Чудо
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Чудо – это событие, необъяснимое ни естественными , ни научными законами. [2] и, соответственно, приписывается какой-то сверхъестественной или сверхъестественной причине. Различные религии часто приписывают явление, характеризуемое как чудесное, действиям сверхъестественного существа, (особенно) божества , чудотворца , святого или религиозного лидера .
Неофициально англоговорящие люди часто используют слово « чудо» для характеристики любого благоприятного события, которое статистически маловероятно, но не противоречит законам природы , например, переживание стихийного бедствия или просто «чудесное» событие, независимо от его вероятности (например, «чудесное» событие, независимо от вероятности (например, чудо родов»). Некоторые совпадения можно рассматривать как чудеса. [3]
Истинное чудо, по определению, будет неестественным явлением, что побудит многих авторов отвергнуть чудеса как физически невозможные (т. е. требующие нарушения установленных законов физики в пределах их области действия) или невозможности подтверждения по их природе (поскольку все возможные физические механизмы никогда нельзя исключать). Первую позицию выражает (например) Томас Джефферсон , а вторую Дэвид Юм . Теологи обычно говорят, что по божественному провидению Бог регулярно действует через природу, но, как творец , может действовать и без нее, над ней или против нее. [4]
Определения
[ редактировать ]Словом чудо обычно называют любое благотворное событие, которое физически невозможно или невозможно подтвердить природой. [2] Уэйн Грудем определяет чудо как «менее распространенный вид деятельности Бога , в которой Он вызывает у людей трепет и удивление и свидетельствует о себе». [5] Деистическая перспектива отношения Бога к миру определяет чудо как прямое вмешательство Бога в мир. [6] [7]
Натуралистические объяснения
[ редактировать ]Чудом может быть ложная информация или просто вымышленная история, а не то, что произошло на самом деле. Чудо-переживание может быть результатом когнитивных ошибок (например, чрезмерного обдумывания , поспешных выводов ) или психологических ошибок (например, галлюцинаций ) свидетелей . Употребление некоторых наркотиков, таких как психоделики (например, экстази ), может оказывать эффект, аналогичный религиозному опыту . [8] [9] [10]
Закон действительно больших чисел
[ редактировать ]Статистически невероятные события иногда называют чудесами. Например, когда трое одноклассников случайно встречаются в другой стране спустя десятилетия после окончания школы, они могут счесть это чудом . Однако ежеминутно на Земле происходит колоссальное количество событий; таким образом, крайне маловероятные совпадения также происходят ежеминутно. Следовательно, события, считающиеся невозможными, таковыми не являются – они просто становятся все более редкими и зависят от количества отдельных событий. Британский математик Дж. Э. Литтлвуд предположил, что люди должны статистически ожидать, что с ними произойдет одно событие из миллиона, с частотой примерно одно в месяц. По его определению, кажущиеся чудесными события на самом деле являются обычным явлением.
Сверхъестественные объяснения
[ редактировать ]Чудо – явление, не объясняемое известными законами природы . Критерии отнесения события к чуду различаются. Часто в религиозных текстах , таких как Библия или Коран , утверждается, что произошло чудо, и верующие могут принять это как факт.
Философские объяснения
[ редактировать ]Аристотелевский и неоаристотелевский.
[ редактировать ]Аристотелевский взгляд на Бога рассматривает Бога как чистую реальность. [11] и считает его перводвигателем, делающим только то, что может сделать совершенное существо, подумайте. [12] Еврейские неоаристотелианцы - философы [13] Среди тех, кто по-прежнему влиятельны сегодня, - Маймонид , Самуил бен Иуда ибн Тиббон и Герсонид . Прямо или косвенно, их взгляды по-прежнему [ на момент? ] распространено в большей части религиозной еврейской общины.
Барух Спиноза
[ редактировать ]В своем «Богословско-политическом трактате» философ Спиноза утверждает, что чудеса — это просто закономерные события, о причинах которых мы не знаем. [14] Мы не должны относиться к ним как к беспричинным или как к имеющим непосредственную причину. Скорее, чудо предназначено для борьбы с невежеством, которое оно влечет за собой, подобно политическому проекту. [ нужны разъяснения ]
Дэвид Хьюм
[ редактировать ]По мнению философа Дэвида Юма , чудо — это «нарушение закона природы по особому воле Божества или вмешательству какого-то невидимого агента». [4] Суть его аргументов такова: «Никакое свидетельство не является достаточным, чтобы установить чудо, если только свидетельство не будет такого рода, что его ложность была бы более чудесной, чем тот факт, который оно пытается установить». По определению Юма, чудо идет вразрез с нашим обычным представлением о том, как устроена Вселенная. Поскольку чудеса — это отдельные события, доказательства их существования всегда ограничены, и мы сталкиваемся с ними редко. На основании опыта и свидетельств вероятность того, что чудо произошло, всегда меньше вероятности того, что оно не произошло. Поскольку разумно верить в то, что более вероятно, у нас не должно быть веских оснований полагать, что чудо произошло. [15]
Фридрих Шлейермахер
[ редактировать ]По мнению христианского богослова Фридриха Шлейермахера , «всякое событие, даже самое естественное и обычное, становится чудом, как только религиозный взгляд на него может стать доминирующим». [16]
Сорен Кьеркегор
[ редактировать ]Философ Серен Кьеркегор , вслед за Юмом и Иоганном Георгом Хаманном , ученым-юмистом, согласен с определением Юма чуда как нарушения закона природы: [17] но Кьеркегор, пишущий под своим псевдонимом «Иоганн Лествичник» , считает любые исторические сообщения менее чем достоверными, включая исторические сообщения о чудесах, поскольку все исторические знания всегда сомнительны и открыты для аппроксимации. [18]
Джеймс Келлер
[ редактировать ]Джеймс Келлер утверждает, что «утверждение о том, что Бог сотворил чудо, подразумевает, что Бог выделил определенных людей ради какой-то выгоды, которую многие другие не получают, подразумевает, что Бог несправедлив». [19]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Согласно опросу Pew Research Center, проведенному в 2011 году, более 90 процентов христиан-евангелистов верят, что чудеса все еще происходят. [20] В то время как христиане считают, что Бог иногда вмешивается в человеческую деятельность, мусульмане видят в Аллахе прямую причину всех событий. «Потрясающая близость Бога позволяет мусульманам легко признавать чудеса в мире». [21]
буддизм
[ редактировать ]В « Хедонг Косунг-джон» Кореи («Биографии высших монахов») записано, что король Силлы Беофын хотел провозгласить буддизм государственной религией. Однако чиновники в его суде выступили против него. На четырнадцатом году своего правления «Великий секретарь» Беофына Ичадон разработал стратегию преодоления придворной оппозиции. Ичадон вступил в заговор с королем, убедив его сделать прокламацию, предоставляющую буддизму официальную государственную санкцию, используя королевскую печать. Ичадон велел королю отрицать, что сделал такое заявление, когда противостоящие чиновники получили его и потребовали объяснений. Вместо этого Ичадон сознался и принял наказание в виде казни за то, что быстро было бы расценено как подделка. Ичадон предсказал королю, что во время его казни чудесное чудо убедит противостоящую придворную фракцию в силе буддизма. План Ичадона пошел по плану, и официальные лица противника клюнули на наживку. По преданию, когда Ихадона казнили в 15-й день 9-го месяца 527 года, его пророчество исполнилось; земля задрожала, солнце померкло, с неба посыпались красивые цветы, его отрубленная голова полетела к священным горам Кымган, а молоко вместо крови брызнуло в воздух на высоте 100 футов из его обезглавленного трупа. Это предзнаменование было принято противостоящими придворными чиновниками как проявление одобрения небес, и в 527 году нашей эры буддизм стал государственной религией. [22]
Хончо Хокке Рейгенки (ок. 1040 г.) в Японии содержит сборник буддийских чудесных историй. [23]
Чудеса играют важную роль в почитании буддийских реликвий в Южной Азии. Так, Ступа Сомаватие в Шри-Ланке становится все более популярным местом паломничества и туристического назначения благодаря многочисленным сообщениям о чудесных лучах света, явлениях и современных легендах , которые часто фиксируются на фотографиях и фильмах.
христианство
[ редактировать ]В Евангелиях описаны три вида чудес, совершенных Иисусом: изгнание нечистой силы , исцеление и чудеса природы. [24] В Евангелии от Иоанна чудеса называются «знамениями», и акцент делается на Боге, удивительным образом демонстрирующем Свою основную нормальную деятельность. [25] В Новом Завете величайшим чудом является воскресение Иисуса , событие, занимающее центральное место в христианской вере.
Иисус объясняет в Новом Завете , что чудеса совершаются верой в Бога. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет». ( Евангелие от Матфея 17:20). После того, как Иисус вернулся на небеса, в Книге Деяний записано, как ученики Иисуса молились Богу, чтобы он позволил совершить чудеса от его имени с целью убедить зрителей в том, что он жив. ( Деяния 4:29–31).
В других отрывках упоминаются лжепророки , которые смогут творить чудеса, чтобы прельстить, «если возможно, и избранных Христовых» (Матфея 24:24). Во 2 Фессалоникийцам 2:9 говорится: «И тогда откроется тот нечестивый, которого истребит Господь духом уст Своих и истребит сиянием пришествия Своего: того, чье пришествие есть по действию сатаны с всякую силу и знамения и чудеса ложные, и со всяким неправедным обольщением в погибающих за то, что они не приняли любви Истины для своего спасения». В Откровении 13:13,14 говорится: «И творит великие чудеса, так что низводит огонь с неба на землю пред глазами людей, и обольщает живущих на земле теми чудесами, которые Он совершил. власть сделать пред лицом зверя, сказав живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имел рану от меча и остался жив». В Откровении 16:14 говорится: «Ибо это духи бесовские, творящие чудеса, которые выходят к царям земли и всей вселенной, чтобы собрать их на брань в тот великий день Бога Вседержителя». В Откровении 19:20 говорится: «И был взят зверь и с ним лжепророк, творивший перед ним чудеса, которыми он обманывал получивших начертание зверя и поклонявшихся образу его. Оба они были брошены живым в озеро огненное, горящее серой». Эти отрывки показывают, что знамения и чудеса не обязательно совершаются Богом. Эти чудеса, не совершенные Богом, называются ложными (псевдо) чудесами, хотя это может означать, что они обманчивы по своей природе и не совпадают с истинными чудесами, совершенными Богом.
В раннем христианстве чудеса были наиболее часто засвидетельствованной мотивацией обращения язычников ; римляне-язычники считали существование чудес само собой разумеющимся; Христианские тексты, сообщающие о них, предлагали чудеса как божественное доказательство уникального притязания христианского Бога на власть, низводя всех остальных богов до более низкого статуса даймонов : [26] «Из всех богослужений христианское лучше всего и особенно рекламировало свои чудеса изгнанием духов и возложением рук ». [27] Евангелие от Иоанна построено вокруг чудесных «знамений » . ". [28] Обращение Константина чудесным знамением на небесах является ярким примером четвертого века.
Начиная с эпохи Просвещения , чудеса часто нуждались в рационализации: К.С. Льюис , Норман Гейслер , Уильям Лейн Крейг и другие христиане 20-го века утверждали, что чудеса разумны и правдоподобны. Например, Льюис сказал, что чудо — это нечто, происходящее совершенно неожиданно. Если на протяжении тысячелетий женщина могла забеременеть только путем полового акта с мужчиной, то если бы она забеременела без мужчины, это было бы чудом. [29] [30] [31] Другие утверждают, что чудеса исцеления Иисуса были связаны с конверсионными и соматическими расстройствами , могли проявляться в виде слепоты , паралича и т. д. [32] В средиземноморском контексте исцеление также определялось как восстановление социального положения человека. Некоторые болезни, такие как проказа , вызвали огромную социальную стигму. [33]
Люди большинства христианских конфессий неоднократно заявляли о чудесах, включая, помимо прочего, исцеления верой и изгнание нечистой силы. Сообщения о чудесах особенно распространены в католицизме , пятидесятнических или харизматических церквях.
Католическая церковь
[ редактировать ]Католическая церковь считает, что чудеса — это дела Божьи , либо непосредственно, либо через молитвы и заступничество конкретного святого или святых. Обычно чудо связано с конкретной целью, например, обращение человека или людей в католическую веру или строительство церкви, желаемой Богом. Церковь заявляет, что старается быть очень осторожной в подтверждении достоверности предполагаемых чудес. Католическая церковь также заявляет, что предъявляет особо строгие требования при подтверждении подлинности чуда. [34] Процесс контролируется Конгрегацией по делам святых . [35]
Католическая церковь причислила к чудесам несколько событий, некоторые из которых произошли в наше время. Прежде чем человека можно будет принять в лики святых, необходимо посмертно подтвердить, что он совершил два чудеса. В процедуре беатификации Папы Иоанна Павла II , умершего в 2005 году, Ватикан объявил 14 января 2011 года, что Папа Бенедикт XVI подтвердил, что выздоровление Марии Симон-Пьер от болезни Паркинсона было чудом. [36]
Среди наиболее примечательных чудес, одобренных церковью, есть несколько евхаристических чудес , в которых сакраментальные виды хлеба и вина достигают случайностей человеческой плоти и крови. Яркими примерами являются Чудо Ланчиано и Сантарена . [ нужна ссылка ]
Согласно документам 17 века, молодому испанцу чудесным образом вернули ногу в 1640 году после ампутации, проведенной двумя с половиной годами ранее. [37]
Еще одним чудом, одобренным церковью, является Чудо Солнца , которое, как говорят, произошло недалеко от Фатимы, Португалия , 13 октября 1917 года. Согласно легенде, от 70 000 до 100 000 человек, собравшихся в бухте недалеко от Фатимы, стали свидетелями Солнечный свет тускнеет и меняет цвет, а Солнце вращается, танцует в небе и, кажется, падает к Земле, излучая при этом сильное тепло. После десятиминутного события земля и одежда людей, промокшая от предыдущего ливня, оказались сухими.
Веланканни (Мария) восходит к середине 16 века, и ему приписывают три чудеса: явление Марии и Младенца Христа спящему мальчику-пастушку, исцеление хромого продавца пахты и спасение португальских моряков от сильный морской шторм. [38]
В дополнение к этому, Католическая церковь приписывает чудесные причины многим необъяснимым явлениям в каждом конкретном случае. Только после того, как все другие возможные объяснения будут признаны неадекватными, церковь примет на себя божественное вмешательство и объявит чудо, достойное почитания ее последователей. Однако церковь не предписывает верить в какие-либо сверхбиблейские чудеса как в предмет веры или как необходимое для спасения .
Фома Аквинский , выдающийся Учитель Церкви разделил чудеса на три типа , в своей книге «Сумма против язычников» :
Чудесами принято называть вещи, совершаемые порой божественно, помимо общеустановленного порядка в вещах; ибо мы с некоторым удивлением восхищаемся определенным событием, когда наблюдаем его следствие, но не знаем его причины. А так как одна и та же причина иногда известна одним людям и неизвестна другим, то в результате из нескольких, видящих следствие одновременно, одни приходят в восхищенное изумление, а другие нет. Например, астроном не удивляется, когда видит солнечное затмение, поскольку знает его причину, но человек, несведущий в этой науке, должен изумляться, ибо он игнорирует причину. Итак, известное событие для одного человека является чудесным, а для другого — нет. Итак, вещь, имеющая совершенно скрытую причину, дивна в безусловном смысле, и об этом говорит само название: чудо; а именно то, что само по себе наполнено восхитительным чудом, а не просто по отношению к тому или иному человеку. Итак, совершенно говоря, причина, сокрытая от каждого человека, — это Бог. Фактически, выше мы доказали, что ни один человек в нынешнем состоянии жизни не может постичь Его сущность интеллектуально. Следовательно, чудесными следует называть то, что совершается божественной силой без соблюдения порядка, обычно соблюдаемого в вещах.
Существуют различные степени и порядки этих чудес. Действительно, высший ранг среди чудес занимают те события, в которых Бог совершает нечто такое, чего природа никогда не могла бы совершить. Например, что два тела должны совпадать; что солнце меняет свой курс или стоит на месте; что море разверзнется и откроет путь, по которому смогут пройти люди. И даже среди них можно наблюдать порядок. Ибо чем величественнее дела, совершаемые Богом, и чем больше они удалены от возможностей природы, тем значительнее чудо. Таким образом, более чудесно, чтобы солнце изменило свой курс, чем разделилось море.
Далее, вторую степень чудес занимают те события, в которых Бог делает то, что может сделать природа, но не в таком порядке. Жить, видеть и ходить — это работа природы для животного; но чтобы оно жило после смерти, видело после ослепления, ходило после паралича членов, эта природа не может, - но Бог иногда творит такие дела чудесно. Даже среди этой степени чудес очевидна градация в зависимости от того, насколько то, что совершается, более далеко от возможностей природы.
Третья степень чудес происходит, когда Бог делает то, что обычно делается действием природы, но без действия принципов природы. Например, человек может быть излечен божественной силой от лихорадки, которую можно вылечить естественным путем, и дождь может пойти независимо от действия принципов природы. [39]
Евангелизм
[ редактировать ]Для большинства -евангелистов христиан библицизм гарантирует, что чудеса, описанные в Библии, по-прежнему актуальны и могут присутствовать в жизни верующего. [40] [41] Исцеления, академические или профессиональные успехи, рождение ребенка после нескольких попыток, прекращение зависимости и т. д. могут быть осязаемыми примерами вмешательства Бога в веру и молитву Святого Духа . [42] В 1980-е годы неохаризматическое движение вновь сделало акцент на чудесах и исцелении верой . [43] Таким образом, в некоторых церквях особое место отводится исцелениям верой с возложением рук во время богослужений или кампаниям евангелизации. [44] [45] Исцеление верой или божественное исцеление считается наследием Иисуса , полученным через его смерть и воскресение. [46]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме чудеса сосредоточены на эпизодах освобождения духа. [47] Ключевым примером является откровение Кришны Арджуне , в котором Кришна убеждает Арджуну вновь присоединиться к битве против своих кузенов, ненадолго и чудесным образом дав Арджуне силу увидеть истинные масштабы Вселенной и ее поддержание внутри Кришны, что требует божественного видения. Это типичная ситуация в индуистской мифологии, когда «чудесные деяния совершаются с целью принести духовное освобождение тем, кто становится их свидетелем или читает о них». [47]
Индуистские мудрецы критиковали как ожидание, так и доверие к чудесам как мошенничество, ситуации, когда люди стремятся заработать выгоду, не выполняя работу, необходимую для ее получения. [47] В практике индуизма продолжают время от времени сообщать о чудесах, причем примером чуда, о котором сегодня сообщается в индуизме, является индуистское молочное чудо в сентябре 1995 года, а также дополнительные случаи в 2006 и 2010 годах, когда были замечены статуи некоторых индуистских божеств, пьющих молоко. предложено им. Научное объяснение инцидента, подтвержденное индийскими учеными, заключалось в том, что материал вытек из чаш для подношений под действием капилляров .
ислам
[ редактировать ]В Коране чудо можно определить как сверхъестественное вмешательство в жизнь человека. [48] Согласно этому определению, чудеса присутствуют «в тройном смысле: в священной истории , в связи с самим Мухаммедом и в отношении откровения ». [48] В Коране не используется техническое арабское слово, обозначающее чудо ( Мудджиза ), буквально означающее «то, с помощью чего [Пророк] сбивает с толку и подавляет своих противников». Скорее здесь используется термин «айя» (буквально означающий знак). [49] Термин «айя» используется в Коране в вышеупомянутом тройном смысле: он относится к «аятам» Корана (считающихся божественной речью на человеческом языке ; представленных Мухаммедом как его главное чудо); а также чудесам и знамениям (особенно творения). [48] [49]
Чтобы защитить возможность чудес и всемогущество Бога от посягательства независимых вторичных причин, некоторые средневековые мусульманские богословы, такие как Аль-Газали, отвергали идею причины и следствия по существу, но принимали ее как нечто, облегчающее человечеству исследование и постижение природных явлений. процессы. Они утверждали, что природа состоит из однородных атомов, которые в каждое мгновение «воссоздаются» Богом. Таким образом, если бы земля упала, Богу пришлось бы создавать и воссоздавать случай тяжести до тех пор, пока земля падала. Для мусульманских богословов законы природы были лишь обычной последовательностью видимых причин: обычаями Бога. [50]
В суфийской биографической литературе упоминаются чудесные истории мужчин и женщин. Чудесное мастерство суфийских святых включает в себя фирасу ( ясновидение ), способность исчезать из поля зрения, становиться полностью невидимыми и практиковать буруз ( экстериоризацию ). Сообщается, что святые люди приручают диких зверей и преодолевают большие расстояния за очень короткий промежуток времени. Они также могли бы производить еду и дождь в периоды засухи, исцелять больных и помогать бесплодным женщинам зачать ребенка. [51] [52]
иудаизм
[ редактировать ]Описания чудес (ивр. Несс, נס ) встречаются в Танахе . Примеры включают пророков, таких как Илия , совершивший такие чудеса, как воскрешение мертвого сына вдовы (3 Царств 17:17–24), и Елисей , чьи чудеса включают в себя умножение кувшина с маслом бедной вдовы (4 Царств 4:1–7) и восстановление к жизни сын женщины Сунемской (4 Царств 4:18–37). Тора Моисеем описывает множество чудес, связанных с во время его пророка и исхода израильтян. Разделение Красного моря и облегчение египетских казней являются одними из самых известных.
возникло множество религиозных движений и отколовшихся групп В первом веке до нашей эры среди евреев Иудеи . Ряд людей утверждали, что они чудотворцы в традициях Моисея , Илии и Елисея , еврейских пророков. Талмуд приводит несколько примеров таких еврейских чудотворцев, одним из которых является Хони ха-Магель , который прославился своей способностью успешно молиться о дожде. [53]
Есть люди, которые затемняют все чудеса, объясняя их законами природы. Когда эти еретики, не верящие в чудеса, исчезнут и в мире возрастет вера, тогда придет Машиах. Ибо от этого прежде всего зависит сущность Искупления, т. е. от веры. [54]
Большинство хасидских общин изобилуют рассказами о чудесах, которые происходят после йехидута , духовной аудиенции у цадика : бесплодные женщины беременеют, раковые опухоли уменьшаются, своенравные дети становятся благочестивыми. [55] Многие хасиды утверждают, что благодаря употреблению шираим ( остатков еды ребе ) могут происходить чудеса, такие как чудесное исцеление или благословение богатства или благочестия.
Критика
[ редактировать ]Томас Пейн , один из отцов-основателей Американской революции , писал: «Все рассказы о чудесах, которыми наполнены Ветхий и Новый Заветы, пригодны только для того, чтобы проповедовать самозванцам и верить глупцам». [56]
Томас Джефферсон , главный автор Декларации независимости Соединенных Штатов , отредактировал версию Библии, из которой он удалил разделы Нового Завета, содержащие сверхъестественные аспекты, а также предполагаемые неверные толкования, которые, по его мнению, были добавлены четырьмя евангелистами. [57] [58] Джефферсон писал: «Установление невинного и подлинного характера этого доброжелательного моралиста и спасение его от обвинений в обмане, возникших в результате искусственных систем, [сноска: например, Непорочное зачатие Иисуса, его обожествление, создание мир им, его чудесные силы, его воскресение и видимое вознесение, его телесное присутствие в Евхаристии, Троице; первородный грех, искупление, возрождение, избрание, чины Иерархии и т. д. — Т.Дж.], изобретенные ультрахристианскими сектами, несанкционированный ни одним словом, когда-либо произнесенным им, является наиболее желанной целью, которой Пристли успешно посвятил свои труды и знания». [59]
Войны за независимость Американский патриот Итан Аллен писал: «В тех частях мира, где преобладали обучение и наука, чудеса прекратились; но в тех частях мира, которые являются варварскими и невежественными, чудеса все еще в моде». [60]
Роберт Ингерсолл писал: «Не 20 человек были убеждены сообщениями о чудесах Христа, и тем не менее людей девятнадцатого века хладнокровно просили убедить их на слухах в чудесах, в которые те, кто, как предполагалось, их видел, отказывались поверить». [61]
Элберт Хаббард , американский писатель, издатель, художник и философ, писал: «Чудо — это событие, описанное теми, кому о нем рассказали люди, которые его не видели». [62]
Биолог Ричард Докинз раскритиковал веру в чудеса как подрыв бритвы Оккама . [63]
Математик Чарльз Эрмит , рассуждая о мире математических истин и физическом мире, заявил, что «синтез этих двух частично раскрывается в чудесном соответствии между абстрактной математикой, с одной стороны, и всеми разделами физики, с другой». . [64]
Баден Пауэлл , английский математик и священник англиканской церкви, заявил, что если Бог — законодатель, то «чудо» нарушит законные указы, изданные при сотворении мира. Поэтому вера в чудеса была бы совершенно атеистической. [65]
См. также
[ редактировать ]- Курс чудес - книга Хелен Шукман, 1976 г.
- Непреодолимое стихийное бедствие - стихийное бедствие, находящееся вне контроля человека, в котором никто не виноват.
- Цессационизм - христианский богословский спор.
- Deus ex machina - изобретенное устройство для разрешения сюжета драматического произведения.
- Эффект Лурда - Скептическая теория двусмысленности чудес.
- Магия и религия
- Чудеса (книга) - Книга, написанная К.С. Льюисом.
- Чудеса Джозефа Смита – аспект истории.
- Естественный сверхнатурализм - философская концепция, разработанная Томасом Карлайлом.
- Богоматерь Лурдская – титул Марии, матери Иисуса.
- Богоматерь Меджугорья – Предполагаемые видения Марии, матери Иисуса
- Паранормальные явления - предполагаемые явления, выходящие за рамки обычного научного понимания.
- Питер Де Раддер – Лурдское чудо (1822–1898)
- Реликвия – объект религиозного значения из прошлого.
- Королевское прикосновение - целебная сила, которой предположительно обладали монархи.
- Научный скептицизм - сомнение в утверждениях, не имеющих эмпирических доказательств.
- Знамения и чудеса – события, которые считаются чудесными.
- Змеиное масло – эвфемизм для ложной рекламы
- Спонтанная ремиссия - уменьшение или ослабление заболевания с течением времени без формального лечения («чудеса медицины»).
- Суеверия в мусульманских обществах – Народные верования в исламе
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженни Шредель; Джон Шредель (2006). Книга «Все о Марии: Жизнь и наследие Пресвятой Матери» . стр. 137–38. ISBN 1-59337-713-4 .
- ^ Jump up to: а б Один словарь определяет «чудо» как: «Удивительное и долгожданное событие, которое не объяснимо естественными или научными законами и поэтому считается делом божественного воздействия».
- ^ Хальберсам, Йитта (1890). Маленькие чудеса . Адамс Медиа. ISBN 1-55850-646-2 .
- ^ Jump up to: а б Чудеса. Архивировано 22 ноября 2019 г. в Wayback Machine в Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Грудем, Уэйн (1994). Систематическое богословие .
- ^ «Деисты верят в единого безличного Бога» . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г. Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Определение чудес» . Библия.орг . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о Salvia divinorum» . SageWisdom.org . 30 июля 2012. Архивировано из оригинала 16 августа 2001 года . Проверено 26 августа 2007 г.
Те, кто думает об опыте сальвии в религиозных, духовных или мистических терминах, могут говорить о таких вещах, как просветление, сатори и «очищение дверей восприятия».
- ^ Адамсон, София; Мецнер, Ральф. «Природа опыта МДМА и его роль в исцелении, психотерапии и духовной практике» . карты.орг . КАРТЫ. Архивировано из оригинала 10 октября 2018 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Уоттс, Алан (январь 1968 г.). «Психоделики и религиозный опыт» . Обзор законодательства Калифорнии . 56 (1): 74–85. дои : 10.2307/3479497 . JSTOR 3479497 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 г. Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Адамсон, Питер. «Богословие Аристотеля» . Стэнфорд.edu . Архивировано из оригинала 11 июня 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ «Аристотель о существовании Бога» . logicmuseum.com . Архивировано из оригинала 31 января 2014 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Афтерман, А. (2016). «И будут одна плоть»: о языке мистического союза в иудаизме . Приложения к Журналу еврейской мысли и философии. Брилл. п. 102. ИСБН 978-90-04-32873-0 . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Бенедикт де Спиноза. «Глава 6: О чудесах». Телогико-политический трактат . перевод Роберта Уиллиса. Архивировано из оригинала 12 сентября 2014 г. Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . document.routledge-interactive.s3.amazonaws.com . Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2017 года . Проверено 15 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Вторая речь: Природа религии». О религии: речи к ее культурным поклонникам . Лондон: Пол, Тренч, Трубнер. 1893. с. 23.
- ^ Попкин, Ричард Х. (1951). «Юм и Кьеркегор» . Журнал религии . 31 (4): 274–281. дои : 10.1086/484179 . JSTOR 1198939 . S2CID 170254469 .
- ↑ Кьеркегор о чудесах. Архивировано 6 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Келлер, Джеймс. «Моральный аргумент против чудес», Вера и философия . том. 12, № 1. Январь 1995. 54–78.
- ^ «Что говорят мировые религии о чудесах?» . Канал National Geographic . 28 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ Кембриджский спутник чуда . Кембридж. 2011.
- ^ Корея: религиозная история, Джеймс Хантли Грейсон, с. 34
- ^ Кин, Дональд. Двадцать пьес театра Но. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1970. Страница 238.
- ^ Фанк, Роберт В. и семинар Иисуса . Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса. ХарперСанФранциско. 1998. Введение, с. 1–40
- ^ см ., например, Polkinghorne, op cit. и комментарии к Евангелию от Иоанна, такие как Темпла Уильяма «Чтения в Евангелии от Иоанна» (см., например, стр. 33) или » Тома Райта . « Джон для всех
- ^ Рамзи МакМаллен , Христианизация Римской империи, 100–400 гг. н. э. , 1984: 23, 108.
- ^ МакМаллен 1984:40.
- ^ Цитируется по MacMullen 1984:22.
- ^ «Являются ли чудеса логически невозможными?» . Come Reason Ministries, убеждая в христианстве. Архивировано из оригинала 30 ноября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ « Чудеса невозможны», — утверждают некоторые. Правда ли это?» . ChristianAnswers.net. Архивировано из оригинала 27 октября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ Пол К. Хоффман (весна 1999 г.). «Юридический анализ «принципиального» аргумента Юма против чудес» (PDF) . Христианский журнал апологетики . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ Кэппс, Дональд (2010). «Иисус, деревенский психиатр: краткое содержание» . HTS Теологические исследования . 66 (1) – через Сьело.
- ^ Вильоэн, Франсуа П. (2014). «Иисус, исцеляющий прокаженного, и Закон чистоты в Евангелии от Матфея» . В die Skriflig . 48 (2) – через Сьело.
- ^ Ван Биема, Дэвид (10 апреля 1995 г.). «Современные чудеса имеют строгие правила» . Pathfinder.com. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 года.
- ^ Фаласка, Стефания (2004). «Необходимость чудес» . 30giorni.it . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 13 декабря 2006 г.
- ^ «Папа Бенедикт прокладывает путь к беатификации Иоанна Павла II» . bbc.news.co.uk. 14 января 2011 года. Архивировано из оригинала 15 января 2011 года . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ Мессори, Витторио (2000): Чудо. Расследование о самом шокирующем вундеркинде Мэриан. – Риццоли: Бур.
- ↑ Чудо храма Веланканни. Архивировано 28 января 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Фома Аквинский, Святой Фома . «Против язычников», lib. III кап. 101 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 г.
- ^ Себастьян Фат, От гетто к сети: евангелический протестантизм во Франции, 1800–2005 гг ., Издание Labor et Fides, Женева, 2005 г., стр. 28
- ^ Джеймс Иннелл Пакер, Томас К. Оден, Одна вера: евангелический консенсус , InterVarsity Press, США, 2004, стр. 104
- ^ Франк Пуаро, Евангелисты во Франции 21 века , Editions Edilivre, Франция, 2007, с. 69, 73, 75
- ^ Джордж Томас Куриан, Марк А. Лэмпорт, Энциклопедия христианства в Соединенных Штатах, Том 5 , Rowman & Littlefield, США, 2016, стр. 1069
- ^ Сесил М. Робек-младший, Амос Йонг, Кембриджский спутник пятидесятничества , Cambridge University Press, Великобритания, 2014, стр. 138
- ^ Беатрис Мор и Изабель Нуссбаум, Рок, чудеса и Сен-Эспри. Архивировано 3 ноября 2020 г. в Wayback Machine , rts.ch, Швейцария, 21 апреля 2011 г.
- ^ Рэндалл Герберт Балмер, Энциклопедия евангелизма: исправленное и расширенное издание , Baylor University Press, США, 2004, стр. 212
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Л. Уэддл (2010). Чудеса: чудо и значение в мировых религиях . стр. 35–70. ISBN 978-0-81479-483-8 .
- ^ Jump up to: а б с Денис Гриль, Чудеса , Энциклопедия Корана
- ^ Jump up to: а б А. Дж. Венсинк, Muʿd̲j̲iza , Энциклопедия ислама
- ^ Роберт Г. Мурисон, Изображение природы в средневековом комментарии к Корану, StudiaИсламика, 2002 г.
- ↑ Наследники пророка: харизма и религиозный авторитет в шиитском исламе. Автор: Лиякатали Такием.
- ^ «СВЯТЫЕ И ЧУДЕСА» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2010 г. Проверено 6 мая 2010 г.
- ↑ Мишна Таанит 3:8 Текст на иврите в Мехон-Мамре. Архивировано 13 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Носсон Бресловский, Ребе. Кицур Ликутей Мохаран (Сокращенный Ликутей Мохаран) Том. 1 ( Киндл 414–417). Бресловский научно-исследовательский институт
- ^ Энциклопедия еврейского мифа, магии и мистики, Джеффри В. Деннис, с. 49
- ↑ Сочинения Томаса Пейна, том 4, стр. 289 , Putnam & Sons, 1896 г. ОСЛК 459072720
- ^ Джереми Косселак (ноябрь 1998 г.). Возвышение разумного божества: Библия христианства Томаса Джефферсона. (Сообщает: доктор Патрик Ферлонг). Университет Индианы в Саут-Бенде – исторический факультет. IUSB.edu. Архивировано 8 февраля 2007 г. на Wayback Machine , проверено 19 февраля 2007 г.
- ^ RP Неттельхорст. Заметки об отцах-основателях и отделении церкви от государства. Школа теологии Кварц-Хилл. Theology.edu. Архивировано 16 октября 2017 г. на Wayback Machine. Проверено 20 февраля 2007 г.
- ↑ Письмо Уильяму Шорту (31 октября 1819 г.), опубликованное в «Работах Томаса Джефферсона в двенадцати томах», Federal Edition, Пол Лестер Форд, изд., Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1904, Vol. 12, стр. 141–142.
- ^ Итан Аллен, Разум, единственный оракул человека, 1784 г.
- ^ «Ингерсолл о Талмейдже; Кредо Бруклинского священнослужителя обсуждается перед большой аудиторией» . Нью-Йорк Таймс . 24 апреля 1882 года. Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Элберт Хаббард, Филистимлянин (1909)
- ^ Ричард Докинз . Бог-обман
- ^ Моррис Клайн (1982). Математика: потеря уверенности . Издательство Оксфордского университета. п. 345. ИСБН 978-0-19-503085-3 . Архивировано из оригинала 21 июля 2022 г. Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Десмонд и Мур 1991 , с. 500
Общие ссылки и книги
[ редактировать ]- Браун, Колин. Чудеса и критический разум . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1984.
- Десмонд, Адриан ; Мур, Джеймс (1991). Дарвин . Лондон: Майкл Джозеф, Penguin Group. ISBN 0-7181-3430-3 .
- Чавда, Махеш. Только любовь может сотворить чудо . Шарлотта: Министерство Махеш Чавда, 1990.
- Бонтрагер, Криста, «Это чудо! Или это так?», Reasons.org. Архивировано 7 февраля 2006 г. на Wayback Machine.
- Эйзен, Роберт (1995). Герсонид о провидении, завете и избранном народе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка .
- Гудман, Ленн Э. (1985). Рамбам: Чтения по философии Моисея Маймонида . Футболка «Джи-Би».
- Хамфрис, Колин Дж. Чудеса Исхода . Харпер, Сан-Франциско, 2003 г.
- Келлнер, Менахем (1986). Догма в средневековой еврейской мысли . Издательство Оксфордского университета .
- Льюис, CS Чудеса: предварительное исследование . Нью-Йорк, компания Макмиллан, 1947 год.
- Мул, CFD (ред.). Чудеса: Кембриджские исследования по их философии и истории . Лондон, А. Р. Моубрей, 1966, © 1965 (также Обзор библейских чудес).
- Твелтри, Грэм . Иисус Чудотворец: историческое и богословское исследование . ИВП, 1999.
- Вудворд, Кеннет Л. (2000). Книга чудес . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 0684823934 .
- Кинер, Крейг С. (2011). Чудеса: достоверность сообщений Нового Завета . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0801039522 . OCLC 699760418 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тон Берси О значении «чуда» в христианстве. Оценка текущих дебатов о чудесах и предложение сбалансированного герменевтического подхода , Peeters Publishers, 2021 г.
- Стивен Броган «Королевское прикосновение в Англии раннего Нового времени: политика, медицина и грех» , Королевское историческое общество, 2015 г.
- Х.А. Дрейк Век чудес: христиане, язычники, евреи и сверхъестественное, 312–410 , Oxford University Press, 2017 г. ISBN 978-0199367412
- Гудини, Гарри «Торговцы чудесами и их методы: полное разоблачение книг Прометея» ; Репринтное издание (1993 г.), первоначально опубликованное в 1920 г. ISBN 0-87975-817-1 .
- Роберт Кнапп Рассвет христианства: Люди и боги во времена волшебства и чудес , Профильные книги, Великобритания, 2017 ISBN 978-1781252079
- Марвин Мейер и Ричард Смит Древняя христианская магия: коптские тексты ритуальной силы Princeton University Press, 1999
- Д. Михаэлидис (редактор) Медицина и исцеление в древнем средиземноморском мире , Oxbow Books, 2014 г.
- Джо Никелл в поисках чуда: плачущие иконы, реликвии, стигматы, видения и исцеления , Книги Прометея, 1997
- Исцеление Уильяма А. Нолена : доктор в поисках чуда , Random House, 1975
- Рой Портер Величайшая польза для человечества: медицинская история человечества , WW Norton & Co., 1997 г.
- Джеймс Рэнди Целители верой , Книги Прометея, 1 987
- Мэтью Роули и Наташа Ходжсон (редакторы), Чудеса, политическая власть и насилие в средневековой и ранней современной истории. Лондон, Рутледж, 2022 г.
- Эндрю Диксон Уайт (первое издание 1896 года. Классическая работа, постоянно переиздаваемая) «История войны науки с теологией в христианском мире» , см. главу 13, часть 2, «Рост легенд об исцелении: жизнь святого Франциска Ксаверия как типичный пример» .
- Рори Ройбал Чудеса или волшебство? . Ксулон Пресс, 2005.
- Грейвс, Уилфред (2007). Популярное и элитарное понимание чудес в просвещенной Англии. Диссертация представлена в Центр перспективных богословских исследований при частичном выполнении требований для получения степени доктора философии . Пасадена, Калифорния: Теологическая семинария Фуллера, Школа теологии. ISBN 9780549274575 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья о чудесах в Интернет-энциклопедии философии
- Skepdic.com , Словарь скептиков о чудесах
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- « Чудо » в Междисциплинарной энциклопедии религии и науки.
- История размышлений о чудесах на Западе
- Mukto-mona.com , объяснение чудес индийским скептиком: Юктибаади, составлено Басавой Преманандом.
- Эндрю Лэнг, Psychanalyse-paris.com , «Наука и «чудеса»», Глава II «Создание религии» , Лонгманс, Грин и компания, Лондон, Нью-Йорк и Бомбей, 1900, стр. 14–38.
- Альмут Хоферт (редактор): Чудеса, чудеса и монстры в средние века. (Живые книги истории, опубликованные в 2016 году профессиональным порталом исторических наук Швейцарии, info-clio.ch) [1]
- Хьюм о чудесах