История евреев в Триесте
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|

История евреев лет Триеста . насчитывает более 800
История
[ редактировать ]Самый старый официальный документ, в котором упоминается еврейское поселение в Триесте, датируется 1236 годом. [ 1 ] В нем записан епископ, который одолжил 500 маршей у Давида Даниэле, родом из Каринтии , ныне проживающего в Триесте.
После того, как Триест встал на сторону Австрии в 1382 году, евреи из Германии , некоторые подданные австрийских герцогов, а другие местных князей, переехали жить в Италию . Не имея синагоги и юридического признания, небольшая еврейская община ашкенази проводила службы в частном доме 15 века. Ядро еврейского Триеста на протяжении большей части следующих нескольких столетий формировали ростовщики-ашкенази, такие как Соломон Нюрнбергский , который подписал с городом контракт на проживание в качестве «государственного банкира». [ 1 ] Другие еврейские семьи проживали в Триесте под защитой и привилегиями, предоставленными различными императорами Священной Римской империи в обмен на услуги «товарами и кровью» во время войны; они включали суверенное правосудие, право беспрепятственно исповедовать иудаизм, право проживать в любом городе, где уже жили евреи, включая Вену, иммунитет от любых налогов, не взимаемых с христианских купцов, и другие. [ 2 ] В сообщество также входили ученые; по крайней мере четыре еврейских студента учились в Падуанском университете , а работы раввина Менахема Сиона Порто до сих пор сохранились в Национальной центральной библиотеке во Флоренции . [ 2 ]
Отношения между нееврейским Триестом и еврейской общиной были в основном позитивными до середины 17 века, когда общий экономический упадок города начал разжигать недовольство евреями. Заметным исключением из этого правила было обвинение евреев в вспышке чумы в 1601 году. [ 2 ]
С 1684 по 1785 годы власти приказали построить гетто и принудительное проживание там; Первый приказ о создании гетто в Триесте поступил из Вены в 1693 году и был учрежден в Триесте в 1697 году. [ 2 ] Однако после того, как была построена первая еврейская общественная синагога , евреи Триеста почувствовали необходимость дать конституцию своей общине; поэтому вечером 14 декабря 1746 года вожди созвали собрание партиколари , то есть глав семей, которые внесли свой вклад в расходы общины.
В начале 18 века Габсбурги объявили Триест , свободным портом и первые патенты на свободный порт приглашали лиц «любой религии и национальности» как торговать, так и селиться в Триесте. [ 3 ] Чиновник Триеста открыто выступал за политику привлечения иностранных торговцев с упором на греческих и еврейских торговцев привилегиями свободы торговли и поселений. В рамках этой политики еврейское население Триеста начало резко увеличиваться: с менее 100 человек в начале 18 века до 1250 в 1800 году, что составляло 5-7% от общей численности населения. Евреям в Триесте был предоставлен ряд свобод, включая владение недвижимостью, свободное и равное участие во внутренней и морской торговле, ремесле и производстве. Самые богатые еврейские купцы занимали места на Триестской товарной бирже с момента ее основания в 1755 году, а к началу 1780-х годов занимали 6 из 42 мест. [ 3 ] К концу 18 века еврейская община Триеста в основном состояла из итальянских евреев и евреев-ашкенази; Сефардское еврейское население в Триесте было небольшим, но росло. [ 4 ]
19 апреля 1771 года Мария Терезия предоставила евреям Триеста две суверенные лицензии, которые представляют собой настоящие правила. [ 3 ] В 1782 году знаменитым «Эдиктом о терпимости » Иосиф II допустил евреев к некоторым обязанностям на бирже и к другим свободным профессиям. Год спустя была открыта еврейская начальная школа под названием Scuole Pie Normali Israelitiche . В следующем, 1784 году, ворота гетто были открыты, чтобы евреи Триеста могли жить вместе со своими согражданами разных религий; однако большинство из них продолжали жить в гетто. Действительно, после непродолжительной французской оккупации в 1797 году на улице еврейских школ начали строить две новые синагоги, но они были снесены в первой четверти 20 века, когда был разрушен Старый город.
В 19 веке евреи Триеста приобретают все большее и большее значение в различных областях, таких как гуманитарные науки, промышленность и торговля, и их число также постепенно росло. Евреи стали пионерами в сфере банковского дела, торговли и страхования, что способствовало впечатляющему росту города. Они занимали видные политические позиции, основали важные фирмы и основали или были ведущими фигурами в страховых компаниях, таких как Assicurazioni Generali , RAS и Lloyd Adriatico. Несколько местных еврейских семей даже были возведены в дворянство Домом Габсбургов . Важно также то, что еврейская община Триеста произвела на свет выдающихся деятелей культуры, таких как писатель Итало Свево и поэт Умберто Саба , память о которых сегодня увековечена бюстами в городских садах.
Также в 1830-х годах произошел приток евреев с Корфу , что привело к созданию сефардской общины наряду с давним присутствием ашкенази.
еврейского Триеста Один из самых выдающихся сыновей , раввин профессор Самуэль Давид Луццатто (1800–1865), известный как Шадал, был философом, поэтом, библеистом и переводчиком. Он руководил недавно созданной раввинской семинарией Collegio Rabbinico в Падуе . Его ученость сочетала в себе глубокую эрудицию средневековых раввинов с новыми тенденциями в иудаической науке, исходящими из просвещенных кругов Хаскалы Северной Европы. Он был магистром еврейской филологии и перевел Библию на итальянский язык . В его литературный круг входили еврейские поэты, такие как его двоюродная сестра Рэйчел Луццато Морпурго , чьи сонеты, элегии и свадебные стихи в стиле испанских еврейских религиозных поэтов и итальянского Возрождения касались главным образом семейных и биографических событий.
Хотя большинство триестинских евреев не были итальянцами по происхождению, они выступили за объединение Италии. В результате мирного урегулирования Триест вошел в состав Королевства Италия в 1919 году. Иммиграция увеличила число евреев до 6000; Евреи играли важную роль в экономике города, и ассимиляция распространялась беспрепятственно. В 1910 году богатая еврейская община Триеста одобрила строительство Большой синагоги Триеста . Его план , разработанный христианским архитектором Руджеро и Ардуино Берламом , следовал тенденциям других центральноевропейских сообществ в стиле, напоминающем здания Ближнего Востока, древние и современные.
Сионизм в Триесте
[ редактировать ]Еврейская община Триеста поддерживала еврейские поселения в Палестине за десятилетия до призыва Теодора Герцля к созданию либо еврейского государства, либо политического сионизма, начиная с 1860-х годов с призывов поддержать сельскохозяйственную школу в Яффо . [ 5 ]
На рубеже 20-го века еврейская община поддерживала сионистские усилия как филантропически, так и в качестве связующего звена с политическими и экономическими интересами Италии в Средиземноморье. Триест стал известен как «ворота в Сион» в результате связей города с торговыми сетями Габсбургов и связей с торговыми сообществами в Центральной и Восточной Европе. Это также был сайт издания « Израильский курьер» ( итал . Il corriere israelitico ), основанного в 1862 году, первого еврейского периодического издания на итальянском языке, поддерживающего сионизм. [ 5 ] Триест был также домом Данте Латтеса , лидера итальянских евреев, поборника сионизма и дедушки Амоса Луццатто . Триестинские евреи возглавили первые усилия из Италии, чтобы помочь бегущим беженцам из Центральной Европы спастись от гитлеровского режима.
1938 год и приход фашизма
[ редактировать ]В 1938 году в Италии было введено фашистское и расистское законодательство, а в 1940 году произошло несколько нападений на евреев. В ответ на школьную и трудовую дискриминацию, введенную в 1938 году, еврейская община Триеста открыла частную среднюю школу, которая действовала до 1943 года, когда немцы взяли город под прямой контроль. Нацистская угроза побудила тех, у кого были средства, попытаться бежать. К 1940 году половина евреев города покинула город, хотя некоторые решили принять другую веру. Число евреев, перешедших в то время в католицизм, было очень высоким по сравнению с другими итальянскими еврейскими общинами. [ 6 ] Итальянские фашисты осквернили синагогу в 1942 году. Во время Холокоста нацисты устроили облавы на евреев 19 октября 1943 года и 29 января 1944 года; в последнем случае целью были старые и больные люди, живущие в домах престарелых Триеста, в том числе еврейском.
Пункт посадки
[ редактировать ]Триест был одним из главных европейских портов отправления массовой эмиграции в Америку во второй половине XIX века. С приближением Второй мировой войны это были Ворота в Сион , запасной выход для евреев, покидающих Европу в Израиль . Два судна курсировали по маршруту Триест — Хайфа . Еврейский капитан Умберто Штайндлер из СС «Иерусалим» мог похвастаться более чем сотней поездок в Палестину между мировыми войнами. Вернувшись в порт приписки из-за начала войны, «Иерусалим» снова снялся с якоря 1 сентября 1939 года и прибыл в Хайфу с 600 еврейскими иммигрантами.
После Второй мировой войны и сегодня
[ редактировать ]После Второй мировой войны около 1500 евреев остались в Триесте, они восстановили синагогу и обновили еврейские общинные учреждения; в 1965 году их число снизилось до 1052 из 280 000 жителей. Это падение произошло главным образом из-за отсутствия баланса между уровнем смертности и рождаемости. Сегодня еврейская община насчитывает около 600 членов. Еврейская община Триеста сегодня представляет собой организационную структуру объединения евреев, проживающих в Триесте. Организация была создана для обеспечения нужд еврейской общины, а также для разработки устава и соответствующих руководящих принципов.
Известные люди
[ редактировать ]- Рашель Луццатто (урожденная Моршен), одна из первых еврейских женщин, получивших гражданский развод в христианской Европе около 1796 года. [ 7 ]
- Фиорелло Ла Гуардиа родился в Нью-Йорке у еврейской матери, родившейся в Триесте, Ирен Луццато Коэн, которая была потомком известной еврейско-итальянской семьи, базирующейся в Триесте. Ла Гуардия была названа в честь его бабушки по материнской линии, Фиорины Луццато Коэн. [ 8 ]
- Итало Свево , урожденный Этторе Шмитц, автор «Исповеди Зенона» , изучал английский язык у Джеймса Джойса , великого ирландского писателя, который сделал Триест на несколько лет своим домом. Его биография отражала космополитическую, меняющуюся идентичность, столь типичную для Триеста . Он родился в еврейской семье в 1861 году и большую часть жизни проработал клерком. Его мать была итальянкой, а отец — немецким евреем, а сам он принял католицизм . Его работы также отражают глубокий интерес к новым областям психоанализа и самоанализа.
- Анджело Виванте был историком, публицистом и политиком-социалистом. Он был одним из ведущих защитников австромарксизма . Он отверг как итальянский ирредентизм , так и панславянский национализм и призвал к мирному сосуществованию различных национальностей в рамках федерализованной Австро-Венгерской империи .
- Эрнесто Натан Роджерс был известным архитектором.
- Умберто Саба (настоящая фамилия Поли ) — итальянский поэт, известный своими простыми лирическими автобиографическими стихами. Саба был воспитан своей матерью-еврейкой в гетто Триеста после того, как его отец- христианин покинул их, когда Саба был младенцем. Расовые законы, Вторая мировая война и нацистская оккупация Триеста вынудили его покинуть «древний и современный книжный магазин», который он открыл в Триесте; оно было укрыто сначала в Париже , затем в Риме , где оно было спрятано в доме Унгаретти, во Флоренции и Милане . После войны он вернулся в свой город и получил многочисленные признания, в том числе Премию Виареджио (1946 г.) и Премию Академии Линсей (1953 г.).
- Джорджио Вогера был итальянским писателем и эссеистом, эмигрировавшим в Палестину в 1939 году, но вернувшимся в Триест после окончания Второй мировой войны в 1948 году. Он известен своими рассказами о путешествиях и описаниями Ближнего Востока, а также своими эссе и автобиографическими романы об интеллектуальной жизни Триеста начала 20 века.
- Альберто (Авраам) Штернклар родился в Триесте в 1930 году. Пианист и композитор эмигрировал в Палестину в 1939 году и переехал в США в 1949 году.
Музеи
[ редактировать ]Несколько музеев Триеста проливают дополнительный свет на местную еврейскую культуру и историю:
- Музей еврейской общины Триеста «Карло и Вера Вагнер» (Виа дель Монте, 5) был открыт в 1993 году в здании, где раньше располагалась небольшая синагога. В настоящее время в музее хранится множество предметов еврейского ритуального искусства, принадлежащих Общине, частично собранных в результате демонтажа трех синагог (или «Сколе») Триеста после открытия величайшего Храма. Коллекции состоят из предметов из серебра, различных тканей, документов и книг, свидетельствующих о еврейской семейной жизни и синагогальных ритуалах. Музей состоит из различных пространств, как внутри, так и снаружи.
- Муниципальный музей Морпурго (виа Имбриани, 5) занимает огромную квартиру в особняке, построенном в 1875 году христианским архитектором Джованни Берламом для братьев Карло Марко и Джакомо Морпурго и их семей. Он представляет собой захватывающую картину того, как жила верхушка Триеста, состоящая из магнатов и финансистов. Братья Морпурго родились в Гориции , к северу от Триеста, и были сыновьями человека, который был смотрителем синагоги Гориции, и кошерным мясником. родился в 1827 году и Карло Марко Морпурго стал банкиром, финансистом и бизнесменом, которого в 1869 году Габсбурги посвятили в рыцари . В музее есть комнаты за комнатами, богатая обстановка которых свидетельствует о богатстве, вкусе и роскошном образе жизни семьи — своего рода Версия XIX века «Образ жизни богатых и знаменитых». Особенно примечателен Музыкальный зал.
- Сан-Саббы Рисовая мельница Гражданского музея
Кладбище
[ редактировать ]Старое кладбище было создано в 1446 году, когда Микаэль Норимберга купил виноградник, чтобы устроить кладбище для себя и своих единоверцев. Евреи из Триеста хоронили здесь своих умерших на протяжении четырех столетий. В середине девятнадцатого века кладбище стало слишком маленьким, поэтому его расширили, пока оно не достигло склонов под замком Сан Джусто. В 1843 году рядом с католическим кладбищем Сант-Анна было построено новое еврейское кладбище.
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Австрии
- История евреев в Калабрии
- История евреев в Ливорно
- История евреев в Неаполе
- История евреев на Сицилии
- История евреев в Словении
- История евреев в Римской империи
- История евреев в Турине
- История евреев в Венеции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дубин 1999 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д Дубин 1999 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Чесарани, Дэвид (4 апреля 2014 г.). Портовые евреи: еврейские общины в космополитических морских торговых центрах, 1550-1950 гг . Рутледж. стр. 47–58. ISBN 978-1-135-29246-1 .
- ^ Тривеллато, Франческа (август 2004 г.). «Портовые евреи Ливорно и их глобальные торговые сети в период раннего Нового времени» . Еврейская культура и история . 7 (1–2): 31–48. дои : 10.1080/1462169X.2004.10512008 . ISSN 1462-169Х .
- ^ Jump up to: а б Хамец, Маура (2007). «Сионизм, эмиграция и антисемитизм в Триесте: «ворота в Сион» Центральной Европы, 1896–1943» . Еврейские социальные исследования . 13 (3): 103–134. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4467777 .
- ^ «Еврейская община Триеста» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Дубин, Лоис К. (2007). «Еврейские женщины, брачное право и эмансипация: гражданский развод в Триесте конца восемнадцатого века» . Еврейские социальные исследования . 13 (2): 65–92. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4467766 .
- ^ «Наш человек в Фиуме: короткая дипломатическая карьера Фиорелло Ла Гуардиа» . АФСА . Проверено 29 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дубин, Лоис (1999). Портовые евреи Габсбургского Триеста: абсолютистская политика и культура Просвещения . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-7603-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт еврейской общины Триеста (на итальянском языке)
- Еврейский Триест (на английском языке)
- Музей Морпурго (на итальянском языке)
- Еврейская община Триеста. Архивировано 13 июня 2018 года в Wayback Machine , Музее еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.