543–594, ISBN 978-90-04-16835-0 .
- ——— (2009), Космополитическая империя Китая: династия Тан , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-03306-1
- Лю Ли (1999), «Кто были предками? Происхождение китайской наследственной культуры и расовых мифов», «Античность » , 73 (281): 602–13, doi : 10.1017/s0003598x00065170 , s2cid 163123858 .
- Loewe, Michael (1998), «Наследие, оставленное империям», у Майкла Лоу; Эдвард Л. Шонесси (ред.), Кембриджская история древнего Китая: от происхождения цивилизации до 221 г. до н.э. , Кембридж (Великобритания) и Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета, с. 967–1032, ISBN 0-521-47030-7
- ——— (2000), биографический словарь Цинь, бывшие периоды Хань и Синь (221 г. до н.э. - 24 года) , Лейден и Бостон: Брилл, ISBN 9004103643
- Майор, Джон С. (1993), Небеса и Земля в ранней мысли: Главы третьи, четыре и пять из Хуайананзи , Олбани, Нью -Йорк: Suny Press, ISBN 0-7914-1585-6 (в твердом переплете), ISBN 0-7914-1586-4 (мягкая обложка).
- Mathieu, Rémi (1984), «La Patte de l'Er's» [лапа медведя], мужчина (на французском языке), 24 (1): 5–42, doi : 10.3406/hom.1984.368468 , JStor 25132024 - Via jstor (Требуется подписка)
- Mitarai, Masaru Mitarai (1967), "Kōtei densetsu ni tsuite" О легенде об императоре Мин [О легенде о желтом императоре], Хиросима Дайгаку Бунгаку Кийё Бюллетень факультета писем, Университет Хиросимы [ Бюллетень литературного факультета Университета Хиросимы ] (на японском языке), 27 : 33–59 .
- Mungello, David E. (1989) [1985], любопытная земля: жилье иезуитов и происхождение синологии , Гонолулу: Университет Гавайской прессы, ISBN 0-8248-1219-0 .
- Nienhauser, William H Jr, ed. (1994), The Grand Scribe's Records , Vol. 1. Основные летописи Prehan China, Bloomington & Indianapolis: издательство Индианы Университет, ISBN 0-253-34021-7 .
- Пан, Линн (1994), сыновья желтого императора: история китайской диаспоры , Нью -Йорк: Коданша Америка, ISBN 1-56836-032-0 .
- Poo, Mu-Chou (2011), «Подготовка к загробной жизни в древнем Китае» , в Эми Олбердинг; Филипп Дж. Айванго (ред.), Смертность в традиционной китайской мысли , Олбани, Нью -Йорк: Suny Press, с. 13–36, ISBN 978-1438435640 - через Project Muse (требуется подписка)
- Пуэтт, Майкл (2001), Амбивалентность творения: дебаты, касающиеся инноваций и искусства в раннем Китае , Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-3623-5 .
- ——— (2002), чтобы стать Богом: космология, жертва и самодивинизация в раннем Китае , Кембридж, Массачусетс: Центр Азии Гарвардского университета, ISBN 0-674-01643-2 .
- Billeyblank, Edwin G. (2000), «Ji 姬 and jiang 姜: роль экзогамических кланов в организации политики Чжоу» (PDF) , Ранний Китай , 25 : 1–27, DOI : 10.1017/S03625028004259 , JSTOR 233542722/S03625028004259, JSTOR 233542722 /S03625028004259, JSTOR 233542722/S03625028004259, JSTOR , S2CID 162159081 , архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2017 года , извлечен 28 сентября 2016 года .
- Roetz, Heiner (1993), Конфуцианская этика осевой эпохи: реконструкция под аспектом прорыва в направлении постконтрадиционного мышления , Suny Press, ISBN 0-7914-1649-6
- Sautman, Barry (1997), «Мифы о происхождении, расовом национализме и этнических меньшинствах в Китайской Народной Республике» , в Дикёттере, Фрэнк (ред.), Строительство расовых идентичностей в Китае и Японии: исторические и современные перспективы , Гонолулу : Университет Гавайи Пресс, с. 75–95, ISBN 962-209-443-0 .
- Schoenhals, Michael (2008), «Заброшенные или просто потерянные в переводе?», Inner Asia , 10 (1), (требуется подписка) : 113–30, doi : 10.1163/000000008793066777 , JSTOR 23615059 .
- Seidel, Anna K (1969), Обезвреживание Лао Цеу в Таисме Хана [ дивинизация лаоз в хан-династии таизма ] (на французском языке), Париж: Французская школа Дальнего Востока, ISBN 2-85539-553-4 .
- Sterckx, Roel (2002), Animal и Daemon в раннем Китае , Олбани, Нью -Йорк: Suny Press, ISBN 0-7914-5269-7 , 0-7914-5270-0.
- Su xiaowei (蘇曉威 蘇曉威 蘇曉威) (2017), «Исследование изображения желтого императора в ранних текстовых источниках и археологических материалах Китая», журнал китайских гуманитарных наук , 3 , переведенный Катериной Вебер, Брилл: 48–71, doi : 10.1163/23521341 -12340043
- Sun Longji (Sun Longji) (2000), "Цинджи Минзу Чжуйи Ю Хуанди Чонгбай Чжи Фамин" Национализм и изобретение поклонения желтым императору в династии Цин [Цин-периодический национализм и изобретение поклонения Хуанди], Лиши Яндзиу Исторические исследования , 2000 (3): 68–79, архивировано из оригинала 31 марта 2012 года , получен 7 ноября 2011 года .
- Солнце, Xiaochun; Kistemaker, Jacob (1997), китайское небо во время Хань: созвездие звезды и общество , Брилл, Бибкод : 1997csdh.book ..... s , ISBN 9004107371
- Тан Чжун (1 мая 2009 г.), «Конг майяджиу» Яоджи Хуанди Лин Глядя на суть выживания Китая от «отдаленной жертвы мавзолея желтого императора» Майн-Джеу. , Хайксия Пингун Обзор пролива , 221 : 40–44 .
- Уншульд, Пол У.; Tessenow, Hermann, eds. (2011), Huang Di Nei Jing Su Wen: аннотированный перевод внутренней классики Huang Di - основные вопросы , 2 тома, Беркли и Лос -Анджелес: Университет Калифорнийской прессы, ISBN 9780520266988
- Vankeerberghen, Greiet (2007), «Таблицы ( Biao Sima Qian ) в Shi Ji : риторика и воспоминания», во Франческе Брей; Вера Дорофива-Лихтманн; Georges Métailié (Eds.), Графика и текст в производстве технических знаний в Китае: Warp и Weft , Leiden и Boston: EJ Brill, стр. 295–311, ISBN 978-90-04-16063-7 .
- Falkenhausen, Lothar Von (2006), Китайское общество в эпоху Конфуция (1000–250 гг. До н.э.): Археологические данные , Лос -Анджелес: Институт археологии Котсена, Калифорнийский университет, ISBN, ISBN , ISBN 1-931745-31-5 .
- Фон Глан, Ричард (2004), «Зловещий путь: Божественный и демонический в китайской религиозной культуре» , Беркли и Лос -Анджелес: Университет Калифорнийской прессы, ISBN 0-520-23408-1 .
- Уолтерс, Дерек (2006), Полное руководство по китайской астрологии: самое всеобъемлющее исследование предмета, когда -либо опубликованного на английском языке , Уоткинс, ISBN 978-1-84293-111-0 .
- Wang, Aihe (2000), Космология и политическая культура в раннем Китае , Кембридж, англ.: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-62420-7
- Ван Хенгвей (Ван Хенгвей) (2005), Чжунгуа Лиши Цзянгтанг Китайский лекционный зал [ Лекции по истории Китая ] (на китайском языке), Пекин: Жонхуа Шуджу, ISBN 962-8885-24-3
- Ван Чжунфу (Ван Чжунфу) (1997), Zhongguo Wenhua Shi Китайская культурная история [ Культурная история Китая ] (на китайском языке), Wunan Tushu Chuban LLC Wunan Book Publishing Co., Ltd., ISBN 978-957-11-1427-9
- Wilkinson, Endymion (2013), История Китая: новое руководство , Кембридж, Массачусетс и Лондон: Центр Азии Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-06715-8 .
- Уиндридж, Чарльз; Фонг, Ченг Кам (2003) [1999], Тонг Синг: Китайская книга мудрости, основанная на древнем китайском альманаке , Кайле Кэти, ISBN 0-7607-4535-8 .
- Wu, Kuo-Cheng (1982), Китайское наследие , Нью-Йорк: Корона, ISBN 0-517-544475-X .
- Сюй Лай (Сюй Лай) (2008), Сянксиан Чжун де Дунву: Шанггу Шидай де Ции Ниаошу Воображаемые животные: странные птицы и зверей с древних времен [ Воображаемые животные: странные птицы с высокой древностью ] (на китайском языке), Шанхай: Шанхай Вени Чубанше Шанхайский литература и художественный издательство, ISBN 978-7-80685-826-4
- Ян, Лихуи; Ан, Деминг; Тернер, Джессика Андерсон (2005), Справочник по китайской мифологии , Оксфорд и Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-533263-6
- Yates, Robin DS (1997), Five Lost Classics: Human, Huang-Lao и Yin-Yang в Хань Китай , Нью-Йорк: Ballantine, ISBN 978-0-345-36538-5 .
- Ye Shuxian (Ye Shuxian) (2007), Xiong Tuteng: Zhonghua Zuxian Shenhua Tanyuan Медведь Тотем: исследование мифа о китайских предках [ The Bear Totetm: происхождение китайского мифа о предках ] (на китайском языке), Шанхай: Шанхай Вени Чубанше Шанхайская литература и художественная издательство, ISBN 978-7-80685-826-4
- Yi Hua (Yi Hua) (2010), «Яо-Шун Ю Ян-Хуанг: Шиджи " Вуди Бенджи "Ю Минзу Рентонг" Яо и Шун и Янхуанг - «Записи великого историка: записи пяти императоров» и национальной идентичности [Яо-Шун и Ян-Хуанг: Шиджи «Основные летописи » и этническая идентичность], Китайская сеть фольклора .
- Инь Вей (Инь Вэй) (2001), Чжунгуа Цинши Яньи Китайская история фортепиано [ Роман в истории китайской цитуры ] (на китайском языке), Юньнан Ренмин Чубанш Юньнань народной прессы
- Zhang, Yingjin (2013), «Шормозренность грусти, гендерное пространство: политика и поэтика фильмов Тайю с Тайваня 1960 -х годов», современная китайская литература и культура , 25 (1): 1–46, JSTOR 42940461 - через JSTOR (подписка требуется)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Csikszentmihalyi, Mark (2006), «переосмысление четырех лиц императора» , в Мартина Керн (ред.), Текст и ритуал в раннем Китае , Сиэтл: Университет Вашингтонской прессы, стр. 226–248, ISBN 9780295800318 , OCLC 794702181 - через Project Muse (требуется подписка)
- Харпер, Дональд (1998), Ранняя китайская медицинская литература: Медицинские рукописи Mawangdui , Лондон и Нью -Йорк: Kegan Paul International, ISBN 0-7103-0582-6 .
- Jochim, Christian (1990), «цветы, фрукты и ладан: элита против популярности в религии желтого императора Тайваня», Modern China , 16 (1): 3–38, doi : 10.1177/009770049001600101 , S2CID 145519916 .
- Лейболд, Джеймс (2006), «Конкурирующие повествования о расовом единстве в республиканском Китае: от желтого императора до пекинга», Modern China , 32 (2): 181–220, doi : 10.1177/0097700405285275 , S2CID 143944346 .
- Luo Zhitian (Luo Zhitian) (2002), "Baorong Ruxue, Zhuzi Yu Huangdi de Guoxue: Qingji Shiren Xunqiu minzu rentong xiangzheng de nuli" Инклюзивный конфуцианство, ученые и китайцы Хуанди: усилия ученых из династии Цин с целью искать символы национальной идентичности [Рост «национального обучения»: конфуцианство, древние философы и желтый император в поисках интеллектуалов китайских Журнал истории Национального Тайваньского университета , 29 : 87–105 .
- Sautman, Barry (1997), «Расовый национализм и внешнее поведение Китая» , World Affairs , 160 : 78–95 [ мертвая ссылка ]
- Schneider, Lawrence (1971), Ku Chieh-Gang и новая история Китая: национализм и поиск альтернативных традиций , Беркли и Лос-Анджелес: Университет Калифорнийской прессы, ISBN 9780520018044 .
- Seidel, Anna K. (1987) , Даосизм и религиозная культура [ Даосизм и религиозная культура ], Токио: Хиракава Шуппанша, с. 23–57 .
- Shen Sung-Chiao (Shen Songqiao) (1997), "Wo yi wo xue jian xuanyuan: Huangdi Shenhua Yu Wan-Qing de Gozu jiangou" Я рекомендую Сюаньюану с моей кровью: миф о Хуанди и национальное строительство династии позднего Цин [Миф о желтом императоре и строительство китайского государственного возраста в конце цинга], Тайвань Шехуи Яндзиу Джикан Тайваньские социальные исследования ежеквартально , 28 : 1–77 .
- Уншульд, Пол У. (1985), Медицина в Китае: история идей , Беркли и Лос -Анджелес: издательство Калифорнийского университета, ISBN 0-520-05023-1 .
- Ван Минке (Ван Минке) (2002), «Лун Панфу: Джиндай Ян-Хуан Зисюн Гуозу Цзянгу де Гудай Джайчу" На Панфу: древние основы для построения потомков Яна и Хуанга в современную времени [В прогрессии: древняя основа для национального строительства, что китайцы являются потомками Янди и Хуанди], Чжунгьян Яндзиу Юань Лиши Юян Яндзиу Суо Джикан Журнал Института истории и языка Центральной академии наук , 73 (3): 583–624, архивировано с оригинала 27 сентября 2011 года , получено 7 ноября 2011 года .