Анри де Любак
Анри де Любак | |
---|---|
Кардинал-диакон Санта-Мария-ин-Домника. | |
![]() | |
Церковь | Латинская церковь |
Назначен | 2 февраля 1983 г. |
Срок закончился | 4 сентября 1991 г. |
Предшественник | Альфредо Оттавиани |
Преемник | Луиджи Поджи |
Заказы | |
Рукоположение | 22 августа 1927 г. |
Создан кардинал | 2 февраля 1983 г. Папой Иоанном Павлом II |
Классифицировать | Кардинал-диакон |
Личные данные | |
Рожденный | Анри-Мари Жозеф Соньер де Любак 20 февраля 1896 г. Камбре , Франция |
Умер | 4 сентября 1991 г. Париж , Франция | ( 95 лет
Номинал | Римско-католический |
Занятие | Иезуитский священник/теолог |
Герб | ![]() |
Анри-Мари Жозеф Сонье де Любак SJ ( Французский: [лыбак] ; 20 февраля 1896 — 4 сентября 1991), более известный как Анри де Любак , был французским священником -иезуитом и кардиналом , который считается одним из самых влиятельных богословов 20-го века. Его труды и доктринальные исследования сыграли ключевую роль в формировании Второго Ватиканского Собора .
Ранняя жизнь и рукоположение
[ редактировать ]Анри де Любак родился в Камбре в древней дворянской семье Ардеш . Он был одним из шести детей; его отец был банкиром, а мать домохозяйкой. Семья вернулась в 1898 году в район Лиона, где Анри учился у иезуитов. Прирожденный аристократ по манерам и внешности, де Любак год назад изучал право, в возрасте 17 лет, и вступил в Общество Иисуса в Лионе 9 октября 1913 года. Согласно церковным законам начала двадцатого века, иезуитский послушник временно переехал в Сент-Леонардс-он-Си , Восточный Суссекс, где де Любак учился, прежде чем его призвали во французскую армию в 1914 году из-за начала Великой войны . Он получил ранение головы в Ле-Эпарже в День всех святых в 1917 году. [а] из-за чего у него на всю оставшуюся жизнь возникали повторяющиеся приступы головокружения и головных болей. После демобилизации в 1919 году де Любак вернулся к иезуитам и продолжил свои философские исследования сначала в Хейлс-плейс в Кентербери , а затем, с 1920 по 1923 год, в Доме Сен-Луи, иезуитском философском доме, расположенном в то время в Сент-Хельере. Джерси . Именно здесь он встретится с мыслью о Морисе Блонделе и Пьере Руссело . Встреча с Блонделем окажется особенно важной. В 1932 году де Любак в конце концов напишет Блонделю и расскажет ему о своей встрече с L'Action в начале 1920-х годов и о том, как мысли Блонделя вокруг проблемы интегрализма стали одним из центральных вдохновителей поисков де Любака нового понимания Связь природы и благодати. [1] Де Любак преподавал в иезуитском колледже в Монгре, в Роне, с 1923 по 1924 год, а затем в 1924 году вернулся в Англию и начал четыре года богословских исследований в Ор-Плейс в Гастингсе, Восточный Суссекс. В 1926 году иезуитский колледж был переведен обратно в Фурвьер в Лионе, где де Любак завершил оставшиеся два года своего богословского обучения. был рукоположен в сан священника 22 августа 1927 года .
Профессор и богослов
[ редактировать ]Стили Анри де Любак | |
---|---|
![]() | |
Справочный стиль | Его Высокопреосвященство |
Разговорный стиль | Ваше Высокопреосвященство |
Неформальный стиль | Кардинал |
В 1929 году де Любак был назначен профессором фундаментального богословия в Католическом университете Лиона (необходимая докторская степень была присвоена Григорианским университетом в Риме по указанию генерального отца Общества Иисуса, но де Любак не ступил туда или когда-либо представлял диссертацию). [2] Он преподавал там с 1929 по 1961 год, хотя и с двумя перерывами – сначала во время Второй мировой войны , когда он был вынужден подпольничать из-за своей деятельности во французском Сопротивлении , а затем с 1950 по 1958 год, когда Общество Иисуса под давлением Рим отстранил его от преподавательской деятельности и отстранил от резиденции иезуитов Фурвьер .
В 1930-е годы де Любак преподавал в Католическом университете и проводил исследования, а также преподавал (между 1935 и 1940 годами) один курс в иезуитской семинарии в Фурвьере (где он также жил с 1934 года). [3] Его первая книга, ставшая теперь классической «Католицизм» (английское название нынешнего издания: «Католицизм: Христос и общая судьба человека »), была опубликована в 1938 году, перед войной. В 1940 году [б] [4] он основал серию Sources Chrétiennes («Христианские источники»), редактируемую совместно с его коллегой-иезуитом Жаном Даниэлу , сборник двуязычных критических изданий раннехристианских текстов и отцов церкви , который активизировал как изучение патристики , так и доктрины Священная традиция .
Во время Второй мировой войны произошел первый перерыв в этой схеме: де Любак присоединился к движению «духовного сопротивления», помогая в публикации подпольного журнала нацистского сопротивления под названием Témoignage chrétien или «Христианское свидетельство» . Оно было призвано показать несовместимость христианской веры с философией и деятельностью нацистского режима как в Германии, так и под прикрытием правительства Виши на юге Франции, теоретически независимого от Рейха . Де Любак часто скрывался от немцев, а несколько его коллег по журналу были схвачены и казнены. Даже скрываясь, он продолжал учиться и писать.
Начиная с 1944 года, с окончанием нацистской оккупации Франции, де Любак вышел из подполья и опубликовал ряд текстов (многие из них были начаты или завершены до войны, но не опубликованы в начале 1940-х годов из-за нехватки бумаги). которые стали крупным вмешательством в католическое богословие двадцатого века. В их число входили: Corpus Mysticum , который был готов к публикации в 1939 году и появился в феврале 1944 года; Le Drame de l'humanisme atée (Драма атеистического гуманизма), опубликованная в декабре 1944 года; De la connaissance de Dieu опубликовано в 1945 году; Surnaturel: Études historiques (книга, которую де Любак начал в Гастингсе в студенческие годы), опубликованная в 1946 году тиражом в 700 экземпляров из-за продолжающейся нехватки бумаги.
«Темные годы»
[ редактировать ]В июне 1950 года, как говорил сам де Любак, «молния ударила в Фурвьера». [5] Де Любак, который проживал в Фурвьере, но фактически не преподавал там, и четыре профессора Фурвьера были отстранены от своих обязанностей (в случае де Любака это включало его профессорство в Лионе и его редакцию в журнале Recherches de Science Religieuse ) и были вынуждены покинуть лионскую провинцию. . Всем провинциальным иезуитам было приказано изъять три его книги ( Surnaturel , Corpus mysticum и Connaissance de Dieu ) и одну статью из своих библиотек и, насколько это возможно, из публичного распространения. Иск был предпринят через генерального настоятеля иезуитов Жана-Батиста Янсенса под давлением куриальной канцелярии и был вызван «пагубными ошибками в основных вопросах догмы». [6] Два месяца спустя, [с] Папа Пий XII издал энциклику Humani Generis , которая, по широко распространенному мнению, была адресована де Любаку и другим богословам, связанным с новой теологией . [ нужна ссылка ] интеллектуальное движение, характеризующееся возобновлением внимания к святоотеческим истокам католицизма, готовностью обратиться к идеям и проблемам современных мужчин и женщин, сосредоточением внимания на пастырской работе и уважении к компетентности мирян, а также ощущением Католической Церкви как существующие в истории и затронутые ею.
То, что де Любак назвал «темными годами», длилось почти десять лет. Лишь в 1956 году ему разрешили вернуться в Лион, и только в 1958 году университет получил устное одобрение Рима на то, чтобы де Любак вернулся к преподаванию курсов, которые он ранее вел.
Хотя все, что де Любак писал в эти годы, подвергалось цензуре в Риме, он никогда не переставал учиться, писать и публиковаться. В эти годы он выпустил исследование библейской экзегезы Оригена (1950), три книги по буддизму (1951, 1952, 1955), «Méditations sur l'Église» (1953) – текст, который оказал большое влияние на Lumen Gentium , документ о природе церкви, составленный на II Ватиканском соборе), [7] и «На путях Бога» (1956).
Вернуться к принятию
[ редактировать ]Его новаторское исследование «Exégèse mediévale» (1959–1965) возродило интерес к духовной экзегезе Священных Писаний и дало мощный толчок развитию богословия завета .
Незадолго до соборных лет и во время них, по благословению своего ордена, де Любак также начал писать и публиковать книги и статьи в защиту сочинений Пьера Тейяра де Шардена , своего старшего друга и соратника-иезуита, умершего в 1955 году. Идеи Тейяра оказали влияние на некоторых богословов « новой теологии» , а также встретили крайнюю немилость в Риме.
Второй Ватиканский Собор
[ редактировать ]В августе 1960 года Папа Иоанн XXIII назначил де Любака консультантом Подготовительной богословской комиссии предстоящего Второго Ватиканского собора . Затем он был назначен перитусом (теологическим экспертом) самого собора, а позже Папой Павлом VI членом его теологической комиссии (а также двух секретариатов). Хотя точный характер его вклада во время собора трудно определить, его труды, безусловно, оказали влияние на соборный и постсоборный периоды, особенно в области экклезиологии , где одной из его забот было понимание церкви как сообщества весь народ Божий, а не только духовенство . [8] Влияние Де Любака на Lumen gentium ( Догматическую Конституцию Церкви) и Gaudium et spes ( Конституцию Церкви в современном мире) общепризнано. [9]
Поздние годы
[ редактировать ]В 1969 году Папа Павел VI , поклонник творчества де Любака, предложил сделать его кардиналом, но де Любак возражал, полагая, что для него стать епископом , как того требуют все кардиналы, было бы «злоупотреблением апостольским служением». [д] Павел VI, взяв на себя обязательство создать кардинала-иезуита, вместо этого удостоил этой чести младшего коллегу де Любака Жана Даниэлу .
В годы после II Ватиканского собора де Любак стал известен как «консервативный теолог», его взгляды полностью соответствовали учению – в отличие от его прогрессивной репутации в первой половине его жизни. Способствуя этой репутации, в 1972 году де Любак вместе с Йозефом Ратцингером , который позже стал Папой Бенедиктом XVI, и Гансом Урсом фон Бальтазаром основал журнал Communio – журнал, который приобрел репутацию предлагающего более консервативное богословие, чем Concilium . [11]
В 1983 году Папа Иоанн Павел II предложил сделать де Любака кардиналом, на этот раз с разрешением на рукоположение в епископа. Де Любак согласился и стал первым кардиналом, не являющимся епископом, после правила 1962 года, требующего, чтобы кардиналы были епископами. На консистории от 2 февраля 1983 года Папа Иоанн Павел II возвел де Любака в возрасте 87 лет в Коллегию кардиналов . Он был назначен кардиналом-диаконом Санта-Мария-ин-Домника . 24 мая 1990 года де Любак стал старейшим из ныне живущих кардиналов. Он умер в Париже в 1991 году.
Возможная канонизация
[ редактировать ]31 марта 2023 года Конференция епископов Франции проголосовала за открытие дела о канонизации де Любака из-за его влияния на католическое богословие и философию. Если Ватикан согласится, ему будет присвоено звание « Слуга Божьего ». [12]
Избранная библиография
[ редактировать ]- публикация «Творчества де Любака» Завершена (50 томов; Париж: Серф, 1998).
- «Католицизм: Les аспекты sociaux du Dogme» , (Париж, 1938: вышло семь изданий, последнее в 1983 году), переведено как «Католицизм» , пер. Шеппард Л. и Энглунд Э. (Лондон: Longman Green, 1950), а затем переизданный как «Католицизм: Христос и общая судьба человека» (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1988).
- Corpus Mysticum : Essai sur L'Eucharistie et l'Église au moyen âge (Париж, 1944), переведено как Corpus Mysticum: Евхаристия и Церковь в Средние века , транс Джеммы Симмондс с Ричардом Прайсом и Кристофером Стивенсом (Лондон, 2006).
- Le drame de l'humanisme atée (Париж, 1944), переведено как «Драма атеистического гуманизма», пер. Райли М., Нэш А. и Себанк М. (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1995 — перевод издания 1983 года, включая главы, пропущенные в переводе 1949 года).
- De la Connaissance de Dieu (Париж, 1945 г.). Значительно расширенная версия этой книги позже появилась под названием Sur les chemins de Dieu (Париж, 1956); эта более поздняя работа была переведена как «Открытие Бога » в переводе Александра Дрю совместно с Марком Себанком и Кассианом Фулсомом (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1996).
- Surnaturel : Исторические исследования (1946). Новое французское издание, выпущенное (Париж: Desclée de Brouwer, 1991), содержит полный перевод на французский язык всех греческих и латинских цитат. Английского перевода (2024 г.) пока нет. Однако книга «Августинианство и современное богословие» (1967) внимательно следует за первой частью «Сюрнатуреля», а заключение переведено Дэвидом Коффи в «Философии и теологии», 11:2, (1999), 368–80.
- «История и дух: Понимание Писания согласно Оригену» , (Париж, 1950), переведено как «История и дух: Понимание Писания согласно Оригену» , пер. Энн Энглунд Нэш с Жювеналем Мерриеллом ( Сан-Франциско: Ignatius Press, 2007).
- «Аспекты буддизма » (Париж, 1951), переведенные как «Аспекты буддизма» в переводе с Джорджа Лэмба (Лондон: Шид и Уорд, 1953).
- Встреча буддизма и Запада (Париж, 1952 г.).
- Méditation sur l'Église (Париж, 1953), переведено как «Великолепие церкви » в переводе с Майкла Мэйсона (Лондон: Sheed & Ward, 1956), а затем переиздано (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986).
- Аспекты буддизма, том 2: Амида , (Париж: Seuil, 1955), переведенный как «История буддизма чистой земли», пер. Амита Бхака, Обзор Будды Дхьяны Даны, 12:5-6 (2002); 13:1, (2003).
- Exégèse médiévale , 4 тома, (Париж, 1959, 1961, 1964), переведено как Medieval Exegesis , пер. Марк Себанк (тома I), Эдвард М. Мацеровски (тома 2 и 3), 4 тома (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1998-).
- Тейяр де Шарден: Человек и его значение, пер. Рене Хейг (Нью-Йорк: Hawthorn Books, 1965).
- Augustisme et theologie Moderne (Париж, 1965), переведено как Augustinianism and Modern Theology (Лондон: Дж. Чепмен; Нью-Йорк: Herder & Herder, 1969) и переиздано как (Нью-Йорк: Crossroad, 2000).
- Le Mystere du surnaturel (1965), что переводится как «Тайна сверхъестественного», пер. Розмари Шид (Лондон: Дж. Чепмен, 1967), новое издание (Нью-Йорк: Crossroad Publishing Company, 1998).
- Религии Тейяра де Шардена , пер. Рене Хейг (Нью-Йорк: Desclee Co., 1967).
- Объяснение Тейяра , пер. Энтони Буоно (Нью-Йорк: Paulist Press, 1968).
- Вечная женственность: этюд по поэме Тейяра де Шардена, пер. Рене Хейг (Нью-Йорк: Harper & Row, 1971).
- Petite catéchese sur Nature et Grace (Париж, 1980), переведено как «Краткая катехизация о природе и благодати», пер. Ричард Арнодер, FSC (Сан-Франциско: Ignatius Press. 1984).
- С нами говорят три иезуита: Ив де Моншель, 1899–1944, Шарль Николе, 1897–1961, Жан Зупан, 1899–1968 , (Париж, 1980), в переводе: Три иезуита говорят: Ив де Моншель, 1899–1944, Шарль Николе , 1897–1961, Жан Зупан, 1899–1968. Представлено Анри де Любаком , пер. К.Д. Уайтхед (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1987).
- Материнство Церкви , пер. Сергия Энглунд (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1982).
- Парадоксы веры . пер. Саймон П., Крейлкамп С. и Бомонт Э. (Сан-Франциско: Ignatius Press. 1987).
- Христианская вера: Очерк структуры апостольского символа веры , пер. Ричард Арнандес (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986).
- На службе церкви: Анри де Любак размышляет об обстоятельствах, вызвавших его сочинения , пер. Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1993).
- Богословие в истории , пер. Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1996).
- Еще парадоксы . пер. А. Нэш. (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2002 — перевод Autres Paradoxes.
- Записные книжки Ватиканского совета , Том. 1, пер. Эндрю Стефанелли и Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2015).
- Записные книжки Ватиканского совета , Том. 2, пер. Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2016).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Керр 2007 описывает, что это произошло в Ле-Эпарже в 1916 году; Меттепеннинген 2010 , с. 96 описывает, что это произошло в День Всех Святых 1917 года, но не указывает, где именно.
- ^ Большинство источников, таких как Grumett 2007 , указывают 1940 год; однако некоторые другие утверждают, что это был 1942 год.
- ^ Это верно, в отличие от некоторых источников, которые ставят Humani Generis на первое место (например, Kerr 2007 , стр. 74).
- ↑ В 1962 году Папа Иоанн XXIII установил правило, согласно которому все кардиналы должны быть епископами. [10]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Де Любак 1993 , стр. 182–185.
- ^ Керр 2007 , с. 70.
- ^ Меттепеннинген 2010 , стр. 96.
- ^ Груметт 2007 , с. 8.
- ^ Де Любак 1993 , с. 67.
- ^ Де Любак 1993 , с. 68.
- ^ Керр 2007 , с. 76.
- ^ Груметт 2007 , стр. 51–52.
- ^ О'Мэлли 2008 , с. 75.
- ^ Кортези, Арнольдо (20 марта 1962 г.). «Папа возводит 10 человек в кардинальный сан» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Меттепеннинген 2010 , стр. 97.
- ^ Марес, Кортни (1 апреля 2023 г.). «Французские епископы голосуют за открытие дела о святости Анри де Любака» . Католическое информационное агентство .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Де Любак, Анри (1993). На службе церкви: Анри де Любак размышляет об обстоятельствах, послуживших причиной его сочинений . Перевод Энглунд, Энн Элизабет. Сан-Франциско: Ignatius Books.
- Груметт, Дэвид (2007). Де Любак: Путеводитель для растерянных . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-17245-7 .
- Керр, Фергус (2007). Католические богословы двадцатого века: от неосхоластики к брачному таинству . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
- Меттепеннинген, Юрген (2010). Nouvelle Théologie – Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора . Лондон: Т&Т Кларк.
- О'Мэлли, Джон В. (2008). Шультеновер, Дэвид Г. (ред.). II Ватиканский собор: что-нибудь случилось? . Нью-Йорк: Континуум.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бальтазар, Ганс Урс фон (1991). Богословие Анри де Любака: обзор . Перевод Фессио, Джозефа ; Вальдштейн, Майкл М.; Клементс, Сьюзен. Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 978-0-89870-350-4 .
- Дюкор, Жером (2007). «Сочинения Анри де Любака о буддизме». Буддийские тетради (на французском языке) (5). Париж: Европейский буддийский университет: 81–110. ISSN 1777-926Х .
- Хиллеберт, Джордан, изд. (2017). T&T Кларк, компаньон Анри де Любака . Лондон: Bloomsbury T&T Clark. ISBN 978-0-567-65722-0 .
- Холлон, Брайан С. (2009). Все священно: духовная экзегеза в политической теологии Анри де Любака . Юджин, Орегон: Cascade Books. ISBN 978-1-55635-857-9 .
- Милбанк, Джон (2014). Подвешенная середина: Анри де Любак и новый раскол в современном католическом богословии (2-е изд.). Кембридж, Англия: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-7236-4 .
- Руссо, Антонио (1990). Анри де Любак: Теология и догма в истории. Влияние Блонделя (на итальянском языке). Рим: Студийные издания. ISBN 978-88-382-3616-7 .
- ——— (1994). Анри де Любак (на итальянском языке). Милан: Эдизиони Сан-Паоло. ISBN 978-88-215-2756-2 .
- Водерхольцер, Рудольф (2008). Познакомьтесь с Анри де Любаком: его жизнь и творчество . Перевод Миллера, Майкла Дж. Сан-Франциско: Ignatius Press. ISBN 978-1-58617-128-5 .
- Вуд, Сьюзен К. (1998). Духовная экзегеза и церковь в богословии Анри де Любака . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4486-6 .
- Руссо, Антонио (1997). Анри де Любак . Париж: Бреполи. ISBN 2503830145 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография Анри де Любака на IgnatiusInsight.com. Архивировано 16 апреля 2017 года в Wayback Machine.
- 1896 рождений
- 1991 смертей
- Французские католические богословы XX века
- Французские иезуиты 20-го века
- Кардиналы, созданные Папой Иоанном Павлом II
- Французские кардиналы XX века
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Французы во Второй мировой войне
- Кардиналы-иезуиты
- богословы-иезуиты
- Члены Академии моральных и политических наук
- Участники Второго Ватиканского Собора.
- Ученые-патристики
- Люди из Камбре
- Фундаментальные богословы
- Лауреаты Военного креста 1914–1918 гг. (Франция).