Махадева (буддизм)
Часть серии о |
Ранний буддизм |
---|
![]() |
Махадева ( санскрит : महादेव ; китайский : 大天 ; пиньинь : Датиан ) — противоречивая фигура, которая появляется в различных ролях в истории ранних буддийских школ .
Различные роли и существование
[ редактировать ]Как причина первого раскола
[ редактировать ]В различных источниках Махадева представлен как играющий разные роли, и историческое существование такой личности часто подвергается критике. В источниках, происходящих из ветви Стхавиравады , он считается основателем Махасангхиков и фигурой, вызвавшей раскол между двумя ветвями. [ 1 ] Согласно этому сообщению, примерно через 35 лет после Второго буддийского собора в Вайшали произошло еще одно собрание по пяти пунктам, предположительно проведенное фигурой по имени Махадева. [ 2 ] Эти пять пунктов, по сути, касались доктрин ошибочности и несовершенства архатов , против которых некоторые выступали. [ 3 ] Согласно этому рассказу, большинство (махасангха) встало на сторону Махадевы, а меньшинство (стхавиры) выступило против него, тем самым вызвав раскол в сангхе. [ 4 ]
Однако ученые в целом согласились, что предметом спора был вопрос винаи . [ 5 ] В самом раннем сообщении совет был созван в Паталипутре по вопросам винаи, и объясняется, что раскол возник из-за того, что большинство (Махасангха) отказалось принять добавление правил к Винайе меньшинством (Стхавирами). [ 6 ] Эта версия подтверждается самими текстами винаи, поскольку винаи, связанные со Стхавирами, действительно содержат больше правил, чем правила Махасангхика Виная. [ 7 ] Например, в разделе Шайкша-дхармы Махасангхика Пратимокша содержит 67 правил , а в версии Тхеравады — 75 правил. [ 8 ] Современные ученые в целом согласны с тем, что Махасангхика Виная является самой древней. [ 9 ] Джозеф Вальзер заключает, что Махадева, скорее всего, был литературным деятелем. [ 10 ]
Как основатель школ Чайтики
[ редактировать ]В Самайабхедопарачаначакре записано, что Махадева был совершенно другой фигурой, которая стала основателем секты Чайтика более 100 лет спустя. [ 11 ] [ 12 ] Ряд ученых пришли к выводу, что связь «Махадева» с первым расколом была более поздней сектантской интерполяцией. [ 13 ] Ян Наттье и Чарльз Пребиш заявляют, что Махадева был более поздним основателем Чайтики, заявляя: [ 14 ]
Махадева не имеет ничего общего с первичным расколом между Махасангхиками и Стхавирами, возникшим в исторический период значительно позже, чем предполагалось ранее, и занявшим свое место в сектантском движении, спровоцировав внутренний раскол внутри уже существующей школы Махасангхика.
Легенды о злых делах
[ редактировать ]Существуют многочисленные легенды о Махадеве, все из которых относятся к личности, которая предположительно вызвала первый раскол в буддийской сангхе.
Он был рукоположен в Куккутараме в Паталипутре , прежде чем стать главой сангхи . История его превращения из худшего грешника в ученого монаха была в сборнике сказаний, относящихся к буддизму , привезенном Сюаньцзаном обратно в Китай . История его трансформации называется «Грехи Махадевы». Его отец был богатым и амбициозным торговцем, женившимся в очень молодом возрасте. Он часто уезжал в чужие земли, чтобы торговать и накопить богатство. Говорят, что у Махадевы было очень приятное и сияющее лицо. Но ему не повезло, что он не получил любви отца в детстве. В подростковом возрасте он совершил свой первый грех, вступив в кровосмесительные отношения со своей матерью. Махадева испугался, что его отец узнает об этих отношениях, и поэтому убил его, совершив тем самым свой второй смертный грех. Затем он, чтобы уйти от чувства вины, сбежал с матерью в далекую страну и начал жизнь заново. Но там однажды он встретил старого соседа, который путешествовал по земле, которую Махадева сделал своим новым домом. К этому человеку относились как к гостю, и ему предоставили убежище на несколько дней в доме Махадевы. Через несколько дней гость начал задавать вопросы по поводу внезапного исчезновения Махадевы из родной страны. Махадева почувствовал угрозу и отравил гостя, совершив тем самым свой третий смертный грех. Спустя несколько лет он начал сомневаться в своей матери, ради которой совершил все убийства. Когда он обнаружил, что его мать была вовлечена в отношения с другим мужчиной, Махадева почувствовал себя эмоционально разбитым и в отчаянии убил свою мать, совершив тем самым четвертый кардинальный грех в своей жизни. После этого случая Махадева счёл свою жизнь бессмысленной и оказался на грани безумия. Он действительно собирался покончить с собой, когда узнал, что в город прибыл буддийский монах с панацеей для грешников. Махадева решил дать своей несчастной жизни еще один шанс и подошел к монаху, стоявшему лагерем недалеко от Паталипутры. Именно здесь Махадева был посвящен в члены буддийской сангхи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вальзер, Джозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. стр. 49-50.
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 47
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 47
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 47
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 48
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 48
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 48
- ^ Уильямс, Джейн и Уильямс, Пол. Буддизм: критические концепции в религиоведении, том 2. 2005. с. 190
- ^ Скилтон, Эндрю. Краткая история буддизма. 2004. с. 48
- ^ Вальзер, Джозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. с. 50
- ^ Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 78, ISBN 9781921842085
- ^ Вальзер, Джозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. стр. 49-50.
- ^ Вальзер, Джозеф. Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура. 2005. с. 50
- ^ Уильямс, Джейн и Уильямс, Пол. Буддизм: критические концепции в религиоведении, том 2. 2005. с. 188