Jump to content

Четыре гармоничных животных

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Четыре гармоничных животных
Информация
Религия буддизм
Язык польский , санскрит , тибетский
Сутры В Винайи текстах и сборниках Джатак многих буддийских канонов.

Сказка о четырех гармоничных животных , четырех гармоничных друзьях или четырех гармоничных братьях ( стандартный тибетский : མཐུན་པ་སྤུན་བཞི། ) ( Уайли : mthun pa spin bzhi [ 1 ] или Уайли : мтун па рнам бжи [ 2 ] ) — одна из сказок Джатаки , часть буддийской мифологии , часто являющаяся предметом произведений бутанского и тибетского искусства . Это, пожалуй, самая распространенная тема в народном искусстве Бутана, которая присутствует на многих храмовых фресках, ступах и в качестве декоративного узора на многих предметах повседневного обихода. [ 3 ] [ 4 ] : 108  [ 5 ] : 53  Это самая известная национальная сказка Бутана, популярная в Тибете и Монголии: [ 4 ] : 107  [ 6 ] он широко упоминается в этих культурах. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Краткое содержание истории

[ редактировать ]
Обратная сторона тибетской банкноты номиналом 25 там , датированной 1659 годом тибетской эпохи (= 1913 год нашей эры). Справа изображены четыре гармоничных животных.

обезьяну, зайца и птицу (обычно куропатку, но иногда и тетерева, а в Бутане - птицу- носорога Популярная сцена, часто встречающаяся в настенных росписях тибетских религиозных зданий, изображает слона, стоящего под фруктовым деревом, несущего друг на друге ). . [ 10 ] Сцена отсылает к легенде, повествующей о том, что четыре животных пытались выяснить, кто из них самый старый. Слон сказал, что дерево уже было взрослым, когда он был молодым, обезьяна сказала, что дерево было маленьким, когда он был молодым, заяц сказал, что в молодости он видел дерево как саженец, а птица утверждала, что он выделил семя, из которого выросло дерево. Таким образом, другие животные признали птицу самой старой, и четыре животных жили вместе во взаимозависимости и сотрудничестве, помогая друг другу наслаждаться плодами дерева. После того, как история закончена, выясняется, что куропатка была Буддой в прошлой жизни. [ 11 ] [ 5 ] : 51  Эта история была задумана как иллюстрация сотрудничества и уважения к старшинству, и была рассказана Буддой после того, как некоторые из его учеников не оказали должного уважения старшему ученику Шарипутре . [ 7 ] [ 12 ] Иногда в сказке также описываются животные, соблюдающие пять заповедей и обучающие им других. [ 13 ] Одной из древнейших дошедших до нас форм этой истории является палийская версия, называемая Титтира Джатака . [ 5 ] : 51 

Настенная роспись, Сикким
Скульптура в монастыре Гандантегчинлен в Монголии.

Общественная гармония и уважение к старшинству — главная мораль этой истории. Такое уважение контрастирует с иерархией по силе, размеру и власти: больше всего уважают куропатку , а не слона. [ 13 ] Хотя Будда иногда преуменьшал ценность уважения к пожилым людям только из-за их возраста, в этой истории он иллюстрирует, что пожилого человека, тем не менее, следует уважать за его опыт, потому что, как указывает Татибана, «зрелость возраста обычно является признаком большой опыт». [ 14 ] Однако эта история привела к установлению нескольких правил поведения в отношении уважения старшинства в контексте монашеской жизни, в которых количество лет, проведённых в монашестве ( санскрит : bhikṣu ; пали : bhikkhu измеряется, а не ). чем возраст . [ 11 ] [ 15 ] Буддийский монах Таниссаро Бхиккху объясняет связь между уважением к старшинству и гармонией, опираясь на эту историю: «Однако иерархия, основанная на старшинстве, одновременно объективна и, в конечном счете, менее репрессивна: место человека в иерархии не является мерой Такая иерархия также препятствует гордыне и соперничеству, которые возникнут, если монахи смогут пробиться вверх по иерархии, превзойдя измеримые заслуги других». [ 16 ]

Четыре животных представляют различные среды обитания животного мира — небо, деревья, землю и подземелье. [ 5 ] : 51  Куропатка берет на себя роль самого старшего животного: в досовременной Индии куропатку высоко ценили за ее ум и понимание языка. [ 17 ] Выделение семени дерева актуально, поскольку считается, что некоторые индийские деревья прорастают только тогда, когда семя выделяется птицей, что еще больше усиливает концепцию сотрудничества и взаимной зависимости. [ 5 ] : 53  Образ животных, стоящих друг у друга на плечах, на спине терпеливого слона, также изображает социальную и экологическую гармонию: птица находит семя и сажает его, затем кролик его поливает, а обезьяна оплодотворяет. Как только семя прорастает и начинает расти, его защищает слон. Через некоторое время маленькое растение вырастает в большое красивое дерево, полное здоровых плодов. Работая вместе и используя свои индивидуальные таланты, четверо друзей могут достичь плодов и насладиться ими. [ 18 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Бронзовая статуя работы Герхарда Маркса, изображающая « Городских музыкантов Бремена ».

Основным источником буддийской легенды о четырех гармоничных братьях является Винаявасту ( Wylie : ' dul ba'i gzhi ), который образует первый раздел Кангьюра , канона тибетского буддизма . [ 4 ] : 107  [ 2 ] В канонах других буддийских традиций, таких как Палийский канон буддизма Тхеравады , а также в текстах орденов Махасангхика , Мула-Сарвастивада и Сарвастивада , почти один и тот же рассказ о Джатаке встречается в сборниках Виная и Джатака . не эту считали Однако ордены Дхармагуптака и Махишасака историю частью Джатаки , а только включали ее в свои Винаяи . Бхиккху Аналайо считает, что эта история изначально считалась не предыдущей жизнью Будды, а дидактической притчей, которой обучал Будда. [ 19 ]

Подобные мотивы по всему миру

[ редактировать ]

Старая ирландская ученая Элеонора Халл отметила, что эта история может раскрыть обычай древнего мира определять дату на основе продолжительности жизни различных животных. Истории, посвященные вопросу о том, какое животное живет дольше всех, можно найти по всему миру. В большинстве версий этой истории обычно фигурируют три животных, как, впрочем, и в палийской и китайской версиях Джатаки . [ 20 ] [ 21 ] Что касается четвертого животного, отсутствующего в палийской версии, зайца, то оно было включено в более поздние версии. [ 5 ] : 51  [ 22 ]

Похожая история стала знаменитой, когда братья Гримм включили ее в свой сборник народных сказок под названием « Городские музыканты Бремена ». [ 4 ] : 107  [ 5 ] : 53 

  1. ^ Лама, Геге (1983). Принципы тибетского искусства . Том. II. Дарджилинг. п. 241. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б Сагастер, Клаус (декабрь 1978 г.). Белый лотос мира. Современная интерпретация буддийской символики [ Белый лотос мира: современная интерпретация буддийской символики ] (на немецком языке). Том 12. Харрасовиц, Висбаден: Исследования Центральной Азии, переиздание. п. 464.
  3. ^ Карпентер, Рассел Б.; Карпентер, Блит К. (2002). Благословения Бутана . Широта 20. Гонолулу: Гавайский университет Press . п. 89. ИСБН  978-0-8248-2679-6 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Дагьяб, Лоден Шерап (2016). Буддийские символы в тибетской культуре: исследование девяти самых известных групп символов . Перевод Уолша, Мориса. Саймон и Шустер . ISBN  978-0-86171-810-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов (1-е изд.). Чикаго: Сериндия. ISBN  978-1-932476-03-3 .
  6. ^ Эванс, Стив (2009). «Влияние культурного фольклора на национальные ценности: предварительное исследование с акцентом на Бутан» (PDF) . Рассказывание историй, Я, Общество . 6 (1): 12. ISSN   1550-5340 .
  7. ^ Jump up to: а б Уайткросс, Ричард (1 января 2010 г.). « «Добродетельные существа»: концепция тха дамтшига и морального человека в современном бутанском обществе» . Гималаи, журнал Ассоциации исследований Непала и Гималаев . 28 (1): 77. ISSN   2471-3716 .
  8. ^ Бишофф, Жаннин; Маллард, Сол (2016). Социальное регулирование: примеры из истории Тибета . Библиотека тибетских исследований Брилла. Брилл . п. 114. ИСБН  9789004331259 .
  9. ^ МакГранахан, Кэрол (2005). «В библиотеке Рапги: тексты и времена мятежного тибетского интеллектуала» (PDF) . Cahiers d'Extreme-Asie . 15 (1): 265. doi : 10.3406/asie.2005.1228 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Грушке, Андреас (2001). Культурные памятники внешних провинций Тибета: Цинхайская часть Амдо . Культурные памятники внешних провинций Тибета: Амдо. Том. 1. Бангкок: Пресса Белого Лотоса. п. 243. ИСБН  978-9747534597 .
  11. ^ Jump up to: а б Чалмерс, Роберт (1895). «Титтира Джатака» . Джатака . Том. Я.
  12. ^ Маласекера, врач общей практики (1938). «Титтира Джатака (№37)» . Словарь палийских имен собственных . Том. 2. Общество палийских текстов .
  13. ^ Jump up to: а б Пенджоре, Угьен (2 августа 2005 г.). «Понимание символики Туэнпа Пуэн Чжи» . Куэнзель Онлайн . Проверено 28 января 2017 г. - через The Buddha Channel.
  14. ^ Тачибана, С. (1992). Этика буддизма (Факсим. Ред.). Ричмонд, Суррей: Curzon Press . п. 224. ИСБН  978-0-7007-0230-5 .
  15. ^ Шоу, Сара (2006). Джатаки: истории рождения Бодхисатты . Пингвин Великобритания . ISBN  9788184750348 .
  16. ^ Бхикку, Таниссаро (2013). Буддийский монашеский кодекс (PDF) . Том. II (3-е изд.). Калифорния: Лесной монастырь Метта . п. 92.
  17. ^ Гутьеррес, Андреа Лорен (декабрь 2014 г.). Голос попугая и перья куропатки: язык животных и язык животных в ранних индийских текстах (магистерская диссертация). Техасский университет .
  18. ^ «Четыре гармоничных друга» (PDF) . Смитсоновский центр фольклора и культурного наследия . 12 июня 2008 г.
  19. ^ Аналайо, Бхиккху (2012). «Канонические рассказы Джатаки в сравнительной перспективе: эволюция рассказов о прошлых жизнях Будды». Фуяньские буддийские исследования . 7 . ISSN   2070-0512 .
  20. ^ Халл, Элеонора (декабрь 1932 г.). «Ястреб Ахилла, или Легенда о древнейших животных». Фольклор . 43 (4): 376–409. дои : 10.1080/0015587X.1932.9718462 .
  21. ^ Ралстон, WRS (2012). Библия Тибета: тибетские сказки из индийских источников . Рутледж . п. 302. ИСБН  978-1-136-20297-1 .
  22. ^ Кимбалл, Майк (2016). «Наше наследие уже разрушено: размышления о восстановительном сохранении культурного и природного наследия». Обзор экологии человека : 13. doi : 10.4225/13/581fcdf8dc329 . hdl : 1885/100985 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fb7da031018ba983625c9d97bcd3e05__1722596040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/05/6fb7da031018ba983625c9d97bcd3e05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Four harmonious animals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)