Jump to content

Атомизм

(Перенаправлено из индийского атомизма )

Атомизм (от греческого ἄτομον , атомон , т.е. "не оборудован, неделимый") [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] является естественной философией, предлагающей, чтобы физическая вселенная состояла из фундаментальных неделимых компонентов, известных как атомы .

Ссылки на концепцию атомизма и его атомы появились как в древнегреческих , так и в древних индийских философских традициях. Leucippus - самая ранняя фигура, чья приверженность атомизму хорошо засвидетельствована, и ему обычно приписывают изобретение атомизма. [ 4 ] Он и другие древнегреческие атомисты предположили, что природа состоит из двух фундаментальных принципов : атом и пустоты . Кластеры разных форм, расположений и позиций вызывают различные макроскопические вещества в мире. [ 5 ] [ 4 ]

Индийские буддисты как Дхармакирти ( Флорид . , такие

Частицы химического вещества, для которых химики и другие природные философы начала 19 -го века обнаружили, что экспериментальные доказательства считались неделимыми, и, следовательно, были даны Джоном Далтоном название «атом», давно используемые философией атомного происхождения. Хотя связь с историческим атомизмом в лучшем случае незначительна, элементарные частицы стали современным аналогом философских атомов.

Редукционизм

[ редактировать ]

Философский атомизм - это редуцирующий аргумент, предлагающий не только то, что все состоит из атомов и пустоты, но и что они не существуют, на самом деле не существует: единственные вещи, которые действительно существуют, - это атомы, рикошетирующие друг друга механистически в пустой пустоте . Одним из сторонников этой теории был греческий философ -демократ . [ 6 ]

По съезду сладкое, сладкое, по условности горький, горький, согласно конгрессу горячее, по сравнению с конгрессом холодно, по условным цветам - цвет. Но на самом деле есть атомы и пустота.

- Демократ, исходная книга в древней философии

Атомизм в отличие от теории веществ , в которой основной материальный континуум остается качественно инвариантным в разделении (например, отношение четырех классических элементов было бы одинаковым в любой части однородного материала).

Древность

[ редактировать ]

Греческий атомизм

[ редактировать ]

Демократ

[ редактировать ]
Демократ

В 5 -м веке до н.э. Лейуципп и его ученик демократ предложили, чтобы вся вещество состояла из небольших неделимых частиц, которые они назвали «атомами». [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Ничего вообще не известно о Leucippus, за исключением того, что он был учителем демократа. [ 10 ] Демократ, напротив, писал в условном писании, создавая более восьмидесяти известных трактатов, ни один из которых не выжил до сегодняшнего дня. [ 10 ] Тем не менее, огромное количество фрагментов и цитат его работ сохранилось. [ 10 ] Это основной источник информации о его учении об атомах. [ 10 ] Аргумент демократа о существовании атомов зависел от идеи, что невозможно сохранить деление материи бесконечно - и поэтому вопрос должен составить из чрезвычайно крошечных частиц. [ 10 ] Атомистская теория была направлена ​​на удаление «различия, которое элеатическая школа пронзила между абсолютом или единственным реальным существованием, и миром изменений вокруг нас». [ 11 ]

Демократ полагал, что атомы слишком малы для чувств человека, чтобы обнаружить, что они бесконечно много, что они приходят в бесконечно много разновидностей и что они всегда существовали. [ 10 ] Они плавают в вакууме, который демократ назвал «пустотом» , [ 10 ] и они различаются по форме, порядку и осанке. [ 10 ] Он утверждал, что некоторые атомы выпуклые, другие вогнутые, некоторые формы, похожие на крючки, и другие, как глаза . [ 10 ] Они постоянно движутся и сталкиваются друг с другом. [ 10 ] Демократ писал, что атомы и пустоты - это единственные вещи, которые существуют, и что все остальные вещи просто говорят, что существуют социальными конвенциями . [ 10 ] Объекты, которые люди видят в повседневной жизни, состоят из многих атомов, объединенных случайными столкновениями, а их формы и материалы определяются тем, какие атом они создают. [ 10 ] Точно так же человеческое восприятие также вызвано атомами. [ 10 ] Горечь вызвана небольшими угловальными, зубчатыми атомами, проходящими по языку; [ 10 ] в то время как сладость вызвана большими, более плавными, более округлыми атомами, проходящими по языку. [ 10 ]

Ранее Парменид отрицал существование движения, изменений и недействительной. Он считал, что все существование является единственной, всеобъемлющей и неизменной массой (концепция, известная как монизм ), и это изменение и движение были просто иллюзиями. Он явно отверг сенсорный опыт как путь к пониманию вселенной и вместо этого использовал чисто абстрактные рассуждения. Он полагал, что нет такой вещи, как пустота, приравнивая его к необразованию. Это, в свою очередь, означало, что движение невозможно, потому что нет пустоты для перемещения. [ 12 ] Parmenides не упоминает или явно отрицает существование пустоты, заявив, что вместо этого не существует. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Он также написал все, что есть, должно быть неделимым единством, потому что если бы оно было многообразием, то должна была быть пустота, которая могла бы разделить его. Наконец, он заявил, что все охватывающее единство неизменно, поскольку единство уже охватывает все, что есть и может быть. [ 12 ]

Демократ отверг веру Парменида в то, что изменения являются иллюзией. Он считал, что изменения были реальными, и если это было не так, то, по крайней мере, иллюзия должна была быть объяснена. Таким образом, он поддерживал концепцию пустоты и заявил, что вселенная состоит из многих парменидских сущностей, которые перемещаются в пустоте. [ 12 ] Пустота бесконечна и обеспечивает пространство, в котором атомы могут упаковать или разбросаны по -разному. Различные возможные упаковки и рассеяния в пустоте составляют переключающие контуры и основную часть объектов, которые организмы чувствуют, видят, едят, слышат, запах и вкусу. В то время как организмы могут чувствовать себя горячими или холодными, горячие и холодные на самом деле не имеют реального существования. Это просто ощущения, вырабатываемые в организмах различными упаковками и рассеяниями атомов в пустоте, которые составляют объект, который организмы считают «горячим» или «холодным».

Работа демократа выживает только в подержанных отчетах, некоторые из которых являются ненадежными или противоречивыми. Об значительных из лучших доказательств теории атомизма демократа сообщается Аристотель (384–322 гг. До н.э.) в его дискуссиях о демократах и ​​контрастных взглядах Платона на типы неотъемлемости, составляющие естественный мир. [ 16 ]

Единоличный атомство

[ редактировать ]

По словам некоторых философов двадцатого века , [ 17 ] Единоличный атомизм была философией пифагорейцев , сознательное отказ от парменидов и элитиков . В нем говорилось, что атомы были бесконечно малыми («точка»), но обладали телесностью. Это был предшественник демократического атомизма. Самые последние студенты прекратической философии , такие как Курт фон Фриц , Уолтер Беркерт , Грегори Властос , Джонатан Барнс и Даниэль В. Грэм, отвергли, что любая форма атомизма может быть применена к ранним пифагорцам (до Экфанта Сиракуз ). [ 18 ]

Атомизм подразделения был вызван, чтобы разобраться в заявлении, приписываемом Зеное из Элеа в Платона Парменидах : «Мои мои писания должны были защитить аргументы парменидов от тех, кто смеется над ним ... Мой ответ адресован. Партизаны многих [ 19 ] Антипарменидесные плюралисты были предположительно, атомисты, философия которых была, по сути, была реакцией против элитиков. Эта гипотеза, однако, объяснить парадоксы Зено , была полностью дискредитирована. [ Цитация необходима ]

Геометрия и атомы

[ редактировать ]

Платон ( ок. 427 - ок. 347 г. до н.э.) утверждал, что атомы, просто врезающиеся в другие атомы, никогда не смогут создать красоту и форму мира. У Платона Тимей (28b - 29a) характер Тимю настаивал на том, что космос не был вечным, но был создан, хотя его создатель сформулировал его после вечной, неизменной модели. [ 20 ]

Элемент Многогранник Количество лиц Количество треугольников
Огонь Тетраэдр

( Анимация )

Тетраэдр 4 24
Воздух Октаэдр

( Анимация )

Октаэдр 8 48
Вода Икосаэдр

( Анимация )

Икосаэдр 20 120
Земля Куб

( Анимация )

Гексаэдрон (куб) 6 24
Геометрические простые тела в соответствии с Платоном

Одной из части этого творения были четыре простых тела огня, воздуха, воды и земли . Но Платон не считал, что эти корпускулы являются самым основным уровнем реальности, поскольку, по его мнению, они состояли из неизменного уровня реальности, который был математическим. Эти простые тела были геометрическими твердыми веществами , лица которых, в свою очередь, состояли из треугольников. Квадратные лица куба были составлены из четырех изобранных треугольников , и треугольных лиц тетраэдрона, октаэдрона и икосаэдрона были составлены из шести прямоугольных треугольников.

Платон постулировал геометрическую структуру простых тел четырех элементов, как обобщено в соседней таблице. Куб с его плоским основанием и стабильностью был назначен на Землю; Тетраэдр был назначен огнем, потому что его проникающие точки и острые края сделали его мобильным. Точки и края октаэдрона и икосаэдрона были причудливыми, и поэтому эти менее мобильные тела были назначены на воздух и воду. Поскольку простые тела могут быть разложены на треугольники, а треугольники собраны в атомы разных элементов, модель Платона предложила правдоподобную отчет об изменениях между основными веществами. [ 21 ] [ 22 ]

Отказ в аристотелизме

[ редактировать ]

Когда -то до 330 г. до н.э. Аристотель утверждал, что элементы огня, воздуха, земли и воды не были сделаны из атомов, но были непрерывными. Аристотель считал существование пустоты, которая требовалась атомными теориями, для нарушения физических принципов. Изменения произошли не за перегруппировку атомов для создания новых структур, а путем преобразования материи от того, что это было в потенциале в новую факту . Кусок влажной глины, когда он действует гончар, использует свой потенциал, чтобы стать настоящей питьевой кружкой. Аристотеля часто подвергали критике за отказ от атомизма, но в древней Греции атомные теории демократа оставались «чистыми спекуляциями, неспособными быть подвергнутыми каким -либо экспериментальным тестам». [ 23 ] [ 24 ] [ несбалансированное мнение? ]

Аристотель теоретизировал Minima Naturalia как самые маленькие части, на которые можно разделить гомогенное натуральное вещество (например, плоть, кость или древесина) и все еще сохранить свой существенный характер. В отличие от атомизма демократа, эти аристотелевские «естественные минимумы» не были концептуализированы как физически неделимые. Вместо этого концепция Аристотеля была основана на его гиломорфном мировоззрении, которое считало, что каждая физическая вещь - это соединение материи (греческого хайла ) и нематериальной существенной формы (греческого морфа ), которая передает его существенную природу и структуру. Чтобы использовать аналогию, мы могли бы позировать резиновый шарик: мы могли бы представить, что резина является вопросом, который дает мячу возможность принимать другую форму, а сферическая форма - это форма, которая дает ему свою личность «мяча». Используя эту аналогию, однако, мы должны иметь в виду, что на самом деле сама резина уже будет считаться составной формой и материей, поскольку в определенной степени он имеет идентичность и определение, чистое или первичное вещество полностью не сформулировано, неразборчиво и бесконечно потенциал для преодоления изменений.

Интуиция Аристотеля заключалась в том, что существует некоторый наименьший размер, из -за которого материя больше не может быть структурирована как плоть или кость, или древесина, или какое -то другое такое органическое вещество, которое для Аристотеля (живущего до изобретения микроскопа) можно считать гомогенным. Например, если бы плоть была разделена за пределы его естественного минимума, то, что осталось бы, могло бы быть большим количеством воды элемента и меньшим количеством других элементов. Но какую бы воду или другие элементы не оставались, у них больше не было бы «природы» плоти: в гиломорфных терминах они больше не будут материальными, структурированными формой плоти; Вместо этого оставшаяся вода, например, будет материей, структурированной формой воды, а не формой плоти.

Эпикур

Эпикур (341–270 гг. До н.э.) изучал атомизм с наусифанами , которые были студентом демократа. Хотя Эпикур был уверен в существовании атомов и пустоты, он был менее уверен, что мы сможем адекватно объяснить конкретные природные явления, такие как землетрясения, молния, кометы или фазы Луны. [ 25 ] Немногие из работ Эпикура выживают, и те, кто отражает его интерес к применению теорий демократа, чтобы помочь людям взять на себя ответственность за себя и за свое собственное счастье, поскольку он держал, что вокруг них нет богов, которые могут им помочь. (Эпикур рассматривал роль богов как примером моральных идеалов.)

Древний индийский атомизм

[ редактировать ]

В древней индийской философии предварительные случаи атомизма встречаются в делах Ведического мудреца Аруни , который жил в 8 -м веке до нашей эры, [ сомнительно - обсудить ] Особенно его предположение о том, что «частицы слишком малы, чтобы их можно было увидеть вместе в вещества и объекты опыта», известные как кана . [ 26 ] Хотя кана ссылается на «частицы», а не атомы ( Paramanu ). Некоторые ученые, такие как Герман Якоби и Рэндалл Коллинз, сравнивали Аруни с Фалесом Милета в своей научной методологии, называя их обоих «примитивными физиками» или «протоматериалистскими мыслителями». [ 27 ] Позже, Чарвака , [ 28 ] [ 29 ] и Адживика Школы атомизма возникли еще в 7 веке до нашей эры. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Бхаттачарья утверждает, что Чарвака, возможно, был одной из нескольких атеистических, материалистических школ, которые существовали в древней Индии. [ 33 ] [ 34 ] Канада основала Вайшишики школу индийской философии , которая также представляет собой самую раннюю индийскую естественную философию . Школы Ньяя Кана и Вайшишика разработали теории о том, как объединилась в более сложные объекты. [ 35 ]

Некоторые из этих доктрин атомизма, в некоторых отношениях, «наводят на мысль о демократах. [ 36 ] McEvilley (2002) предполагает, что такое сходство связано с обширным культурным контактом и распространением, вероятно, в обоих направлениях. [ 37 ]

Школа Ньяя - Вайсесика разработала одну из самых ранних форм атомизма; ученые [ ВОЗ? ] Дата текстовых сообщений Ньяя и Вайсесики с 9 по 4 века до н.э. Атомисты Vaisesika установили четыре типа элементарных атомов, но в атомах физики Vaisesika были 25 различных возможных качеств, разделенных между общими обширными свойствами и специфическими (интенсивными) свойствами. У атомистов Ньяя -Вайсешика были подробные теории того, как сочетаются атомы. В атомизме Vaisesika атомы сначала объединяются в Tryaṇuka S (триады) и dvyaṇuka (диада), прежде чем они объединятся в тела своего рода, которые можно воспринимать. [ 38 ]

Поздняя Римская Республика

[ редактировать ]

Лукреция Reviversum Epicurus

[ редактировать ]
Лукреция

Идеи Эпикура вновь появляются в работах его римского последователя Лусрейтиуса ( ок. 99 г. до н.э.-ок. 55 г. до н.э.), который написал о природе вещей . Эта классическая латинская научная работа в поэтической форме иллюстрирует несколько сегментов эпикурской теории о том, как вселенная попала на свою нынешнюю стадию; Это показывает, что явления, которые мы воспринимаем, на самом деле являются составными формами. Атомы и пустота являются вечными и в постоянном движении. Атомные столкновения создают объекты, которые по -прежнему состоят из тех же вечных атомов, чье движение какое -то время включается в созданную сущность. Лукреция также объясняет человеческие ощущения и метеорологические явления с точки зрения атомного движения.

«Атомы» и «вакуум» против религии
[ редактировать ]

В своем эпическом стихотворении о природе вещей , Лукреция изображает Эпикура как героя, который раздавил религию монстров , обучая людей тому, что было возможно в атомах и что невозможно в атомах. Однако, [ Это следует ] Эпикур выразил неагрессивное отношение, характеризующееся его утверждением: [ 39 ]

Человек, который лучше всего знает, как встретить внешние угрозы, превращает в одну семью, все существа, которые он может; И те, кого он не может, он, во всяком случае, не рассматривают как инопланетяне; И где он находит даже это невозможным, он избегает всех отношений, и, насколько это выгодно, исключает их из своей жизни.

- Эпикур, главные доктрины, цитата № 39

Однако, по словам историка науки Чарльз Кулстон Гиллиспи:

Затраченная в эпикурейскую философию, атомная доктрина никогда не могла быть приветствующейся в моральном авторитете. ... Эпикурские боги не создавали мир и не обращали его ... внимание. «Природа, - говорит Лукреция, - свободна и неконтролируется гордыми мастерами и сама управляет вселенной без помощи богов». Только атомники среди ... греческой науки ... был единственным взглядом на природу, совершенно несовместимый с богословием. Как пара философов восемнадцатого века, Эпикур и Лукреция ввели атомизм как средство просветления. Они хотели опровергнуть претензии к религии ... и освободить людей от суеверия и недостойного страха перед капризными богами. Следовательно, намек на эпикуреанство стало казаться признаком зверя в христианской Европе. Ни один мыслитель, если это не Макиавелли, не был более злобным из -за искажения. [ 40 ]

- CC Gillispie, край объективности: эссе в истории научных идей

Возможность вакуума была принята - или отвергнута - с атомами и атомизмом, поскольку вакуум был частью той же теории.

Демократ и Лукреции отрицали невозможность вакуума, будучи мнением, что должен быть вакуум между дискретными частицами (атомами), из которых, по их мнению, состоит весь вопрос. В целом, однако, вера в то, что вакуум невозможно, почти повсеместно проводилась до конца шестнадцатого века. [ 41 ] ... время, безусловно, созрело для возрождения веры в возможность вакуума, но для священнослужителей самим названием вакуума был анафема, связанный с атомистическими теориями Эпикура и Лукреция, которые считались еретический. [ 42 ]

- Мы знают Миддлтон, история барометра

Римская империя

[ редактировать ]
Гален

В то время как аристотелевская философия затмила важность атомистов в поздней римской и средневековой Европе, их работа все еще была сохранена и разоблачена посредством комментариев о работах Аристотеля. Во 2 -м веке Гален (129–216 гг.) Представил обширные обсуждения греческих атомистов, особенно Эпикура, в своих комментариях Аристотеля.

Средний возраст

[ редактировать ]

Средневековый индуизм

[ редактировать ]

Адживика - это школа мысли « Настика », чья метафизика включала теорию атомов или атомизма, которая впоследствии была адаптирована в школе Вайгешика , которая постулировала, что все объекты в физической вселенной сводятся к Параману ( атомы ), и его опыт получены от взаимодействие вещества (функция атомов, их число и их пространственные меры), качество, активность, общепризнанность, особенность и присутствие. [ 43 ] Все было состоит из атомов, качества возникли из совокупных атомов, но агрегация и природа этих атомов были предопределены космическими силами. [ 44 ] Традиционное название основателя школы Канада означает «Пожиратель атома», [ 45 ] И он известен тем, что развивает основы атомстического подхода к физике и философии в санскритском тексте Vaiśeṣika Sūtra . [ 46 ] Его текст также известен как канада сутры , или афоризмы Канады. [ 47 ] [ 48 ]

Средневековый буддизм

[ редактировать ]
Статуя Дигнаги, Золотая обитель Шакимуни Будда, Элиста, Кальмикия
Dignag

Средневековый буддийский атомизм , процветающий около 7 -го века, сильно отличался от доктрин, преподаваемых в раннем буддизме. Средневековые буддийские философы Дхармакирти и Диньяга считали атомы как точечные, продолжительны и сделаны из энергии. Обсуждая две системы, Фёдор Шшербатский (1930) подчеркивает свою общность, постулат «абсолютных качеств» ( Guna-Dharma ) в основе всех эмпирических явлений. [ 49 ]

Еще позже, Абхидхамматтха-сангаха , текст, датированный 11-м или 12 веком, постулирует существование рупы-калапы , представляемое как самые маленькие единицы физического мира, различающегося элементарного состава. [ 50 ] Говорят , что невидимые при нормальных обстоятельствах, рупа-калапа становятся видимыми в результате медитативного самадхи . [ 51 ]

Средневековый ислам

[ редактировать ]

Атомистическая философия встречаются очень рано в исламской философии и первоначально находились под влиянием более раннего греческого и, в некоторой степени индийской философией. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Исламское спекулятивное богословие в общем обращении с вопросами физики из атомстической структуры. [ 55 ]

Атомизм аль-Газали и Ашарита

[ редактировать ]
Аль-Газали

Наиболее успешная форма исламского атомизма была в Ашаритской школе исламского богословия , особенно в работе богослова аль-Газали (1058–1111). В ашаритском атомизме атомы являются единственными вечными, существующими вещами, и все остальное в мире «случайно», означающее то, что длится только на мгновение. Ничего случайного не может быть причиной чего -либо еще, кроме восприятия, поскольку оно существует на мгновение. Условные события не подлежат естественным физическим причинам, но являются прямым результатом постоянного вмешательства Бога, без которого ничего не может произойти. Таким образом, природа полностью зависит от Бога, который объединяется с другими исламскими идеями ашарита о причинно -следственной связи или его отсутствии (Gardet 2001). Аль-Газали также использовал теорию, чтобы поддержать свою теорию случайного падежа . В некотором смысле, ашаритская теория атомизма имеет гораздо больше общего с индийским атомизмом, чем с греческим атомизмом. [ 56 ]

Аверроэс отвергает атомизм

[ редактировать ]

Другие традиции в исламе отвергли атомизм ашаритов и изложены на многих греческих текстах, особенно в Аристотеле. Активная школа философов в Аль-Андалусе, в том числе известный комментатор Аверроэс (1126–1198 гг. Аверроэс подробно прокомментировал большинство произведений Аристотеля, и его комментарии стали очень влиятельными в еврейской и христианской школьной мысли.

Средневековый христианс

[ редактировать ]

По словам историка атомизма Джошуа Григори, не было никакой серьезной работы с атомизмом со времен Галена до Исаака Бека , Гассенди и Декарта, воскреснув его в 17 -м веке; «Разрыв между этими двумя« современными натуралистами »и древними атомистами отметил« изгнание атом »и« Общепризнано, что средневековья отказались от атомизма и практически потеряли его ».

Схоластика

[ редактировать ]

Хотя работы древних атомистов были недоступны, схоластические мыслители постепенно узнали о критике Аристотеля об атомизме, поскольку на комментарии Аверроэса были переведены латынь . атомизм Эпикура выпал из -за благосклонности в столетиях схоластики , минимальная натуралия аристотелия Хотя получила широкое рассмотрение. Спекуляция о Minima Naturalia обеспечила философское образование для механистической философии ранних современных мыслителей, таких как Декарт, и для алхимических произведений Гебер и Даниэля Сеннета , которые, в свою очередь, повлияли на корпускулярный алхимик Роберта Бойла , одного из основателей современной химии. [ 57 ] [ 58 ]

Главной темой в позднем римском и схоластическом комментарии к этой концепции было примирение Minima Naturalia с общим аристотелевским принципом бесконечной разделимости . Комментаторы, такие как Джон Филопонус и Томас Аквинский, примирили эти аспекты мысли Аристотеля, различая математическую и «естественную» разделимость. За небольшим количеством исключений, большая часть учебной программы в университетах Европы была основана на таком аристотелизме для большей части средневековья. [ 59 ]

Николас Аутрекурта

[ редактировать ]
Николас Аутрекурта

Однако в средневековых университетах были выражения атомизма. Например, в 14 -м веке Николас Аутрикурта считал, что все, пространство и время состояли из неисправных атомов, точек и мгновений, и что все поколение и коррупция происходили в результате перестройки материальных атомов. Сходство его идей с идеями Аль-Газали предполагает, что Николас, возможно, был знаком с работой Газали, возможно, благодаря . опровержению Аверроэса [ 60 ]

Атомист Ренессанс

[ редактировать ]

В 17 -м веке возник общий интерес к эпикурскому атомизму и корпулянизму как гибридный или альтернатива аристотелевской физике . Основными фигурами в возрождении атомизма были Исаак Бекман , Рене Декарт , Пьер Гассенди и Роберт Бойл , а также другие известные фигуры.

Нортумберлендский круг

[ редактировать ]
Фрэнсис Бэкон

Одна из первых групп атомников в Англии была кадром любителей, известных как Нортумберлендский круг, во главе с Генри Перси, 9 -м графом Нортумберленда (1564–1632). Несмотря на то, что они опубликовали мало информации, они помогли распространять атомистические идеи среди растущей научной культуры Англии, и, возможно, были особенно влиятельны для Фрэнсиса Бэкона , который стал атомистом около 1605 года, хотя позже он отверг некоторые претензии на атомизм. Несмотря на то, что они возродили классическую форму атомизма, эта группа была среди научной авангарды: в Нортумберлендском круге содержалась почти половина подтвержденных компанинов до 1610 года (год Звездного Посланника Галилея ). Другими влиятельными атомистами конца 16 -го и начала 17 -го веков являются Гиордано Бруно , Томас Гоббс (который также изменил свою позицию в отношении атомизма в конце своей карьеры) и Томас Хариот . В настоящее время во Франции также были расцветали ряд различных атомистических теорий (Clericuzio 2000).

Галилей Галилей

[ редактировать ]
Галилей Галилей

Галилей Галилей (1564–1642) был защитником атомизма в своем дискурсе 1612 года о плавающих телах (Redondi 1969). В Ассистенщике Галилео предложил более полную физическую систему, основанную на корпускулярной теории материи, в которой все явления - за исключением звука - производятся «материей в движении».

Воспринимаемые против реальных свойств
[ редактировать ]

Атомизм был связан его ведущими сторонниками с идеей о том, что некоторые из очевидных свойств объектов являются артефактами воспринимающего ума, то есть «вторичными» качествами, отличающимися от «первичных» качеств. [ 61 ]

Некоторые мои мысли о предложении «Движение - это причина тепла» ... Я подозреваю, что у людей в целом есть концепция этого, которая очень удалена от истины. Ибо они считают, что тепло - это реальное явление или свойство ... которое фактически находится в материале, с помощью которого мы чувствуем себя нагретыми. [ 62 ]

Всякий раз, когда я зачал какую -либо ... корпоративную субстанцию, я сразу ... думаю об этом как ... имея ту или иную форму; как большой или маленький ... и в каком -то конкретном месте в любой момент времени; как в движении или в состоянии покоя; как трогательный или не касаясь какого -то другого тела; и как один из них, или несколько, или много. Из этих условий я не могу разделить такое вещество на какое -либо напряжение моего воображения. Но что это должно быть белое или красное, горькое или сладкое, шумное или молча эти. Следовательно, я думаю, что вкусы, запахи, цвета и т. Д. - это не более чем просто имена, поскольку объект, в котором мы их размещаем, и что они находятся только в сознании. Следовательно, если бы живое существо было удалено, все эти качества были бы ... уничтожены. [ 63 ]

Эти мелкие частицы ... могут войти нашими ноздрями и нанести удар по некоторым небольшим выпуклостям, которые являются инструментом запах; Здесь также их прикосновение ... получено в нашем лайке или не нравится, поскольку они имеют ту или иную форму, быстрые или медленные, а также много или мало. [ 64 ]

- Галилео Галилей, Ассистер

Галилей определил некоторые основные проблемы с аристотелевской физикой в ​​рамках своих экспериментов. Он использовал теорию атомизма в качестве частичной замены, но он никогда не был однозначно привержен. Например, его эксперименты с падающими телами и наклонными плоскостями привели его к концепциям круговых инерционных движений и ускорения свободного падения. Нынешние аристотелевские теории импульса и наземного движения были неадекватными, чтобы объяснить их. В то время как атомизм также не объяснял закон падения , это была более многообещающая структура, в которой можно было разработать объяснение, потому что движение было консервативно в древнем атомизме (в отличие от аристотелевской физики).

Рене Декарт

[ редактировать ]
Портрет Рене Декарт
Рене Декарт

Рене Декарт (1596–1650) «Механическая» философия корпускуляризма имела много общего с атомизмом и считается, в некоторых смыслах является другой ее версией. Декарт думал, что все физическое во вселенной было сделано из крошечных вихрей материи. Как и древние атомисты, Декарт утверждал, что ощущения, такие как вкус или температура, вызваны формой и размером крошечных кусочков материи. В принципах философии (1644) он пишет: «Природа тела состоит только в расширении - не по весу, твердости, цвету или тому подобному». [ 65 ] Основным отличием между атомизмом и концепцией Декарта было существование пустоты. Для него не может быть никакого вакуума, и весь вопрос постоянно кружился, чтобы предотвратить пустоту, когда корпускулы перемещались по другому вопросу. Другим ключевым различием между взглядом Декарта и классическим атомизмом является двойственность декарта разума/тела , которая позволила создать независимую сферу существования для мысли, души и, что самое важное, Бога.

Пьер Гассенди

[ редактировать ]
Пьер Гассенди

Пьер Гассенди (1592–1655) был католическим священником из Франции, который также был заядлым естественным философом. Концепция атомизма Гассенди была ближе к классическому атомизму, но без атеистического обертона. Он был особенно заинтригован греческими атомистами, поэтому он решил «очистить» атомизм из его еретических и атеистических философских выводов (Dijksterhius 1969). Гассенди сформулировал свою атомистическую концепцию механической философии частично в ответ на Декарт; Он особенно выступил против редукционистского взгляда Декарта о том, что только чисто механические объяснения физики являются действительными, а также применение геометрии ко всей физике (Clericuzio 2000).

Иоганн Чертост Магнус

[ редактировать ]
Горящий ладан

Иоганн Хлазост Магнус ( ок. 1590 - ок. 1679 ) опубликовал его демократ -переживание в 1646 году. Магнус был первым, кто прибыл в научную оценку размера «атом» (т.е. то, что сегодня будет названо молекулой ). Измерение того, сколько ладана должна быть сожжена, прежде чем его можно пахнуть повсюду в большой церкви, он рассчитал количество молекул в зерно благовония, чтобы быть порядком 10 18 , только примерно на один порядок ниже фактической фигуры. [ 66 ]

Корпускулярный

[ редактировать ]
Роберт Бойл

Корпускуляризм похож на атомизм, за исключением того, что атомы должны были быть неделимыми, в принципе могут быть разделены корпускулы. Таким образом, например, было теоретизировано, что Меркурий может проникнуть в металлы и изменить их внутреннюю структуру, шаг на пути к трансмутативному производству золота. Корпускуляризм был связан его ведущими сторонниками с идеей, что некоторые свойства, которые, по -видимому, обладают объектами, являются артефактами воспринимающего ума: «вторичные» качества, отличные от «первичных» качеств. [ 67 ] Однако не весь корпускулярный разлиз использовался первичное количество качества. Влиятельная традиция в средневековой и ранней современной алхимии утверждала, что химический анализ выявил существование надежных корпускулов, которые сохраняли их идентичность в химических соединениях (для использования современного термина). Уильям Р. Ньюман назвал этот подход к теории материи «химический атомизм», и выступил за его значение как для механической философии, так и для химического атомизма, который возник в начале 19 -го века. [ 68 ] [ 69 ]

Исаак Ньютон

В течение следующих нескольких сотен лет корпускуляризм оставался доминирующей теорией и сохранил свои связи с Алхимией в работе таких ученых, как Роберт Бойл (1627–1692) и Исаак Ньютон в 17 веке. [ 70 ] [ 71 ] Например, он использовался Ньютоном, в его развитии корпускулярной теории света . Форма, которая была принята большинством английских ученых после того, как Роберт Бойл была объединением систем Декарта и Гассенди. В скептическом химисте (1661) Бойл демонстрирует проблемы, возникающие в результате химии, и предлагает атомизм в качестве возможного объяснения. Объединенным принципом, который в конечном итоге приведет к принятию гибридного корпускулярного атомизма, была механическая философия , которая стала широко принятой физическими науками .

Современная атомная теория

[ редактировать ]
Роджер Боскович

К концу 18 -го века полезная практика инженерии и технологий начала влиять на философские объяснения состава материи. Те, кто размышлял о конечной природе материи, начали проверять свои «мыслительные эксперименты» с некоторыми повторяющимися демонстрациями , когда они могли.

Рагусан Полимат Роджер Боскович (1711–1787) предоставил первую общую математическую теорию атомизма, основанную на идеях Ньютона и Лейбниза, но преобразовал их, чтобы предоставить программу для атомной физики. [ 72 ]

Джон Далтон

[ редактировать ]
Джон Далтон

В 1808 году английский физик Джон Далтон (1766–1844) ассимилировал известную экспериментальную работу многих людей, чтобы суммировать эмпирические данные о составе материи. [ 73 ] Он заметил, что дистиллированная вода повсюду проанализирована в одних и тех же элементах, водороде и кислороде . Аналогичным образом, другие очищенные вещества разлагались до тех же элементов в тех же пропорциях по весу.

Поэтому мы можем сделать вывод, что конечные частицы всех гомогенных тел идеально похожи по весу, фигуру и т. Д. Другими словами, каждая частица воды похожа на любую другую частицу воды; Каждая частица водорода похожа на любую другую частицу водорода и т. Д.

Кроме того, он пришел к выводу, что для каждого элемента был уникальный атом, использующий определение Lavoisier элемента как вещества, которое нельзя было проанализировать во что -то более простое. Таким образом, Далтон завершил следующее.

Химический анализ и синтез идут не дальше, чем отделение частиц друг от друга и к их воссоединению. Никакое новое создание или разрушение материи не в пределах досягаемости химического агентства. С таким же успехом мы могли бы попытаться ввести новую планету в солнечную систему или уничтожить его уже существующую, чтобы создать или уничтожить частицу водорода. Все изменения, которые мы можем произвести, состоят в разделении частиц, которые находятся в состоянии сплоченности или комбинации, и соединения тех, которые были ранее на расстоянии.
Альтернативные формулы Джона Далтона для воды и аммиака

И затем он продолжил предоставить список относительных весов в композициях нескольких общих соединений, суммируя: [ 74 ]

1 -й Эта вода представляет собой бинарное соединение водорода и кислорода, а относительные веса двух элементарных атомов почти 1: 7;
2 -й Этот аммиак представляет собой бинарное соединение водорода и азотного азота , а относительные веса двух атомов составляют 1: 5, почти ...

Далтон пришел к выводу, что фиксированные пропорции элементов по весу предполагали, что атомы одного элемента в сочетании с ограниченным количеством атомов других элементов для формирования веществ, которые он перечислил.

Атомная теория дебаты

[ редактировать ]
Александр Уильям Уильямсон

Далтона Атомная теория оставалась спорной в течение 19 -го века. [ 75 ] Хотя был принят закон определенной пропорции, гипотеза о том, что это было связано с атомами, была не так широко принята. Например, в 1826 году, когда сэр Хамфри Дэви представил Далтону королевскую медаль из Королевского общества , Дэви сказал, что теория стала полезной только тогда, когда атомная гипотеза была проигнорирована. [ 76 ] Английский химик сэр Бенджамин Коллинз Броди в 1866 году опубликовал первую часть своего исчисления химических операций [ 77 ] как неатомная альтернатива атомной теории. Он описал атомную теорию как «тщательно материалистическую часть столяров». [ 78 ] Английский химик Александр Уильямсон использовал свое президентское обращение в Лондонское химическое общество в 1869 году [ 79 ] защищать атомную теорию от критиков и сомневающихся. Это, в свою очередь, привело к дальнейшим встречам, на которых позитивисты снова напали на предположение, что были атомы. Этот вопрос был окончательно решен в пользу Далтона в начале 20 -го века с ростом атомной физики .

Экспериментальная проверка

[ редактировать ]
Фото Джин Перрин
Жан Перрин

Атомы и молекулы уже давно теоретизировали как составляющие материи, и Альберт Эйнштейн опубликовал статью в 1905 году, в которой объясняется, как наблюдал движение, которое наблюдал шотландский ботаник Роберт Браун, было результатом того, что пыльца перемещается отдельными молекулами воды, сделав один из его Первый вклад в науку. Это объяснение броуновского ходатайства послужило убедительным доказательством того, что атомы и молекулы существуют, и в 1908 году было дополнительно подтверждено французским физиком Жаном Перрином (1870–1942). Перрин был удостоен Нобелевской премии в физике в 1926 году "за его работу над раскол Структура материи ». Направление силы атомной бомбардировки постоянно меняется, и в разное время частица поражается больше с одной стороны, чем другая, что приводит к, казалось бы, случайному характеру движения.

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ ἄτομον . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Грек -английский лексикон в проекте Персея
  2. ^ Харпер, Дуглас. "Атом" . Онлайн этимологический словарь .
  3. ^ Термин «атомизм» записан на английском языке с 1670–80 гг. ( Несоответствующий словарь Рэндом Хаус Вебстера , 2001, «Атомизм»).
  4. ^ Jump up to: а беременный Берриман, Сильвия, «Древний атомизм», Стэнфордская энциклопедия философии (издание осень 2008 года), Эдвард Н. Залта (ред.), Онлайн
  5. ^ Аристотель , Метафизика I, 4, 985 беременный 10–15.
  6. ^ Bakewell, CM (ред.). (1907). Исходная книга в древней философии . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 60
  7. ^ Атомники, лейципп и демократ: фрагменты, текст и перевод с комментарием CCW Taylor, Университет Toronto Press Incorporated, 1999, ISBN   0-8020-4390-9 , стр. 157-158.
  8. ^ Пуллман, Бернард (1998). Атом в истории человеческой мысли . Оксфорд, Англия: издательство Оксфордского университета. С. 31–33. ISBN  978-0-19-515040-7 .
  9. ^ Коэн, Анри; Lefebvre, Claire, eds. (2017). Справочник по категоризации в когнитивной науке (второе изд.). Амстердам, Нидерланды: Elsevier. п. 427. ISBN  978-0-08-101107-2 .
  10. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Кенни, Энтони (2004). Древняя философия . Новая история западной философии. Тол. 1. Оксфорд, Англия: издательство Оксфордского университета. С. 26–28. ISBN  0-19-875273-3 .
  11. ^ Фредерик Харрисон (1982). Новый календарь великих людей: биографии 558 достойных всех возрастов . Лондон и Нью -Йорк: Mac Millan & Co. p. 90. Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Получено 11 июня 2021 года .
  12. ^ Jump up to: а беременный в Мелсен (1952)
  13. ^ «Стихотворение Парменида: на природе» (PDF) . Получено 18 марта 2023 года .
  14. ^ «Стихотворение Парменида» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2022 года . Получено 18 марта 2023 года .
  15. ^ Бертран Рассел (1946). История западной философии . Лондон: Routledge. п. 75. ISBN  978-0415325059 .
  16. ^ Берриман, Сильвия, Демократ , Стэнфордская энциклопедия философии (издание осень 2008 года), Эдвард Н. Залта (ред.)
  17. ^ Пол Таннери (1887), Pour L'Istoire de la Science Hellène (Paris) и Je Raven (1948), пифагорейцы и элитики (Кембридж: издательство Кембриджского университета), являются основными поставщиками этой точки зрения.
  18. ^ Грегори Властос и Даниэль В. Грэм (1996), Исследования по греческой философии: Престократика (Princeton: Princeton University Press), 257.
  19. ^ Джонатан Барнс (1982), Пресократические философы (Лондон: Routledge), 232–33.
  20. ^ "Платон, Тимей, раздел 68b" . www.perseus.tufts.edu . Получено 2022-07-27 .
  21. ^ Lloyd 1970, P74–77
  22. ^ Корнфорд, Фрэнсис Макдональд (1957). Космология Платона: Тимей Платона . Нью -Йорк: Пресса гуманитарных наук. С. 210–239 . ISBN  978-0-87220-386-0 .
  23. ^ Lloyd 1968, с.165
  24. ^ Lloyd 1970, p108–109 , [1] «... вряд ли имеет смысл говорить о том, что греки не используют экспериментальный метод, поскольку он был либо невыполнимо, либо совершенно невозможно разработать эксперименты, которые решат рассматриваемые проблемы».
  25. ^ Lloyd 1973, p25–6.
  26. ^ Томас, McEvilley (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования по греческой и индийской философии . Нью -Йорк: Allworth Press. ISBN  1581152035 Полем OCLC   48013687 .
  27. ^ Амия Кумар Багчи; Амита Чаттерджи, ред. (2014). Марксизм: с Марксом и за его пределами . Лондон ISBN  978-1-317-56176-7 Полем OCLC   910847914 . {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  28. ^ Гангопадхьяя, Мринальланти (1981). Индийский атомство: история и источники . Атлантическое нагорье, Нью -Джерси: гуманитарная пресса. ISBN  978-0-391-02177-8 Полем OCLC   10916778 .
  29. ^ Яноне, А. Пабло (2001). Словарь мировой философии . Routledge. с. 83, 356. ISBN  978-0-415-17995-9 Полем OCLC   44541769 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  30. ^ ( Radhakrishnan & Moore 1957 , с. 227–249)
  31. ^ Джон М. Коллер (1977), Скептицизм в ранней индийской мысли , Философия Восток и Запад , 27 (2): 155-164
  32. ^ Дейл Рипе (1996), Натуралистическая традиция в индийской мысли , Motilal Banarsidass, ISBN   978-8120812932 , страницы 53-58
  33. ^ Ramkrishna Bhattacharya (2013), Базовый текст и его комментарии: проблема представления и понимания Charvaka / Lokayata, Аргумент: Бианновый философский журнал, выпуск 1, том 3, страницы 133-150
  34. ^ Томас МакВилли, Форма древней мысли: сравнительные исследования по греческой и индийской философии , Allwarth Press, 2002, стр.317–321, ISBN   1-58115-203-5 .
  35. ^ Ричард Кинг, Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль, Edinburgh University Press, 1999, ISBN   0-7486-0954-7 , стр.105-107.
  36. ^ Уилл Дюрант писал в нашем Восточном наследии (2011): «Две системы индийской мысли представляют физические теории, впоследствии сходные с теориями Греции. Канада , основатель философии Вайшишика , постановил, что мир состоит из атомов, как и многие в этом Различные элементы более почти приблизились к демократу , обучая, что все атомы были одинаковыми, что дает различные эффекты с помощью различных способов комбинаций сортами одного и Свето и тепло вещества же того были ; [ страница необходима ]
  37. ^ Джереми Д. Попкин (ред.), Наследие Ричарда Попкина (2008), с.53
  38. ^ Берриман, Сильвия (2022), «Древний атомизм» , в Залте, Эдвард Н.; Nodelman, Uri (Eds.), Стэнфордская энциклопедия философии (Winter 2022 Ed.), Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет , полученная 2023-10-06
  39. ^ «Основные доктрины: Epicurus - цитата № 39» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года.
  40. ^ Gillispie, CC (1960). Край объективности: эссе в истории научных идей . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. С. 97–98.
  41. ^ Мидлтон, мы знаем. (1964). История барометра . Балтимор, Джонс Хопкинс Пресс. п. 4
  42. ^ Мидлтон, мы знаем. (1964). История барометра . Балтимор, Джонс Хопкинс Пресс. п. 5
  43. ^ Оливер Лиман, Ключевые понятия в восточной философии. Routledge, ISBN   978-0415173629 , 1999, стр. 269.
  44. ^ Башам, Ал. (1951). История и доктрины Адживикаса (2 -е изд.). Дели, Индия: Moltillaal Bannah (Перепечатка: 2002). Стр. 262–270. ISBN  81-208-1204-2 .
  45. ^ Джинан Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академическая пресса. п. 99. ISBN  978-1-898723-93-6 .
  46. ^ "Вайсисака Сутры из Канады. Перевод Нандалала Синха" Полный текст на archive.org
  47. ^ Рипе, Дейл Морис (1961). Натуралистическая традиция в индийской мысли . Motilal Banarsidass (Reprint 1996). С. 227–229. ISBN  978-81-208-1293-2 .
  48. ^ Kak, S. 'Matter and Mind: Vaisheshika Sutra of Kanada' (2016), Mount Meru Publishing, Миссиссауга, Онтарио, ISBN   978-1-988207-13-1 .
  49. ^ «Буддисты отрицали вообще существование существенного вопроса. Движение состоит для них моментов, это движение стаккато, мгновенные вспышки потока энергии ...» все истекает », - говорит буддист, потому что там нет ничего ... обе системы [санхья и позже индийского буддизма] в общей тенденции подтолкнуть анализ существования вплоть до его самых милых, последних элементов, которые представляются как абсолютные Качества или вещи, обладающие только одним уникальным качеством, они называются «качествами» (Guna-Dharma) в обеих системах в смысле абсолютных качеств, своего рода атомных или внутриатомных энергий, которые составляются эмпирические вещи. Следовательно, обе системы согласны с отрицанием объективной реальности категорий субстанции и качества ... и об отношениях вывода, объединяющего их. Существование качества. То же самое относится и к раннему буддизму, где все качества являются существенными ... или, точнее, динамические сущности, хотя их также называют дхармами («качества») ». Стчербацкий (1962 [1930]). Тол. 1. с. 19
  50. ^ Abhidhammatha-Samagaha , Britannica Online (1998, 2005).
  51. ^ Шанкман, Ричард (2008), Опыт Самадхи: углубленное исследование буддийской медитации, Шамбхала, с. 178
  52. ^ Саид, Абдулла (2006). Исламская мысль: введение . Routledge. п. 95. ISBN  978-0415364096 .
  53. ^ Майкл Мармура (1976). «Бог и Его творение: два средневековых исламских взгляда» . В RM Savory (ред.). Введение в исламскую цивилизацию . Издательство Кембриджского университета. п. 49 Исламский атомизм индийский греческий.
  54. ^ Альберани, Абу аль-Рахамад ибн Ахмад (2015) [1910]. Сахау, Эдвард С. (и транс.) (Т.). Любит Индия [Индика Альберани] (PDF) (DPF) (Familile E.). Выбор Шулера [Кеган Пол, Тренс, Трубнер и Ко] с. XXXIS. ISBN  978-1-297-45719-7 .
  55. ^ Арабская и исламская природная философия и естественная наука . Стэнфордская энциклопедия философии. 2022.
  56. ^ Шломо Пайнс (1986). Исследования на арабских версиях греческих текстов и в области средневековой науки . Тол. 2. Brill Publishers . С. 355–6. ISBN  978-965-223-626-5 .
  57. ^ Джон Эмери Мердок; Кристоф Герберт Люти; Уильям Роял Ньюман (1 января 2001 г.). «Средневековая и эпохи Возрождения традиции минимумов натуралии» . Поздние средневековые и ранние теории современных корпускулярных веществ . Брилль С. 91–133. ISBN  978-90-04-11516-3 .
  58. ^ Алан Чалмерс (4 июня 2009 г.). Атом ученых и философский камень: как наука преуспела и философия не смогла получить знания об атомах . Спрингер. С. 75–96. ISBN  978-90-481-2362-9 .
  59. ^ Cargo 1966 [ страница необходима ]
  60. ^ Марма, 1973-74
  61. ^ Механическая философия архивирована 11 июня 2008 года на машине Wayback - ранний современный «атомизм» («Корпускулярный», как это было известно)
  62. ^ Galilei 1957 , p. 273-4.
  63. ^ Galilei 1957 , p. 274
  64. ^ Galilei 1957 , p. 276
  65. ^ Декарт Р. (2008) [1644]. Беннетт, Дж. (Ред.). Принципы философии (PDF) . Часть II, § 4.
  66. ^ Руденберг, Клаус; Schwarz, WH Eugen (2013). «Три тысячелетия атомов и молекул». Пионеры квантовой химии . Симпозиум ACS Series. Тол. 1122. С. 1–45. doi : 10.1021/bk-2013-1122.ch001 . ISBN  9780841227163 .
  67. ^ Механическая философия архивирована 11 июня 2008 года на машине Wayback - ранний современный «атомизм» («Корпускулярный», как это было известно)
  68. ^ Уильям Р. Ньюман, «Значение« химического атомизма »», в Edith Sylla и WR Newman, Eds . , стр. 248-264
  69. ^ Ньюман, Атомы и алхимия: химия и экспериментальное происхождение научной революции (Чикаго: Университет Чикагской Прессы, 2006)
  70. ^ Левере, Тревор, Х. (2001). Преобразование материи - история химии для алхимии в Бакибол . Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN  978-0-8018-6610-4 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  71. ^ Корпускулянизм - философский словарь
  72. ^ Whyte, Lancelot , эссе об атомизме, 1961, с.54
  73. ^ Далтон, Джон (1808). Новая система химической философии . Лондон ISBN  978-1-153-05671-7 Полем Получено 8 июля 2008 года .
  74. ^ «Новая система химической философии» . Архивировано из оригинала 2003-08-02 . Получено 2003-07-28 .
  75. ^ Брок 1967, с.1
  76. ^ Дэви, Дж. (Ред.). Собранные произведения сэра Хамфри Дэви . Барт. п. 93 тома 8.
  77. ^ Броди, сэр Бенджамин Коллинз (1866). Философские транзакции Королевского общества . С. 781–859 VOL I56.
  78. ^ Брок 1967, с.12
  79. ^ Брок 1967, с.15
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b09760cec96aa725a04af38fa6d90374__1722012600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/74/b09760cec96aa725a04af38fa6d90374.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atomism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)