Jump to content

Часицу

(Перенаправлено с японской чайной )
Джо-ан — это тясицу (чайный домик), внесенный в список национального достояния .
Тясицу в саду, Ицуку-сима , год. 1900

Тясицу ( 茶室 , «чайная комната») в японской традиции представляет собой архитектурное пространство, предназначенное для проведения чайной церемонии ( чаною ). [ 1 ]

Архитектурный стиль, который был разработан для тясицу, называется стилем сукия ( сукия-дзукури ), а термин сукия ( 数奇屋 ) может использоваться как синоним тясицу . [ 2 ] Родственные японские термины - тясеки ( 茶席 ), что в широком смысле означает «место для чая» и подразумевает любое пространство, где люди сидят для участия в чайной церемонии. [ 3 ] и чабана , «чайные цветы», стиль цветочной композиции, связанный с чайной церемонией.

Типичными особенностями тясицу являются окна сёдзи и раздвижные двери из деревянной решетки, покрытые полупрозрачной японской бумагой ; татами на полу; ниша токонома ; и простые, приглушенные цвета и стиль. Наиболее типичный размер пола тясицу составляет 4,5 татами (7,4 м). 2 ; 80 кв. футов). [ 4 ]

Определение

[ редактировать ]
Внутренний вид чайной комнаты
Тай-ан ( 待庵 ), единственное сохранившееся тясицу, разработанное Сэн-но Рикю , представляющее его концепцию ваби-ча . Расположен в Мёки-ан в Оямазаки, Киото (национальное достояние).

В Японии как отдельно стоящие конструкции, специально предназначенные для исключительного использования во время чайных церемоний, так и отдельные помещения, предназначенные для чайной церемонии, называются тясицу . Этот термин может использоваться для обозначения самой чайной комнаты, где принимают гостей, или этой комнаты и прилегающих к ней помещений, вплоть до ведущей к ней садовой дорожки родзи . [ 5 ] В английском языке часто проводится различие между отдельно стоящими постройками для чая, называемыми чайными домиками , и комнатами, используемыми для чайной церемонии, встроенными в другие постройки.

Чайные домики обычно представляют собой небольшие простые деревянные постройки. Они расположены в садах или на территории частных домов. Другими распространенными местами являются территории храмов, музеев и парков. Самый маленький чайный домик будет иметь две комнаты: главную, где собираются хозяин и гости и подается чай, и мизуя , где хозяин готовит сладости и принадлежности . Общая площадь всей конструкции может составлять всего три татами.

Очень большие чайные дома могут иметь несколько чайных комнат разного размера; большая, хорошо оборудованная мизуя , напоминающая современную кухню; большой зал ожидания для гостей; уютная зона, где гостей встречают и могут снять и оставить обувь; отдельные туалеты для мужчин и женщин; раздевалка; складское помещение; и, возможно, несколько прихожих, а также сад с дорожкой роджи , открытая зона ожидания для гостей и одна или несколько уборных .

Чайные комнаты – это специально построенные помещения для проведения чаепитий. Они могут быть расположены в больших чайных домах, в частных домах или других сооружениях, не предназначенных для чайной церемонии. Площадь пола чайной комнаты может составлять всего 1,75 татами (один полный татами для гостей плюс татами, называемый дайме ( ), примерно 3/4 длины полного татами, для переносной жаровни). ( фуро ) или затонувший очаг ( ро ), где хозяин должен сидеть и готовить чай); или размером от 10 татами или более; Маты размером 4,5 вообще считаются идеалом в современных чайных. В чайной комнате обычно есть токонома и заглубленный очаг для приготовления чая зимой.

Термин тясицу вошел в употребление после начала периода Эдо ( ок. 1600 г. ). В прежние времена для обозначения помещений, используемых для чайной церемонии, использовались различные термины, такие как чаною дзасики ( 茶湯座敷 , «гостиная для чаною »), сукия (место для поэтически настроенных эстетических занятий [ фурю , 風流 ]), например чаною ), и какой ( , «отделенное пространство»). [ 4 ] В сообщении говорится, что именно сёгун Асикага Ёсимаса построил первое тясицу на своей Хигасияма вилле в Киото . [ 6 ] Он описывался как небольшая комната из четырех с половиной татами и был отделен от основной резиденции. [ 6 ]

По мнению японского историка Мории Такэси в его статье «Горное жилище в городе», идеал ваби чайной церемонии в стиле ( ваби-ча ) зародился в городском обществе периода Муромати (1336–1573 гг.) и принял формируются в чайных домиках, которые горожане строили при своих резиденциях и которые повлияли на облик соломенных хижин в горных селениях. [ 7 ] До этого чайная церемония обычно проводилась в комнатах, построенных в архитектурном стиле сёин-дзукури , стиле, который часто используется в чайных комнатах, построенных сегодня. [ 8 ]

Чайные дома впервые появились в период Сэнгоку (середина 15-начала 17 веков), когда центральное правительство почти не имело практической власти, страна находилась в хаосе, а войны и восстания были обычным явлением. Стремясь вернуть себе Японию, самураи были заняты приобретением и защитой территорий, развитием торговли и надзором за производством ферм, мельниц и рудников в качестве фактических правителей, а многие бедняки стремились искать спасения в загробной жизни, как учит буддизм . Чайные домики строили в основном монахи Дзэн или даймё , самураи и торговцы, практиковавшие чайную церемонию. Они искали простоту и спокойствие – центральные принципы философии дзэн. Признание простоты и ясности, которое является центральной мотивацией чайного дома, продолжало оставаться отдельной японской традицией и в более поздние периоды.

Золотая чайная комната ( Художественный музей МОА )

Золотая чайная комната ( 黄金の茶室 , Ōgon no chashitsu ) представляла собой портативное позолоченное тясицу, XVI века построенное в период Адзути-Момояма для чайных церемоний японского регента лорда Тоётоми Хидэёси . Оригинальная комната утеряна, но был проведен ряд реконструкций. Золотая чайная комната была построена, чтобы поразить гостей мощью и могуществом регента. Это контрастировало с деревенской эстетикой, закрепленной его чайным мастером Сэн-но Рикю, хотя предполагается, что Рикю мог помочь в дизайне. [ 9 ] [ 10 ] Роскошь комнаты была весьма необычной и, возможно, противоречила ваби-саби . нормам [ 11 ] В то же время простота общего дизайна с чистыми линиями можно рассматривать как каноническую. Степень участия капитана команды Рикю в дизайне комнаты неизвестна, однако он несколько раз присутствовал при подаче чая гостям в комнате. [ 11 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Нидзиригучи, вход в чайный домик

Идеальный отдельно стоящий чайный домик окружен небольшим садом с дорожкой, ведущей в чайную комнату. Этот сад называется родзи ( 露地 , «росистая земля») и разделен на две части воротами, называемыми чумон . [ 6 ] Вдоль дорожки стоит скамейка для ожидания гостей и туалет. Помимо собственного сада, тясицу расположен вместе с другими павильонами, такими как дзасики , оку-но дзасики и ханаре дзасики , вокруг большого основного сада. [ 12 ]

Рядом с чайным домиком есть каменный бассейн с водой, где гости ополаскивают руки и рот, прежде чем войти в чайную комнату через низкую квадратную дверь, называемую нидзиригучи . [ 6 ] или «пролазный вход», который требует низко наклониться, чтобы пройти, и символически отделяет маленькое, простое и тихое внутреннее пространство от многолюдного, подавляющего внешнего мира. Нидзиригучи ведет прямо в чайную комнату.

В чайной комнате низкий потолок и нет мебели: гости и хозяин сидят сэйдза на полу в стиле . Все используемые материалы намеренно просты и деревенские. Помимо гостевого входа может быть еще несколько входов; как минимум есть вход для хозяина, известного как садогучи , который позволяет получить доступ к мизуе . Окна, как правило, маленькие и покрыты сёдзи , что позволяет проникать естественному свету. Окна не предназначены для обеспечения вида на улицу, что могло бы отвлекать участников от концентрации. затонувший очаг ( ro На татами рядом с татами хозяина расположен ), который можно использовать в холодные месяцы; этот очаг покрыт простым татами и не виден в теплые месяцы, когда переносная жаровня (風炉 фуро вместо него используется ).

Там будет токонома (ниша для свитков), в которой будет храниться свиток с каллиграфией или кистью, и, возможно, небольшая простая цветочная композиция, называемая чабана ( 茶花 ), но никаких других украшений.

План идеальной чайной 4,5 с токономой и мизуя доко
Вид на аналогичный интерьер с некоторой утварью.

Тясицу широко классифицируются в зависимости от того, имеют ли они площадь больше или меньше 4,5 татами, и эта дифференциация влияет на стиль проводимой церемонии, конкретный тип оборудования и украшений, которые можно использовать, размещение различных архитектурных элементов. и очаг, и количество гостей, которых можно разместить. Тясицу размером более 4,5 циновок называется хирома («большая комната»), а те, что меньше, называются кома («маленькая комната»). Хирома часто представляют собой комнаты в стиле сёин и по большей части не ограничиваются использованием чаною.

Другими факторами, влияющими на чайную комнату, являются архитектурные ограничения, такие как расположение окон, входов, затонувшего очага и токономы, особенно когда чайная комната не расположена внутри специально построенной конструкции. Другими факторами, влияющими на построение тясицу как пространства в иэмото, являются иконография прошлого и память отдельных людей. [ 13 ]

Не все чайные комнаты можно привести в соответствие с идеалом, изображенным на изображении.

Типичные имена

[ редактировать ]

Обычно тясицу называют в честь своих владельцев или благотворителей. Имена обычно включают в себя символы « хижина », «зал» или «беседка» и отражают дух деревенской простоты чайной церемонии и учения дзен-буддизма. Характерные имена включают:

  • Мугай-ан ( 无外庵 , Хижина интроверта)
  • Мокурай-ан ( 黙雷庵 , Хижина Тихого Грома)
  • Токю-до ( Зал поисков , Зал поиска Востока) (примечание: зал в Гинкаку-дзи произносится как Тогу-до и является частным буддийским залом, а не тясицу)
  • Сё-ан ( 松安 , Сосновая хижина)
  • Ишимоку-ан ( 一木庵 , Хижина на одном дереве)
  • Рокусо-ан ( 六窓庵 , Хижина с шестью окнами)
  • Боджи-тей ( с забытой тропой) беседка

Notable chashitsu

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Словарь Чаною: Практические термины чая , статья о «тясицу». Издательство Танкоша, 2007.
  2. ^ Словарь Чаною , статья о «сукия».
  3. ^ Японский словарь Кодзиэн , статья о «часеки».
  4. ^ Jump up to: а б Kōjien Japanese dictionary, entry for 'chashitsu'.
  5. ^ Словарь Чаною , запись для «тясицу».
  6. ^ Jump up to: а б с д Фредерик, Луи (2002). Японская энциклопедия . Перевод Рота, Кэт. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0674007700 .
  7. ^ Мория Такеши, «Гора, живущая в городе», в Chanoyu Quarterly no. 56 (1988). Статья представляет собой английский перевод главы II, части 2, NHK Books no. 459, опубликованный Japan Broadcast Publishing Co., Ltd. в июне 1984 года.
  8. ^ «Сэншинъан — японская чайная комната в галереях Ватсона» . Университет Вашингтона и Ли .
  9. ^ «История» . www.osakacastle.net . Замок-музей Осаки. 2013 . Проверено 19 июля 2017 г.
  10. ^ «【Культура】Золотую чайную комнату можно было переносить, чтобы можно было проводить великолепные чайные церемонии где угодно» . onlynativejapan.com . Только Родная Япония. 29 июля 2015 г. Проверено 19 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Jump up to: а б Людвиг, Теодор М. Чай в Японии: Очерки истории Чаноюй . п. 86.
  12. ^ Файв, Николас; Уэйли, Пол (2003). Японские столицы в исторической перспективе: место, сила и память в Киото, Эдо и Токио . Оксон: Рутледж Керзон. п. 89. ИСБН  9780700714094 .
  13. ^ Кокс, Руперт (2003). Искусство дзэн: антропологическое исследование культуры эстетической формы в Японии . Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. п. 160. ИСБН  0700714758 .
  14. ^ Чадо - Путь чая: Альманах японского мастера чая , с. 163, в Google Книгах.
  15. ^ Японская чайная церемония: Ча-но-Ю и дзен-искусство осознанности , с. 236, в Google Книгах.
  16. ^ «Рассвет деревянного города: три знаменитые церемонии в Японии - повторное использование старых материалов в замке Нагоя» 5 июня 2008 г.
  17. ^ «Чайные домики» . 26 марта 2017 г.
  18. ^ http://image.oml.city.osaka.lg.jp/archive/detail.do;jsessionid=457EA62DB1BAEE0A3C3890DD35521FFE?&oml=0080349782&pNo=2&id=3218# [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ «79. Храм Иссиндзи» [79. Храм Иссиндзи]. city.osaka.lg.jp (на японском языке).
  20. ^ «Чайный домик Рокусоан (Рокусоан) – волшебство японских шедевров» . NHK World-Япония . 17 июня 2015 г.
  21. ^ « Что такое Рокусоан?» ( на японском языке).
  22. ^ « Что такое Котобанк (на японском языке).
  23. ^ «Бамбуковый чайный домик Киан — КИАН-Мобильный бамбуковый чайный домик — Киото/Сино Яманака Строительство» [Бамбуковый чайный домик Киан — КИАН-Мобильный бамбуковый чайный домик — Киото/Сино Яманака Строительство» ( на японском языке).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Введение в восточные цивилизации: источники японской традиции . Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, 1958 г.
  • Варли, Пол. Японская культура . 4-е изд. Издательство Гавайского университета. 2000 г.
  • Мерфи, Роудс. Восточная Азия: новая история . 2-е изд. Образовательное издательство Аддисон-Уэсли, 2001 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d488111ad83e0fb702359b6c32f76ee__1717349940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/ee/5d488111ad83e0fb702359b6c32f76ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chashitsu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)