Jump to content

Лазарь из Вифании

(Перенаправлено из Сен-Лазара )


Лазарь из Вифании
Воскресение Христом Лазаря , Афины , 12–13 век.
Четыре дня мертв, друг Христа
Умер 1 век нашей эры
Почитается в Католическая церковь
Восточная Православная Церковь
Восточная Православная Церковь
Англиканское сообщество
Лютеранская церковь
ислам
Праздник
Атрибуты Иногда облачался в сан апостола , иногда в сан епископа . В сцене своего воскрешения он изображен туго связанным в мумифицированной одежде, напоминающей пеленки .

Лазарь из Вифании (латинизированное от Лазаря , в конечном итоге от еврейского Элеазара , «Бог помог») — фигура в христианской Библии , упомянутая в Новом Завете в Евангелии от Иоанна , чья жизнь восстановлена ​​Иисусом через четыре дня после его смерти. Христиане считают это одним из чудес Иисуса . В Восточной Православной Церкви Лазаря почитают как Праведного Лазаря, Четырехдневного Мертвого . [ 4 ] Восточно-православные и католические традиции предлагают разные версии более поздних событий его жизни.

В контексте семи знамений Евангелия от Иоанна воскрешение Лазаря в Вифании – сегодня это город Аль-Эйзария на Западном Берегу , что переводится как «место Лазаря» – является кульминационным повествованием: примером силы Иисуса «над последним и самым непреодолимым врагом человечества: смертью . По этой причине ей уделяется видное место в Евангелии». [ 5 ]

Имя Лазарь часто используется в науке и массовой культуре в отношении очевидного возвращения к жизни; например, научный термин «таксон Лазаря» обозначает организмы, которые вновь появляются в летописи окаменелостей после периода очевидного вымирания, а также знак Лазаря и синдром Лазаря . Существует также множество литературных вариантов использования этого термина.

Отдельный персонаж с тем же именем упоминается и в Евангелии от Луки в притче Иисуса о богаче и Лазаре , в которой оба одноименных персонажа умирают, и первый умоляет второго утешить его от адских мук.

Воскрешение Лазаря

[ редактировать ]
«Воскрешение Лазаря» , Дуччо , 1310–1311 гг.

Воскрешение Лазаря — история чуда Иисуса, изложенная в Евангелии от Иоанна ( Ин. 11 :1–44) в Новом Завете , а также в Тайном Евангелии от Марка (фрагмент расширенной версии Евангелия Марка ), в котором Иисус воскрешает Лазаря из Вифании через четыре дня после его погребения. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Мероприятие произошло в Бетани. У Иоанна это последнее из чудес, которое совершает Иисус перед страстями , распятием и собственным воскресением .

Повествование

[ редактировать ]

Библейское повествование о воскрешении Лазаря находится в 11 главе Евангелия от Иоанна. [ 9 ] Некий Лазарь, живущий в городе Вифания близ Иерусалима , представлен как последователь Иисуса. [ 10 ] Он идентифицирован как брат сестер Марии и Марфы . Сестры сообщают Иисусу, что Лазарь, «тот, кого Ты любишь», болен. [ 11 ] Иисус говорит своим последователям: «Эта болезнь не закончится смертью. Нет, она для славы Божией, чтобы Сын Божий через нее прославился ». По словам рассказчика, вместо того чтобы немедленно отправиться в Вифанию, Иисус намеренно остается там, где находится, еще два дня, прежде чем отправиться в путь. Ученики боятся возвращаться в Иудею , но Иисус говорит: «Друг наш Лазарь спит, но Я собираюсь разбудить его». Когда апостолы понимают неправильно, он поясняет: «Лазарь умер, и ради вас я рад, что меня не было там, чтобы вы поверили».

«Воскрешение Лазаря» , холст, масло, ок. 1517–1519 , Себастьяно дель Пьомбо ( Национальная галерея , Лондон )

Когда Иисус прибывает в Вифанию, он обнаруживает, что Лазарь мертв и уже четыре дня находится в своей гробнице. Сначала он встречается с Марфой и Марией по очереди. Марфа сокрушается, что Иисус не пришел достаточно скоро, чтобы исцелить ее брата («если бы ты был здесь, мой брат не умер»), а Иисус отвечает известным высказыванием: «Я есть воскресение и жизнь: он Верующий в Меня, хотя и умрет, но будет жить: И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». [ 12 ] Марфа подтверждает, что она действительно верит, и заявляет: «Да, Господь. Я верю, что Ты — Мессия, Сын Божий, который должен прийти в мир». Позже рассказчик произносит знаменитую простую фразу: « Иисус плакал ». [ 13 ]

Воздвижение Лазаря , VI век, мозаика, церковь Сант-Аполлинаре Нуово , Равенна , Италия

В присутствии толпы скорбящих евреев Иисус приходит ко гробу. Иисус просит убрать камень из гроба, но Марфа возражает, что будет запах. Иисус отвечает: «Разве Я не говорил вам, что если вы поверите, то увидите славу Божию?» Несмотря на возражения Марфы, Иисус велит отвалить камень от входа в гробницу и произносит молитву. Они убирают камень, тогда Иисус смотрит вверх и говорит: « Отец , я благодарю тебя, что ты меня услышал. Я знаю, что ты всегда меня слышишь, но я сказал это для пользы людей, стоящих здесь, чтобы они поверили этому». ты меня послал». Затем он призывает Лазаря выйти («Лазарь, выйди!»), и Лазарь делает это, все еще завернутый в погребальные пелены. Затем Иисус призывает кого-нибудь снять погребальные пелены и отпустить его.

Повествование заканчивается заявлением о том, что многие свидетели этого события «верили в него». Другие, как сообщается, сообщают о событиях религиозным властям в Иерусалиме.

В Евангелии от Иоанна Лазарь снова упоминается в главе 12. За шесть дней до Пасхи , во время которой Иисус был распят , Иисус возвращается в Вифанию, и Лазарь присутствует на ужине, который подает его сестра Марфа. [ 14 ] Иисус и Лазарь вместе привлекают внимание многих евреев, и рассказчик утверждает, что первосвященники рассматривают возможность казнить Лазаря, потому что так много людей верят в Иисуса из-за этого чуда. [ 15 ]

Чудо воскрешения Лазаря, самое длинное связное повествование Иоанна после « Страстей », является кульминацией «знамений» Иоанна. Это объясняет, почему толпы людей ищут Иисуса в Вербное воскресенье , и приводит непосредственно к решению Каиафы и Синедриона убить Иисуса.

Очень похожая история воскрешения встречается и в спорном «Тайном Евангелии от Марка» , хотя там конкретно имя юноши не упоминается. Некоторые ученые полагают, что версия «Тайной метки» представляет собой более раннюю форму канонической истории, найденной у Иоанна. [ 16 ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Богословский комментарий

[ редактировать ]

Чудо воскрешения Лазаря является кульминацией « знамений » Иоанна. Это объясняет, почему толпы людей ищут Иисуса в Вербное воскресенье , и приводит непосредственно к решению Каиафы и Синедриона спланировать убийство Иисуса. Теологи Молони и Харрингтон рассматривают воскрешение Лазаря как «главное чудо», которое запускает цепь событий, ведущих к распятию Иисуса . Они рассматривают это как «воскресение, которое приведет к смерти», поскольку воскрешение Лазаря приведет к смерти Иисуса, Сына Божьего , в Иерусалиме , что явит Славу Божию. [ 17 ]

Воскрешение Лазаря , Рубенс

В Катехизисе Католической Церкви говорится, что чудо, совершенное Иисусом, вернуло Лазаря к обычной земной жизни, как сына вдовы Наина и дочери Иаира , и что Лазарь и другие, воскресшие из мертвых, позже умрут снова. [ 18 ] Катехизисе Русской Православной Церкви В святителя Филарета написано, что среди чудес, совершенных Иисусом, было воскрешение Лазаря из мертвых на четвертый день после смерти Лазаря. [ 19 ] В резолюции Южной баптистской конвенции 2014 года « О достаточности Священного Писания относительно загробной жизни » воскрешение Лазаря отмечено среди библейских «явных описаний людей, воскресших из мертвых», и комментируется те воскрешения, которые «по совершенному Божьему откровению мудрости, Он не дал нам никакого отчета об их личном опыте в загробной жизни». [ 20 ]

Жан Кальвин отмечает, что «Христос не только дал замечательное доказательство Своей Божественной силы, воскресив Лазаря, но он также поставил перед нашими глазами живой образ нашего будущего воскресения ». [ 21 ] Французский протестантский священник Якоб Аббади писал, что Иисус намеренно отложил свое возвращение в Вифанию на «четыре дня, чтобы нельзя было сказать, что он [ Лазарь ] на самом деле не был мертв». [ 22 ] В 2008 году Папа Бенедикт XVI заявил, что евангельская история воскрешения Лазаря «показывает абсолютную власть Христа над жизнью и смертью и раскрывает Его природу как истинного человека и истинного Бога» и что «господство Иисуса над смертью не мешает Ему проявляя искреннее сострадание к боли этой разлуки». [ 23 ]

Мэтью Пул и другие считали способность Лазаря двигаться, несмотря на то, что его руки и ноги были связаны вместе, вторым чудом, но Чарльз Элликотт оспаривал, что движение Лазаря было ограничено его погребальными одеждами. [ 24 ] [ 25 ]

Юстус Кнехт писал, что цель этого чуда связана с тем фактом, что «время Страстей и Смерти нашего Господа было близко, и Он совершил это великое чудо заранее, чтобы вера Его учеников, и особенно Его апостолов, была близка». , могли бы укрепиться и «чтобы они могли поверить» и не сомневаться, когда они увидели своего Господа и Учителя в час Его уничижения, и, прежде всего, дать им возможность надеяться, когда они увидели Его Тело, лежащее в земле; гроб, чтобы Воскресивший Лазаря Сам воскрес». [ 26 ]

В » Роджера Бакстера он «Размышлениях размышляет над стихом: «Поэтому сестры Его послали к Нему сказать: Господи, вот, кого Ты любишь, болен», написав, что «они не предписывают Ему того, что хотят, чтобы Он сделал; любящему другу достаточно сообщить о наших нуждах. Такова должна быть природа наших молитв, особенно о здоровье и других временных благах, ибо мы не знаем в таких случаях, что полезно для нас. спасение." [ 27 ]

Повествовательная критика

[ редактировать ]
Исследователи Нового Завета пытались объяснить, как, вероятно, была составлена ​​история Лазаря.

Исследователи Нового Завета пытаются установить, как повествование Иоанна о воскрешении Лазаря и последующем помазании ног Иисуса Марией Вифанской (Иоанна 11:1–12:11,17) было составлено, пытаясь объяснить его очевидные связи со старыми заветами. текстовые традиции синоптических Евангелий ( Марка , Матфея и Луки ). Автор «Иоанна», по-видимому, объединил элементы нескольких, по-видимому, изначально не связанных друг с другом историй в единое повествование. К ним относятся помазание головы Иисуса безымянной женщиной в Вифании ( Марка 14 , Матфея 26 ), помазание ног (и вытирание волос) Иисуса грешной женщиной в Галилее ( Луки 7 ; эти первые два могут иметь общее происхождение, Сообщения Лукана, вероятно, заимствованы у Марка), посещение Иисусом Марфы и Марии в безымянной галилейской деревне ( Лк. 10 ), притча Иисуса о богаче и Лазарь ( Лк. 16 ), и, возможно, другие, связанные с чудесным воскрешением мертвых Иисусом (воскрешение дочери Иаира и воскрешение сына вдовы Наиновой ). При этом другие элементы были удалены или заменены; например, Симон Прокаженный / Симон Фарисей был заменен Лазарем в качестве хозяина пира в честь Иисуса, а местом действия была выбрана Вифания в Иудее , тогда как большинство элементов повествования Иоанна соответствуют традициям, установленным синоптиками в Галилее. Ученые обращают особое внимание на стих Иоанна 11:2 (и стих Иоанна 11:1), который может представлять собой попытку автора или более позднего редактора подчеркнуть связь между этими историями, которая, однако, не встречается в старых канонических евангелиях. . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Далее они отмечают, что фактическое помазание не будет рассказано до стиха 12:3, и что ни Мария, ни Марфа, ни деревня этих сестер, ни какое-либо помазание не упоминается в Евангелии от Иоанна до этого момента, предполагая, что автор (или редактор) предполагает, что читатели уже знают об этих персонажах, этом месте и этом событии, и хочет сказать им, что они связаны между собой (о чем он, очевидно, знал, что читатели обычно еще не знали/не верили) задолго до того, как дать читатели подробнее. [ 32 ] [ 28 ] Элзер и Пайпер (2006) утверждали, что стих 11:2 является свидетельством того, что автор Евангелия от Иоанна намеренно смешал несколько традиций в «дерзкой попытке (...) переработать коллективную память о движении Христа». Автор не стремился дать исторически точное описание произошедшего, а вместо этого в богословских целях объединил различные существующие повествования, чтобы построить Лазаря, Марию и Марфу из Вифании как прототипическую христианскую семью, примеру которой следует следовать. христианами. [ 28 ]

В число более ранних комментаторов входит деист Лисандр Спунер , который в 1836 году писал, что необычно то, что синоптические евангелия (от Матфея, Марка и Луки) не упоминают чудо воскрешения Лазаря, которое, кажется, могло быть демонстрацией чудесного явления. силы Иисуса. Синоптические Евангелия включают отрывки, касающиеся деятельности сестер Лазаря, но не упоминают о воскресении их брата. Спунер писал, что это, по-видимому, указывает на то, что автор Евангелия от Иоанна «на самом деле был нечестен или что он взял, поверил и записал летающую историю, которая была вызвана каким-то происшествием, но которая не имела никаких последствий». основание в истине». [ 33 ] В 1892 году -агностик оратор Роберт Г. Ингерсолл счел это повествование исторически неправдоподобным, написав, что, если бы Лазарь действительно умер, потенциально участвуя в загробной жизни , а затем впоследствии был воскрешен, опыт, которым Лазарь мог бы поделиться с другими, вероятно, был бы более интересным, чем все остальное в Новом Завете, привлекло бы широкое внимание к Лазарю при его жизни и могло бы заставить его меньше бояться, чем другие, не имевшие такого опыта, когда Лазарь на какое-то время приближался к смерти. второй раз. [ 34 ] Экзегеза в Библии толкователя (1953), сравнивающая воскрешение Лазаря с другими воскрешениями в Библии, комментирует: «Разница между возрождением сразу после смерти и воскресением через четыре дня настолько велика, что вызывает сомнения в историчности этой истории. , особенно ввиду невообразимых подробностей в ст. 44. Однако в этой истории есть черты, имеющие признаки правдоподобия». [ 35 ] Другие ученые утверждают, что события, приведшие к смерти Иисуса в синоптических евангелиях, были основаны на раннем повествовании, существовавшем еще до написания Евангелия от Марка, в котором многие персонажи анонимны, поскольку они еще были живы и подверглись бы гонениям, тогда как рассказ Иоанна о те же события были написаны гораздо позже и могли называть анонимных персонажей, а также могли включать воскрешение Лазаря, поскольку все люди умерли и больше не подвергались преследованиям. [ 36 ] [ 37 ]

Могила Лазаря

[ редактировать ]
Известная гробница Лазаря в аль-Эйзарии

Предполагаемая первая гробница Лазаря остается местом паломничества находится в Вифании и по сей день несколько христианских церквей . На протяжении веков на этом месте существовало . С 16 века на месте гробницы находится мечеть аль-Узаир. Соседняя римско-католическая церковь Святого Лазаря, спроектированная Антонио Барлуцци и построенная между 1952 и 1955 годами под эгидой Францисканского ордена , стоит на месте нескольких гораздо более старых церквей. В 1965 году греческая православная к западу от гробницы была построена церковь.

Сегодня вход в гробницу осуществляется по неровным, высеченным в скале ступеням с улицы. Как было описано в 1896 году, от уровня тогдашней современной улицы было двадцать четыре ступеньки, ведущие к квадратной камере, служившей местом молитвы, из которой еще несколько ступенек вели в нижнюю комнату, которая, как полагают, была могилой Лазаря. [ 38 ] То же описание применимо и сегодня. [ 39 ] [ 40 ]

Первое упоминание о церкви в Вифании относится к концу IV века, но историк Евсевий Кесарийский [ 41 ] (ок. 330 г.) и паломник из Бордо упоминают гробницу Лазаря. В 390 году Иероним упоминает церковь, посвященную святому Лазарю, называемую Лазарием . Это подтверждает паломник Эгерия примерно в 410 году. Поэтому полагают, что церковь была построена между 333 и 390 годами. [ 42 ] В современных садах сохранились остатки мозаичного пола церкви IV века. [ 43 ] Лазарий был разрушен землетрясением в VI веке и заменен более крупной церковью. Эта церковь сохранилась нетронутой до эпохи крестоносцев .

В 1143 году существующее здание и земли были куплены королем Фульком и королевой Мелисендой Иерусалимскими большой бенедиктинский , а рядом с могилой Лазаря был построен монастырь, посвященный Марии и Марфе. После падения Иерусалима в 1187 году монастырь опустел и пришел в упадок, от него сохранились только гробница и цилиндрический свод. простая мечеть . К 1384 году на этом месте была построена [ 40 ] В 16 веке османы построили большую мечеть аль-Узаир для обслуживания жителей города (ныне мусульманских) и назвали ее в честь покровителя города Лазаря Вифанского. [ 43 ]

Могила Лазаря, Вифания

Согласно Католической энциклопедии 1913 года, были учёные, которые ставили под сомнение предполагаемое местонахождение древней деревни (хотя автор энциклопедии не учел это):

Некоторые полагают, что нынешняя деревня Вифания не занимает место древней деревни; но он вырос вокруг традиционной пещеры, которая, как они предполагают, находилась на некотором расстоянии от дома Марфы и Марии в деревне; Занеккья (La Palestine d'aujourd'hui, 1899, I, 445 и след.) помещает место древней деревни Вифания выше, на юго-восточном склоне Елеонской горы, недалеко от принятого места Виффагии и рядом с ней. Вознесения. Совершенно очевидно, что нынешняя деревня образовалась вокруг традиционной гробницы Лазаря, которая находится в пещере на территории деревни. Идентификация этой пещеры как могилы Лазаря вполне возможна; у него нет сильного внутреннего или внешнего авторитета. Местонахождение древнего селения может не совсем точно совпадать с нынешним, но есть все основания полагать, что оно находилось в этом общем месте». [ 44 ]

Другие традиции

[ редактировать ]

Хотя в Библии больше нет упоминаний о Лазаре, восточно-православные и римско-католические традиции предлагают разные версии более поздних событий его жизни. Чаще всего его связывают с Кипром , где он, как говорят, стал первым епископом Китиона , где он , (Ларнаки), и Провансом как говорят, был первым епископом Марселя .

Епископ Китионский

[ редактировать ]
Церковь Святого Лазаря, Ларнака

Согласно традиции Восточной Православной Церкви , через некоторое время после Воскресения Христова Лазарь был вынужден бежать из Иудеи из-за слухов о заговоре на его жизнь и прибыл на Кипр . он был назначен Варнавой и апостолом Павлом первым епископом Китиона Там (современная Ларнака). Он прожил там еще тридцать лет, [ 45 ] и после его смерти был похоронен там во второй и последний раз. [ 46 ]

Дальнейшим подтверждением апостольского характера назначения Лазаря послужил рассказ о том, что архиерейский омофор был подарен Лазарю Девой Марией, которая сама его сплела. Такие апостольские связи играли центральную роль в притязаниях на автокефалию епископов Китиона, подчинявшихся иерусалимскому патриарху , в период 325–431 гг. Церковь Китиона была объявлена ​​самоуправляющейся в 431 году нашей эры на Третьем Вселенском соборе . [ 47 ]

По преданию, Лазарь ни разу не улыбнулся в течение тридцати лет после своего воскресения, обеспокоенный видом неискупленных душ, увиденным им во время своего четырехдневного пребывания в аду. Единственным исключением было то, что, когда он увидел, как кто-то крадет горшок, он с улыбкой сказал: «Глина крадет глину». [ 1 ] [ 46 ]

В 890 году в Ларнаке была найдена гробница с надписью «Лазарь, друг Христа» . Лев VI Византийский император Лазаря останки приказал перенести в Константинополь в 898 году. Перенос был апострофизирован Аретой, епископом Кесарии , и отмечается Восточной Православной Церковью каждый год 17 октября .

В качестве компенсации Ларнаке император Лев приказал возвести над могилой Лазаря церковь Святого Лазаря , которая существует и по сей день. Мраморный саркофаг можно увидеть внутри церкви под Святая Святых. [ 46 ]

В XVI веке русский монах из Псковского монастыря посетил могилу Лазаря в Ларнаке и взял с собой небольшую частицу мощей. Возможно, именно это произведение привело к возведению часовни Святого Лазаря в Псковском монастыре ( Спасо-Елеазар монастырь, Псков ), [ примечание 1 ] где он хранится сегодня. [ 48 ]

В ноябре 1972 года человеческие останки в мраморном саркофаге были обнаружены под алтарем во время ремонтных работ в церкви Святого Лазаря в Ларнаке и идентифицированы как часть мощей святого. [ 49 ] [ примечание 2 ]

В июне 2012 года Кипрская Церковь передала часть святых мощей святителя Лазаря делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом после четырехдневного визита на Кипр. Мощи были привезены в Москву и переданы архиепископу Истринскому Арсению, который отвез их в Зачатьевский монастырь (Зачатьевский женский монастырь), где они были выставлены для поклонения. [ 51 ]

Епископ Марселя

[ редактировать ]
Отенский собор ( Cathédrale Saint-Lazare d'Autun ), Отен , Франция, также считается построенным над могилой Лазаря.

На Западе, согласно альтернативной средневековой традиции (с центром в Провансе ), Лазарь, Мария и Марфа были «выброшены в море евреями, враждебными христианству, на корабле без парусов, весел и руля, и после чудесного плавания высадился в Провансе, в месте, которое сегодня называется Сент-Мари ». [ 52 ] Затем говорят, что семья разделилась и отправилась в разные части юго-восточной Галлии проповедовать ; Лазарь едет в Марсель . Обратив там множество людей в христианство, он становится первым епископом Марселя . Во время преследования Домициана его заключают в тюрьму и обезглавливают в пещере под тюрьмой Сен-Лазар. Его тело позже перевезено в Отен , где он похоронен в Отенском соборе , посвященном Лазарю как Сен-Лазару . Однако жители Марселя утверждают, что у них есть его голова, которую они почитают до сих пор. [ 52 ]

Паломники также посещают еще одну предполагаемую могилу Лазаря в аббатстве Везле в Бургундии . [ 53 ] аббатстве Троицы в Вандомском Говорят, что хранилась слеза, пролитая Иисусом на могиле Лазаря. [ 54 ]

« Золотая легенда» , составленная в 13 веке, отражает провансальские традиции. В нем также записан великий образ жизни, который представляли себе Лазарь и его сестры (обратите внимание, что там сестра Лазаря Мария отождествляется с Марией Магдалиной ):

Мария Магдалина носила фамилию Магдало, замок, и родилась в благородной семье, а родители происходили из рода королей. Отца ее звали Кир, а мать ее Евхарида. Она с братом своим Лазарем и сестрой своей Марфой владела замком Магдало, что в двух милях от Назарета, и Вифанией, замком, близ Иерусалима, а также большой частью Иерусалима, которую они со всем этим оставили среди них. Таким образом, у Марии был замок Магдало, по которому она получила свое имя Магдалина. Лазарю принадлежала часть города Иерусалима, а Марфе — Вифания. И когда Мария предавалась всем телесным наслаждениям, а Лазарь всех предал рыцарству, Марфа, будучи мудрой, благородно управляла частью своего брата, а также своей сестрой, а также своей собственной, и управляла рыцарями, и своими слугами, и беднякам — все необходимое, в чем они нуждались. Тем не менее, после вознесения Господа нашего, все эти вещи продали. [ 55 ]

Поэт XV века Жорж Шастеллан опирается на традицию неулыбчивого Лазаря: [ 56 ] «Тот, кого Бог воскресил, оказав ему такую ​​благодать, вор, брат Марии, после этого не имел ничего, кроме страданий и болезненных мыслей, опасаясь того, что ему придется пройти». ( Па-де-ля-морт , VI [ 57 ] ).

Литургические поминки

[ редактировать ]
Воскрешение Лазаря, Иоганнес Верикс

Лазаря почитают как святого те христианские церкви, которые совершают поминовение святых, хотя и в разные дни, согласно местным традициям.

На христианских похоронах мысль о том, что усопший будет воскрешен Господом, как был воскрешен Лазарь, часто выражается в молитве.

Восточное православие

[ редактировать ]

Восточная Православная Церковь и Византийская Католическая Церковь поминают Лазаря в Лазареву субботу . [ 1 ] накануне Вербного воскресенья , передвижного праздника . Этот день вместе с Вербным воскресеньем занимает уникальное положение в церковном году, как дни радости и торжества между покаянием Великого поста и трауром Страстной недели . [ 58 ] В течение предыдущей недели гимны Постной Триоди повествуют о болезни, а затем смерти Лазаря и о путешествии Христа из-за Иордана в Вифанию. Чтения Священных Писаний и гимны Лазаревой субботы сосредоточены на воскресении Лазаря как предзнаменовании Воскресения Христова и обещании Всеобщего Воскресения . Евангельское повествование интерпретируется в гимнах как иллюстрирующее две природы Христа: Его человечность в вопросе: «Где вы положили Его?», [ 59 ] и его божественность , повелев Лазарю восстать из мертвых. [ 60 ]

Лазарь , мозаика в Белграде, Сербия

Многие воскресные гимны обычной воскресной службы, которые не используются в Вербное воскресенье, поются в Лазареву субботу. Во время Божественной литургии звучит Крещальный гимн: «Все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» . [ 61 ] поется вместо Трисвятого . Хотя сорок дней Великого поста заканчиваются накануне Лазаревой субботы, день все равно соблюдается как пост; однако это несколько смягчено. принято есть икру В России в Лазареву субботу .

Память Лазаря также отмечается в литургическом календаре Восточной Православной Церкви в установленный праздник 17 марта . [ 2 ] [ примечание 3 ] при перенесении его мощей с Кипра в Константинополь в 898 году н. э. [ 63 ] отмечается 17 октября . [ 3 ] [ 62 ] [ примечание 4 ]

Римский католицизм

[ редактировать ]

По общему римскому календарю Лазарь празднуется вместе с его сестрой Марией Вифанской и их сестрой Марфой на поминках 29 июля. [ 64 ] [ 65 ] В более ранних изданиях Римского мартиролога он был причислен к лику святых 17 декабря. [ 66 ]

На Кубе празднование Сан-Ласаро 17 декабря является крупным праздником. Эта дата отмечается паломничеством в часовню с изображением Святого Лазаря, одной из самых священных икон Кубы, в деревне Эль-Ринкон, недалеко от Гаваны . [ 67 ]

Англиканство

[ редактировать ]

Лазарь отмечен в календарях некоторых англиканских провинций. Лазаря вспоминают (вместе с Марфой и Марией ) под названием «Мария, Марфа и Лазарь, сподвижники Господа нашего» 29 июля. [ 68 ] в англиканской церкви с малым фестивалем [ 69 ] и, как таковой, обеспечивается надлежащее чтение и сбор лекций.

лютеранство

[ редактировать ]

Память Лазаря отмечается в святцах Лютеранской церкви 29 июля вместе с Марией и Марфой .

Слияние с нищим Лазарем

[ редактировать ]

Имя «Лазарь» также появляется в Евангелии от Луки в истории о Лазаре и Диве, приписываемой Иисусу. [ 70 ] Повествование, также называемое «Погружение и Лазарь» или «Богач и нищий Лазарь», повествует об отношениях (в жизни и смерти) между неназванным богачом и бедным нищим по имени Лазарь. В аду мертвый богач взывает к Аврааму на небесах, чтобы тот послал Лазаря со своей стороны и предостерег семью богача от того, чтобы он разделил его судьбу. Авраам отвечает: «Если они не послушают Моисея и пророков, они не поверят, даже если кто-то воскреснет из мертвых». [ 71 ]

Исторически в христианстве нищего Лазаря из притчи (праздник 21 июня) и Лазаря Вифании (праздник 17 декабря) иногда объединяли, причем оба изображались в иконографии с язвами и костылями. [ 72 ]

Романская иконография, вырезанная на порталах в Бургундии и Провансе, может служить показателем такого смешения. Например, у западного портала церкви Святого Трофима в Арле нищий Лазарь восседает на троне как святой Лазарь. Подобные примеры можно найти в церкви в Аваллоне , центральном портале в Везле и порталах собора Отена . [ 73 ]

Орден Святого Лазаря

[ редактировать ]

Орден Святого Лазаря Иерусалимского — рыцарский орден , возникший в больнице для прокаженных , основанной рыцарями-госпитальерами в XII веке крестоносцами Латинского Иерусалимского королевства . Больные проказой считали нищего Лазаря (Лк. 16:19-31) своим святым покровителем и обычно посвящали ему свои приюты. [ 74 ]

В исламе

[ редактировать ]

Лазарь также появился в средневековой исламской традиции, где его почитали как благочестивого спутника Иисуса. Хотя в Коране не упоминается фигура по имени Лазарь, среди чудес, приписываемых Иисусу, входит воскрешение людей из мертвых ( КС. Аль-Имран [3] :49). Мусульманские предания часто подробно описывают эти чудесные повествования об Иисусе, но лишь изредка упоминают Лазаря. Аль-Табари , например, в своем «Тарикхах» рассказывает об этих чудесах в целом. [ 75 ] Ат-Тахалаби , однако, рассказывал, внимательно следуя Евангелию от Иоанна : «Лазарь [ Аль-Азир ] умер, его сестра послала сообщить Иисусу, Иисус пришел через три (в Евангелии, четыре) дня после его смерти, пошел со своей сестрой во гроб в скале и воскресил Лазаря, у него родились дети». [ 76 ] Точно так же у Ибн аль-Атхира воскресшего человека называют «Азир», что является еще одним арабским переводом слова «Лазарь». [ 77 ]

Лазарь в роли Бабалу Айе в Сантерии

[ редактировать ]

Благодаря синкретизму Лазарь (или, точнее, объединение двух фигур по имени «Лазарь») стал важной фигурой в Сантерии как божество йоруба Бабалу Айе . Подобно нищему из христианского Евангелия от Луки, Бабалу-Айе представляет человека, покрытого язвами, облизанного собаками, и исцеленного божественным вмешательством. [ 67 ] [ 78 ] Серебряные амулеты, известные как костыль Святого Лазаря, или стандартные медали Святого Лазаря в римско-католическом стиле, носят в качестве талисманов , призывающих на помощь синкретизированное божество в случаях медицинских страданий, особенно у людей со СПИДом . [ 78 ] В Сантерии дата, связанная со Святым Лазарем, - 17 декабря. [ 67 ] несмотря на то, что Сантерия полагается на иконографию , связанную с нищим святым, праздник которого приходится на 21 июня. [ 72 ]

Изображения в искусстве

[ редактировать ]

Воскрешение Лазаря — популярная тема в религиозном искусстве. [ 79 ] Две самые известные картины — работы Микеланджело Меризи да Караваджо ( ок. 1609 г. ) и Себастьяно дель Пьомбо (1516 г.) . Среди других выдающихся изображений Лазаря — работы Рембрандта , Ван Гога , Айвора Уильямса и «Лазарь, разговляющий пост» Уолтера Сикерта .

Воскрешение Лазаря - одна из самых популярных художественных тем в римских катакомбах, включая образцы II века. [ 80 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]
Воскрешение Лазаря Маурисио Гарсиа Вега

»), хорошо известные в западной культуре благодаря своим библейским сказкам, Оба персонажа по имени Лазарь (Лазарь из Вифании и Нищий Лазарь из « Лазаря и ныряльщика много раз появлялись в музыке, литературе и искусстве. Большинство упоминаний относится к Лазарю из Вифании.

В литературе

[ редактировать ]

В романе Моби Дик» « Германа Мелвилла 1851 года , после написания своего завещания и завещания в четвертый раз, Измаил замечает, что «все дни, которые мне теперь предстоит прожить, будут так же хороши, как дни, которые Лазарь прожил после своего воскресения; чистый выигрыш в течение многих месяцев или недель, в зависимости от обстоятельств». [ 81 ] [ 82 ]

В романе Федора Достоевского 1866 года «Преступление и наказание» главный герой Раскольников просит свою возлюбленную Соню прочитать ему этот отрывок из Евангелия. [ 83 ]

В двух рассказах, написанных Марком Твеном и опубликованных посмертно в 1972 году, адвокат утверждает, что наследники Лазаря имели неоспоримые права на любую собственность, которой воскресший Лазарь владел до своей смерти. [ 84 ] [ 82 ]

Драматург Юджин О'Нил в 1925 году написал пьесу «Лазарь смеялся» , свою пьесу с самым большим актерским составом, в которой рассказывается о жизни Лазаря после его воскресения. Полностью пьеса была поставлена ​​​​только один раз, хотя иногда и в сокращенных версиях.

Многие литературные произведения 20-го века ссылаются на Лазаря, в том числе Трумэна Капоте рассказ «Древо ночи» в «Древе ночи и других рассказах» (1945) и Джона Ноулза роман «Отдельный мир » (1959). Аллюзии в поэзии ХХ века встречаются в таких произведениях, как Леонида Андреева стихотворение «Лазарь» (1906), [ 85 ] [ 86 ] Т. С. Элиота Стихотворение « Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока » (1915), стихотворение Эдвина Арлингтона Робинсона «Лазарь» (1920), [ 87 ] и Сильвии Плат стихотворение « Леди Лазарь », опубликованное в ее посмертной антологии «Ариэль » (1965). Намек на Лазаря появляется и в мемуарах «Свидетель » (1952) Уиттекера Чемберса (признавшего влияние произведений Достоевского), открывающих первую главу словами «В 1937 году я начал, как Лазарь, невозможное возвращение». [ 88 ]

Научно-фантастические намеки на Лазаря встречаются в Роберта А. Хайнлайна « Длинный Лазарь» романах Уолтера М. Миллера-младшего » (1941–1987), «Песнь Лейбовицу (1960) и Фрэнка Герберта ( «Эффект Лазаря» 1983).

В книге 2010 года «Большие вопросы: краткое введение в философию», написанной американскими профессорами философии Кэтлин Хиггинс и Робертом К. Соломоном , в конце главы 5 «В поисках истины» читателям предлагается задуматься: «Может ли учёный дать адекватное изложение библейской истории о воскрешении Лазаря?» [ 89 ]

Лазарь мертв (2011) Ричарда Берда — новаторский роман. Оно расширяет детали Евангелия: Лазарь был другом Иисуса; однако у Иисуса есть ученики, но не так много друзей. Берд прослеживает эту историю до детства Иисуса и Лазаря в Назарете, после того как пути двух друзей разошлись. охарактеризовала роман Газета Sunday Business Post как «необычный роман: это блестящий, изменяющий жанры пересказ и ниспровержение одной из старейших и самых сенсационных историй в западном каноне».

Джона Дерхака » «Кости Лазаря (2012) — это мрачно-забавный, динамичный, сверхъестественный триллер, в котором рассказывается о пересекающихся жизнях на раздираемом войной богатом ресурсами карибском острове. Сюжет вращается вокруг предпосылки, что Лазарь из Вифании после своего воскресения Христом становится бессмертным творением Суда, во все времена ищущим сердца и души нечестивцев.

Ларри: Роман о восстановлении церкви (2019) Брайана Л. Боули - это короткий роман, в котором появляется персонаж по имени «Ларри». «Ларри» дает советы паре пасторов по улучшению их церквей и ведению их к росту. Но читая дальше, мы начинаем понимать, что «Ларри» на самом деле может быть библейским Лазарем из Вифании, бессмертным евангелистским слугой Иисуса.

Ричарда Зимлера « Бестселлер Евангелие от Лазаря» (2019 г. на английском языке) написан с точки зрения самого Лазаря. В книге Иешуа бен Йосеф (еврейское имя Иисуса) представлен как ранний еврейский мистик и исследуется глубокая дружба между Лазарем и Иешуа, которые – в вымышленном мире – были лучшими друзьями с детства. Темы книги включают в себя то, как мы справляемся с трудностями. с потерей веры, ужасными жертвами, которые мы приносим ради тех, кого любим, трансцендентным смыслом миссии Иешуа и тем, как мы продолжаем жить после сокрушительной травмы. В обзоре Observer роман охарактеризован как «Очень человечная история о соперничестве, предательстве, захвате власти и самопожертвовании… Возможно, самым замечательным аспектом этого смелого и захватывающего романа… является то, что Зимлеру удается сделать самую известную историю». повествование в западной культуре переворачивает страницы». [ 90 ]

В музыке

[ редактировать ]

В музыке популярным пересказом библейской истории Лазаря с точки зрения Лазаря на небесах является госпел -песня 1984 года «Lazarus Come Forth» исполнительницы христианской музыки современной Карман . [ 91 ] [ 92 ] Современная интерпретация этой истории – заглавная песня альбома Dig, Lazarus, Dig!!! австралийской альтернативной группы Nick Cave and the Bad Seeds . Несколько других групп написали песни под названием «Lazarus», намекающие на историю воскрешения, в том числе Porcupine Tree , Conor Oberst , Circa Survive , Chimaira , moe. , Уэс Кинг , Placebo и Дэвид Боуи (написано, когда он был неизлечимо болен). [ 93 ]

[ редактировать ]
В 1896 году художник Генри Оссава Таннер вывел Лазаря на передний план популярной культуры Парижа, представив «Воскресение Лазаря» в Парижском салоне и выиграв медаль. [ 94 ] Картина пользовалась таким уважением, что французское правительство купило картину. [ 94 ]

Лазарь иногда упоминается в политических деятелях, возвращающихся к власти в маловероятных обстоятельствах. Когда Джон Ховард потерял лидерство в Либеральной партии Австралии , свои шансы вернуть его он оценил как «Лазаря с тройным обходом». [ 95 ] Ховард действительно вернул себе лидерство и стал премьер-министром Австралии . Бывший президент Гаити был Жан Бертран Аристид назван «гаитянским Лазарем» журналисткой Эми Виленц в своем описании его возвращения на Гаити из изгнания и политического значения этого события. [ 96 ]

В серии комиксов о Бэтмене Рас аль Гул часто возвращается к жизни в бассейне, известном как Яма Лазаря.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ (in Russian) Спасо-Елеазаровский монастырь . Russian Wikipedia.
  2. В 1970 году пожар, вспыхнувший в церкви Святого Лазаря в Ларнаке, уничтожил почти всё внутреннее убранство церкви. [ 50 ] Последующие археологические раскопки и реконструкции привели к обнаружению части мощей святого.
  3. В Константинопольском синаксарии и в Лавреотическом кодексе упоминается « Воскрешение Лазаря » – Святого и Праведного Лазаря, друга Христова. [ 2 ] записи от 17 октября В Пролога из Охрида также говорится, что «основные праздники Лазаря приходится на 17 марта и Лазареву субботу во время Великого поста». [ 62 ]
  4. ^ "...Под сегодняшней датой отмечается перенесение его мощей с острова Кипр в Константинополь. Это произошло, когда император Лев Мудрый церковь святого Лазаря построил в Константинополе и перенес туда мощи Лазаря в 890 году. Когда спустя почти тысячу лет была раскопана могила Лазаря в городе Китион на Кипре, была найдена мраморная табличка с надписью: «Лазарь Четырех Дней, друг Христов». [ 62 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Великий синаксарист: (по-гречески) Анастасий Лазаря . ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Великий синаксарист: (по-гречески) святой Лазарь Праведный, друг Христов . 17 МАРТА. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  3. ^ Перейти обратно: а б Великий синаксарист: (на греческом языке) Сбор и хранение мощи святого и праведного Лазаря . 17 октября. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  4. ^ Голландия, о. Серафим. «Воскресение Лазаря, четырехдневного мертвеца, из Вифании» . Православие.ру . Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
  5. ^ Тенни, Меррилл К. Кеннет Л. Баркер и Джон Коленбергер III (ред.). Библейский комментарий Зондервана NIV . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Zondervan.
  6. ^ «Лазарь» . Британская энциклопедия . Проверено 19 марта 2020 г. Когда Лазарь умер, Иисус воскресил его из мертвых после четырехдневного погребения. Это чудесное воскрешение Лазаря из мертвых вдохновило многих евреев поверить в Иисуса как Христа.
  7. ^ «Иоанна 11:1-46» . Библейские ворота . НИВ.
  8. ^ Клоуз, Джон (1817). Чудеса Иисуса Христа . Манчестер, Великобритания. п. 274.
  9. ^ Иоанна 11: 1–46.
  10. ^ Иоанна 11:1
  11. ^ Иоанна 11:3
  12. ^ Иоанна 11:25, KJV
  13. ^ Иоанна 11:35, KJV
  14. ^ Иоанна 12:2
  15. ^ Иоанна 12: 9–11.
  16. ^ «История Тайного Марка, безусловно, намного старше по своей форме, чем рассказ Иоанна о воскрешении Лазаря». Кестер, Хельмут (2009), «Был ли Мортон Смит великим театралом, а я полным дураком?», Biblical Archeology Review , vol. 35, нет. 6, стр. 54–58, 88.
  17. ^ Фрэнсис Дж. Молони, Дэниел Дж. Харрингтон, 1998 г., Евангелие от Иоанна, литургическая пресса. ISBN   0-8146-5806-7 стр. 325
  18. ^ «Параграф 2. В третий день Он воскрес из мертвых» . Катехизис Католической Церкви . Проверено 27 февраля 2020 г. 640{...}Иисус не просто вернулся в земную жизнь, как это было с Лазарем.{...}
    {...}
    646 Воскресение Христа не было возвращением к земной жизни, как это было с воскрешениями из мертвых, которые он совершил перед Пасхой: дочери Иаира, юноши Наима, Лазаря. Эти действия были чудесными событиями, но чудесно воскресшие люди возвращались силой Иисуса к обычной земной жизни. В какой-то конкретный момент они умрут снова. Воскресение Христово существенно иное. В своем воскресшем теле он переходит из состояния смерти в другую жизнь вне времени и пространства.(...)
  19. ^ «Длинный катехизис Православной, Католической, Восточной Церкви» . Проверено 27 февраля 2020 г. Он воскресил мертвых: сына вдовы Наиновой, дочери Иаира, и Лазаря на четвертый день после его смерти.
  20. ^ «О достаточности Священного Писания относительно загробной жизни» . Балтимор : Южный баптистский съезд. 2014 . Проверено 10 марта 2020 г. ПОСКОЛЬКУ, хотя в Священном Писании содержатся явные описания людей, воскресших из мертвых, таких как дочь Иаира, вдова сына Наина и Лазарь, в совершенной мудрости откровения Бога, Он не дал нам никакого отчета об их индивидуальном опыте в загробной жизни. (Второзаконие 29:29; Марка 5:21–43; Луки 7:11–17; Иоанна 11:35–44);
  21. ^ «Комментарии Кальвина к Иоанна 11» . Biblehub.com . Проверено 16 апреля 2018 г.
  22. ^ Якоб Аббади (1697 г.). Защита истины христианской религии, вопреки возражениям всех современных противников . Том. 2. Перевод Генри Люссана. Лондон – через Google Книги .
  23. ^ «Папа Бенедикт: воскресение Лазаря открывает власть Христа над жизнью и смертью» . Католическое информационное агентство . 9 марта 2008 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
  24. ^ «Иоанна 11» . Проверено 19 марта 2020 г. - через BibleHub.com. связаны по рукам и ногам: и вот второе чудо: человек, так завернутый и связанный, может пошевелиться и выйти. (Мэттью Пул)
  25. ^ «Иоанна 11» . Проверено 19 марта 2020 г. - через BibleHub.com. многие из старых толкователей считают способность двигаться, когда они связаны по рукам и ногам, чудом. Но в этом, похоже, нет необходимости, а если и нет, то к этому не стоит прибегать. (Ср. примечание к Иоанна 6:21.) Погребальные пелены могли быть обвязаны вокруг конечностей отдельно (Чарльз Элликотт).
  26. ^ Фридрих Юстус Кнехт (1910). «ЛИВ. Воскрешение Лазаря из мертвых» . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
  27. ^ Бакстер, Роджер (1823). «Воскресение Лазаря» . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Эслер, Филип Фрэнсис; Пайпер, Рональд Аллен (2006). Лазарь, Мария и Марфа: социально-научные подходы к Евангелию от Иоанна . Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 49–60. ISBN  9780800638306 .
  29. ^ Эрман, Барт Д. (2006). Правда и вымысел в «Коде да Винчи: историк раскрывает то, что мы на самом деле знаем об Иисусе, Марии Магдалине и Константине» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 199. ИСБН  9780199924127 . Проверено 10 декабря 2020 г.
  30. ^ Эрман, Барт Д. (1999). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 189. ИСБН  9780199839438 .
  31. ^ Фладер, Джон (2010). Время вопросов: 150 вопросов и ответов о католической вере . Торговые публикации Тейлора. стр. 79–81. ISBN  978-1-58979594-5 .
  32. ^ «Комментарии к Иоанну 11:2» . Biblehub.com . 2011 . Проверено 10 января 2021 г.
  33. ^ Ответ деиста на предполагаемые сверхъестественные свидетельства христианства . Бостон . 1836. с. 34 – через Интернет-архив .
  34. ^ Роберт Г. Ингерсолл (1892). «Стихи в прозе и избранное из сочинений и высказываний Роберта Г. Ингерсолла» (5-е изд.). Нью-Йорк: CP Farrell. п. 84 – через Интернет-архив . Мне кажется, что он был бы объектом большого интереса. {...}Тысячи людей спрашивали бы его о потустороннем мире; {...}Его опыт был бы гораздо интереснее, чем все остальное в Новом мире. Завещание.{...}Когда бы он снова пришел умереть, люди сказали бы: "Он не боится; у него есть опыт; он знает, что такое смерть".
  35. ^ Библия переводчика . Том. 8. Абингдон Пресс . 1953. стр. 648 и 649 . ISBN  9780687192144 – через Интернет-архив .
  36. ^ Лежер, Райан (31 мая 2021 г.). «Почему в синоптических евангелиях не упоминается Лазарь?» . сайт Crossexamined.org . Проверено 2 июля 2023 г.
  37. ^ Тренч, Ричард Ченевикс (1864). Заметки о чудесах Господа нашего (второе изд.). Д. Эпплтон и компания. п. 312. ИСБН  978-1425541446 . Таким образом, некоторые, Гроций и Ольсгаузен, утверждали, что три ранних евангелиста, писавшие в Палестине, и хотя либо Лазарь, либо некоторые из его семьи еще выжили, не хотели бы привлекать к себе внимание и, возможно, преследование. на них (см. Иоанна 12:10); но никакие такие причины не помешали святому Иоанну, писавшему в гораздо более позднее время, и не в Палестине, а в Малой Азии, рассказать об этом чуде. Упущение с их стороны и упоминание с его стороны будут тогда параллелью аналогичному упущению и упоминанию имени ученика, который отбил ухо слуге Первосвященника, только св. Иоанн упоминает, что именно Петр нанес удар (XVIII: 10).
  38. ^ В библейском мире 8.5 (ноябрь 1896:40).
  39. ^ Современная Бетани. Архивировано 7 октября 2013 года в Wayback Machine , Альберт Сторм, францисканский Cyberspot.
  40. ^ Перейти обратно: а б «Священные пункты назначения». Архивировано 20 августа 2009 г. в Wayback Machine.
  41. Ономастикон Евсевия и карта Мадабы. Архивировано 3 мая 2013 года в Wayback Machine , автор Лия Ди Сеньи. Впервые опубликовано в: Столетие карты Мадабы , Иерусалим, 1999 г., стр. 115–20.
  42. ^ Бетани в Byzantine Times I. Архивировано 6 марта 2016 года в Wayback Machine и Бетани в Byzantine Times II , Альберт Сторм, францисканский Cyberspot.
  43. ^ Перейти обратно: а б Мариам Шахин (2005). Палестина: Путеводитель . Книги Интерлинк. п. 332 . ISBN  1-56656-557-Х .
  44. ^ Общественное достояние Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Бетания» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  45. ^ Чев. К. Савона-Вентура (KLJ, CMLJ, BКрLJ). Лазарь из Вифании. Архивировано 7 апреля 2019 года в Wayback Machine . Великий Приорат Мальтийского острова: Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Декабрь 2009. с. 3.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Михаэлидис, М.Г. «Святой Лазарь, друг Христа и первый епископ Китиона», Ларнака, Кипр, 1984. Перепечатано о. Деметриос Серфес в церкви Святого Лазаря, друга Христа и первого епископа Китиона, Кипр. Архивировано 22 сентября 2009 года в Wayback Machine.
  47. ^ Роберсон, о. Рональд Г., ( CSP ). Кипрская Православная Церковь. Архивировано 3 ноября 2013 года в Wayback Machine . CNEWA США. 26 июня 2007 г.
  48. ^ Церковь Святого Лазаря и Церковный музей, Ларнака. Архивировано 23 ноября 2015 года в Wayback Machine . Кипрская туристическая организация. п. 4. Дата обращения: 17 апреля 2013 г.
  49. ^ Церковь Святого Лазаря и Церковный музей, Ларнака. Архивировано 23 ноября 2015 года в Wayback Machine . Кипрская туристическая организация. п. 14. Дата обращения: 17 апреля 2013 г.
  50. Мощи святителя Лазаря привезены в Москву с Кипра . Интерфакс-Религия. 13 июня 2012, 13:32.
  51. ^ Мощи святителя Лазаря, привезенные в Москву с Кипра . Православие.ру. Москва, 13 июня 2012 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Общественное достояние Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Святой Лазарь Вифанский» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  53. ^ «История» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
  54. ^ Аббатство Святой Троицы - Вандом
  55. ^ «О Марии Магдалине», Legenda Aurea, Книга IV.
  56. ^ Хейзинга, Угасание Средневековья, с. 147
  57. ^ Работы Жоржа Шастеллана . Брюссель: Ф. Хойснер. 1864. с. 59 . Проверено 16 апреля 2018 г. - из Интернет-архива.
  58. ^ Архимандрит Каллист Уэр и Мать Мария, Тр., Постная Триодион (Издательство Свято-Тихоновской семинарии, Южный Ханаан, Пенсильвания, 2002, ISBN   1-878997-51-3 ), с. 57.
  59. ^ ( Иоанна 11:34 )
  60. ^ ( Иоанна 11:43 )
  61. ^ ( Римлянам 6:3 )
  62. ^ Перейти обратно: а б с Епископ Николай Велимирович . 17 октября — Пролог из Охрида. Архивировано 19 июня 2013 года в Wayback Machine . (Епархия Сербской Православной Церкви в Западной Америке). Проверено 17 апреля 2013 г.
  63. ^ Перенесение мощей святителя Лазаря «Четырехдневного гроба» епископа Китейского на Кипре . ОСА – Жития святых. Проверено: 17 апреля 2013 г.
  64. ^ Римский мартиролог (Libreria Editrice Vaticana, 2001). ISBN   978-88-209-7210-3 ), с. 398
  65. ^ «ДЕКАЗ О праздновании святых Марфы, Марии и Лазаря по общему римскому календарю (26 января 2021 года)» . www.vatican.va . Проверено 2 февраля 2021 г.
  66. ^ 17 декабря. Архивировано 11 июня 2009 года в Wayback Machine , Римский мартиролог (1749).
  67. ^ Перейти обратно: а б с Кубинцы с вретищем и ромом приветствуют Святого Лазаря. Архивировано 20 апреля 2008 г. в Wayback Machine , 17 декабря 1998 г. Reuters . Новостной сюжет
  68. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  69. ^ Common Worship, опубликовано Church House Publishing, 2000 г., ISBN   0-7151-2000-X , с. 11.
  70. ^ Луки 16:19–31.
  71. ^ Луки 16:19–31.
  72. ^ Перейти обратно: а б Стивен Генкарелла Олбрис, «Деньги говорят: фольклор в публичной сфере». Фольклор Том. 116, № 3 (декабрь 2005 г.), с. 292-310.
  73. ^ Ричард Хаманн, «Лазарь на небесах». Журнал Burlington для знатоков 63, № 364 (июль 1933 г.), стр. 10. 3–5, 8–11
  74. ^ «История». Архивировано 1 июля 2012 года на Wayback Machine , официальном международном сайте Военного и Госпитальерского ордена Святого Лазаря Иерусалимского. Проверено 14 сентября 2009 г.
  75. ^ Табари, Тарикх , я, 187, 731, 739.
  76. ^ Тхалаби, Тишаш аль-анбия , Каир 1325/1907-8, II, 307.
  77. ^ Ибн аль-Атхир, я, 122, 123. [ нужна полная цитата ]
  78. ^ Перейти обратно: а б Лазарь. Архивировано 4 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  79. ^ Рассмотрение этой темы в западноевропейском искусстве см. в обсуждении Франко Мормандо, «Недавно вновь открытое воскрешение Лазаря Тинторетто », в The Burlington Magazine , v. 142 (2000): стр. 624–29.
  80. ^ Кларк Дайвен Ламбертон (1905). Темы из Евангелия от Иоанна в раннеримской катакомбной живописи . [Принстон], Издательство Принстонского университета. п. 58 .
  81. ^ Герман Мелвилл (1922). «Моби Дик» . п. 288 – через Интернет-архив .
  82. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Лайл Джеффри (1992). Словарь библейской традиции в английской литературе . Вм. Б. Эрдманс. п. 440. ИСБН  9780802836342 – через Google Книги . Марк Твен, который иронично относится к юридическим последствиям воскрешения Лазаря.
  83. ^ [1] Ратледж, Флеминг . «Воскрешение Лазаря», Щедрое православие, 1980 г.
  84. ^ Басни Марка Твена о человеке (1972). Под редакцией Джона С. Таки. Беркли, издательство Калифорнийского университета, ISBN   0-520-02039-1, стр. 65-66, 74. «Адвокат сказал, что, если Лазарь оставил после себя какое-либо имущество, он наверняка оказался бы без гроша в кармане, когда был воскрешен из мертвых; что если бы между ним возник какой-либо спор и его наследников, закон поддержал последнего».
  85. ^ Андреев, Леонид (1906). Лазарь . Макмиллан. Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 года . Проверено 2 февраля 2009 г.
  86. ^ «Леонид Николаевич Андреев» . Литературная сеть . Проверено 8 октября 2016 г.
  87. ^ Робинсон, Эдвин Арлингтон (1920). Три кабака: Книга стихов . Нью-Йорк: Макмиллан. С. 109–20 .
  88. ^ Чемберс, Уиттакер (1952). Свидетель . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 799 (всего). LCCN   52005149 .
  89. ^ Соломон, Роберт С.; Хиггинс, Кэтлин М. (2010). Большие вопросы: краткое введение в философию . Cengage Обучение. ISBN  9780495595151 – через Google Книги .
  90. ^ Стэнфорд, Питер (7 апреля 2019 г.). Рецензия на «Евангелие от Лазаря – чудесное перелистывание страниц (рецензия на книгу)» . Хранитель . Проверено 1 июля 2019 г.
  91. ^ Карман Био , рекламные материалы MPCA.
  92. ^ Comin' On Strong Дискография .
  93. ^ Полсон, Майкл (13 января 2016 г.). «После смерти Дэвида Боуи песня «Lazarus» приобрела новое значение для фанатов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 января 2016 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б «Генри Оссава Таннер 1859/1937» . Детройт Фри Пресс . 14 июля 1991. стр. 284–285.
  95. ^ «Мысли обойденного Лазаря» , The Age , Мельбурн, 29 февраля 2004 г. , получено 25 июля 2007 г.
  96. ^ Виленц, Эми. Гаитянский Лазарь . Нью-Йорк Таймс (коммент. ред.). 15 марта 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c2094517143deb7766197fc38f14b7b__1721179380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/7b/5c2094517143deb7766197fc38f14b7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lazarus of Bethany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)