Jump to content

Желтый Император

(Перенаправлено с Юсюн )

Желтый Император
Желтый Император
Желтый Император, изображенный в гробнице середины II века нашей эры. Надпись гласит: «Желтый император создал и изменил очень многое; он изобрел оружие и систему колодцев ; он изобрел верхнюю и нижнюю одежду, построил дворцы и дома». [ 1 ]
Предшественник Фуси
Преемник Чжуаньсюй или Шаохао
Рожденный Гунсунь Сюаньюань
Супруг
Проблема
Имена
Отец Шаодянь
Мать Фубао
Китайское имя
Традиционный китайский Желтый Император
Упрощенный китайский Желтый Император
Буквальный смысл
  • «Желтый император»
  • «Желтый Теарх»
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinHuángdì
Gwoyeu RomatzyhHwangdih
Wade–GilesHuang2-ti4
IPA[xwǎŋtî]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationWòhng-dai
JyutpingWong4-dai3
Southern Min
Tâi-lôN̂g-tè (col.)
Hông-tè (lit.)
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*N-kʷˤaŋ tˤek-s
Желтый Император
Член Уфан Шанди
Главный культовый центр Гора Сонг
Предшественник Чиди (цикл Усин, также политический с Императором Пламени )
Преемник Байди (цикл Усин, также политический с Шаохао )
Планета Сатурн
Изображено Ганом Бозонгом, гравюра на дереве, династия Тан (618–907).

Желтый Император , также известный как Желтый Теарх или по китайскому имени Хуанди ( / ˈ hw ɑː ŋ ˈ d / ), является мифическим китайским правителем и культурным героем, включенным в число легендарных Трех Правителей и Пяти Императоров , а также отдельное божество. ( шэнь ) или часть Высших Божеств Пяти Регионов ( китайский : 五方上帝 ; пиньинь : Вуфан Шанди ) [ 3 ] в китайской народной религии . [ 4 ] Традиционные даты правления Хуанди , рассчитанные миссионерами-иезуитами , которые основывали свою работу на различных китайских хрониках, а затем принятые сторонниками универсального календаря двадцатого века, начиная с Желтого императора, начинаются либо в 2698, либо в 2697 году до нашей эры и охватывают сто лет. точно.

Культ Хуанди впервые засвидетельствован в период Воюющих царств . [ 5 ] и стал известен в конце того же периода, в начале династии Хань , когда его изображали как создателя централизованного государства, космического правителя и покровителя эзотерических искусств. Таким образом, ему приписывалось большое количество текстов, таких как « Хуанди Нэйцзин» , классический медицинский труд, и « Хуанди Сыцзин» , группа политических трактатов. Ослабев влияние на протяжении большей части имперского периода , в начале двадцатого века Хуанди стал объединяющей фигурой для попыток ханьцев свергнуть правление династии Цин, оставаясь мощным символом современного китайского национализма . [ 6 ] Традиционно приписывают многочисленные изобретения и инновации – лунный календарь ( китайский календарь ), даосизм , [ 7 ] деревянные дома, лодки, телеги, [ 8 ] стрелка компаса , [ 9 ] «ранние формы письменности », [ 10 ] и цую , игра в мяч – Желтый император сейчас считается инициатором ханьской культуры (позже китайской культуры ). [ 11 ]

«Хуанди»: Желтый Император, Желтый Теарх.

[ редактировать ]
Храм Хуанди в Синьчжэне , Чжэнчжоу , Хэнань

До 221 г. до н. э., когда Цинь Ши Хуан из династии Цинь придумал титул хуанди ( 皇帝 ) — условно переводимый как « император » — для обозначения самого себя, иероглиф ди относился не к земным правителям, а к высшему богу династии Шан. (ок. 1600–1046 до н.э.) пантеон. [ 12 ] В период Воюющих царств (ок. 475–221 до н.э.) термин ди сам по себе мог также относиться к божествам, связанным с пятью Священными горами Китая и цветами. Хуанди ( 黃帝 ), «желтый ди », был одним из последних. Чтобы подчеркнуть религиозное значение ди в доимперские времена, историки раннего Китая обычно переводят имя бога как «Желтый Теарх», а титул первого императора - как «Августовский Теарх», в котором «теарх» относится к благочестивому правителю. [ 13 ]

В конце периода Воюющих царств Желтый Император был интегрирован в космологическую схему Пяти Фаз , в которой желтый цвет представляет земную фазу , Желтого Дракона и центр. [ 14 ] Соотношение цветов в связи с различными династиями было упомянуто в Люши Чунцю (конец III века до н. э.), где считалось, что правление Желтого Императора управляется землей. [ 15 ] Иероглиф huang («желтый») часто использовался вместо гомофонного huang , что означает «августовской» (в смысле «выдающийся») или «сияющий», что придавало Хуанди атрибуты, близкие к атрибутам Шанди, Шан. верховный бог. [ 16 ]

Сюаньюань и Юсюн

[ редактировать ]

В «Записках великого историка» , составленных Сыма Цянем в первом веке до нашей эры, имя Желтого императора дано как «Сюань Юань» ( традиционный китайский : 軒轅 ; упрощенный китайский : 轩辕 ; пиньинь : Сюань Юань < старокитайский ( BS ) * qʰa [r]-[ɢ]ʷa[n] , букв. «Ось колесницы» [ 17 ] ). Ученый третьего века Хуанфу Ми , написавший работу о правителях древности, заметил, что Сюаньюань — это название холма, на котором жил Хуанди, и которое он позже взял в качестве названия. [ 18 ] В « Классике гор и морей» упоминается народ Сюаньюань, жители которого имеют человеческие лица, змеиные тела и хвосты, извивающиеся над головами; [ 19 ] Юань Кэ , современный исследователь ранней китайской мифологии, «отметил, что внешний вид этих людей характерен для богов, и предположил, что они могут отражать форму самого Желтого Теарха». [ 20 ] Ученый династии Цин Лян Юшэн ( 梁玉繩 , 1745–1819) вместо этого утверждал, что холм был назван в честь Желтого императора. [ 18 ] Сюаньюань — это также название звезды Регул на китайском языке, звезда, ассоциирующаяся с Хуанди в традиционной астрономии. [ 21 ] Он также связан с более широкими созвездиями Льва и Рыси , из которых последнее, как говорят, представляет тело Желтого Дракона ( 黃龍 Huánglóng ), животной формы Хуанди. [ 22 ]

Хуанди также называли «Юсюн» ( 有熊 ; Yϒuxióng ). Это имя интерпретировалось либо как топоним, либо как название клана. По словам британского китаеведа Герберта Аллена Джайлза (1845–1935), это имя было «взято из названия наследственного княжества [Хуанди]». [ 23 ] Уильям Ниенхаузер, современный переводчик «Записей великого историка» , утверждает, что Хуанди изначально был главой клана Юсюн, который жил недалеко от того, что сейчас называется Синьчжэн в провинции Хэнань. [ 24 ] Реми Матье, французский историк китайских мифов и религии, переводит «Юсюн» как «обладатель медведей» и связывает Хуанди с более широкой темой медведя в мировой мифологии. [ 25 ] Е Шусянь также связал Желтого императора с легендами о медведях, распространенными среди народов Северо-Восточной Азии, а также с легендой о Дангуне . [ 26 ] [ нужна страница ]

Другие имена

[ редактировать ]
Орликий Бог Грома ( 雷神 Léishén ) на рисунке 1923 года, каратель тех, кто идет против порядка Небес.

Сыма Цяня родовое В «Записках великого историка» имя Желтого императора описывается как Гунсунь ( 公孫 ). [ 2 ]

В текстах династии Хань Желтый император также называется «Желтым Богом» ( 黃神 Huángshén ). [ 27 ] Некоторые источники интерпретируют его как воплощение «Желтого Бога Северной Медведицы » ( 黄神北斗 Huángshén Běidǒu ), [ примечание 1 ] другое имя вселенского бога ( Шанди Бог или Тяньди Небесный император ). [ 28 ] Согласно определению в апокрифических текстах, связанных с Хэту 河圖 , Желтый Император «исходит из сущности Желтого Бога». [ 29 ]

Как космологическое божество, Желтый Император известен как «Великий Император Центрального Пика» ( 中岳大帝 Zhōngyuè Dàdì ), [ 3 ] а в Шизи ​​как «Желтый император с четырьмя лицами» ( 黃帝四面 Huángdì Simiàn ). [ 30 ] В старых источниках Желтый Император идентифицируется как божество света (а его имя объясняется в Шуовэнь цзецзы как производное от guāng , «свет») и грома, а также как одно и то же с «Богом Грома» ( 雷神) . Лэйшен ), [ 31 ] [ 32 ] который, в свою очередь, как более поздний мифологический персонаж, известен как лучший ученик Желтого Императора, например, в Хуанди Нэйцзин .

Историчность

[ редактировать ]
Карта племен и племенных союзов Древнего Китая, включая племена Хуан Ди (Желтый император), Янь Ди (Пламенный император) и Чию.

Китайский историк Сыма Цянь – и многие последователи китайской историографии – считали Желтого императора более исторической фигурой, чем более ранние легендарные фигуры, такие как Фу Си , Нюва и Шэньнун . Сыма Цяня «Записки великого историка» начинаются с Желтого императора, оставляя без внимания остальных. [ 2 ] [ 33 ]

На протяжении большей части китайской истории Желтый император и другие древние мудрецы считались историческими фигурами. [ 11 ] Их историчность начала подвергаться сомнению в 1920-х годах такими историками, как Гу Цзеган , один из основателей Школы сомневающихся в древности в Китае. [ 11 ] Пытаясь доказать, что самые ранние персонажи китайской истории были мифологическими, Гу и его последователи утверждали, что эти древние мудрецы изначально были богами, которых позже интеллектуалы-рационалисты периода Воюющих царств изображали в виде людей . [ 34 ] Ян Куан , представитель того же течения в историографии , отмечал, что только в период Воюющих царств Желтого императора начали называть первым правителем Китая. [ 35 ] Таким образом, Ян утверждал, что Хуанди был более поздней трансформацией Шанди , верховного бога Шан династии пантеона . [ 14 ]

Также в 1920-х годах французские ученые Анри Масперо и Марсель Гране опубликовали критические исследования китайских рассказов о глубокой древности. [ 36 ] Например, в своих «Danses et légendes de la Chine ancienne » («Танцы и легенды древнего Китая») Гране утверждал, что эти сказки были «историзированными легендами», которые больше говорили о времени, когда они были написаны, чем о времени, когда они якобы были написаны. описывать. [ 37 ]

В «середине [20-го] века группа «китайских» историков предложила теорию о том, что [ Три государя и пять императоров ]» изначально были китайскими богами , которых стали считать людьми в более поздний период династии Чжоу . [ 9 ] Большинство ученых теперь согласны с тем, что Желтый Император возник как бог, который позже был представлен как историческое лицо. [ 38 ] К.С. Чанг рассматривает Хуанди и других культурных героев как «древних религиозных деятелей», которые были « эвгемеризированы » в конце Воюющих царств и в периоды Хань. [ 11 ] Историк древнего Китая Марк Эдвард Льюис говорит о «ранней природе Желтого императора как бога», тогда как Роул Стеркс , профессор Кембриджского университета , называет Хуанди «легендарным культурным героем». [ 39 ]

Происхождение мифа

[ редактировать ]
Статуя Желтого императора двадцатого века, вырезанная Цзюй Мином, выставлена ​​в Национальном дворцовом музее в Тайбэе.

Происхождение мифологии Хуанди неясно, но историки сформулировали по этому поводу несколько гипотез. Ян Куан , член « Школы сомневающейся древности» (1920–40-е годы), утверждал, что Желтый император произошел от Шанди , высшего бога династии Шан . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Ян реконструирует этимологию следующим образом: Шанди 上帝 → Хуан Шанди 皇上帝 → Хуанди 皇帝 → Хуанди 黄帝 , в котором он утверждает, что huang («желтый») либо был вариантом китайского иероглифа huang ( «август»), либо использовался. как способ избежать табу на имя последнего. [ 43 ] Точка зрения Янга подверглась критике со стороны Митарая Масару. [ 44 ] и Майкл Пуэтт. [ 45 ]

Историк Марк Эдвард Льюис согласен с тем, что хуан и хуан часто были взаимозаменяемыми, но, не соглашаясь с Яном, он утверждает, что первым появилось слово хуан, означающее «желтый». [ 40 ] Основываясь на том, что он признает, что это «новая этимология», сравнивающая huang с фонетически близким wang («сожженный шаман» в ритуалах вызывания дождя Шан), Льюис предполагает, что «Хуан» в «Хуанди» могло первоначально означать «шаман, вызывающий дождь». или «ритуал вызывания дождя». [ 46 ] Ссылаясь на поздние «Воюющие государства» и раннюю ханьскую версию мифа о Хуанди, он далее утверждает, что фигура Желтого императора возникла в древних ритуалах вызывания дождя, в которых Хуанди олицетворял силу дождя и облаков, тогда как его мифический соперник Чию (или император Янь) ) обозначал огонь и засуху. [ 47 ]

Также не согласившись с гипотезой Ян Куана, Сара Аллан считает маловероятным, что такой популярный миф, как миф о Желтом императоре, мог исходить от табуированного персонажа. [ 41 ] Вместо этого она утверждает, что «история» до Шана, включая историю Желтого императора, «может быть понята как более поздняя трансформация и систематизация мифологии Шан ». [ 48 ] По ее мнению, Хуанди изначально был безымянным «повелителем подземного мира» (или «Желтых источников»), мифологическим аналогом Шанского небесного божества Шанди. [ 41 ] В то время правители Шан утверждали, что их мифические предки, отождествляемые с «[десятью] солнцами, птицами, востоком, жизнью и Господом Всевышним» (т. е. Шанди), победили более ранние люди, связанные с « подземный мир, драконы, запад». [ 49 ] После того, как династия Чжоу свергла династию Шан в одиннадцатом веке до нашей эры, лидеры Чжоу переосмыслили мифы о Шане как означающие, что Шан победил настоящую политическую династию, которая в конечном итоге была названа династией Ся . [ 49 ] Во времена Хань - как видно из Сыма Цяня рассказа в «Шицзи» - Желтый император, который как повелитель подземного мира был символически связан с Ся, стал историческим правителем, чьи потомки, как считалось, основали Ся. [ 50 ]

Учитывая, что самое раннее из сохранившихся упоминаний о Желтом императоре содержится в китайской бронзовой надписи четвертого века до нашей эры. [ примечание 2 ] утверждая, что он был предком королевского дома государства Ци , Лотар фон Фалькенхаузен предполагает, что Хуанди был изобретен как фигура предка в рамках стратегии, утверждающей, что все правящие кланы в « культурной сфере династии Чжоу » имели общее происхождение. . [ 52 ]

История Хуанди

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание

[ редактировать ]

Явные описания Желтого Императора начали появляться в китайских текстах в период Воюющих царств . Самым ранним из дошедших до нас упоминаний о Хуанди является надпись на Чэнь Хоу Иньци дуй ( 陳侯因齊敦 ), отлитая в первой половине четвертого века до нашей эры королевской семьей (по фамилии Тянь ) государства Ци , мощного восточного государства. . [ 53 ] Поскольку семья Тянь узурпировала трон Ци , установление такого божественного наследия положительно повлияет на их претензии на легитимность.

Историк Гарвардского университета Майкл Пуэтт пишет, что бронзовая надпись Ци была одним из нескольких упоминаний о Желтом императоре в четвертом и третьем веках до нашей эры в отчетах о создании государства. [ 54 ] Отмечая, что многие мыслители, которые позже были идентифицированы как предшественники традиции Хуан-Лао - «Хуанди и Лао-цзы», происходили из государства Ци, Робин Д.С. Йейтс выдвигает гипотезу, что Хуан-Лао зародился в этом регионе. [ 55 ]

Период Воюющих царств

[ редактировать ]

Культ Хуанди стал очень популярен в период Воюющих царств (V век – 221 г. до н. э.), периода острой конкуренции между соперничающими государствами, который закончился объединением царства государством Цинь . [ 56 ] Помимо своей роли предка, он стал ассоциироваться с «централизованным управлением государством» и стал образцом императорской власти. [ 57 ]

Государство Цинь

[ редактировать ]

В своем «Шидзи » Сыма Цянь утверждает, что государство Цинь начало поклоняться Желтому императору в пятом веке до нашей эры вместе с Янди , Огненным императором. [ 58 ] Алтари были установлены в Юн (недалеко от современного округа Фэнсян в провинции Шэньси ), который был столицей Цинь с 677 по 383 год до нашей эры. [ 59 ] Ко времени правления короля Чжэна , который стал царем Цинь в 247 г. до н. э. и первым императором объединенного Китая в 221 г. до н. э., Хуанди стал, безусловно, самым важным из четырех «теархов» ( ди ), которым тогда поклонялись в Юне. . [ 60 ]

Шиджи Версия

[ редактировать ]

Фигура Хуанди время от времени появлялась в текстах Воюющих царств. » Сыма Цяня ( «Шидзи « Записки великого историка », завершенные около 94 г. до н.э.) стала первой работой, превратившей эти фрагменты мифов в систематическое и последовательное повествование о «карьере» Желтого императора. [ 61 ] Рассказ Шиджи огромное оказал влияние на формирование взглядов китайцев на происхождение своей истории. [ 62 ]

« Шиджи» начинает свое хронологическое изложение истории Китая с жизни Хуанди, которого он представляет как мудрого правителя древности. [ 63 ] В нем рассказывается, что отец Хуанди был шаодианцем. [ 2 ] а его матерью была Фубао ( 附寶 ). [ 64 ] У Желтого Императора было четыре жены. Его первая жена Лэйцзу из Силина родила ему двух сыновей. [ 2 ] Другими тремя его женами были вторая жена Фэнлей ( 封嫘 ), третья жена Тонъюй ( 彤魚 ) и четвертая жена Мому ( 嫫母 ). [ 64 ] [ 65 ] Всего у императора было 25 сыновей. [ 66 ] 14 из которых начали свои фамилии и кланы. [ 2 ] Самым старым был Шаохао или Сюань Сяо, живший в Цинъяне у реки Янцзы . [ 2 ] Чанги , второй сын, жил у реки Жо . Когда Желтый император умер, ему наследовал сын Чанги, Чжуань Сюй . [ 2 ]

Хронологические таблицы, найденные в главах 13 « Шиджи», представляют всех прошлых правителей – легендарных, таких как Яо и Шунь, первых предков династий Ся, Шан и Чжоу, а также основателей основных правящих домов в сфере Чжоу. – как потомки Хуанди, создавая впечатление, что история Китая была историей одной большой семьи. [ 67 ]

Имперская эпоха

[ редактировать ]
Вопрошание Дао в Райской пещере , висящий свиток, цвет на шелке, 210,5 х 83 см, автор Дай Цзинь (1388–1462). Эта картина основана на истории, впервые изложенной в « Чжуанцзы» , о том, как Желтый император отправился в горы Конгтун, чтобы узнать о Дао у даосского мудреца Гуанчэнцзы .

В «Дай Дай Лицзи» ( 大戴禮記 ), составленном Дай Дэ в конце династии Западная Хань , содержится цитата, приписываемая Конфуцию:

Желтому Императору приписывают огромное количество культурного наследия и эзотерических учений. Хотя даосизм на Западе часто считают, что возник от Лао-цзы , многие китайские даосы утверждают, что Желтый император сформулировал многие из их заповедей. [ 7 ] включая стремление к «долгой жизни». [ 70 ] В его честь был назван «Внутренний канон Желтого императора» ( 黃帝內經 Huángdì Nèijīng ), в котором представлены доктринальные основы традиционной китайской медицины . [ 71 ] Ему также приписывают сочинение « Четырех книг Желтого императора» ( 黄帝四经 Huángdì Sìjīng ), « Книги скрытого символа Желтого императора» ( 黄帝音经 Huángdì Yīnfújīng ) и «Поэмы о четырех временах года Желтого императора» (黄帝四经Huángdì). Сыцзин) стихотворение)», включенный в «Дун Шинг» . гадательный альманах [ 7 ]

Отрывок из стихотворения о четырех временах года из « Дун Шинг» , который, как полагают, обладает свойствами гадания.

«Сюаньюань (+ число)» — это также китайское название Регула и других звезд созвездий Льва и Рыси , из которых последняя, ​​как говорят, представляет тело Желтого Дракона. [ 22 ] В Зале Высшей Гармонии Пекина в Запретном городе также есть зеркало, называемое «Зеркало Сюаньюань». [ 72 ]

В даосизме

[ редактировать ]

Во втором веке нашей эры роль Хуанди как божества уменьшилась из-за возвышения обожествленного Лао-цзы . [ 73 ] Государственная жертва, принесенная «Хуан-Лао цзюнь», не была предложена Хуанди и Лао-цзы, поскольку термин Хуан-Лао несколькими столетиями ранее означал «желтый Лао-цзы». [ 74 ] Тем не менее, Хуанди продолжали считать бессмертным: его считали мастером техник долголетия и богом, который мог открыть новые учения – в форме текстов, таких как Хуанди Иньфуцзин шестого века – своим земным последователям. [ 75 ]

Двадцатый век

[ редактировать ]
Как показано в альбоме «Портреты известных людей» ок. 1900 г. н.э., хранится в Художественном музее Филадельфии.

Желтый император стал мощным национальным символом в последнее десятилетие династии Цин (1644–1911) и оставался доминирующим в китайском националистическом дискурсе на протяжении всего республиканского периода (1912–1949). [ 76 ] В начале двадцатого века Желтый император впервые был упомянут как предок всего китайского народа . [ 77 ]

Поздний Цин

[ редактировать ]

Начиная с 1903 года радикальные публикации начали использовать предполагаемую дату его рождения как первый год китайского календаря . [ 78 ] Интеллектуалы, такие как Лю Шипей (1884–1919), считали эту практику необходимой, чтобы «сохранить расу [хань]» ( baozhong 保種 ) как от доминирования маньчжурского народа , так и от иностранного посягательства. [ 78 ] Революционеры, движимые антиманьчжурством, такие как Чэнь Тяньхуа (1875–1905), Цзоу Жун (1885–1905) и Чжан Бинлинь (1868–1936), пытались воспитать расовое сознание, которое, по их мнению, отсутствовало у их соотечественников, и таким образом изображали Маньчжуры как расово низшие варвары, неспособные править ханьскими китайцами . [ 79 ] В широко распространенных брошюрах Чена утверждалось, что «раса Хань» представляет собой одну большую семью, происходящую от Желтого Императора. [ 80 ] Первый выпуск (ноябрь 1905 г.) Минбао 民報 («Народный журнал»), [ 81 ] газета, основанная в Токио революционерами из Тунмэнхуэй , на обложке изображала Желтого императора и называла Хуанди «первым великим националистом мира». [ 82 ] Это был один из нескольких националистических журналов, на обложке которых в начале двадцатого века был изображен Желтый император. [ 83 ] Тот факт, что Хуанди имел в виду «желтого» императора, также подкреплял теорию о том, что он был создателем «желтой расы». [ 84 ]

Многие историки интерпретируют эту внезапную популярность Желтого императора как реакцию на теории французского ученого Альберта Терьена де Лакупери (1845–1894), который в книге « Западное происхождение ранней китайской цивилизации» с 2300 г. до н. э. по 200 г. н. э . 1892) утверждал, что китайская цивилизация была основана около 2300 г. до н.э. вавилонскими иммигрантами. [ 85 ] » Лакупери В « Китайско-вавилонизме утверждалось, что Хуанди был вождем месопотамского племени, который возглавил массовую миграцию своего народа в Китай около 2300 г. до н.э. и основал то, что позже стало китайской цивилизацией. [ 86 ] Европейские китаеведы быстро отвергли эти теории, но в 1900 году два японских историка, Сиракава Дзиро и Кокубу Таненори, опустили эту критику и опубликовали длинное резюме, в котором взгляды Лакупери были представлены как наиболее передовые западные ученые по Китаю. [ 87 ] Китайских ученых быстро привлекла «историзация китайской мифологии », которую пропагандировали два японских автора. [ 88 ]

Антиманьчжурские интеллектуалы и активисты, искавшие «национальную сущность» Китая ( guocui 國粹 ), адаптировали китайско-вавилонизм к своим потребностям. [ 89 ] Чжан Бинлинь объяснил битву Хуанди с Чи Ю как конфликт между вновь прибывшими цивилизованными месопотамцами и отсталыми местными племенами, битву, которая превратила Китай в одно из самых цивилизованных мест в мире. [ 90 ] Новая интерпретация Чжаном рассказа Сыма Цяня «подчеркнула необходимость вернуть славу раннего Китая». [ 91 ] Лю Шипей также назвал эти ранние времена золотым веком китайской цивилизации. [ 92 ] Теории Лакупери не только связывали китайцев с древним центром человеческой цивилизации в Месопотамии, но и предполагали, что Китаем должны управлять потомки Хуанди. В спорном эссе под названием «История желтой расы» ( Huangshi 黃史 ), которое периодически публиковалось с 1905 по 1908 год, Хуан Цзе ( 黃節 ; 1873–1935) утверждал, что «раса хань» была истинным хозяином Китая, потому что она был потомком Желтого Императора. [ 93 ] Подкрепленные ценностями сыновней почтительности и китайского отцовского клана , [ 94 ] расовое видение, защищаемое Хуаном и другими, превратило месть маньчжурам в долг перед предками. [ 95 ]

республиканский период

[ редактировать ]
Изображение вверху : банкнота номиналом пять юаней с изображением Желтого императора, выпущенная в 1912 году правительством недавно созданной Китайской Республики.
Нижнее изображение : банкнота номиналом 100 юаней с изображением Желтого императора, выпущенная в 1938 году Федеральным резервным банком Китая Временного правительства Китайской Республики (1937–1940 гг.) , Японского марионеточного режима в Северном Китае.

Желтого императора продолжали почитать после революции 1911 года , свергнувшей династию Цин. Например, в 1912 году новое республиканское правительство выпустило банкноты с изображением Хуанди. [ 96 ] Однако после 1911 года Желтый император как национальный символ превратился из первого прародителя расы Хань в предка всего многоэтнического населения Китая. [ 97 ] В рамках идеологии « Пяти рас под одним союзом » Хуанди стал общим предком ханьских китайцев , маньчжуров , монголов , тибетцев и народа хуэй , которые, как говорили, образовали Чжунхуа миньцзу , широко понимаемую китайскую нацию. . [ 97 ] В период с 1911 по 1949 год было проведено шестнадцать государственных церемоний в честь Хуанди как «предка-основателя китайской » и нации -основателя человеческой цивилизации» даже « предка . [ 96 ]

Современное значение

[ редактировать ]
Храм Сюаньюань , посвященный поклонению Хуанди, в Хуанлине , Яньань , Шэньси.

Культ Желтого Императора был запрещен в Китайской Народной Республике до конца Культурной революции. [ 98 ] Запрет был отменен в 1980-х годах, когда правительство отменило свое решение и возродило «культ Желтого Императора». [ 99 ] Начиная с 1980-х годов культ был возрожден, и фразы, относящиеся к «Потомкам Яня и Хуана», иногда использовались китайским государством при обращении к людям китайского происхождения. [ 100 ] Например, в 1984 году Дэн Сяопин выступал за объединение Китая , говоря, что « Тайвань уходит корнями в сердца потомков Желтого императора», тогда как в 1986 году КНР провозгласила китайско-американского астронавта Тейлора Ванга первым из потомков Желтого императора. путешествовать в космосе . [ 101 ] В первой половине 1980-х годов в партии велись внутренние дебаты, заставит ли такое использование этнические меньшинства чувствовать себя исключенными. После консультации с экспертами из Пекинского университета , Китайской академии социальных наук и Центрального института национальностей , Центральный отдел пропаганды рекомендовал 27 марта 1985 года, чтобы партия говорила о Чжунхуа Миньцзу – «китайской нации» в широком смысле слова – в официальной форме. заявлениях, но фраза «сыновья и внуки Янди и Желтого императора» могла использоваться в неофициальных заявлениях партийных лидеров и в «отношениях с гонконгскими и тайваньскими соотечественниками и за рубежом». Китайские соотечественники». [ 102 ]

После отступления на Тайвань в конце 1949 года, в конце гражданской войны в Китае , Чан Кайши и Гоминьдан (Гоминьдан) постановили, что Китайская Республика (КР) продолжит воздавать должное Желтому императору 4 апреля, Национальная могила День подметания , но ни он, ни три президента, пришедшие ему на смену, никогда не выражали почтения лично. [ 103 ] В 1955 году Гоминьдан, возглавляемый носителями китайского языка и все еще готовый отвоевать материк у коммунистов, спонсировал производство фильма « Дети Желтого императора» ( Huangdi zisun 黃帝子孫 ), который был снят в основном на тайваньском языке хоккиен и показывал обширные отрывки из тайваньской народной оперы . Режиссер Бай Кэ (1914–1964), бывший помощник Юань Мужжи , это была пропагандистская попытка убедить носителей тайюйского языка в том, что они связаны с жителями материка общей кровью. [ 104 ] В 2009 году Ма Ин-цзю был первым президентом Китайской Республики, который лично отпраздновал ритуалы Дня подметания гробниц Хуанди, и по этому случаю он заявил, что китайская культура и общее происхождение от Желтого императора объединяют людей Тайваня и материка. [ 103 ] [ 105 ] Позже в том же году Лянь Чан – бывший вице-президент Китайской Республики, а сейчас является почетным председателем Гоминьдана и его жена Лянь Фан Ю отдали дань уважения в Мавзолее Желтого императора в Хуанлине , Яньань , на материке. Китай. [ 103 ] [ 106 ]

Исследователь гей-исследований Луи Кромптон [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] процитировал отчет Цзи Юня в его популярных «Записках из Юэвэйского Эрмитажа» (1800 г.), в котором говорилось, что некоторые утверждали, что Желтый император был первым китайцем, который взял себе в постель мужчин, - утверждение, которое Цзи Юнь отклонил. [ 110 ] Цзи Юн утверждал, что это, вероятно, ложное приписывание. [ 111 ]

Сегодня Сюаньюаньцзяо , базирующийся на Тайване, представляет собой организованную форму поклонения Желтому императору, сочетающуюся с конфуцианской ортодоксальностью.

Элементы мифа Хуанди

[ редактировать ]
Одна из двух стел с черепахами в Шоу Цю , Цюйфу , Шаньдун , легендарном месте рождения Желтого императора.

Как и в случае с любым мифом, существует множество версий истории Хуанди, в которых подчеркиваются разные темы и по-разному интерпретируются значение главного героя.

Рождение

[ редактировать ]

Согласно Хуанфу Ми (215–282), Желтый император родился в Шоу Цю («Холм долголетия»). [ 112 ] который сегодня находится на окраине города Цюйфу в провинции Шаньдун. Вначале он жил со своим племенем недалеко от реки Цзи - Эдвин Пуллибланк утверждает, что «похоже, что за пределами мифа нет никаких упоминаний о реке Цзи». [ 113 ] – и позже мигрировал в Чжуолу в современном Хэбэе . Затем он стал фермером и приручил шесть разных особенных зверей: медведя ( ), бурого медведя ( ; ), пи ( ) и сю ( ) (которые позже объединились, чтобы сформировать мифического Пиксиу ), свирепого тю ( ) и тигр ( ).

Иногда говорят, что Хуанди был плодом необычного рождения , поскольку его мать Фубао зачала его, когда она была разбужена во время прогулки по стране ударом молнии из Большой Медведицы . Она родила сына на горе Шу (Долголетие) или горе Сюаньюань, в честь которой он был назван. [ 114 ]

Другая история гласит, что «Хуан Ди появился на свет, когда энергии, которые положили начало возникновению мира, слились друг с другом и создали людей, разместив глиняные статуи в основных точках мира и оставив их открытыми на 300 лет. В течение этого времени времени статуи наполнились дыханием творения и в конце концов начали двигаться [через 300 лет]. Хуан Ди... получил свои магические силы, когда ему было 100 лет. Он [стал. Сянь ] и, оседлав дракона , поднялся на небеса , где стал одним из пяти [ Уфан Шанди ] сам управляет пятой кардинальной точкой, центром». [ 4 ]

Достижения

[ редактировать ]

В традиционных китайских источниках Желтому императору приписывают обучение своего народа тому, как строить убежища, приручать диких животных и выращивать пять зерен приписывают Шэннуну , хотя в других источниках последнее . Он изобретает тележки, лодки и одежду.

Другие изобретения, приписываемые императору, включают китайскую диадему ( 冠冕 ), тронные залы ( 宮室 ), пращу для лука , [ 8 ] ранняя китайская астрономия , китайский календарь , математические вычисления, свод правильных законов ( 音律 ), [ 115 ] монеты и понятие денег , [ 8 ] и cuju , ранняя китайская версия футбола. [ 116 ] Иногда говорят, что он частично ответственен за изобретение гуцинь цитры . [ 117 ] хотя другие приписывают императору Янь изобретение инструментов для Лин Луня . композиций [ 118 ]

Существуют и другие важные традиции, в которых Фуси был тем, кто изобрел календарь, а Желтый император просто реформировал и дополнил его. [ 119 ]

Согласно традиционным источникам, он также побуждает историка Цанцзе создать первую китайскую систему письма иероглифов , костяное письмо Оракула , а его главная жена Лэйцзу изобретает шелководство и учит свой народ ткать шелк и красить одежду.

В какой-то момент своего правления Желтый император якобы посетил мифическое Восточное море и встретил говорящего зверя по имени Бай Цзе , который научил его познанию всех сверхъестественных существ. [ 120 ] [ 121 ] Этот зверь объяснил ему, что существует 11 522 (или 1522) вида сверхъестественных существ. [ 120 ] [ 121 ]

Чи Ю , мифический противник Желтого императора в битве при Чжолу , изображен на рельефе гробницы династии Хань.

Желтый император и император Ян были лидерами племени или комбинации двух племен возле Желтой реки . Император Янь был родом из другой области вокруг реки Цзян , которую в географическом труде под названием Шуйцзинчжу определили как ручей недалеко от Цишаня на территории, которая была родиной Чжоу до того, как они победили Шан. [ 113 ] Оба императора жили во время войны. [ 122 ] [ 8 ] Император Ян, оказавшийся неспособным контролировать беспорядки в своем королевстве, Желтый Император взял в руки оружие, чтобы установить свое господство над различными враждующими группировками. [ 122 ]

Согласно традиционным источникам, император Янь встречает силу « Девяти Ли » ( 九黎 ) под командованием их бронзовоголового лидера Чи Ю и его 81 рогатого и четырехглазого брата. [ 123 ] и терпит решительное поражение. Он бежит в Чжуолу и умоляет Желтого Императора о помощи. Во время последовавшей битвы при Чжуолу Желтый Император использует своих прирученных животных, а Чи Ю затемняет небо, выдыхая густой туман. Это заставляет императора разработать колесницу, направленную на юг , которую он использует, чтобы вывести свою армию из миазмов. [ 123 ] Затем он призывает демона засухи Нюбу рассеять бурю Чи Ю. [ 123 ] Затем он уничтожает Девять Ли и побеждает Чи Ю. [ 124 ] Позже он вступает в битву с императором Янь, побеждая его при Банкюане и заменяя его на посту главного правителя. [ 122 ]

Говорят, что Желтый император прожил более ста лет, прежде чем встретил феникса и цилиня , а затем умер. [ 23 ] Две гробницы были построены в Шэньси внутри мавзолея Желтого императора , а также в Хэнани , Хэбэе и Ганьсу . [ 125 ]

Современные китайцы иногда называют себя « Потомками Яна и Желтого императора », хотя группы неханьских меньшинств в Китае могут иметь свои собственные мифы или не считаться потомками императора. [ 126 ]

Значение как божество

[ редактировать ]

Символ центра Вселенной

[ редактировать ]
Храм Хуанди в Цзиньюне , Лишуй , Чжэцзян , Китай
Храм Хуанди, город Синьчжэн, провинция Хэнань

Как Желтое Божество с четырьмя лицами ( 黃帝四面 Хуанди Симиан) он представляет собой центр вселенной и видение единства, которое контролирует четыре направления. объясняется В «Хуанди Сыцзин» («Четыре писания Желтого императора») , что регулирование «сердца внутри приводит к порядку снаружи». Чтобы править, нужно «уменьшить себя», отказаться от эмоций, «высохнуть, как труп», никогда не позволять себе увлечься, как, согласно мифу, сделал сам Желтый Император во время своего трехлетнего убежища на горе Бованг, чтобы найти себя. Эта практика создает внутреннюю пустоту, в которой собираются все жизненные силы творения, и чем более неопределенными они остаются и тем более могущественными они будут. [ 127 ]

Именно из этого центра исходят равновесие и гармония, равновесие жизненно важных органов, которое становится гармонией между человеком и окружающей средой. Как властитель центра, Желтый Император является самим образом концентрации или повторного центрирования личности. Благодаря самоконтролю, взяв на себя ответственность за свое тело, человек становится сильным снаружи. Центр также является жизненно важной точкой микрокосма, посредством которой создается внутренняя вселенная, рассматриваемая как алтарь. Тело — это вселенная, и, войдя в себя и вобрав в себя фундаментальные структуры вселенной, мудрец получит доступ к вратам Небес, уникальной точке, где может происходить общение между Небом, Землей и Человеком. Центр — это сближение внутреннего и внешнего, сжатие хаоса в точке, равноудалённой со всех сторон. Это место, которое не является местом, где все творение рождается и умирает. [ 127 ]

Великое Божество Центральной вершины ( 中岳大帝 Zhōngyuedàdì ) — еще один эпитет, представляющий Хуанди как центр творения, ось мира (которая в китайской мифологии — Куньлунь ), которая является проявлением божественного порядка в физической реальности, открывающейся бессмертию. . [ 3 ]

Храм Центральной вершины на горе Сун в провинции Хэнань.

Как предок

[ редактировать ]

На протяжении всей истории несколько правителей и династий утверждали (или утверждалось), что они произошли от Желтого Императора. Сыма Цяня Шиджи представил Хуанди как предка двух легендарных правителей Яо и Шуня и проследил различные линии происхождения от Хуанди до основателей династий Ся , Шан и Чжоу . Он утверждал, что Лю Бан , первый император династии Хань , был потомком Хуанди. Он считал, что правящий дом династии Цинь также произошел от Желтого императора, но, заявляя, что Цинь Шихуан на самом деле был ребенком канцлера Цинь Люй Бувея , он, возможно, имел в виду исключить Первого императора из потомков Хуанди.

Заявление о происхождении от выдающихся предков оставалось распространенным инструментом политической легитимности в последующие века. Ван Ман (ок. 45 г. до н. э. – 23 г. н. э.), представитель недолговечной династии Синь , утверждал, что произошел от Желтого императора, чтобы оправдать свое свержение Хань. [ 128 ] Как он заявил в январе 9 года нашей эры: «Я не обладаю никакой добродетелью, [но] я полагаюсь на тот факт, что] я потомок моего августейшего предка, Желтого Императора…» [ 129 ] Примерно двести лет спустя специалист по ритуалам по имени Дун Ба 董巴 , работавший при дворе Цао Вэй , недавно сменившего Хань, выдвинул идею о том, что семья Цао произошла от Хуанди через императора Чжуаньсюя . [ 130 ]

Во времена династии Тан правители, не принадлежащие к Хань, также заявляли о своем происхождении от Желтого императора ради личного и национального престижа, а также для связи с Тан. [ 131 ] Большинство китайских дворянских семей также заявляли о своем происхождении от Хуанди. [ 132 ] Эта практика была широко распространена во времена Тан и Сун, когда сотни кланов заявляли о своем происхождении. Основным подтверждением этой теории – как записано в « Тундянь» (801 г. н. э.) и « Тунчжи» (середина XII века) – было заявление Шиджи . о том, что 25 сыновьям Хуанди было дано 12 разных фамилий, и что эти фамилии превратились во все китайские фамилии фамилии. [ 133 ] После того, как император Чжэньцзун (годы правления 997–1022) из ​​династии Сун увидел во сне фигуру, которая, как ему сказали, была Желтым императором, императорская семья Сун начала претендовать на Хуанди как на своего первого предка. [ 134 ]

Ряд зарубежных китайских кланов, которые ведут генеалогию, также прослеживают свою семью в конечном итоге до Хуанди, объясняя свои разные фамилии изменениями имен, которые, как утверждается, произошли от четырнадцати фамилий потомков Хуанди. [ 135 ] Многие китайские кланы, как за границей, так и в Китае, называют Хуанди своим предком, чтобы укрепить свое чувство принадлежности к китайцам. [ 136 ]

Гун, Юй, Чжуаньсюй, Чжун, Ли, Шуцзюнь и Юцян — различные императоры, боги и герои, чьим предком также должен был быть Хуанди. Хуаньтоу, Мяоминь и Цюаньжун произошли от Хуанди. Говорят, что народы [ 137 ]

Традиционные даты

[ редактировать ]
Мартино Мартини семнадцатого века , иезуит , который, основываясь на китайских исторических записях, подсчитал, что правление Желтого императора началось в 2697 году до нашей эры. Финики Мартини используются до сих пор.

Хотя традиционный китайский календарь не отмечал годы непрерывно, некоторые астрономы династии Хань пытались определить годы жизни и правления Желтого императора. В 78 г. до н.э., во время правления императора Чжао Хань , чиновник по имени Чжан Шоуван ( 張壽望 ) подсчитал, что со времен Хуанди прошло 6000 лет; суд отклонил его предложение о реформе, аргументируя это тем, что прошло всего 3629 лет. [ 138 ] В предваряющем юлианском календаре расчеты двора поместили бы Желтого императора в конец 38 века до нашей эры, а не в 27 век до нашей эры, как это принято в наши дни.

Во время своих иезуитских миссий в Китае в семнадцатом веке иезуиты пытались определить, какой год следует считать эпохой китайского календаря. В своей книге Sinicae historiae decas prima (впервые опубликованной в Мюнхене в 1658 году) Мартино Мартини (1614–1661) датировал царское восхождение Хуанди 2697 годом до нашей эры , но начал китайский календарь с правления Фуси , которое, как он утверждал, началось в 2952 году до нашей эры. . [ 139 ] ; 1686) Филиппа Куплета В «Хронологической таблице китайских монархов» ( Tabula Chronologica Monarchiae Sinicae (1623–1693) также указана такая же дата для Желтого императора. [ 140 ] Даты иезуитов вызвали большой интерес в Европе, где их использовали для сравнения с библейской хронологией . [ 141 ] Современная китайская хронология в целом принимает даты Мартини, за исключением того, что она обычно относит правление Хуанди к 2698 году до нашей эры (см. следующий абзац) и опускает предшественников Хуанди Фуси и Шэньнуна , которые считаются «слишком легендарными, чтобы включать их». [ 142 ]

Хельмер Аслаксен, математик, преподающий в Национальном университете Сингапура и специализирующийся на китайском календаре, объясняет, что те, кто использует 2698 г. до н. э. в качестве первого года, вероятно, делают это потому, что хотят иметь «год 0 в качестве отправной точки», или потому что «они предполагают, что Желтый Император начал свой год с зимнего солнцестояния 2698 г. до н.э.», отсюда и разница с годом 2697 г. до н.э., рассчитанным иезуитами. [ 143 ]

Начиная с 1903 года радикальные публикации начали использовать предполагаемую дату рождения Желтого императора как первый год китайского календаря . [ 78 ] Разные газеты и журналы предлагали разные даты. Цзянсу , например, посчитал 1905 год как 4396 год (что делает 2491 год до нашей эры первым годом китайского календаря), тогда как Минбао ( орган Тунмэнхуэй ) отсчитал 1905 год как 4603 год (первый год: 2698 год до нашей эры ). [ 144 ] Лю Шипей (1884–1919) создал Желтый императорский календарь, чтобы продемонстрировать непрерывную преемственность расы Хань и культуры Хань с древнейших времен. Нет никаких свидетельств того, что этот календарь использовался до 20 века. [ 145 ] Календарь Лю начался с рождения Желтого Императора, которое, как считалось, пришлось на 2711 год до нашей эры . [ 146 ] Когда Сунь Ятсен объявил об основании Китайской Республики 2 января 1912 года, он постановил, что это 12-й день 11-го месяца 4609 года (эпоха: 2698 г. до н.э. ), но теперь государство будет использовать солнечный календарь и считать 1912 год первым годом республики. [ 147 ] Хронологические таблицы, опубликованные в словаре Цихай ( 辭海 ) 1938 года, следовали за Сунь Ятсеном, использовавшим 2698 год в качестве года вступления Хуанди на престол; эта хронология сейчас «широко воспроизводится с небольшими вариациями». [ 148 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]
  • Император появляется как герой-предок в стратегической игре Emperor: Rise of the Middle Kingdom, созданной Sierra Entertainment . В игре он является покровителем иглотерапевта и ткача шелка и обладает навыками, необходимыми для того, чтобы вести людей в бой, особенно солдат Колесницы-Форта.
  • Император является героем рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Зеркальная фауна». Британский писатель-фантаст Чайна Мьевиль использовал эту историю в качестве основы для своей новеллы «Тайн» , описывающей постапокалиптический Лондон. «Тейн» вошел в сборник рассказов Мьевиля «В поисках Джейка» (2005).
  • Популярная китайская серия ролевых видеоигр для ПК вращается вокруг легендарного меча , Xuanyuan Jian которым пользовался император.
  • Император — важный NPC в ролевой игре Titan Quest . Игроку необходимо связаться с императором, чтобы узнать правду о заключении Тифона в тюрьму. Он также раскрывает немного информации о войне между богами и титанами, а также сообщает, что следил за действиями игроков с самого начала Шелкового пути . [ нужны разъяснения ]
  • Китайский драматический фильм 2016 года об истории Желтого императора называется «Сюань Юань: Великий император» ( 軒轅大帝 ). [ 149 ]
  • В играх Shin Megami Tensei Хуан Ди является союзником, которого можно вызвать. Он создается разными способами в зависимости от того, в какой игре он участвует.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ А ду в китайском языке — целое смысловое поле. Его основное значение — «ковш» или его форма, как у Большой Медведицы ( 北斗 Běidǒu ). Его также можно читать как меру объема, что означает «ковш» в некоторых случаях и несколько литров в других. Это также может означать «вихрение». В упрощенного китайского языка иероглифах используется для написания слова ( доу ) и его графических синонимов, которые означают «соперничать», «борьба», «битва».
  2. ^ В частности, надпись на Чэнь Хоу Иньци дуй ( 陳侯因齊敦 ), отлитая королем Ци Вэй ( годы правления 356–320 до н.э.). [ 51 ]
  1. ^ Биррелл 1993 , с. 48.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сыма Цянь ; Сыма Тан (1739) [90-е годы до н. э.] Хроники пяти императоров» . « Исторические записи [ Записи великого историка ] (на китайском и английском языках) (пунктирная ред.). Пекин: Департамент императорского двора – через проект китайского текста .
  3. ^ Jump up to: а б с Фаулер (2005) , стр. 200–201.
  4. ^ Jump up to: а б Шторм, Рэйчел (2011). Суделл, Хелен (ред.). Мифы и легенды Индии, Египта, Китая и Японии (2-е изд.). Вигстон, Лестершир: Книги Лоренца. п. 176.
  5. ^ Вс 2017 , с. 50
  6. ^ Витцель, Морген (6 декабря 2019 г.). История лидерства . Рутледж. п. 89. ИСБН  978-1-351-66649-7 . Желтый император, которого считали предком китайского народа и который был – и остается – символом китайского национализма.
  7. ^ Jump up to: а б с Виндридж, Чарльз (2003). Тонг Синг: Книга мудрости: на основе древнего китайского альманаха . Консультационная работа, проведенная Ченг Кам Фонгом (пересмотренная и обновленная редакция). Нью-Йорк: Barnes & Noble Books . стр. 59, 107. ISBN.  978-0-7607-4535-9 . OCLC   54439373 .
  8. ^ Jump up to: а б с д «Хуанди» . Британская энциклопедия . Проверено 22 мая 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б Чинг, Джулия (1996). «Религии Восточной Азии». В Окстоби, Уиллард Гердон (ред.). Мировые религии: восточные традиции (1-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . стр. 355–356. ISBN  0195407504 . ОЛ   574352М . Проверено 27 ноября 2023 г.
  10. ^ Айвенго, Филип Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Издательская компания Hackett . п. 380. ИСБН  0-87220-781-1 . OCLC   60826646 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Чанг 1983 , с. 2
  12. ^ Аллан 1984 , с. 245: «Только после того, как «Первый император» Цинь назвал себя Ши Хуанди , хуанди стало относиться к земному правителю, а не к Августейшему Лорду»
  13. ^ Майор 1993 , с. 18: «Теарх хорошо отражает характер древнекитайской мысли, согласно которой божества могли быть (одновременно и без внутреннего противоречия) высшими богами, мифическими/божественными правителями или обожествленными царскими предками: существами огромной значимости, охватывающими сверхъестественное и мирское».
  14. ^ Jump up to: а б Выход 1991 года , стр. 65.
  15. ^ Уолтерс 2006 , с. 39.
  16. ^ Энгельхардт (2008) , стр. 504-505 .
  17. ^ Ань Лю; Джон С. Мейджор (2010). Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике управления в раннем ханьском Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0231142045 . п. 117, примечание 11.
  18. ^ Jump up to: а б Ниенхаузер 1994 , с. 1, 6 класс.
  19. ^ Шанхайцзин, глава 7, цитата: «Королевство Сюаньюань [...] имеет человеческое лицо и змеиное тело с поднятым над головой хвостом».
  20. ^ Ричард Э. Страссберг (переводчик). (2018) Китайский бестиарий: странные существа с путеводных путей через горы и моря , 1-е издание. п. 173
  21. ^ Хо Пэн Йоке. Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае . Курьерская корпорация, 2000. ISBN   0486414450 . п. 135
  22. ^ Jump up to: а б Сан и Кистемакер (1997) , стр. 120–123.
  23. ^ Jump up to: а б Джайлз 1898 , с. 338, цитируется по делу «Невиновность» и Tessenow 2011 , с. 5.
  24. ^ Ниенхаузер 1994 , с. 1, 3 класс.
  25. ^ Матье 1984 , с. 29, с. 243.
  26. ^ Да, 2007 .
  27. ^ Пу 2011 , с. 20.
  28. ^ Эспессет 2007 , с. 1080
  29. ^ Эспессет (2007) , стр. 22–28.
  30. ^ Sun & Kistemaker (1997) , с. 120.
  31. ^ SCPG Publishing Corp. Петроглифы с обожествленными человеческими лицами доисторического Китая . Всемирный научный, 2015. ISBN   1938368339 . п. 239: в Хэтудиджитонг и Чунцюхеченту Желтый Император идентифицируется как Бог Грома.
  32. ^ Ян, Лихуэй; Ан, Деминг. Справочник китайской мифологии . АВС-КЛИО, 2005. ISBN   157607806X . п. 138
  33. ^ Wu 1982 , стр. 49–50 и примечания к главам.
  34. ^ Пуэтт 2001 , с. 93 (описание общего назначения Гу); Льюис 2007 , с. 545 (остальная информация).
  35. ^ Аллан 1991 , стр. 64.
  36. ^ Льюис 2007 , с. 545.
  37. ^ Льюис 2007 , стр. 545–46.
  38. ^ Льюис 2007 , с. 556: «Современные исследователи мифов в целом согласны с тем, что цари-мудрецы были частично очеловеченными трансформациями более ранних сверхъестественных существ, которые фигурировали в шаманских ритуалах, космогонических мифах или сказаниях о происхождении племен и кланов».
  39. ^ Льюис 2007 , с. 565; Стеркс 2002 , с. 95.
  40. ^ Jump up to: а б Льюис 1990 , с. 314, примечание 116.
  41. ^ Jump up to: а б с Выход 1991 года , стр. 65.
  42. ^ Пуэтт 2001 , с. 97.
  43. ^ Льюис 1990 , с. 314, примечание 116 ( вариант Хуан ас); Аллан 1991 , с. 65 ( хуан как табуированный персонаж).
  44. ^ Митарай 1967 .
  45. ^ Пуэтт 2001 , стр. 246–47, примечание 16.
  46. ^ Льюис 1990 , с. 194.
  47. ^ Льюис 1990 , стр. 179–82.
  48. ^ Аллан 1991 , с. 175.
  49. ^ Jump up to: а б Выход 1991 года , с. 73.
  50. ^ Аллан 1991 , стр. 64, 73, 175: «В анналах Ся Шиджи родословная Ся прослеживается от Юй до Хуан Ди, Желтого Лорда»; «повелитель подземного мира и Йеллоу-Спрингс и, таким образом, тесно связан с Ся»; «Хань, их предок [Ся], Желтый Император, первоначально владыка подземного мира, был преобразован в историческую фигуру, которая вместе со своим потомком Чжуань Сюй правил до Яо».
  51. ^ Вс 2017 , с. 50
  52. ^ Фалькенхаузен 2006 , с. 165 («Тексты Воюющих Государств документируют различные попытки скоординировать все или большинство кланов культурной сферы Чжоу в рамках общей генеалогии, происходящей от мифического Желтого Императора (Хуанди), который, возможно, был изобретен именно для этой цели»).
  53. ^ ЛеБлан 1985–1986 , с. 53 (цитата); Зейдель 1969 , с. 21 (который называет его «самым древним документом о Хуанди» [» ле плюс древний документ сур Хоуангти »]); Январь 1981 г. , с. 118 (который называет надпись «самым ранним существующим и датируемым источником культа Желтого Императора» и утверждает, что сосуд датируется либо 375, либо 356 годом до нашей эры; Чанг 2007 , стр. 122 (который указывает дату как 356 год до нашей эры); Пуэтт 2001 , стр. 112 (Первое появление Хуанди в ранней китайской литературе — мимолетное упоминание в бронзовой надписи, где он упоминается как предок покровителя судна»); Йейтс 1997 , стр. 18 («самое раннее из сохранившихся упоминаний» о Хуанди находится «в бронзовой надписи, посвященной королю Вэю » (годы правления 357–320); фон Глан 2004 , стр. 38 (который называет Ци «доминирующим государством в восточном Китае» того времени).
  54. ^ Пуэтт 2001 , с. 112.
  55. ^ Йейтс 1997 , с. 19.
  56. ^ Вс 2000 , с. 69.
  57. ^ Пуэтт 2002 , с. 303 («централизованное управление государством»; Леблан 1985–1986 , стр. 50–51 («образец императорства»).
  58. ^ фон Глан 2004 , с. 38; Льюис 2007 , с. 565. Оба учёных опираются на утверждение, сделанное в главе 28 « Шиджи» , с. 1364 год издания Чжунхуа Шуцзюй .
  59. ^ фон Глан 2004 , с. 43.
  60. ^ фон Глан 2004 , с. 38 («К периоду правления короля Чжэна, будущего Первого императора Цинь, культ Хуанди затмил всех своих соперников за внимание циньских правителей»).
  61. ^ И 2010 , в разделе «Янь-Хуан чуаньшуоЯньхуан Легенда » («Легенды о Янди и Хуанди») (оригинал: « Только в «Исторических записях» Сыма Цяня появилось более систематическое описание...» Исторические записи: «Хроники пяти императоров» «интеграция в относительно полную историю Льюис 1990 , стр. 174 («самое раннее сохранившееся последовательное повествование о карьере Желтого Императора»); » 1994 , стр. 86 («[Сыма Цянь] составил целостное биографическое описание божества, которое не имело основы в более ранних классических текстах, в которых записаны мифические повествования».).
  62. ^ Loewe 1998 , с. 977.
  63. ^ Ниенхаузер 1994 , с. 18 (в «Записках переводчиков»).
  64. ^ Jump up to: а б Chinareviewnews.com, и супругов прошлых эпох». «Самая уродливая среди императриц Архивировано 22 декабря 2010 года в Wayback Machine (на китайском языке) . Проверено 8 августа 2010 года.
  65. ^ Big5.huaxia.com, « Мому и Желтый Император изобретают зеркало» 妿 MU与Xuanyuanzuojing. Архивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine (на китайском языке) . Проверено 4 сентября 2010 г.
  66. ^ Саутман 1997 , с. 81.
  67. ^ Ванкеерберген 2007 , стр. 300–301.
  68. ^ Дай Дэ (ред.). « императоров ». Пять Да Дай Ли Цзи (на китайском языке).
  69. ^ Чжан Ханмо (張瀚墨) (8 февраля 2017 г.). «От мифа к истории: историзация мудреца ради убеждения в повествованиях о Желтом императоре» . Журнал китайских гуманитарных наук . 3 (1). Брилл: 91–116 на с. 100. дои : 10.1163/23521341-12340045 . ISSN   2352-1333 .
  70. ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 431. ИСБН  0-415-94180-6 .
  71. ^ Невинность и Tessenow 2011 , с. 5.
  72. ^
  73. ^ Энгельхардт 2008 , с. 506.
  74. ^ Лагервей 1987 , стр. 254.
  75. ^ Komjathy 2013 , стр. 173 (дата Иньфуцзин и 186, примечание 77 (остальная информация).
  76. ^ Дуара 1995 , с. 76.
  77. ^ Sun 2000 , стр. 69: « Утверждение о том, что 5000-летняя китайская цивилизация была основана Желтым императором и что все китайцы являются потомками Желтого императора, является продуктом 20-го века »: «Утверждения о том, что 5000-летняя китайская цивилизация была основана Хуанди, и то, что китайцы являются потомками Хуанди, являются продуктом двадцатого века».
  78. ^ Jump up to: а б с Дикёттер 1992 , с. 116.
  79. ^ Дикёттер 1992 , стр. 117–18.
  80. ^ Дикёттер 1992 , с. 117.
  81. ^ Чоу 1997 , с. 49.
  82. ^ Вс 2000 , стр. 77–78; Дикёттер 1992 , с. 116, примечание 73.
  83. ^ Дикёттер 1992 , с. 116, примечание 73.
  84. ^ Чоу 2001 , с. 59 .
  85. ^ Она 2010 , с. 140.
  86. ^ Она 2010 , стр. 145.
  87. ^ Она 2010 , стр. 145–47.
  88. ^ Она 2010 , с. 149.
  89. ^ Она 2010 , с. 150.
  90. ^ Она 2010 , стр. 151–52.
  91. ^ Она 2010 , с. 153.
  92. ^ Она 2010 , с. 154.
  93. ^ Она 2003 , стр. 253–54.
  94. ^ Дуара 1995 , с. 75.
  95. ^ Dikötter 1992 , стр. 71 и 117 («расовая лояльность воспринималась как продолжение лояльности по происхождению»; Hon 2010 , стр. 150 («призыв к оружию... вести расовую войну против маньчжур»).
  96. ^ Jump up to: а б Лю 1999 , стр. 608–9.
  97. ^ Jump up to: а б Лю 1999 , с. 609.
  98. ^ Саутман 1997 , стр. 79–80.
  99. ^ Саутман 1997 , с. 80.
  100. ^ Саутман 1997 , стр. 80–81.
  101. ^ Саутман 1997 , с. 81.
  102. ^ Шенхальс 2008 , стр. 121–22.
  103. ^ Jump up to: а б с «Президент Ма лично отдает дань уважения Желтому императору» , Почта Китая , Формоза , 4 сентября 2010 г.
  104. ^ Чжан 2013 , с. 6.
  105. ^ Тан 2009 , с. 40.
  106. ^ «10 000 китайцев отдают дань уважения Желтому императору» , газета China daily , 4 сентября 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
  107. ^ Луи Кромптон (1925–2009) , UNL .
  108. ^ «Стипендия Луи Кромптона» , LGBTQA Programs & Services , заархивировано из оригинала 16 марта 2013 года , получено 4 апреля 2012 года .
  109. ^ Стипендиальный фонд Луи Кромптона , фонд НУ, заархивировано из оригинала 18 мая 2012 г. , получено 4 апреля 2012 г.
  110. ^ Кромптон 2003 , с. 214 .
  111. ^ Юн, Цзи, «Хуайси зажи эр» Журнал Хуайси 2 [Разные записи из Хуайси, Часть 2], Юэвэй цаотан бицзи Заметки о коттедже Юэвэй , разные теории говорят, что Желтый Император был первым, кто приставал к мальчикам, и поддержки почти нет .
  112. ^ Ниенхаузер 1994 , с. 1, 6 класс.
  113. ^ Jump up to: а б Пулибланк 2000 , с. 14, примечание 39.
  114. ^ Ив Боннефуа, Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета, 1993. ISBN   0226064565 . п. 246
  115. ^ Деньги 1997 , с. 13.
  116. Лю Сян (77–6 до н. э.), Биелу период : «Говорят, что cuju Воюющих царств » был изобретен Хуанди; другие утверждают, что он возник в цитируется в «Книге Поздней Хань» (5 век), глава 34) ; , стр. 1178 стандартного издания Чжунхуа Шуцзюй (на китайском языке) .
  117. ^ Инь 2001 , стр. 1–10.
  118. ^ Хуан 1989 , том. 2 [ нужна страница ] .
  119. ^ Уиллард Гердон Окстоби, изд. (2002). Мировые религии: восточные традиции (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . п. 392. ИСБН  0-19-541521-3 . OCLC   46661540 .
  120. ^ Jump up to: а б iFeng.com, «Предатель Бай Цзе» 背叛者白澤. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine (на китайском языке) ; от Сюй 2008 . Проверено 4 сентября 2010 г.
  121. ^ Jump up to: а б Ге 2005 , с. 474.
  122. ^ Jump up to: а б с Хау, 2007 г. , стр. 15–16.
  123. ^ Jump up to: а б с Ван 2005 , стр. 11–13.
  124. ^ Ретц 1993 , с. 37.
  125. ^ China.org.cn, «Мавзолеи Желтого Императора». Проверено 29 августа 2010 г.
  126. ^ Саутман 1997 , с. 83.
  127. ^ Jump up to: а б Леви (2007) , с. 674.
  128. ^ Loewe 2000 , с. 542.
  129. ^ Деньги 2000 , стр. 168–169.
  130. ^ Гудман 1998 , с. 145.
  131. ^ Льюис 2009 , с. 202; Абрамсон 2008 , с. 154.
  132. ^ Энгельхардт 2008 , с. 505.
  133. ^ Эбри 2003 , с. 171.
  134. ^ Лагервей 1987 , стр. 258.
  135. ^ Пан 1994 , стр. 10–12.
  136. ^ Саутман 1997 , с. 79.
  137. ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 143 .
  138. ^ Loewe 2000 , с. 691, со ссылкой на «Книгу Поздней Хань» , глава 21А, стр. 978 стандартного издания Чжунхуа Шуцзюй .
  139. ^ Мунгелло 1989 , с. 132 .
  140. ^ Лах и ван Клей 1994 , с. 1683.
  141. ^ Мунгелло 1989 , с. 133.
  142. ^ Mungello 1989 , стр. 131–32 (цитата на стр. 132).
  143. Хельмер Аслаксен, «Математика китайского календаря», Архивировано 24 апреля 2006 г., в Wayback Machine разделе «Какой сейчас год по китайскому календарю?» (получено 18 ноября 2011 г.)
  144. ^ Уилкинсон 2013 , с. 519.
  145. ^ Коэн (2012) , стр. 1, 4.
  146. ^ Kaske 2008 , p. 345.
  147. ^ Уилкинсон 2013 , с. 507.
  148. ^ Мунгелло 1989 , с. 131, примечание 78.
  149. ^ Сюаньюань Великий (2016)

Источники

[ редактировать ]
Цитируемые работы

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чиксентмихайи, Марк (2006), «Переосмысление четырех лиц Желтого императора» , в Мартине Керне (редактор), «Текст и ритуалы в раннем Китае» , Сиэтл: University of Washington Press, стр. 226–248, ISBN  9780295800318 , OCLC   794702181 – через Project MUSE (требуется подписка)
  • Харпер, Дональд (1998), Ранняя китайская медицинская литература: Медицинские рукописи Мавандуи , Лондон и Нью-Йорк: Kegan Paul International, ISBN  0-7103-0582-6 .
  • Йохим, Кристиан (1990), «Только цветы, фрукты и благовония: элита против популярности в тайваньской религии Желтого императора», Modern China , 16 (1): 3–38, doi : 10.1177/009770049001600101 , S2CID   145519916 .
  • Лейболд, Джеймс (2006), «Конкурирующие повествования о расовом единстве в республиканском Китае: от Желтого императора до пекинского человека», Modern China , 32 (2): 181–220, doi : 10.1177/0097700405285275 , S2CID   143944346 .
  • Луо Чжитянь (罗志田) (2002), «Баорун Жучуэ, чжуцзы ю Хуанди де Госюэ: Цинцзи ширэнь сюньцю миньцу рентонг сянчжэн де нули» Включая конфуцианство, китаеведение Чжузи и Хуанди: усилия ученых династии Цин по поиску символов национальной идентичности [Рост «национального обучения»: конфуцианство, древние философы и Желтый император в поисках символа национальной идентичности китайских интеллектуалов в эпоху позднего Цин], Тайда Лиши Сюэбао Журнал истории Национального Тайваньского университета , 29 : 87–105 .
  • Саутман, Барри (1997), «Расовый национализм и внешнее поведение Китая» , World Relations , 160 : 78–95. [ мертвая ссылка ]
  • Шнайдер, Лоуренс (1971), Ку Цзе-банда и новая история Китая: национализм и поиск альтернативных традиций , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN  9780520018044 .
  • Зайдель, Анна К. (1987), «Следы ханьской религии в погребальных текстах, найденных в гробницах», в Акизуки Канъэй (秋月观暎) (ред.), Dōkyo to Shukyō Bunka Даосизм и религиозная культура [ Даосизм и религиозная культура ], Токио: Хиракава шуппанша, стр. 23–57 .
  • Шэнь Сун-цзяо (沈松 Мост) (1997), «Wo yi wo xue jian Xuanyuan: Huangdi shenhua yu wan-Qing de guozu jiangou» Рекомендую Сюаньюань своей кровью: миф о Желтом императоре и национальное строительство поздней династии Цин [Миф о Желтом императоре и построение китайской государственности в конце периода Цин], Тайвань Шехуэй Яньцзю Цзикан Тайваньский ежеквартальный журнал социальных исследований , 28 : 1–77 .
  • Уншульд, Пол У. (1985), Медицина в Китае: история идей , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN  0-520-05023-1 .
  • Ван Минкэ (王明克) (2002), «Лунь Паньфу: Цзиньдай Янь-Хуан цзысун гоцзу цзянгоу де гудай джичу» О цеплянии: древняя основа построения современной нации потомков Янь и Хуан [О прогрессе: древняя основа национального строительства утверждает, что китайцы являются потомками Янди и Хуанди], Чжунъян Яньцзю Юань Лиши Юянь Яньцзюсуо Цзикан Журнал Института истории и филологии Академии Синица , 73 (3): 583–624, заархивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. , получено 7 ноября 2011 г.
Желтый Император
Царственные титулы
Предшественник Мифологический император Китая Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbb68ac25c511cbfd133b56b336cf44f__1725091560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/4f/fbb68ac25c511cbfd133b56b336cf44f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yellow Emperor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)