Jump to content

Гуру Нанак

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Гуру Нанака Дев Джи )

Гуру Нанак
Фреска Гуру Нанака из Гурдвара Баба Атал Рай
XIX века Фреска из Гурдвара Баба Атал с изображением Нанака.
Персональный
Рожденный
Нанак

15 апреля 1469 года ( Катак Пуранмаши , по сикхской традиции) [1]
Умер 22 сентября 1539 г. ( 1539-09-23 ) (70 лет)
Место отдыха Гурдвара Дарбар Сахиб Картарпур , Картарпур, Пенджаб, Пакистан
Религия сикхизм
Супруг Мать Сулахани
Дети Шри Чанд
Лахми Дас
Родители) Мехта Калу и Мата Трипта
Известный
Другие имена Первый Мастер
Пер Балагдаан ( в Афганистане ) [2]
Нанакачарья (в Шри-Ланке) [3]
Нанак Лама (на тибетском языке) [4]
Гуру Ринпоче (в Сиккиме и Бутане) [5]
Нанак Риши ( в Непале ) [6]
Нанак Пер ( в Ираке ) [7]
Вали Хинди (в Саудовской Аравии) [8]
Нанак Вали (в Египте) [9]
Нанак Кадамдар ( в России ) [10]
Баба Фуса ( в Китае ) [11]
Подпись
Религиозная карьера
Базируется в Картарпур
Преемник Ангад Гуру

Гуру Нанак (15 апреля 1469 - 22 сентября 1539; Гурмукхи : Гуру Нанак; произношение: [gʊɾuː naːnəkᵊ] , произношение ), также известный как Баба Нанак («Отец Нанак»), [12] был основателем сикхизма и первым из десяти сикхских гуру . Его рождение празднуется как Гуру Нанак Гурпураб в Катак Пуранмаши («полнолуние Каттак »), то есть в октябре – ноябре.

повсюду Говорят, что Нанак путешествовал по Азии , обучая людей посланию Ик Онкара ( , «Единый Бог»), который обитает в каждом из своих творений и представляет собой вечную Истину. [13] Используя эту концепцию, он создаст уникальную духовную , социальную и политическую платформу, основанную на равенстве, братской любви, добре и добродетели. [14] [15] [16]

Слова Нанака записаны в форме 974 поэтических гимнов , или шабда , в священном религиозном писании сикхизма, Гуру Грантх Сахиб , причем некоторые из основных молитв — Джапджи Сахиб ( джап , «читать»; джи и сахиб — суффиксы, обозначающие уважение); Аса ди Вар («Баллада о надежде»); и Сидх Гошт («Дискуссия с Сиддхами »). , божественности и религиозного авторитета Нанака Частью религиозной веры сикхов является то, что дух святости сошел на каждого из девяти последующих гуру, когда должность гуру была передана им.

Биография

Рождение

Гурдвара Джанам Астан в Нанкана-Сахиб , Пакистан, посвящен месту, где, как полагают, родился Нанак.

Нанак родился 15 апреля 1469 года в деревне Рай Бхой Ди Талванди (современный Нанкана Сахиб , Пенджаб , Пакистан) в провинции Лахор Делийского султаната . [17] [18] хотя, согласно одной традиции, он родился в индийском месяце Картик или ноябре, известном на пенджаби как Каттак . [1] Он родился в клане Хатри Пенджаби, как и все сикхские гуру . В частности, Гуру Нанак был Беди Кхатри .

В большинстве джанамсакхи ( ਜਨਮਸਾਖੀ , «истории рождения») или традиционных биографиях Нанака упоминается, что он родился на третий день светлой двухнедельной луны , в месяце Байсах (апрель) Самвата 1526 года. [1] К ним относятся Пуратан [ сломанный якорь ] («традиционный» или «древний») джанамсахи , Михарбан джанамсахи [ сломанный якорь ] , Гьян-Ратанавали [ сломанный якорь ] Бхаи Мани Сингхом и Вилаятом Вали Джанамсакхи . [19] Гурбилас Паташахи 6, написанный в 1718 году, также приписываемый Бхаи Мани Сингху, противоречит Джанамсакхи Мани Сингха, поскольку вместо этого говорится, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [20] В сикхских записях говорится, что Нанак умер в 10-й день месяца Асаудж Самвата 1596 года (22 сентября 1539 года н.э.) в возрасте 70 лет, 5 месяцев и 7 дней. Это также предполагает, что он родился в месяце Вайсакх (апрель), а не Каттак (ноябрь). [21]

дата рождения каттак

Рождение Гуру Нанака, картина Джанамсакхи 1830-х годов .

Еще в 1815 году, во время правления Ранджита Сингха , в апреле в месте его рождения, известном к тому времени как Нанкана Сахиб , проводился фестиваль, посвященный дню рождения Нанака . [19] Однако годовщина рождения Нанака — Гурпураб ( гур + пураб , «праздник») — впоследствии стала отмечаться в день полнолуния месяца Каттак в ноябре. Самая ранняя запись о таком праздновании в Нанкана Сахибе относится к 1868 году нашей эры. [22]

Причин для принятия сикхской общиной даты рождения Каттак может быть несколько. Во-первых, это могла быть дата просветления или «духовного рождения» Нанака в 1496 году, как предполагает Дабестан-э Мазахеб . [ нужна ссылка ]

Некоторые источники, подтверждающие инцидент в честь дня рождения Катака:

Бала Джанамасакхи поддерживает традицию рождения Каттак. Это единственный Джанамсакхи, который это делает. Говорят, что Бхаи Бала получил гороскоп Нанака от дяди Нанака Лалу, согласно которому Нанак родился в дату, соответствующую 20 октября 1469 года нашей эры. Однако этот джанамсахи был написан Хандалисом — сектой сикхов, последовавших за новообращенным сикхом, известным как Хандал, — пытаясь изобразить основателя выше Нанака. [23] Согласно суеверию, распространенному в современной северной Индии , ребенок, родившийся в месяц Каттак, считался слабым и невезучим, поэтому в произведении говорится, что Нанак родился в этом месяце. [23]

Бхаи Гурдас , написавший в день полнолуния месяца Каттак через несколько десятилетий после смерти Нанака, упоминает, что Нанак «обрел всеведение» в тот же день, и теперь настала очередь автора «получить божественный свет». [24]

Согласно очевидцу сикхских хроник, известному как Бхатт Вахис , Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [25]

Гурбилас Паташахи 6 написано в 1718 году. [26] приписываемый Бхаи Мани Сингху, говорит, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [20]

Мехам Паркаш, написанный в 1776 году, также говорит, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [20]

«Бансавалинама Дасан Паташахия Ка» Кесара Сингха Чиббера, означающая генеалогию десяти императоров, написанная в 1769 году: [27] говорит, что Гуру Нанак тоже родился в полнолуние Катака. [20]

В «Гурпурнали», написанном в 1727 году, и «Гуру Тех Бахадур Малве да Сафар», написанном в 1716 году, упоминается, что Гуру Нананк родился в полнолуние Катака. [20]

Нанак Чандродая санскрит Джанамсакхи из 1797 года и Джанам Сакхи Баба Нанак Сант Даса Чиббера из 18 века упоминают Гуру Нанака, родившегося в полнолуние катака. [20]

Гурпур Паркаш Грант, написанный Сант Рен Сингхом на основе гранта, написанного Бинодом Сингхом, утверждает, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [28]

По словам Макса Артура Маколиффа (1909), индуистский фестиваль, проводившийся в XIX веке в Картик Пурниму в Амритсаре, привлек большое количество сикхов. Лидеру сикхской общины Джани Сант Сингху это не понравилось, поэтому в тот же день он начал фестиваль в сикхском храме Золотого храма , представив его как празднование годовщины рождения Гуру Нанака. [29]

Маколифф также отмечает, что в Вайсакхе (март – апрель) уже прошел ряд важных фестивалей, таких как Холи , Рама Навами и Вайсакхи люди будут заняты сельскохозяйственной деятельностью , поэтому после праздника урожая Байсакхи . Таким образом, проведение празднования годовщины рождения Нанака сразу после Вайсакхи привело бы к малой посещаемости и, следовательно, к меньшим пожертвованиям для сикхских святынь. С другой стороны, ко дню полнолуния Каттак главный индуистский фестиваль Дивали уже закончился, и крестьяне, у которых были излишки денег от продажи урожая, смогли сделать щедрые пожертвования. [30]

Семья и ранняя жизнь

Родители Нанака, в том числе отец Калян Чанд Дас Беди (обычно сокращается до Мехта Калу). [примечание 1] [31] ) и мать Мата Трипта , [32] оба были индуистскими кхатри и работали торговцами. [33] [34] Его отец, в частности, был местным патвари (бухгалтером) по доходам от урожая в деревне Талванди . [35] Деда по отцовской линии Нанака звали Шив Рам Беди, а его прадедом - Рам Нараян Беди. [36] [31]

Согласно сикхским традициям, рождение и первые годы жизни Нанака были отмечены многими событиями, которые продемонстрировали, что Нанак был благословлен божественной благодатью. [37] Комментарии к его жизни рассказывают подробности его расцвета сознания с юных лет. Например, говорят, что в возрасте пяти лет Нанак проявил интерес к божественным предметам. В семь лет отец по обычаю записал его в деревенскую школу. [38] Примечательные предания повествуют, что в детстве Нанак удивил своего учителя, описав скрытый символизм первой буквы алфавита , напоминающий ее математическую версию, как обозначающий единство или единство Бога. [39] Другие истории его детства относятся к странным и чудесным событиям, произошедшим с Нанаком, например, к тому, свидетелем которого стал Рай Булар , в котором голова спящего ребенка была защищена от резкого солнечного света, как в одном из рассказов, неподвижной тенью дерева. [ нужна ссылка ] или, в другом случае, ядовитой коброй. [40]

Гурдвара Дарбар Сахиб Картар Пур в Наровале , Пакистан, отмечает место, где, как говорят, умер Гуру Нанак. [41]

Нанаки , единственная сестра Нанака, была на пять лет старше его. В 1475 году она вышла замуж и переехала в Султанпур . [ нужна ссылка ] Джай Рам, муж Нанаки, работал в модихане (складе доходов, собранных в безналичной форме) на службе у султаната Делийского Лахора губернатора Даулат Хана , где Рам помогал Нанаку устроиться на работу. [42] Нанак переехал в Султанпур и начал работать в модихане примерно в 16 лет. [ нужна ссылка ]

Будучи молодым человеком, [я] Нанак женился на Сулахани , дочери Мул Чанда (он же Мула). [ii] [iii] и Чандо Рани. [ нужна ссылка ] Они поженились 24 сентября 1487 года в городе Батала . [43] и у него родятся двое сыновей, Шри Чанд и Лакхми Чанд. [42] (или Лахми Дас). [iv] [44] Нанак жил в Султанпуре до ок. 1500, [42] это было бы для него временем становления, как предполагает пуратан Джанамсакхи и в его многочисленных намеках на правительственную структуру в своих гимнах, скорее всего, возникшую в это время. [45]

Последние годы

Индусы и мусульмане спорят по поводу заключительного обряда Гуру Нанака. Фреска XIX века из Гурдвара Баба Атал , Амритсар .

Примерно в возрасте 55 лет Нанак поселился в Картарпуре , прожив там до своей смерти в сентябре 1539 года. В этот период он совершал короткие путешествия в центр натх -йогов Ачал и суфийские центры Пакпаттан и Мултан . К моменту своей смерти Нанак приобрел несколько последователей в районе Пенджаба , хотя их число трудно оценить на основе дошедших до нас исторических свидетельств. [46] Последователей Нанака другие называли Картарис (что означает «люди, принадлежавшие к деревне Картарпур»). [47]

Нанак назначил Бхаи Лену преемником Гуру , переименовав его в Гуру Ангад , что означает «свой собственный» или «часть вас». Вскоре после провозглашения своим преемником Нанак умер 22 сентября 1539 года в Картарпуре в возрасте 70 лет. Согласно сикхской агиографии , его тело так и не было найдено. Когда ссорящиеся индусы и мусульмане потянули простыню, покрывающую его тело, они вместо этого обнаружили кучу цветов — и поэтому простая вера Нанака со временем превратилась в религию, окруженную своими собственными противоречиями и обычаями. [48]

Четыре Удаси и другие места, которые посетил Гуру Нанак.
Заброшенный Гурудвара Чова Сахиб , расположенный недалеко от форта Рохтас в Пакистане , отмечает место, где, как широко распространено мнение, Гуру Нанак создал источник воды во время одного из своих удаси. [49]
Считается, что отпечаток руки Гуру Нанака сохранился на валуне в Гурдвара Панджа Сахиб в Хасан Абдале , Пакистан.
Монета 1747 года н.э. с изображением Гуру Нанака.
Монета 1747 года н.э. с изображением Гуру Нанака с двумя его учениками, Бхаи Марданой и Бхаи Балой, размахивающими чауром ( мётушкой) в знак уважения.

Одиссея ( Удасис )

В первой четверти 16 века Нанак совершал длительные удасия («путешествия») в поисках духовных занятий. В написанном им стихе говорится, что он посетил несколько мест в « нау-кханде » («девяти регионах земли»), предположительно главных центрах индуистского и мусульманского паломничества. [42]

В некоторых современных источниках говорится, что он посетил Тибет , большую часть Южной Азии и Аравию , начиная с 1496 года в возрасте 27 лет, когда он оставил свою семью на тридцатилетний период. [37] [50] [51] Эти утверждения включают посещение Нанаком горы Сумеру из индийской мифологии , а также Мекку , Багдад , Ачал-Баталу и Мултан , где он обсуждал религиозные идеи с противостоящими группами. [52] Эти истории стали широко популярны в 19 и 20 веках и существуют во многих версиях. [53] [52]

В 1508 году Нанак посетил регион Силхет в Бенгалии . [ нужна ссылка ] Джанамсакхи предполагают, что Нанак посетил храм Рам Джанмабхуми в Айодхье в 1510–11 годах нашей эры. [54]

Багдадская надпись остается основой для сообщений индийских ученых о том, что Гуру Нанак путешествовал по Ближнему Востоку, причем некоторые утверждают, что он посетил Иерусалим , Мекку , Ватикан , Азербайджан и Судан . [55]

Споры

Агиографические . детали являются предметом споров, и современные ученые ставят под сомнение детали и подлинность многих утверждений Например, Каллеварт и Снелл (1994) утверждают, что ранние сикхские тексты не содержат подобных историй. [52] С тех пор, как рассказы о путешествиях впервые появляются в агиографических отчетах Гуру Нанака, спустя столетия после его смерти, они со временем продолжают становиться все более сложными: в поздней версии Пуратана описываются четыре миссионерских путешествия, которые отличаются от версии Михарбана . [52] [56]

Джанамсакхи » XIX века Некоторые истории о обширных путешествиях Гуру Нанака впервые появляются в «Пуратан , хотя даже в этой версии не упоминается путешествие Нанака в Багдад. [52] Такие украшения и включение новых историй, по мнению Каллеварта и Снелла (1993), во многом совпадают с утверждениями о чудесах исламских пиров , обнаруженными в суфийских тазкирах той же эпохи, что дает основание полагать, что эти легенды могли быть написаны на конкурсе. [57] [52]

Еще одним источником споров стал багдадский камень с надписью. [ нужны разъяснения ] турецким шрифтом. Некоторые интерпретируют надпись как говорящую, что Баба Нанак Факир был здесь в 1511–1512 годах; другие читают это как 1521–1522 годы (и что он 11 лет жил на Ближнем Востоке вдали от своей семьи). Другие, особенно западные ученые, утверждают, что надпись на камне датируется 19 веком и что камень не является надежным свидетельством того, что Нанак посетил Багдад в начале 16 века. [58] Более того, кроме камня, никаких свидетельств или упоминаний о его путешествии по Ближнему Востоку не было найдено ни в каких других ближневосточных текстовых или эпиграфических записях. Утверждались о дополнительных надписях, но никому не удалось их найти и проверить. [59]

Новые утверждения о его путешествиях, а также такие утверждения, как исчезновение его тела после его смерти, также встречаются в более поздних версиях и подобны чудесным историям в суфийской литературе об их пирах . Другие прямые и косвенные заимствования в сикхских джанамсакхи, относящиеся к легендам о его путешествиях, происходят из индуистских эпосов и пуран , а также буддийских рассказов Джатаки . [53] [60] [61]

Бхаи Мани Сингха Джанамсакхи

Посмертные биографии

Самыми ранними биографическими источниками о жизни Нанака, признанными сегодня, являются джанамсакхи («истории о рождении»), в которых подробно описаны обстоятельства его рождения.

Гьян-ратанавали — это джанамсакхи, приписываемый Бхаи Мани Сингху , ученику Гуру Гобинд Сингха. [ нужны разъяснения ] к которому обратились некоторые сикхи с просьбой подготовить достоверный отчет о жизни Нанака. Таким образом, говорят, что Бхаи Мани Сингх написал свою историю с явным намерением исправить еретические рассказы о Нанаке.

Один популярный джанамсахи якобы был написан Бхаи Балой , близким соратником Нанака. Однако стиль письма и используемый язык позволили ученым, таким как Макс Артур Маколифф , быть уверенными, что они были написаны после его смерти. [38] По мнению таких ученых, есть веские основания сомневаться в утверждении, что автор был близким спутником Гуру Нанака и сопровождал его во многих его путешествиях.

Бхаи Гурдас , писец Гуру Грантха Сахиба , также писал о жизни Нанака в своих варах («одах»), которые были составлены спустя некоторое время после жизни Нанака, хотя и менее подробны, чем джанамсакхи.

Учения и наследие

Фреска Гуру Нанака из Баоли Сахиба, Гоиндвал

Учение Нанака можно найти в сикхском писании Гуру Грантх Сахиб , как сборник стихов, записанных на Гурмукхи . [ нужна ссылка ]

Есть три конкурирующие теории относительно учения Нанака. [62] Первый, согласно Коулу и Самбхи (1995, 1997), основан на агиографическом Джанамсакхисе : [63] заявляет, что учение Нанака и сикхизм были откровениями от Бога, а не движением социального протеста или попыткой примирить индуизм и ислам в 15 веке. [64]

Вторая теория утверждает, что Нанак был Гуру , а не пророком. По словам Сингхи (2009): [65]

Сикхизм не поддерживает теорию воплощения или концепцию пророка . Но у него есть ключевая концепция Гуру. Он не воплощение Бога и даже не пророк. Он — просветленная душа.

Третья теория заключается в том, что Гуру Нанак — воплощение Бога. Это поддержали многие сикхи, в том числе Бхаи Гурдас , Бхаи Вир Сингх , Санток Сингх , а также Гуру Грантх Сахиб. [ нужна ссылка ] Бхаи Гурдас говорит: [66]

Гур Пармесару – это один истинный мир.

Гуру и Бог едины; Он — истинный господин, и весь мир жаждет Его.

Кроме того, в «Гуру Грантх Сахиб» говорится: [67]

Нанак Сева Карху Хари Гуру Суффул Даршан Ки Пхир Лекха Мангай На Кои 2.

О Нанак, служи Гуру, Воплощенному Господу; Благословенное Видение Его Даршана полезно, и в конце концов вы не будете призваны к ответу. ||2||

Гуру Рам Дас говорит: [68]

Гуру Говинду Говинду Гуру Хай Нанак Бхеду На Бхаи 4.1.8.

Гуру — это Бог, и Бог — это Гуру, о Нанак; между ними нет разницы, о Братья и Сестры Судьбы. ||4||1||8||

Агиографические Джанамсахи были написаны не Нанаком, а более поздними последователями без учета исторической точности и содержат многочисленные легенды и мифы, созданные, чтобы продемонстрировать уважение к Нанаку. [69] В сикхизме термин «откровение» , как поясняют Коул и Самбхи, не ограничивается учением Нанака. Скорее, они включают в себя всех сикхских гуру , а также слова мужчин и женщин из прошлого, настоящего и будущего Нанака, которые интуитивно обладают божественным знанием посредством медитации. Сикхские откровения включают слова несикхских бхагатов (индуистов и мусульманских преданных), некоторых из которых жили и умерли до рождения Нанака, и чьи учения являются частью сикхских писаний. [70]

Ади Грантх и последующие сикхские гуру неоднократно подчеркивали, предполагает Мандаир (2013), что сикхизм «не о том, чтобы слышать голоса Бога, а об изменении природы человеческого разума, и каждый может достичь прямого опыта и духовного совершенства в любой ситуации». время." [62] Нанак подчеркнул, что все люди могут иметь прямой доступ к Богу без ритуалов и священников. [37]

Концепция человека, разработанная Нанаком, утверждает Мандаир (2009), уточняет и отрицает « монотеистическую концепцию себя/Бога», где «монотеизм становится почти ненужным в движении и пересечении любви». [71] Цель человека, как учили сикхские гуру, состоит в том, чтобы положить конец всей двойственности «я и других, я и не-я», достигнув «сопутствующего баланса разделения-слияния, себя-другого, действия-бездействия, привязанности-отстраненности, в повседневной жизни». [71]

Нанак и другие сикхские гуру подчеркивали бхакти («любовь», «преданность» или «поклонение») и учили, что духовная жизнь и светская жизнь домохозяина переплетаются. [72] С точки зрения сикхов, повседневный мир является частью бесконечной реальности, где рост духовного осознания ведет к расширению и активному участию в повседневном мире. [73] Нанак описал «активную, творческую и практическую жизнь», полную «правдивости, верности, самоконтроля и чистоты», как нечто более высокое, чем метафизическая истина. [74]

Согласно популярной традиции, учение Нанака практикуется тремя способами: [75]

  • Ванд Шхако ( ਵੰਡ ਛਕੋ , «делиться и потреблять»): делитесь с другими, помогайте нуждающимся, чтобы вы могли есть вместе;
  • Кират Каро («работай честно»): зарабатывайте честным трудом, без эксплуатации и мошенничества; и
  • Наам Джапо ( ਨਾਮ ਜਪੋ , «читай Его имя»): медитируйте на имя Бога, чтобы почувствовать Его присутствие и контролировать пятерых похитителей человеческой личности.

Наследие

Нанак — основатель сикхизма . [76] [77] Фундаментальные убеждения сикхизма, сформулированные в священном писании Гуру Грантх Сахиб , включают веру и медитацию во имя единого творца; единство всего человечества; самоотверженное служение , стремление к социальной справедливости на благо и процветание всех ; и честное поведение и средства к существованию, живя жизнью домохозяина. [78] [79] [80]

Гуру Грантх Сахиб почитается как высший авторитет сикхизма и считается последним и вечным гуру сикхизма. Будучи первым гуру сикхизма, Нанак написал для книги в общей сложности 974 гимна. [81]

Влияния

Миниатюрная картина, изображающая Гуру Нанака, слушающего музыкантов, около 1680 года.

Многие сикхи верят, что послание Нанака было открыто божественно, поскольку его собственные слова в «Гуру Грантх Сахиб» утверждают, что его учения такие, какими он получил их от Самого Создателя. Критическое событие его жизни в Султанпуре , куда он вернулся через три дня с просветлением, также подтверждает это убеждение. [82] [ не удалось пройти проверку ]

Многие современные историки придают значение связи его учения с ранее существовавшим бхакти . [83] святой , [v] и вали индуистской/исламской традиции. [84] Ученые утверждают, что в своем происхождении нанак и сикхизм находились под влиянием традиции ниргуни («бесформенный Бог») движения бхакти в средневековой Индии. [мы] Однако некоторые историки не рассматривают свидетельства сикхизма как просто продолжение движения бхакти. [85] [86] Сикхизм, например, не согласен с некоторыми взглядами святых бхакти Кабира и Равидаса . [85] [87]

Корни сикхской традиции, возможно, лежат в традиции сант Индии, идеология которой превратилась в традицию бхакти. [VII] Фенек (2014) предполагает, что: [84]

Индийская мифология пронизывает священный канон сикхов « Гуру Грантх Сахиб» и вторичный канон «Дасам Грантх» и добавляет тонкие нюансы и содержание в священную символическую вселенную современных сикхов и их прошлых предков. [viii]

В вере Бахаи

В письме Национальному Духовному Собранию бахаи Индии от 27 октября 1985 года Всемирный Дом Справедливости заявил, что Нанак был наделен «святым характером» и что он: [89]

... вдохновленный примирением религий индуизма и ислама, последователи которых находились в жестоком конфликте... Таким образом, бахаи рассматривают Гуру Нанака как «святого высочайшего порядка».

В индуизме

Фреска Гуру Нанака из индуистского храма в Джамму

Нанак имеет большое влияние среди пенджабских индуистов и синдхов , большинство из которых следуют Нанакпантхи . учениям [90] [91]

В тибетском буддизме и бон

Трилочан Сингх утверждает, что на протяжении веков тибетцы совершали паломничество к храму Золотого Храма в Амритсаре, чтобы почтить память Гуру Нанака. [92] : 338  Однако тибетцы, похоже, перепутали Нанака с визитом Падмасамбхавы столетиями ранее и наложили детали Падмасамбхавы на Нанака из почтения (полагая, что сущность обеих фигур одна и та же) или из-за ошибочной хронологии. [примечание 2] [93] По словам тибетского ученого Тартанг Тулку , многие тибетцы верят, что Гуру Нанак был воплощением Падмасамбхавы. [94] И буддисты , и бон-тибетцы совершали паломничество в Золотой храм в Амритсаре, однако почитали это место по разным причинам. [95]

Между 1930 и 1935 годами тибетский духовный лидер Кхьюнгтрул Ринпоче (Кьюнг-спрул Ринпоче) во второй раз побывал в Индии, посетив во время этого визита Золотой храм в Амритсаре. [96] : 78  [95] Во время посещения Амритсара в 1930 или 1931 году Кьюнг-спрул и его тибетское окружение гуляли по Золотому храму, совершая подношения. [96] : 78  Кхьюнг-спрул называл Золотой Храм «Дворцом Гуру Нанака» ( тибетский : Guru Na-nig-gi pho-brang ). [96] : 78  Кхьюнг-спрул еще раз вернулся в Золотой храм в Амритсаре во время своего третьего и последнего визита в Индию в 1948 году. [96] : 80 

Несколько лет спустя, после визита Кхьюнг-спрула в 1930–31 годах, тибетский монах бонпо по имени Кьянгцун Шераб Намгьел ( rKyang-btsun Shes-rab-rnam rgyal ) посетил Золотой храм в Амритсаре и предложил следующее описание: [96] : 78 

«Их главный гшен — Покоряющий гшен с «птичьими рогами». Его тайное имя — Гуру Нанак. Его учение — Бон Относительной и Абсолютной Истины. В руке он держит Меч Мудрости... В этом святом месте океаническое собрание богов-покровителей и будд собирается, как облака».

Кьянгцюн Шераб Намгьел

В исламе

Ахмадия

Картина XIX века, изображающая Гуру Нанака в чоле (халате) с персидско-арабскими надписями.

считает Мусульманская община Ахмадия Гуру Нанака мусульманским святым и считает, что сикхизм произошел от суфизма. [97] Они полагают, что Гуру Нанак стремился рассказать мусульманам о «настоящих учениях» ислама. [97] В 1895 году Мирза Гулам Ахмад защищал Нанака от обвинений, выдвинутых арья самаджистом Даянандой Сарасвати , и утверждал, что Нанак был мусульманином. [97] По словам Абдула Джалила, то, что Нанак был мусульманином, подтверждается чолой , на которой написаны стихи Корана , которые, как приписывают, принадлежали ему. [98]

Посещенные места

Уттаракханд

Андхра-Прадеш

Бихар

Дели

Гуджарат

Харьяна

Джамму и Кашмир

Пенджаб

Сикким

Одиша

Пакистан

Бангладеш

Афганистан

Иран

Ирак

Шри-Ланка

Саудовская Аравия

Рукописная картина Джанамсакхи с надписью «Гуру Нанак в Мекке - «Поверните мои ноги в ту сторону, где нет Бога». "

См. также

Примечания

  1. ^ Маколифф (1909) отмечает, что, согласно джанамсахи Мани Сингха [ сломанный якорь ] Нанак женился в возрасте 14, а не 18 лет. «В Джанамсакхи, носящем имя Мани Сингха, рассказывается, что Нанак женился в возрасте четырнадцати лет» ( стр. 18 ). Однако последующие джанамсакхи утверждают, что Нанак женился позже, после того как переехал в Султанпур ( с. 29 ).
  2. ^ «Он был обручен с Сулахани, дочерью Мулы, жителя Баталы в нынешнем районе Гурдаспур». (Маколифф 1909, стр. 19 ).
  3. ^ "В молодости Нанак был женат на Сулахни, дочери Мулы, уроженца недавно основанного города Батала , пришедшего туда из своей деревни Пахо ди Рандхави, на левом берегу реки Рави . Мула принадлежал к подкаста Чона , которая была менее важной, чем даже подкаста Беди .». ( Гревал 1998 , стр. 6)
  4. ^ Трампп (1877) транслитерирует имена детей Нанака из Колбрука . джанамсахи [ сломанный якорь ] как « Сири-чанд » и « Лахми-дас », а не « Лахми-чанд » (стр. iii , viii ). Маколифф (1909, стр. 29 ) также называет их имена Шри Чанд и Лакхми Дас.
  5. ^ «На самой ранней стадии сикхизм явно был движением в рамках индуистской традиции; Нанак был воспитан индуистом и в конечном итоге принадлежал к традиции Сант в северной Индии». ( МакЛеод 2019 )
  6. ^ «Исторически религия сикхов произошла от течения ниргуни религии бхакти». ( Лоренцен 1995 , стр. 1–2)
  7. ^ «Технически это помещает происхождение сикхской общины гораздо дальше, чем 1469 год, возможно, к зарождению движения Сант, которое имеет явное сходство с мыслью Гуру Нанака где-то в десятом веке. Преобладающая идеология Сант- парампара, в свою очередь, во многих отношениях соответствует гораздо более широкой традиции религиозного бхакти в северной Индии». ( Фенек 2014 , стр. 35)
  8. ^ «Немногие сикхи упомянули бы эти индийские тексты и идеологии в той же широте, что и сикхская традиция, не говоря уже о том, чтобы проследить элементы их традиции до этой хронологической и идеологической точки, несмотря на то , что индийская мифология пронизывает сикхский священный канон, Гуру Грантх Сахиб и вторичный канон Дасам Грантх , [88] и добавляет тонкие нюансы и содержание в священную символическую вселенную современных сикхов и их прошлых предков» ( Fenech 2014 , стр. 36) .
  1. ^ С отцом Нанака связаны различные имена, некоторые из них: «Мехта Калу», «Калу Рай», «Калу Чанд», «Калиан Рай» и «Калиан Чанд».
  2. Падмасамбхава также известен как «Гуру Ринпоче».

Ссылки

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гупта 1984 , с. 49.
  2. ^ Сервис, Трибьюн Ньюс. «Выпущен буклет об учениях Гуру Нанака Дева» . Служба новостей Tribuneindia . Редкий святой путешествовал и проповедовал так же широко, как Гуру Нанак Дев. Он был известен как Нанакачрайя в Шри-Ланке, Нанак-лама в Тибете, Гуру Римпочеа в Сиккиме, Нанак Риши в Непале, Нанак Пер в Багдаде, Вали Хинд в Мекке, Нанак Вали в Мисаре, Нанак Кадамдар в России, Баба Нанак в Ираке, Пер. Балагдаан в Мазахар-Шарифе и Баба Фуса в Китае, сказал доктор С.С. Сибиа, директор Медицинского центра Сибии.
  3. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  4. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  5. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  6. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  7. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  8. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  9. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  10. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  11. ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID   210494526 .
  12. ^ Маколифф 1909 , с. lvii .
  13. ^ Хайер 1988 , с. 14.
  14. ^ Сидху 2009 , с. 26.
  15. ^ Корана 1991 , с. 214.
  16. ^ Прасун 2007 .
  17. ^ Сингх 2006 , стр. 12–13.
  18. ^ Гревал 1998 , с. 6.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гупта 1984 , с. 50.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Сингх, доктор Трилочан. Гуру Нанак: основатель сикхизма: биография (PDF) . стр. 489–491.
  21. ^ Гупта 1984 , с. 54.
  22. ^ Гупта 1984 , с. 52.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гупта 1984 , стр. 50–51.
  24. ^ Гупта 1984 , стр. 53–54.
  25. ^ Биндра, Притпал Сингх. Гуру Киан Сакхиан «Сказки о сикхских гуру» . п. 78.
  26. ^ «Гурбилас Чевиан Паташахи» . 19 декабря 2000 г.
  27. ^ «БАНСАВАЛИНАМА ДАСАН ПАТШАХИАН КА — Сикхская энциклопедия» . 19 декабря 2000 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
  28. ^ Сингх, Рен. Гурпур Паркаш .
  29. ^ Маколифф 1909 , с. lxxiv .
  30. ^ Гупта 1984 , стр. 51–52.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2019 г.). «Генеалогия Гуру Нанака» . Тезисы сикхских исследований . 21 (4). Институт сикхских исследований, Чандигарх. Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 7 сентября 2023 г.
  32. ^ SGPC: Гуру Нанак Сахиб .
  33. ^ Сингха 2009a , с. 125.
  34. ^ Маклеод 2009 , с. 86.
  35. ^ Нанкана: Рай Булар Бхатти .
  36. ^ Джайн, Хариш К. (2003). Создание Пенджаба . Книги Юнистар. п. 268.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Би-би-си: Религии 2011 .
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маколифф 2004 .
  39. ^ Каннингем 1853 , стр. 37–38.
  40. ^ Сингх 1984 , с. 18.
  41. ^ Сингх 2000 .
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гревал 1998 , с. 7.
  43. ^ Маколифф 2004 , с. 19.
  44. ^ Трамп 1877 г.
  45. ^ Коул и Самбхи 1978 , с. 9 .
  46. ^ Гревал 1998 , с. 8.
  47. ^ Сингх, Пашаура (3 апреля 2021 г.). «Идеологическая основа формирования Комитета Широмани Гурдвара Прабандхак и Широмани Акали Дал: исследование концепции Гуру-Пантха» . Сикхские формации . 17 (1–2): 16–33. дои : 10.1080/17448727.2021.1873656 . ISSN   1744-8727 . S2CID   234146387 . Неудивительно, что последователей Гуру Нанака часто называли Картари, людьми, которые принадлежали к деревне Картарпур (Сингх 2006, 106 и 129, прим. 4).
  48. ^ «Гуру Нанак» . МАНАС .
  49. ^ Сингх и Капур 2004 , с. 174.
  50. ^ Дилгир 2008 .
  51. ^ Джохал 2011 , стр. 125, примечание 1.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Каллеварт и Снелл, 1994 , стр. 26–7.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоренцен 1995 .
  54. ^ Гарг 2019 .
  55. ^ Гулати 2008 , стр. 316–319.
  56. ^ Лоренцен 1995 , стр. 41–2.
  57. ^ Маклеод 2007 , стр. 42–44.
  58. ^ Домашнее хозяйство 1979 , стр. 16–21.
  59. ^ Маклеод 2004 , стр. 127–31.
  60. ^ Оберой 1994 , с. 55.
  61. ^ Callewaert & Snell 1994 , стр. 27–30.
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мандаир 2013 , стр. 131–34.
  63. ^ Коул и Самбхи 1995 , с. 9–12.
  64. ^ Коул и Самбхи 1997 , с. 71.
  65. ^ Сингха 2009a , с. 104.
  66. ^ «Вааран Бхаи Гурдас:- Ваар1-Паури17-Джуг Гарди-Анахия веков Вааран Бхаи Гурдас;:-SearchGurbani.com» . www.searchgurbani.com . Проверено 24 марта 2022 г.
  67. ^ «Анг 306 Гуру Грантха Сахиба Джи - SikhiToTheMax» . www.sikhitothemax.org . Проверено 24 марта 2022 г.
  68. ^ «Шри Гуру Грантх Сахиб Джи -: Ang: 442 -: Шри Гуру Грантх Сахиб Джи: - SearchGurbani.com» . www.searchgurbani.com . Проверено 24 марта 2022 г.
  69. ^ Сингх 2011 , стр. 2–8.
  70. ^ Коул и Самбхи 1995 , с. 46, 52–3, 95–6, 159.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мандаир 2009 , стр. 372–73.
  72. ^ Наяр и Сандху 2007 , с. 106.
  73. ^ Каур 2004 , с. 530.
  74. ^ Марва 2006 , с. 205.
  75. ^ Маклеод 2009 , стр. 139–40.
  76. ^ Коул и Самбхи 1978 , с. 9–10 .
  77. ^ Морено и Колино 2010 , с. 207.
  78. ^ Калси 2007 , стр. 41–50.
  79. ^ Коул и Самбхи 1995 , с. 200.
  80. ^ Тис 2004 , с. 4.
  81. ^ Shackle & Mandair 2013 , стр. xviii–xix.
  82. ^ Сингх 1982 , стр. 12, 18.
  83. ^ Лоренцен 1995 , стр. 1–2.
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фенек 2014 .
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингха 2009b , с. 8.
  86. ^ Гревал 1998 , стр. 28–.
  87. ^ Прути 2004 , стр. 202–03.
  88. ^ Райнхарт 2011
  89. ^ Сарвал 1996 .
  90. ^ Калхоро, Зульфикар Али (13 апреля 2018 г.). «Святые Нанакпанти Синда» .
  91. ^ Сингх, Индерджит (1 октября 2017 г.). «Индерджит Сингх (2017). Синдхи-индуисты и нанакпантис в Пакистане. Рефераты по сикхским исследованиям, том XIX, № 4. стр. 35-43» . Тезисы сикхских исследований – через www.academia.edu.
  92. ^ Сингх, Трилочан (1969). Гуру Нанак: основатель сикхизма: биография . Комитет Гурдвара Парбандхак.
  93. ^ Гилл, Савиндер Каур; Вангмо, Сонам ​​(2019). Два гуру, одно послание: Будда и Гуру Нанак: наследие освобождения, эгалитаризма и социальной справедливости . Библиотека тибетских произведений и архивов. стр. 302–304.
  94. ^ Чаухан, Г.С.; Раджан, Минакши (январь 2019 г.). Шри Гуру Нанак Дев: Жизнь, путешествия и учения (2-е изд.). Всеиндийское благотворительное общество Пингалвары Амритсар. стр. 176–178.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Люсия Галли: «Следующая остановка — Нирвана. Когда тибетские паломники превращаются в искателей отдыха», Монгольские и сибирские, центральноазиатские и тибетские исследования [Онлайн], 51 | 2020, опубликовано в Интернете 9 декабря 2020 г., доступ осуществлен 21 мая 2024 г. URL: http://journals.openedition.org/emscat/4697; DOI: https://doi.org/10.4000/emscat.4697.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Маккей, Алекс (2013). Паломничество в Тибете . Рутледж. ISBN  9781136807169 .
  97. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Раза, Ансар. «Баба Гуру Нанак – мусульманский святой» . Аль Ислам . Проверено 6 июля 2024 г.
  98. ^ Джалил, Абдул (март 1993 г.). «Рождение сикхизма — обзор религий» . Аль Ислам . Проверено 6 июля 2024 г.
  99. ^ «Гурдвара с богатой историей» . Таймс оф Индия . 25 марта 2012 г.
  100. ^ Сикхский обзор, том 41, выпуски 469–480 . Сикхский культурный центр. 1993. с. 14.

Библиография

Дальнейшее чтение

Предшественник
Сикхский Гуру
20 августа 1507 г. - 7 сентября 1539 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0eb59badcac691ff4c3d71c10deb80c8__1721319780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/c8/0eb59badcac691ff4c3d71c10deb80c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guru Nanak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)