Стинсон Релиант
Надежный | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Связной и учебный моноплан |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Стинсон Эйркрафт Компани |
Основные пользователи | Воздушный корпус армии США |
Количество построенных | 1,327 |
История | |
Первый полет | 1933 |
Stinson Reliant — популярный одномоторный четырех -пятиместный моноплан с высоким расположением крыла, выпускаемый подразделением Stinson Aircraft Division Авиационной производственной корпорации в Уэйне, штат Мичиган.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Reliant — сухопутный моноплан с высокорасположенным крылом и фиксированным хвостовым колесом , оснащенный различными радиальными двигателями. [ 1 ]
С 1933 по 1941 год было изготовлено 1327 Релиантов всех типов в разных моделях, от СР-1 до СР-10. Последняя коммерческая модель, Stinson Reliant SR-10, была представлена в 1938 году. Военная версия впервые поднялась в воздух в феврале 1942 года и производилась в нескольких дополнительных версиях (все внешне идентичных) до конца 1943 года для вооруженных сил США и Великобритании. [ нужна ссылка ]
Производство Reliant можно разделить на два отдельных типа: Reliant с прямым крылом (все модели до SR-6) и Reliant с крылом чайки (все модели, начиная с SR-7 и позже, включая военизированные V-77 / AT-19). ), причем между двумя группами типов мало общего. Прямокрылый Reliant имеет крыло постоянной хорды и толщины, которое поддерживается двумя стойками с каждой стороны с дополнительными подкосами. Напротив, у Reliant с коническим крылом самая широкая хорда и толщина крыла в середине размаха, с сильно наклоненной вперед задней кромкой внешнего крыла и закругленным вырезом на основании передней кромки, и все это поддерживается одной стойкой. Коническое крыло имеет значительный выступ между фюзеляжем и крылом, а изменение толщины крыла придало ему отчетливый вид чайки спереди. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]
Reliant использовался ВВС США во время Второй мировой войны в качестве служебного самолета, получившего обозначение UC-81 , и в качестве учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение AT-19 . Королевский флот и Королевские ВВС также использовали Reliants для выполнения легких транспортных и коммуникационных функций. После войны они продавались на гражданском рынке как Vultee V-77 .
V-77 представляет собой спартанскую версию SR-10 с двигателем Lycoming R680-E3B мощностью 300 л.с., одинарной дверью с левой стороны и традиционным «выпуклым» капотом, замененным на более простой гладкий капот. Внутренняя конструкция была значительно усилена по сравнению с коммерческими моделями, а к рулю направления был добавлен характерный противовес треугольной формы. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]
SR -10 Reliant был доступен как сухопутный самолет, гидросамолет и полозковый самолет в следующих конфигурациях: [ 2 ]
- Скорая помощь (две носилки)
- Грузовой/Скорая помощь
- Целевая буксировка
- Пожаротушение
- фотографический
Гражданские варианты
[ редактировать ]- SR Reliant: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680 мощностью 215 л.с. (160 кВт) . [ 3 ]
- SR-1: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-2 мощностью 240 л.с. (180 кВт) . Два построено. [ 4 ]
- SR-2: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-7 мощностью 240 л.с. (179 кВт).
- SR-3: Аналогичен SR-1, но с небольшими структурными изменениями.
- SR-4: оснащен радиально-поршневым двигателем Wright R-760 -E мощностью 250 л.с. (186 кВт).
- SR-5: улучшенная версия, оснащенная радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-4 мощностью 225 л.с. (168 кВт).
- SR-5A: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-6 мощностью 245 л.с. (183 кВт).
- SR-5B: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-2 мощностью 240 л.с. (179 кВт).
- SR-5C: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-5 мощностью 260 л.с. (194 кВт).
- SR-5E: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-4 мощностью 225 л.с. (168 кВт).
- SR-5F: оснащен радиально-поршневым двигателем Wright R-760-E мощностью 250 л.с. (186 кВт).
- SR-6: самолет с четырехместной кабиной, оснащенный радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-6.
- SR-6A: самолет с четырехместной кабиной, оснащенный радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-4 мощностью 225 л.с. (168 кВт).
- SR-6B: самолет с четырехместной кабиной, оснащенный радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-5.
- SR-7: Первая серия с крыльями чайки.
- SR-7B: самолет с четырехместной кабиной, оснащенный радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-B6. построено 47. [ 5 ]
- SR-7C: самолет с четырехместной кабиной, оснащенный радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-B5. Три построено. [ 5 ]
- СР-8А: Пятиместный самолет.
- SR-8B: пятиместный самолет с радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-B6.
- SR-8C: пятиместный самолет с радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-B5.
- SR-8D: пятиместный самолет с радиально-поршневым двигателем Wright R-760-E2.
- SR-8DM: Универсальная транспортная версия SR-8D.
- SR-8E: пятиместный самолет с радиально-поршневым двигателем Wright R-760-E23 мощностью 320 л.с. (239 кВт).
- SR-8DE: Универсальная транспортная версия SR-8E.
- СР-9: серия 1937 года. Оснащен изогнутым лобовым стеклом, уникальным для этой серии. [ 6 ]
- SR-9A: предлагаемая версия с двигателем Lycoming R-680-B4. Непостроенный. [ 6 ]
- SR-9B: оснащен двигателем Lycoming R-680-B6 мощностью 245 лошадиных сил (183 кВт). построено 35. [ 6 ] [ 7 ]
- SR-9C: оснащен двигателем Lycoming R-680-B5 мощностью 260 лошадиных сил (190 кВт). построено 65. [ 6 ] [ 7 ]
- SR-9D: оснащен двигателем Wright R-760-E1 мощностью 285 лошадиных сил (213 кВт). 22 построено. [ 6 ] [ 7 ]
- SR-9E: оснащен двигателем Wright R-760-E2 мощностью 320 лошадиных сил (240 кВт). построено 43. [ 6 ] [ 7 ]
- SR-9F: оснащен радиальным двигателем Pratt & Whitney Wasp Junior мощностью 450 лошадиных сил (340 кВт) . построено 34. [ 6 ]
- СР-10

- SR-10B: оснащен двигателем Lycoming R-680-D6. Один построен. [ 6 ]
- SR-10C: оснащен двигателем Lycoming R-680-D5. построено 46. [ 6 ]
- SR-10D: двигатель Райт R-760E-1. 3 построено. [ 8 ]
- SR-10E: оснащен радиально-поршневым двигателем Wright R-760E-2. 21 построен. [ 8 ]
- SR-10F: оснащен радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB. 18 построено. [ 9 ]
- SR-10G: оснащен радиально-поршневым двигателем Lycoming R-680-E1. 12 построено. [ 6 ]
- SR-10J: двигатель Lycoming R-680-E3. 11 построено. [ 6 ]
- SR-10K: оснащен радиальным двигателем Wright R-975E-3 мощностью 450 лошадиных сил (340 кВт). 2 построены для Департамента полиции Нью-Йорка ; один с обычным шасси , один гидросамолет с поплавками Эдо . [ 6 ] [ 10 ]
Военные варианты
[ редактировать ]- АТ-19
- Обозначение USAAF учебного варианта UC-81 для Королевского флота по ленд-лизу под названием Reliant I, построено 500 штук. [ 11 ]
- АТ-19А
- Первоначальное обозначение L-9A, который был «Вояджером», а не «Релиантом». [ 11 ]

- АТ-19Б
- Первоначальное обозначение L-9B, который был «Вояджером», а не «Релиантом». [ 11 ]
- АТ-19С
- Переоборудование АТ-19 в фотосъемочные самолеты для ВВС США, 51 переоборудование. [ 11 ]
- UC-81
- Четыре впечатляющих SR.8B. [ 13 ]
- UC-81A
- Два впечатляющих SR.10G. [ 13 ]
- UC-81B
- Одно впечатлил SR.8E. [ 13 ]
- UC-81C
- Три впечатляющих SR.9C. [ 13 ]
- ХС-81Д
- Один гражданский SR.10F используется военными для разработки методов подбора планеров. [ 13 ]
- UC-81E
- Четыре впечатляющих SR.9F. [ 13 ]
- UC-81F
- Семь впечатляющих SR.10F. [ 13 ]
- UC-81G
- Три впечатляющих SR.9D. [ 13 ]
- UC-81H
- Один впечатлил SR.10E. [ 13 ]
- UC-81J
- Девять произвели впечатление на SR.9E. [ 13 ]
- UC-81К
- Пять впечатляющих SR.10C. [ 13 ]
- UC-81L
- Два впечатляющих SR.8C. [ 13 ]
- UC-81M
- Один впечатлил SR.9EM. [ 13 ]
- UC-81N
- Два впечатляющих SR.9B. [ 13 ]
- Л-12
- Два SR.5A поступили на вооружение ВВС США во время Второй мировой войны. [ 14 ]
- Л-12А
- Два SR.7B поступили на вооружение во время Второй мировой войны. [ 14 ]
- RQ-1
- Один SR-5 Reliant был приобретен Береговой охраной США в 1935 году, позже переименован в XR3Q-1 и списан в 1941 году. [ 15 ]
- XR3Q-1
- Один SR-5 Reliant был приобретен ВМС США в 1935 году. [ 16 ]
- Надежный я
- 500 Reliant были поставлены Королевскому флоту по ленд-лизу. Reliants использовались для легкого транспорта и связи, навигации и радиообучения.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Военно-воздушные силы армии США - в общей сложности 47 Reliant произвели впечатление во время Второй мировой войны. [ 20 ]
- Береговая охрана США [ 15 ]
- ВМС США [ 9 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Aeronaves de México - Reliant был первым самолетом, использованным Aeronaves, позже ставшим крупнейшей авиакомпанией Мексики Aeromexico, во время их первого рейса между Мексикой и Акапулько 14 сентября 1934 года. [ 21 ]
Технические характеристики (СР-10Ф)
[ редактировать ]
Данные General Dynamics Aircraft и их предшественников [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один, пилот
- Вместимость: от 3 до 4 пассажиров
- Длина: 27 футов 11 дюймов (8,51 м)
- Размах крыльев: 41 фут 7 дюймов (12,68 м)
- Рост: 8 футов 6 дюймов (2,59 м)
- Площадь крыла: 256,5 кв. футов (23,84 м ). 2 )
- Пустой вес: 3045 фунтов (1384 кг)
- Полная масса: 4605 фунтов (2093 кг)
- Силовая установка: 1 воздушного охлаждения Pratt & Whitney Wasp Junior SB девятицилиндровый радиальный двигатель , мощностью 400 л.с. (298 кВт)
Производительность
- Крейсерская скорость: 154 узла (177 миль в час, 285 км/ч)
- Диапазон: 739 миль (850 миль, 1369 км)
- Практический потолок: 21 000 футов (6 400 м)
- Скорость набора высоты: 1330 футов/мин (6,8 м/с).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Цессна Эйрмастер
- де Хэвилленд Канада DHC-2 Бивер
- Фэйрчайлд 24
- Говард ДГА-15
- Моногравюра 90
- Скандинав из Нордуна
- Серия стандартных кают Waco
Связанные списки
- Список самолетов Авиации флота
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов США во время Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Инструкция по летной эксплуатации пилотов армейских самолетов модели AT-19 и британской модели Reliant - 15 июня 1944 г.
- ^ Технические характеристики Stinson SR-10 - апрель 1940 г.
- ^ Вегг 1990, стр. 131, 133.
- ^ Вегг 1990, с. 132.
- ^ Jump up to: а б Вегг 1990, с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вегг 1990, с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д Авиация февраль 1937 г., с. 36.
- ^ Jump up to: а б Вегг 1990, стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б с д Вегг 1990, с. 137.
- ^ «Сертификат типа самолета ФАУ 679» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 11 сентября 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Андраде 1979, стр.79
- ^ «АТ-19Б — Техасский музей авиации» . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Андраде 1979, стр.81
- ^ Jump up to: а б Андраде 1979, стр.130.
- ^ Jump up to: а б Пирси 1991, с. 317.
- ^ «А38 Стинсон Релиант» . Музей РААФ. 2009 . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Галлей 1980, с. 306.
- ^ «Воспоминания о полете / Stinson SR-7A Reliant» . www.pilotoviejo.com . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1963, с. 532.
- ↑ Aeromexico – История великой компании , последний доступ: 30 ноября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон (1979). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд. ISBN 0-904597-22-9 .
- Эллиот, Брин (март – апрель 1997 г.). «Медведи в воздухе: перспектива воздушной полиции США». Любитель воздуха . № 68. С. 46–51. ISSN 0143-5450 .
- Халли, Джеймс Дж (1980). Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Историки). ISBN 0-85130-083-9 .
- Пирси, Артур (1991). Самолет береговой охраны США с 1916 года . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-118-4 .
- Сапиенца, Антонио Луис (июнь 2000 г.). «Первый коммерческий транспортный самолет в Парагвае». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (87): 45–47. ISSN 1243-8650 .
- «Стинсон Рестайлинг» . Неделя авиации и космических технологий . Том. 36, нет. 2. Февраль 1937 г., стр. 35–36.
- Суонборо, ФГ; Бауэрс, Питер М. (1963). Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм.
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (второе изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-10054-9 .
- Вегг, Джон (1990). Самолеты General Dynamics и их предшественники . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-833-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Национальный музей авиации и космонавтики Stinson SR-10F Reliant, Смитсоновский институт
- Stinson UC-81 Reliant (Stinson AT-19/SR-10) Архив авиации флота
- Stinson SR-9 Музей авиации Альберты
- (1944) ТО № 01-50КА-1 Инструкция по летной эксплуатации армейских самолетов модели АТ-19 британской модели Reliant