Вопросы, на которые нет ответа
Часть серии о |
буддизм |
---|
Переводы асинтея | |
---|---|
Английский | невесомый, непонятный |
санскрит | ацинта |
Есть | асинтея |
китайский | Букесийи |
японский | Фукасиги |
корейский | Флизауи |
сингальский | Немыслимо |
тибетский | Я так сильно тебя люблю |
тайский | Невежество |
вьетнамский | Немыслимый |
Глоссарий буддизма |
В буддизме авьякрита ачинтейя ( пали ), «непостижимый» или «непостижимый», ( санскрит : авьякрит, пали : авьяката , «непостижимый, необъяснимый»). [ 1 ] ), и атаккавачара , [ 2 ] «за пределами разума», [ 2 ] вопросы, на которые нет ответа , или необъявленные вопросы . Это набор вопросов, о которых не следует думать и на которые Будда отказался отвечать, поскольку это отвлекает от практики и препятствует достижению освобождения . В палийских и санскритских текстах можно найти различные наборы с четырьмя, десятью (палийские тексты) или четырнадцатью (санскритские тексты) вопросами, на которые нет ответа.
Этимология
[ редактировать ]Санскритское означает «непостижимый, превосходящий слово ачинтья мысль, немыслимый, за пределами мысли». [ сеть 1 ] В индийской философии ачинтейя – это
[Т]есть, которую неизбежно следует принять для объяснения фактов, но которая не выдерживает проверки логики. [ 3 ]
Это также определяется как
То, что нельзя или не следует мыслить, немыслимое, непостижимое, непроницаемое, то, что выходит за пределы мышления и над чем поэтому не следует размышлять. [ сеть 2 ]
Этот термин используется для описания высшей реальности, находящейся за пределами всякой концептуализации. [ 4 ] Не следует преследовать мысли здесь, потому что они не способствуют достижению освобождения. [ 4 ]
Синонимичные термины: авьякрита. [ 4 ] «неопределенные вопросы», [ 5 ] и атаккавачара , [ 2 ] «за пределами разума». [ 2 ]
Атаккавачара
[ редактировать ]Нирвана – это атаккавачара , «за пределами логического рассуждения». [ 6 ] Это трудно понять логикой или разумом, поскольку это не конкретная «вещь». [ 6 ] Это невозможно объяснить с помощью логики или разума тому, кто не достиг этого сам. [ 7 ]
Ачинтейя – четыре невесомых
[ редактировать ]Четыре невесомости идентифицируются в Ачинтита-сутте, Ангуттара-никае 4.77, следующим образом: [ 8 ]
- Диапазон будд [т. е. диапазон сил, которые Будда развивает в результате становления Буддой];
- Диапазон джханы человека, поглощенного джханой [т.е. диапазон сил, которые можно получить, поглощенный джханой];
- [Точная обработка] результатов каммы ( «Карма» на санскрите);
- Спекуляции о [происхождении и т. д.] космоса — это нечто необъяснимое, о котором не следует размышлять (SN 56.41 развивает это предположение как десять неопределенных).
Авьякрита
[ редактировать ]Десять неопределенных вопросов
[ редактировать ]Кула -Малункьевада Сутта , MN 63. [ 9 ] и 72 [ 10 ] содержит список из десяти вопросов без ответа об определенных взглядах (ditthi) :
- Мир вечен.
- Мир не вечен.
- Мир (пространственно) бесконечен.
- Мир не (пространственно) бесконечен.
- Существо, наделенное жизненной силой, тождественно телу.
- Существо, наделенное жизненной силой, не тождественно телу.
- Татхагата . (совершенно просветленное существо) существует после смерти
- Татхагата не существует после смерти.
- Татхагата одновременно существует и не существует после смерти.
- Татхагата не существует и не существует после смерти.
В Агги-Ваччаготта Сутте [ 6 ] «Беседа с Ватсаготрой об [сравнении] огня», Маджхима Никая 72, [ сеть 3 ] Ватсаготра задает Будде «десять неопределенных вопросов»: [ 5 ] авьякрита [ 4 ]
- Является ли космос вечным, невечным, конечным, бесконечным?
- Душа и тело (дживам и шарирам) похожи или различны?
- После смерти Татхагата существует, не существует, одновременно существует и не существует, ни существует, ни не существует?
Будда отказывается отвечать на вопросы, избегая ввязываться в дебаты, но отвечает сравнением: [ 5 ]
«И предположим, что кто-то спросил бы вас: «Этот огонь, который погас перед вами, в каком направлении он ушел? На восток? На запад? На север? Или на юг?» Если вас спросят, как бы вы ответили?»
«Это неприменимо, мастер Готама. Любой огонь, горящий в зависимости от травы и древесины, будучи неподпитанным — из-за того, что он потребляет эту пищу и не предлагает ничего другого — классифицируется просто как «внешний» (несвязанный)».
«Даже в этом случае, Вачча, любая физическая форма, с помощью которой описывал бы Татхагату , описывала бы его: Татхагата покинул, ее корень разрушен, сделан как пень пальмиры, лишен условий развития, не предназначен для будущего возникновения. Свободный от классификация формы, Вачча, Татхагата глубока, безгранична, трудна для понимания, как море «Вновь появляется» неприменимо. Не применяется. «Ни появляется, ни не появляется снова» не применяется. [ сеть 3 ]
Четырнадцать вопросов
[ редактировать ]Существующая санскритская традиция (а также тибетские и китайские тексты, следующие за санскритом) расширяет список невесомых до четырнадцати. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
ли мир 1. Вечен ? 2. ...или нет? 3. ...или и то, и другое? 4. ...или ни то, ни другое? (В палийских текстах слова «оба» и «ни один» опущены)
5. Конечен ли мир? 6. ...или нет? 7. ...или и то, и другое? 8. ...или ни то, ни другое? (В палийских текстах слова «оба» и «ни один» опущены)
9. Идентична ли личность телу? 10. ...или оно отличается от тела?
11. Существует ли Татхагата (Будда) после смерти? 12. ...или нет? 13. ...или и то, и другое? 14. ...или ни то, ни другое?
Шестнадцать вопросов - Саббасава-Сутта
[ редактировать ]Саббасава Сутта (Маджхима Никая 2). [ 15 ] ) также упоминает 16 вопросов, которые рассматриваются как «неразумное размышление» и приводят к привязанности к взглядам, касающимся себя . [ 16 ]
- Что я?
- Как я?
- Я?
- Разве я не?
- Существовал ли я в прошлом?
- Разве я не существовал в прошлом?
- Кем я был в прошлом?
- Каким я был в прошлом?
- Будучи кем, я стал кем в прошлом?
- Буду ли я существовать в будущем?
- Неужели я не буду существовать в будущем?
- Кем я буду в будущем?
- Как мне быть в будущем?
- Будучи кем, стану ли я кем в будущем?
- Откуда появился этот человек?
- Куда он пойдет?
Будда утверждает, что неразумно привязываться одновременно к взглядам на обладание и восприятие себя и к взглядам на отсутствие себя. Любое воззрение, которое рассматривает Я как «постоянное, стабильное, вечное, неизменное, остающееся тем же во веки веков», «запутывается во взглядах, в джунглях взглядов, в пустыне взглядов; в драке во взглядах, в волнении (борьбе)». взглядов, оковы взглядов». [ 16 ]
Препятствие на пути к освобождению
[ редактировать ]Размышление о четырех ачинтейях является препятствием на пути к достижению освобождения. Сакча-самьютта , «Четыре благородные истины», Самьютта Никая 56: [ сеть 4 ]
Поэтому, о монахи, не размышляйте над [любым из этих взглядов]. Такое размышление, о монахи, бессмысленно, не имеет ничего общего с подлинно чистым поведением (с. адибрахмачарияка-шила), не ведёт к отвращению, отстранённости, угасанию, ни к миру, ни к полному постижению, просветлению и Ниббане и т. д. [ 17 ]
И Агги-Ваччаготта Сутта , «Беседа с Ватсаготрой об [сравнении] Огня», Маджхима Никая 72:
Вачча, [любое из этих воззрений] — это чаща взглядов, пустыня взглядов, искажение взглядов, корчание взглядов, оковы взглядов. Оно сопровождается страданием, бедствием, отчаянием и лихорадкой и не ведет к разочарованию, бесстрастию, прекращению; к успокоению, прямому знанию, полному Пробуждению, Освобождению. [ сеть 3 ]
Будда далее предупреждает, что
Тот, кто размышляет об этих вещах, сойдет с ума и испытает досаду. [ сеть 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санскрит: авьякрита» . vedabase.net . Архивировано из оригинала 27 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Суджато 2012 , с. 291.
- ^ Дасгупта 1991 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Басвелл и Лопес 2013 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Басвелл и Лопес 2013 , с. 852.
- ^ Перейти обратно: а б с Калупаханна 1976 , с. 79.
- ^ Нат 1998 , с. 622.
- ^ Бхиккху Таниссаро 2010 , с. 58.
- ^ «Чула-Малункёвада Сутта, перевод Таниссаро Бхиккху» . Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ «Агги-Вачаготта Сутта, перевод Таниссаро Бхиккху» . Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ Buswell & Lopez 2013 , s.v. avyākṛta.
- ^ Берзин, Александр. «Четырнадцать вопросов, на которые Будда промолчал» . Изучайте буддизм . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Штайнерт, Кристиан. «Четырнадцать доктрин пророчества» . Тибетско-английский словарь Кристиана Штайнерта . Кристиан Штайнерт . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Чодрон, Гелонгма Карма Мигме (2001). «Приложение 8 - Четырнадцать вопросов без ответов». Маха Праджняпарамита Шастра . Перевод Ламота, Этьена.
- ^ «Саббасава Сутта, перевод Таниссаро Бхиккху» . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шрейдер, Дуглас В. «Между «Я» и «Не-Я»: Уроки Маджхима Никаи» (PDF) . Представлено на ежегодном собрании ASPAC (Азиатские исследования на тихоокеанском побережье), организованном Центром Восток-Запад, Гонолулу, Гавайи, 15–17 июня 2007 г. CiteSeerX 10.1.1.462.1435 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2015 г.
- ^ Самьютта Никая 56.41
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Суджато, Бхиккху (2012), История осознанности , Сантипада
- Бхикку Таниссаро (2010), Крылья пробуждения: Часть I (PDF) , Лесной монастырь Метта, Центр Вэлли, Калифорния
- Бодхи, Бхиккху (2000), Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи , Бостон: Wisdom Publications, ISBN 0-86171-331-1
- Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2013), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press, ISBN 9780691157863
- Дасгупта, Сурендранатх (1991), История индийской философии, Том 4 , Motilal Banarsidass Publ.
- Калупаханна, Дэвид Дж. (1976), Буддийская философия: исторический анализ , University of Hawaii Press
- нат, Самир (1998), Энциклопедический словарь буддизма. Том 3 , Саруп 7 сыновей
- Веб-источники
- ^ Speakingsanskrit.de, ацинтья
- ^ Ачинтейя - определение
- ^ Перейти обратно: а б с accesstoinsight, Aggi-Vacchagotta Sutta: To Vacchagotta on Fire , перевод Таниссаро Бхиккху
- ^ суттацентрал, Самьютта Никая 56, Размышления о мире
- ^ accesstoinsight, Acintita Sutta: Unconjecturable , перевод Таниссаро Бхиккху
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каччаянагота Сутта: Качаяне Готте (вид справа)
- Кула-Малункьевада Сутта: Краткие наставления Малункье
- Агги-Ваччагота Сутта: Ваччагота в огне
- Питер Делла Сантина, Древо просветления: введение в основные традиции буддизма, философии и психологии в Абхидхарме
- Текст Кула Малункьяпутта Сутты
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карунадаса, Якупитияге (2007). Вопросы без ответа: почему они остались без ответа? Пересмотр текстовых данных , Pacific World: Third Series 9, 3–31.
- Николсон, Хью (2012). Вопросы без ответа и пределы знаний , Журнал индийской философии 40 (5), 533-552