Вайшешика Сутра
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Вайшешика-сутра ( санскрит : Вайшешика-сутра), также называемая Канадской сутрой , — древний санскритский текст, положивший начало Вайшешика школе индуистской философии . [1] [2] [3] Автором сутры Канада был индуистский мудрец , также известный как Кашьяпа. [4] [5] По мнению некоторых ученых, он процветал до появления буддизма , потому что Вайшешика-сутра не упоминает буддизм или буддийские доктрины; [6] однако подробности жизни Канады неизвестны, [7] а Вайшешика-сутра , вероятно, была составлена где-то между 6 и 2 веками до нашей эры, [5] [8] и доработан в существующей ныне версии до начала нашей эры. [9]
Ряд ученых комментировали это с начала нашей эры; Самый ранний известный комментарий — это «Падартха Дхарма Санграха Прашастапады » . [10] [11] Еще одна важная вторичная работа по Вайшешика-сутре Матичандры - это Даша падартха-шастра , которая существует как на санскрите, так и ее китайский перевод, сделанный Юаньчжуаном в 648 году нашей эры. [12]
Вайшешика -сутра написана в стиле афористических сутр. [13] и представляет свои теории создания и существования Вселенной, используя натуралистический атомизм , [14] применяя логику и реализм, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества. [15] В тексте обсуждаются движения различного рода и законы, которые ими управляют, значение дхармы , теория познания , основа Атмана (самости, души), а также природа йоги и мокши . [16] [17] [18] Явное упоминание движения как причины всех явлений в мире и несколько положений о нем делают его одним из самых ранних текстов по физике.
Этимология
[ редактировать ]Название Вайшешика Сутра (санскрит: वैशेषिक सूत्र) происходит от слова viśesa , विशेष, что означает «особенность», то есть в отличие от «универсальности». [19] Классы особенности и всеобщности принадлежат разным категориям опыта.
Рукописи
[ редактировать ]До 1950-х годов была известна только одна рукопись Вайшешика-сутры , и эта рукопись была частью бхасьи Шанкарамишры XV века. [20] Ученые усомнились в ее подлинности, учитывая несоответствия в этой рукописи и цитаты в другой индуистской, джайнской и буддийской литературе, утверждающие, что они взяты из Вайшешика-сутры . новые рукописи Вайшешика-сутры , которые позже были идентифицированы как эта Сутра. В 1950-х и начале 1960-х годов в отдаленных частях Индии были обнаружены [20] [21] Эти новые рукописи совершенно другие, более соответствуют исторической литературе и позволяют предположить, что, как и другие основные тексты и писания индуизма, Вайшешика-сутра со временем тоже подверглась интерполяциям, ошибкам при передаче и искажениям. Критическое издание Вайшешика -сутры теперь доступно. [20]
Дата
[ редактировать ]В Вайшешика-сутрах упоминаются доктрины конкурирующих школ индийской философии, таких как санкхья и мимамса. [9] но не упоминайте буддизм, что побудило ученых в более поздних публикациях сделать предположения о периоде с 6 по 2 века до нашей эры. [4] [5] [8]
Критические рукописей исследования Вайшешика-сутр, обнаруженных после 1950 года, позволяют предположить, что текст, приписываемый Канаде, существовал в окончательной форме где-то между 200 г. до н.э. и началом нашей эры, причем возможно, что его ключевые доктрины намного старше. [9] [5] Многочисленные индуистские тексты, датированные I и II веками нашей эры, такие как «Махавибхаса» и «Джнянапрастхана» из Кушанской империи , цитируют и комментируют доктрины Канады. [22] Хотя Вайшешика-сутры не упоминают доктрины джайнизма и буддизма , их древние тексты упоминают доктрины Вайшешика-сутр и используют ее терминологию. [22] [23] особенно буддийская традиция Сарвастивады, а также работы Нагарджуны . [24]
Физика и философия
[ редактировать ]Физика занимает центральное место в утверждении Канады о том, что все познаваемое основано на движении. Его приписывание центральной роли физике в понимании Вселенной также следует из его принципов инвариантности. Например, он говорит, что атом должен быть сферическим, поскольку он должен быть одинаковым во всех измерениях. [25] Он утверждает, что все вещества состоят из атомов, два из которых имеют массу, а два — безмассовые.
Вступительные сутры
Теперь объяснение дхармы ,
средством достижения процветания и спасения является дхарма.
- Вайшешика Сутра , перевод: Клаус Клостермайер [26]
Философия сутры Вайшешика - это атомистический плюрализм, утверждает Джаятиллеке. [27] Его идеи известны своим вкладом в «индуктивный вывод» и часто в сочетании с «дедуктивной логикой» родственной школы индуизма, называемой Ньяя . [28] Джеймс Троуэр и другие называют философию вайшешика натурализмом. [29] [30]
В тексте говорится: [31]
- Существует девять составляющих реальностей: четыре класса атомов (земля, вода, огонь и воздух), пространство ( акаша ), время ( кала ), направление (диша), бесконечность душ ( Атман ), ум ( манас ). [32]
- Каждый объект творения состоит из атомов (парману), которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы (ану). Атомы вечны, и их комбинации составляют эмпирический материальный мир.
- Индивидуальные души вечны и какое-то время проникают в материальное тело.
- Существует шесть категорий ( падартха ) опыта — субстанция, качество, активность, всеобщность, особенность и неотъемлемость.
Некоторые характеристики субстанций ( дравья ) даны как цвет, вкус, запах, осязание, число, размер, разделение, соединение и разъединение, приоритет и потомство, понимание, удовольствие и боль, притяжение и отвращение, а также желания. [33] Как и во многих основополагающих текстах классических школ индуистской философии, в сутре не упоминается Бог, и текст не является теистическим. [34] [35]
Содержание
[ редактировать ]Критическое издание Вайшешика -сутр разделено на десять глав, каждая из которых разделена на два раздела, называемых аникас: [37] [примечание 1]
Глава 1
[ редактировать ]Канада открывает свою Сутру определениями Дхармы , важности Вед и своих целей. В тексте, утверждает Матилал, затем определяются и описываются три категории и их причинные аспекты: субстанция, качество и действие. [39] Он объясняет их различия, сходства и отношения между этими тремя. Вторая часть первой главы определяет и объясняет универсальное, частное ( вишеша , [13] ) и их иерархические отношения. Канада утверждает, что некоторые универсалии возникают из сочетания частностей. [39]
Глава 2
[ редактировать ]Во второй главе Вайшешика-сутр представлены пять субстанций (земля, воздух, вода, огонь, пространство), каждая из которых имеет свое особое качество. Канада утверждает, что все, кроме «воздуха и пространства», можно проверить с помощью восприятия, тогда как существование невидимого воздуха устанавливается путем умозаключения (воздух дует, и что должно существовать вещество, которое влияет на ощущение прикосновения к коже; пространство, утверждает он, есть выводится из способности человека беспрепятственно перемещаться из одной точки в другую - этот момент он пересматривает в более поздней части текста, утверждая, что звук воспринимается и доказывает пространство). [39]
Глава 3
[ редактировать ]Канада излагает свои предпосылки об атмане (я, душе) и его обоснованности.
Глава 4
[ редактировать ]Обсуждение тела и его дополнений
Глава 5
[ редактировать ]В пятой главе исследуются действия, связанные с телом, и действия, связанные с умом. Текст определяет и обсуждает йогу и мокшу , утверждая, что самопознание ( атма-саксаткара ) является средством духовного освобождения. [41] [42] В этой главе Канада упоминает различные природные явления, такие как падение предметов на землю, подъем огня вверх, рост травы вверх, характер осадков и гроз, течение жидкостей, движение к магниту среди многих других; затем он пытается объединить свои наблюдения со своими теориями и классифицирует явления на два: те, которые вызваны волей, и те, которые вызваны соединениями субъект-объект. [40] [43] [44]
Глава 6
[ редактировать ]В шестой главе пунья (добродетель) и папа (грех) рассматриваются как моральные заповеди и обсуждаются в Ведах и Упанишадах. [41]
Глава 7
[ редактировать ]В седьмой главе рассматриваются такие качества, как цвет и вкус, как функции тепла, времени, объекта и субъекта. Канада посвящает значительное количество сутр своей теории и важности измерений. [41]
Глава 8
[ редактировать ]В восьмой главе Канада останавливается на природе познания и реальности, утверждая, что познание является функцией объекта (субстанции) и субъекта. Некоторые сутры неясны, например, сутра об Артхе , которая, как утверждает Канада, применима только к «субстанции, качеству и действию», согласно его первой главе. [41]
Глава 9
[ редактировать ]Канада обсуждает эпистемологию , особенно природу восприятия, умозаключений и процесса человеческого рассуждения. [41]
Глава 10
[ редактировать ]Последняя глава посвящена душе, ее свойствам и тройственным причинам. Канада утверждает, что человеческое счастье и страдания связаны с невежеством, растерянностью и знанием души. Он развивает свои теории действующей причины, кармы, тела, разума, познания и памяти, чтобы представить свою диссертацию. Он упоминает медитацию как средство познания души. [45] [46] [47]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Информационная база. стр. 317–318. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Карл Х. Поттер (1977). Индийская метафизика и эпистемология: традиция ньяя-вайшешики до Гангеши . Мотилал Банарсидасс. стр. 211–212. ISBN 978-81-208-0309-1 .
- ^ Эндрю Николсон (2013), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии, Columbia University Press, ISBN 978-0231149877 , страницы 2–5.
- ^ Jump up to: а б Барт Лабушань и Тимо Слоотвег, 2012 , с. 60, Цитата: «Каннада, индуистский мудрец, живший примерно в VI или II веке до нашей эры и основавший философскую школу Вайшешики.
- ^ Jump up to: а б с д Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 98–99.
- ^ Лал, Мохан. Энциклопедия индийской литературы: от Сасай до Зоргота, том 5. С. 3968. ISBN 9993154229 .
- ^ Эмми те Ниженхейс (1977). Музыковедческая литература . Харрасовиц. стр. 53–54. ISBN 978-3-447-01831-9 .
- ^ Jump up to: а б Х. Маргенау 2012 , с. ххх-хххх.
- ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 54.
- ^ Чандрадхар Шарма (2000). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 175.ISBN 978-81-208-0365-7 .
- ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 62–63.
- ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 53.
- ^ Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени Дж. Ганери, Стэнфордская энциклопедия философии (2014);
Натурализм в классической индийской философии , Чаттерджи, Стэнфордская энциклопедия философии (2012) - ^ Джинин Д. Фаулер 2002 , с. 98.
- ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 56–59.
- ^ Перевод критического издания Вайшешика Сутры : Джон Уэллс (2009), The Vaisheshika Darshana , Darshana Press; Обсуждение: Шьям Ранганатан (2007). Этика и история индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 344–348. ISBN 978-81-208-3193-3 .
- ^ О йоге и мокше в Вайшешика-сутрах: Джон Бронкхорст (1993). Две традиции медитации в Древней Индии Мотилал Банарсидасс. п. 64. ИСБН 978-81-208-1114-0 .
- ^ Вильгельм Хальбфасс (1992). О бытии и том, что существует: классическая вайшешика и история индийской онтологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 272. ИСБН 978-0-7914-1178-0 .
- ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 55–56.
- ^ Вильгельм Хальбфасс (1992). О бытии и том, что существует: классическая вайшешика и история индийской онтологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 79–80. ISBN 978-0-7914-1178-0 .
- ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 55.
- ^ Йоханнес Бронкхорст (2006). Патрик Оливель (ред.). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 283–294. ISBN 978-0-19-977507-1 .
- ^ Дэвид Сейфорт Рюгг (1981). Литература философской школы Мадхьямака в Индии Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 10, 50–5 ISBN 978-3-447-02204-0 .
- ^ Как, С. Канада, великий физик и мудрец древности.
- ^ Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма, А: Третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 334. ИСБН 978-0-7914-8011-3 .
- ^ К. Н. Джаятиллеке (2013). Раннебуддийская теория познания . Рутледж. п. 266. ИСБН 978-1-134-54287-1 .
- ^ Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма, А: Третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 333–334. ISBN 978-0-7914-8011-3 .
- ^ Джеймс Троуэр (1980). Альтернативная традиция: религия и неприятие религии в древнем мире . Вальтер де Грюйтер. стр. 76–90. ISBN 978-90-279-7997-1 .
- ^ Натурализм в классической индийской философии , Амита Чаттерджи (2012), Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Канады Сутры Вайшешики , 2-е издание, Переводчик: Нандалал Синха (1923); Редактор: Б.Д. Басу; Примечание: это перевод некритического издания рукописи.
- ^ О'Флаэрти, с. 3.
- ^ Витаксис, Василис. Мысль и вера: сравнительные философские и религиозные концепции в Древней Греции, Индии и христианстве. Сомерсет Холл, 1 октября 2009 г. (октябрь 2009 г.). С. 299. ISBN 1935244035 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 281–285. ISBN 978-81-208-0412-8 .
- ^ Рой В. Перретт (2013). Философия религии: индийская философия . Рутледж. стр. XIII – XIV. ISBN 978-1-135-70329-5 .
- ^ Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0791430675 , стр. 238.
- ^ М. Дружба (1995). Основы индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 85. ИСБН 978-81-208-1330-4 .
- ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 58.
- ^ Сутры Вайшешика Канады , страница 3, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
- ↑ Вайшешика-сутры Канады , стр. 152–166, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
- ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press, стихи главы 5 (основная и приложение)
- ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 59.
- ↑ Вайшешика-сутры Канады , стр. 296–304, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
- ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press, страницы 32-34
Библиография
[ редактировать ]- Коуэлл, Э.Б.; Гоф, А.Э. (1882). Сарва-даршана-самграха Мадхвачарьи: Восточная серия Трубнера . Тейлор и Фрэнсис (перепечатка 2001 г.). ISBN 978-0-415-24517-3 .
- Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-93-6 .
- Субхаш Как (2016), Материя и разум: Вайшешика-сутра Канады ISBN 9781988207148
- Х. Маргенау (2012). Физика и философия: Избранные очерки . Спрингер Наука. ISBN 978-94-009-9845-2 .
- Бимал Кришна Матилал (1977). Ньяя-Вайшешика . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-01807-4 .
- Барт Лабушань; Тимо Слотвег (2012). «Философия исторических религий» Гегеля . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-22618-0 .
- О'Флаэрти, Венди Донигер. Текстовые источники для изучения индуизма (Текстовые источники для изучения религии). ISBN 0226618471 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вайшешика-сутра с тремя комментариями, английский перевод Нандалала Синхи, 1923 г. (включая глоссарий)