Трактат о праве
![]() |
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
![]() |
«Трактат о праве» — Фомы Аквинского главный труд по философии права . Он образует вопросы 90–108 Prima Secundæ («Первая [Часть] второй [Части]») Summa Theologiæ , [ 1 ] Фомы Аквинского Шедевр схоластического философского богословия . Наряду с аристотелизмом оно составляет основу не только правовой теории католического канонического права , [ 2 ] но обеспечивает модель для теорий естественного права в целом.
Понятие закона Фомы Аквинского
[ редактировать ]Фома Аквинский определяет закон как «постановление разума для общего блага, изданное тем, кто заботится об обществе, и обнародованное». [ 3 ]
Закон – это постановление разума, потому что он должен быть разумным. [ 4 ] или основано на разуме, а не только на воле законодателя. [ 5 ] [ 6 ] Это делается для общего блага, потому что целью или целью закона является благо общества, которое он связывает, а не просто благо законодателя или группы с особыми интересами. [ 4 ] Это делается соответствующими властями, которые «заботятся об обществе», а не произвольно навязывается посторонними. Он обнародован для того, чтобы закон был известен.
Он говорит:
Таким образом, из четырех предыдущих статей [вопроса 90] можно получить определение права; и это не что иное, как постановление разума для общего блага, изданное тем, кто заботится об обществе, и обнародованное. [ 7 ]
Строго говоря, это определение человеческого права. [ 8 ] Термин «закон», используемый Фомой Аквинским, двусмыслен, означая, что основным значением закона является «человеческий закон», но другие аналогичные понятия выражаются тем же термином. [ 9 ]
Виды права
[ редактировать ]
«Трактат о праве» посвящен взглядам Фомы Аквинского на объективный этический аспект принятия решений человеком. Фома Аквинский задает вопрос, а затем помещает каждый вопрос в статью, поднимая конкретные вопросы, которые у него есть. Первые три вопроса разбиты на четыре темы, касающиеся сущности закона, последствий закона и вечного закона.
Первый вопрос (вопрос 90 более крупной «Суммы» ) касается сущности права. Фома Аквинский разбивает вопрос на четыре статьи. Первая статья посвящена отношению закона к разуму. Фома Аквинский считает, что разум — это первое, на что действует человек; «Источником любой вещи является мера и правило этой вещи… и поэтому мы заключаем, что закон принадлежит разуму». Второй – об отношении права к общему благу. Он утверждает, что мы не можем найти общее благо без причины; оно ведет нас к общему счастью посредством закона. Третья статья посвящена вопросу о том, достаточно ли разума человека для принятия законов. Четвертая статья посвящена вопросу о том, имеет ли обнародование существенное значение для закона. Обнародование важно для того, чтобы закон мог вступить в силу. В конце четвертой статьи Фома Аквинский дает свое определение права: «Закон — это установление разума для общего блага тем, кто заботится об обществе и его обнародование».
Вопрос 91 посвящен различным видам права. Фома Аквинский устанавливает четыре типа законов: вечный закон, естественный закон, человеческий закон и божественный закон. Он утверждает, что вечный закон, или Божье провидение, «правит миром… его разум, очевидно, управляет всем сообществом во вселенной». Фома Аквинский считает, что вечный закон – это все творение Бога. Естественный закон – это участие в вечном законе разумных существ. Естественный закон позволяет нам выбирать между добром и злом. право изначально возникло из природы». Последний — это Божественный закон, который важен, потому что «любому закону свойственно быть направленным в конечном счете на общее благо». Все эти законы взаимосвязаны, и необходимо представить взаимосвязь, чтобы понять их индивидуально.
Вопрос 92 – действие законов. В первой статье задается вопрос: «Действует ли закон на благо людей?» Фома Аквинский считает, что для того, чтобы закон делал людей добрыми, закон должен направлять людей к их истинной добродетели. «Следовательно, поскольку добродетель делает добрыми тех, кто ею обладает, надлежащее действие закона, следовательно, состоит в том, чтобы сделать его субъект добрым, либо абсолютно, либо в некотором отношении». Вторая статья вопроса 92 - "Назначены ли правовые акты надлежащим образом?" В этой статье основное внимание уделяется тому, из чего состоят действия; а именно: «приказывать, запрещать, разрешать и наказывать». Фома Аквинский считает, что некоторые человеческие поступки добры, а некоторые злы.
Естественный закон
[ редактировать ]Естественный закон или закон природы относится к нормативным свойствам, которые присущи человеческой природе и универсально познаваемы человеческим разумом. Исторически естественное право относится к использованию разума для анализа как социальной, так и личной человеческой природы, чтобы вывести обязательные правила морального поведения. Закон природы, будучи определённым природой, универсален.
Вечный закон
[ редактировать ]Вопрос 93 фокусируется на Вечном в целом. Фома Аквинский спрашивает: является ли вечный закон высшим замыслом Бога ? Аквинский спорит, является ли вечный закон замыслом Бога. Он говорит: «Бог создал каждую вещь со своей собственной природой. Следовательно, вечный закон — это не то же самое, что божественный план». (93.1) Августин противоречит этой идее, заявляя, что «вечный закон — это высший план, которому мы должны всегда подчиняться». Фома Аквинский полагает, что вечный закон «есть просто план божественной мудрости, направляющий все действия и движения сотворенных вещей». (93.1) Он говорит, что Бог превыше всего. Что он создаёт всё во Вселенной. Люди участвуют в вечном законе двумя способами: действием и познанием. «Добродетельные полностью подчинены вечному закону, поскольку они всегда действуют в соответствии с ним». Фома Аквинский считает, что правдивые люди действуют согласно вечному закону.
Человеческий закон
[ редактировать ]По мнению Фомы Аквинского, человеческий закон действителен только в том случае, если он соответствует законам природы. Если закон несправедлив, то это на самом деле не закон, а «извращение закона». [ 10 ] [ 11 ]
Макет
[ редактировать ]
Трактат о праве (как часть Summa Theologica ) разделен на статьи (или широкие темы) и вопросы (или конкретные темы). Каждый из вопросов аргументирует один тезис и защищает его от возражений. Разделение следующее: [ 12 ]
1. В ОБЩЕМ
- Вопрос 90: О сущности права (рациональность, цель, причина и распространение закона)
- Вопрос 91: О различных видах законов (вечных, естественных, человеческих, божественных, законах греха)
- Вопрос 92: О последствиях закона
2. В ЧАСТНОСТИ
- Вопрос 93: О вечном законе
- Вопрос 94: О естественном законе
- Вопрос 95: О человеческом законе
- Вопрос 96: О силе человеческого закона
- Вопрос 97: Об изменении законов
- Вопрос 98: О старом законе
- Вопрос 99: О предписаниях Старого Закона
- Вопрос 100: О моральных заповедях Старого Закона
- Вопрос 101: О церемониальных предписаниях самих по себе
- Вопрос 102: О причинах церемониальных предписаний
- Вопрос 103: О продолжительности церемониальных обетов
- Вопрос 104: О судебных предписаниях
- Вопрос 105: О причине судебных предписаний
- Вопрос 106: О законе Евангелия, называемом новым законом, рассматриваемом сам по себе
- Вопрос 107: О новом законе по сравнению со старым
- Вопрос 108: О том, что содержится в новом законе
Наследие
[ редактировать ]Уильям С. Брюбейкер III назвал его «возможно, самым известным из метафизических юридических текстов». [ 13 ] в то время как Роберт М. Хатчинс назвал ее «величайшей из всех книг по философии права ». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Фома Аквинский
- Христианские взгляды на Ветхий Завет
- Определение
- Естественный закон
- Философия права
- Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЛОГИКА ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА В «ТРАКТАТЕ О ПРАВЕ» ФОМЫ ФОМЫ. Архивировано 16 октября 2013 г. на Wayback Machine.
Джеймс Физер
Журнал философских исследований, 1992, Vol. 17, стр. 147–164.
по состоянию на 17 декабря 2013 г. - ↑ Доктор Эдвард Н. Питерс , CanonLaw.info. Архивировано 28 сентября 2011 г. на Wayback Machine , по состоянию на 17 декабря 2013 г.
- ^ Summa Theologiae, Трактат о праве Q90, статья 4, параграф F
- ^ Jump up to: а б Закон Христов I, стр. 236
- ^ Дж. Будзишевский, Комментарий к Трактату о праве, заархивированный 19 декабря 2013 г. в Wayback Machine , по состоянию на 19 декабря 2013 г.
- ^ Gateway Edition, стр. 2 ( Сумма, Ia–IIæ, Q.90, A.1, Obj.3)
- ^ Summa Theologiae, Трактат о праве Q90, статья 4, параграф F
- ^ Gateway Edition, стр. viii
- ^ Gateway Edition, стр. х
- ^ Резюме I–II, q95, a2, 'decade quod. Архивировано 9 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Интернет-энциклопедия философии, «Естественный закон». Архивировано 16 марта 2017 г. в Wayback Machine , по состоянию на 20 декабря 2013 г.
- ^ «Сумма теологии» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 18 декабря 2013 г. , по состоянию на 17 декабря 2013 г.
- ^ Брюбейкер, Метафизика права, 575.
- ^ Хатчинс, Сент-Томас и мировое государство , стр. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Фома Аквинский, Святой Фома. Трактат о праве ( Summa Theologica, вопросы 90–97): с новым введением, Ральф МакИнерни, Университет Нотр-Дам . (Вашингтон, округ Колумбия: Gateway Editions, Regnery Publishing, Inc. © 1956; печать 2001 г.).
- Брюбейкер, Уильям С., III. Фома Аквинский и метафизика права (Alabama Law Review, том 58 [2007], стр. 575); Исследование публичного права Университета Алабамы № 898941; Сеть исследований социальных наук: http://ssrn.com/abstract=898941 . По состоянию на 28 марта 2016 г.
- Херинг, Бернард, C.S.R. Закон Христов, Том. Я. Перевод Эдвина Г. Кайзера, C.PP.S. (Вестминстер, Мэриленд: The Newman Press © 1961, второе издание, ноябрь 1961 г.).
- Хатчинс, Лекция Роберта М. Аквинского 1949: Святой Фома и мировое государство (Милуоки: Marquette University Press, 1949).