Часицу


Тясицу ( 茶室 , «чайная комната») в японской традиции представляет собой архитектурное пространство, предназначенное для проведения чайной церемонии ( чаною ). [ 1 ]
Архитектурный стиль, который был разработан для тясицу, называется стилем сукия ( сукия-дзукури ), а термин сукия ( 数奇屋 ) может использоваться как синоним тясицу . [ 2 ] Родственные японские термины - тясеки ( 茶席 ), что в широком смысле означает «место для чая» и подразумевает любое пространство, где люди сидят для участия в чайной церемонии. [ 3 ] и чабана , «чайные цветы», стиль цветочной композиции, связанный с чайной церемонией.
Типичными особенностями тясицу являются окна сёдзи и раздвижные двери из деревянной решетки, покрытые полупрозрачной японской бумагой ; татами на полу; ниша токонома ; и простые, приглушенные цвета и стиль. Наиболее типичный размер пола тясицу составляет 4,5 татами (7,4 м). 2 ; 80 кв. футов). [ 4 ]
Определение
[ редактировать ]

В Японии как отдельно стоящие конструкции, специально предназначенные для исключительного использования во время чайных церемоний, так и отдельные помещения, предназначенные для чайной церемонии, называются тясицу . Этот термин может использоваться для обозначения самой чайной комнаты, где принимают гостей, или этой комнаты и прилегающих к ней помещений, вплоть до ведущей к ней садовой дорожки родзи . [ 5 ] В английском языке часто проводится различие между отдельно стоящими постройками для чая, называемыми чайными домиками , и комнатами, используемыми для чайной церемонии, встроенными в другие постройки.
Чайные домики обычно представляют собой небольшие простые деревянные постройки. Они расположены в садах или на территории частных домов. Другими распространенными местами являются территории храмов, музеев и парков. Самый маленький чайный домик будет иметь две комнаты: главную, где собираются хозяин и гости и подается чай, и мизуя , где хозяин готовит сладости и принадлежности . Общая площадь всей конструкции может составлять всего три татами.
Очень большие чайные дома могут иметь несколько чайных комнат разного размера; большая, хорошо оборудованная мизуя , напоминающая современную кухню; большой зал ожидания для гостей; уютная зона, где гостей встречают и могут снять и оставить обувь; отдельные туалеты для мужчин и женщин; раздевалка; складское помещение; и, возможно, несколько прихожих, а также сад с дорожкой роджи , открытая зона ожидания для гостей и одна или несколько уборных .
Чайные комнаты – это специально построенные помещения для проведения чаепитий. Они могут быть расположены в больших чайных домах, в частных домах или других сооружениях, не предназначенных для чайной церемонии. Площадь пола чайной комнаты может составлять всего 1,75 татами (один полный татами для гостей плюс татами, называемый дайме ( 台 目 ), примерно 3/4 длины полного татами, для переносной жаровни). ( фуро ) или затонувший очаг ( ро ), где хозяин должен сидеть и готовить чай); или размером от 10 татами или более; Маты размером 4,5 вообще считаются идеалом в современных чайных. В чайной комнате обычно есть токонома и заглубленный очаг для приготовления чая зимой.
История
[ редактировать ]Термин тясицу вошел в употребление после начала периода Эдо ( ок. 1600 г. ). В прежние времена для обозначения помещений, используемых для чайной церемонии, использовались различные термины, такие как чаною дзасики ( 茶湯座敷 , «гостиная для чаною »), сукия (место для поэтически настроенных эстетических занятий [ фурю , 風流 ]), например чаною ), и какой ( 囲 , «отделенное пространство»). [ 4 ] В сообщении говорится, что именно сёгун Асикага Ёсимаса построил первое тясицу на своей Хигасияма вилле в Киото . [ 6 ] Он описывался как небольшая комната из четырех с половиной татами и был отделен от основной резиденции. [ 6 ]
По мнению японского историка Мории Такэси в его статье «Горное жилище в городе», идеал ваби чайной церемонии в стиле ( ваби-ча ) зародился в городском обществе периода Муромати (1336–1573 гг.) и принял формируются в чайных домиках, которые горожане строили при своих резиденциях и которые повлияли на облик соломенных хижин в горных селениях. [ 7 ] До этого чайная церемония обычно проводилась в комнатах, построенных в архитектурном стиле сёин-дзукури , стиле, который часто используется в чайных комнатах, построенных сегодня. [ 8 ]
Чайные дома впервые появились в период Сэнгоку (середина 15-начала 17 веков), когда центральное правительство почти не имело практической власти, страна находилась в хаосе, а войны и восстания были обычным явлением. Стремясь вернуть себе Японию, самураи были заняты приобретением и защитой территорий, развитием торговли и надзором за производством ферм, мельниц и рудников в качестве фактических правителей, а многие бедняки стремились искать спасения в загробной жизни, как учит буддизм . Чайные домики строили в основном монахи Дзэн или даймё , самураи и торговцы, практиковавшие чайную церемонию. Они искали простоту и спокойствие – центральные принципы философии дзэн. Признание простоты и ясности, которое является центральной мотивацией чайного дома, продолжало оставаться отдельной японской традицией и в более поздние периоды.

Золотая чайная комната ( 黄金の茶室 , Ōgon no chashitsu ) представляла собой портативное позолоченное тясицу, XVI века построенное в период Адзути-Момояма для чайных церемоний японского регента лорда Тоётоми Хидэёси . Оригинальная комната утеряна, но был проведен ряд реконструкций. Золотая чайная комната была построена, чтобы поразить гостей мощью и могуществом регента. Это контрастировало с деревенской эстетикой, закрепленной его чайным мастером Сэн-но Рикю, хотя предполагается, что Рикю мог помочь в дизайне. [ 9 ] [ 10 ] Роскошь комнаты была весьма необычной и, возможно, противоречила ваби-саби . нормам [ 11 ] В то же время простота общего дизайна с чистыми линиями можно рассматривать как каноническую. Степень участия капитана команды Рикю в дизайне комнаты неизвестна, однако он несколько раз присутствовал при подаче чая гостям в комнате. [ 11 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Идеальный отдельно стоящий чайный домик окружен небольшим садом с дорожкой, ведущей в чайную комнату. Этот сад называется родзи ( 露地 , «росистая земля») и разделен на две части воротами, называемыми чумон . [ 6 ] Вдоль дорожки стоит скамейка для ожидания гостей и туалет. Помимо собственного сада, тясицу расположен вместе с другими павильонами, такими как дзасики , оку-но дзасики и ханаре дзасики , вокруг большого основного сада. [ 12 ]
Рядом с чайным домиком есть каменный бассейн с водой, где гости ополаскивают руки и рот, прежде чем войти в чайную комнату через низкую квадратную дверь, называемую нидзиригучи . [ 6 ] или «пролазный вход», который требует низко наклониться, чтобы пройти, и символически отделяет маленькое, простое и тихое внутреннее пространство от многолюдного, подавляющего внешнего мира. Нидзиригучи ведет прямо в чайную комнату.
В чайной комнате низкий потолок и нет мебели: гости и хозяин сидят сэйдза на полу в стиле . Все используемые материалы намеренно просты и деревенские. Помимо гостевого входа может быть еще несколько входов; как минимум есть вход для хозяина, известного как садогучи , который позволяет получить доступ к мизуе . Окна, как правило, маленькие и покрыты сёдзи , что позволяет проникать естественному свету. Окна не предназначены для обеспечения вида на улицу, что могло бы отвлекать участников от концентрации. затонувший очаг ( 炉 ro На татами рядом с татами хозяина расположен ), который можно использовать в холодные месяцы; этот очаг покрыт простым татами и не виден в теплые месяцы, когда переносная жаровня (風炉 фуро вместо него используется ).
Там будет токонома (ниша для свитков), в которой будет храниться свиток с каллиграфией или кистью, и, возможно, небольшая простая цветочная композиция, называемая чабана ( 茶花 ), но никаких других украшений.


Тясицу широко классифицируются в зависимости от того, имеют ли они площадь больше или меньше 4,5 татами, и эта дифференциация влияет на стиль проводимой церемонии, конкретный тип оборудования и украшений, которые можно использовать, размещение различных архитектурных элементов. и очаг, и количество гостей, которых можно разместить. Тясицу размером более 4,5 циновок называется хирома («большая комната»), а те, что меньше, называются кома («маленькая комната»). Хирома часто представляют собой комнаты в стиле сёин и по большей части не ограничиваются использованием чаною.
Другими факторами, влияющими на чайную комнату, являются архитектурные ограничения, такие как расположение окон, входов, затонувшего очага и токономы, особенно когда чайная комната не расположена внутри специально построенной конструкции. Другими факторами, влияющими на построение тясицу как пространства в иэмото, являются иконография прошлого и память отдельных людей. [ 13 ]
Не все чайные комнаты можно привести в соответствие с идеалом, изображенным на изображении.
Типичные имена
[ редактировать ]Обычно тясицу называют в честь своих владельцев или благотворителей. Имена обычно включают в себя символы « хижина », «зал» или «беседка» и отражают дух деревенской простоты чайной церемонии и учения дзен-буддизма. Характерные имена включают:
- Мугай-ан ( 无外庵 , Хижина интроверта)
- Мокурай-ан ( 黙雷庵 , Хижина Тихого Грома)
- Токю-до ( Зал поисков , Зал поиска Востока) (примечание: зал в Гинкаку-дзи произносится как Тогу-до и является частным буддийским залом, а не тясицу)
- Сё-ан ( 松安 , Сосновая хижина)
- Ишимоку-ан ( 一木庵 , Хижина на одном дереве)
- Рокусо-ан ( 六窓庵 , Хижина с шестью окнами)
- Боджи-тей ( с забытой тропой) беседка
Notable chashitsu
[ редактировать ]- Тай-ан ( 待庵 ), построенный в 1582 году, является единственным сохранившимся тясицу, спроектированным Сэн-но Рикю , представляющим его концепцию ваби-ча . Расположен в храме Мёки-ан в Ямадзаки , Киото . Признан национальным достоянием .
- Джо-ан ( 如庵 ) был построен в Киото в 1618 году Уракусаем, младшим братом Оды Нобунаги , и был перенесен в Инуяму в Айти в 1972 году. В 1951 году он был признан национальным достоянием .
- Конничи-ан ( 今日庵 , Хижина Сегодня), построенная Сен Сотаном на месте, которое позже стало известно как поместье Урасенке Конничян. размером 3/4 Площадь пола состоит только из одного полного татами, татами дайме и деревянной доски во главе татами дайме . нет Утопленной токономы .
- Фусин-ан ( 不審庵 , Хижина сомнений) Сэн-но Рикю . перевез его Его сын Сен Шоан в поместье Омотесенке .
- Зангецу-тей ( Zangetsutei , Беседка утренней луны) принадлежит школе Омотэсэнкэ в Киото.
- Сан-мейсэки ( Три знаменитые чайные): [ 14 ]
- Сарумен Часэки ( 猿面 , чайная с лицом обезьяны) [ 15 ] ) в замке Нагоя , бывшим национальным достоянием до его разрушения в 1945 году, перестроенным в 1949 году. [ 16 ] [ 17 ]
- Яцу-мадо но сэки Восемь ( окон) [ 18 ] или Хасо-ан ( 八窓庵 ) в Иссин-дзи в Осаке , спроектированный лордом Кобори Энсю (1579–1647). [ 19 ]
- Рокусо-ан ( 六窓庵 , Хижина с шестью окнами) из Кофуку-дзи в Наре , сейчас находится в садах Токийского национального музея. [ 20 ] [ 21 ]
- -тей на Сёкин Кацура императорской вилле в Киото [ 22 ]
- Золотая чайная комната , построенная при регенте Тоётоми Хидэёси (1537–1598).
- Стеклянный чайный домик - КОУ-АН ( 光庵 , Легкая хижина), спроектированный Токуджином Ёсиокой (р. 1967).
- Ки-ан Бамбуковый чайный домик [ 23 ]
-
Рокусо-ан, ранее из Кофуку-дзи в Наре.
-
Интерьер Сёкин-тей на императорской вилле Кацура
-
Югао-тей в Канадзаве, Исикава
-
Ихо-ан в Кодай-дзи , Киото
-
Секка-тей и Рокуон-дзи
-
Королева этого места, Нара
-
Сёко-кен
-
Исоме-ши
-
Кайсуиан: многоуровневые сикиси . окна
-
Сигурэ-тей — это уникальное двухэтажное тясицу в Кодай-дзи в Киото.
См. также
[ редактировать ]- Очая – гейш . развлекательный «чайный домик»
- Список чайхан
- Чайная культура
- Чайхана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь Чаною: Практические термины чая , статья о «тясицу». Издательство Танкоша, 2007.
- ^ Словарь Чаною , статья о «сукия».
- ^ Японский словарь Кодзиэн , статья о «часеки».
- ^ Jump up to: а б Kōjien Japanese dictionary, entry for 'chashitsu'.
- ^ Словарь Чаною , запись для «тясицу».
- ^ Jump up to: а б с д Фредерик, Луи (2002). Японская энциклопедия . Перевод Рота, Кэт. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674007700 .
- ^ Мория Такеши, «Гора, живущая в городе», в Chanoyu Quarterly no. 56 (1988). Статья представляет собой английский перевод главы II, части 2, NHK Books no. 459, опубликованный Japan Broadcast Publishing Co., Ltd. в июне 1984 года.
- ^ «Сэншинъан — японская чайная комната в галереях Ватсона» . Университет Вашингтона и Ли .
- ^ «История» . www.osakacastle.net . Замок-музей Осаки. 2013 . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ «【Культура】Золотую чайную комнату можно было переносить, чтобы можно было проводить великолепные чайные церемонии где угодно» . onlynativejapan.com . Только Родная Япония. 29 июля 2015 г. Проверено 19 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Людвиг, Теодор М. Чай в Японии: Очерки истории Чаноюй . п. 86.
- ^ Файв, Николас; Уэйли, Пол (2003). Японские столицы в исторической перспективе: место, сила и память в Киото, Эдо и Токио . Оксон: Рутледж Керзон. п. 89. ИСБН 9780700714094 .
- ^ Кокс, Руперт (2003). Искусство дзэн: антропологическое исследование культуры эстетической формы в Японии . Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. п. 160. ИСБН 0700714758 .
- ^ Чадо - Путь чая: Альманах японского мастера чая , с. 163, в Google Книгах.
- ^ Японская чайная церемония: Ча-но-Ю и дзен-искусство осознанности , с. 236, в Google Книгах.
- ^ «Рассвет деревянного города: три знаменитые церемонии в Японии - повторное использование старых материалов в замке Нагоя» 5 июня 2008 г.
- ^ «Чайные домики» . 26 марта 2017 г.
- ^ http://image.oml.city.osaka.lg.jp/archive/detail.do;jsessionid=457EA62DB1BAEE0A3C3890DD35521FFE?&oml=0080349782&pNo=2&id=3218# [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «79. Храм Иссиндзи» [79. Храм Иссиндзи]. city.osaka.lg.jp (на японском языке).
- ^ «Чайный домик Рокусоан (Рокусоан) – волшебство японских шедевров» . NHK World-Япония . 17 июня 2015 г.
- ^ « Что такое Рокусоан?» ( на японском языке).
- ^ « ?» Что такое Котобанк (на японском языке).
- ^ «Бамбуковый чайный домик Киан — КИАН-Мобильный бамбуковый чайный домик — Киото/Сино Яманака Строительство» [Бамбуковый чайный домик Киан — КИАН-Мобильный бамбуковый чайный домик — Киото/Сино Яманака Строительство» ( на японском языке).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Введение в восточные цивилизации: источники японской традиции . Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, 1958 г.
- Варли, Пол. Японская культура . 4-е изд. Издательство Гавайского университета. 2000 г.
- Мерфи, Роудс. Восточная Азия: новая история . 2-е изд. Образовательное издательство Аддисон-Уэсли, 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Расположение японских чайных домиков по штатам
- Расположение японских чайных домиков на карте
- Подробное описание с фотографиями и диаграммами.
- Японская веб-страница с красивыми фотографиями чайной Рикю Тай-ан.
- Общее объяснение чайной комнаты и архитектуры сукия в японской культуре.
- Исследовательская коллекция Герберта Оффена Библиотеки Филлипса в Музее Пибоди Эссекс, важная исследовательская коллекция, посвященная тясицу.