История евреев в Апулии
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|

История евреев в Апулии (называемой по-итальянски Апулия ) насчитывает более двух тысяч лет. Апулия (от греческого Ἀπουλία , по -итальянски : Puglia , произносится [ˈpuʎʎa] ) на иврите : פוליה) — регион в «каблуке сапога» полуострова Италии, граничащий с Адриатическим морем . Евреи проживали в Апулии как минимум 2000 лет. Евреи Апулии имели богатые раввинистические традиции, а также имели значительное еврейское население в центральном Средиземноморье до своего изгнания.
Древняя история
[ редактировать ]Апулия когда-то была частью древнеримской провинции Бруттиум , затем стала частью итальянского региона Калабрия , пока сегодня не была выделена в отдельную территорию. В I веке римские записи рассказывают о еврейских общинах Бари , Ории , Отранто и Таранто . Другие легенды повествуют о еврейских пленниках, депортированных из Иудеи римским императором Титом после падения Иерусалима в 70 году. Официальные документы западноримского императора Гонория в 398 году подтверждают, что в Апулии существовало несколько еврейских общин. Множество надгробных надписей, некоторые полностью или частично написанные на иврите , найденные в Трани , Таранто, Матере , Бари, Бриндизи , Отранто и Ории, показывают большое количество евреев, поселившихся в этом регионе, и использование иврита. Надписи, найденные в городе Веноза (ныне Базиликата , ранее — Апулия), упоминают общинную организацию еврейской жизни на юге Италии. После падения Римской империи регион Апулия попал под власть Византийской империи. и в течение IX в. Это положило начало тревожному времени ревностной христианской миссионерской деятельности для евреев региона. В 875 и 925 годах арабские армии вторглись и оккупировали часть Апулии, что привело к большим страданиям евреев, что вынудило многих из них бежать, спасая свою жизнь. Еврейский придворный врач Шаббетай Донноло жил в районе Калабрии/Апулии в десятом веке и писал об этих временах.
Средневековая история
[ редактировать ]В ранний период средневековья Калабрия Базиликата , образующие и Апулия , Катепанат Италии, находились под Византии властью . К 11 веку этот регион снова стал мирным пристанищем для евреев. В это время многие апулийские ученые Торы поддерживали регулярные контакты с раввинистическими академиями Востока. Хроника Ахимааза 1054 года содержит много подробностей об апулийском еврействе. Среди апулийских поэтов того времени есть Шефатия из Ории, написавший стихотворение «Исраэль Ноша», которое включено в службу Нейлы в День искупления в ашкеназской литургии. [1] Амиттай в Ории и Силано в Венозе также были известными поэтами. Ученые Торы упоминаются с середины X века в Бари, Ории и Отранто. Хроника Иосиппона , составленная где-то в середине десятого века , является продуктом еврейско-еврейской культуры южной Италии. Южно-итальянское еврейство внесло свой вклад в развитие ранней ашкеназской культуры в Центральной Европе. Евреи Франции и Германии признали стипендию апулийского центра еще в XII веке. Это признается в цитате французского Якоба тосафиста бен Меира : «Ибо из Бари выходит Закон и слово Господне из Отранто». Среди других раввинских ученых Апулии XIII века можно назвать Исайю бен Мали из Трани ( Старший) , его внук Исайя бен Илия из Трани и Соломон бен ха-Ятом. Жизнь евреев в Апулии оставалась терпимой до конца 13 века. Евреи Апулии владели землей, были заняты в ремеслах, например, в красильном производстве. Фома Аквинский , уроженец южной Италии, ссылается на трудоустройство евреев на юге Италии в 1274 году, говоря: «было бы лучше заставить евреев работать, чтобы заработать себе на жизнь, как это делается в некоторых частях Италии, чем позволить им... разбогатеть за счет ростовщичества».
Терпимости к евреям в Апулии пришел конец, когда Апулия, как и другие части южной Италии, перешла под власть Неаполитанского королевства . Король Карл II Анжуйский приказал принудительно крестить всех евреев в своем королевстве. Многие апулийские евреи бежали в соседнюю центральную и северную Италию. Многие также переехали в германские районы Центральной Европы. Все синагоги в то время были преобразованы в римско-католические церкви, а все академии Торы были закрыты. Многие из евреев, которых принудили принять христианство, все еще тайно исповедовали иудейскую веру. Эти евреи стали историческим населением Неофити . Этих криптоевреев , также известных на иврите как Анусим , часто заставляли жить в особых кварталах, известных как Джудекка . Местное католическое население считало их еретиками. В 1311 году король Роберт постановил, что те, кто тайно практиковал иудаизм или снова вернулся в иудаизм, должны быть строго наказаны; орден был возобновлен в 1343 году I. Иоанной И евреи, и Неофити, которые снова поселились в Апулии в 15 веке, подверглись нападениям толпы, произошедшим в Бари и Лечче в 1463 году. Вторжение турок-османов в Отранто в 1480 году привело к массовой резне евреев, живших в этом районе.
В 1492 году, после изгнания евреев из Испании , многие испанские и португальские евреи поселились в Апулии. Это привело к небольшому возрождению еврейской жизни в этом районе. Исаак Абрабанель в это время жил в Апулии после отъезда из Испании. Однако возрождение было недолгим. В 1495 году Неаполитанское королевство перешло к французам, и король Карл VIII приказал ввести дополнительные ограничения на евреев Апулии. Также в 1495 году евреи Лечче были уничтожены, а еврейский квартал сожжен дотла. [2] Лечче был местом рождения Авраама де Бальмеса, известного знатока иврита. Учеником одного Бальмеса был Даниэль Бомберг .
Среди привилегий, предоставленных городским советом Мартина Франка (Таранто) в 1495 году, король Арагонский Фридрих запретил криптоевреям и Неофити выдвигать обвинения против тех, кто их грабил (вероятно, во время беспорядков 1494–1495 годов во время французского вторжения в Королевство). Неаполя) и запретил им приезжать жить в этот город. Также в 1495 году были убиты евреи Мартины Франки.
Когда Апулия пала перед испанцами в 1510 году, для апулийских евреев стало видно начало конца. Испанская инквизиция достигла Апулии из-за большого количества евреев, криптоевреев и неофитов, проживавших в этом районе. В 1511 году началась серия изгнаний. Большинство евреев и неофитов были изгнаны или замучены до смерти. Большая часть еврейской собственности была конфискована, а все оставшиеся синагоги были преобразованы в католические церкви.
К 1540 году последнее изгнание окончательно положило конец еврейской жизни в Апулии. Большинство оставшихся криптоевреев были загнаны настолько глубоко под землю, что их присутствие, наконец, подошло к концу. Некоторые из апулийских еврейских беженцев бежали на север. Однако большинство из них поселилось в Греции или на островах Эгейского моря. Апулийские евреи основали новые общины на Корфу , в Арте и Салониках . Последние остатки апулийских евреев были убиты во время Холокоста . [3] [4]
Новое время
[ редактировать ]В 2006 году православная синагога Скланова была переосвящена и открыта для богослужений в апулийском городе Трани . Синагога была построена в 13 веке, но в 1380 году захвачена Римско-католической церковью и превращена в церковь. Конгрегация евреев Сан-Никандро и Апулийского Герима, происходящая из семей Неофити, регулярно совершает богослужения в синагоге. Кроме того, в бывшей синагоге Сколагранде , которая сейчас является церковью Святой Анны в Трани , есть еврейский музей.
Язык и культура
[ редактировать ]Известно, что первые еврейские жители южной Италии, включая Апулию, говорили в основном на греческом и латыни . Позже это превратилось в гибридные языки еврейского греческого койне и иудео-латыни . После упадка Римской империи еврейский койне стал иудео-греческим , а иудео-латынь уступила место различным формам иудео-итальянского языка, известным как «италки». Еврейская община Саленто (в то время регион, населенный преимущественно греческими христианами) в средние века говорила по-гречески, в то время как сельские евреи на окраинах Саленто говорили в основном на иудео-итальянском языке. [5] [6] Однако евреи, происходящие из Апулии, единообразно следовали обычаю романиотской молитвы, хотя и с некоторыми своими особенностями и пиютимом . [7] [8] После изгнания евреев из южной Италии их родным языком остались либо еванич, либо италки. [9] [10] в своих новых поселениях в Греции. Некоторые из наиболее известных примеров разговорного италки были найдены у евреев Корфу . Италки в настоящее время практически вымер как разговорный язык после гибели итальянских евреев в результате Холокоста.
Астрология
[ редактировать ]Несмотря на запреты Моисея , астрология широко практиковалась в Апулии. Апулийский еврей по имени Палтиэль, потомок Хананиля бен Амиттая и благодаря своим выдающимся знаниям в астрологии, стал другом и советником халифа Абу Тамима Маада , завоевателя Египта и строителя Каира. Дружба началась в Италии по случаю одного из апулийских вторжений под предводительством Абу Тамима Маада. Палтиэль добился отличия среди евреев Египта во второй половине десятого века и получил титул «Наггид». [11]
Звезда Давида
[ редактировать ]Самое раннее известное изображение Звезды Давида как еврейского символа встречается на еврейском надгробии в апулийском городе Таранто . [12] Евреи Апулии были известны своими познаниями в Каббале , которая, как предполагалось, была источником Звезды Давида. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.blackwellreference.com
- ^ www.jewishencyclepedia.com
- ^ http://www.jewishvirtuallibrary.org.
- ^ www.jewishencyclepedia.com
- ^ Сафран, Л. Средневековый Саленто: искусство и идентичность в Южной Италии, с. 215. 2014 г.
- ^ Р. Бонфил и др., Евреи в Византии: диалектика культур меньшинств и большинства, 2011.
- ^ Сафран, Л. Средневековый Саленто: искусство и идентичность в Южной Италии, с. 152-и след. 2014 год
- ^ Р. Лангер, Проклятие христиан?: История Биркат ха-Миним, с. 203. 2012
- ^ Сафран, Л. Средневековый Саленто: искусство и идентичность в Южной Италии, с. 153. 2014
- ^ Махзор Корфу, Перепечатка JTSA, 1709 г. (со стихами на греческом и апулийском языках)
- ^ www.jewishencyclepedia.com
- ^ www.holidayinisrael.com
- ^ www.markfoster.net