Будда в искусстве
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Во многих буддийских искусствах используются изображения исторического Будды, Гаутамы Будды известны как Буддхарупа ( букв. « Форма Пробужденного » ) , которые на санскрите и пали . Это могут быть статуи или другие изображения, например картины. Главной фигурой на изображении может быть кто-то другой, достигший состояния будды , или бодхисаттва , особенно в различных традициях буддизма Махаяны . Другие будды и бодхисаттвы в искусстве на протяжении веков становились все более распространенными, возможно, сейчас их число превосходит изображения исторического Будды.
В первые века своего существования буддизм был в значительной степени или полностью аниконическим , не показывая личность Будды, кроме символов и реликвий. Ситуация изменилась, и фигуры Будды стали очень распространены в искусстве Гандхары и искусства Гуптов . По мере развития форм эзотерического буддизма более заметными стали другие фигуры из расширяющегося круга буддийских священных личностей. В буддизме Тхеравады это было гораздо реже, и фигуры исторического Будды до сих пор остаются наиболее распространенными основными изображениями в храмах и святилищах.
Ранние изображения чаще всего изображали стоящего Будду, но сидячие позы для медитации, по сути, поза лотоса в йоге преобладали . Часто они представляют собой конкретный момент в жизни Будды, который можно определить по жесту руки Будды ( мудре ) или показанным атрибутам. Есть также статуи Лежащего Будды , лежащего, обычно изображающего момент его смерти.
Наборы повествовательных сцен из жизни Будды, как правило, концентрируются на стандартных группах, таких как « Восемь великих событий» или других наборах, но могут быть намного больше. Первоначально они были распространены в рельефах и, вероятно, в картинах, из которых мало что сохранилось, но в последнее время они в основном были нарисованы. Повествовательные сцены могут изображать Будду в различных позах, хотя они, как правило, изображают Будду в одном и том же положении стоя, сидя или лежа, с другими фигурами или мудрой, указывающими, какой момент изображается.
- Гигантский Будда Амида из Камакура , Япония, 1252 год. Это изображение Амитабхи , а не исторического Будды, хотя изображения очень похожи.
- Золотой Будда или Ват Траймит, Бангкок, Таиланд
- Большая статуя Будды Гаутамы в парке Будды Раванглы , Сикким, Индия
Общие черты
[ редактировать ]Несмотря на культурные и региональные различия в интерпретации текстов о жизни Гаутамы Будды, существуют некоторые общие рекомендации относительно атрибутов Буддарупы:
- Пальцы рук и ног удлинены пропорционально.
- Длинный, орлиный нос
- Удлиненные мочки ушей
- Выступ головы
- Широкие плечи
Удлиненные мочки ушей — это следы его жизни в качестве принца, когда он носил экстравагантные украшения. Шишка на макушке — это ушниша , олицетворяющая духовность, мудрость и пробуждение. [1]
Региональные вариации
[ редактировать ]Изображения Будды сильно различаются в разных культурах.
Пропорции
[ редактировать ]Образы Будд начали появляться в первом веке нашей эры в Северной Индии , получив развитие в Гандхаре и Матхуре . Искусство Гандхары находилось под влиянием древнегреческого искусства , что привело к развитию греко-буддийского искусства с анатомически стройной и реалистичной фигурой Будды. Одним из самых влиятельных буддийских искусств было искусство Гупта и более поздний стиль Амаравати . Из Индии изображение Будды распространилось на остальную Азию. Буддхарупы Индии, Шри-Ланки, яванского Сайлендра и камбоджийского искусства обычно изображают стройную фигуру, но иногда его изображают истощенным, в память о годах аскетической практики Будды.
Многим людям может быть знаком «Счастливый» или «Смеющийся» Будда, другая историческая фигура, которую не следует путать с изображениями Гаутамы Будды. Будай , китайский буддийский монах, также известный как Хотей , изображается толстым и счастливым, почти всегда улыбающимся или смеющимся, и ассоциируется с Майтрейей , будущим Буддой.
Позы, жесты и артефакты
[ редактировать ]Статуя или картина Будды всегда иллюстрирует мудру или жест. Их большое количество, но некоторые из них являются самыми старыми и наиболее распространенными. В буддизме Махаяны некоторые из наиболее распространенных также стали отождествляться с пятью трансцендентными Буддами, также называемыми « Дхьяни-Будды » или «Панча-Будды», что еще больше усложняет идентификацию изображенной фигуры. Эти мудры следующие: [2]
- Дхармачакра Будда Мудра – Вайрочана: Дхармачакра мудра состоит из двух рук, прижатых к груди, кончики больших и указательных пальцев каждой руки соединены. Эта мудра представляет собой жест обучения.
- Мудра Бхумиспарса Будды – Акшобхья: этот жест, мудра «касания земли» (Бхумиспарса), стал мудрой Будды Акшобхьи. Будда призвал мать-землю засвидетельствовать его достижение Просветления. Чтобы показать это, он коснулся земли правой рукой, как свидетельство своего совершенства. Эта мудра связана с отношением Маравиджайи .
- Варада Будда Мудра – Ратна Самбхава: В этой мудре правая рука лежит открытой возле правого колена. Видно, что его левая рука держит чашу для подаяния. На санскрите Варада означает «дарующий благо». В этом жесте правая ладонь повернута к получателю даров, а пальцы направлены вниз.
- Дхьяна Будда Мудра – Будда Амитабха: в этой мудре левая рука лежит на коленях ладонью вверх, правая рука лежит поверх левой (также ладонью вверх), а два больших пальца касаются друг друга. Иногда над ладонями ставят чашу. Здесь медитирующий жест руки представляет собой состояние глубокой медитации и единство мудрости и сострадания.
- Абхая Будда Мудра – Амогсиддхи: Абхая Мудра представляет собой жест бесстрашия и защиты. Жест бесстрашия и защиты, обычно изображаемый, когда левая рука с ладонью развернута наружу, а все пальцы вытянуты вверх. Символическое значение позы рассеивания страха заключается в интерпретации действия проповеди. Говорят, что человек обретает бесстрашие, следуя по пути Бодхисаттвы.
Изображения Будды , показывающие его лежащим, представляют его Паринирвану или уход в окончательную нирвану после смерти.
В других случаях он держит различные символические предметы или делает символические мудры (жесты).
Одежда также варьируется в зависимости от национального стиля. В Восточной Азии он, как правило, соответствует местной монашеской одежде с закрытыми руками. В ранних изображениях Индии, особенно из более жарких регионов, таких как искусство Матхуры , Будда часто изображается в очень тонких одеждах или топлесс, с непокрытой большей частью тела или выглядящим таковым.
См. также
[ редактировать ]- Анатталакхана Сутта
- Дхаммакаккаппаваттана сутта
- Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде
- Знающий Будда
- Лила Отношение
- Маравиджая Отношение
- Махапариниббана Сутта
- Отношение к медитации
- Нага Прок Отношение
- Реликвии, связанные с Буддой
- Саманьяпхала Сутта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музей Виктории и Альберта. «Иконография Будды» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ Шакья, Амог (08 апреля 2018 г.). «Будда-мудра: значения пяти дхьяни-мудр Будды» . Ремесло Шакья . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 г. Проверено 21 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нирмал К. Синха (9 ноября 1990 г.), «Буддарупа: наблюдения за эволюцией образа Будды» , «Бюллетень тибетологии» , том 26, номера 1–3 (новая серия), стр. 18–22.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Цвета дня рождения в Тайланде и изображение Будды» . Ассоциация тайского бокса США, 16 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 6 апреля 2011 г.
Нововведение периода Аюттхая.
- «Голова Будды Боробудур, № 59» . История мира в 100 объектах . Би-би-си . Проверено 2 августа 2014 г.