Jump to content

Анри де Любак

(Перенаправлено с Анри-Мари де Любак )


Анри де Любак

Кардинал-диакон Санта-Мария-ин-Домника.
Церковь Латинская церковь
Назначен 2 февраля 1983 г.
Срок закончился 4 сентября 1991 г.
Предшественник Альфредо Оттавиани
Преемник Луиджи Поджи
Заказы
Рукоположение 22 августа 1927 г.
Создан кардинал 2 февраля 1983 г.
Папой Иоанном Павлом II
Классифицировать Кардинал-диакон
Личные данные
Рожденный
Анри-Мари Жозеф Соньер де Любак

( 1896-02-20 ) 20 февраля 1896 г.
Камбре , Франция
Умер 4 сентября 1991 г. ) ( 1991-09-04 ) ( 95 лет
Париж , Франция
Номинал Римско-католический
Занятие Иезуитский священник/теолог
Герб Герб Анри де Любака

Анри-Мари Жозеф Сонье де Любак SJ ( Французский: [лыбак] ; 20 февраля 1896 — 4 сентября 1991), более известный как Анри де Любак , был французским священником -иезуитом и кардиналом , который считается одним из самых влиятельных богословов 20-го века. Его труды и доктринальные исследования сыграли ключевую роль в формировании Второго Ватиканского Собора .

Ранняя жизнь и рукоположение

[ редактировать ]

Анри де Любак родился в Камбре в древней дворянской семье Ардеш . Он был одним из шести детей; его отец был банкиром, а мать домохозяйкой. Семья вернулась в 1898 году в район Лиона, где Анри учился у иезуитов. Прирожденный аристократ по манерам и внешности, де Любак год назад изучал право, в возрасте 17 лет, и вступил в Общество Иисуса в Лионе 9 октября 1913 года. Согласно церковным законам начала двадцатого века, иезуитский послушник временно переехал в Сент-Леонардс-он-Си , Восточный Суссекс, где де Любак учился, прежде чем его призвали во французскую армию в 1914 году из-за начала Великой войны . Он получил ранение головы в Ле-Эпарже в День всех святых в 1917 году. [а] из-за чего у него на всю оставшуюся жизнь возникали повторяющиеся приступы головокружения и головных болей. После демобилизации в 1919 году де Любак вернулся к иезуитам и продолжил свои философские исследования сначала в Хейлс-плейс в Кентербери , а затем, с 1920 по 1923 год, в Доме Сен-Луи, иезуитском философском доме, расположенном в то время в Сент-Хельере. Джерси . Именно здесь он встретится с мыслью о Морисе Блонделе и Пьере Руссело . Встреча с Блонделем окажется особенно важной. В 1932 году де Любак в конце концов напишет Блонделю и расскажет ему о своей встрече с L'Action в начале 1920-х годов и о том, как мысли Блонделя вокруг проблемы интегрализма стали одним из центральных вдохновителей поисков де Любака нового понимания Связь природы и благодати. [1] Де Любак преподавал в иезуитском колледже в Монгре, в Роне, с 1923 по 1924 год, а затем в 1924 году вернулся в Англию и начал четыре года богословских исследований в Ор-Плейс в Гастингсе, Восточный Суссекс. В 1926 году иезуитский колледж был переведен обратно в Фурвьер в Лионе, где де Любак завершил оставшиеся два года своего богословского обучения. был рукоположен в сан священника 22 августа 1927 года .

Профессор и богослов

[ редактировать ]
Стили
Анри де Любак
Справочный стиль Его Высокопреосвященство
Разговорный стиль Ваше Высокопреосвященство
Неформальный стиль Кардинал

В 1929 году де Любак был назначен профессором фундаментального богословия в Католическом университете Лиона (необходимая докторская степень была присвоена Григорианским университетом в Риме по указанию генерального отца Общества Иисуса, но де Любак не ступил туда или когда-либо представлял диссертацию). [2] Он преподавал там с 1929 по 1961 год, хотя и с двумя перерывами – сначала во время Второй мировой войны , когда он был вынужден подпольничать из-за своей деятельности во французском Сопротивлении , а затем с 1950 по 1958 год, когда Общество Иисуса под давлением Рим отстранил его от преподавательской деятельности и отстранил от резиденции иезуитов Фурвьер .

В 1930-е годы де Любак преподавал в Католическом университете и проводил исследования, а также преподавал (между 1935 и 1940 годами) один курс в иезуитской семинарии в Фурвьере (где он также жил с 1934 года). [3] Его первая книга, ставшая теперь классической «Католицизм» (английское название нынешнего издания: «Католицизм: Христос и общая судьба человека »), была опубликована в 1938 году, перед войной. В 1940 году [б] [4] он основал серию Sources Chrétiennes («Христианские источники»), редактируемую совместно с его коллегой-иезуитом Жаном Даниэлу , сборник двуязычных критических изданий раннехристианских текстов и отцов церкви , который активизировал как изучение патристики , так и доктрины Священная традиция .

Во время Второй мировой войны произошел первый перерыв в этой схеме: де Любак присоединился к движению «духовного сопротивления», помогая в публикации подпольного журнала нацистского сопротивления под названием Témoignage chrétien [ fr ] или «Христианское свидетельство» . Оно было призвано показать несовместимость христианской веры с философией и деятельностью нацистского режима как в Германии, так и под прикрытием правительства Виши на юге Франции, теоретически независимого от Рейха . Де Любак часто скрывался от немцев, а несколько его коллег по журналу были схвачены и казнены. Даже скрываясь, он продолжал учиться и писать.

Начиная с 1944 года, с окончанием нацистской оккупации Франции, де Любак вышел из подполья и опубликовал ряд текстов (многие из них были начаты или завершены до войны, но не опубликованы в начале 1940-х годов из-за нехватки бумаги). которые стали крупным вмешательством в католическое богословие двадцатого века. В их число входили: Corpus Mysticum , который был готов к публикации в 1939 году и появился в феврале 1944 года; Le Drame de l'humanisme atée (Драма атеистического гуманизма), опубликованная в декабре 1944 года; De la connaissance de Dieu опубликовано в 1945 году; Surnaturel: Études historiques (книга, которую де Любак начал в Гастингсе в студенческие годы), опубликованная в 1946 году тиражом в 700 экземпляров из-за продолжающейся нехватки бумаги.

«Темные годы»

[ редактировать ]

В июне 1950 года, как говорил сам де Любак, «молния ударила в Фурвьера». [5] Де Любак, который проживал в Фурвьере, но фактически не преподавал там, и четыре профессора Фурвьера были отстранены от своих обязанностей (в случае де Любака это включало его профессорство в Лионе и его редакцию в журнале Recherches de Science Religieuse ) и были вынуждены покинуть лионскую провинцию. . Всем провинциальным иезуитам было приказано изъять три его книги ( Surnaturel , Corpus mysticum и Connaissance de Dieu ) и одну статью из своих библиотек и, насколько это возможно, из публичного распространения. Иск был предпринят через генерального настоятеля иезуитов Жана-Батиста Янсенса под давлением куриальной канцелярии и был вызван «пагубными ошибками в основных вопросах догмы». [6] Два месяца спустя, [с] Папа Пий XII издал энциклику Humani Generis , которая, по широко распространенному мнению, была адресована де Любаку и другим богословам, связанным с новой теологией . [ нужна ссылка ] интеллектуальное движение, характеризующееся возобновлением внимания к святоотеческим истокам католицизма, готовностью обратиться к идеям и проблемам современных мужчин и женщин, сосредоточением внимания на пастырской работе и уважении к компетентности мирян, а также ощущением Католической Церкви как существующие в истории и затронутые ею.

То, что де Любак назвал «темными годами», длилось почти десять лет. Лишь в 1956 году ему разрешили вернуться в Лион, и только в 1958 году университет получил устное одобрение Рима на то, чтобы де Любак вернулся к преподаванию курсов, которые он ранее вел.

Хотя все, что де Любак писал в эти годы, подвергалось цензуре в Риме, он никогда не переставал учиться, писать и публиковаться. В эти годы он выпустил исследование библейской экзегезы Оригена (1950), три книги по буддизму (1951, 1952, 1955), «Méditations sur l'Église» (1953) – текст, который оказал большое влияние на Lumen Gentium , документ о природе церкви, составленный на II Ватиканском соборе), [7] и «На путях Бога» (1956).

Вернуться к принятию

[ редактировать ]

Его новаторское исследование «Exégèse mediévale» (1959–1965) возродило интерес к духовной экзегезе Священных Писаний и дало мощный толчок развитию богословия завета .

Незадолго до соборных лет и во время них, по благословению своего ордена, де Любак также начал писать и публиковать книги и статьи в защиту сочинений Пьера Тейяра де Шардена , своего старшего друга и соратника-иезуита, умершего в 1955 году. Идеи Тейяра оказали влияние на некоторых богословов « новой теологии» , а также встретили крайнюю немилость в Риме.

Второй Ватиканский Собор

[ редактировать ]

В августе 1960 года Папа Иоанн XXIII назначил де Любака консультантом Подготовительной богословской комиссии предстоящего Второго Ватиканского собора . Затем он был назначен перитусом (теологическим экспертом) самого собора, а позже Папой Павлом VI членом его теологической комиссии (а также двух секретариатов). Хотя точный характер его вклада во время собора трудно определить, его труды, безусловно, оказали влияние на соборный и постсоборный периоды, особенно в области экклезиологии , где одной из его забот было понимание церкви как сообщества весь народ Божий, а не только духовенство . [8] Влияние Де Любака на Lumen gentium ( Догматическую Конституцию Церкви) и Gaudium et spes ( Конституцию Церкви в современном мире) общепризнано. [9]

Поздние годы

[ редактировать ]

В 1969 году Папа Павел VI , поклонник творчества де Любака, предложил сделать его кардиналом, но де Любак возражал, полагая, что для него стать епископом , как того требуют все кардиналы, было бы «злоупотреблением апостольским служением». [д] Павел VI, взяв на себя обязательство создать кардинала-иезуита, вместо этого удостоил этой чести младшего коллегу де Любака Жана Даниэлу .

В годы после II Ватиканского собора де Любак стал известен как «консервативный теолог», его взгляды полностью соответствовали учению – в отличие от его прогрессивной репутации в первой половине его жизни. Способствуя этой репутации, в 1972 году де Любак вместе с Йозефом Ратцингером , который позже стал Папой Бенедиктом XVI, и Гансом Урсом фон Бальтазаром основал журнал Communio журнал, который приобрел репутацию предлагающего более консервативное богословие, чем Concilium . [11]

В 1983 году Папа Иоанн Павел II предложил сделать де Любака кардиналом, на этот раз с разрешением на рукоположение в епископа. Де Любак согласился и стал первым кардиналом, не являющимся епископом, после правила 1962 года, требующего, чтобы кардиналы были епископами. На консистории от 2 февраля 1983 года Папа Иоанн Павел II возвел де Любака в возрасте 87 лет в Коллегию кардиналов . Он был назначен кардиналом-диаконом Санта-Мария-ин-Домника . 24 мая 1990 года де Любак стал старейшим из ныне живущих кардиналов. Он умер в Париже в 1991 году.

Возможная канонизация

[ редактировать ]

31 марта 2023 года Конференция епископов Франции проголосовала за открытие дела о канонизации де Любака из-за его влияния на католическое богословие и философию. Если Ватикан согласится, ему будет присвоено звание « Слуга Божьего ». [12]

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • публикация «Творчества де Любака» Завершена (50 томов; Париж: Серф, 1998).
  • «Католицизм: Les аспекты sociaux du Dogme» , (Париж, 1938: вышло семь изданий, последнее в 1983 году), переведено как «Католицизм» , пер. Шеппард Л. и Энглунд Э. (Лондон: Longman Green, 1950), а затем переизданный как «Католицизм: Христос и общая судьба человека» (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1988).
  • Corpus Mysticum : Essai sur L'Eucharistie et l'Église au moyen âge (Париж, 1944), переведено как Corpus Mysticum: Евхаристия и Церковь в Средние века , транс Джеммы Симмондс с Ричардом Прайсом и Кристофером Стивенсом (Лондон, 2006).
  • Le drame de l'humanisme atée (Париж, 1944), переведено как «Драма атеистического гуманизма», пер. Райли М., Нэш А. и Себанк М. (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1995 — перевод издания 1983 года, включая главы, пропущенные в переводе 1949 года).
  • De la Connaissance de Dieu (Париж, 1945 г.). Значительно расширенная версия этой книги позже появилась под названием Sur les chemins de Dieu (Париж, 1956); эта более поздняя работа была переведена как «Открытие Бога » в переводе Александра Дрю совместно с Марком Себанком и Кассианом Фулсомом (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1996).
  • Surnaturel : Исторические исследования (1946). Новое французское издание, выпущенное (Париж: Desclée de Brouwer, 1991), содержит полный перевод на французский язык всех греческих и латинских цитат. Английского перевода (2024 г.) пока нет. Однако книга «Августинианство и современное богословие» (1967) внимательно следует за первой частью «Сюрнатуреля», а заключение переведено Дэвидом Коффи в «Философии и теологии», 11:2, (1999), 368–80.
  • «История и дух: Понимание Писания согласно Оригену» , (Париж, 1950), переведено как «История и дух: Понимание Писания согласно Оригену» , пер. Энн Энглунд Нэш с Жювеналем Мерриеллом ( Сан-Франциско: Ignatius Press, 2007).
  • «Аспекты буддизма » (Париж, 1951), переведенные как «Аспекты буддизма» в переводе с Джорджа Лэмба (Лондон: Шид и Уорд, 1953).
  • Встреча буддизма и Запада (Париж, 1952 г.).
  • Méditation sur l'Église (Париж, 1953), переведено как «Великолепие церкви » в переводе с Майкла Мэйсона (Лондон: Sheed & Ward, 1956), а затем переиздано (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986).
  • Аспекты буддизма, том 2: Амида , (Париж: Seuil, 1955), переведенный как «История буддизма чистой земли», пер. Амита Бхака, Обзор Будды Дхьяны Даны, 12:5-6 (2002); 13:1, (2003).
  • Exégèse médiévale , 4 тома, (Париж, 1959, 1961, 1964), переведено как Medieval Exegesis , пер. Марк Себанк (тома I), Эдвард М. Мацеровски (тома 2 и 3), 4 тома (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1998-).
  • Тейяр де Шарден: Человек и его значение, пер. Рене Хейг (Нью-Йорк: Hawthorn Books, 1965).
  • Augustisme et theologie Moderne (Париж, 1965), переведено как Augustinianism and Modern Theology (Лондон: Дж. Чепмен; Нью-Йорк: Herder & Herder, 1969) и переиздано как (Нью-Йорк: Crossroad, 2000).
  • Le Mystere du surnaturel (1965), что переводится как «Тайна сверхъестественного», пер. Розмари Шид (Лондон: Дж. Чепмен, 1967), новое издание (Нью-Йорк: Crossroad Publishing Company, 1998).
  • Религии Тейяра де Шардена , пер. Рене Хейг (Нью-Йорк: Desclee Co., 1967).
  • Объяснение Тейяра , пер. Энтони Буоно (Нью-Йорк: Paulist Press, 1968).
  • Вечная женственность: этюд по поэме Тейяра де Шардена, пер. Рене Хейг (Нью-Йорк: Harper & Row, 1971).
  • Petite catéchese sur Nature et Grace (Париж, 1980), переведено как «Краткая катехизация о природе и благодати», пер. Ричард Арнодер, FSC (Сан-Франциско: Ignatius Press. 1984).
  • С нами говорят три иезуита: Ив де Моншель, 1899–1944, Шарль Николе, 1897–1961, Жан Зупан, 1899–1968 , (Париж, 1980), в переводе: Три иезуита говорят: Ив де Моншель, 1899–1944, Шарль Николе , 1897–1961, Жан Зупан, 1899–1968. Представлено Анри де Любаком , пер. К.Д. Уайтхед (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1987).
  • Материнство Церкви , пер. Сергия Энглунд (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1982).
  • Парадоксы веры . пер. Саймон П., Крейлкамп С. и Бомонт Э. (Сан-Франциско: Ignatius Press. 1987).
  • Христианская вера: Очерк структуры апостольского символа веры , пер. Ричард Арнандес (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986).
  • На службе церкви: Анри де Любак размышляет об обстоятельствах, вызвавших его сочинения , пер. Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1993).
  • Богословие в истории , пер. Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1996).
  • Еще парадоксы . пер. А. Нэш. (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2002 перевод Autres Paradoxes.
  • Записные книжки Ватиканского совета , Том. 1, пер. Эндрю Стефанелли и Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2015).
  • Записные книжки Ватиканского совета , Том. 2, пер. Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2016).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Керр 2007 описывает, что это произошло в Ле-Эпарже в 1916 году; Меттепеннинген 2010 , с. 96 описывает, что это произошло в День Всех Святых 1917 года, но не указывает, где именно.
  2. ^ Большинство источников, таких как Grumett 2007 , указывают 1940 год; однако некоторые другие утверждают, что это был 1942 год.
  3. ^ Это верно, в отличие от некоторых источников, которые ставят Humani Generis на первое место (например, Kerr 2007 , стр. 74).
  4. В 1962 году Папа Иоанн XXIII установил правило, согласно которому все кардиналы должны быть епископами. [10]
  1. ^ Де Любак 1993 , стр. 182–185.
  2. ^ Керр 2007 , с. 70.
  3. ^ Меттепеннинген 2010 , стр. 96.
  4. ^ Груметт 2007 , с. 8.
  5. ^ Де Любак 1993 , с. 67.
  6. ^ Де Любак 1993 , с. 68.
  7. ^ Керр 2007 , с. 76.
  8. ^ Груметт 2007 , стр. 51–52.
  9. ^ О'Мэлли 2008 , с. 75.
  10. ^ Кортези, Арнольдо (20 марта 1962 г.). «Папа возводит 10 человек в кардинальный сан» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 октября 2017 г.
  11. ^ Меттепеннинген 2010 , стр. 97.
  12. ^ Марес, Кортни (1 апреля 2023 г.). «Французские епископы голосуют за открытие дела о святости Анри де Любака» . Католическое информационное агентство .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Де Любак, Анри (1993). На службе церкви: Анри де Любак размышляет об обстоятельствах, послуживших причиной его сочинений . Перевод Энглунд, Энн Элизабет. Сан-Франциско: Ignatius Books.
  • Груметт, Дэвид (2007). Де Любак: Путеводитель для растерянных . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN  978-0-567-17245-7 .
  • Керр, Фергус (2007). Католические богословы двадцатого века: от неосхоластики к брачному таинству . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
  • Меттепеннинген, Юрген (2010). Nouvelle Théologie – Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора . Лондон: Т&Т Кларк.
  • О'Мэлли, Джон В. (2008). Шультеновер, Дэвид Г. (ред.). II Ватиканский собор: что-нибудь случилось? . Нью-Йорк: Континуум.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бальтазар, Ганс Урс фон (1991). Богословие Анри де Любака: обзор . Перевод Фессио, Джозефа ; Вальдштейн, Майкл М.; Клементс, Сьюзен. Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN  978-0-89870-350-4 .
  • Дюкор, Жером (2007). «Сочинения Анри де Любака о буддизме». Буддийские тетради (на французском языке) (5). Париж: Европейский буддийский университет: 81–110. ISSN   1777-926Х .
  • Хиллеберт, Джордан, изд. (2017). T&T Кларк, компаньон Анри де Любака . Лондон: Bloomsbury T&T Clark. ISBN  978-0-567-65722-0 .
  • Холлон, Брайан С. (2009). Все священно: духовная экзегеза в политической теологии Анри де Любака . Юджин, Орегон: Cascade Books. ISBN  978-1-55635-857-9 .
  • Милбанк, Джон (2014). Подвешенная середина: Анри де Любак и новый раскол в современном католическом богословии (2-е изд.). Кембридж, Англия: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-7236-4 .
  • Руссо, Антонио (1990). Анри де Любак: Теология и догма в истории. Влияние Блонделя (на итальянском языке). Рим: Студийные издания. ISBN  978-88-382-3616-7 .
  •  ——— (1994). Анри де Любак (на итальянском языке). Милан: Эдизиони Сан-Паоло. ISBN  978-88-215-2756-2 .
  • Водерхольцер, Рудольф (2008). Познакомьтесь с Анри де Любаком: его жизнь и творчество . Перевод Миллера, Майкла Дж. Сан-Франциско: Ignatius Press. ISBN  978-1-58617-128-5 .
  • Вуд, Сьюзен К. (1998). Духовная экзегеза и церковь в богословии Анри де Любака . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-4486-6 .
  • Руссо, Антонио (1997). Анри де Любак . Париж: Бреполи. ISBN  2503830145 .
[ редактировать ]
Рекорды
Предшественник Самый старый из ныне живущих членов Священной Коллегии
24 мая 1990 г. - 4 сентября 1991 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c8206b3f10e8d768bd12b6bc159b99c__1722532200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/9c/6c8206b3f10e8d768bd12b6bc159b99c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henri de Lubac - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)