Буддийские типы личности
Часть серии о |
буддизм |
---|
Буддизм разработал сложную психологию типов личности (пали: Пуггала-панньятти), черт личности и основных тенденций (анусайя). В основном это было развито в буддийской литературе Абхидхармы , и ее основная задача заключалась в выявлении различных типов людей для педагогических и сотериологических целей. умело Будда Говорят, что преподавал разные учения в зависимости от личности и уровня умственного развития каждого человека. Развитие психологии личности было важно для Абхидхармиков, которые стремились адаптировать буддийские учения и практику к каждому типу личности, чтобы лучше вести людей к нирване путем очищения их ума от умственных загрязнений .
Типологии
[ редактировать ]Буддийский взгляд на личность заключен в учении о несамости , которое утверждает, что не существует неизменного ядра человека, нет души ( атмана ) или Эго . Человек определяется как поток феноменальных событий (называемых дхаммами ) в причинной серии моментов ума ( самайя ), и поэтому «индивидуум» или «личность» — это просто условное обозначение совокупности постоянно меняющихся процессов ( пяти скандхи ). Однако в аналитических работах Абхидхармы буддисты обрисовывали, как над разными людьми все еще могут доминировать определенные наклонности и тенденции, модели мышления, которые возникают достаточно последовательно, чтобы позволить обозначить разные «типы личности».
Тхеравада
[ редактировать ]Схему шести черт или темпераментов ( каритас ) можно увидеть в Ниддеше Кхуддака Никаи . [1] а также в Неттипакаране . В «Висуддхимагге» (Пути очищения) ученый Буддхагхоша использует эту схему, чтобы изложить свои учения о медитации. Основные темпераменты и рекомендуемые медитации:
- Жадность ( лобха ), рекомендуемая медитация — непривлекательность (асубха).
- Отвращение (доша), рекомендуемая медитация — любящая доброта (меттабхавана).
- Заблуждение (моха), рекомендуемая медитация - это «задавать вопросы об изложениях [Дхаммы], данных вкратце, своевременное слушание Дхаммы и своевременное обсуждение Дхаммы, а также проживание с учителем».
- Верным ( саддха ) рекомендуется медитация на три драгоценности , а также этические заповеди (силани).
- Мудрая ( паннья ), рекомендуемая медитация — это «знак прозрения ( випассана нимитта)», а именно аспекты (акара) аничча , дуккха и анатта .
- Мышление/спекуляция ( витакка ), рекомендуемая медитация – это осознанность дыхания.
Тхеравада содержит раздел под названием «Пуггала-панньятти», что переводится как «обозначение типов личности» , Абхидхамма Питака который содержит подробное описание широкого спектра личностных качеств. [2] Абхидхамма обычно рассматривала двенадцать основных классов людей: четыре из мирского обычного класса ( путхуджана ) и восемь из духовно избранных ( арийя , благородные). [3] Пуггала-паньятти дает очень широкий набор личных дескрипторов, организованных в 10 групп, так что первая группа состоит из 50 отдельных дескрипторов, вторая группа — из 26 пар дескрипторов, третья — из 17 троек и так далее. [4] Дескрипторы включают «человека, компетентного в бдительности», «человека беспокойного характера», «гневного и мстительного», «ревнивого и скупого», «избранного ( архата )» и т. д.
Махаяна
[ редактировать ]Буддийский учёный Асанга выделил семь типов личности в своей книге «Уровни слушателей» : [5]
- Для людей с сильной склонностью к желанию лучшая начальная медитация — это непривлекательность.
- Для тех, у кого сильная склонность к ненависти, лучшая медитация для них – добрая воля.
- Для тех, у кого сильная склонность к невежеству, лучшая медитация – зависимое происхождение.
- Для тех, у кого сильная склонность к гордости, лучшая медитация для них — «разнообразие составляющих».
- Для людей с сильной склонностью к дискурсивным мыслям лучшая медитация — медитация на дыхании.
- Тот, кто одинаково и умеренно расположен ко всем душевным недугам, может начать с любой медитации.
- Человек с не очень сильными психическими недугами может также начать с любой медитации.
Ваджраяна
[ редактировать ]Тибетский буддизм использует модель пяти семей Будд для описания личности человека. Чогьям Трунгпа сказал об этой психологической модели:
Семья или семьи будд, связанные с человеком, описывают его или ее основной стиль, внутреннюю точку зрения или позицию этого человека в восприятии мира и работе с ним. Каждая семья ассоциируется как с невротическим, так и с просветленным стилем. Невротическое выражение любой семьи будд может быть трансмутировано в ее мудрость или просветленный аспект. Помимо описания стилей людей, семьи будд также связаны с цветами, стихиями, пейзажами, направлениями, временами года — с любым аспектом феноменального мира. [6]
Пять основных семей:
- Семья Будды, связанная с мудростью всего окружающего пространства и осквернением невежества.
- Семья Ваджра , связанная с зеркалом, как мудрость и осквернение гнева.
- Ратна (драгоценность), связанная с мудростью невозмутимости и осквернением гордыни.
- Падма (лотос), связанный с мудростью различающего осознания и осквернением страсти.
- Карма , связанная со всей мудростью и осквернением завистью/паранойей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «СуттаЦентрал» . СуттаЦентрал . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ К. Рамакришна Рао, Ананд К. Паранджпе, Психология в индийской традиции, стр. 159
- ^ Бимала Чаран Лоу, Массачусетс, BL ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТИПОВ (ПУГГАЛА-ПАННАТТИ), Общество палийских текстов, Ланкастер, 2006, стр. vii.
- ^ К. Рамакришна Рао, Ананд К. Паранджпе, Психология в индийской традиции, стр. 159
- ^ Васубандху (2015). Внутренняя наука буддийской практики: Краткое изложение пяти куч Васубандху с комментариями Стирамати, перевод Артемуса Б. Энгла . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-55939-920-3 .
- ^ Рэй, Реджинальд А. Тайна мира Ваджры, Тантрический буддизм Тибета, Шамбала, стр. 131.