Имел Б-534
Имел Б-534 | |
---|---|
Истребитель Авиа Б-534, поздний вариант | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Имел |
Дизайнер | Франтишек Новотный |
Первый полет | 25 мая 1933 г. |
Введение | 1935 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Чехословацкие ВВС |
Количество построенных | 568 [ 1 ] |
Avia B-534 — чехословацкий истребитель -биплан, разработанный и выпускаемый авиационной компанией Avia . Производился в период между Первой мировой войной и Второй мировой войной . B-534 был, пожалуй, одним из самых известных чехословацких самолетов того времени. [ 2 ]
В 1932 году начались работы по разработке нового одномоторного истребителя-биплана Avia B-34 , который был спроектирован авиационным инженером Франтишеком Новотным . В ходе его разработки рассматривались и испытывались различные альтернативные двигатели, прежде чем в конечном итоге остановился на изготовленном по лицензии двигателе Hispano-Suiza 12Y . Другие улучшения на стадии прототипа включали использование закрытой кабины, а также измененную конструкцию хвостового оперения и ходовой части. 14 апреля 1934 года второй прототип под управлением летчика-испытателя Вацлава Кочи успешно установил национальный рекорд Чехословакии по скорости 365,7 километров в час (227,2 миль в час). Поставки самолетов в ВВС Чехословакии начались в октябре 1935 года.
Частично из-за его впечатляющей маневренности, а также из-за того, что некоторые эксплуатанты продолжали отдавать предпочтение сложившейся конфигурации бипланов по сравнению с новым поколением истребителей -монопланов , которые вскоре окажутся их превосходящими, B-534 оставался в производстве в течение значительного времени ( 1933-1939). В конце 1930-х годов Чехословакия стремилась расширить производство этого типа в ответ на претензии Германии на Судетскую область (западную приграничную территорию Чехословакии). Большое количество самолетов этого типа участвовало в боях с несколькими странами в ходе Второй мировой войны. Хотя этот тип был относительно неэффективен в бою на более поздних этапах войны из-за своего морального устаревания, он составлял значительную часть компонентов военной авиации нескольких стран.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1932 году чехословацкая авиастроительная компания Avia подняла в воздух первый прототип одномоторного истребителя биплана - Avia B-34 , разработанный авиационным инженером Франтишеком Новотным . После модификации Министерство обороны Чехословакии разместило заказ на В-34. [ 3 ] Был построен второй прототип, Avia B-34/2, который должен был оснащаться Avia Rr 29 радиальным двигателем мощностью 450 киловатт (600 л.с.) вместо двигателя Hispano-Suiza 12N V12 первого прототипа и первоначального. производственная серия. Однако этот двигатель оказался склонным к перегреву и вибрации, и перед полетом B.34/2 было решено переоборудовать двигатель, установив на него двигатель Hispano-Suiza 12Ybrs V12. [ 4 ]
Авиа Б-34/2 совершила свой первый полет 25 мая 1933 года. [ 5 ] Прототип был отправлен на испытания в сентябре и получил новое обозначение как B-534.1 . [ 6 ] 10 сентября B-534 впервые был представлен публике на Дне армейской авиации. Ему предстояло составить конкуренцию Праге Е-44 и Летову Ш-231 . [ 7 ]
Второй прототип, B-534.2, был построен в сентябре 1933 года. [ 5 ] От первого прототипа он отличался закрытой кабиной, а также измененным хвостовым оперением и ходовой частью. 14 апреля 1934 года второй прототип под управлением летчика-испытателя Вацлава Кочи успешно установил национальный рекорд Чехословакии по скорости 365,7 километров в час (227,2 миль в час). [ 6 ]
Начальное производство
[ редактировать ]Последовали дальнейшие испытания, и 17 июля 1934 года был размещен первоначальный заказ на 34 самолета для ВВС Чехословакии , который вскоре увеличился до 147. [ 8 ] На тот момент В-534 значительно опережал своих современников. Соединенное Королевство все еще зависело от Hawker Furies первые Gloster Gladiators , и в это время производились . Советский Союз возлагал надежды на разработки самолетов Поликарпова . Соединенные Штаты все еще использовали потомков серии Curtiss Hawk , а Северский P-35 и Curtiss P-36 . в качестве прототипов собирались полететь [ нужна ссылка ]
B-534 проектировался как одномоторный истребитель биплан - силовой установкой производства Hispano-Suiza с рядной и неубирающимся шасси . Военно-воздушные силы 1930-х годов неохотно отказывались от маневренности и скороподъемности бипланов в пользу скорости монопланов , даже несмотря на появление новых и более совершенных технологий. Успех советских пилотов-бипланов, возможно, способствовал этому нежеланию; Известно, что они снимали со своих самолетов раздвижные фонари , предпочитая держать ветер в лицо. Самолеты с двумя обтянутыми тканью крыльями и неубирающимся шасси также были дешевле в производстве. [ нужна ссылка ]
Первые поставки B-534 в ВВС Чехословакии начались в октябре 1935 года, а к 1939 году было завершено 568 самолетов. Первые 100 из них были первой серии. Второй прототип был прототипом I серии , хотя и был построен с открытой кабиной. Эти самолеты ранних серий изначально были вооружены четырьмя 7,92-мм пушками vz.28. Два располагались в носовой части по обе стороны от двигателя, как и у Авиа Б-34 , и два - в крыльях. Однако на ранней стадии производства было признано, что крыльевые орудия доставляют проблемы. Самолеты с серийным номером В-534.47 комплектовались без крыльевых пушек, которые также были сняты с более ранних самолетов. Самолеты с первой по четвертую серии были оснащены построенной по лицензии Avia версией двигателя Hispano-Suiza 12Ydrs . -цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Это был V12 объемом 36,05 л. На земле его нормальная мощность составляла 650 л.с., за две минуты он мог развивать мощность 750 л.с. [ 9 ] На рабочей высоте 3000 м (9842 фута) он мог развивать мощность 850 л.с. в течение 30 минут. [ 9 ] На рабочей высоте 4000 м (13 123 фута) его мощность могла достигать 860 л.с. Общий объем топлива составлял 347 литров (76 галлонов) и размещался в двух фюзеляжных топливных баках емкостью 90 и 257 литров. [ 10 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Серия II завершила оставшуюся часть первого заказа правительства Чехословакии. Это были 45 самолетов с номерами B-534.102–147. Как и серия I, они несли четыре орудия. Однако решением проблем с крыльевыми орудиями стало перемещение этих орудий, теперь модернизированных до vz.30, в фюзеляж вместе с остальными. Четыре 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета располагались по бокам фюзеляжа и вели огонь через винт . [ 11 ] Одним из очень современных нововведений был купол-пузырь ; он был испытан на небольшом количестве самолетов ранних серий, хотя, конечно, не входил в стандартную комплектацию. [ 12 ]
В 1936 году правительство выдало второй заказ на 46 самолетов. Первые 25 из них имели серийные номера версии B-534/III B-534: 148–173. Производство осуществлялось во второй половине 1936 года. Он поступил на вооружение с марта по апрель 1937 года. Серия III имела аэродинамические усовершенствования, в том числе обтекаемый переднего карбюратора воздухозаборник . К основной передаче на заводе также часто добавлялись брызговики. [ 12 ]
Остальная часть второго порядка с 534.174 по 534.193 составляла IV серию . В более поздних заказах четвертая серия получила серийные номера .174 и 445 и, следовательно, была самой многочисленной из типов. Самым важным изменением в предыдущей серии была закрытая кабина. [ 13 ] На IV серии также использовался металлический винт из легкого сплава Летов ( Хохфельд ) Hd-43. Различные усовершенствования позволили серии IV развивать скорость более 200 миль в час, что поставило ее в один ряд с лучшими из современных бипланов. Распространенной переделкой IV серии стала замена хвостового полозья на хвостовое колесо . Опыт эксплуатации показал, что на травянистых аэродромах опоры основных стоек шасси могут забиваться грязью и вызывать проблемы при взлете и посадке. Затем гетры часто снимали. [ 14 ]
В 1937 году превосходные характеристики B-534 были продемонстрированы на летной выставке. Самолет был испытан против лучших в мире на IV Международном авиационном совещании в цюрихском аэропорту Дюбендорф . [ 15 ] B-534 участвовал в трёх соревнованиях. Первые из них испытали скалолазание и дайвинг. Немецкий подтолкнул свой Bf 109 занял первое место, а пилот Henschel Hs 123 биплан и занял второе место. В-534 занял следующие три позиции. 534-й истребитель превзошел все остальные участвующие истребители, за исключением Мессершмитта Bf 109, и даже тогда «Авиа» была всего на 11 км/ч медленнее немецкого самолета.
Предположительно, возникли проблемы при перепроектировании с целью адаптации к установке вновь установленной пушки. Летом 1938 года эти проблемы не были решены; К этому моменту Чехословакия, чувствуя растущую политическую напряженность среди претензий Германии на территорию, контролируемую Чехией, стремилась поднять в воздух больше самолетов. Авиа решила использовать третий пулемет в носу. Судя по размерам орудийного магазина, носовой пулемет соответствовал увеличенному боезапасу. [ 16 ] Для нации время истекало и приближалось к Мюнхенскому диктату, после чего Германия начала оккупацию Судетской области ( западная приграничная территория Чехословакии). Было выпущено две серии Бк-534: № 501–554 (63 для ВВС Чехословакии) и № 555–620. [ 16 ] Только три самолета из второй партии были изготовлены для ВВС Чехословакии, а остальные 63 самолета из этого производственного блока были готовы для немцев после вторжения Германии в остальную часть Чехословакии 15 марта 1939 года. [ 16 ]
Дизайн
[ редактировать ]Авиа Б-534 представлял собой одноместный неравноразмахный истребитель- биплан . [ 15 ] Фюзеляж имел прямоугольную конструкцию, состоящую из стальных труб, которые соединялись вместе с помощью болтов и заклепок и скреплялись обтекаемыми проволоками. [ 15 ] Крыло, имевшее клепаную стальную конструкцию и полотняную обшивку, крепилось к фюзеляжу с помощью N- подкосов ; аналогичные стойки присутствовали во внешней части крыльев, соединяющих крылья вместе. Носовая часть фюзеляжа закрывалась съемными металлическими панелями, задняя часть имела тканевую обшивку. [ 15 ]
Серийные самолеты оснащались исключительно 12-цилиндровым двигателем водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Y мощностью до 850 л.с., который был построен по лицензии компанией Avia. [ 15 ] Общий запас топлива составлял 70 галлонов (320 литров); водяной радиатор . Под фюзеляжем был установлен комбинированный радиатор и масляный бак, а под двигателем также был установлен [ 15 ] Зажигание двигателя обеспечивалось из кабины вместе с автоматизированным пожаротушения . оборудованием [ 15 ] Другое оборудование кабины включало радиостанцию , кислородный баллон, а также регулируемое сиденье и крышку кабины. Самолеты ранней постройки имели открытую кабину, а экземпляры более поздней постройки - закрытую кабину. [ 17 ]
B-534 имел монопланное хвостовое оперение, сделанное из стали и обтянутое тканью; аналогичные методы строительства были использованы для киля и руля направления . [ 15 ] И руль направления, и руль высоты были статически и аэродинамически сбалансированы. Ходовая часть имела разъемную конфигурацию, была олео -рессорной и оснащена колесами производства Dunlop . [ 15 ] Колеса, помещенные в обтекатели обтекаемой формы, были оснащены тормозами; для ведения работ в зимних условиях лыжи . на ходовую часть могли устанавливаться и [ 15 ] По сообщениям пилотов, летавших на В-534, он обладал отличными для того времени характеристиками управляемости. [ 15 ]
Bk-534 был спроектирован для установки одной 20-мм (0,79 дюйма) пушки Oerlikon FFS-20, стреляющей через нос, а также пары 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметов по бокам фюзеляжа. К лету 1938 года Чехословакия, чувствуя растущую политическую напряженность, вызванную претензиями Германии на приграничную территорию Чехословакии, стремилась получить на вооружение больше самолетов, поэтому Авиа решила использовать третий пулемет в носу. [ 16 ] Однако поступали заявления о том, что компания столкнулась с существенными трудностями при адаптации самолета для установки дополнительного вооружения, и они не были быстро решены. Судя по размерам орудийного магазина, носовой пулемет соответствовал увеличенному боезапасу. Однако в результате топливная загрузка была уменьшена. [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]Чехословакия
[ редактировать ]После поступления на вооружение эскадрильи ВВС Чехословакии во второй половине 1935 года B-534 использовался в качестве перехватчика . [ 18 ] Первоначально ответственность за преследование и воздушный бой была разделена с несколькими другими самолетами, включая « Авиа БА-33Л» и « Летов Ш-31» ; однако к 1938 году B-534 был единственным типом самолетов на вооружении Чехии, которому была поручена эта роль. К 10 ноября 1938 г. на вооружении находилось 370 самолетов Б-534 и Бк-534; кроме того, в результате аварий было списано 53 самолета. [ 19 ]
1 сентября 1938 года, менее чем за месяц до того, как Мюнхенское соглашение привело бы к потере Чехословакией 30 процентов своей территории и 34 процентов своего населения, [ 20 ] 328 B-534 и Bk-534 укомплектовали 21 истребительную эскадрилью ВВС Чехословакии, остальные самолеты были переданы в резервные и учебные эскадрильи, продолжались поставки последней партии истребителей. [ 21 ]
14 марта 1939 года Германия добилась раздела Чехословакии, при этом Словакия была объявлена номинально независимой Словацкой Республикой Германия аннексировала оставшуюся «чешскую» часть Чехословакии в качестве Протектората Богемии и Моравии . , а на следующий день [ 22 ] Внезапный раздел Чехословакии в 1939 году помешал проведению каких-либо реальных боевых действий B-534 страной, которая его произвела. К тому времени высокопроизводительные монопланы, такие как Bf 109, и ведущие британские модели — Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire — подняли планку стандартов истребителей/перехватчиков. Slovenské vzdušné zbrane (Словацкие ВВС) были организованы из частей Чехословацких ВВС, базировавшихся в Словакии на момент раздела, и унаследовали около 71 B-534 и Bk-534. [ 20 ]
Словакии пришлось быстро использовать свои недавно сформированные военно-воздушные силы, ослабленные уходом многих чешских пилотов. [ 23 ] чтобы защитить себя, когда соседняя Венгрия начала вторжение 23 марта 1939 года. [ 24 ] В ходе завязавшегося боя пара B-534 была сбита венгерским зенитным огнем, а еще четыре, как утверждается, были сбиты венгерскими истребителями Fiat CR.32 . Другая авиация была вынуждена совершить вынужденную посадку в тылу Венгрии и попала в плен. [ 25 ]
В сентябре 1939 года Словакия участвовала во вторжении Германии в Польшу ; нация стремилась вернуть себе территории, которые ранее были потеряны Польшей в Мюнхене. [ 26 ] Для поддержки вторжения была выделена пара эскадрилий B-534. На театре военных действий они обычно использовались для сопровождения самолетов Люфтваффе , таких как Junkers Ju 87 , в восьми вылетах. пикирующий бомбардировщик [ 27 ] 6 сентября «Авиас» сбил польский самолет-разведчик Lublin R.XIIID над Прешовом , в результате чего погиб его экипаж из двух человек. [ 28 ] Один «Авиа» был сбит польскими зенитными пушками, другой разбился 9 сентября (пилот погиб). [ 29 ] о сбитии польского самолета связи RWD-8, бежавшего в Венгрию. Также сообщалось [ 29 ]
Эти же эскадрильи сражались вместе с частями немецкой армии на территории Украины летом 1941 года. [ 26 ] По словам автора авиации Йозефа Крибуса, на этом фронте моральный дух словацких пилотов был низким, и во время их развертывания не было достигнуто никаких значительных побед. В 1942 году одна из этих эскадрилий была переброшена в Словакию для проведения антипартизанских операций . [ 26 ] Со временем сочетание устаревания, нехватки запасных компонентов и собственной топливной смеси старых чехословацких ВВС ( BiBoLi или какой-либо другой смеси этанола, бензола и бензина) в конечном итоге привело к тому, что уцелевшие B-534 стали выполнять роль учебно-тренировочных и других целей. второстепенные обязанности в 1943 году. [ 30 ] [ 26 ]
Учебная роль была бы последней боевой службой B-534 в словацких цветах, если бы не Словацкое национальное восстание в сентябре – октябре 1944 года. [ 26 ] Остальные словацкие воздушные силы не перешли на сторону, как ожидалось, и лидерам восстания пришлось использовать разрозненную коллекцию оставшихся самолетов, включая несколько B-534, дислоцированных на Три Дуби аэродроме . 2 сентября 1944 года старший сержант Франтишек Циприч, сразу после испытаний отремонтированного B-534, сбил транспортный самолет Junkers Ju 52 под венгерским флагом, направлявшийся на базу в оккупированной Польше . [ 26 ] Это была одновременно первая воздушная победа Восстания и последняя зарегистрированная победа истребителя-биплана в воздухе. [ 31 ] Поскольку Словацкое национальное восстание отчаянно нуждалось в доступных самолетах, полковник высмеивал сержанта Циприха за то, что он не попытался заставить Юнкерс Ju 52 приземлиться и вместо этого быть захваченным. Последняя пара B-534 в Три Дуби сгорела при эвакуации базы 25 октября 1944 года. [ 26 ]
Болгария
[ редактировать ]В 1939 году Болгария решила закупить партию из 78 самолетов B-534, задолго до вступления в силу раздела Чехии, у Германии, которая захватила большое количество самолетов этого типа. [ 32 ] Последняя партия этих самолетов была доставлена из Чехословакии в марте 1942 года. 1 августа 1943 года 48 этих самолетов смогли сделать два захода на американские бомбардировщики Consolidated B-24 Liberator, возвращавшиеся после налета на Плоешти . Попадания были зафиксированы, но ни один B-24 не был сбит, а некоторые B-534, получившие повреждения в бою, треснули при приземлении. [ 33 ]
B-534 практически не использовались в качестве фронтовых самолетов, поскольку Болгария также закупила более мощный Bf 109E и французские истребители-монопланы Dewoitine D.520 . [ 2 ] После антигерманского переворота 9 сентября 1944 года Болгария в одночасье перешла на другую сторону. Таким образом, ее B-534 были быстро использованы для проведения наземных атак против немецких частей. 10 сентября 1944 года группа из шести B-534 вступила в короткую схватку с шестью немецкими Bf 109 на малой высоте. Один B-534 был потерян, но немцы быстро отступили, опасаясь как малой высоты, так и маневренности B-534. [ нужна ссылка ]
Другие операторы
[ редактировать ]была поставлена партия из 14 В-534 В течение 1937 года в Югославию ; некоторые из этих самолетов все еще находились в эксплуатации, когда Германия начала вторжение в Югославию в начале 1941 года. [ 19 ] В 1937 году несколько истребителей было доставлено из Чехословакии в Грецию , дополнительные греческие B-534, судя по всему, были приобретены также в Югославии. [ 34 ] В 1940–1941 годах эти истребители позже использовались во время греко-итальянской войны в рамках усилий Греции по сопротивлению вторгшимся силам Оси. [ 2 ]
После насильственной аннексии Германией оставшейся «чешской» части Чехословакии в качестве Протектората Богемии и Моравии 15 марта 1939 года большое количество захваченных B-534 было переброшено в Люфтваффе . [ 22 ] На вооружении Германии этот тип широко использовался в качестве учебно-тренировочных истребителей в нескольких школах подготовки летчиков-истребителей; [ 13 ] Еще одним важным применением было использование в качестве буксира-планера и буксира-мишени , в котором задействованные B-534 были оснащены тросами и спусковым механизмом. [ 22 ]
Германия также была заинтересована в потенциальном использовании B-534 в качестве палубного самолета . [ 22 ] Чтобы оценить его пригодность для такой роли, три самолета были оснащены хвостовым крюком и подверглись усилению конструкции перед началом программы летных испытаний; однако ни один из немецких авианосцев класса «Граф Цеппелин» так и не был достроен. [ 22 ] B-534 также фигурировал в немецком пропагандистском фильме Kampfgeschwader Luetzow , в котором этот тип использовался в качестве замены польского PZL P.11 и был окрашен в маркировку польских ВВС . [ 35 ]
Германия также продала своим союзникам некоторое количество захваченных B-534, как сообщается, за 40 процентов от их первоначальной стоимости. [ 26 ] После немецкой оккупации Югославии в 1941 году были созданы хорватские ВВС Оси , которые снабдили Германией B-534, а также интегрировали оставшиеся образцы собственных B-534 Югославии, заказанных до начала конфликта. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- B-534/1 : Первый прототип.
- B-534/2 : Второй прототип.
- B-534-I : первая серийная версия. (кнопки 2 – 101)
- B-534-II : (номера 102–147)
- B-534-III : (номера 148–173)
- B-534-IV : Закрытый фонарь (номера 174–445).
- Бк-534 : пушечная версия (серии 501–620).
Выживший самолет
[ редактировать ]Настоящих сохранившихся планеров нет, но копия B-534-IV выставлена в Пражском музее авиации, Кбелы , Чехия . Вторая реплика (Бк-534), в которой использованы (как и пример «Кбелы») некоторые оригинальные детали, выставлена в Музее авиации в международном аэропорту Кошице , Словакия . [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Болгария
- Болгарские ВВС - Болгарские ВВС действовали с 48 [ 2 ] и 100 самолетов (хотя в основном число 78 [ 36 ] назван), которого они называли «Доган» (Охотничий ястреб). [ 37 ]
- Хорватия
- ВВС Независимого Государства Хорватия . Неизвестное количество самолетов Avia B-534 было поставлено немцами. [ 2 ]
- Германия
- Люфтваффе . Немецкие Люфтваффе использовали большую часть планеров, конфискованных у чехов. Эти самолеты служили в первые годы войны в качестве учебно-тренировочных , ночных истребителей и буксиров-планеров ; три из них использовались для отработки десантных операций с неудавшегося немецкого авианосца «Граф Цеппелин» . [ 38 ] У немцев было и другое применение: B-534 также снимались под видом польских истребителей в немецком пропагандистском фильме « Kampfgeschwader Lützow ». [ 24 ]
- Греция
- ВВС Греции - греческий бизнесмен Гиоргос Кутареллис, эмигрант-миллионер, живущий в Египте, купил два B-534 и подарил их правительству Греции в августе 1936 года. [ 13 ] Они затерялись в хаосе 1941 года. [ 2 ] [ 39 ]
- Венгрия
- Королевские ВВС Венгрии - один B-534 был захвачен венграми во время пограничной войны в 1939 году и некоторое время подвергался испытаниям, имея код HA-VAB. [ 36 ] [ 40 ] позже получил серийное обозначение G.192. [ 41 ] Венгры пришли к выводу, что B-534 уступает существующим истребителям. В 1943 году B-534 был передан Планерно-аэроклубу в Дьёре и был уничтожен в 1945 году, когда Советская Армия захватила этот район.
- Румыния
- Вместе с тремя планерами DFS 230 Румыния получила неизвестное количество буксиров Avia B-534, по данным одного источника. [ 36 ]
- Словацкая Республика (1939-1945)
- Словацкие ВВС . Словацкие ВВС эксплуатировали несколько B-534 из Чехословакии. [ 42 ] [ 43 ]
- Советский Союз
- Некоторое количество (в некоторых источниках указано восемь) B-534 предположительно использовалось Советским Союзом в секретной эскадрилье НКВД для слежения за полетами немецких самолетов. [ 36 ]
Технические характеристики (Б-534 IV)
[ редактировать ]Данные самолетов Третьего Рейха Том 1 [ 44 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 8,1 [ 45 ] м (26 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
- Высота: 3,15 [ 45 ] м (10 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 23,56 м 2 (253,6 кв. футов)
- Вес пустого: 1460 кг (3219 фунтов)
- Полная масса: 2120 кг (4674 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 1980 г. [ 45 ] кг (4365 фунтов)
- Силовая установка: 1 Hispano-Suiza 12Ydrs жидкостного охлаждения двигатель V12 , 633 [ 46 ] кВт (849 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 405 км/ч (252 миль в час, 219 узлов) на высоте 4400 м (14 400 футов) (стандартная 380 км/ч) [ 45 ]
- Крейсерская скорость: 345 км/ч (214 миль в час, 186 узлов)
- Дальность: 600 км (370 миль, 320 миль)
- Практический потолок: 10 600 м (34 800 футов)
- Скороподъемность: 15,15 [ 45 ] м/с (2980 футов/мин)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут 30 секунд. [ 45 ]
- Нагрузка на крыло: 84 [ 45 ] кг/м 2 (17 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,32 кВт/кг (0,2 л.с./фунт) [ 47 ]
Вооружение
- Орудия: 4 × 7,92-мм (0,312 дюйма) авиационный пулемет vz. 30 (Ческа Збройовка Страконице) [ 48 ] пулеметы с боезапасом 250–300 выстрелов
- Бомбы: 6 бомб по 10 кг (22 фунта) или 4 бомбы по 20 кг (44 фунта).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блерио-СПАД S.510
- Фиат CR.32
- Фиат CR.42
- Грумман F3F
- Хокер Фьюри
- Хейнкель Хе 51
- Кавасаки Ки-10
- Polikarpov I-15
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аэроархив – Avia B-534, Иржи Враны, 1991, с. 3, ISBN 80-7030-114-7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рыбус 1967, с. 10.
- ^ Air International , июль 1974 г., стр. 26.
- ^ Air International , июль 1974 г., стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Рыбус 1967, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Air International , июль 1974 г., с. 27.
- ^ Крибус 1967, стр. 3–4.
- ^ Air International , июль 1974 г., стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Врани 1994 , с. 57
- ^ Врани 1994 , с. 54
- ^ Белый, Мирослав и Иржи Враны. Авиа Б-534: Чех. Истребитель, 3-я и 4-я версии, 2008, стр. 42–44, ISBN 978-80-86524-15-3
- ^ Jump up to: а б Рыбус 1967, с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 30. ISBN 978-1783400546 .
- ^ Врани 1994 , с. 22
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рыбус 1967, с.
- ^ Jump up to: а б с д и Врани 1994 , с. 36-37
- ^ Крибус 1967, стр. 4–5.
- ^ Крибус 1967, стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Рыбус 1967, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Райлих и Сенал 1994, с. 63.
- ^ Air International , июль 1974 г., стр. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и Рыбус 1967, с.
- ^ Крибус 1967, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Рыбус 1967, с.
- ^ Райлих и Сенал 1994, стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рыбус 1967, с.
- ^ Райлих и Сенал 1994, стр. 65.
- ^ Олейко, Анджей (сентябрь 2016 г.). «Шахматные доски над Словакией, 1939 год». Авиация (на польском языке). Том XIX, нет. 185. Магнум-Х. стр. 96. ISSN 1732-5323 . 9/2016.
- ^ Jump up to: а б Врани 1994 , стр. 48.
- ^ Чант 1999, с. 28.
- ^ Райлих, Иржи; Бошняков, Стивен; Мандюков, Петко (2004). «Национальное восстание». Словацкие и болгарские асы Второй мировой войны . Оксфордc: Издательство Osprey. п. 58. ИСБН 978-1-84176-652-2 .
- ^ Крибус 1967, стр. 9–10.
- ^ Врани 1994 , стр. 45-46.
- ^ Крибус 1967, стр. 6, 10.
- ^ Крибус 1967, стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д Врани 1994, стр. 45.
- ^ Врани 1994, стр. 34, 45–46.
- ^ Врани 1994, стр. 39, 44.
- ^ Врани 1994, стр. 46.
- ↑ Враны 1991, задняя обложка.
- ^ Кудличка 2006, задняя обложка.
- ^ Шумикраст 2003, стр. 2–51.
- ^ Врани 1994, стр. 46–49.
- ^ Грин 2010, стр. 93–96.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Авиа Б-534, Иржи Враны, 1994, стр. 60, ISBN 80-901263-6-7
- ^ Avia B-534, Иржи Враны, 1994, стр. 57–58, ISBN 80-901263-6-7
- ^ Avia B-534, Иржи Враны, 1994, ISBN 80-901263-6-7
- ^ «7,92-мм авиационный пулемет vz.30» . Чехословацкая армия, 1938 год . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Белый, Мирослав и Иржи Враны. Avia B-534: чехословацкий истребитель, 3-я и 4-я версии (файл модели) . Прага, Чехия: MBI, 2008. ISBN 80-86524-15-9 . На 71 странице это самая полная на сегодняшний день подробная публикация о B-534.
- Чант, Крис. Самолеты Второй мировой войны . Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1999. ISBN 0-7607-1261-1 .
- Чеслак, Кшиштоф. Истребитель Avia B.534 (Виды вооружения и вооружения 34) (на польском языке). Варшава, Польша: Издательство Министерства национальной обороны, 1975.
- Кони, Кристоф (май 1996 г.). «Авиа Б-534 (часть 1)». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (38): 23–29. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (июнь 1996 г.). «Авиа Б-534 (часть 2)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (39): 39–42. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (июль 1996 г.). «Авиа Б-534 (часть 3)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (40): 39–43. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (август 1996 г.). «Авиа Б-534 (часть 4)». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (41): 43–22. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (сентябрь 1996 г.). «Авиа Б-534: Операции на Восточном фронте». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (42): 2–6. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (октябрь 1996 г.). «Авиа Б-534: Словацкое национальное восстание». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (43): 5–6. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (октябрь 1996 г.). «Авиа Б-534: на службе Люфтваффе». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (44): 37–42. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (декабрь 1996 г.). «Авиа Б-534 (8-я часть): болгарские Б-534 против Б-24 Либерейтор!» [Avia B-534: болгарские B-534 против B-24 Liberator!]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (45): 39–43. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (октябрь 1996 г.). «Авиа Б-534 (9-я и последняя часть): «в ограниченной эксплуатации»: СССР, Греция, Румыния и Венгрия» [Авиа Б-534: в ограниченной эксплуатации]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (44): 18–19. ISSN 1243-8650 .
- Грин, Уильям. Самолеты Третьего рейха Том 1 (1-е изд.). Лондон: Аэрокосмическое издательство, 2010. ISBN 978-1-900732-06-2 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Истребители, Том первый . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1960. ISBN 0-356-01445-2 .
- Крибус, Йозеф. Авиа Б.534 (Самолет в профиле номер 152) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967. ISBN B000-7K11J-M.
- Кудличка, Богумил. Avia B.534 Чехословацкий истребитель 1933–45 гг . Прага, Чехия: ЦМК, 2006. ISBN 80-903778-0-7 .
- «Последний воинственный биплан – Avia B 534». Эйр Интернэшнл , Vol. 7, № 1, июль 1974 г., стр. 25–35.
- Райлих, Иржи и Иржи Сенал. «'Tatra Eagles' Словацкие ВВС в бою 1942–1945 гг. Air International , № 56, зима 1994 г., стр. 63–68.
- Шумикраст, Питер. «Авиа Б.34, Б.534 и Бк.534, словацкие пилоты 1939–1944 гг.». Модель HT специальная 905 . Попрад, Словакия: Модель HT, 2003 г., ISSN 1335-3667.
- Титц, Зденек. Чехословацкие ВВС, 1918–1970 гг . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publications Ltd., 1971. ISBN 0-85045-021-7 .
- Врани, Иржи. Авиа Б.534 (на чешском языке). Прага, Чехословакия: АэроАрхив, 1991. ISBN 80-7030-114-7 .
- Враны, Иржи (1994). Авиа Б-534 . Прага: МБИ. стр. 48. ISBN 80-901263-6-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Avia B.534 и Avia Bk.534 Хокана Густавссона
- «Авиа Б.534» . Пол Тальяферри «Великие самолеты» , 3 июня 2002 г. Дата обращения: 5 июля 2006 г.
- Avia B.534 Series II на вооружении Греции