Тайная вечеря
Тайная вечеря — это последняя трапеза, которую, согласно Евангелию , Иисус разделил со своими апостолами в Иерусалиме перед своим распятием . [2] Тайная вечеря отмечается христианами особенно в Великий четверг . [3] Тайная Вечеря обеспечивает библейскую основу Евхаристии , также известной как «Святое Причастие» или «Тайная Вечеря». [4]
Первое послание к Коринфянам содержит самое раннее известное упоминание о Тайной вечере. В четырех канонических евангелиях говорится, что Тайная Вечеря состоялась на неделе Пасхи Иисуса , через несколько дней после триумфального въезда в Иерусалим и до того, как Иисус был распят в Страстную пятницу . [5] [6] Во время трапезы Иисус предсказывает его предательство со стороны одного из присутствующих апостолов и предсказывает, что до следующего утра Петр трижды отречется от своего знакомства с ним . [5] [6]
В трех синоптических евангелиях и Первом послании к Коринфянам рассказывается об установлении Евхаристии, в которой Иисус берет хлеб, преломляет его и дает присутствующим, говоря: «Это тело Мое, данное вам». [5] [6] В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Иисус омывал ноги апостолам . [7] дав новую заповедь «любите друг друга, как Я возлюбил вас», [8] и включает подробную прощальную речь Иисуса, в которой он называет апостолов, следующих его учениям, «друзьями, а не слугами», поскольку он готовит их к своему отъезду. [9] [10] [11]
Некоторые ученые считают Тайную вечерю источником раннехристианских евхаристических традиций. [12] [13] [14] [15] [16] [17] Другие считают, что рассказ о Тайной вечере основан на евхаристической практике I века, описанной Павлом в середине 50-х годов. [13] [18] [19] [20]
Терминология
Термин «Тайная вечеря» не встречается в Новом Завете . [21] [22] но традиционно многие христиане ссылаются на такое событие. [22] Термин «Тайная Вечеря» относится как к библейскому событию, так и к акту «Святого Причастия» и евхаристического («Благодарения») совершения в рамках их литургии . Протестанты-евангелисты также используют термин «Тайная вечеря», но большинство из них не используют термин «Евхаристия» или слово «Святой» с названием «Причастие». [23]
Православные . используют термин «Таинственная вечеря», который относится как к библейскому событию, так и к акту евхаристического совершения в рамках литургии [24] Русские православные также используют термин «Тайная вечеря» ( церковнославянский : «Тайная вечеря» , Тайная вечеря ).
Библейское основание
Последняя трапеза, которую Иисус разделил со своими апостолами, описана во всех четырех канонических Евангелиях. [25] как это произошло в неделю Пасхи . Эта трапеза позже стала известна как Тайная вечеря. [6] Тайная вечеря, вероятно, была пересказом событий последней трапезы Иисуса среди раннехристианского сообщества и стала ритуалом, рассказывающим об этой трапезе. [26]
Первое послание Павла к Коринфянам , [27] который, вероятно, был написан до Евангелий, включает ссылку на Тайную вечерю, но подчеркивает богословскую основу, а не дает подробное описание события или его предыстории. [5] [6]
Предыстория и обстановка
Общий сюжет, который разделяется во всех евангельских повествованиях, ведущих к Тайной вечере, заключается в том, что после триумфального въезда в Иерусалим в начале недели и встреч с разными людьми и еврейскими старейшинами Иисус и его ученики делят трапезу ближе к концу недели. неделя. После трапезы Иисуса предают, арестовывают, судят, а затем распинают . [5] [6]
Ключевые события трапезы — подготовка учеников к уходу Иисуса, предсказания о предстоящем предательстве Иисуса и предсказание предстоящего отречения от Иисуса апостолом Петром . [5] [6]
Предсказание предательства Иуды
В Евангелии от Матфея 26:24–25, Марка 14:18–21, Луки 22:21–23 и Иоанна 13:21–30 во время еды Иисус предсказал, что один из присутствующих апостолов предаст его. [28] [29] Иисус описывается как повторяющий, несмотря на утверждения каждого апостола, что он не предаст Иисуса, что предателем будет один из присутствующих, и говоря, что «горе человеку, который предаст Сына Человеческого ! для него было бы лучше, если бы он не родился». [30]
В Евангелии от Матфея 26:23–25 и Иоанна 13:26–27 Иуда конкретно назван предателем. [31] В Евангелии от Иоанна, когда Иисуса спрашивают о предателе, он говорит:
«Это тот, кому я подам этот кусок хлеба, когда обмакну его в блюдо». Затем, обмакнув кусок хлеба, он подал его Иуде, сыну Симона Искариота. Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана.
- Эванс 2003 , стр. 465–477 Fahlbusch 2005 , стр. 52–56
Учреждение Евхаристии
Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
Порталы: христианство Библия |
В трех синоптических евангелиях Тайная вечеря описывается как пасхальная трапеза. [32] [33] не согласен с Джоном. [33] Каждый дает несколько разные версии порядка еды. В 26-й главе Евангелия от Матфея Иисус благодарит за хлеб, делит его и раздает куски хлеба своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите, это есть Тело Мое». Позже во время трапезы Иисус берет чашу вина, возносит еще одну молитву и дает ее присутствующим, говоря: «Пейте из нее все вы, ибо это Моя кровь завета, которая проливается за многих за прощение». о грехах говорю вам: никогда больше не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить его новое с вами в Царстве Отца Моего».
Однако в 22-й главе Евангелия от Луки вино благословляется и раздается перед хлебом, за ним следует хлеб, затем вторая, большая чаша вина, а также несколько другие формулировки. Кроме того, по словам Павла и Луки, он говорит ученикам: «делайте это в память обо мне». Это событие рассматривается христианами большинства конфессий как установление Евхаристии. Есть записи о совершении Евхаристии раннехристианской общиной Иерусалима . [10]
Установление Евхаристии записано в трех синоптических Евангелиях и в Первом послании Павла к Коринфянам . Как отмечалось выше, слова Иисуса в каждом рассказе немного различаются. Кроме того, Луки 22:19б–20 представляет собой спорный текст, которого нет в некоторых ранних рукописях Луки. [34] Поэтому некоторые ученые считают, что это интерполяция , в то время как другие утверждают, что это оригинально. [35] [36]
Сравнение повествований, приведенных в Евангелиях и Первом Послании к Коринфянам, показано в таблице ниже с текстом из ASV . Спорный текст из Луки 22:19б–20 выделен курсивом .
Марка 14:22–24 | И когда они ели, он взял хлеб и, благословив, преломил, дал им и сказал: примите: это тело Мое. | И взял чашу, и, возблагодарив, дал им, и пили из нее все. И сказал им: «Это Моя кровь завета, которая пролита за многих». [37] |
---|---|---|
Матфея 26:26–28 | И когда они ели, Иисус взял хлеб, благословил и преломил; и дал ученикам, и сказал: возьмите, ешьте; это мое тело». | И взял чашу, и возблагодарил, и подал им, говоря: выпейте все из нее; ибо это Моя кровь завета, которая проливается за многих во прощение грехов». [38] |
1 Коринфянам 11:23–25 | Ибо я принял от Господа то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб; и, возблагодарив, преломил его и сказал: «Это тело Мое, которое для вас: это сделайте в воспоминание обо Мне». [39] | Подобным же образом и чашу после вечери, говоря: «Эта чаша есть новый завет в крови Моей: делайте это, всякий раз, когда пьете ее, в воспоминание обо Мне». |
Луки 22:19–20 | И взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: сие есть тело Мое , за вас отдаваемое: сие делайте в воспоминание обо Мне. [40] | И чашу так же после вечери, говоря: «Эта чаша есть новый завет в крови Моей, которая за вас проливается». |
Действия Иисуса по раздаче хлеба и вина связаны с Исайей 53:12. [41] это относится к кровавой жертве, которая, как рассказывается в Исходе 24:8, [42] Моисей принес жертву, чтобы скрепить завет с Богом. Некоторые ученые интерпретируют описание действий Иисуса как просьбу к своим ученикам считать себя частью жертвы, причем Иисус должен физически претерпеть ее. [43]
Хотя Евангелие от Иоанна не включает описание ритуала хлеба и вина во время Тайной вечери, большинство ученых согласны с тем, что Иоанна 6:58–59 [44] ( Беседа о Хлебе Жизни ) имеет евхаристическую природу и перекликается со « словами установления », используемыми в синоптических Евангелиях и сочинениях Павла о Тайной Вечере. [45]
Предсказание отречения Петра
В Евангелии от Матфея 26:33–35, Марка 14:29–31, Луки 22:33–34 и Иоанна 13:36–8 Иисус предсказывает, что Петр откажется знать о нем, заявляя, что отречется от него Петр трижды перед петухом. вороны на следующее утро. [46] В трех синоптических Евангелиях упоминается, что после ареста Иисуса Петр трижды отрицал, что знает его, но после третьего отречения услышал крик петуха и вспомнил предсказание, когда Иисус повернулся, чтобы посмотреть на него. Тогда Петр начал горько плакать. [47] [48]
Элементы, уникальные для Евангелия от Иоанна
В 13-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается об омовении Иисусом ног Апостолам перед едой. [49] В этом эпизоде апостол Петр возражает и не хочет позволить Иисусу омыть ему ноги, но Иисус отвечает ему: «Если Я не умою тебя, не имеешь части со Мною». [50] после чего Питер соглашается.
В Евангелии от Иоанна после ухода Иуды с Тайной вечери Иисус рассказывает оставшимся ученикам [51] что он пробудет с ними лишь короткое время, затем дает им Новую Заповедь , в которой говорится: [52] [53] «Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я любил вас, так и вы должны любить друг друга. Благодаря этому все узнают, что вы мои ученики, если вы любите друг друга». [54] Два подобных утверждения также появляются позже в Иоанна 15:12: «Мое повеление таково: любите друг друга, как Я возлюбил вас». [55] и Иоанна 15:17: «Вот моя заповедь: любите друг друга». [56] [53]
На Тайной вечере в Евангелии от Иоанна Иисус произносит расширенную проповедь своим ученикам. [57] Этот дискурс напоминает прощальные речи, называемые завещаниями, в которых отец или религиозный лидер, часто на смертном одре, оставляет наставления своим детям или последователям. [58]
Эта проповедь называется « Прощальной речью Иисуса» и исторически считалась источником христианского учения , особенно в области христологии . Иоанна 17:1–26 широко известен как Прощальная молитва или Первосвященническая молитва , поскольку это ходатайство за грядущую Церковь. [59] Молитва начинается с прошения Иисуса о прославлении Его Отцом, учитывая завершение Его дела, и продолжается ходатайством об успехе дел Его учеников и сообщества Его последователей. [59]
Время и место
Дата
По оценкам историков, дата распятия приходилась на 30–36 годы нашей эры. [60] [61] [62] Исаак Ньютон и Колин Хамфрис исключили 31, 32, 35 и 36 годы по астрономическим соображениям, оставив 7 апреля 30 года нашей эры и 3 апреля 33 года нашей эры как возможные даты распятия. [63] Хамфрис 2011 , стр. 72, 189 предлагает сузить дату Тайной вечери, поскольку она произошла вечером в среду, 1 апреля 33 года нашей эры, путем пересмотра теории двойной Пасхи Анни Жобер.
Исторически предпринимались различные попытки согласовать три синоптических описания с Иоанном, некоторые из которых указаны в «Тайной вечере» Фрэнсиса Мершмана в Католической энциклопедии 1912 года . [64] Церковная традиция Великого Четверга предполагает, что Тайная Вечеря состоялась вечером накануне дня распятия (хотя, строго говоря, ни в одном Евангелии однозначно не сказано, что эта трапеза состоялась в ночь перед смертью Иисуса). [65]
Новый подход к разрешению этого контраста был предпринят после раскопок в Кумране в 1950-х годах, когда Анни Жобер утверждала, что существует две даты праздника Пасхи: в то время как в официальном еврейском лунном календаре Пасха начиналась в пятницу вечером в год, когда Иисус умер, солнечный календарь также использовался, например, ессейской общиной в Кумране , у которой праздник Пасхи всегда начинался во вторник вечером. По мнению Жобера, Иисус должен был отпраздновать Пасху во вторник, а еврейские власти — на три дня позже, в пятницу. [66] Хамфрис не согласился с предложением Жобера на том основании, что Кумранская солнечная Пасха всегда будет наступать после официальной еврейской лунной Пасхи. Он согласен с приближением двух дат Песаха и утверждает, что Тайная вечеря состоялась вечером в среду 1 апреля 33 года, основываясь на своем недавнем открытии календаря ессеев, самаритян и фанатиков лунного , который основан на египетском исчислении. [67] [68]
В обзоре книги Хамфриса библеист Уильям Р. Телфорд отмечает, что неастрономические части его аргументов основаны на предположении, что хронологии, описанные в Новом Завете, являются историческими и основаны на свидетельствах очевидцев. Поступая так, говорит Телфорд, Хамфрис построил аргумент на необоснованных предпосылках, которые «насилуют природу библейских текстов, чья смесь фактов и вымысла, традиций и редакций, истории и мифов — все это делает жесткое применение научного инструментария астрономии к их предполагаемым данным — неверно истолкованное предприятие». [69]
Расположение
Согласно более поздней традиции, Тайная Вечеря состоялась в месте, которое сегодня называется Комнатой Вечери на горе Сион , недалеко от стен Старого города Иерусалима Тайной , и традиционно известно как Горница. Это основано на сообщении в синоптических Евангелиях , в котором говорится, что Иисус поручил двум ученикам (Лк. 22:8 уточняет, что Иисус послал Петра и Иоанна) пойти в «город», чтобы встретить «человека, несущего кувшин с водой». который приведет их в дом, где они найдут «большую горницу, меблированную и готовую». [70] В этой горнице «приготовляют Пасху».
В Новом Завете не дается более конкретных указаний на местонахождение, и упомянутый «город» может быть пригородом Иерусалима, таким как Вифания, а не самим Иерусалимом.
Сооружение на горе Сион в Иерусалиме в настоящее время называется Горницей и предположительно является местом проведения Тайной вечери. Баргил Пикснер утверждает, что первоначальное место находилось под нынешним сооружением Горницы на горе Сион . [71]
Традиционное местоположение находится в районе, где, согласно археологическим данным , проживала большая община ессеев , на что указывают ученые, подозревающие связь между Иисусом и этой группой. [72]
Сирийская православная церковь Святого Марка в Иерусалиме является еще одним возможным местом расположения комнаты, в которой проводилась Тайная вечеря, и содержит христианскую каменную надпись, свидетельствующую о раннем почитании этого места. Определенно, комната, которая у них есть, старше, чем комната нынешнего ценакума (крестоносец - 12 век), и, поскольку комната сейчас находится под землей, относительная высота правильная (улицы Иерусалима 1 века были как минимум на двенадцать футов (3,7 метра) ниже, чем те, сегодняшнего дня, поэтому любое настоящее здание того времени имело бы даже верхний этаж, который сейчас находится под землей). У них также есть почитаемая икона Богородицы, предположительно написанная с натуры святым Лукой.
Богословие Тайной Вечери
Омовение ног и ужин из « , 1308–1311 Маэсты» Дуччо гг. Петр часто демонстрирует изумление, изображая омовение ног, как в Иоанна 13:8. [73] Св. Фома Аквинский рассматривал Отца , Христа и Святого Духа как учителей и наставников, которые дают уроки, иногда своим примером. Для Фомы Аквинского Тайная Вечеря и Крест составляют вершину учения о том, что мудрость проистекает из внутренней благодати, а не из внешней силы. [74] По мнению Фомы Аквинского, на Тайной вечере Христос учил своим примером, показывая ценность смирения (как это отражено в повествовании об омовении ног Иоанна) и самопожертвования, а не демонстрируя внешние чудесные силы. [74] [75]
Фома Аквинский заявил это, основываясь на Иоанна 15:15 (в «Прощальной беседе»), в котором Иисус сказал: «Я уже не называю вас слугами… но я назвал вас друзьями». [76] те, кто являются последователями Христа и принимают участие в таинстве Евхаристии, становятся его друзьями, как и собравшиеся за столом Тайной Вечери. [74] [75] [77] По мнению Фомы Аквинского, на Тайной Вечере Христос дал обещание присутствовать в таинстве Евхаристии и быть с теми, кто в нем участвует, как он был со своими учениками на Тайной Вечере. [78]
Жан Кальвин верил только в два таинства: Крещение и «Тайную Вечерю» (т.е. Евхаристию). Таким образом, его анализ евангельских рассказов о Тайной вечере был важной частью всего его богословия. [79] [80] Кальвин связал повествование Синоптического Евангелия о Тайной Вечере с беседой о хлебе жизни в Иоанна 6:35, в которой говорится: «Я есмь хлеб жизни. Приходящий ко Мне никогда не останется голодным». [81] [80]
Кальвин также считал, что действия Иисуса на Тайной Вечере следует брать в качестве примера, заявляя, что точно так же, как Иисус благодарил Отца перед тем, как преломить хлеб, [82] идущие к трапезе Господней для принятия таинства Евхаристии должны благодарить за «безграничную любовь Божию» и совершать таинство с радостью и благодарением. [80]
Воспоминания
Учреждение Евхаристии на Тайной Вечере вспоминается католиками как одна из Светлых Тайн Розария » , Первой Станцией так называемого Нового Крестного Пути , а христиане – как «инаугурация Нового Завета . упомянутое пророком Иеремией , исполнившееся на Тайной вечере, когда Иисус «взял хлеб, благословив его, преломил его и дал им, и сказал: примите, сие есть тело Мое». И взял чашу, и, возблагодарив, дал ее им, и пили из нее все. И сказал им: это кровь завета Моя, пролитая за . многих [83] Другие христианские группы считают, что воспоминание о хлебе и вине является изменением церемонии Пасхи , поскольку Иисус Христос стал «нашей Пасхой, принесенной в жертву за нас». [84] и считаю, что участие в Пасхальном причастии (или общении) теперь является знаком Нового Завета, если его правильно понимает практикующий верующий.
Эти трапезы превратились в более формальные богослужения и стали систематизированы как месса в католической церкви и как божественная литургия в восточной православной церкви; на этих литургиях католики и православные совершают Таинство Евхаристии. Название «Евхаристия» происходит от греческого слова εὐχαριστία (евхаристия), что означает «благодарение».
Раннее христианство соблюдало ритуальную трапезу, известную как « праздник агапе ». [а] Эти «пиры любви», очевидно, представляли собой полноценную трапезу, когда каждый участник приносил еду, и еда съедалась в общей комнате. Они проводились по воскресеньям, которые стали известны как День Господень , чтобы напомнить о воскресении, явлении Христа ученикам по дороге в Эммаус , явлении Фоме и Пятидесятнице , которые все происходили в воскресные дни после Страстей.
Параллели с Пасхой
С конца 20-го века, с растущим осознанием еврейского характера ранней церкви и улучшением иудейско-христианских отношений, среди некоторых евангелических групп стало обычным заимствовать обычаи Седера, такие как Агады , и включать их в новые ритуалы, призванные имитировать Тайная Вечеря. [ нужна ссылка ] Поскольку самые ранние элементы нынешнего пасхального седера ( тем более полноценного ритуала, который впервые полностью записан только в девятом веке) представляют собой раввинское постановление, установленное в память о Храме, который все еще стоял во время Тайной Вечери, [85] Однако во времена Иисуса Седер отмечался совсем по-другому.
В исламе
Пятая глава Корана , Аль -Маида (стол), содержит упоминание о трапезе (Сура 5:114) со столом, ниспосланным Богом Исе (т. е. Иисусу) и апостолам (Хавариин). Однако в Суре 5:114 нет ничего, что указывало бы на то, что Иисус праздновал эту трапезу в связи со своей неминуемой смертью, тем более что в Коране говорится, что Иисус никогда не был распят с самого начала. Таким образом, хотя в Суре 5:114 говорится о «трапезе», нет никаких указаний на то, что это Тайная вечеря. [86] Однако некоторые ученые полагают, что манера речи Иисуса, во время которой был ниспослан стол, предполагает, что это было подтверждением решимости апостолов и укреплением их веры, поскольку надвигающееся испытание вот-вот постигнет их. [87]
Историчность
По мнению Джона П. Мейера и Э. П. Сандерса , последний ужин Иисуса со своими учениками практически не подлежит сомнению среди ученых и принадлежит к структуре повествования о жизни Иисуса. [88] [89] И. Говард Маршалл заявляет, что следует отказаться от любых сомнений в историчности Тайной вечери. [14]
Некоторые исследователи Семинара Иисуса считают, что Тайная вечеря произошла не от последней вечери Иисуса с учениками, а, скорее, от языческой традиции поминальных обедов по умершим. [90] По их мнению, Тайная Вечеря — это традиция, связанная главным образом с языческими церквями, основанными Павлом, а не с более ранними иудейскими общинами. [90] Подобные взгляды перекликаются с взглядами протестантского богослова 20-го века Рудольфа Бультмана , который также считал, что Евхаристия возникла в языческом христианстве . [19] [20]
С другой стороны, все большее число ученых подтверждают историчность установления Евхаристии, по-новому интерпретируя ее с еврейской эсхатологической точки зрения: по мнению лютеранского богослова Иоахима Иеремиаса , например, Тайную Вечерю следует рассматривать как кульминацию серии мессианских трапез, устроенных Иисусом в ожидании нового Исхода . [91] Подобные взгляды повторяются в более поздних работах католических ученых-библеистов, таких как Джон П. Мейер и Брант Питре , а также англиканского ученого Н. Т. Райта . [92] [17] [93]
Художественные изображения
Тайная вечеря была популярной темой в христианском искусстве . [1] Подобные изображения относятся к раннему христианству и их можно увидеть в катакомбах Рима . Византийские художники часто фокусировались на апостолах, причащающихся, а не на лежащих фигурах, обедающих. В эпоху Возрождения Тайная вечеря была излюбленной темой итальянского искусства. [94]
В изображениях Тайной Вечери есть три основные темы: первая — это драматическое и динамичное изображение объявления Иисуса о своем предательстве . Второй — момент установления традиции Евхаристии. Изображения здесь в целом торжественные и мистические. Третья крупная тема — прощание Иисуса со своими учениками , в котором Иуды Искариота уже нет , покинувшего вечерю. Изображения здесь, как правило, меланхоличны, поскольку Иисус готовит своих учеников к своему отъезду. [1] Есть и другие, менее часто изображаемые сцены, например омовение ног учеников. [95]
Самым известным изображением Тайной вечери является Леонардо да Винчи » «Тайная вечеря , которая считается первым произведением искусства Высокого Возрождения из-за высокого уровня гармонии. [96]
Среди других изображений изображение Тинторетто необычно тем, что включает второстепенных персонажей, несущих или забирающих посуду со стола, [97] а изображения Сальвадора Дали сочетают в себе типичные христианские темы с современными подходами сюрреализма . [98]
- Миниатюрное изображение ок. 12:30
- Причастие апостолов , картина Фра Анджелико , с портретом дарителя , 1440–1441 гг.
- «Тайная вечеря» , Жауме Юге , ок. 1470 г.
- «Тайная вечеря» , Дирик Баутс , 1464–1468 гг.
- Доменико Гирландайо , 1480 год, изображающий Иуду отдельно.
- Тайная вечеря , скульптура, ок. 1500
- Первая Евхаристия, изображенная Хуаном де Хуанесом в «Тайной вечере» , ок. 1562 г.
- «Тайная вечеря» , Тинторетто , 1592–1594 гг.
- Валентин Булонский , 1625–1626 гг.
- «Тайная вечеря» (Тёмная сторона Евхаристии) , Бенджамин Уэст , середина 18 века.
- «Тайная вечеря» , , Тьеполо ок . 1760 г.
- «Тайная вечеря» , Бувере , 19 век.
- «Тайная вечеря», Лаццаро Пизани , 1917 год, алтарь приходской церкви Тела Христова в Асри, Мальта.
- «Тайная вечеря» , Гюстав Ван де Вестейн , 1927 год.
Музыка
Лютеранский страстный гимн « Da der Herr Christ zu Tische saß » (« Когда Господь Христос сидел за столом ») происходит от изображения Тайной Вечери. [ важность примера(ов)? ]
См. также
Ссылки
Примечания
- ^ Агапе — одно из четырех основных греческих слов, обозначающих любовь ( Льюис 1960 ). Это относится к идеализированной или безусловной любви высокого уровня, а не к вожделению , дружбе или привязанности (как в родительской привязанности ). Хотя христиане интерпретируют Агапе как означающую божественную форму любви, превосходящую человеческие формы, в современном греческом языке этот термин используется в значении «Я люблю тебя» ( романтическая любовь ).
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с Зуффи 2003 , стр. 254–259.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 958, Тайная вечеря.
- ^ Виндзор и Хьюз 1990 , с. 64.
- ^ Хазен 2002 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эванс 2003 , стр. 465–477.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фальбуш 2005 , стр. 52–56.
- ^ Иоанна 13: 1–15.
- ^ Иоанна 13:33–35.
- ^ Иоанна 14–17
- ^ Jump up to: а б Кросс и Ливингстон 2005 , с. 570, Евхаристия.
- ^ Крузе 2004 , с. 103.
- ^ Бромили 1979 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Уэйнрайт и Такер 2006 .
- ^ Jump up to: а б Маршалл 2006 , с. 33.
- ^ Иеремия 1966 , с. 51–62.
- ^ Мейер 1991 , стр. 302–309.
- ^ Jump up to: а б Питре 2011 .
- ^ Funk 1998 , стр. 1–40, Введение.
- ^ Jump up to: а б Бультманн 1963 .
- ^ Jump up to: а б Бультманн 1958 .
- ^ Арментраут и Слокум 1999 , стр. 292.
- ^ Jump up to: а б Фитцмайер 1981 , с. 1378.
- ^ Томпсон 1996 , стр. 493–494.
- ^ МакГакин 2010 , стр. 293, 297.
- ↑ Мф 26:17–30 , Мк. 14:12–26 , Лук. 22:7–39 и Ин. 13:1–17:26
- ^ Харрингтон 2001 , с. 49.
- ^ 11:23–26
- ^ Кокс и Исли 2007 , с. 182.
- ^ Матфея 26:24–25 , Марка 14:18–21 , Луки 22:21–23 и Иоанна 13:21–30.
- ^ Марка 14: 20–21.
- ^ Матфея 26:23–25 и Иоанна 13:26–27.
- ^ Шерман, Роберт Дж. (2 марта 2004 г.). Царь, священник и пророк: тринитарная теология искупления . А&С Черный. п. 176. ИСБН 978-0-567-02560-9 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Солнье, Стефан (3 мая 2012 г.). Календарные вариации в иудаизме Второго Храма: новые взгляды на дебаты о дате Тайной Вечери . БРИЛЛ. п. 3. ISBN 978-90-04-16963-0 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Луки 22:19б–20.
- ^ Маршалл и др. 1996 , с. 697.
- ^ Бломберг 2009 , с. 333.
- ^ Марка 14: 22–24.
- ^ Матфея 26: 26–28.
- ^ 1 Коринфянам 11: 23–25.
- ^ Луки 22: 19–20.
- ^ Исаия 53:12
- ^ Исход 24:8
- ^ Браун и др. 626 [ неполная короткая цитата ]
- ^ Иоанна 6: 58–59.
- ^ Фридман 2000 , с. 792.
- ^ Матфея 26:33–35 , Марка 14:29–31 , Луки 22:33–34 и Иоанна 13:36–8.
- ^ Перкинс 2000 , с. 85.
- ^ Ланге 1865 , с. 499.
- ^ Харрис 1985 , стр. 302–311.
- ^ Ин 13:8
- ^ Иоанна 13:33
- ^ Кёстенбергер 2002 , стр. 149–151.
- ^ Jump up to: а б Ярбро 2008 , с. 215.
- ^ Иоанна 13:34–35.
- ^ Иоанна 15:12
- ^ Иоанна 15:17
- ^ Иоанна 14–16
- ^ Фанк и Гувер 1993 .
- ^ Jump up to: а б Риддербос 1997 , стр. 546–76.
- ^ Барнетт 2002 , стр. 19–21.
- ^ Риснер 1998 , стр. 19–27.
- ^ Кёстенбергер, Келлум и Куорлз 2009 , стр. 77–79.
- ^ Хамфрис 2011 , стр. 62–63.
- ^ Мершман 1912 .
- ^ Грин 1990 , с. 333.
- ^ «Тайная вечеря, Павел и Кумран: хвост, который вилял собакой | Интерпретация Библии» . bibleinterp.arizona.edu . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Хамфрис 2011 , стр. 162, 168.
- ^ Нараяна 2011 .
- ^ Телфорд 2015 , стр. 371–376.
- ^ Марка 14: 13–15.
- ^ Пикснер 1990 .
- ^ Килгаллен 265 [ неполная короткая цитата ]
- ^ Иоанна 13:8
- ^ Jump up to: а б с Дофине и Леверинг 2005 , с. XIX.
- ^ Jump up to: а б Вавриков 2005a , стр. 124–125.
- ^ Иоанна 15:15
- ^ Папа 2002 , с. 22.
- ^ Вавриков 2005b , с. 124.
- ^ Райс и Хаффстатлер 2001 , стр. 66–68.
- ^ Jump up to: а б с Чен 2008 , стр. 62–68.
- ^ Иоанна 6:35
- ^ 1 Кор. 11:24
- ^ Мк. 14:22-24 , Мф. 26:26–28 , Лук. 22:19-20
- ^ 1 Кор. 5:7
- ^ Пупко и Сандмел 2017 .
- ^ Бомонт 2005 , с. 145.
- ^ Халифа 2012 .
- ^ Сандерс 1995 , стр. 10–11.
- ^ Мейер 1991 , с. 398.
- ^ Jump up to: а б Funk 1998 , стр. 51–161, Марк.
- ^ Иеремия 1966 , с. 51-62.
- ^ Мейер 1994 , стр. 302–309.
- ^ Райт 2014 .
- ^ МакНэми 1998 , с. 22–32.
- ^ Зуффи 2003 , с. 252.
- ^ Бузер 2006 , стр. 382–383.
- ^ Николс 1999 , с. 234.
- ^ Стахов и Олсен 2009 , стр. 177–178.
Источники
- Анон. (1992). Литургический год: Богослужение . Дополнительный литургический ресурс. Пресвитерианская издательская корпорация. ISBN 978-0-664-25350-9 .
- Арментраут, Д.С.; Слокам, РБ (1999). Епископальный церковный словарь: удобный справочник для членов епископальной церкви . Черч Паблишинг Инкорпорейтед. ISBN 978-0-89869-211-2 .
- Барнетт, Пол (2002). Иисус и возникновение раннего христианства . История времен Нового Завета. ISBN 0-8308-2699-8 .
- Бомонт, Айвор Марк (2005). Христология в диалоге с мусульманами . ISBN 1-870345-46-0 .
- Бломберг, Крейг (2009). Иисус и Евангелия . Нэшвилл: Паб B&H. Группа. ISBN 978-1-4336-6842-5 . OCLC 727647948 .
- Бауэр, Питер (2003). Спутник Книги общего поклонения . Луисвилл, Кентукки: Женевская пресс-служба богословия и богослужения, пресвитерианская церковь ( ISBN США) 0-664-50232-6 . OCLC 51059177 .
- Бультманн, Рудольф (1963). История синоптической традиции . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-061172-9 .
- Бультманн, Рудольф (1958). Иисус и Слово . Скрибнер. ISBN 978-0-684-14390-3 .
- Бузер, Томас (2006). Ощущение искусства вокруг нас . Австралия США: Томсон Уодсворт. ISBN 978-0-534-64114-6 . OCLC 58986528 .
- Кейси, Морис (2010). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении . А&С Черный. ISBN 978-0-567-64517-3 .
- Чен, Дэвид (2008). Страсть Кальвина к церкви и Святому Духу . США: Xulon Press. ISBN 978-1-60647-346-7 . OCLC 459711693 .
- Кокс, Стивен; Исли, Кенделл Х. (2007). Гармония Евангелий . Нэшвилл, Теннесси: Библейский паб Holman. ISBN 978-0-8054-9444-0 . OCLC 83596188 .
- Бромили, GW (1979). Международная стандартная библейская энциклопедия . Том. 3. Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3783-7 .
- Кросс, Флорида ; Ливингстон, Э.А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Дофине, Майкл; Леверинг, Мэтью, ред. (2005). Читаем Иоанна со св. Фомой Аквинским . ЦУА Пресс. ISBN 978-0-8132-1405-4 .
- Дикс, Грегори} (1945). Форма литургии . Дакр Пресс.
- Эрман, Барт Д. (2005). Неверное цитирование Иисуса: история того, кто изменил Библию и почему . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-073817-4 .
- Эрман, Барт Д. (9 июля 2016 г.). «Писал ли Матфей на иврите? Учредил ли Иисус Вечерю Господню? Упоминал ли Иосиф Флавий об Иисусе? Пакет с письмами читателей еженедельника, 9 июля 2016 г.» . Блог Барта Эрмана . Проверено 9 июля 2021 г.
- Эванс, Крейг А. (2003). Комментарий к «Библейским знаниям» . Дэвид С. Кук. ISBN 0-7814-3868-3 .
- Фальбуш, Эрвин (2005). Энциклопедия христианства . Том. 4. Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2416-5 .
- Фицмайер, Джозеф, изд. (1981). Евангелие от Луки: введение, перевод и примечания . Том. 28А. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-00515-6 . OCLC 6918343 .
- Фридман, Д.Н. (2000). Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. ISBN 90-5356-503-5 . OCLC 782943561 .
- Фанк, Роберт В .; Гувер, Рой В. (1993). Пять Евангелий . Семинар Иисуса . ХарперСанФранциско.
- Фанк, Роберт В. (1998). Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса . Семинар Иисуса . ХарперСанФранциско.
- Грин, Уильям Скотт (1990). Иудаизм и христианство в первом веке . Гирлянда. ISBN 978-0-8240-8174-4 .
- Харрингтон, Дэниел (2001). Церковь по Новому Завету: чему учат нас сегодня мудрость и свидетельство раннего христианства . Франклин, Висконсин: Шид и Уорд. ISBN 1-58051-111-2 . OCLC 47869562 .
- Харрис, Стивен Л. (1985). "Джон". Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд.
- Хейзен, Уолтер (2002). Внутри христианства . Лоренц Образовательная Пресса. ISBN 978-0-7877-0559-6 .
- Хамфрис, Колин Дж. (2011). Тайна Тайной Вечери . Кембридж: Университетское издательство. ISBN 978-0-521-73200-0 .
- Джеремиас, Дж. (1966). Евхаристические слова Иисуса . Библиотека Нового Завета. Скрибнер.
- Кассер, Р.; Мейер, М.; Вурст, Г.; Годар, Ф. (2008). Евангелие от Иуды, второе издание . Национальное географическое общество. ISBN 978-1-4262-0415-9 .
- Халифе, Маан (2012). «Тайная вечеря Иисуса согласно исламу» .
- Кестенбергер, Андреас (2002). Встреча с Иоанном: Евангелие в исторической, литературной и богословской перспективе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 0-8010-2603-2 . OCLC 52964348 .
- Кестенбергер, Андреас Дж.; Келлум, Леонард Скотт; Куорлз, Чарльз Л. (2009). Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет . Нэшвилл, Теннесси: B&H Academic. ISBN 978-0-8054-4365-3 . OCLC 369138111 .
- Круз, Колин Г. (2004). Евангелие от Иоанна . ISBN 0-8028-2771-3 .
- Ланге, Иоганн Петер (1865). Евангелие от Матфея . Том. 1. Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер.
- Льюис, CS (1960). Четыре любви . Джеффри Блес. ОСЛК 30879763 .
- Маршалл, И. Ховард (2006). Тайная Вечеря и Вечеря Господня . Издательство Риджент-Колледжа. ISBN 978-1-57383-318-9 .
- Маршалл, И. Ховард; Миллард, Арканзас; Пакер, Дж.И.; Уайзман, Дональд Дж. (1996). Новый библейский словарь (3-е изд.). Лестер: InterVarsity Press. ISBN 978-0-8308-1439-8 . OCLC 34943226 .
- МакГакин, Джон (2010). Православная церковь: введение в ее историю, учение и духовную культуру . Хобокен: John Wiley & Sons, Ltd. ISBN 978-1-4443-3731-0 . OCLC 811493276 .
- МакНэми, Морис (1998). Облаченные ангелы: евхаристические аллюзии в ранних нидерландских картинах . Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-0007-3 . OCLC 39715499 .
- Мейер, Джон П. (1991). Маргинальный еврей: корни проблемы и человек . Том. Один. Даблдэй. п. 398. ИСБН 978-0-385-26425-9 .
- Мейер, Джон П. (ноябрь 1994 г.). Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса . Том. II: Наставник, послание и чудеса. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14033-0 .
- Мершман, Фрэнсис (1912). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Нараяна, Нагеш (18 апреля 2011 г.). «Тайная вечеря была в среду, а не в четверг, — бросает вызов профессор Кембриджа Колин Хамфрис» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 28 августа 2021 г.
- Николс, Том (1999). Тинторетто: традиции и идентичность . Лондон: реакция. ISBN 1-86189-120-2 . OCLC 41958923 .
- Перкинс, Фем (2000). Петр: апостол всей церкви . Эдинбург: Т. и Т. Кларк. ISBN 0-567-08743-3 . OCLC 746853124 .
- Питре, Брант (15 февраля 2011 г.). Иисус и еврейские корни Евхаристии: раскрытие тайн Тайной Вечери . Издательская группа Корона. ISBN 978-0-385-53185-6 .
- Пикснер, Баргил (май – июнь 1990 г.). «Церковь Апостолов, найденная на горе Сион» . Обзор библейской археологии . 16 (3). Архивировано из оригинала 9 марта 2018 года.
- Папа, Стивен (2002). Этика Фомы Аквинского . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 0-87840-888-6 . OCLC 47838307 .
- Пупко, Йехиэль; Сандмел, Дэвид (6 апреля 2017 г.). «Иисус не ел на седер» . Сайт ChristianToday.com . Проверено 28 августа 2021 г.
- Риддербос, Герман (1997). «Прощальная молитва». Евангелие от Иоанна: богословский комментарий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Паб WB Eerdmans. ISBN 978-0-8028-0453-2 . ОСЛК 36133366 .
- Райс, Ховард; Хаффстатлер, Джеймс К. (2001). Реформаторское богослужение . Луисвилл: Женева Пресс. ISBN 0-664-50147-8 . OCLC 45363586 .
- Риснер, Р. (1998). Ранний период Павла: хронология, миссионерская стратегия, теология . Перевод Д. Стотта. В. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4166-7 .
- Сандерс, EP (1995). Историческая личность Иисуса . Пингвин. ISBN 978-0-14-014499-4 .
- Стахов А.П.; Олсен, С.А. (2009). Математика гармонии: от Евклида к современной математике и информатике . Серия K&E про узлы и все такое. Всемирная научная. ISBN 978-981-277-582-5 .
- Телфорд, Уильям Р. (2015). «Обзор Тайны Тайной Вечери: реконструкция последних дней Иисуса». Журнал богословских исследований . 66 (1): 371–76. дои : 10.1093/jts/flv005 .
- Томпсон, Б. (1996). Гуманисты и реформаторы: история Возрождения и Реформации . Вм Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6348-5 .
- Вермес, Геза (2004). Подлинное Евангелие Иисуса . Лондон: Пингвин.
- Уэйнрайт, Г .; Такер, KBW (2006). Оксфордская история христианского богослужения . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-513886-3 .
- Вавриков, Джозеф (2005a). АЗ Фомы Аквинского . Лондон: СКМ Пресс. ISBN 0-334-04012-4 . OCLC 61666905 .
- Вавриков, Джозеф (2005b). Вестминстерский справочник Фомы Аквинского . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22469-1 . OCLC 57530148 .
- Виндзор, Гвинет; Хьюз, Джон (1990). Богослужения и праздники . Хайнеманн . ISBN 978-0-435-30273-3 .
- Райт, Том (2014). Еда, которую дал нам Иисус: понимание Святого Причастия . Издательство СПКК. ISBN 978-0-281-07296-5 .
- Ярбро, Роберт (2008). 1-3 Иоанна . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0-8010-2687-4 . OCLC 225852361 .
- Зуффи, Стефано (2003). Евангельские фигуры в искусстве . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти . ISBN 978-0-89236-727-6 .
Внешние ссылки
- «Тайная вечеря» в Британской энциклопедии Online