Храм Брихадишвары
Храм Брихадишвары | |
---|---|
Храм Танджавур Перудуяр | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Танджавурский район |
Божество | Шива |
Фестивали | Маха Шиваратри |
Расположение | |
Расположение | Танджавур |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Географические координаты | 10 ° 46'58 "N 79 ° 07'54" E / 10,78278 ° N 79,13167 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Чола архитектура |
Создатель | Раджараджа I |
Завершенный | 1010 г. н. э. [1] [2] |
Надписи | тамильский |
Высота | 66 м (217 футов) |
Официальное название | Храмовый комплекс Брихадишвара, Танджавур |
Часть | Великие живые храмы Чола |
Критерии | Культурные: (ii), (iii) |
Ссылка | 250бис-001 |
Надпись | 1987 (11-я сессия ) |
Расширения | 2004 |
Область | 18,07 га (44,7 акра) |
Буферная зона | 9,58 га (23,7 акра) |
Храм Брихадишвара , названный Раджараджешварамом ( букв. « Господь Раджараджи » его строителем ) и известный в местном масштабе как Танджай Перия Ковил ( букв. « Большой храм Танджавур » ) и Перувудайяр Ковил , является шиваитским. [3] [4] Индуистский храм, построенный в Чола архитектурном стиле [5] расположен на южном берегу реки Кавери в Танджавуре, штат Тамил Наду , Индия. [1] [6] Это один из крупнейших индуистских храмов и образец тамильской архитектуры . [7] Его также называют Дакшина Меру ( Меру Юга ) . [8] Построенный Чола императором Раджараджем I между 1003 и 1010 годами нашей эры, храм является частью ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия , известного как « Великие живые храмы Чола эпохи Чола », наряду с храмом Гангайконда Чолапурам и храмом Айраватешвара , которым около 70 лет. километрах (43 миль) и 40 километрах (25 миль) к северо-востоку соответственно. [9]
Оригинальные памятники этого храма XI века были построены вокруг рва. Он включал гопуру , главный храм, его массивную башню, надписи, фрески и скульптуры, преимущественно относящиеся к шиваизму , но также к вайшнавизму и шактизму . За время своего существования храм был поврежден, и некоторые произведения искусства сейчас отсутствуют. В последующие столетия были добавлены дополнительные мандапамы и памятники. Сейчас храм стоит среди укрепленных стен, пристроенных после 16 века . [10] [11]
Построенная из гранита башня вимана над храмом является одной из самых высоких в Южной Индии. [6] В храме есть массивная пракара (коридор) с колоннадой и один из крупнейших лингамов Шивы в Индии. [6] [9] [12] Он также славится качеством своих скульптур, а также местом, где в 11 веке была заказана медная статуя Натараджи , Шивы, повелителя танца. В состав комплекса входят святыни Нанди , Парвати , Муругана , Ганеши , Сабхапати, Дакшинамурти , Чандешвары , Варахи , Тиягараджара Тируварура, Сиддхара Каруворара и других. [9] [13] Храм является одной из самых посещаемых туристическими достопримечательностей Тамилнада . [14]
Номенклатура
Раджараджа Чола , заказавший строительство храма, назвал его Раджараджешварам (Раджараджешварам), буквально «храм бога Раджараджи». [15] В более поздней надписи в храме Бриханнаяки упоминается храмовое божество Перия Удайя Наянар, что, по-видимому, является источником современных имен Брихадишвара и Перувудайяр Ковил. [16]
Расположение
Храм Перувадайяр [17] расположен в городе Танджавур , примерно в 350 километрах (220 миль) к юго-западу от Ченнаи . Город ежедневно связан с другими крупными городами сетью Индийских железных дорог, автобусным сообщением Тамилнада и национальными автомагистралями 67 , 45C , 226 и 226 Extn . [18] [19] Ближайший аэропорт с регулярными рейсами - международный аэропорт Тиручираппалли (IATA: TRZ), расположенный примерно в 55 километрах (34 миль). [20]
Город и храм, хотя и находятся внутри страны, находятся в начале дельты реки Кавери , таким образом, имея доступ к Бенгальскому заливу и через него к Индийскому океану . Наряду с храмами тамилы построили в 11 веке первую крупную ирригационную сеть для сельского хозяйства, перемещения товаров и контроля потока воды через центр города. [21]
История
Спектр дравидийских храмовых стилей продолжал развиваться с пятого по девятый век в Чалукья эпоху правления , о чем свидетельствуют Айхоле , Бадами и Паттадакал , а затем в эпоху Паллавы , о чем свидетельствует Мамаллапурам и другие памятники. После этого, между 850 и 1280 годами, Чолас стал доминирующей династией. [2] [22] В ранний период Чола больший упор делался на защиту своих геополитических границ и меньший упор на архитектуру. В десятом веке в империи Чола появились такие особенности, как многогранные колонны с выступающими квадратными капителями . Это, как утверждает Джордж Мичелл, положило начало новому стилю Чола. [2] [примечание 1] Этот южноиндийский стиль наиболее полно реализован как в масштабе, так и в деталях в храме Брихадешвара, построенном между 1003 и 1010 годами королем Чола Раджараджем I. [1] [2]
Дополнения, реконструкция и ремонт
Главный храм вместе с гопурамами построен в начале 11 века. В течение следующих 1000 лет храм также претерпел пристройки, реконструкцию и ремонт. Набеги и войны, особенно между мусульманскими султанами , контролировавшими Мадурай , и индуистскими королями, контролировавшими Танджавур, нанесли ущерб. [11] [примечание 2] Они были отремонтированы индуистскими династиями, которые восстановили контроль. В некоторых случаях правители пытались обновить храм с выцветшими картинами, заказывая новые фрески поверх старых. В других случаях они спонсировали строительство святынь. Значимые святыни Картикея (Муруган), Парвати (Амман) и Нанди относятся к эпохе Наяка 16 и 17 веков. [11] [26] Точно так же позже был построен храм Дакшинамурти . [26] Его хорошо поддерживали маратхи Танджавура.
Описание
Архитектура
В плане и застройке храма Перуудайяр используются правила осевой и симметричной геометрии . [27] Его классифицируют как Перункойл (также называемый Мадаккойл), большой храм, построенный на более высокой платформе естественного или искусственного кургана. [28] Храмовый комплекс представляет собой прямоугольник, который представляет собой почти два сложенных друг на друга квадрата, охватывающий 240,79 метра (790,0 футов) с востока на запад и 121,92 метра (400,0 футов) с севера на юг. В этом пространстве есть пять основных частей: святилище с возвышающейся надстройкой ( шри вимана ), зал Нанди впереди ( Нанди- мандапам ), а между ними главный общественный зал ( мукхамандапам ), большой зал собраний ( махамандапам ) и павильон, соединяющий большой зал со святилищем ( Антрала ). [29]
Храмовый комплекс включает в себя большую крытую веранду с колоннами ( пракара ) в просторном внутреннем дворе с периметром около 450 метров (1480 футов) для обхода. За пределами этой веранды с колоннами есть две стены ограждения, внешняя из которых является оборонительной и добавлена в 1777 году французскими колониальными войсками с ружейными отверстиями, а храм служит арсеналом. Внешнюю стену сделали высокой, изолировав территорию храмового комплекса. На его восточном конце находится оригинальный главный гопурам или ворота с цилиндрическим сводом . Это меньше половины размера виманы главного храма . Дополнительные постройки были добавлены к первоначальному храму после 11 века, например, мандапа в его северо-восточном углу и дополнительные гопурамы (ворота) по его периметру, позволяющие людям входить и выходить из разных мест. [29] [30] Некоторые святыни и сооружения были добавлены в эпоху Пандья, Наяка, Виджаянагара и Маратхи, до начала колониальной эпохи, и эти строители соблюдали первоначальные планы и правила симметрии. Внутри первоначального двора храма, наряду с главным святилищем и Нанди-мандапамом, находятся две главные святыни: одна Картикеи и Парвати. В комплексе есть дополнительные святыни меньшего размера. [29] [31] [32]
Храм Перувадайяр продолжил традиции индуистских храмов Южной Индии, приняв архитектурные и декоративные элементы, но его масштаб значительно превосходил храмы, построенные до 11 века. Архитекторы и ремесленники эпохи Чола применили новаторский опыт для масштабирования и строительства, особенно из тяжелого камня, и для создания возвышающейся виманы высотой 63,4 метра (208 футов) . [29] [31]
Храм обращен на восток, и когда-то вокруг него был ров с водой. Это было заполнено. Крепостная стена теперь окружает этот ров. В двух стенах есть богато украшенные ворота, называемые гопурамами. Они сделаны из камня и представляют собой антаблемент. Главные ворота находятся на восточной стороне. Первый из них называется Кералантакан тирувасал , что означает «священные врата Кералантакан». Слово Кералантакан было фамилией короля Раджараджи, построившего его. Примерно в 100 метрах (330 футов) впереди находится гопурам внутреннего двора, называемый Раджараджан Тирувасал . Он более украшен, чем Кералантакан тирувасал , например, рельефными работами адхиштханам, повествующими сцены из Пуран и других индуистских текстов. [29] Внутренний восточный гопурам ведет в обширный двор, в котором все святыни ориентированы по сторонам света с востока на запад и северо-запад. В комплекс можно войти либо по одной оси через пятиэтажный гопурам , либо со вторым доступом непосредственно в огромный главный четырехугольник через меньший отдельно стоящий гопурам. Гопурам главного входа имеет высоту 30 м, что меньше, чем вимана. [13] Основные памятники, связанные с храмом, и большая башня находятся в центре двора. [29] Вокруг главного храма, посвященного Шиве, расположены святилища меньшего размера, большинство из которых выровнены по оси. Они посвящены его супруге Парвати , его сыновьям Муругану и Ганеше , Нанди, Варахи , Карувуру деве ( гуру Раджараджи Чолы), Чандешваре и Натарадже. [13] Мандапам Нанди представляет собой монолитного сидящего быка, обращенного к святилищу. Между ними находится лестница, ведущая к крыльцу с колоннами и залу собраний общины, а затем внутренняя мандапа, ведущая к прадакшина патхе , или обходной тропе. Нанди (бык) , стоящий перед мукх-мандапамом, весит около 25 тонн. [33] Он сделан из цельного камня и имеет высоту около 2 м, длину 6 м и ширину 2,5 м. Изображение Нанди монолитно и является одним из крупнейших в стране. [34]
Сохранение и восстановление
Будучи памятником всемирного наследия, храм и его помещения находятся под юрисдикцией Археологической службы Индии (ASI), которая находится в ведении Министерства культуры правительства Индии, чтобы обеспечить безопасность, сохранение и реставрацию. Окружающие помещения были модернизированы, чтобы создать атмосферу, достойную величия этого древнего чуда, с освещением, вывесками и удобствами для верующих и посетителей. Подсветка памятника призвана подчеркнуть естественный цвет камня и скульптурные формы, украшающие все уголки храма. Реставрацию провела Археологическая служба Индии, которая поручила Шейле Шри Пракаш индийскому архитектору и дизайнеру возглавить проект. [35]
Святилище и Шри-вимана
Святилище находится в центре западной площади. Он окружен массивными стенами, разделенными на уровни резко очерченными скульптурами и пилястрами, образующими глубокие ниши и ниши. На каждой стороне святилища есть бухта с иконографией. [36] [27] Внутри святилища святилища находится изображение главного божества Шивы в виде огромного каменного линга . Его называют Карувараи, тамильское слово, означающее «камера матки». это пространство называется гарбха-гриха В других частях Индии . Только священникам разрешено входить в эту самую внутреннюю комнату. [37]
В стиле Тамижан святилище имеет форму миниатюрной виманы . Его внутренняя стена вместе с внешней стеной образует путь вокруг святилища для обхода ( прадакшина ). Вход богато украшен. Внутренняя комната представляет собой святилище, в котором находится Брихад-лингам. [2]
Главная Вимана ( Шикхара ) представляет собой массивную 16-этажную башню, 13 из которых представляют собой сужающиеся квадраты. Он доминирует над главным четырехугольником. Он расположен над квадратом со стороной 30,18 метра (99,0 футов). [36] Башня тщательно продумана с помощью пилястр , опор (приподнятой конструкции) и прикрепленных колонн , которые расположены ритмично, покрывая каждую поверхность виманы. [38]
Божества и Натья Шастра танцуют мудры.
Храм посвящен Шиве в форме огромного линга , его абстрактного аниконического изображения. Его высота 29 футов (8,7 м) и занимает два этажа святилища. [6] [12] Это одна из крупнейших монолитных скульптур лингама в Индии. [34]
Северная сторона | Южная сторона |
Бхайрава (Шива) | Ганеша |
Махишасурамардини ( Дурга ) | Вишну |
Сарасвати | Гаджалакшми |
Храм шиваизма прославляет все основные индуистские традиции, включая основных божеств традиций вайшнавизма и шактизма в большую мандапу главного храма. Распределение божеств в целом симметрично, за исключением восточной стороны входа, где расположены дверь и проход. Помимо главных божеств, на каждой стороне предусмотрены дварапалы (стражи) и различные другие скульптуры. В вестибюле есть три каменные скульптуры с замысловатой резьбой и фрески. [40] На стенах святилища на первом этаже установлены следующие скульптуры: [40]
- Восточная стена: Лингодбхава , стоящий Шива, Пашупата-мурти, а также две дварапалы, обрамляющие путь от ардха-мандапама.
- Южная стена: Бхикшатана , Вирабхадра , Дакшинамурти, Калантака , Натараджа. [примечание 3] плюс две двери
- Западная стена: Харихара (половина Шива, половина Вишну), Лингодбхава, Чандрашекхара без прабхавали , Чандрашекхара с прабхавали плюс две дварапалы.
- Северная стена: Ардханаришвара (половина Шива, половина Парвати), Гангадхара без Парвати, Пашупата-мурти, Шива-алингана-мурти плюс две дварапалы.
На втором этаже Трипурантака изображена форма Шивы в разных позах, соответствующих этим скульптурам. Над этими этажами Шри-вимана возвышается на тринадцати этажах ( талас ). Над этими этажами находится один квадратный гранитный блок весом 80 тонн и стороной 7,77 метра (25,5 футов). Наверху этого блока, по его углам, расположены пары Нанди размером примерно 1,98 метра (6 футов 6 дюймов) на 1,68 метра (5 футов 6 дюймов) каждая. Над центром этого гранитного блока возвышаются грива , сикхара и завершение ( ступи ) храмовой архитектуры тамильского индуизма. Эта ступа имеет высоту 3,81 метра (12,5 футов) и изначально была покрыта золотом (сейчас уже нет). Сикхара . наверху имеет куполообразную форму и весит 25 тонн [40] [41] Каждый этаж этой башни украшен кутами и салами . Архитектура башни этого храма с уменьшающимися квадратами отличается от башни храма Чола в Гангайкондасолисвараме, потому что она прямая, в отличие от последней, которая является криволинейной. Величина храма Шри-Вимана сделала его выдающейся достопримечательностью города. [40] На стене коридора верхнего этажа адиталы вырезана 81 из 108 танцевальных каран – поз Натья Шастры . Этот текст является основой Бхаратанатьям , классического танца Тамилнада. 27 неизображенных каран представляют собой пустые каменные блоки, и неясно, почему они не были вырезаны. 81 вырезанная поза свидетельствует о значении этой классической индийской танцевальной формы начала 11 века. [12]
Гарбхагриха имеет квадратную форму и стоит на постаменте . Он отлит в форму и имеет толщину 0,5 метра (1 фут 8 дюймов). Он состоит из упапитама и адхиштханама толщиной 140 и 360 см соответственно. [12]
Мандапа
Две мандапы, а именно маха-мандапа и мукха-мандапа , представляют собой структуры квадратного плана, выровненные по оси между святилищем и мандапой Нанди . Маха -мандапа имеет по шесть колонн с каждой стороны. [42] Здесь тоже есть произведения искусства. Бронзы Витанкара и Раджараджи I находятся здесь, но они были добавлены намного позже. Маха -мандапа окружена двумя гигантскими каменными дварапалами. Он соединен с мукха-мандапой лестницей. У входа в мукха-мандапу также есть дварапалы. Рядом с мандапой находятся восемь небольших святилищ для дикпал , или божеств-хранителей каждого направления, таких как Агни , Индра , Варуна , Кубера и другие. Они были установлены во время правления короля Чола Раджендры I. [42]
Надписи указывают на то, что в этой области также была и другая иконография основных индуистских традиций эпохи Чола, но сейчас она отсутствует. Первоначальные восемь святынь включали святыни Сурьи (бога Солнца), Саптаматрики (семи матерей), Ганеши, Муругана, Джьештха , Чандра (бог луны), Чандешвара и Бхайрава. [42] Точно так же в целле западной стены находился массивный гранитный Ганеша, построенный в эпоху Раджараджи I, но который сейчас находится в тируч-чурру-малигай (южной веранде). Из семи матерей традиции шактизма только Варахи выжила в сломанной форме. Ее остатки сейчас найдены в небольшом кирпичном современном «храме Варахи» на южной стороне двора. Первоначальная версия остальных вместе с их оригинальными святилищами Чола отсутствуют. [42]
Фрески
Нижний слой храма украшен фресками Чола на стенах святилища вдоль обходного пути. Эти фрески, покрывающие пол до потолка, были обнаружены в 1931 году С. К. Говиндасами из Аннамалайского университета . [43] Художники использовали натуральные пигменты и добавляли их во влажный слой известняка по мере его затвердевания. Фрески Чола в основном были посвящены темам шиваизма. Они были восстановлены в 2000-х годах. [44] Общая площадь фресок Чола составляет около 670 квадратных метров (7200 квадратных футов), из которых около 112 квадратных метров (1210 квадратных футов) были обнаружены по состоянию на 2010 год с помощью метода, позволяющего сохранить обе картины, метода, разработанного Археологической службой Индии. [43] Фрески повествуют индуистскую мифологию. [43] [45] По словам Баласубрахманьяма, большинство фресок связаны с Шивой, но фрески Чола XI века также изображают Вишну, Дургу и других, а также сцены королевской семьи Чола, придворной и общественной жизни. [45]
Более поздние постройки, дополнения и модификации храма ограничили количество естественного света внутри храма. Таким образом, фрески ограниченно фотографировались и интерпретировались. По словам Шрирамана, полное изображение с использованием более качественного фотографического оборудования предполагает, что эти исторические интерпретации были неверными. [43] Например, фреска, которая ранее интерпретировалась как Дакшинамурти Шива, на самом деле представляет собой светскую сцену, где королевский гуру медитирует под баньяновым деревом. На дереве изображены павлины, птицы, обезьяны, белки и совы, а также кобра. Животные и птицы изображены обеспокоенными коброй, те, кто ближе к змее, обеспокоены больше. [43] Другие части панели также изображают суд, слушающий святого. Другие показывают женщин в разных платьях и в разных танцевальных мудрах . [43]
Некоторые картины в святилище и стены коридора были повреждены из-за накопившейся на них когда-то сажи. Из-за постоянного воздействия дыма и сажи от ламп и горения камфоры в святилище на протяжении столетий некоторые части картин Чола на стенах обходного прохода были сильно повреждены. [44] Археологическая служба Индии впервые в мире применила уникальный процесс удаления штукатурки для восстановления 16 картин Наяка, которые были наложены на 1000-летние фрески Чола. [44] Эти 400-летние картины были установлены на стекловолоконные плиты и выставлены в отдельном павильоне. [44]
Надписи
Стены храма украшены многочисленными надписями на тамильском языке и алфавите Грантха. Многие из них начинаются с традиционного исторического представления на санскрите и тамильском языке королю, который это санкционировал, и в подавляющем большинстве из них обсуждаются подарки храму или храмовому персоналу, в некоторых случаях жителям города. [46] [47] Храмовый комплекс имеет шестьдесят четыре надписи Раджараджи Чолы I , двадцать девять надписей Раджендры Чолы I , по одной надписи Викрама Чола , Кулоттунги I и Раджамахендры ( Раджендра II ), три надписи вероятного короля Пандья , две правителя Наяки , а именно Ачьютаппа Наяка. и Маллапа Наяка. [48]
Персонал храма
Надпись на северной стене ограды, датированная 1011 годом н. э., дает подробный отчет о людях, работавших и получавших поддержку в храме. В надписи указаны их заработная плата, роли и имена. Он включает в себя более 600 имен, в том числе священников , зажигалок, прачек, портных , ювелиров , гончаров , плотников , носителей священных зонтиков, гуру танцев, танцовщиц , певцов мужского и женского пола , музыкантов , руководителей артистов, бухгалтеров и других. Их заработная плата заключалась в земельных участках, поэтому их работа в храме, скорее всего, была неполной. [47] [49]
В храме работали девадаси , танцоры и певцы религиозных гимнов. Среди его многочисленных надписей часто встречаются подарки, в которых говорится: «Для богослужений, еды для собраний санньяси (монахов или аскетов) и для ремонта». По словам Джорджа Мичелла, храм Танджавур в своей истории был крупным благотворительным учреждением. Он ежедневно предоставляет бесплатное питание паломникам, верующим и путникам. В дни индуистских праздников эти обеды были тщательно продуманными, и брахманы . особенно приглашались и кормились [47] [49]
Празднование тысячелетия
Храм, построенный в 1010 году нашей эры императором Чола Раджараджем I в Танджавуре, широко известен как Большой храм. В сентябре 2010 года ему исполнилось 1000 лет. Чтобы отпраздновать 1000-летие величественного сооружения, правительство штата и город провели множество культурных мероприятий. Это было напоминанием о 275-м дне его 25-го года правления (1010 г. н.э.), когда Раджараджа I (985–1014 гг. н.э.) вручил позолоченный каласам (медный горшок или навершие ) для окончательного освящения, чтобы увенчать виману , 59.82- метровая башня над святилищем. [50] [51] [52]
Бхаратанатьям Яджна
Чтобы отметить это событие, правительство штата организовало Бхаратанатьям Яджну , шоу классического танца под руководством известной танцовщицы Падмы Субраманиам . Он был организован совместно Ассоциацией артистов Бхаратанатьям Индии (ABHAI) и Фондом Брхана Натьянджали, Танджавур. В ознаменование 1000-летия здания 1000 танцоров из Нью-Дели, Мумбаи , Пуны , Тамилнада, Андхра-Прадеша, Карнатаки , Кералы, Сингапура, Малайзии и США танцевали на концерте под записанные 11 куплетов божественной музыки Тирувисайппа (девятый том). Тирумурай ) , составленный Карувуром дэвой (гуру Раджараджи). Маленький городок превратился в культурный центр на два дня, начиная с 26 сентября 2010 года, когда по всему городу выступали уличные артисты и танцоры. [53] [54]
Памятные марки и монеты
26 сентября 2010 года (пятый день празднования тысячелетия Большого Храма), в знак признания вклада Большого Храма в культурную, архитектурную и эпиграфическую историю страны, специальная почтовая марка номиналом 5 фунтов стерлингов с изображением гиганта Раджи Гопурама была выпущена высотой 66 метров (216 футов). опубликовано Почтой Индии .
Резервный банк Индии отметил это событие выпуском монеты номиналом 5 фунтов стерлингов с тисненой моделью храма. [55] [56] Раджа , министр связи и информационных технологий кабинета министров, выпустил уважаемую специальную марку храма Брихадисварар, первую из которых получил Г.К. Васан , министр судоходства кабинета министров .
Монетный двор Мумбаи выпустил памятную монету номиналом 1000 рупий с тем же изображением, что и на монете достоинством 5 рупий. Это была первая монета номиналом 1000 рупий, выпущенная в чеканке Республики Индия. Эта монета была законным платежным средством без обращения (NCLT). [57]
1 апреля 1954 года Резервный банк Индии выпустил банкноту номиналом 1000 фунтов стерлингов с панорамным видом на храм Брихадисвар, что свидетельствует о его культурном наследии и значении. В 1975 году тогдашнее правительство во главе с премьер-министром Индирой Ганди демонетизировало все банкноты номиналом 1000 фунтов стерлингов , пытаясь сократить количество теневых денег . Эти банкноты сейчас популярны среди коллекционеров. [58]
В 2010 году тогдашний главный министр штата Тамил Наду М. Карунаниди переименовал Семмаи Райс , разновидность высокопроизводительного рисового риса, в Раджа Раджан-1000, чтобы отметить тысячелетие строителя храма Раджараджи Чолы. [59]
Прием
Храм «свидетельствует о блестящих достижениях Чола в архитектуре, скульптуре, живописи и бронзовом литье». [60] Храм упоминается во многих современных произведениях того периода, таких как «Мувар Ула» и «Калингатупарани» . По словам Чаттерджи, дравидийская архитектура достигла своей высшей формы выражения в храме и его преемнике, храме Брихадисварар, Гангайконда Чолапурам . [61] Храм был объявлен памятником наследия правительством Индии и находится в ведении Археологической службы Индии как охраняемый памятник. Храм является одной из самых посещаемых туристическими достопримечательностей Тамилнада . [14]
Храм был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО , вместе с храмом Брихадисвара в Гангайкондачолапураме и храмом Айраватешвара в Дарасураме которые называются Великими живыми храмами Чола . [9] Эти три храма имеют сходство, но каждый имеет уникальный дизайн и скульптурные элементы. [62] Все три храма были построены Чолами между 10 и 12 веками нашей эры, и индуисты продолжают их поддерживать и использовать. Храмы классифицируются как «Великие жизни», поскольку в наше время храмы активно участвуют в культурной практике, паломничестве и поклонении. [63]
Культурные мероприятия
Храм Брихадишвары в Танджавуре является местом проведения ежегодных танцевальных фестивалей примерно в феврале вокруг Махашивратри . Крупнейшие артисты классического индийского танца, а также региональные команды исполняют свой репертуар на фестивале Брахан Натьянджали в течение 10 дней. [64]
Автомобильный фестиваль
20 апреля 2015 года храмовая машина выкатилась в пробный пробег напротив храма Шри Рамар , свидетелями чего стало большое количество людей. [65] Девять дней спустя состоялось первое шествие храмовой машины. По сообщениям СМИ, это была первая подобная процессия в этом храме, проведенная за последние сто лет. [66]
Романы
Калки Кришнамурти , известный тамильский писатель, написал исторический роман «Поннийин Селван» , основанный на жизни Раджараджи . [67] Балакумаран , еще один тамильский писатель, написал роман под названием «Удайяр», посвященный жизни Раджараджи I и строительству храма. [68]
Администрация
В настоящее время храмом управляет Бабаджи Бхонсле , глава королевской семьи Танджавур Маратхов . Он является потомственным попечителем дворца Девастханам, который продолжает управлять 88 храмами Чола , включая храм Брихадисвара. Тамильские группы безуспешно обращались к правительству Тамил Наду с просьбой лишить его этих прав, поскольку он не принадлежит к Чола или тамильскому происхождению. По словам одного из протестующих, который также является координатором Комитета по восстановлению прав Большого Храма, Бабаджи Бхонсле также не является законным наследником королей маратхов Танджавура. [69]
Галерея
В храме множество скульптур, рельефов и фресок: [70]
- Храм Брихадишвара, Танджавур, Тамил Наду, Индия
- Рельеф слона в храме Брихадишвара, Танджавур.
- Шива с чашей для подаяний в образе садху (монах, Бхикшатана )
- Ардханаришвара (наполовину Шива, наполовину Парвати), символизирующий неразделимость мужского и женского начала. [71]
- Ганеша изображается как в главном храме, так и в отдельном святилище.
- Отдельный храм Ганеши с храмовым коридором сзади.
- Храм Субрахманьяра в северной части двора. Также называется «Муруган», «Картикея» или «Сканда».
- Храм Чандешвара . Справа – стена главного храма, позади восточного гопурама. Чандешвара — медитирующий йог и святой движения Наянмар Бхакти .
- Нарасимха, аватар Вишну, убивающий демона, преследующего людей за их религиозные убеждения.
- Статуя Лакшми , почтительно выставленная скульптура вайшнавов.
- Фреска Гаджа-лакшми, еще одно вайшнавизма . произведение искусства на тему
- Скульптура Вишну в храме шиваизма
- Облегчение для йоги и медитации; в храме изображены многочисленные светские и святые сцены.
- Кришна разыгрывает гопи, прячась на дереве под их одеждой.
- Храм Нанди
- Скульптура
- Деталь внешней стены Вимана
- Рельефы, украшающие лестницу
- Деталь рельефа
- Деталь рельефа
- Вход
- Вид на Виману
- Вид профиля слева
- Вид ночью
- Ранние часы в Танджоре Перия Койл
- Облегчение для йоги и медитации
- Тамильские надписи в храме Брихадишвара
См. также
- Храм Пеннесвараар
- Фестиваль колесниц Танджавур
- Король Раджа Чола I
- Династия Чола
- Список крупнейших монолитов
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
- Великие живые храмы Чола
Примечания
- ↑ Дуглас Барретт в своей публикации 1975 года об архитектуре Чола утверждает, что новый стиль возник между 866 и 940 годами нашей эры, начиная с Виджаялая, первого правителя Чола. По мнению Барретта, стиль Чола развился не из традиции Паллавы. [23] По словам Гэри Дж. Швиндлера, работы Барретта дают мнения, которые дают «возможность для бесконечных предположений и дебатов». [24]
- ^ Танджавур был целью как мусульманских, так и индуистских соседних королевств, как ближних, так и дальних. Мадурайский султанат был основан в 14 веке после катастрофических вторжений и грабежей Южной Индии армиями Делийского султаната Ала уд-Дина Халджи во главе с Маликом Кафуром. [25] Позже султанат Адиль Шахи, Кутб Шахи, Рандаула Хан и другие с восточного и западного побережья Южной Индии совершили набег на него, а некоторые оккупировали его на несколько лет. [11]
- ^ В тамильской литературе повелитель танцевальной формы Шивы упоминается как Адаваллан или Куттаперуманадигал. Этот бронзовый Натараджа эпохи Чола широко известен и изучен, в том числе в более поздних текстах, таких как Унмаивилаккам и Читампара Муммани Ковия, описывающих его значение. Натараджа в индийском искусстве восходит к более ранним векам, предшествовавшим Чоле. [39]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д Танджавур. Архивировано 7 августа 2021 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мичелл 1988 , стр. 145–148.
- ^ Раджараджа Великий: Гирлянда дани . Отдел музеев Правительственного музея. 1984. Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Перспективы Индии . PTI Министерства иностранных дел. 1995. Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Рао, Рагхунадха (1989). Индийское наследие и культура . Стерлинговые издательства. п. 32. ISBN 9788120709300 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Археологическая служба Индии (ASI)» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Кей, Джон (2000). Индия, история . Нью-Йорк, США: Издательство Harper Collins. стр. XIX. ISBN 0-00-638784-5 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ КВ Раман. Храмовое искусство, иконы и культура Индии и Юго-Восточной Азии . Издательство Шарада, 2006. с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д «Великие живые храмы Чола» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 2004. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 1–21.
- ^ Jump up to: а б с д Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, издательство Кембриджского университета, страницы 16–21, 89–91.
- ^ Jump up to: а б с д С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б с С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 16–29.
- ^ Jump up to: а б Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 185 .
- ^ Д. Рафаэль (1996). Храмы Тамилнада, произведения искусства . Ратнамала. п. 9. ISBN 978-955-9440-00-0 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ С.Р. Баласубрахманьям (1975). Средние храмы Чола: от Раджараджи I до Кулоттунги I, 985–1070 гг . Томсон. п. 87. Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ «Храм Брихадисвара» . Храм Брихадишвара . Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Подробная информация о NH в отношении участков, вверенных NHAI» (PDF) . Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог, правительство Индии . Национальное управление автомобильных дорог Индии . п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Автобусные маршруты Танджавура» . Муниципалитет Танджавура. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Э. К. Чешатри (2008). Шри Брихадисвара: Великий храм Танджавура . Нил. п. 5.
- ^ Маршалл М. Бутон (2014). Аграрный радикализм в Южной Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 72–78. ISBN 978-1-4008-5784-5 .
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 1–2.
- ^ Дуглас Э. Барретт (1974). Ранняя архитектура и скульптура Колы; 866-1014 гг. н. э. Фабер. ISBN 978-0-571-10507-6 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Швиндлер, Гэри Дж. (1977). «Обзор: ранняя архитектура и скульптура Колы» . Журнал азиатских исследований . 36 (4). Издательство Кембриджского университета: 705. doi : 10.2307/2054437 . JSTOR 2054437 . S2CID 163896079 .
- ^ Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, издательство Кембриджского университета, страницы 9–13, 16–21.
- ^ Jump up to: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Тапар 2004, стр. 43, 52–53.
- ^ Редди, Г. Венкатрамана (2010). Алаям – Индуистский храм – воплощение индуистской культуры . Майлапур, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. п. 31. ISBN 978-81-7823-542-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 16–19.
- ^ Винанд М. Каллеварт (1995). Боги и храмы в Южной Индии . Манохар. стр. 150–151. ISBN 978-81-7304-107-5 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Танджавур: храм Брихадисвара, Памятник и живая традиция. Архивировано 30 марта 2016 г. в Wayback Machine , Капила Ватсьяян и Р. Нагасвами и др., Национальный центр искусств Индиры Ганди, правительство Индии (2012), стр. 7.
- ^ Бранфут, Криспин (2008). «Имперские границы: строительство священного пространства в Южной Индии шестнадцатого века». Художественный вестник . 90 (2): 185. дои : 10.1080/00043079.2008.10786389 . JSTOR 20619601 . S2CID 154135978 .
- ^ С.Р. Баласубрахманьям 1975 , с. 22, Цитата: «Он имеет высоту 3,65 м, длину 5,94 м и ширину 2,59 м, его вес оценивается в 25 тонн».
- ^ Jump up to: а б В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Искусство Харикумара. стр. 23–24.
- ^ «Архитектура – это прежде всего люди» . Журнал «Архитектура, строительство и инженерия». 18 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 17–19.
- ^ «Архитектура Индийского субконтинента - Глоссарий» . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 24 января 2007 г.
- ^ Чинг 2007, стр. 338–339.
- ^ Jump up to: а б Падма Каймал (1999), Шива Натараджа: изменение значения иконы. Архивировано 28 сентября 2018 года в Wayback Machine , The Art Bulletin, Vol. 81, № 3, стр. 394-395, рис. 3 на стр. 392.
- ^ Jump up to: а б с д и С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 18–21.
- ^ «Великие живые храмы Чола» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 22–25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж PS Шрираман (2010), Цифровая фотодокументация фресок в храме Брихадишвара, Танджавур: инструмент для историков искусства в пространстве, времени, месте (редакторы: Стефано Кампана и др.), страницы 167-172
- ^ Jump up to: а б с д «АСИ реставрирует 400-летние картины» . Индус . Ченнаи, Индия. 28 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2004 года . Проверено 22 июня 2010 г. ; Еще один репортаж о фресках Чола [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 29–36.
- ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 15, 25, 53 со сносками.
- ^ Jump up to: а б с П.В. Джагадиса Айяр (1993), Южноиндийские святыни, Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-0151-3 , страницы 411-423.
- ^ К. Шиварамамурти. Великие храмы Чола: Танджавур, Гангайкондачолапурам, Дарасурам . Археологическая служба Индии, 2007 г. – Архитектура, Чола – 96 страниц. п. 26.
- ^ Jump up to: а б Мичелл 1988 , стр. 59–60.
- ^ BBC News, август (25 сентября 2010 г.). «Большому храму Индии исполняется 1000 лет» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 25 сентября 2010 г.
- ^ ПС. Р. Баласубрахманьям (1971), Orient Longman Publications, Ранние храмы Чола: от Парантаки I до Раджараджи I, 907–985 гг.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Институт индологических исследований Анантачарьи (1984), Раджа Раджа, великий: материалы семинара
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Редифф Новости. «Самому большому храму Индии исполняется 1000 лет» . Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Субраманиан, Т.С. (1 августа 2010 г.). «Грандиозное танцевальное зрелище в Большом храме Танджавура» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 4 августа 2010 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Декан Вестник (26 сентября 2010 г.). «Марка, выпуск монет в честь 1000-летия Большого Храма» . Архивировано из оригинала 6 октября 2010 года . Проверено 26 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Выпуск специальной почтовой марки и пятируповой монеты» . Индус . Ченнаи, Индия. 27 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2010 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
- ^ «Выпуск памятной монеты» (PDF) . 3 июля 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2013 г. . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Express Buzz, Индийский экспресс (26 сентября 2010 г.). «Банкнота номиналом 1000 индийских рупий 1954 года, популярная в Танджавуре» . Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Новости MSN (26 сентября 2010 г.). «Семмай Пэдди в роли «Раджи Раджан-1000» » . Проверено 27 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «Великие живые храмы Чола» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 21 января 2008 г.
- ^ Рома Чаттерджи, изд. (2016). Искусство и архитектура Индии в древний и средневековый периоды . Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 32. ISBN 978-81-230-2080-8 .
- ^ Айяр, П.В. Джагадиса (1993). Южноиндийские святыни . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. п. 316. ИСБН 81-206-0151-3 .
- ^ Шринивасан, Панкаджа (4 июня 2012 г.). «Внутри храма Чола» . Индус . Коимбатур. Архивировано из оригинала 19 июня 2014 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ↑ Брахан Натьянджали. Архивировано 29 января 2020 года в Wayback Machine , Танджавур, Тамил Наду.
- ^ Пробный запуск автомобиля Big Temple, Rolls; вышел через 100 лет; первый забег 29 апреля. Архивировано 19 сентября 2018 г. в Wayback Machine , The Hindu , 21 апреля 2015 г.
- ↑ Большой фестиваль храмовых колесниц, проведенный спустя 100 лет. Архивировано 19 сентября 2018 г. в Wayback Machine , The Hindu , 30 апреля 2015 г.
- ^ А., Шриватсан (19 октября 2011 г.). «Возраст почти не увядает очарования Поннияна Сельвана» . Индус . Ченнаи. Архивировано из оригинала 5 июня 2017 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Специальная монета в память о Раджендре Чоле» . Служба экспресс-информации . Ченнаи: Новый Индийский экспресс. 4 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2015 г. Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Группы тамилов хотят, чтобы маратхи удержали Большой храм Танджавура» . Архивировано из оригинала 12 мая 2018 года . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ Дж. Шиварамамурти (1977). Искусство в Индии . Х.Н. Абрамс. стр. 287–288, 427. ISBN. 978-0-8109-0630-3 .
- ^ «Ардханаришвара» . Британская энциклопедия . 2011. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 27 декабря 2017 г.
Библиография
- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 . Архивировано из оригинала 13 августа 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- С.Р. Баласубрахманьям (1975), Храмы Средней Чолы , Thomson Press, ISBN 978-9060236079
- Чинг, Фрэнсис Д.К. (2007). Глобальная история архитектуры . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. стр. 338–339 . ISBN 978-0-471-26892-5 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 . Архивировано из оригинала 13 августа 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 . Архивировано из оригинала 10 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Мичелл, Джордж (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 0-226-53230-5
- Мужчина, Джон (1999). Атлас 1000 года . Великобритания: Penguin Books. ISBN 0-7946-0011-5 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- Тапар, Бинда (2004). Введение в индийскую архитектуру . Сингапур: Periplus Editions. стр. 43, 52–53. ISBN 0-7946-0011-5 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 . Архивировано из оригинала 12 июля 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
- Храм Танджавур Брихадишвара , Национальный центр искусств Индиры Ганди, Правительство Индии
- Храм Брихадисвара , туризм Тамил Наду
- Дакшина Меру: Храм Брихадешвара , Правительство Индии
- Фотографии на сайте искусства и археологии
- Великие живые храмы ЮНЕСКО Чола