Jump to content

История евреев в Триесте

(Перенаправлено с еврейской общины Триеста )

Синагога Триеста

История евреев лет Триеста . насчитывает более 800

Самый старый официальный документ, в котором упоминается еврейское поселение в Триесте, датируется 1236 годом. [ 1 ] В нем записан епископ, который одолжил 500 маршей у Давида Даниэле, родом из Каринтии , ныне проживающего в Триесте.

После того, как Триест встал на сторону Австрии в 1382 году, евреи из Германии , некоторые подданные австрийских герцогов, а другие местных князей, переехали жить в Италию . Не имея синагоги и юридического признания, небольшая еврейская община ашкенази проводила службы в частном доме 15 века. Ядро еврейского Триеста на протяжении большей части следующих нескольких столетий формировали ростовщики-ашкенази, такие как Соломон Нюрнбергский , который подписал с городом контракт на проживание в качестве «государственного банкира». [ 1 ] Другие еврейские семьи проживали в Триесте под защитой и привилегиями, предоставленными различными императорами Священной Римской империи в обмен на услуги «товарами и кровью» во время войны; они включали суверенное правосудие, право беспрепятственно исповедовать иудаизм, право проживать в любом городе, где уже жили евреи, включая Вену, иммунитет от любых налогов, не взимаемых с христианских купцов, и другие. [ 2 ] В сообщество также входили ученые; по крайней мере четыре еврейских студента учились в Падуанском университете , а работы раввина Менахема Сиона Порто до сих пор сохранились в Национальной центральной библиотеке во Флоренции . [ 2 ]

Отношения между нееврейским Триестом и еврейской общиной были в основном позитивными до середины 17 века, когда общий экономический упадок города начал разжигать недовольство евреями. Заметным исключением из этого правила было обвинение евреев в вспышке чумы в 1601 году. [ 2 ]

С 1684 по 1785 годы власти приказали построить гетто и принудительное проживание там; Первый приказ о создании гетто в Триесте поступил из Вены в 1693 году и был учрежден в Триесте в 1697 году. [ 2 ] Однако после того, как была построена первая еврейская общественная синагога , евреи Триеста почувствовали необходимость дать конституцию своей общине; поэтому вечером 14 декабря 1746 года вожди созвали собрание партиколари , то есть глав семей, которые внесли свой вклад в расходы общины.

В начале 18 века Габсбурги объявили Триест , свободным портом и первые патенты на свободный порт приглашали лиц «любой религии и национальности» как торговать, так и селиться в Триесте. [ 3 ] Чиновник Триеста открыто выступал за политику привлечения иностранных торговцев с упором на греческих и еврейских торговцев привилегиями свободы торговли и поселений. В рамках этой политики еврейское население Триеста начало резко увеличиваться: с менее 100 человек в начале 18 века до 1250 в 1800 году, что составляло 5-7% от общей численности населения. Евреям в Триесте был предоставлен ряд свобод, включая владение недвижимостью, свободное и равное участие во внутренней и морской торговле, ремесле и производстве. Самые богатые еврейские купцы занимали места на Триестской товарной бирже с момента ее основания в 1755 году, а к началу 1780-х годов занимали 6 из 42 мест. [ 3 ] К концу 18 века еврейская община Триеста в основном состояла из итальянских евреев и евреев-ашкенази; Сефардское еврейское население в Триесте было небольшим, но росло. [ 4 ]

19 апреля 1771 года Мария Терезия предоставила евреям Триеста две суверенные лицензии, которые представляют собой настоящие правила. [ 3 ] В 1782 году знаменитым «Эдиктом о терпимости » Иосиф II допустил евреев к некоторым обязанностям на бирже и к другим свободным профессиям. Год спустя была открыта еврейская начальная школа под названием Scuole Pie Normali Israelitiche . В следующем, 1784 году, ворота гетто были открыты, чтобы евреи Триеста могли жить вместе со своими согражданами разных религий; однако большинство из них продолжали жить в гетто. Действительно, после непродолжительной французской оккупации в 1797 году на улице еврейских школ начали строить две новые синагоги, но они были снесены в первой четверти 20 века, когда был разрушен Старый город.

В 19 веке евреи Триеста приобретают все большее и большее значение в различных областях, таких как гуманитарные науки, промышленность и торговля, и их число также постепенно росло. Евреи стали пионерами в сфере банковского дела, торговли и страхования, что способствовало впечатляющему росту города. Они занимали видные политические позиции, основали важные фирмы и основали или были ведущими фигурами в страховых компаниях, таких как Assicurazioni Generali , RAS и Lloyd Adriatico. Несколько местных еврейских семей даже были возведены в дворянство Домом Габсбургов . Важно также то, что еврейская община Триеста произвела на свет выдающихся деятелей культуры, таких как писатель Итало Свево и поэт Умберто Саба , память о которых сегодня увековечена бюстами в городских садах.

Также в 1830-х годах произошел приток евреев с Корфу , что привело к созданию сефардской общины наряду с давним присутствием ашкенази.

еврейского Триеста Один из самых выдающихся сыновей , раввин профессор Самуэль Давид Луццатто (1800–1865), известный как Шадал, был философом, поэтом, библеистом и переводчиком. Он руководил недавно созданной раввинской семинарией Collegio Rabbinico в Падуе . Его ученость сочетала в себе глубокую эрудицию средневековых раввинов с новыми тенденциями в иудаической науке, исходящими из просвещенных кругов Хаскалы Северной Европы. Он был магистром еврейской филологии и перевел Библию на итальянский язык . В его литературный круг входили еврейские поэты, такие как его двоюродная сестра Рэйчел Луццато Морпурго , чьи сонеты, элегии и свадебные стихи в стиле испанских еврейских религиозных поэтов и итальянского Возрождения касались главным образом семейных и биографических событий.

Хотя большинство триестинских евреев не были итальянцами по происхождению, они выступили за объединение Италии. В результате мирного урегулирования Триест вошел в состав Королевства Италия в 1919 году. Иммиграция увеличила число евреев до 6000; Евреи играли важную роль в экономике города, и ассимиляция распространялась беспрепятственно. В 1910 году богатая еврейская община Триеста одобрила строительство Большой синагоги Триеста . Его план , разработанный христианским архитектором Руджеро и Ардуино Берламом , следовал тенденциям других центральноевропейских сообществ в стиле, напоминающем здания Ближнего Востока, древние и современные.

Сионизм в Триесте

[ редактировать ]

Еврейская община Триеста поддерживала еврейские поселения в Палестине за десятилетия до призыва Теодора Герцля к созданию либо еврейского государства, либо политического сионизма, начиная с 1860-х годов с призывов поддержать сельскохозяйственную школу в Яффо . [ 5 ]

На рубеже 20-го века еврейская община поддерживала сионистские усилия как филантропически, так и в качестве связующего звена с политическими и экономическими интересами Италии в Средиземноморье. Триест стал известен как «ворота в Сион» в результате связей города с торговыми сетями Габсбургов и связей с торговыми сообществами в Центральной и Восточной Европе. Это также был сайт издания « Израильский курьер» ( итал . Il corriere israelitico ), основанного в 1862 году, первого еврейского периодического издания на итальянском языке, поддерживающего сионизм. [ 5 ] Триест был также домом Данте Латтеса , лидера итальянских евреев, поборника сионизма и дедушки Амоса Луццатто . Триестинские евреи возглавили первые усилия из Италии, чтобы помочь бегущим беженцам из Центральной Европы спастись от гитлеровского режима.

1938 год и приход фашизма

[ редактировать ]

В 1938 году в Италии было введено фашистское и расистское законодательство, а в 1940 году произошло несколько нападений на евреев. В ответ на школьную и трудовую дискриминацию, введенную в 1938 году, еврейская община Триеста открыла частную среднюю школу, которая действовала до 1943 года, когда немцы взяли город под прямой контроль. Нацистская угроза побудила тех, у кого были средства, попытаться бежать. К 1940 году половина евреев города покинула город, хотя некоторые решили принять другую веру. Число евреев, перешедших в то время в католицизм, было очень высоким по сравнению с другими итальянскими еврейскими общинами. [ 6 ] Итальянские фашисты осквернили синагогу в 1942 году. Во время Холокоста нацисты устроили облавы на евреев 19 октября 1943 года и 29 января 1944 года; в последнем случае целью были старые и больные люди, живущие в домах престарелых Триеста, в том числе еврейском.

Пункт посадки

[ редактировать ]

Триест был одним из главных европейских портов отправления массовой эмиграции в Америку во второй половине XIX века. С приближением Второй мировой войны это были Ворота в Сион , запасной выход для евреев, покидающих Европу в Израиль . Два судна курсировали по маршруту Триест Хайфа . Еврейский капитан Умберто Штайндлер из СС «Иерусалим» мог похвастаться более чем сотней поездок в Палестину между мировыми войнами. Вернувшись в порт приписки из-за начала войны, «Иерусалим» снова снялся с якоря 1 сентября 1939 года и прибыл в Хайфу с 600 еврейскими иммигрантами.

После Второй мировой войны и сегодня

[ редактировать ]

После Второй мировой войны около 1500 евреев остались в Триесте, они восстановили синагогу и обновили еврейские общинные учреждения; в 1965 году их число снизилось до 1052 из 280 000 жителей. Это падение произошло главным образом из-за отсутствия баланса между уровнем смертности и рождаемости. Сегодня еврейская община насчитывает около 600 членов. Еврейская община Триеста сегодня представляет собой организационную структуру объединения евреев, проживающих в Триесте. Организация была создана для обеспечения нужд еврейской общины, а также для разработки устава и соответствующих руководящих принципов.

Известные люди

[ редактировать ]
  • Рашель Луццатто (урожденная Моршен), одна из первых еврейских женщин, получивших гражданский развод в христианской Европе около 1796 года. [ 7 ]
  • Фиорелло Ла Гуардиа родился в Нью-Йорке у еврейской матери, родившейся в Триесте, Ирен Луццато Коэн, которая была потомком известной еврейско-итальянской семьи, базирующейся в Триесте. Ла Гуардия была названа в честь его бабушки по материнской линии, Фиорины Луццато Коэн. [ 8 ]
  • Итало Свево , урожденный Этторе Шмитц, автор «Исповеди Зенона» , изучал английский язык у Джеймса Джойса , великого ирландского писателя, который сделал Триест на несколько лет своим домом. Его биография отражала космополитическую, меняющуюся идентичность, столь типичную для Триеста . Он родился в еврейской семье в 1861 году и большую часть жизни проработал клерком. Его мать была итальянкой, а отец — немецким евреем, а сам он принял католицизм . Его работы также отражают глубокий интерес к новым областям психоанализа и самоанализа.
  • Анджело Виванте был историком, публицистом и политиком-социалистом. Он был одним из ведущих защитников австромарксизма . Он отверг как итальянский ирредентизм , так и панславянский национализм и призвал к мирному сосуществованию различных национальностей в рамках федерализованной Австро-Венгерской империи .
  • Эрнесто Натан Роджерс был известным архитектором.
  • Умберто Саба (настоящая фамилия Поли ) — итальянский поэт, известный своими простыми лирическими автобиографическими стихами. Саба был воспитан своей матерью-еврейкой в ​​гетто Триеста после того, как его отец- христианин покинул их, когда Саба был младенцем. Расовые законы, Вторая мировая война и нацистская оккупация Триеста вынудили его покинуть «древний и современный книжный магазин», который он открыл в Триесте; оно было укрыто сначала в Париже , затем в Риме , где оно было спрятано в доме Унгаретти, во Флоренции и Милане . После войны он вернулся в свой город и получил многочисленные признания, в том числе Премию Виареджио (1946 г.) и Премию Академии Линсей (1953 г.).
  • Джорджио Вогера был итальянским писателем и эссеистом, эмигрировавшим в Палестину в 1939 году, но вернувшимся в Триест после окончания Второй мировой войны в 1948 году. Он известен своими рассказами о путешествиях и описаниями Ближнего Востока, а также своими эссе и автобиографическими романы об интеллектуальной жизни Триеста начала 20 века.
  • Альберто (Авраам) Штернклар родился в Триесте в 1930 году. Пианист и композитор эмигрировал в Палестину в 1939 году и переехал в США в 1949 году.

Несколько музеев Триеста проливают дополнительный свет на местную еврейскую культуру и историю:

  • Музей еврейской общины Триеста «Карло и Вера Вагнер» (Виа дель Монте, 5) был открыт в 1993 году в здании, где раньше располагалась небольшая синагога. В настоящее время в музее хранится множество предметов еврейского ритуального искусства, принадлежащих Общине, частично собранных в результате демонтажа трех синагог (или «Сколе») Триеста после открытия величайшего Храма. Коллекции состоят из предметов из серебра, различных тканей, документов и книг, свидетельствующих о еврейской семейной жизни и синагогальных ритуалах. Музей состоит из различных пространств, как внутри, так и снаружи.
  • Муниципальный музей Морпурго (виа Имбриани, 5) занимает огромную квартиру в особняке, построенном в 1875 году христианским архитектором Джованни Берламом для братьев Карло Марко и Джакомо Морпурго и их семей. Он представляет собой захватывающую картину того, как жила верхушка Триеста, состоящая из магнатов и финансистов. Братья Морпурго родились в Гориции , к северу от Триеста, и были сыновьями человека, который был смотрителем синагоги Гориции, и кошерным мясником. родился в 1827 году и Карло Марко Морпурго стал банкиром, финансистом и бизнесменом, которого в 1869 году Габсбурги посвятили в рыцари . В музее есть комнаты за комнатами, богатая обстановка которых свидетельствует о богатстве, вкусе и роскошном образе жизни семьи — своего рода Версия XIX века «Образ жизни богатых и знаменитых». Особенно примечателен Музыкальный зал.
  • Сан-Саббы Рисовая мельница Гражданского музея

Кладбище

[ редактировать ]

Старое кладбище было создано в 1446 году, когда Микаэль Норимберга купил виноградник, чтобы устроить кладбище для себя и своих единоверцев. Евреи из Триеста хоронили здесь своих умерших на протяжении четырех столетий. В середине девятнадцатого века кладбище стало слишком маленьким, поэтому его расширили, пока оно не достигло склонов под замком Сан Джусто. В 1843 году рядом с католическим кладбищем Сант-Анна было построено новое еврейское кладбище.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Дубин 1999 , с. 18.
  2. ^ Jump up to: а б с д Дубин 1999 , с. 19.
  3. ^ Jump up to: а б с Чесарани, Дэвид (4 апреля 2014 г.). Портовые евреи: еврейские общины в космополитических морских торговых центрах, 1550-1950 гг . Рутледж. стр. 47–58. ISBN  978-1-135-29246-1 .
  4. ^ Тривеллато, Франческа (август 2004 г.). «Портовые евреи Ливорно и их глобальные торговые сети в период раннего Нового времени» . Еврейская культура и история . 7 (1–2): 31–48. дои : 10.1080/1462169X.2004.10512008 . ISSN   1462-169Х .
  5. ^ Jump up to: а б Хамец, Маура (2007). «Сионизм, эмиграция и антисемитизм в Триесте: «ворота в Сион» Центральной Европы, 1896–1943» . Еврейские социальные исследования . 13 (3): 103–134. ISSN   0021-6704 . JSTOR   4467777 .
  6. ^ «Еврейская община Триеста» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 13 июня 2018 г.
  7. ^ Дубин, Лоис К. (2007). «Еврейские женщины, брачное право и эмансипация: гражданский развод в Триесте конца восемнадцатого века» . Еврейские социальные исследования . 13 (2): 65–92. ISSN   0021-6704 . JSTOR   4467766 .
  8. ^ «Наш человек в Фиуме: короткая дипломатическая карьера Фиорелло Ла Гуардиа» . АФСА . Проверено 29 марта 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c97000dface57ae112d21789a5aa9b71__1721482560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/71/c97000dface57ae112d21789a5aa9b71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Trieste - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)