Jump to content

Феминистская философия

(Перенаправлено с философа-феминистки )

Феминистская философия — это подход к философии с феминистской точки зрения, а также использование философских методов к феминистским темам и вопросам. [ 1 ] Феминистская философия включает в себя как переосмысление философских текстов и методов в дополнение к феминистскому движению, так и попытки критиковать или переоценивать идеи традиционной философии изнутри феминистских рамок. [ 2 ]

Основные особенности

[ редактировать ]

Феминистскую философию объединяет центральная проблема гендера . Это также обычно предполагает некоторую форму приверженности справедливости для женщин, какую бы форму она ни принимала. [ 3 ] Помимо этих объединяющих черт, феминистская философия представляет собой разнообразную область, охватывающую широкий круг тем с использованием различных подходов. В дальнейшем, феминистская философия предполагает, как раса, сексуальность, социально-экономический класс и другие факторы идентичности влияют на гендерное неравенство. [ 4 ] Философы-феминистки, как философы, встречаются как в аналитической , так и в континентальной традициях, и в рамках этих традиций по философским вопросам принимается множество различных точек зрения. Философы-феминистки, как и феминистки, также могут принадлежать к множеству различных разновидностей феминизма . [ 2 ]

Феминистскую философию можно понимать как имеющую три основные функции:

  1. Использование философских методологий и теорий для формулирования и теоретизирования о феминистских проблемах и перспективах. Это может включать в себя философский анализ концепций идентичности (таких как раса, социально-экономический статус, пол, сексуальность, способности и религия) и концепций, которые очень широко используются и теоретизируются в рамках феминистской теории в более широком смысле. Феминистская философия также была важным источником аргументов в пользу гендерного равенства .
  2. Исследование сексизма и андроцентризма в философской традиции. Это может включать критику текстов и теорий, которые обычно классифицируются как часть философского канона, особенно путем сосредоточения внимания на представлении женщин и женского опыта или исключении женщин из философской традиции. Другой важной тенденцией является повторное открытие работ многих женщин-философов, чей вклад не был признан.
  3. Вклад в философию новыми подходами к существующим вопросам, а также новыми вопросами и областями исследований в свете их критических исследований философской традиции и отражения их озабоченности гендерными вопросами. [ 3 ]

Феминистская философия существовала до двадцатого века, но получила такое название в связи с дискурсом феминизма второй волны 1960-х и 1970-х годов. Многие теории второй волны были сосредоточены в первую очередь на гендерном равенстве на рабочем месте и в образовании. [ 5 ] Важный проект феминистской философии, возникший в результате феминистского движения третьей волны, заключался в том, чтобы объединить разнообразие опыта женщин из разных расовых групп и социально-экономических классов, а также женщин по всему миру .

Философы-феминистки работают в широком диапазоне областей, в том числе:

  • Феминистская эпистемология , которая бросает вызов традиционным философским идеям познания и рациональности как объективных, универсальных или ценностно-нейтральных. Феминистские эпистемологи часто утверждают, что важна точка зрения, социальная ситуация и ценности в генерировании знаний, в том числе в науке.
  • Феминистская этика часто утверждает, что акцент на объективности, рациональности и универсальности в традиционной моральной мысли исключает этические реалии женщин. [ 3 ] Одним из наиболее заметных достижений является этика заботы , которая ценит сочувствие, ответственность и ненасилие в развитии моральных систем. Этика ухода также предполагает большее признание межличностных связей и отношений заботы и зависимости, а феминистская этика использует это для критики того, как этика справедливости часто коренится в патриархальном понимании морали. [ 6 ] Некоторые феминистские специалисты по этике выразили обеспокоенность по поводу того, как ценности, приписываемые этике заботы, часто связаны с женственностью и как такая связь может поддержать идеи о моральном развитии как по существу гендерном. [ 7 ]
  • Феминистская феноменология исследует, как когнитивные способности (например, мышление, интерпретация, запоминание, знание) и построение нормативности в рамках социальных порядков объединяются, чтобы сформировать реальность человека. Феноменология в феминистской философии часто применяется для разработки улучшенных концепций гендерного воплощенного опыта, интерсубъективности и реляционной жизни, а также сообщества, общества и политических явлений. Феминистская феноменология выходит за рамки других дискурсов, ориентированных на репрезентацию, концентрируя в центре личный и телесный опыт, а также признавая, что опыт часто действует вне языка, поэтому его может быть трудно сформулировать. [ 8 ] Размышления о времени как конструкции — более поздняя разработка феминистской феноменологии; недавние работы начали исследовать место темпоральности в этой области и то, как более сложное понимание темпоральности может дополнительно пролить свет на реалии гендерного опыта и существования. [ 9 ]
  • Феминистская эстетика , которая касается роли пола и сексуальности в искусстве и эстетическом теоретизировании и занимается вопросами, связанными с субъективностью творцов, воспроизведением гендерных норм в искусстве, ролью искусства в инкультурации и представлением женщин в искусстве. как субъекты, так и творцы. [ 10 ] Понимание «женщин» и «художников» как взаимоисключающих идентичностей воспроизводилось, по крайней мере, с эпохи романтизма, и это разделение сделало вмешательство феминистской эстетики необходимым, чтобы бросить вызов патриархальному и маскулинному состоянию эстетики. [ 11 ]
  • Феминистская метафизика сосредотачивается в основном на онтологии гендера и пола , а также природе социального строительства . Историки философии-феминистки также исследуют сексуальные предубеждения, присущие традиционным метафизическим теориям. Один из основных моментов, в которых эта область расходится с классической метафизикой, заключается в ее попытках обосновать социальные конструкции в понимании «фундаментального» и «естественного», вокруг которого строится метафизика. [ 12 ] Феминистская метафизика пытается сбалансировать отношения между социальными конструкциями и реальностью, признавая, как различие между тем, что воспринимается как «реальное», и тем, что «социально сконструировано», создает бинарность, которая не учитывает взаимодействие между двумя концепциями. [ 13 ] Точно так же эта область направлена ​​на то, чтобы бросить вызов системам классификаций, которые считаются естественными и, следовательно, беспристрастными, путем выявления того, как на такие системы влияют политические и моральные идеологии и предубеждения. [ 14 ] Некоторые теоретики подняли вопросы относительно того, противоречат ли определенные фундаментальные аспекты метафизики феминистскому подходу. [ 15 ] и поэтому отношения между феминизмом и метафизикой остаются несколько шаткими.
  • Феминистская философия науки , основанная на междисциплинарном академическом феминизме , пытается бросить вызов тому, как производство научных знаний, а также методологии, используемые в таких производствах, не свободны от предвзятости. В отличие от других представлений о науке, феминистская философия науки признает научную практику богатой ценностями, а не лишенной ценностей. [ 16 ] предполагая, что идеологии, например, связанные с гендером, связаны с моделями и практиками, которые составляют то, что такое наука и какие знания она производит. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Феминистская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 14 сентября 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Гейтенс, М., Феминизм и философия: взгляды на различия и равенство (Indiana University Press, 1991). — ISBN   978-0-7456-0469-5
  3. ^ Jump up to: а б с Киттай, Ева Федер и Линда Мартин Алькофф, «Введение: определение феминистской философии» в «Руководстве Блэквелла по феминистской философии» , Blackwell Publishing, 2007. – ISBN   978-0-470-69538-8
  4. ^ «Философский феминизм | Британика» . www.britanica.com . Проверено 21 ноября 2022 г.
  5. ^ Макафи, Ноэль (2018). «Феминистская философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 21 ноября 2022 г.
  6. ^ Гиллиган, Кэрол (1982). Другими голосами: психологическая теория и развитие женщин . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0674970960 .
  7. ^ Боудон М., Пигг С. и Помпос Мэнсфилд Л. (2014). Выбор места обучения женской и феминистской этике и служению: роль сочувствия. Учительница-феминистка, 24 (1/2), 57–82.
  8. ^ Оксала, Дж. (2011). Сексуальный опыт: Фуко, феноменология и феминистская теория. Гипатия, 26(1), 207–223.
  9. ^ Шюс, К., Ольковски, Д.Э., и Филдинг, Х.А. (2011). Время в феминистской феноменологии. Блумингтон, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Издательство Университета Индианы.
  10. ^ Буланова-Дувалко, Л.Ф. (2015). Философские аспекты понимания направления феминистской эстетики Философские аспекты понимания направления феминистской эстетики. Studia Humanitatis (на русском языке) (3). ISSN   2308-8079 .
  11. ^ Фельски, Р. (1989). За пределами феминистской эстетики: феминистская литература и социальные изменения. Издательство Гарвардского университета.
  12. ^ Сайдер, Т. (2017). Субстанциональность в феминистской метафизике. Философские исследования, 174 (10), 2467–2478.
  13. Подкаст Always/Already (23 ноября 2014 г.) Подкаст Always/Already: Эпизод 12 – Живые альтернативы: феноменология, воплощение и раса [Аудиоподкаст].
  14. ^ Миккола, М. (2017). О явном антагонизме между феминистской и господствующей метафизикой. Философские исследования, 174 (10), 2435–2448.
  15. ^ Барнс, Э. (2014). XV-Выходя за рамки фундаментального: феминизм в современной метафизике. Труды Аристотелевского общества (мягкая обложка), 114 (3pt3), 335–351.
  16. ^ Лонгино, Х.Э., и Хаммондс, Э. (1990). Конфликты и напряженность в феминистском исследовании гендера и науки. В М. Хирш и Э. Ф. Келлер (ред.), Конфликты в феминизме. Нью-Йорк: Рутледж. – ISBN   978-0-415-90178-9
  17. ^ Ричардсон, СС (2010). Феминистская философия науки: история, вклад и проблемы. Синтез, 177(3), 337–362.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фулфер, Кэти и Райман, Эмма (2013). Что такое феминистская феноменология?
  • Гейтенс, М., Феминизм и философия: взгляды на различия и равенство (Indiana University Press, 1991).
  • Халсема, Аннеми (2013). «Предмет критики: Рикёр в диалоге с философами-феминистками». Études Ricoeuriennes / Рикёрские исследования . 4 : 21–39. дои : 10.5195/errs.2013.168 .
  • Джеймс, В. Дениз (2014). «Размышления: черный философ-феминистка: возможно ли это?». Гипатия . 29 : 189–195. дои : 10.1111/hypa.12067 .
  • Ли, Эмили С. (2011). Эпистемология вопроса аутентичности вместо стратегического эссенциализма. Гипатия, 26(2), 258–279.
  • ван Леувен, Энн. (2012). Бовуар, Иригарей и возможность феминистской феноменологии. Журнал спекулятивной философии, 26 (2), 474–484.
  • Смит, Дэвид В. (2013) Феноменология . В Стэнфордской энциклопедии философии.
  • Стоун, Элисон (2007). Введение в феминистскую философию. Кембридж, Великобритания: Политика. стр. 2–3. ISBN   074563883X .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d528490d91476cbcaaf461d12b0d9858__1722828120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/58/d528490d91476cbcaaf461d12b0d9858.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feminist philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)