Военные корабли эллинистической эпохи
Начиная с IV века до нашей эры появились новые типы весельных военных кораблей в Средиземном море , вытеснившие триеры и изменившие военно-морскую войну . Корабли становились все более большими и тяжелыми, включая некоторые из крупнейших деревянных кораблей, построенных до сих пор. Эти события были инициированы на эллинистическом Ближнем Востоке , но также в значительной степени разделялись военно-морскими державами Западного Средиземноморья, особенно Карфагеном и Римской республикой . В то время как богатые королевства-преемники на Востоке строили огромные военные корабли («полиремы»), Карфаген и Рим в условиях интенсивного военно-морского антагонизма во время Пунических войн полагались в основном на суда среднего размера. В то же время более мелкие военно-морские державы использовали множество небольших и быстрых судов, которые также использовались вездесущими пиратами. После установления полной римской гегемонии в Средиземном море после битвы при Акциуме зарождающаяся Римская империя не столкнулась с серьезными военно-морскими угрозами. В I веке нашей эры более крупные военные корабли сохранялись только в качестве флагманов и постепенно были вытеснены легкими. либурнии , пока к поздней античности знания об их конструкции не были утеряны.
Терминология
[ редактировать ]Большинство боевых кораблей той эпохи отличались своими названиями, которые представляли собой соединения номера и суффикса. Таким образом, английский термин quinquereme происходит от латинского quīnquerēmis и имеет греческий эквивалент πεντήρης ( pentḗrēs ). Оба являются составными словами с приставкой, означающей «пять»: латинский quīnque , древнегреческий πέντε ( pénte ). Римский суффикс происходит от remus , «весло»: [ 1 ] отсюда «пятивесельный». Поскольку судно не могло иметь только пять весел, это слово должно быть фигурой речи, означающей что-то другое. Существует ряд возможностей. -ηρης встречается только в форме суффикса, происходящего от ἐρέσσω ( eréssō ), «(I) ряд». [ 2 ] Поскольку «гребец» - это ἐρέτης ( erétēs ), а «весло» - ἐρετμόν ( eretmón ), -ērēs не означает ни одно из них, но, будучи основанным на глаголе, должно означать «гребля». Это значение не яснее латинского. Что бы ни означало первоначально «пятивесельное» или «пятирядное», оно было утеряно вместе со знанием конструкции и, начиная с V века, является предметом горячо обсуждаемых вопросов. Об истории попыток интерпретации и современном научном консенсусе см. ниже .
Эволюция дизайна
[ редактировать ]В великих войнах V века до нашей эры, таких как Персидские войны и Пелопоннесская война , трирема была самым тяжелым типом военного корабля, используемого средиземноморским флотом. [ 3 ] [ 4 ] Трирема (греч. τρῐήρης ( triḗrēs ), «трехвесельная») приводилась в движение тремя рядами весел, по одному гребцу в каждом. Однако в начале IV века до нашей эры стали появляться варианты конструкции триремы: изобретение квинкверемы (греч. πεντήρης ( pentḗrēs ), «пятивесельная») и гексаремы (греч. hexērēs , «шестивесельная»). ) историк Диодор Сицилийский приписывает тирану Дионисию I Сиракузскому , тогда как квадрирема (греч. tetrērēs , «четырёхвесельный») была Аристотелем карфагенянам приписана . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Другая система
[ редактировать ]О конструкции и внешнем виде этих кораблей достоверно известно гораздо меньше, чем о триерах. Литературные свидетельства фрагментарны и весьма избирательны, а графические свидетельства неясны. Тот факт, что триера имела три уровня весел ( trikrotos naus ), заставил средневековых историков, спустя долгое время после того, как специфика их конструкции была утеряна, предположить, что конструкция «четверки», «пятерки» и других более поздних кораблей будет действуйте логически, т. е. что квадрирема будет иметь четыре ряда весел, квинкверема — пять и т. д. [ 8 ] Однако возможное появление более крупных полирем («шестерок», а позже «семерок», «восьмерок», «девяток», «десяток» и даже массивной « сорока ») сделало эту теорию неправдоподобной. Следовательно, в эпоху Возрождения и до 19 века считалось, что система гребли на триере и ее потомках была похожа на систему alla sensile современных галер, состоящую из нескольких весел на каждом уровне, гребли по одному гребцу на каждой. . [ 9 ] Ученые 20-го века опровергли эту теорию и установили, что древние военные корабли гребли на разных уровнях, из которых три обеспечивали максимальный практический предел. Таким образом, более высокие цифры «четверок», «пятерок» и т. д. интерпретировались как отражающие количество рядов гребцов на каждом борту корабля, а не увеличенное количество рядов весел. [ 10 ]
Наиболее распространенной теорией расположения гребцов на новых типах кораблей является теория «двойного крена», т. е. что квадрирема произошла от биремы (военного корабля с двумя рядами весел) путем размещения двух гребцов на каждом весле, квинкверема из триремы путем размещения двух гребцов на двух верхних уровнях ( транитаи и зигитаи , согласно греческой терминологии), а более поздняя гексарема путем размещения двух гребцов на каждом уровне. [ 11 ] Другие интерпретации квинкверемы включают военный корабль-бирему с тремя и двумя гребцами на верхнем и нижнем веслах или даже монорему (военный корабль с одним ярусом весел) с пятью гребцами. [ 12 ] Теория «двойного банкинга» подтверждается тем фактом, что квинкеремы IV века размещались в тех же корабельных ангарах, что и триеры, и поэтому должны были иметь аналогичную ширину ( около 16 футов (4,9 м) ), что соответствует идея эволюционного перехода от одного типа к другому. [ 13 ]
Причины эволюции полирем не очень ясны. Наиболее часто выдвигаемый аргумент - это нехватка квалифицированной рабочей силы: трирема, по сути, была кораблем, построенным для тарана , и успешная тактика тарана зависела главным образом от постоянного содержания высококвалифицированной гребной команды. [ 14 ] то, на что лишь немногие государства, за исключением Афин с их радикальной демократией, имели средства или социальную структуру. [ 15 ] Использование нескольких гребцов сокращало количество таких высококвалифицированных людей, необходимых в каждой команде: только гребец на кончике весла должен был быть достаточно обучен, и тогда он мог руководить остальными, которые просто обеспечивали дополнительную движущую силу. [ 16 ] Эта система также использовалась на галерах эпохи Возрождения, но это были сосуды со свидетельствами того, что древние экипажи продолжали тщательно обучаться своими командирами. [ 17 ] Возросшее число гребцов также требовало более широкого корпуса, что, с одной стороны, снижало скорость кораблей, но с другой давало ряд преимуществ: более крупные суда можно было усилить, чтобы они лучше выдерживали таран, а более широкий корпус увеличивал их грузоподъемность, позволяя больше морских пехотинцев нужно взять с собой и, в конечном итоге, катапульты. Палубы этих кораблей также были выше ватерлинии, а увеличенная ширина придавала им дополнительную устойчивость, что делало их превосходящими ракетными платформами. [ 18 ] Это был важный факт в эпоху, когда военно-морские сражения все чаще решались не таранами, а менее технически сложными абордажными действиями . [ 15 ] даже предположил, Лайонел Кассон что квинкеремы, использовавшиеся римлянами в Пунических войнах III века, имели моноремную конструкцию (т. е. с одним ярусом и пятью гребцами на каждом весле), что позволяло нести большой контингент из 120 морских пехотинцев, аттестованных для битвы при Экномусе . [ 17 ] [ 19 ]
Переход к более крупным кораблям был также желателен, потому что они были лучше способны выдерживать таранный бой нос на нос, что позволяло повысить тактическую гибкость по сравнению со старыми и меньшими кораблями, которые были ограничены тараном с широким бортом. Как только более крупные корабли стали обычным явлением, они доказали свою полезность в осадных операциях против прибрежных городов, таких как осада Тира Александром Великим , а также в многочисленных осадных операциях, проведенных его преемниками, таких как осада Родоса Деметрием Полиоркетом. . [ 20 ]
Строительство
[ редактировать ]В Средиземноморье существовало две основные традиции дизайна: греческая и пуническая ( финикийская /карфагенская), которая позже была скопирована римлянами. Как показано на примере триеры, греки обычно выбрасывали верхний уровень весел через выносную опору ( parexeiresia ), в то время как в более поздней пунической традиции корабль повышался, и все три яруса весел выступали прямо из борта корпуса. [ 21 ]
Основываясь на иконографических свидетельствах монет, Моррисон и Коутс определили, что пунические триеры V и начала IV веков до нашей эры были во многом похожи на свои греческие аналоги, скорее всего, включая аутригеры. [ 22 ] Однако с середины IV века, примерно в то время, когда квинкверема была введена в Финикию, появились свидетельства существования кораблей без аутригеров. Это потребовало бы иной компоновки весел с размещением среднего уровня ближе к внутренней части, а также иной конструкции корпуса с прикрепленными к нему бортовыми палубами. Начиная с середины III века до нашей эры, карфагенские «пятерки» представляют собой отдельный «весловой ящик», в котором находились гребцы и который был прикреплен к основному корпусу. Это развитие более ранней модели повлекло за собой дальнейшие модификации, а это означало, что гребцы будут располагаться над палубой и, по сути, на одном уровне. [ 23 ] [ 24 ] Это позволило бы усилить корпус, увеличить грузоподъемность по расходным материалам, а также улучшить условия вентиляции гребцов, что особенно важно для сохранения их выносливости, и тем самым улучшить ремонтопригодность корабля. [ 25 ] Однако неясно, применялась ли эта конструкция к более тяжелым военным кораблям, и хотя римляне скопировали пуническую модель для своих квинкерем, существует множество иконографических свидетельств того, что военные корабли с выносными опорами использовались до позднего имперского периода .
Во время Афинско -Сицилийской экспедиции 415–413 гг. до н.э. стало очевидно, что высший ярус гребцов, транитаи , «афрактов» (непалубных и небронированных) афинских триер был уязвим для атак стрел и катапульт. Учитывая известность абордажей в ближнем бою в последующие годы, [ 14 ] Суда строились как корабли-катафракты с закрытым корпусом для защиты гребцов и полной палубой, способной нести морскую пехоту и катапульты. [ 6 ] [ 26 ]
Тяжелые военные корабли
[ редактировать ]Квадриремы
[ редактировать ]Плиний Старший сообщает, что Аристотель приписал изобретение квадриремы ( латынь : Quadremis ; греческий : τετρήρης , tetrērēs ) карфагенянам . [ 27 ] Хотя точная дата неизвестна, скорее всего, этот тип был разработан во второй половине IV века до нашей эры. [ 28 ] Их первое засвидетельствованное появление - при осаде Тира Александром Великим в 332 г. до н.э. [ 29 ] а через несколько лет они появляются в сохранившихся военно-морских списках Афин. [ 6 ] [ 30 ] В период после смерти Александра (323 г. до н. э.) квадрирема оказалась очень популярной: афиняне планировали построить 200 таких кораблей, причем 90 из 240 кораблей флота Антигона I Монофтальма (годы правления 306–301 до н. э.) были «четверки». Впоследствии квадрирема стала основным военным кораблем родосского флота, единственной профессиональной военно-морской силы в Восточном Средиземноморье. [ 31 ] В битве при Наулохе в 36 г. до н.э. «четвёрки» были наиболее распространенным типом кораблей, стоявших на вооружении флота Секста Помпея . [ 32 ] и несколько кораблей этого типа записаны в состав двух преторианских флотов императорского римского флота .
известно Из упоминаний как о Второй Пунической войне , так и о битве при Милах , что квадрирема имела два уровня гребцов и, следовательно, была ниже квинкверемы. [ 30 ] при этом примерно такой же ширины ( около 5,6 м ). [ 33 ] Его водоизмещение должно было составлять около 60 тонн, а грузоподъемность ок. 75 морских пехотинцев. [ 33 ] Его особенно ценили за высокую скорость и маневренность, а относительно небольшая осадка делала его идеальным для прибрежных операций. [ 30 ] считали «четвёрку» «большим кораблем» ( maioris formae ). Римляне [ 30 ] но как легкое судно, служившее вместе с триерами во флотах крупнейших эллинистических царств, таких как Египет . [ 34 ]
Пять раз
[ редактировать ]Пожалуй, самый известный из военных кораблей эллинистической эпохи из-за его широкого использования карфагенянами и римлянами, квинкверема (лат. quīnquerēmis ; греч . πεντήρης , pentērēs ) была изобретена тираном Сиракуз Дионисием I (годы правления 405–405). 367 г. до н. э.) в 399 г. до н. э., как часть крупной программы военно-морского вооружения, направленной против карфагенян. [ 36 ] На протяжении большей части IV века «пятерки» были самым тяжелым типом военного корабля и часто использовались в качестве флагманов флотов, состоящих из триер и квадрирем. [ 37 ] У Сидона они были к 351 году, а Афины выставили их к 324 году. [ 6 ]
В восточном Средиземноморье их в качестве самых тяжелых кораблей вытеснили массивные полиремы, которые начали появляться в последние два десятилетия IV века. [ 6 ] но на Западе они оставались опорой карфагенского флота. Когда Римская республика , до сих пор не имевшая значительного флота, была втянута в Первую Пуническую войну с Карфагеном, римский сенат решил построить флот из 100 квинкверем и 20 триер. [ 38 ] Согласно Полибию , римляне захватили потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкверему и использовали ее в качестве чертежа для своих собственных кораблей, [ 39 ] но утверждается, что римские копии были тяжелее карфагенских судов, которые были лучше построены. [ 37 ] Квинкверемы были рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении всех их конфликтов, хотя упоминаются также «четверки» и «тройки». Действительно, этот тип был настолько распространенным, что Полибий использовал его как сокращение от слова «военный корабль» в целом. [ 40 ]
По данным Полибия, в битве у мыса Экнома римские квинкверемы имели на борту 420 человек экипажа, 300 из которых были гребцами, а остальные морскими пехотинцами. [ 41 ] Не считая палубного экипажа ок. 20 человек, а если принять схему гребцов 2–2–1, квинкверема будет иметь по 90 весел с каждой стороны и шеренги гребцов по 30 человек. [ 37 ] Полностью палубная квинкверема могла также перевозить отряд морской пехоты численностью от 70 до 120 человек, что в сумме составляло около 400 человек. [ 14 ] «Пять» будет c. Длина 45 м , водоизмещение около 100 тонн, ширина на уровне воды около 5 м, палуба стоит на месте c. 3 м над уровнем моря. [ 14 ] Полибий сказал, что квинкверема превосходит старую триеру. [ 42 ] который в значительном количестве оставался на вооружении многих небольших военно-морских сил. Отчеты Ливия и Диодора Сицилийского также показывают, что «пятерка», будучи более тяжелой, работала лучше, чем триеры, в плохую погоду. [ 37 ]
в Венецианская республика 1520-х годах построила так называемую квинкерему по проекту Веттора Фаусто , который основывал ее на своих чтениях классических текстов. [ 43 ]
Гексарема
[ редактировать ]гексарема или сексирема ( лат . hexēris ; греч . ἑξήρης , hexērēs утверждают, что Древние историки Плиний Старший и Элиан ) была изобретена в Сиракузах. [ 44 ] «Шестёрки», безусловно, присутствовали во флоте Дионисия II Сиракузского (годы правления 367–357 и 346–344 гг. до н. э.), но они вполне могли быть изобретены в последние годы правления его отца Дионисия I. [ 28 ] «Шестерки» были реже, чем суда меньшего размера, и фигурировали в источниках главным образом как флагманы: в битве при Экноме у каждого из двух римских консулов была по гексареме, у Птолемея XII (годы правления 80–58 и 55–51 до н. э.) по одной, как его личный флагман, как и Секст Помпей. [ 28 ] [ 33 ] В битве при Акциуме гексаремы присутствовали в обоих флотах, но с заметной разницей: если во флоте Октавиана они были самым тяжелым типом судов, то во флоте Марка Антония они были вторыми по размеру после квинкверем. [ 45 ] Единственная гексарема, «Опс» , позже была записана как самый тяжелый корабль, служивший в преторианском флоте Мизенума .
Точное расположение весел гексаремы неясно. Если бы она естественным образом развилась из более ранних конструкций, это была бы триера с двумя гребцами на весло; [ 46 ] менее вероятная альтернатива состоит в том, что он имел два уровня по три гребца на каждом. [ 28 ] Сообщения о «шестерках», использовавшихся во время римских гражданских войн I века до нашей эры, указывают на то, что они были такой же высоты, как и квинкеремы, и фиксируют наличие башен на палубе «шестерки», служившей флагманом Марка Юния Брута . [ 28 ]
Септирема
[ редактировать ]Плиний Старший приписывает создание септиремы ( лат . septiremis ; греч . ἑπτήρης , heptērēs ) Александру Великому. [ 47 ] Курций подтверждает это и сообщает, что царь приказал вырубить дрова для 700 септиремов в Горном Ливане . [ 48 ] для использования в запланированных им кругосветных плаваниях по Аравийскому полуострову и Африке . Для Саламина построил Деметрий Полиоркет семь таких кораблей в Финикии, а позже Птолемей II (годы правления 283–246 до н.э.) построил 36 септирем. [ 49 ] Пирр Эпирский (годы правления 306–302 и 297–272 гг. до н. э.), по-видимому, также имел по крайней мере одну «семерку», которая была захвачена карфагенянами и в конечном итоге потеряна при Милах . [ 50 ]
Предположительно, септирема возникла путем добавления стоящего гребца к нижнему уровню гексаремы. [ 49 ]
Октеры
[ редактировать ]Об октерах известно очень мало ( греч . ὀκτήρης , oktērēs ). По крайней мере, два корабля такого типа находились во флоте Филиппа V Македонского (годы правления 221–179 до н. э.) в битве при Хиосе в 201 г. до н. э., где они были протаранены носом. Их последнее появление было в Акциуме, где, по словам Плутарха, у Марка Антония было много «восьмерок». [ 49 ] Основываясь на комментариях Орозия о том, что более крупные корабли флота Антония были высотой лишь с квинкверемы (их палуба находилась на высоте около 3 м над водой), предполагается, что «восьмерки», а также «девятки» и « десятки", гребли на двух уровнях. [ 51 ]
Исключительно большая «восьмерка», Леонтофор , записана Мемноном Гераклейским как построенная Лисимахом (годы правления 306–281 до н. э.), одним из диадохов . Он был богато украшен, требовал 1600 гребцов (8 рядов по 100 человек на каждую сторону) и мог вместить 1200 морских пехотинцев. Что примечательно для корабля такого размера, его ходовые качества в море, как сообщается, были очень хорошими. Римляне использовали подобные корабли в качестве авианосцев и флагманов. [ 49 ]
Эндер
[ редактировать ]Эннеры ( греч . ἐννήρης ) впервые упоминаются в 315 г. до н.э., когда три корабля такого типа были включены в состав флота Антигона Монофтальма. Наличие «девяток» во флоте Антония при Акциуме зафиксировано Флором и Кассием Дио , хотя Плутарх прямо упоминает только «восьмерки» и «десятки». Система весла могла быть модификацией квадриремы с двумя командами по пять и четыре гребца. [ 52 ]
Вы должны
[ редактировать ]Как и септирема, децерес ( греч . δεκήρης , dekērēs ) приписывается Плинием Александру Македонскому. [ 47 ] и они присутствуют рядом с «девятками» во флоте Антигона Монофтальма в 315 г. до н.э. Действительно, наиболее вероятно, что «десятка» образовалась в результате добавления к «девятке» еще одного гребца. «Десятка» упоминается как флагман Филиппа V на Хиосе в 201 г. до н. э., а в последний раз они появлялись в Акциуме, где они представляли собой самые тяжелые корабли Антония. [ 52 ]
Более крупные полиремы
[ редактировать ]Тенденция к строительству все более крупных кораблей, появившаяся в последние десятилетия IV века, не остановилась на «десятке». Деметрий Полиоркет построил «одиннадцать», «тринадцать», «четырнадцать», «пятнадцать» и «шестнадцать», а его сын Антигон II Гонат имел «восемнадцать», а флот Птолемея II выставил на вооружение 14 «одиннадцати», 2 «двенадцати». , 4 «тринадцатки», и даже одна «двадцатка» и две «тридцатки». [ 10 ] [ 52 ] В конце концов, Птолемей IV построил «сороковку» ( tessarakonteres ) длиной 130 метров, для которой требовалось 4000 гребцов и 400 человек другого экипажа, и которая могла поддерживать на своих палубах отряд из 2850 морских пехотинцев. [ 53 ] Однако «десятки», похоже, являются самыми крупными из когда-либо использовавшихся в бою. [ 54 ]
Более крупные полиремы, возможно, представляли собой катамараны с двойным корпусом . [ 55 ] Высказывалось предположение, что, за исключением «сорока», эти корабли должны были грести в два яруса. [ 52 ]
Легкие военные корабли
[ редактировать ]В этот период использовалось несколько типов быстроходных судов, преемников триаконторов VI и V веков до нашей эры (τριακόντοροι, triakontoroi , «тридцативесла») и пентеконторов (πεντηκόντοροι, pentēkontoroi , «пятидесятивесла»). Их основное применение заключалось в пиратстве и разведке, но они также нашли свое место в боевой линии.
Мягкий
[ редактировать ]Термин лембос (от греческого lembus λέμβος , «лодка», на латыни ) используется в общем для лодок или легких судов, а точнее для легкого военного корабля. [ 58 ] чаще всего ассоциируется с судами, использовавшимися иллирийскими племенами , главным образом для пиратства, в районе Далмации . [ 59 ] Этот тип ремесла был также принят Филиппом V Македонским, а вскоре после этого Селевкидами , Римом и даже спартанским царем Набисом в его попытке восстановить спартанский флот. [ 60 ]
В современных сочинениях название ассоциировалось с классом, а не с конкретным типом судов, поскольку в источниках наблюдаются значительные вариации: число весел колебалось от 16 до 50, они могли быть одно- и двухгребными, а некоторые типы не имели тарана и предположительно использовались в качестве курьерских и быстроходных грузовых судов. [ 61 ]
Гемиолия
[ редактировать ]Гемиолия ἡμιολος или гемиолос ( греч . ἡμιολία [ναῦς] или [λεμβος] ) — легкий и быстрый военный корабль, появившийся в начале 4 века до нашей эры. Его особенно любили пираты в восточном Средиземноморье. [ 62 ] но также использовался Александром Македонским до рек Инд и Гидасп , а также римлянами в качестве военного транспорта. [ 63 ] Вполне вероятно, что этот тип был изобретен пиратами, вероятно, в Карии . [ 64 ]
Об их характеристиках мало что известно, но Арриан , основываясь на Птолемее I (годы правления 323–283 до н. э.), включает их в число триаконторов. По одной из версий, на нем было вдвое меньше гребцов, чтобы освободить место для бойцов. [ 65 ] По другой версии, с каждого борта располагалось по полторы шеренги гребцов, причем дополнительная полугруппа располагалась на миделе корабля, где корпус был достаточно широк, чтобы вместить их. [ 63 ] С этой точки зрения у них могло быть по 15 весел с каждой стороны, при этом полный ряд из десяти с половиной рядов из пяти, или вместо этого средние весла могли быть двухместными. [ 66 ] Учитывая более легкие корпуса, большую длину и, как правило, более тонкий профиль, «Гемиолия» имела бы преимущество в скорости даже перед другими легкими военными кораблями, такими как «Либурния». [ 51 ]
Тригемиолия
[ редактировать ]Тригемиолия . ( греч в 304 г. до н.э. τριημιολία [ναῦς] ) впервые появляется в отчетах Деметрия Полиоркета об осаде Родоса отряд тригемиолиев был отправлен , когда в качестве торговых налетчиков . [ 67 ] Этот тип был одним из главных кораблей родосского флота, и вполне вероятно, что он также был изобретен там в противовес быстроходным гемиолиям пиратов . [ 68 ] [ 69 ] Привязанность родосцев к этому типу судов была настолько велика, что в течение столетия после того, как их флот был упразднен Гаем Кассием Лонгином в 46 г. до н. э., некоторые из них сохранялись в качестве церемониальных судов. [ 70 ]
Этот тип относился к триере и имел по две с половиной шеренги гребцов с каждой стороны. Судя по рельефу Линдоса и знаменитой Нике Самофракийской , оба из которых, как полагают, представляют собой тригемиолиев , [ 51 ] две верхние шеренги должны были быть размещены в весельном ящике, а полугирлянда располагалась под ними в классической позиции таламитай триеры. [ 34 ] Рельеф Линдоса также включает список экипажей двух тригемиолиев , что позволяет нам сделать вывод, что в каждом из них насчитывалось 144 человека, 120 из которых были гребцами (отсюда полный файл под номером 24). [ 34 ] Реконструкция по приведенным выше скульптурам показывает, что корабль был относительно невысоким, с коробчатой надстройкой, водоизмещением ок. 40 тонн и способен развивать скорость, сравнимую со скоростью полноценной триеры. [ 51 ] Тригемиолия была очень успешной конструкцией и была принята на вооружение, в частности , флотами Птолемеевского Египта и Афин. Несмотря на то, что они классифицировались как более легкие военные корабли, они иногда использовались в роли первой линии, например, в битве при Хиосе . [ 34 ]
либурны
[ редактировать ]Либурнийцы . ( лат . liburna , греч , λιβυρνίς , libyrnis ) — вариант лембоса изобретенный племенем либурнийцев . Первоначально использовавшееся для пиратства и разведки, это легкое и быстрое судно было принято на вооружение римлян во время Иллирийских войн и в конечном итоге стало основой флота Римской империи после Акциума, вытеснив более тяжелые суда. В частности, провинциальный римский флот состоял почти исключительно из либурний. [ 71 ] Ливий, Лукан и Аппиан описывают либурну как бирему; это были полностью палубные корабли (катафракты) с заостренным носом, обеспечивающим более обтекаемую форму, рассчитанную на большую скорость. [ 72 ] По скорости либурния была, вероятно, значительно медленнее триеры, но на уровне «пятерки». [ 64 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ремус . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ ἐρέσσω . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Моррисон 1995 , с. 66.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 98.
- ^ Моррисон 1995 , стр. 66–68.
- ^ Перейти обратно: а б с д и де Соуза 2008 , с. 358.
- ^ Кассон 1995 , с. 97.
- ^ Кассон 1995 , стр. 78–79, 99.
- ^ Кассон 1995 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б де Соуза 2008 , с. 357.
- ^ Кассон 1995 , с. 101.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 99.
- ^ Кассон 1995 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коутс 1995 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Голсуорси 2000 , с. 102.
- ^ Кассон 1995 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б де Соуза 2008 , с. 359.
- ^ де Соуза 2008 , стр. 359–360.
- ^ Кассон 1995 , с. 105.
- ^ Мюррей 2012 .
- ^ Кассон 1995 , стр. 94–95.
- ^ Коутс 1995 , с. 137.
- ^ Коутс 1995 , стр. 137–138.
- ^ Моррисон и Коутс (1996), стр. 259–260, 270–272.
- ^ Коутс 1995 , стр. 129–130, 139.
- ^ Мейер (1986), с. 120
- ^ Плиний, Естественная история , VII.207.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Моррисон 1995 , с. 70.
- ^ Курций , IV.3.14
- ^ Перейти обратно: а б с д Моррисон 1995 , с. 71.
- ^ Кассон 1995 , с. 306.
- ^ Моррисон 1995 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коутс 1995 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Моррисон 1995 , с. 75.
- ^ Мюррей 2012 , стр. 60–61.
- ^ Моррисон 1995 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д Моррисон 1995 , с. 69.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 97.
- ^ Полибий, Истории , I.20–21.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 104.
- ^ Полибий, I.26.7
- ^ Полибий, I.63.8
- ^ Кузнец 2010 .
- ^ Плиний, Естественная история , VII.207; Элиан, Разная история , VI.12
- ^ Кассий Дион , Римская история , L.23.2
- ^ Мейер (1986), с. 119
- ^ Перейти обратно: а б Плиний, Естественная история , VII.206.
- ^ Курций , X.1.19
- ^ Перейти обратно: а б с д Моррисон 1995 , с. 76.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коутс 1995 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б с д Моррисон 1995 , с. 77.
- ^ Кассон 1995 , с. 108.
- ^ Ранков 2013 , с. 82.
- ^ Кассон 1995 , с. 107.
- ^ Д.Б. Саддингтон (2011) [2007]. « Эволюция римского императорского флота », в Поле Эрдкампе (редактор), « Спутник римской армии» , 201–217. Молден, Оксфорд, Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2153-8 . Табличка 12.2 на стр. 204.
- ^ Коарелли, Филиппо (1987), Святилища Лацио в эпоху республиканцев . НИС, Рим, стр. 35–84.
- ^ Кассон 1995 , с. 162.
- ^ Кассон 1995 , с. 125.
- ^ Кассон 1995 , стр. 125–126.
- ^ Кассон 1995 , с. 126.
- ^ Кассон 1995 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Моррисон 1995 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Моррисон 1995 , с. 73.
- ^ Каэги, Адольф (1931). Греко-немецкий школьный словарь Бенселера (15-е изд.). Лейпциг и Берлин: Б. Г. Тойбнер. п. 348.
- ^ Моррисон 1995 , стр. 74–75.
- ^ Диодор Сицилийский , Историческая библиотека , XX.93.3
- ^ Кассон 1995 , стр. 129–130.
- ^ Мейер (1986), с. 142
- ^ Кассон 1995 , с. 131.
- ^ Моррисон 1995 , с. 72.
- ^ Моррисон 1995 , стр. 72–73.
Источники
[ редактировать ]- Люсьен Баш (1989) « Непобедимый корабль с девятью рядами гребцов Павсания (I, 29.1) и «Памятник быков» на Делосе », в ТРОПИС III, изд. Х. Цалас, Афины. ISBN 978-1-107-00133-6
- Кассон, Лайонел (1991). Древние мореплаватели (2-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01477-9 .
- Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-5130-0 .
- Кассон, Лайонел (1994). «Эпоха супергалер». Корабли и мореплавание в древние времена . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-71162-Х . Архивировано из оригинала 14 октября 2016 г. Проверено 7 сентября 2019 г.
- Коутс, Джон Ф. (1995). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–141. ISBN 0-85177-554-3 .
- Феррейро, Ларри Д. (2010). «Аристотелевское наследие в ранней военно-морской архитектуре, от Венецианского арсенала до французского флота, 1500–1700» . Theoria: Международный журнал теории, истории и основ науки . 25 (2): 227–241. дои : 10.1387/theoria.617 . hdl : 10810/39435 . S2CID 170627252 .
- Фоли, Вернон; Зёдель, Вернер (апрель 1981 г.). «Древние весельные боевые корабли». Научный американец . 244 (4): 116–129. Бибкод : 1981SciAm.244d.148F . doi : 10.1038/scientificamerican0481-148 .
- Голсуорси, Адриан (2000). Падение Карфагена: Пунические войны 265–146 гг . до н.э. Касселл. ISBN 0-304-36642-0 .
- Мейер, Фик (1986). История мореплавания в классическом мире . Крум и Хелм. ISBN 0-312-00075-8 .
- Дж. С. Моррисон и Р. Т. Уильямс, Греческие весельные корабли: 900–322 гг. До н. э. , Cambridge University Press, 1968.
- Моррисон, Джон С .; Коутс, Джон Ф. (1996). Греческие и римские весельные военные корабли . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 1-900188-07-4 .
- Моррисон, Джон С. (1995). «Элинистические весельные военные корабли 399-31 гг. до н.э.». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 66–77. ISBN 0-85177-554-3 .
- Мюррей, Уильям (2012). Эпоха титанов, взлет и падение великих эллинистических флотов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-538864-0 .
- Ранков, Борис (2013). «Корабли и корабельные сараи». Корабли Древнего Средиземноморья . Издательство Кембриджского университета. стр. 76–101.
- де Соуза, Филип (2008). «Морские силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ганс; Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1: Греция, эллинистический мир и возвышение Рима . Издательство Кембриджского университета. стр. 357–367. ISBN 978-0-521-85779-6 .