Jump to content

Атомизм

(Перенаправлено из атомизма единичной точки )

Атомизм (от греческого ἄτομον , атомон , т.е. «неразрезаемый, неделимый») [1] [2] [3] — это натурфилософия , предполагающая, что физическая вселенная состоит из фундаментальных неделимых компонентов, известных как атомы .

Ссылки на концепцию атомизма и его атомов появлялись как в древнегреческих , так и в древнеиндийских философских традициях. Левкипп — самая ранняя фигура, чья приверженность атомизму хорошо засвидетельствована, и ему обычно приписывают изобретение атомизма. [4] Он и другие древнегреческие атомисты предположили, что природа состоит из двух фундаментальных принципов : атома и пустоты . Кластеры различной формы, расположения и положения порождают различные макроскопические вещества в мире. [5] [4]

Индийские буддисты , такие как Дхармакирти ( ок . 6 или 7 век) и другие, разработали особые теории атомизма, например, включающие мгновенные (мгновенные) атомы ( калапа ) , которые вспыхивают и исчезают.

Частицы химического вещества, для которых химики и другие натурфилософы начала XIX века нашли экспериментальные доказательства, считались неделимыми, и поэтому Джон Дальтон дал им название «атом», долгое время используемое атомистической философией. Хотя связь с историческим атомизмом в лучшем случае незначительна, элементарные частицы стали современным аналогом философских атомов.

Редукционизм

[ редактировать ]

Философский атомизм — это редуктивный аргумент, предполагающий не только то, что все состоит из атомов и пустоты, но и то, что ничего из того, что они составляют, на самом деле не существует: единственные вещи, которые действительно существуют, — это атомы, механистически рикошетирующие друг от друга в пустой пустоте . Одним из сторонников этой теории был греческий философ Демокрит . [6]

По условности сладкое — это сладкое, условно горькое — это горько, условно горячее — это горячо, условно холодное — это холодно, условно цвет — это цвет. Но на самом деле существуют атомы и пустота.

- Демокрит, Справочник по древней философии.

Атомизм контрастирует с теорией вещества , в которой континуум первичного материала остается качественно инвариантным при разделении (например, соотношение четырех классических элементов будет одинаковым в любой части однородного материала).

Античность

[ редактировать ]

Греческий атомизм

[ редактировать ]

Демокрит

[ редактировать ]
Демокрит

В V веке до нашей эры Левкипп и его ученик Демокрит предположили, что вся материя состоит из маленьких неделимых частиц, которые они назвали «атомами». [7] [8] [9] [10] О Левкиппе ничего не известно, кроме того, что он был учителем Демокрита. [10] Демокрит, напротив, писал много, написав более восьмидесяти известных трактатов, ни один из которых не дожил до наших дней полностью. [10] Однако сохранилось огромное количество фрагментов и цитат из его сочинений. [10] Это основной источник информации о его учении об атомах. [10] Аргумент Демокрита в пользу существования атомов основывался на идее о том, что невозможно бесконечно делить материю и, следовательно, материя должна состоять из чрезвычайно мелких частиц. [10] Атомистическая теория стремилась устранить «различие, которое элеатская школа проводила между Абсолютом , или единственным реальным существованием, и миром перемен вокруг нас». [11]

Демокрит считал, что атомы слишком малы, чтобы их могли обнаружить человеческие чувства, что их бесконечно много, что они бывают бесконечно многих разновидностей и что они существовали всегда. [10] Они плавают в вакууме, который Демокрит называл «пустотой» . [10] и они различаются по форме, порядку и положению. [10] Некоторые атомы, утверждал он, выпуклые, другие вогнутые, некоторые имеют форму крючков, а третьи — глаз . [10] Они постоянно движутся и сталкиваются друг с другом. [10] Демокрит писал, что атомы и пустота — единственные вещи, которые существуют, и что все остальные вещи существуют просто по социальному соглашению . [10] Объекты, которые люди видят в повседневной жизни, состоят из множества атомов, объединенных случайными столкновениями, а их форма и материал определяются тем, из каких атомов они состоят. [10] Точно так же человеческое восприятие также обусловлено атомами. [10] Горечь вызывают маленькие, угловатые, зазубренные атомы, проходящие через язык; [10] тогда как сладость обусловлена ​​более крупными, гладкими и округлыми атомами, проходящими через язык. [10]

Раньше Парменид отрицал существование движения, изменения и пустоты. Он считал, что все существование представляет собой единую, всеобъемлющую и неизменную массу (концепция, известная как монизм ), а изменение и движение — всего лишь иллюзии. Он явно отверг чувственный опыт как путь к пониманию Вселенной и вместо этого использовал чисто абстрактные рассуждения. Он считал, что пустоты не существует, приравнивая ее к небытию. Это, в свою очередь, означало, что движение невозможно, потому что нет пустоты, в которую можно было бы переместиться. [12] Парменид не упоминает и явно не отрицает существование пустоты, вместо этого заявляя, что то, чего нет, не существует. [13] [14] [15] Он также писал, что все сущее должно быть неделимым единством, ибо если бы оно было многообразным, то должна была бы быть пустота, которая могла бы его разделить. Наконец, он заявил, что всеобъемлющее Единство неизменно, ибо Единство уже объемлет все, что есть и может быть. [12]

Демокрит отверг веру Парменида в то, что изменение — это иллюзия. Он верил, что перемены реальны, а если это не так, то, по крайней мере, необходимо объяснить иллюзию. Таким образом, он поддержал концепцию пустоты и заявил, что Вселенная состоит из множества парменидовских сущностей, которые движутся в пустоте. [12] Пустота бесконечна и обеспечивает пространство, в котором атомы могут упаковываться или рассеиваться по-разному. Различные возможные упаковки и рассеяния внутри пустоты составляют меняющиеся очертания и объем объектов, которые организмы чувствуют, видят, едят, слышат, обоняют и пробуют на вкус. Хотя организмы могут чувствовать себя горячими или холодными, на самом деле горячего и холодного не существует. Это просто ощущения, вызываемые в организмах различной упаковкой и рассеянием атомов в пустоте, составляющих объект, который организмы воспринимают как «горячий» или «холодный».

Работы Демокрита сохранились только в сообщениях из вторых рук, некоторые из которых ненадежны или противоречивы. Многие из лучших доказательств теории атомизма Демокрита представлены Аристотелем ( 384–322 до н. э.) в его обсуждениях противоположных взглядов Демокрита и Платона на типы неделимых, составляющих мир природы. [16]

Атомизм единичной точки

[ редактировать ]

По мнению некоторых философов двадцатого века , [17] атомизм единичной точки был философией пифагорейцев , сознательным отказом от Парменида и элеатов . В нем говорилось, что атомы бесконечно малы («точки»), но обладают телесностью. Это был предшественник демокритовского атомизма. Самые последние исследователи досократической философии , такие как Курт фон Фриц , Вальтер Буркерт , Грегори Властос , Джонатан Барнс и Дэниел В. Грэм, отвергли, что любая форма атомизма может быть применена к ранним пифагорейцам (до Экфанта Сиракузского ). [18]

Атомизм единичной точки был использован для того, чтобы придать смысл утверждению, приписываемому Зенону Элейскому в платоновском « Пармениде» : «Эти мои сочинения были призваны защитить аргументы Парменида от тех, кто высмеивает его... Мой ответ адресован партизанам многих. [19] Плюралисты, выступавшие против Парменида, предположительно были атомистами, чья философия была, по сути, реакцией на элеатов. Однако эта гипотеза, объясняющая парадоксы Зенона , была полностью дискредитирована. [ нужна ссылка ]

Геометрия и атомы

[ редактировать ]

Платон ( ок. 427 ок. 347 до н. э.) утверждал, что атомы, просто сталкивающиеся с другими атомами, никогда не смогут создать красоту и форму мира. В платоновском «Тимее» (28b–29a) персонаж Тимея настаивал на том, что космос не вечен, а создан, хотя его создатель создал его по вечной, неизменной модели. [20]

Элемент Многогранник Количество лиц Количество треугольников
Огонь Тетраэдр

( Анимация )

Тетраэдр4 24
Воздух Октаэдр

( Анимация )

Октаэдр8 48
Вода Икосаэдр

( Анимация )

Икосаэдр20 120
Земля Куб

( Анимация )

Шестигранник (куб)6 24
Геометрические простые тела по Платону

Одной из частей этого творения были четыре простых тела: огонь, воздух, вода и земля . Но Платон не считал эти корпускулы самым основным уровнем реальности, поскольку, по его мнению, они состояли из неизменного уровня реальности, который был математическим. Эти простые тела представляли собой геометрические тела , грани которых, в свою очередь, состояли из треугольников. Квадратные грани куба состояли из четырех равнобедренных прямоугольных треугольников , а треугольные грани тетраэдра, октаэдра и икосаэдра состояли из шести прямоугольных треугольников.

Платон постулировал геометрическую структуру простых тел четырех элементов, как показано в соседней таблице. Куб с его плоским основанием и устойчивостью был отнесен к земле; тетраэдр был назначен огню, потому что его проникающие точки и острые края делали его подвижным. Острия и грани октаэдра и икосаэдра были более тупыми, поэтому эти менее подвижные тела были отнесены к воздуху и воде. Поскольку простые тела можно было разложить на треугольники, а треугольники снова собрать в атомы различных элементов, модель Платона предлагала правдоподобное объяснение изменений между первичными веществами. [21] [22]

Отказ в аристотелизме

[ редактировать ]

Где-то до 330 г. до н. э. Аристотель утверждал, что элементы огня, воздуха, земли и воды не состоят из атомов, а непрерывны. Аристотель считал существование пустоты, требуемой атомными теориями, нарушением физических принципов. Изменение произошло не путем перестановки атомов для создания новых структур, а путем преобразования материи из того, чем она была потенциально, в новую реальность . Кусок влажной глины под воздействием гончара превращается в настоящую кружку для питья. Аристотеля часто критиковали за отказ от атомизма, но в Древней Греции атомные теории Демокрита оставались «чистыми предположениями, не поддающимися какой-либо экспериментальной проверке». [23] [24] [ несбалансированное мнение? ]

Аристотель теоретизировал minima naturalia как мельчайшие части, на которые можно разделить однородное природное вещество (например, плоть, кость или дерево), сохранив при этом свои основные свойства. В отличие от атомизма Демокрита, эти аристотелевские «естественные минимумы» не рассматривались как физически неделимые.Вместо этого концепция Аристотеля коренилась в его гиломорфном мировоззрении, согласно которому каждая физическая вещь представляет собой соединение материи (греч. hyle ) и нематериальной субстанциальной формы (греч. morphe ), которая придает ей сущностную природу и структуру. Если использовать аналогию, мы могли бы представить себе резиновый мяч: мы могли бы представить, что резина — это материя, которая дает мячу возможность принимать другую форму, а сферическая форма — это форма, которая придает ему идентичность «шара». Однако, используя эту аналогию, мы должны иметь в виду, что на самом деле сама резина уже будет считаться соединением формы и материи, поскольку она в определенной степени обладает тождественностью и определенностью, чистая или первичная материя совершенно неоформлена, непостижима и имеет бесконечные потенциал претерпевать изменения.

Интуиция Аристотеля заключалась в том, что существует некий наименьший размер, за пределами которого материя больше не может иметь структуру плоти, кости, дерева или какого-либо другого органического вещества, которое для Аристотеля (жившего до изобретения микроскопа) можно было считать однородным. Например, если бы плоть была разделена сверх естественного минимума, то могло бы остаться большое количество элемента воды и меньшее количество других элементов. Но какая бы вода или другие элементы ни остались, они больше не будут иметь «природу» плоти: в гиломорфных терминах они больше не будут материей, структурированной по форме плоти; вместо этого, например, оставшаяся вода будет представлять собой материю, структурированную по форме воды, а не по форме плоти.

Эпикур

Эпикур (341–270 гг. до н. э.) изучал атомизм вместе с Навсифаном , который был учеником Демокрита. Хотя Эпикур был уверен в существовании атомов и пустоты, он был менее уверен, что мы сможем адекватно объяснить конкретные природные явления, такие как землетрясения, молнии, кометы или фазы Луны. [25] Лишь немногие из сочинений Эпикура сохранились, и те, которые действительно отражают его интерес к применению теорий Демокрита, чтобы помочь людям взять на себя ответственность за себя и за свое собственное счастье, поскольку он считал, что вокруг нет богов, которые могли бы им помочь. (Эпикур считал роль богов примером моральных идеалов.)

Древнеиндийский атомизм

[ редактировать ]

В древнеиндийской философии предварительные примеры атомизма можно найти в трудах ведического мудреца Аруни , жившего в 8 веке до нашей эры. [ сомнительно обсудить ] особенно его утверждение о том, что «частицы, слишком маленькие, чтобы их можно было увидеть, группируются вместе в субстанции и объекты опыта», известные как кана . [26] Хотя кана относится к «частицам», а не к атомам ( параману ). Некоторые ученые, такие как Герман Якоби и Рэндалл Коллинз, в своей научной методологии сравнили Аруни с Фалесом Милетским , назвав их обоих «примитивными физиками» или «мыслителями протоматериалистов». [27] Позже Чарвака , [28] [29] и Адживика возникли еще в VII веке до нашей эры. Школы атомизма [30] [31] [32] Бхаттачарья утверждает, что Чарвака, возможно, была одной из нескольких атеистических материалистических школ, существовавших в древней Индии. [33] [34] Канада основала Вайшешика школу индийской философии , которая также представляет собой самую раннюю индийскую натурфилософию . Школы ньяя и вайшешика разработали теории о том, как кана объединяется в более сложные объекты. [35]

Некоторые из этих доктрин атомизма в некоторых отношениях «внушают сходство» с доктринами Демокрита. [36] МакЭвилли (2002) предполагает, что такое сходство обусловлено обширными культурными контактами и распространением, вероятно, в обоих направлениях. [37]

Школа Ньяя ; - Вайшешика разработала одну из самых ранних форм атомизма ученые [ ВОЗ? ] датируют тексты Ньяи и Вайшешики 9-4 веками до нашей эры. Атомисты Вайшешики постулировали четыре типа элементарных атомов, но в физике Вайшешики атомы обладали 25 различными возможными качествами, разделенными на общие экстенсивные свойства и специфические (интенсивные) свойства. Атомисты Ньяя-Вайшешики разработали тщательно разработанные теории соединения атомов. В атомизме вайшешики атомы сначала объединяются в триануки (триады) и двьянуки (диады), прежде чем они объединяются в тела, которые можно воспринимать. [38]

Поздняя Римская республика

[ редактировать ]

Лукреций воскрешает Эпикура

[ редактировать ]
Лукреций

Идеи Эпикура вновь появляются в трудах его римского последователя Лукреция ( ок. 99 до н. э. — ок. 55 до н. э.), написавшего «О природе вещей» . Этот классический латинский научный труд в поэтической форме иллюстрирует несколько разделов эпикурейской теории о том, как Вселенная пришла на свою современную стадию; это показывает, что явления, которые мы воспринимаем, на самом деле представляют собой сложные формы. Атомы и пустота вечны и находятся в постоянном движении. Столкновения атомов создают объекты, которые по-прежнему состоят из тех же вечных атомов, движение которых на какое-то время заложено в созданной сущности. Лукреций также объясняет человеческие ощущения и метеорологические явления с точки зрения движения атомов.

«Атомы» и «вакуум» против религии
[ редактировать ]

В своей эпической поэме «О природе вещей » Лукреций изображает Эпикура как героя, который сокрушил чудовищную религию , обучая людей тому, что возможно в атомах и что невозможно в атомах. Однако, [ не следует ] Эпикур выразил неагрессивную позицию, характеризующуюся его заявлением: [39]

Человек, который лучше всех знает, как противостоять внешним угрозам, объединяет в одну семью всех существ, которых только может; а с теми, кого он не может, он, во всяком случае, не считает чужими; а там, где он находит даже это невозможным, он избегает всяких отношений и, насколько это выгодно, исключает их из своей жизни.

- Эпикур, Основные доктрины, цитата № 39.

Однако, по словам историка науки Чарльза Коулстона Гиллиспи:

Учение об атоме, заключенное в эпикурейскую философию, никогда не могло быть признано моральным авторитетом. ... Эпикурейские боги не создавали мир и не обращали на него... внимания. «Природа, — говорит Лукреций, — свободна и неподконтрольна гордым хозяевам и сама управляет вселенной, без помощи богов». Только атомисты среди... греческой науки... были единственным взглядом на природу, совершенно несовместимым с теологией. Подобно паре философов восемнадцатого века, Эпикур и Лукреций представили атомизм как средство просвещения. Они намеревались опровергнуть притязания религии... и освободить людей от суеверий и недостойного страха перед капризными богами. Следовательно, намек на эпикурейство стал казаться знаком зверя в христианской Европе. Ни один мыслитель, кроме Макиавелли, не был так оклеветан искажениями. [40]

- К.С. Гиллиспи, Грань объективности: очерк истории научных идей

Возможность вакуума была принята — или отвергнута — вместе с атомами и атомизмом, поскольку вакуум был частью той же самой теории.

Демокрит и Лукреций отрицали невозможность вакуума, придерживаясь мнения, что между отдельными частицами (атомами), из которых, по их мнению, состоит вся материя, должен быть вакуум. Однако в целом убеждение в том, что вакуум невозможен, существовало почти повсеместно до конца шестнадцатого века. [41] ... Настало время для возрождения веры в возможность вакуума, но для священнослужителей само название вакуума было анафемой, поскольку оно ассоциировалось с атомистическими теориями Эпикура и Лукреция, которые считались еретик. [42]

- У. Э. Ноулз Миддлтон, История барометра.

Римская империя

[ редактировать ]
Гален

Хотя аристотелевская философия затмила важность атомистов в позднеримской и средневековой Европе, их работы все еще сохранялись и излагались посредством комментариев к трудам Аристотеля. Во II веке Гален (129–216 гг. н.э.) представил обширные дискуссии о греческих атомистах, особенно Эпикуре, в своих комментариях к Аристотелю.

Средний возраст

[ редактировать ]

Средневековый индуизм

[ редактировать ]

Адживика — это школа мысли « настика », метафизика которой включала теорию атомов или атомизм, которая позже была адаптирована в школе вайшешика , которая постулировала, что все объекты в физической вселенной сводятся к параману ( атомам ), а опыт человека происходит от взаимодействие субстанции (функция атомов, их числа и их пространственного расположения), качества, активности, общности, особенности и неотъемлемости. [43] Все состояло из атомов, качества возникли из совокупностей атомов, но совокупность и природа этих атомов были предопределены космическими силами. [44] Традиционное имя основателя школы « Канада » означает «пожиратель атомов». [45] и он известен разработкой основ атомистического подхода к физике и философии в санскритском тексте Вайшешика Сутра . [46] Его текст также известен как Канадские Сутры или Афоризмы Канады. [47] [48]

Средневековый буддизм

[ редактировать ]
Статуя Дигнаги, Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия
Достойный

Средневековый буддийский атомизм , процветавший примерно в VII веке, сильно отличался от атомистических доктрин, преподававшихся в раннем буддизме. Средневековые буддийские философы Дхармакирти и Дигнага считали атомы точечными, бессмертными и состоящими из энергии. Говоря о двух системах, Федор Щербацкой (1930) подчеркивает их общность, постулат «абсолютных качеств» ( гуна-дхармы ), лежащих в основе всех эмпирических явлений. [49]

Еще позже Абхидхамматтха-сангаха , текст, датируемый 11-м или 12-м веком, постулирует существование рупа-калапы , представленной как мельчайшие единицы физического мира, различного элементарного состава. [50] Говорят , что невидимая при обычных обстоятельствах рупа-калапа становится видимой в результате медитативного самадхи . [51]

Средневековый ислам

[ редактировать ]

Атомистические философии возникли очень рано в исламской философии и первоначально находились под влиянием ранней греческой и, в некоторой степени, индийской философии. [52] [53] [54] Исламская спекулятивная теология в целом подходила к вопросам физики с атомистической точки зрения. [55]

Аль-Газали и ашаритский атомизм

[ редактировать ]
Аль-Газали

Самая успешная форма исламского атомизма была в ашаритской школе исламского богословия , особенно в работах теолога аль-Газали (1058–1111). В ашаритском атомизме атомы являются единственными существующими вечными материальными вещами, а все остальное в мире является «случайным», то есть чем-то, что длится лишь мгновение. Ничто случайное не может быть причиной чего-либо иного, кроме восприятия, поскольку оно существует лишь мгновение. Случайные события не подчиняются естественным физическим причинам, а являются прямым результатом постоянного вмешательства Бога, без которого ничего не могло бы произойти. Таким образом, природа полностью зависит от Бога, что согласуется с другими ашаритскими исламскими идеями о причинно-следственной связи или ее отсутствии (Gardet 2001). Аль-Газали также использовал эту теорию для обоснования своей теории окказионализма . В каком-то смысле ашаритская теория атомизма имеет гораздо больше общего с индийским атомизмом, чем с греческим атомизмом. [56]

Аверроэс отвергает атомизм

[ редактировать ]

Другие традиции ислама отвергли атомизм ашаритов и разъяснили многие греческие тексты, особенно тексты Аристотеля. Активная школа философов в Аль-Андалусе, в том числе известный комментатор Аверроэс (1126–1198 гг. Н. Э.), явно отвергла мысль аль-Газали и обратилась к обширной оценке мысли Аристотеля. Аверроэс подробно прокомментировал большинство работ Аристотеля, и его комментарии стали очень влиятельными в еврейской и христианской схоластической мысли.

Средневековый христианский мир

[ редактировать ]

По словам историка атомизма Джошуа Грегори, с атомизмом не проводилось серьезной работы со времен Галена до тех пор, пока Исаак Бекман , Гассенди и Декарт не возродили его в 17 веке; «Разрыв между этими двумя «современными натуралистами» и древними атомистами ознаменовал «изгнание атома» и «всеобщепризнано, что Средние века отказались от атомизма и практически потеряли его».

Схоластика

[ редактировать ]

Хотя работы древних атомистов были недоступны, схоластические мыслители постепенно узнали о критике атомизма Аристотелем, когда комментарии Аверроэса были переведены на латынь . Хотя атомизм Эпикура вышел из моды за столетия схоластики , минимумы естественных аристотелизма . получили широкое внимание Спекуляции о минимумах естественных обеспечили философскую основу для механистической философии ранних мыслителей Нового времени, таких как Декарт, а также для алхимических работ Гебера и Даниэля Сеннерта , которые, в свою очередь, оказали влияние на корпускулярного алхимика Роберта Бойля , одного из основателей современной химии. [57] [58]

Главной темой позднеримских и схоластических комментариев к этой концепции было примирение минимумов естественных явлений с общим аристотелевским принципом бесконечной делимости . Комментаторы, такие как Иоанн Филопон и Фома Аквинский, примирили эти аспекты мысли Аристотеля, проводя различие между математической и «естественной» делимостью. За некоторыми исключениями, большая часть учебных программ в университетах Европы была основана на таком аристотелизме на протяжении большей части Средневековья. [59]

Николас де Отрекорт

[ редактировать ]
Николас де Отрекорт

Однако в средневековых университетах были проявления атомизма. Например, в XIV веке Николас Отрекур считал, что материя, пространство и время состоят из неделимых атомов, точек и мгновений и что все зарождение и разрушение происходят в результате перестановки материальных атомов. Сходство его идей с идеями аль-Газали позволяет предположить, что Николас, возможно, был знаком с работами Газали, возможно, благодаря Аверроэсом . опровержению их [60]

Атомистический ренессанс

[ редактировать ]

В 17 веке возобновился интерес к эпикурейскому атомизму и корпускуляризму как гибриду или альтернативе аристотелевской физике . Основными фигурами возрождения атомизма были Исаак Бекман , Рене Декарт , Пьер Гассенди и Роберт Бойль , а также другие известные фигуры.

Нортумберлендский круг

[ редактировать ]
Фрэнсис Бэкон

Одной из первых групп атомистов в Англии была группа ученых-любителей, известная как Нортумберлендский кружок, которую возглавлял Генри Перси, 9-й граф Нортумберленд (1564–1632). Хотя они опубликовали мало материалов, они помогли распространить атомистические идеи среди растущей научной культуры Англии и, возможно, оказали особенное влияние на Фрэнсиса Бэкона , который стал атомистом около 1605 года, хотя позже он отверг некоторые утверждения атомизма. Хотя они и возродили классическую форму атомизма, эта группа принадлежала к научному авангарду: в Нортумберлендском кружке содержалась почти половина подтвержденных коперниканцев до 1610 года (года «Звездного вестника» Галилея ). Другие влиятельные атомисты конца 16-го и начала 17-го веков включают Джордано Бруно , Томаса Гоббса (который также изменил свою позицию по атомизму в конце своей карьеры) и Томаса Хариота . В это время во Франции также расцветало множество различных атомистических теорий (Clericuzio 2000).

Галилео Галилей

[ редактировать ]
Галилео Галилей

Галилео Галилей (1564–1642) был сторонником атомизма в своем «Рассуждении о плавающих телах» 1612 года (Redondi 1969). В «Пробирщике » Галилей предложил более полную физическую систему, основанную на корпускулярной теории материи, в которой все явления — за исключением звука — производятся «материей в движении».

Воспринимаемая и реальная недвижимость
[ редактировать ]

Его ведущие сторонники атомизма связывали с идеей о том, что некоторые из видимых свойств объектов являются артефактами воспринимающего разума, то есть «вторичными» качествами в отличие от «первичных» качеств. [61]

Некоторые мои мысли по поводу положения «движение есть причина теплоты»… Я подозреваю, что люди вообще имеют представление об этом весьма далекое от истины. Ибо они верят, что тепло — это реальное явление или свойство... которое на самом деле находится в материале, с помощью которого мы чувствуем себя согретыми. [62]

Всякий раз, когда я представляю себе какую-нибудь... телесную субстанцию, я тотчас же... думаю о ней как... имеющей ту или иную форму; как большой или маленький... и в каком-то конкретном месте в любой момент времени; как находящийся в движении или в покое; как касание или не касание какого-либо другого тела; и как один по числу, или несколько, или много. Из этих условий я не могу отделить такую ​​субстанцию ​​ни в каком воображении. Но что оно должно быть белым или красным, горьким или сладким, шумным или тихим, иметь сладкий или дурной запах, мой ум не чувствует принуждения... Без чувств... разум... вероятно, никогда не достиг бы таких качеств, как эти. Поэтому я думаю, что вкусы, запахи, цвета и т. д. являются не более чем простыми именами, поскольку это касается объекта, к которому мы их помещаем, и что они пребывают только в сознании. Следовательно, если бы живое существо было удалено, все эти качества были бы... уничтожены. [63]

Эти мельчайшие частицы... могут проникнуть через наши ноздри и удариться о небольшие выступы, которые являются инструментом обоняния; здесь также их прикосновение... принимается нам нравится или не нравится в зависимости от того, имеют ли они ту или иную форму, быстры или медленны, многочисленны или немногочисленны. [64]

- Галилео Галилей, Пробирщик

Галилей выявил некоторые основные проблемы аристотелевской физики посредством своих экспериментов. Он использовал теорию атомизма в качестве частичной замены, но никогда не был ей однозначно привержен. Например, его эксперименты с падающими телами и наклонными плоскостями привели его к концепциям кругового движения по инерции и ускорения свободного падения. Существующие аристотелевские теории импульса и движения Земли были недостаточны для объяснения этих явлений. Хотя атомизм также не объяснил закон падения , он был более многообещающей основой для разработки объяснения, поскольку в древнем атомизме движение сохранялось (в отличие от аристотелевской физики).

Рене Декарт

[ редактировать ]
Портрет Рене Декарта
Рене Декарт

корпускуляризма Рене Декарта (1596–1650) «Механическая» философия имела много общего с атомизмом и в некотором смысле считается его другой версией. Декарт считал, что все физическое во Вселенной состоит из крошечных вихрей материи. Подобно древним атомистам, Декарт утверждал, что такие ощущения, как вкус или температура, обусловлены формой и размером крошечных кусочков материи. В «Принципах философии» (1644 г.) он пишет: «Природа тела состоит только в протяженности, а не в весе, твердости, цвете и т.п.». [65] Основное различие между атомизмом и концепцией Декарта заключалось в существовании пустоты. По его мнению, не могло быть вакуума, и вся материя постоянно вращалась, чтобы предотвратить образование пустоты, когда корпускулы перемещались через другую материю. Еще одним ключевым отличием между взглядами Декарта и классическим атомизмом является двойственность разума и тела Декарта, которая допускала независимую сферу существования мысли, души и, что наиболее важно, Бога.

Пьер Гассенди

[ редактировать ]
Пьер Гассенди

Пьер Гассенди (1592–1655) был католическим священником из Франции, который также был заядлым натурфилософом. Концепция атомизма Гассенди была ближе к классическому атомизму, но без атеистического подтекста. Его особенно заинтриговали греческие атомисты, поэтому он решил «очистить» атомизм от его еретических и атеистических философских выводов (Dijksterhius 1969). Гассенди сформулировал свою атомистическую концепцию механической философии отчасти в ответ на Декарта; он особенно выступал против редукционистской точки зрения Декарта, согласно которой действительны только чисто механические объяснения физики, а также применение геометрии ко всей физике (Clericuzio 2000).

Иоганн Златоуст Магнен

[ редактировать ]
Сжигание благовоний

Иоганн Златоуст Магнен ( ок. 1590 ок. 1679 ) опубликовал свой «Демокрит возрождающийся » в 1646 году. Магнен был первым, кто пришел к научной оценке размера «атома» (то есть того, что сегодня можно было бы назвать молекулой ) . Измеряя, сколько благовоний нужно сжечь, прежде чем их запах можно будет почувствовать повсюду в большой церкви, он подсчитал, что количество молекул в зернышке благовония составляет порядка 10. 18 , что лишь примерно на порядок ниже реальной цифры. [66]

Корпускуляризм

[ редактировать ]
Роберт Бойл

Корпускуляризм похож на атомизм, за исключением того, что там, где атомы считались неделимыми, корпускулы в принципе можно было разделить. Таким образом, например, было высказано предположение, что ртуть может проникать в металлы и изменять их внутреннюю структуру, что является шагом на пути к трансмутационному производству золота. Его ведущие сторонники корпускуляризм связывали с идеей о том, что некоторые свойства объектов являются артефактами воспринимающего разума: «вторичные» качества в отличие от «первичных» качеств. [67] Однако не все корпускулярианство использовало различие между первичным и вторичным качеством. Влиятельная традиция алхимии Средневековья и раннего Нового времени утверждала, что химический анализ выявил существование прочных корпускул, сохраняющих свою идентичность в химических соединениях (если использовать современный термин). Уильям Р. Ньюман назвал этот подход к теории материи «химическим атомизмом» и доказывал его значение как для механической философии, так и для химического атомизма, возникшего в начале 19 века. [68]

Исаак Ньютон

Корпускуляризм оставался доминирующей теорией в течение следующих нескольких сотен лет и сохранил свои связи с алхимией в работах таких ученых, как Роберт Бойль (1627–1692) и Исаак Ньютон в 17 веке. [69] [70] Его использовал, например, Ньютон при разработке корпускулярной теории света . Форма, принятая большинством английских ученых после Роберта Бойля, представляла собой смесь систем Декарта и Гассенди. В «Химике-скептике» (1661) Бойль демонстрирует проблемы, возникающие в химии, и предлагает атомизм в качестве возможного объяснения. Объединяющим принципом, который в конечном итоге привел к принятию гибридного корпускулярно-атомизма, стала механическая философия , которая получила широкое признание в физических науках .

Современная атомная теория

[ редактировать ]
Роджер Боскович

К концу 18 века полезные методы техники и технологии начали влиять на философские объяснения состава материи. Те, кто размышлял о первичной природе материи, начали подтверждать свои «мысленные эксперименты» повторяемыми демонстрациями , когда это было возможно.

Рагузы Эрудит из Роджер Боскович (1711–1787) разработал первую общую математическую теорию атомизма, основанную на идеях Ньютона и Лейбница, но преобразовавшую их так, чтобы составить программу атомной физики. [71]

Джон Далтон

[ редактировать ]
Джон Далтон

В 1808 году английский физик Джон Дальтон (1766–1844) ассимилировал известные экспериментальные работы многих людей, чтобы обобщить эмпирические данные о составе вещества. [72] Он заметил, что дистиллированная вода повсюду анализируется на одни и те же элементы: водород и кислород . Аналогично и другие очищенные вещества разлагались до тех же элементов в тех же весовых пропорциях.

Поэтому мы можем заключить, что конечные частицы всех однородных тел совершенно одинаковы по весу, форме и т. д. Другими словами, каждая частица воды подобна любой другой частице воды; каждая частица водорода подобна любой другой частице водорода и т. д.

Более того, он пришел к выводу, что для каждого элемента существует уникальный атом, используя определение Лавуазье элемента как вещества, которое нельзя проанализировать на что-то более простое. Таким образом, Дальтон пришел к следующему выводу.

Химический анализ и синтез не идут дальше отделения частиц друг от друга и их воссоединения. Никакое новое создание или разрушение материи не находится в пределах досягаемости химического воздействия. Мы могли бы с таким же успехом попытаться ввести новую планету в Солнечную систему или уничтожить уже существующую, как создать или уничтожить частицу водорода. Все изменения, которые мы можем произвести, заключаются в разделении частиц, находящихся в состоянии сцепления или соединения, и соединении тех, которые ранее находились на расстоянии.
Альтернативные формулы Джона Дальтона для воды и аммиака.

А затем он приступил к приведению списка относительных весов в составах нескольких распространенных соединений, резюмируя: [73]

1-й. Эта вода представляет собой бинарное соединение водорода и кислорода, а относительные массы двух элементарных атомов примерно равны 1:7;
2-й. Этот аммиак представляет собой бинарное соединение водорода и азота азота , а относительные массы двух атомов составляют 1:5, почти...

Дальтон пришел к выводу, что фиксированные весовые пропорции элементов предполагают, что атомы одного элемента соединяются лишь с ограниченным числом атомов других элементов, образуя перечисленные им вещества.

Дебаты по теории атома

[ редактировать ]
Александр Уильям Уильямсон

Дальтона Атомная теория оставалась спорной на протяжении всего XIX века. [74] Хотя был принят Закон определенной пропорции, гипотеза о том, что это связано с атомами, не получила столь широкого признания. Например, в 1826 году, когда сэр Хамфри Дэви вручил Дальтону Королевскую медаль Королевского общества , Дэви сказал, что теория стала полезной только тогда, когда атомная гипотеза была проигнорирована. [75] Английский химик сэр Бенджамин Коллинз Броди в 1866 году опубликовал первую часть своего «Исчисления химических операций». [76] как неатомная альтернатива атомной теории. Он описал атомную теорию как «полностью материалистическую часть столярной работы». [77] Английский химик Александр Уильямсон использовал свое президентское обращение к Лондонскому химическому обществу в 1869 году. [78] защищать атомную теорию от ее критиков и сомневающихся. Это, в свою очередь, привело к дальнейшим встречам, на которых позитивисты снова подвергли критике предположение о существовании атомов. Окончательно вопрос был решен в пользу Дальтона в начале 20 века с появлением атомной физики .

Экспериментальная проверка

[ редактировать ]
Фотография Жана Перрена
Жан Перрен

Долгое время считалось, что атомы и молекулы являются составляющими материи, и Альберт Эйнштейн опубликовал в 1905 году статью , в которой объяснял, как движение, которое наблюдал шотландский ботаник Роберт Браун , было результатом перемещения пыльцы отдельными молекулами воды. первый вклад в науку. Это объяснение броуновского движения послужило убедительным доказательством существования атомов и молекул и было дополнительно подтверждено экспериментально французским физиком Жаном Перреном (1870–1942) в 1908 году. Перрен был удостоен Нобелевской премии по физике в 1926 году «за свою работу по разрывному движению». строение материи». Направление силы атомной бомбардировки постоянно меняется, и в разное время частица сталкивается больше с одной стороны, чем с другой, что приводит к кажущемуся хаотическому характеру движения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ἄτομον . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
  2. ^ «атом» . Интернет-словарь этимологии .
  3. ^ Термин «атомизм» встречается в английском языке с 1670–1680 годов ( Полный словарь Random House Webster , 2001, «атомизм»).
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берриман, Сильвия, «Древний атомизм», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), онлайн
  5. ^ Аристотель , Метафизика I, 4, 985. б 10–15.
  6. ^ Бэйкуэлл, К.М. (ред.). (1907). Справочник по древней философии . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 60.
  7. ^ Атомисты, Левкипп и Демокрит: фрагменты, текст и перевод с комментарием CCW Тейлора, University of Toronto Press Incorporated, 1999, ISBN   0-8020-4390-9 , стр. 157–158.
  8. ^ Пуллман, Бернард (1998). Атом в истории человеческого мышления . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 31–33. ISBN  978-0-19-515040-7 .
  9. ^ Коэн, Анри; Лефевр, Клэр, ред. (2017). Справочник по категоризации в когнитивной науке (второе изд.). Амстердам, Нидерланды: Elsevier. п. 427. ИСБН  978-0-08-101107-2 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кенни, Энтони (2004). Древняя философия . Новая история западной философии. Том. 1. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 26–28. ISBN  0-19-875273-3 .
  11. ^ Фредерик Харрисон (1982). Новый календарь великих людей: биографии 558 достойных людей всех возрастов . Лондон и Нью-Йорк: Mac Millan & Co. 90. Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Еда (1952)
  13. ^ «Поэма Парменида: о природе» (PDF) . Проверено 18 марта 2023 г.
  14. ^ «Поэма Парменида» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2022 года . Проверено 18 марта 2023 г.
  15. ^ Бертран Рассел (1946). История западной философии . Лондон: Рутледж. п. 75. ИСБН  978-0415325059 .
  16. ^ Берриман, Сильвия, Демокрит , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2008 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  17. ^ Пол Таннери (1887), Pour l'histoire de la science Hellène (Париж) и Дж. Э. Рэйвен (1948), Пифагорейцы и элеаты (Кембридж: Издательство Кембриджского университета) являются основными сторонниками этой точки зрения.
  18. ^ Грегори Властос и Дэниел В. Грэм (1996), Исследования греческой философии: досократики (Принстон: Princeton University Press), 257.
  19. ^ Джонатан Барнс (1982), Досократические философы (Лондон: Routledge), 232–33.
  20. ^ «Платон, Тимей, раздел 68б» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 27 июля 2022 г.
  21. ^ Ллойд 1970, стр. 74–77.
  22. ^ Корнфорд, Фрэнсис Макдональд (1957). Космология Платона: Тимей Платона . Нью-Йорк: Liberal Arts Press. стр. 210–239 . ISBN  978-0-87220-386-0 .
  23. ^ Ллойд 1968, стр.165
  24. ^ Ллойд 1970, стр. 108–109 , [1] «...едва ли имеет смысл говорить о том, что греки не использовали экспериментальный метод, поскольку было либо неосуществимо, либо совершенно невозможно разработать эксперименты, которые разрешили бы поставленные вопросы».
  25. ^ Ллойд 1973, стр. 25–6.
  26. ^ Томас, МакЭвилли (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Нью-Йорк: Олворт Пресс. ISBN  1581152035 . OCLC   48013687 .
  27. ^ Амия Кумар Багчи; Амита Чаттерджи, ред. (2014). Марксизм: с Марксом и за его пределами . Лондон. ISBN  978-1-317-56176-7 . OCLC   910847914 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ Гангопадхьяя, Мриналканти (1981). Индийский атомизм: история и источники . Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press. ISBN  978-0-391-02177-8 . OCLC   10916778 .
  29. ^ Янноне, А. Пабло (2001). Словарь мировой философии . Рутледж. стр. 83, 356. ISBN.  978-0-415-17995-9 . OCLC   44541769 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  30. ^ ( Радхакришнан и Мур, 1957 , стр. 227–249)
  31. ^ Джон М. Коллер (1977), Скептицизм в ранней индийской мысли , Философия Востока и Запада , 27 (2): 155-164
  32. ^ Дейл Рипе (1996), Натуралистическая традиция в индийской мысли , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120812932 , страницы 53-58.
  33. ^ Рамкришна Бхаттачарья (2013), Базовый текст и комментарии к нему: Проблема представления и понимания Чарваки / Локаяты, Аргумент: Философский журнал, выходящий два раза в год, Выпуск 1, Том 3, страницы 133-150
  34. ^ Томас МакЭвилли, Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии , Allwarth Press, 2002, стр. 317–321, ISBN   1-58115-203-5 .
  35. ^ Ричард Кинг, Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль, Edinburgh University Press, 1999, ISBN   0-7486-0954-7 , стр. 105-107.
  36. Уилл Дюрант писал в книге «Наше восточное наследие» (2011): «Две системы индийской мысли выдвигают физические теории, наводящие на размышления схожие с греческими. Канада , основатель философии вайшешики , считал, что мир состоит из атомов, столько же по природе, сколько и атомов. различные элементы более приближены к Демокриту типа, производя разные эффекты различными способами комбинаций. одного и того все атомы же что , уча , и Вачаспати , подобно Ньютону, интерпретировал свет как состоящий из мельчайших частиц, испускаемых веществами и попадающих в глаз». [ нужна страница ]
  37. ^ Джереми Д. Попкин (редактор), Наследие Ричарда Попкина (2008), стр.53
  38. ^ Берриман, Сильвия (2022), «Древний атомизм» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 6 октября 2023 г.
  39. ^ Основные доктрины: Эпикур - Цитата № 39.
  40. ^ Гиллиспи, CC (1960). Грань объективности: Очерк истории научных идей . Издательство Принстонского университета. стр. 97–98.
  41. ^ Миддлтон, У.Е. Ноулз. (1964). История барометра . Балтимор, Johns Hopkins Press. п. 4.
  42. ^ Миддлтон, У.Е. Ноулз. (1964). История барометра . Балтимор, Johns Hopkins Press. п. 5.
  43. ^ Оливер Лиман, Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN   978-0415173629 , 1999, стр. 269.
  44. ^ Бэшам, Алабама (1951). История и доктрины адживиков (2-е изд.). Дели, Индия: Молтилал Банарсидасс (перепечатка: 2002 г.). стр. 262–270. ISBN  81-208-1204-2 .
  45. ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. п. 99. ИСБН  978-1-898723-93-6 .
  46. ^ «Сутры Вайшешики Канады. Перевод Нандалала Синхи» Полный текст на archive.org
  47. ^ Рипе, Дейл Морис (1961). Натуралистическая традиция в индийской мысли . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 1996 г.). стр. 227–229. ISBN  978-81-208-1293-2 .
  48. ^ Kak, S. 'Matter and Mind: The Vaisheshika Sutra of Kanada' (2016), Mount Meru Publishing, Mississauga, Ontario, ISBN   978-1-988207-13-1 .
  49. ^ "Буддисты вообще отрицали существование субстанциальной материи. Движение состоит для них из мгновений, это отрывистое движение, мгновенные вспышки потока энергии... "Все мимолетно",... говорит буддист, потому что существует это не что-то ... Обе системы [санкхья и более поздний индийский буддизм] имеют общую тенденцию доводить анализ Существования до его мельчайших, последних элементов, которые представляются как абсолютные качества или вещи, обладающие только одним уникальным качеством. Они есть. называемые «качествами» (гуна-дхарма) в обеих системах в смысле абсолютных качеств, своего рода атомных или внутриатомных энергий, из которых состоят эмпирические вещи, поэтому обе системы согласны отрицать объективную реальность. категории Субстанции и Качества... и объединяющее их отношение Вывода. В философии Санкхьи не существует отдельного существования качеств. То, что мы называем качеством, является лишь частным проявлением тонкой сущности для каждой новой единицы качества. соответствует тонкому кванту материи, которое называется гуна «качество», но представляет собой тонкую субстанциональную сущность. То же самое относится и к раннему буддизму, где все качества являются субстанциональными... или, точнее, динамическими сущностями, хотя их еще называют дхармами («качествами»)».Щербацкий (1962 [1930]). Том. 1. п. 19.
  50. ^ Абхидхамматтха-сангаха , Britannica Online (1998, 2005).
  51. ^ Шенкман, Ричард (2008), Опыт самадхи: углубленное исследование буддийской медитации, Шамбала, стр. 178
  52. ^ Саид, Абдулла (2006). Исламская мысль: Введение . Рутледж. п. 95. ИСБН  978-0415364096 .
  53. ^ Майкл Мармура (1976). «Бог и его творение: Два средневековых исламских взгляда» . В RM Savory (ред.). Введение в исламскую цивилизацию . Издательство Кембриджского университета. п. 49 . Исламский атомизм, индийско-греческий.
  54. ^ Альберуни, Абу ар-Рахайн Мухаммад ибн Ахмад (2015) [1910]. Сачау, Эдвард К. (и пер.) (ред.). Индия Альберуни [Индика Альберуни] (PDF) (факсимильное переиздание). Выбор ученого [Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и Ко.], с. xxxiii. ISBN  978-1-297-45719-7 .
  55. ^ Арабская и исламская натурфилософия и естествознание . Стэнфордская энциклопедия философии. 2022.
  56. ^ Шломо Пайнс (1986). Исследования арабских версий греческих текстов и средневековой науки . Том. 2. Издательство «Брилл» . стр. 355–6. ISBN  978-965-223-626-5 .
  57. ^ Джон Эмери Мердок; Кристоф Герберт Люти; Уильям Ройалл Ньюман (1 января 2001 г.). «Средневековая и ренессансная традиция Minima Naturalia» . Корпускулярные теории материи позднего средневековья и раннего Нового времени . БРИЛЛ. стр. 91–133. ISBN  978-90-04-11516-3 .
  58. ^ Алан Чалмерс (4 июня 2009 г.). Атом ученого и философский камень: как наука добилась успеха, а философия не смогла получить знания об атомах . Спрингер. стр. 75–96. ISBN  978-90-481-2362-9 .
  59. ^ Груз 1966 г. [ нужна страница ]
  60. ^ Мрамор, 1973–74
  61. ^ Механическая философия. Архивировано 11 июня 2008 года в Wayback Machine - Ранний современный «атомизм» («корпускуляризм», как его называли).
  62. ^ Галилей 1957 , стр. 273-4.
  63. ^ Галилей 1957 , стр. 274.
  64. ^ Галилей 1957 , стр. 276.
  65. ^ Декарт, Р. (2008) [1644]. Беннетт, Дж. (ред.). Принципы философии (PDF) . Часть II, § 4.
  66. ^ Рюденберг, Клаус; Шварц, WH Eugen (2013). «Три тысячелетия атомов и молекул». Пионеры квантовой химии . Серия симпозиумов ACS. Том. 1122. стр. 1–45. дои : 10.1021/bk-2013-1122.ch001 . ISBN  9780841227163 .
  67. ^ Механическая философия. Архивировано 11 июня 2008 года в Wayback Machine - Ранний современный «атомизм» («корпускуляризм», как его называли).
  68. ^ Уильям Р. Ньюман, «Значение «химического атомизма», в Эдит Силла и В.Р. Ньюман, ред., Доказательства и интерпретация: исследования ранней науки и медицины в честь Джона Э. Мердока (Лейден: Брилл, 2009) , стр. 248–264 и Ньюман, Атомы и алхимия: химия и экспериментальные истоки научной революции (Чикаго: University of Chicago Press, 2006).
  69. ^ Левер, Тревор, Х. (2001). Преобразование материи - история химии от алхимии до бакиболла . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  978-0-8018-6610-4 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  70. ^ Корпускуляризм - Философский словарь
  71. ^ Уайт, Ланселот , Очерк атомизма, 1961, стр.54.
  72. ^ Далтон, Джон (1808). Новая система химической философии . Лондон. ISBN  978-1-153-05671-7 . Проверено 8 июля 2008 года .
  73. ^ «Новая система химической философии» . Архивировано из оригинала 2 августа 2003 г. Проверено 28 июля 2003 г.
  74. ^ Брок 1967, стр.1
  75. ^ Дэви, Дж. (ред.). Собрание сочинений сэра Хамфри Дэви . Барт. п. 93 том 8.
  76. ^ Броди, сэр Бенджамин Коллинз (1866). Философские труды Королевского общества . стр. 781–859, том I56.
  77. ^ Брок 1967, стр.12.
  78. ^ Брок 1967, стр.15.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51561c4869a6ce56935ca890d35fceab__1719941760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/ab/51561c4869a6ce56935ca890d35fceab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atomism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)