Привет аль-Байт
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Ахль аль-Байт ( араб . أَهْل ٱلْبَيْت , букв. «Люди дома») относится к семье исламского пророка Мухаммеда . В суннитском исламе этот термин также был распространен на всех потомков Бану Хашим (клана Мухаммеда) и даже на всех мусульман . [ 1 ] [ 2 ] В шиитском исламе этот термин ограничен Мухаммедом, его дочерью Фатимой , его двоюродным братом и зятем Али , а также их двумя сыновьями, Хасаном и Хусейном . Распространенная суннитская точка зрения добавляет женам Мухаммеда . к этим пяти [ 3 ]
Хотя все мусульмане почитают Ахль аль-Байт, [ 4 ] [ 5 ] Именно мусульмане-шииты высоко ценят Ахль аль-Байт, считая их законными лидерами мусульманской общины после Мухаммеда. Шииты -двунадесятники также верят в искупительную силу боли и мученичества, которые пережили члены Ахль аль-Байт, особенно Хусейн. [ 2 ] [ 4 ]
Определение
[ редактировать ]Когда ахль ( أهل ) появляется в конструкции рядом с человеком, это относится к его кровным родственникам. Однако слово приобретает и более широкие значения с другими существительными. [ 6 ] В частности, бейт ( بَيْت ) переводится как «жилище» и «жилище», [ 7 ] и, таким образом, основной перевод слова «ахль аль-байт» — «жители дома». [ 6 ] То есть ахль аль-байт буквально переводится как «()люди дома». В отсутствие определенного артикля al- дословный перевод ahl bayt означает «домашний». [ 6 ]
Другие пророки
[ редактировать ]Фраза ахль аль-байт появляется три раза в Коране , центральном религиозном тексте ислама , по отношению к Аврааму (11:73), Моисею (28:12) и Мухаммеду (33:33). [ 6 ] Для Авраама и Моисея ахль аль-байт в Коране единогласно трактуется как семья. [ 6 ] Однако заслуги также являются критерием принадлежности к семье пророка в Коране. [ 7 ] То есть язычники или нелояльные члены семей прошлых пророков не исключены из Божьего наказания. [ 1 ] [ 8 ] В частности, семья Ноя спасена от потопа, за исключением его жены и одного из его сыновей, о которых мольба Ноя была отклонена согласно стиху 11:46: «О Ной, он [твой сын] не из твоей семьи ( ахль ) ." [ 9 ] Семьям прошлых пророков часто отводится заметная роль в Коране. [ 10 ] При этом их родственники избираются Богом в качестве духовных и материальных наследников пророков. [ 11 ] [ 12 ]
Мухаммед
[ редактировать ]Семья Мухаммеда, часто называемая Ахль аль-Байт, появляется в стихе 33:33 Корана: [ 13 ] также известный как стих очищения . [ 14 ] Последний отрывок аята об очищении гласит: «Бог желает лишь удалить с тебя скверну, о ахль аль-байт , и полностью очистить тебя». [ 13 ] Мухаммеда Мусульмане расходятся во мнениях относительно того, кто принадлежит к ахль аль-байт и какие у них есть привилегии и обязанности. [ 1 ]
Включение Ахль аль-Киса
[ редактировать ]Большинство традиций, цитируемых суннитским экзегетом ат-Табари ( ум. 923 ), отождествляют Ахль аль-Байт с Ахль аль-Кисой , а именно с Мухаммедом, его дочерью Фатимой , ее мужем Али и двумя их сыновьями, Хасаном и Хусейн . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Подобные сообщения также приводятся у Сахиха Муслима , Суннана ат-Тирмизи , Муснада Ахмада ибн Ханбала , [ 18 ] [ 19 ] все канонические суннитские сборники хадисов, а также некоторые другие суннитские авторитеты, в том числе ас-Суюти ( ум. 1505 ), аль-Хафиз аль-Кабир, [ 20 ] аль-Хаким ан-Нишапури ( ум. 1014 ), [ 21 ] и Ибн Касир ( ум. 1373 ). [ 22 ]
Возможно, в самой ранней версии хадиса Киса : [ 23 ] Жена Мухаммеда Умм Салама рассказывает, что он собрал Али, Фатиму, Хасана и Хусейна под свой плащ и помолился: «О Боже, это мой ахль аль-байт и мои ближайшие члены семьи; удали с них осквернение и полностью очисти их». [ 6 ] [ 1 ] В некоторых сообщениях утверждается, что Умм Салама затем спросила Мухаммеда: «Я с тобой, о Посланник Бога?» но получил отрицательный ответ: «Получишь добро. Получишь добро». Среди прочих такие сообщения приводятся у Суннана ат-Тирмизи , Муснада Ахмада ибн Ханбала , [ 24 ] и Ибн Касир, ас-Суюти и шиитский экзегет Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ). [ 13 ] Еще одна суннитская версия этого хадиса добавляет Умм Салама к Ахль аль-Байт. [ 3 ] В другой суннитской версии служанка Мухаммеда Ватила бинт аль-Аска также упоминается в Ахль аль-Байт. [ 25 ]
В другом месте «Муснада Ахмада ибн Ханбала» говорится, что Мухаммад читал последний отрывок аята очищения каждое утро, когда проходил мимо дома Фатимы, чтобы напомнить ее домочадцам об утренней молитве. [ 26 ] [ 27 ] в своей мубахале ( букв. « взаимное проклятие » ) с делегацией наджрани христиан- Мухаммед, как полагают, собрал вышеупомянутых четверых под свой плащ и назвал их своим ахль аль-байтом . Согласно шиитским и некоторым суннитским источникам, [ 28 ] [ 17 ] включая Сахих Муслима и Сунан ат-Тирмизи . [ 29 ] Этому составу Ахль аль-Байт вторит исламистка Лаура Векча Вальери ( ум. 1989 ), [ 26 ] а также единогласно сообщили в шиитских источниках. [ 3 ] В шиитских богословских трудах Ахль аль-Байт часто включает в себя и остальных шиитских имамов . [ 15 ] В шиитских писаниях этот термин иногда широко применяется ко всем потомкам Али и Фатимы. [ 15 ] [ 30 ] [ 31 ]
Включение жен Мухаммеда
[ редактировать ]Возможно, потому, что предыдущие предписания в аяте очищения адресованы женам Мухаммеда, [ 1 ] некоторые суннитские авторы, такие как аль-Вахиди ( ум. 1075 ), интерпретировали Ахль аль-Байт исключительно как жен Мухаммеда. [ 15 ] [ 6 ] Другие отметили, что последний отрывок этого стиха грамматически несовместим с предыдущими предписаниями (местоимения множественного числа мужского рода и местоимения женского рода во множественном числе). [ 32 ] Таким образом, Ахль аль-Байт не ограничивается женами Мухаммеда. [ 13 ] [ 1 ] [ 26 ] Ибн Касир, например, включает Али, Фатиму и двух их сыновей в Ахль аль-Байт, помимо жен Мухаммеда. [ 15 ] Действительно, некоторые суннитские хадисы поддерживают включение жен Мухаммеда в Ахль аль-Байт, включая некоторые сообщения об авторитете Ибн Аббаса и Икримы , двух ранних мусульманских деятелей. [ 33 ]
В качестве альтернативы исламист Оливер Лиман предполагает, что брак с пророком не гарантирует включения в его ахль аль-байт . Он утверждает, что в стихе 11:73: [ 6 ] Сара включена в Авраама ахль аль-байт только после получения вести о своем скором материнстве от двух пророков, Исаака и Иакова . Точно так же Лиман предполагает, что мать Моисея считается членом ахль аль-байт в стихе 28:12 не потому, что она замужем за Имраном , а потому, что она была матерью Моисея. [ 7 ] Аналогичным образом, в своем стремлении к включению в Ахль аль-Байт Аббасиды утверждали, что женщины, какими бы благородными и святыми они ни были, не могут считаться источником родословной ( насаб ). Как потомки дяди Мухаммеда по отцовской линии Аббаса , они утверждали, что он был равен отцу Мухаммеда после смерти последнего. [ 6 ] [ 34 ]
Более широкие интерпретации
[ редактировать ]Как упоминалось выше, некоторые суннитские авторы расширили его применение, включив в Ахль аль-Байт клан Мухаммеда ( Бану Хашим ), [ 6 ] [ 4 ] Бану Мутталиб, [ 3 ] Аббасиды, [ 13 ] [ 6 ] [ 15 ] и даже Омейяды , которые произошли от Хашима племянника Умайи . [ 1 ] [ 15 ] Действительно, другая суннитская версия Хадиса аль-Киса, очевидно, предназначена для добавления Аббасидов к Ахль аль-Байт. [ 15 ] Это утверждение Аббасидов, в свою очередь, было краеугольным камнем их стремления к легитимности. [ 6 ] [ 1 ] же суннитская версия хадиса Такалайн Точно так определяет Ахль аль-Байт как потомков Али и его братьев ( Акиля и Джафара ) и дяди Мухаммеда Аббаса. [ 3 ] [ 15 ]
Первые два халифа Рашидунов , Абу Бакр и Умар , также были включены в Ахль аль-Байт в некоторых суннитских сообщениях, поскольку оба они были тестями Мухаммеда. Тем не менее, эти сообщения, а также сообщения о включении Омейядов в Ахль аль-Байт, возможно, были более поздней реакцией на претензии Аббасидов на включение в Ахль аль-Байт и их собственные претензии на легитимность. [ 1 ] Этот термин также интерпретировался как мекканское племя курайшитов . [ 6 ] [ 1 ] или вся мусульманская община. [ 3 ] [ 1 ] Например, исламист Руди Парет ( ум. 1983 ) отождествляет бейт ( букв. « дом » ) в стихе об очищении с Каабой , расположенной в самом святом месте ислама. Однако его теория нашла лишь несколько сторонников, в частности Моше Шарона , другого эксперта. [ 6 ] [ 1 ] [ 35 ]
Заключение
[ редактировать ]Типичный суннитский компромисс состоит в том, чтобы определить Ахль аль-Байт как Ахль аль-Киса (Мухаммад, Али, Фатима, Хасан, Хусейн) вместе с женами Мухаммеда, [ 3 ] что также может отражать мнение большинства средневековых суннитских экзегетов. [ 36 ] Среди современных исламистов эту точку зрения разделяют Игнац Гольдзихер ( ум. 1921 ) и его соавторы. [ 15 ] и упомянутый Шэрон, [ 6 ] в то время как Вилферд Маделунг ( ум. 2023 ) также включает Бану Хашим в Ахль аль-Байт ввиду их кровного родства с Мухаммедом. [ 33 ] Напротив, шииты ограничивают Ахль аль-Байт Мухаммедом, Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном, указывая на подлинные традиции в суннитских и шиитских источниках. [ 37 ] [ 7 ] [ 32 ] Их точку зрения поддерживают Векча Вальери и Хусейн М. Джафри ( ум. 2019 ), еще один эксперт. [ 26 ]
Место в исламе
[ редактировать ]В Коране
[ редактировать ]Семьи и потомки прошлых пророков занимают видное место в Коране. При этом их потомки становятся духовными и материальными наследниками, сохраняя в неприкосновенности заветы своих отцов. [ 38 ] [ 39 ] Родственники Мухаммеда также упоминаются в Коране в различных контекстах. [ 40 ]
Стих поздний
[ редактировать ]Известный как стих мавадды ( букв . « привязанность » или « любовь » ), стих 42:23 Корана содержит отрывок: «[О Мухаммад!] Скажи: «Я не прошу у тебя никакой награды за это, кроме привязанность среди родственников». [ 41 ] Историк шиитского толка Ибн Исхак ( ум. 767 ) передает, что Мухаммед в этом стихе назвал аль-Курбой Али, Фатиму и двух их сыновей, Хасана и Хусейна. [ 42 ] Такого же мнения придерживаются и некоторые суннитские учёные, в том числе ар-Рази ( ум. 1209 ), Байдави ( ум. 1319 ), [ 43 ] и Ибн аль-Магазили. [ 42 ] Однако большинство суннитских авторов отвергают шиитскую точку зрения и предлагают различные альтернативы. [ 41 ] Главный из них заключается в том, что этот стих предписывает любовь к родственникам в целом. [ 44 ] [ 45 ] У шиитов-двунадесятников любовь в стихе мавадды также предполагает послушание Ахль аль-Байту как источнику экзотерического и эзотерического религиозного руководства. [ 5 ] [ 46 ]
Стих Мубахалы
[ редактировать ]Христианский посланник из Наджрана, расположенного в Южной Аравии , прибыл в Медину около 632 года и заключил мирный договор с Мухаммедом. [ 47 ] [ 48 ] Во время своего пребывания обе стороны, возможно, также обсуждали природу Иисуса , человеческую или божественную, хотя в конечном итоге делегация отвергла исламскую веру. [ 49 ] который признает чудесное рождение Иисуса, но отвергает веру христиан в его божественность. [ 50 ] С этим испытанием связан стих 3:61 Корана. [ 51 ] Этот стих предписывает Мухаммаду бросить вызов своим противникам на мубахалу ( букв. « взаимное проклятие » ), [ 32 ] возможно, когда дебаты зашли в тупик. [ 52 ]
И всякому, кто будет спорить с тобой по этому поводу, после познания, которое пришло к тебе, скажи: «Придите! Призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих. как наложить проклятие Божие на тех, кто лжет». [ 51 ]
Делегация отказалась от вызова и начала переговоры о мире. [ 48 ] Большинство сообщений указывают на то, что Мухаммед явился по случаю мубахалы в сопровождении Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. [ 53 ] Такие сообщения приводит Ибн Исхак: [ 54 ] ар-Рази, [ 54 ] Муслим ибн аль-Хаджадж ( ум. 875 ), Хаким ан-Нишапури, [ 55 ] и Ибн Касир. [ 56 ] Включение Мухаммедом этих четырех родственников в качестве своих свидетелей и гарантов в мубахала ритуал [ 57 ] [ 58 ] должно быть, повысили свой религиозный статус в обществе. [ 49 ] [ 59 ] Если слово «мы» в этом стихе относится к Али и Мухаммеду, как утверждают шиитские авторы, то первый, естественно, пользуется в Коране таким же религиозным авторитетом, как и последний. [ 60 ] [ 61 ]
Хумс
[ редактировать ]Коран также оставляет за родственниками Мухаммеда пятую часть ( хумс ) добычи и часть фай . Последний включает в себя земли и собственность, мирно завоеванные мусульманами. [ 44 ] Это кораническое указание рассматривается как компенсация за отстранение Мухаммеда и его семьи от милостыни ( садака , закят ). Действительно, милостыня считается актом очищения для обычных мусульман, и их пожертвования не должны доходить до родственников Мухаммеда, поскольку это нарушило бы их состояние чистоты в Коране. [ 62 ]
В хадисной литературе
[ редактировать ]Хадис от Такалайна
[ редактировать ]Хадис такалайн ( букв . « два сокровища » ) представляет собой широко известный пророческий хадис, который представляет Коран и потомство Мухаммеда как единственные два источника божественного руководства после его смерти. [ 28 ] Этот хадис имеет особое значение для шиитов-двунадесятников, где Двенадцать имамов , все потомки Мухаммеда, считаются его духовными и политическими преемниками. [ 63 ] Версия, представленная в «Муснад Ахмад» , каноническом сборнике суннитских хадисов, гласит:
Я [Мухаммад] оставил среди вас два сокровища, и если вы будете держаться за них, вы не вступите в заблуждение после меня. Один из них больше другого: Книга Бога (Коран), которая представляет собой верёвку, протянутую с Неба на Землю, и [вторая] моё потомство, мой Ахль аль-Байт. Эти двое не будут разлучены, пока не вернутся в купальню [изобилия в раю, Каутар ]. [ 28 ]
Хадис о ковчеге
[ редактировать ]Хадис о ковчеге приписывается Мухаммеду и сравнивает его дом с Ноевым ковчегом . Версия, представленная как шиитскими, так и суннитскими властями, в аль-Мустадраке , суннитском сборнике пророческих традиций, гласит: [ 64 ] «Воистину, люди моего дома (Ахль аль-Байт) в моей общине подобны Ноеву ковчегу: всякий, кто укрывается в нем, спасается, а тот, кто противостоит ему, тонет». [ 65 ]
В мусульманских общинах
[ редактировать ]Святость семьи пророка, вероятно, была общепринятым принципом во времена Мухаммеда. [ 66 ] Сегодня все мусульмане почитают семью Мухаммеда. [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] и благословения его семьи ( ал ) призываются в каждой молитве. [ 67 ] Во многих мусульманских общинах высокий социальный статус предоставляется людям, заявляющим о своем происхождении от Али и Фатимы. называют сайидами или шарифами Их . [ 31 ] [ 4 ] [ 30 ] Несколько глав мусульманских государств и политиков также заявляли о своем кровном происхождении от Мухаммеда, в том числе династия Алавидов в Марокко династия Хашимитов в Ираке и Иордании , а также лидер иранской революции , Хомейни . [ 4 ]
Сунниты тоже почитают Ахль аль-Байт, [ 4 ] возможно, в большей степени до наших дней. [ 1 ] Большинство суфийских тариков (братств) также ведут свою духовную цепь от Мухаммеда через Али и почитают Ахль аль-Кису как Святую Пятерку. [ 4 ] Однако именно (двунадесятники и исмаилиты ) шииты высоко ценят Ахль аль-Байт, считая их законными лидерами мусульманской общины после Мухаммеда. Они также верят в искупительную силу боли и мученичества, которые пережил Ахль аль-Байт (особенно Хусейн) для тех, кто сочувствует их божественному делу и страданиям. [ 2 ] [ 4 ] Двенадцать шиитов ожидают мессианского пришествия Мухаммада аль-Махди , потомка Мухаммеда, который, как ожидается, откроет эру мира и справедливости, преодолев тиранию и угнетение на земле. [ 68 ] [ 4 ] Некоторые шиитские источники также придают Ахль аль-Байту космологическое значение, считая их причиной сотворения. [ 3 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бруннер 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д Поле 2009 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гольдзихер, Арендонк и Триттон, 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Поле 2004 года .
- ^ Jump up to: а б с Мавани 2013 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Шэрон .
- ^ Jump up to: а б с д Лиман 2006 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 10.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 9, 10.
- ^ Маделунг 1997 , с. 8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 17.
- ^ Джафри 1979 , стр. 14–16.
- ^ Jump up to: а б с д и Наср и др. 2015 , с. 2331.
- ^ Аббас 2021 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Говард 1984 .
- ^ Маделунг 1997 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Алгар 2011 .
- ^ Момент 1985 , стр. 16–7, 325.
- ^ Шомали 2003 , стр. 58–59, 62–63.
- ^ Мавани 2013 , с. 71.
- ^ Шах-Каземи 2007 , с. 61н17.
- ^ Строка 2000 , стр. 69, 147.
- ^ Суфий 1997 , с. 6.
- ^ Шомали 2003 , с. 62.
- ^ Суфи 1997 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д Вечча Валььери 2012 .
- ^ Шомали 2003 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 16.
- ^ Момент 1985 , стр. 16, 325.
- ^ Jump up to: а б Эспозито 2003 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Глассе 2001 .
- ^ Jump up to: а б с Хайдер 2014 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 15.
- ^ Джафри 1979 , с. 195.
- ^ Маделунг 1997 , с. 11.
- ^ Суфий 1997 , с. 16.
- ^ Момент 1985 , стр. 16, 17.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 8–12.
- ^ Джафри 1979 , стр. 15–17.
- ^ Маделунг 1997 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 2691.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , стр. 41, 60.
- ^ Момент 1985 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 13.
- ^ Гриль .
- ^ Строка 2000 , с. 66.
- ^ Момент 1985 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Шмукер 2012 .
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 16.
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 378–379.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 379.
- ^ Осман 2015 , с. 110.
- ^ Хайдер 2014 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2015 .
- ^ Осман 2015 , с. 140н42.
- ^ Наср и др. 2015 , с. 380.
- ^ Маколифф .
- ^ Феделе 2018 , с. 56.
- ^ Строка 2006 , с. 29.
- ^ Мавани 2013 , с. 72.
- ^ Билл и Уильямс 2002 , с. 29.
- ^ Маделунг 1997 , с. 14.
- ^ Табатабай 1975 , с. 156.
- ^ Момент 1985 , с. 325.
- ^ Собхани 2001 , с. 112.
- ^ Джафри 1979 , с. 17.
- ^ Суфи 1997 , стр. 16–17.
- ^ Мавани 2013 , с. 240.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббас, Х. (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Алгар, Х. (2011). «Аль-э Аба» . Энциклопедия Ираника . Том I/7. п. 742.
- Билл, Дж.; Уильямс, Дж. А. (2002). Католики и мусульмане-шииты: молитва, страсть и политика . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0807826898 .
- Бруннер, Р. (2014). «Ахль аль-Байт» . В Фитцпатрике, К.; Уокер, А.Х. (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . стр. 5–9.
- Кампо, Дж. Э. (2004). «Ахль аль-Байт» . В Мартине, RC (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 1. Справочник Макмиллана. стр. 25–26. ISBN 0028656040 .
- Кампо, Дж. Э., изд. (2009). « ахль аль-байт » . Энциклопедия ислама . Факты в файле. п. 23. ISBN 9780816054541 .
- Эспозито, Дж.Л. , изд. (2003). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 0195125584 .
- Феделе, В. (2018). «Фатима (605/615–632 гг. Н. Э.)» . Ин де-Гайя, С. (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях: вера и культура в истории . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Глассе, К. (2001). «Ахль аль-Байт» . Новая энциклопедия ислама . Альтамира. п. 31. ISBN 0759101892 .
- Гольдзихер, И .; Арендонк, К. ван; Триттон, А.С. (2012). «Ахль аль-Байт » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Гриль Д. «Любовь и привязанность» . В Пинк, Дж. (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00266 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Ховард, IKA (1984). «Ахль-э Байт» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/6. п. 365.
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Лалани, Арканзас (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Лалани, Арканзас (2006). « Али ибн Аби Талиб» . В Лимане, О. (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. стр. 28–32. ISBN 9780415326391 .
- Лиман, О. (2006). «Ахль аль-Байт» . В Лимане, О. (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. стр. 16–17. ISBN 9780415326391 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521646963 .
- Мавани, Х. (2013), Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни , Исследования Рутледжа в политическом исламе, Рутледж, ISBN 9780415624404
- МакОлифф, Джей Ди «Фатима» . В Пинк, Дж. (ред.). Энциклопедия Корана дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00153 . Получено 12 июня.
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, SH ; Дагли, СК; Дакаке, ММ ; Ламбард, JEB; Рустом, М., ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780061125867 .
- Осман, Р. (2015). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781315770147 .
- Шмукер, В. (2012). «Мубахала» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5289 . ISBN 9789004161214 .
- Шах-Каземи, Р. (2007). Справедливость и память: представление о духовности имама Али . ИБ Таурис. ISBN 9781845115265 .
- Шах-Каземи, Р. (2015). « Али б. Аби Талиб 2. Биография» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Мелвина-Кушки, М. doi : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0252 .
- Шэрон, М. «Люди дома» . В Пинк, Дж. (ред.). Энциклопедия Корана . Проверено 16 июля 2023 г.
- Шомали, Массачусетс (2003). Шиитский ислам: истоки, вера и практика . Исламский колледж перспективных исследований Press. ISBN 190406311X .
- Собхани, Дж. (2001). Доктрины шиитского ислама: сборник верований и практик имамитов . Перевод Шах-Каземи, РИБ Таврида. ISBN 1860647804 . LCCN 2004433965 . OCLC 48944249 . ОЛ 17038817М .
- Суфи, Д.Л. (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012). «Фатима» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оз, М. (1994). «Ахль аль-Байт» . Турецкая энциклопедия ислама (на турецком языке). Том. 10. Исламская энциклопедия TDV . стр. 498–501. ISBN 9789753894371 .