Jump to content

Мировоззрение

(Перенаправлено с Weltanschauungen )

Мировоззрение Weltanschauung или мировоззрение или ориентация человека или общества , — это фундаментальная когнитивная человека или общества охватывающая все знания , культуру и точку зрения . [1] Мировоззрение может включать натурфилософию ; фундаментальные, экзистенциальные и нормативные постулаты; или темы, ценности, эмоции и этика. [2]

Этимология

[ редактировать ]
Взгляд на мир

Термин мировоззрение является калькой немецкого слова Weltanschauung [ˈvɛltʔanˌʃaʊ.ʊŋ] , состоящий из Welt («мир») и Anschauung («восприятие» или «взгляд»). [3] Немецкое слово также используется в английском языке. Это концепция, фундаментальная для немецкой философии , особенно эпистемологии , и относится к широкому мировосприятию . Кроме того, это относится к системе идей и убеждений, формирующих глобальное описание, посредством которого человек, группа или культура наблюдает и интерпретирует мир и взаимодействует с ним как с социальной реальностью .

Мировоззрение и когнитивная философия

[ редактировать ]

В рамках когнитивной философии и когнитивных наук существует немецкая концепция Weltanschauung . Это выражение используется для обозначения «широкого мировоззрения» или «широкого мировосприятия» народа, семьи или человека. Мировоззрение народа берет свое начало из уникального мирового опыта народа, который он переживает на протяжении нескольких тысячелетий. Язык синтаксических народа отражает мировоззрение этого народа в форме его структур и непереводимых коннотаций и денотатов . [4] [5]

Термин Weltanschauung часто ошибочно приписывают Вильгельму фон Гумбольдту , основателю немецкой этнолингвистики . Однако ключевой концепцией Гумбольдта было Weltansicht . [6] Weltansicht использовалось Гумбольдтом для обозначения всеобъемлющего концептуального и чувственного восприятия реальности, разделяемого языковым сообществом (нацией). С другой стороны, Weltanschauung , впервые использованный Иммануилом Кантом , а затем популяризированный Гегелем, всегда использовался в немецком, а затем и в английском языке для обозначения скорее философий, идеологий, культурных или религиозных взглядов, чем языковых сообществ и их способов восприятия реальности. .

В 1911 году немецкий философ Вильгельм Дильтей опубликовал эссе под названием «Типы мировоззрения (Weltanschauung) и их развитие в метафизике», которое стало весьма влиятельным. Дильтей охарактеризовал мировоззрение как взгляд на жизнь, охватывающий когнитивные, оценочные и волевые аспекты человеческого опыта. Хотя мировоззрения всегда выражались в литературе и религии, философы пытались дать им концептуальное определение в своих метафизических системах. На этом основании Дильтей нашел возможным выделить три общих повторяющихся типа мировоззрения. Первый из них он назвал натурализмом, поскольку он отдает приоритет перцептивному и экспериментальному определению того, что есть, и позволяет случайности влиять на то, как мы оцениваем реальность и реагируем на нее. Натурализм можно найти у Демокрита, Гоббса, Юма и многих других современных философов. Второй тип мировоззрения называется идеализмом свободы и представлен, среди других, Платоном, Декартом, Кантом, Бергсоном. Оно дуалистично и отдает предпочтение свободе воли. Организационный порядок нашего мира структурирован нашим разумом и желанием знать. Третий тип называется объективным идеализмом, и Дильтей видит его у Гераклита, Парменида, Спинозы, Лейбница и Гегеля. В объективном идеализме идеал не парит над действительным, а присущ ему. Этот третий тип мировоззрения в конечном счете монистический и стремится распознать внутреннюю согласованность и гармонию между всеми вещами. Дильтей считал невозможным придумать универсально обоснованную метафизическую или систематическую формулировку любого из этих мировоззрений, но считал их полезной схемой для своей собственной, более рефлексивной жизненной философии. Видеть Маккреель и Роди, Вильгельм Дилтей, Избранные произведения, том 6, 2019.

Антропологически мировоззрение можно выразить как «фундаментальные когнитивные, аффективные и оценочные предпосылки, которые группа людей делает относительно природы вещей и которые они используют, чтобы упорядочить свою жизнь». [7]

можно было нарисовать карту мира Если бы на основе Weltanschauung , [8] вероятно, это будет рассматриваться как выходящее за рамки политических границ: мировоззрение является продуктом политических границ и общего опыта людей из географического региона, [8] экологические и климатические условия, имеющиеся экономические ресурсы, социокультурные системы и языковая семья . [8] (Работа популяционного генетика Луиджи Луки Кавалли-Сфорца направлена ​​на то, чтобы показать генно- людей ) лингвистическую коэволюцию .

периодически могут использовать мировоззрение совершенно по-разному По мнению Джеймса У. Андерхилла, некоторые лингвисты и социологи . Именно по этой причине Андерхилл и те, кто на него повлиял, попытались соединить метафору, например, в социологии религии , с анализом дискурса . Андерхилл также предложил пять подкатегорий для изучения мировоззрения: мировосприятие, миропонимание, культурное мышление, личный мир и перспектива. [6] [9] [10]

Сравнение мировоззрений

[ редактировать ]

Можно думать о мировоззрении как о включающем ряд основных убеждений , которые с философской точки зрения эквивалентны аксиомам мировоззрения, рассматриваемого как логическая или непротиворечивая теория. Эти базовые убеждения по определению не могут быть доказаны (в логическом смысле) в рамках мировоззрения – именно потому, что они являются аксиомами и обычно основываются на них , а не аргументируются . [11] Однако их последовательность можно исследовать философски и логически.

Если два разных мировоззрения имеют достаточно общих убеждений, между ними может быть возможен конструктивный диалог. [12]

С другой стороны, если различные мировоззрения считаются в своей основе несоизмеримыми и непримиримыми, тогда возникает ситуация культурного релятивизма и, следовательно, она подвергнется стандартной критике со стороны философских реалистов . [13] [14] Кроме того, верующие, возможно, не захотят, чтобы их убеждения были релятивизированы и стали чем-то, что является истинным только для них. [15] [16] Субъективная логика - это формализм рассуждения о убеждениях, при котором убеждения явно субъективно поддерживаются людьми, но где может быть достигнут консенсус между различными мировоззрениями. [17] [ нужны разъяснения ]

Третья альтернатива рассматривает мировоззренческий подход всего лишь как методологический релятивизм, как приостановку суждений об истинности различных систем убеждений, а не как декларацию об отсутствии глобальной истины. Например, религиозный философ Ниниан Смарт начинает свою книгу «Мировоззрения: межкультурные исследования человеческих убеждений » с «Изучения религий и анализа мировоззрений» и выступает за «нейтральное, беспристрастное изучение различных религиозных и светских систем — процесс, который я называю анализом мировоззрения». " [18]

Сравнение религиозных, философских или научных мировоззрений — деликатная задача, поскольку такие мировоззрения исходят из разных предпосылок и когнитивных ценностей. [19] Клеман Видаль предложил метафилософские критерии сравнения мировоззрений, разделив их на три широкие категории:

  1. цель : объективная последовательность, научность, масштаб
  2. субъективный : субъективная последовательность, личная полезность, эмоциональность.
  3. интерсубъективное : интерсубъективная согласованность, коллективная полезность, нарративность.

Характеристики

[ редактировать ]

В то время как Лео Апостель и его последователи явно считают, что люди могут создавать мировоззрения, другие авторы считают, что мировоззрения действуют на уровне сообщества или бессознательно . Например, если мировоззрение человека фиксируется языком, как согласно сильной версии гипотезы Сепира-Уорфа , человеку придется выучить или изобрести новый язык, чтобы построить новое мировоззрение.

По словам Апостела, [20] Мировоззрение — это онтология или описательная модель мира. Он должен включать следующие шесть элементов:

  1. Объяснение мира
  2. Футурология , отвечающая на вопрос «Куда мы идем?»
  3. Ценности, ответы на этические вопросы: «Что нам делать?»
  4. Праксиология , , или методология или теория действия : «Как нам следует достичь наших целей?»
  5. Эпистемология » , или теория познания : «Что истинно и ложно?
  6. Этиология . Построенное мировоззрение должно содержать отчет о своих собственных «кирпичиках», своем происхождении и построении.

Теория управления терроризмом

[ редактировать ]
В теории управления террором мировоззрение человека помогает облегчить тревогу, вызванную осознанием собственной смертности .

Мировоззрение, согласно теории управления терроризмом (ТМТ), служит буфером против страха смерти. [21] Предполагается, что следование идеалам своего мировоззрения обеспечивает чувство собственного достоинства, которое дает ощущение выхода за пределы человеческой жизни (например, в буквальном смысле, как в религиозной вере в бессмертие; символически, как в произведениях искусства или в детском воспитании). жить после смерти или вносить вклад в свою культуру). [21] Доказательства в поддержку теории управления терроризмом включают серию экспериментов Джеффа Шимеля и его коллег, в которых группу канадцев, набравших высокие баллы по показателю патриотизма, попросили прочитать эссе, критикующее доминирующее канадское мировоззрение. [21]

Используя тест на доступность мыслей о смерти (DTA), включающий тест на завершение неоднозначных слов (например, «COFF__» можно было заполнить либо как «КОФЕ», либо «ГРОБ» или «КОФФ»), участники, прочитавшие эссе, критикующее их Было обнаружено, что мировоззрение имеет значительно более высокий уровень DTA, чем контрольная группа, которая читала аналогичное эссе, критикующее австралийские культурные ценности. Настроение также измерялось после угрозы мировоззрения, чтобы проверить, было ли увеличение мыслей о смерти после угрозы мировоззрения вызвано другими причинами, например, гневом по поводу нападения на его культурное мировоззрение. [21] Никаких существенных изменений по шкалам настроения сразу после мировоззренческой угрозы обнаружено не было. [21]

Чтобы проверить возможность обобщения этих выводов на группы и мировоззрения, отличные от взглядов националистически настроенных канадцев, Шимель и др . провели аналогичный эксперимент на группе религиозных людей, мировоззрение которых включало мировоззрение креационизма . [21] Участникам было предложено прочитать эссе, в котором приводились доводы в пользу теории эволюции, после чего были приняты те же меры DTA, что и для канадской группы. [21] Было обнаружено, что религиозные участники с креационистским мировоззрением имели значительно более высокий уровень доступности мыслей о смерти, чем участники контрольной группы. [21]

Гольденберг и др. обнаружили, что подчеркивание сходства между людьми и другими животными увеличивает доступность мыслей о смерти, равно как и внимание к физическим, а не значимым качествам пола. [22]

Религиозные практики будут тесно связаны с мировоззрением религии.

Нисида Китаро много писал о «Религиозном мировоззрении», исследуя философское значение восточных религий. [23]

Согласно неокальвиниста Дэвида Ногла книге «Мировоззрение: история концепции» , «осмысление христианства как мировоззрения было одним из наиболее значительных событий в новейшей истории церкви». [24]

Христианский мыслитель Джеймс У. Сайр определяет мировоззрение как «обязательство, фундаментальную ориентацию сердца, которая может быть выражена в виде истории или набора предпосылок (предположений, которые могут быть истинными, частично истинными или полностью ложными), которые мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) базовой конструкции реальности , и это обеспечивает основу, на которой мы живем, движемся и существуем». Он предлагает, чтобы «мы все должны мыслить с точки зрения мировоззрения, то есть осознавая не только свой образ мышления, но и образ мышления других людей, чтобы мы могли сначала понять, а затем по-настоящему общаться с другими в нашем плюралистическом обществе». ." [25]

Обязательства, упомянутые Джеймсом Сайром, могут быть расширены и дальше. Мировоззрение увеличивает готовность служить миру. С изменением взгляда человека на мир у него может появиться мотивация служить миру. Такое отношение к служению было проиллюстрировано Тареком М. Заидом как «эмансипаторное мировоззрение» в его книге «История эмансипаторного мировоззрения мусульманских учащихся». [26]

Дэвид Белл также поднял вопросы о религиозных мировоззрениях перед создателями сверхинтеллекта – машин, намного умнее людей. [27]

  1. ^ Фанк, Кен (21 марта 2001 г.). «Что такое мировоззрение?» . Проверено 10 декабря 2019 г.
  2. ^ Палмер, Гэри Б. (1996). К теории культурной лингвистики . Издательство Техасского университета. п. 114. ИСБН  978-0-292-76569-6 .
  3. ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com . Проверено 2 декабря 2019 г.
  4. ^ «Weltanschauung - Определение Weltanschauung Мерриам-Вебстер» . Мерриам-Вебстер . Проверено 17 декабря 2019 г.
  5. ^ «Мировоззрение (философия) – Энциклопедия.com» . Энциклопедия.com . 14 декабря 2019 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Андерхилл, Джеймс В. (2009). Гумбольдт, Мировоззрение и язык (Переведено в цифровую печать. Под ред.). Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0748638420 .
  7. ^ Хиберт, Пол Г. (2008). Трансформация мировоззрений: антропологическое понимание того, как меняются люди . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. п. 15. ISBN  978-0-8010-2705-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Уорф, Бенджамин Ли (1964) [1-й паб. 1956]. Кэрролл, Джон Бисселл (ред.). Язык, мысль и реальность. Избранные сочинения Бенджамина Ли Уорфа . Кембридж, Массачусетс: Технологическое издательство Массачусетского технологического института. ISBN  978-0-262-73006-8 . Стр. 25 , 36 , 29-30 , 242 , 248 .
  9. ^ Андерхилл, Джеймс В. (2011). Создание мировоззрений: метафора, идеология и язык . Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0748679096 .
  10. ^ Андерхилл, Джеймс В. (2012). Этнолингвистика и культурные концепции: правда, любовь, ненависть и война . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1107532847 .
  11. ^ См., например, Дэниел Хилл и Рэндал Раузер: Христианская философия AZ Edinburgh University Press (2006). ISBN   978-0-7486-2152-1 стр.200
  12. В христианской традиции это восходит, по крайней мере, к «Диалогам Юстина Мученика с Трифоном, евреем» , и имеет корни в дебатах, записанных в Новом Завете. Обсуждение долгой истории религиозного диалога в Индии см. Amartya Sen. s Спорный индеец
  13. ^ Когнитивный релятивизм , Интернет-энциклопедия философии.
  14. ^ Проблема самоопровержения весьма общая. Возникает вопрос, соотносится ли истина со структурой концепций, убеждений, стандартов и практик. Стэнфордская энциклопедия философии
  15. ^ Папа Бенедикт предостерегает от релятивизма
  16. ^ Ратцингер, Дж. Релятивизм, центральная проблема современной веры.
  17. ^ Йосанг, Аудун (21 ноября 2011 г.). «Логика неопределенных вероятностей» (PDF) . Международный журнал неопределенности, нечеткости и систем, основанных на знаниях . 09 (3): 279–311. дои : 10.1142/S0218488501000831 .
  18. ^ Умное мировоззрение Ниниана : межкультурные исследования человеческих убеждений (3-е издание) ISBN   0-13-020980-5 стр. 14
  19. ^ Видаль, Клеман (апрель 2012 г.). «Метафилософские критерии мировоззренческого сравнения». Метафилософия . 43 (3): 306–347. CiteSeerX   10.1.1.508.631 . дои : 10.1111/j.1467-9973.2012.01749.x .
  20. ^ Дидерик Аэртс , Лео Апостел , Барт де Мур, Стаф Хеллеманс, Эдель Маекс, Хуберт ван Белль и Ян ван дер Векен (1994). «Мировоззрения. От фрагментации к интеграции» . ВУБ Пресс. Перевод Апостела и Ван дер Векена 1991 г. с некоторыми дополнениями. – Основная книга «Мировоззрения» Центра Лео Апостеля. [ нужна страница ]
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шимель, Джефф; Хейс, Джозеф; Уильямс, Тодд; Джариг, Джесси (2007). «Действительно ли смерть является червем в основе? Совпадающие доказательства того, что угроза мировоззрения увеличивает доступность мыслей о смерти». Журнал личности и социальной психологии . 92 (5): 789–803. дои : 10.1037/0022-3514.92.5.789 . ПМИД   17484605 .
  22. ^ Гольденберг, Джейми Л.; Кокс, Кэти Р.; Пыщинский, Том; Гринберг, Джефф; Соломон, Шелдон (ноябрь 2002 г.). «Понимание человеческого амбивалентного отношения к сексу: последствия лишения секса смысла». Журнал сексуальных исследований . 39 (4): 310–320. дои : 10.1080/00224490209552155 . ПМИД   12545414 . S2CID   24419836 .
  23. Действительно, последняя книга Китаро — «Последние сочинения: ничто и религиозное мировоззрение».
  24. ^ Мировоззрение Дэвида К. Ногла : история концепции ISBN   0-8028-4761-7 стр. 4
  25. ^ Джеймс В. Сир «Вселенная по соседству: базовый каталог мировоззрения», стр. 15–16 (текст можно прочитать на Amazon.com)
  26. ^ Заид, Тарек М. «История освободительного мировоззрения мусульманских учащихся» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  27. ^ Белл, Дэвид (2016). Сверхинтеллект и мировоззрение: в центре внимания некоторые важные проблемы . Гилфорд, Суррей, Великобритания: Grosvenor House Publishing Limited. ISBN  9781786237668 . OCLC   962016344 . [ нужна страница ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bcece44bb2bf54f528ff8130e6f44d9__1720892940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/d9/9bcece44bb2bf54f528ff8130e6f44d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Worldview - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)