Хусейн Кашифи
Мавлана Хусейн Ваез Кашифи Маулана Хоссейн Ваез Кашфи | |
---|---|
![]() Мемориал в его родном городе Сабзеваре . | |
Заголовок | Камаль ад-Дин |
Персональный | |
Рожденный | 840 г. хиджры = 1436 г. н.э. |
Умер | 910 г. хиджры = 1504 г. н.э. Герат (современный Афганистан ) |
Религия | ислам |
Эра | Империя Тимуридов |
Область | Большой Хорасан |
Номинал | Суннитский ислам [ 1 ] [ 2 ] |
Юриспруденция | Ханафитский [ 1 ] [ 2 ] |
Крид | Матуриди |
Основной интерес(и) | Тафсир , персидская литература , суфизм , астрономия |
Известные работы | Ахлак-е Мохсени , Анвар-е Сохайли , Джавахер ат-Тафсир , Мавахеб-е Алия |
Занятие | учёный , поэт и астроном |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Камаль ад-Дин Хусейн ибн Али Кашифи , [ 3 ] [ а ] наиболее известный просто как Хусейн Кашифи , был плодовитым персом. [ 3 ] прозаик -стилист, поэт, толкователь Корана , суфийский учёный, астроном эпохи Тимуридов . Кашифи был его псевдонимом, а его фамилия аль-Ваих («проповедник»). [ 3 ] [ б ] обозначал его профессиональную деятельность.
Большую часть своей карьеры он провел в Герате , где его академическую деятельность поддерживал Али-Шир Наваи , старший визирь при дворе Тимуридов во время правления султана Хусейна Байкара , отсюда и причина, по которой Кашифи посвятил большую часть своих работ Наваи. Он также был очень близок к известному персидскому поэту и суфию Нур ад-Дину Абд ар-Рахману Джами .
Его известные произведения включают «Ахлак-е Мохсени» и «Анвар-е Сохайли» в персидской прозе, а также «Джавахер ат-Тафсир» и «Мавахеб-е Алия», которые являются персидскими тафсирами Корана.
Жизнь
[ редактировать ]Кашифи родился в Сабзеваре , городе в провинции Байхак . он часто называет себя аль-Кашифи аль-Байхаки Поэтому в некоторых своих книгах (ср. «Джавахер ат-Тафсир »). «Кашифи» было его псевдонимом ( тахаллус ). [ 1 ] Он был также известен как Мавлана Ваиш Кашифи или просто Мулла Хусейн. [ 1 ] Он переехал в Герат в 860/1456 году, где познакомился с Нур ад-Дином Абд ар-Рахманом Джами , знаменитым персидским поэтом эпохи Тимуридов . Через него он был представлен Али-Ширу Наваи , высокопоставленному чиновнику, а также писателю и поэту при дворе Тимуридов.
Кашифи оставался в Герате до своей смерти в 910/1504 году. Он был похоронен в Герате, недалеко от могилы Джами. [ 1 ]
Споры по поводу его мазхаба
[ редактировать ]На протяжении многих лет Кашифи был источником разногласий между суннитами и шиитами . Однако недавний консенсус как в персидской, так и в английской академической среде заключается в том, что Кашифи был суннитом (и ханафитом ) в мазхабе, несмотря на признаки его благочестивой преданности шиитским имамам , что не является чем-то необычным среди досефевидских суннитских ученых. [ 1 ] [ 2 ]
В некоторых источниках его иногда называли шиитским ученым по трем причинам. Во-первых, как и многие другие суннитские ученые Хорасана вплоть до конца эпохи Тимуридов (например, знаменитый персидский поэт и суфий , Аттар Нишапури он составил книгу, восхваляющую Ахль аль-Байт , почитаемых суннитами и как шииты), Кашифи написал по крайней мере два произведения, восхваляющих Ахль аль-Байта и некоторых шиитских имамов . Во-вторых, место его рождения, Сазевар , традиционно было шиитским центром. В-третьих, когда империя Сефевидов захватила Герат, она выдвинула Кашифи как шиитского учёного, «чтобы оправдать принятие Равжат аль-Шохада в качестве квазиканонического текста, который служил стандартным письмом, используемым при исполнении Шиитская страстная пьеса». [ 1 ]
В его главном по тафсирам труде «Джавахер ат-Тафсир » из примерно сорока тафсиров, которые он использовал в качестве ссылки и которые он цитирует, только три выделяются как шиитские тафсиры. [ 4 ] [ 2 ] Остальные источники – суннитские тафсиры.
Работает
[ редактировать ]Кашифи приписывают около тридцати книг в прозе, поэзии, тафсире, астрономии и исламских науках. Наиболее известные из них:
- Ахлак-э Мохесени ( персидский : اخلاق محسنی ): трактат по этике и государственному управлению в сорока главах, завершенный в 907/1501-2 и посвященный Солтан-Хосайну.
- Анвар-е Сохайли ( персидский : انوار سهیلی ): прозаическая редакция популярных басен Абу'л-Маали о животных « Калила ва-Димна» в четырнадцати главах, созданная по заказу и посвященная эмиру Тимуридов Нехам-ад-Дину шейху Ахмаду Сохайли.
- Джавахер ат-Тафсир ле Тохфат аль-Амир ( персидский : جواهر التفسیر لتحفة الأمیر ): тафсир, состоящий из первых трех сур Корана. Кашифи составил тафсир, используя в качестве справочника около 40 тафсиров на арабском и персидском языках, а также около 20 других трактатов и книг исламских ученых. Тафсир аль-Кабир и ар-Рази Аль -Тайсир фи ат-Тафсир Абу Хафса Умара ан-Насафи, по-видимому, являются наиболее цитируемыми. Это объемная работа, и когда Кашифи заметил, что завершение книги занимает у него слишком много времени, он отказался от проекта, когда дошел до четвертой суры. Вместо этого он составил сокращенный, но полный тафсир, названный «Мавахеб-э 'Алия» .
- Мавахеб-э 'Алия ( персидский : مواهب علیه ): Сокращенный полный тафсир Корана. Вместе с «Джавахером ат-Тафсиром» они считались популярными произведениями тафсира в Афганистане и на Индийском субконтиненте на протяжении последних пяти столетий.
- Lobb-e Lobab-e Masnawi ( персидский : لب لباب مثنوي ): сокращенная антология отрывков из Маснави Джалал ад-Дина Руми , составленная в 875/1470-71 гг.
- Равзат аль-Шухада ( персидский : روضة الشهداء ): мартиролог Алидов в десяти главах и заключении, в котором основное внимание уделяется Имаму Хосейну и трагическим событиям в Кербеле , составленный в 908/1502-3 гг.
Галерея
[ редактировать ]-
Могила Кашифи в Герате, Афганистан.
-
Мемориал в его родном городе Сабзевар, Иран.
-
Страница из украшенной рукописи Джавахера ат-Тафсира .
-
На выставке представлена рукопись Анвар-э Сухайли .
-
Иллюстрация Анвар-э Сухайли .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Субтельный, М.Е. (2011). «КАШЕФИ, КАМАЛ-ЭД-ДИН ХОСАЙИН ВАЭХ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XV/6: Карим Хан Занд-Кашдари, Саад-ад-Дин . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 658–661. ISBN 978-1-934283-29-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Аязи, Сайд Мухаммед Али, 1380/1999, Naqd wa ma'refi-ye ketab: Jawaher al-Tafsir-e Mulla Hussein Kashifi , Ayyina-ye Miras, выпуск No. 12, с. 52-56.
- ^ Перейти обратно: а б с Хосейн Юсофи, 1978 год .
- ^ Кашефи, Мулла Хусин, Джавахер ат-Тафсир , под редакцией Джавада Аббаси, Марказ-е Мирас Мактуб, Тегеран: 1379 г.
Источники
[ редактировать ]- Хосейн Юсофи, Голам (1978). «Касхифифи» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 758278456 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Митчелл, Колин Пол (2003). «Сохранять и защищать: Хусейн Вациз-и Кашифи и персидско-исламскую канцелярскую культуру». Иранские исследования . 36 (4): 485–508. дои : 10.1080/021086032000139195 . S2CID 159560925 .
- Субтельный, Мария Евгеньевна (2018). «Труды Хусейна Ваиха Кашифи как источник для изучения суфизма в Центральной Азии конца 15 - начала 16 веков». В ДеВизе, Девин; Гросс, Джо-Энн (ред.). Суфизм в Центральной Азии: новые взгляды на суфийские традиции, 15-21 века . Брилл. стр. 98–118. ISBN 978-90-04-36787-6 .