Jump to content

Вайшешика Сутра

(Перенаправлено из Вайшешика-сутры )

Вайшешика-сутра ( санскрит : Вайшешика-сутра), также называемая Канадской сутрой , — древний санскритский текст, положивший начало Вайшешика школе индуистской философии . [1] [2] [3] Автором сутры Канада был индуистский мудрец , также известный как Кашьяпа. [4] [5] По мнению некоторых ученых, он процветал до появления буддизма , потому что Вайшешика-сутра не упоминает буддизм или буддийские доктрины; [6] однако подробности жизни Канады неизвестны, [7] а Вайшешика-сутра , вероятно, была составлена ​​где-то между 6 и 2 веками до нашей эры, [5] [8] и доработан в существующей ныне версии до начала нашей эры. [9]

Ряд ученых комментировали это с начала нашей эры; Самый ранний известный комментарий — это «Падартха Дхарма Санграха Прашастапады » . [10] [11] Еще одна важная вторичная работа по Вайшешика-сутре Матичандры - это Даша падартха-шастра , которая существует как на санскрите, так и ее китайский перевод, сделанный Юаньчжуаном в 648 году нашей эры. [12]

Вайшешика -сутра написана в стиле афористических сутр. [13] и представляет свои теории создания и существования Вселенной, используя натуралистический атомизм , [14] применяя логику и реализм, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества. [15] В тексте обсуждаются движения различного рода и законы, которые ими управляют, значение дхармы , теория познания , основа Атмана (самости, души), а также природа йоги и мокши . [16] [17] [18] Явное упоминание движения как причины всех явлений в мире и несколько положений о нем делают его одним из самых ранних текстов по физике.

Этимология

[ редактировать ]

Название Вайшешика Сутра (санскрит: वैशेषिक सूत्र) происходит от слова viśesa , विशेष, что означает «особенность», то есть в отличие от «универсальности». [19] Классы особенности и всеобщности принадлежат разным категориям опыта.

Рукописи

[ редактировать ]

До 1950-х годов была известна только одна рукопись Вайшешика-сутры , и эта рукопись была частью бхасьи Шанкарамишры XV века. [20] Ученые усомнились в ее подлинности, учитывая несоответствия в этой рукописи и цитаты в другой индуистской, джайнской и буддийской литературе, утверждающие, что они взяты из Вайшешика-сутры . новые рукописи Вайшешика-сутры , которые позже были идентифицированы как эта Сутра. В 1950-х и начале 1960-х годов в отдаленных частях Индии были обнаружены [20] [21] Эти новые рукописи совершенно другие, более соответствуют исторической литературе и позволяют предположить, что, как и другие основные тексты и писания индуизма, Вайшешика-сутра со временем тоже подверглась интерполяциям, ошибкам при передаче и искажениям. Критическое издание Вайшешика -сутры теперь доступно. [20]

В Вайшешика-сутрах упоминаются доктрины конкурирующих школ индийской философии, таких как санкхья и мимамса. [9] но не упоминайте буддизм, что побудило ученых в более поздних публикациях сделать предположения о периоде с 6 по 2 века до нашей эры. [4] [5] [8]

Критические рукописей исследования Вайшешика-сутр, обнаруженных после 1950 года, позволяют предположить, что текст, приписываемый Канаде, существовал в окончательной форме где-то между 200 г. до н.э. и началом нашей эры, причем возможно, что его ключевые доктрины намного старше. [9] [5] Многочисленные индуистские тексты, датированные I и II веками нашей эры, такие как «Махавибхаса» и «Джнянапрастхана» из Кушанской империи , цитируют и комментируют доктрины Канады. [22] Хотя Вайшешика-сутры не упоминают доктрины джайнизма и буддизма , их древние тексты упоминают доктрины Вайшешика-сутр и используют ее терминологию. [22] [23] особенно буддийская традиция Сарвастивады, а также работы Нагарджуны . [24]

Физика и философия

[ редактировать ]

Физика занимает центральное место в утверждении Канады о том, что все познаваемое основано на движении. Его приписывание центральной роли физике в понимании Вселенной также следует из его принципов инвариантности. Например, он говорит, что атом должен быть сферическим, поскольку он должен быть одинаковым во всех измерениях. [25] Он утверждает, что все вещества состоят из атомов, два из которых имеют массу, а два — безмассовые.

Вступительные сутры

Теперь объяснение дхармы ,
средством достижения процветания и спасения является дхарма.

- Вайшешика Сутра , перевод: Клаус Клостермайер [26]

Философия сутры Вайшешика - это атомистический плюрализм, утверждает Джаятиллеке. [27] Его идеи известны своим вкладом в «индуктивный вывод» и часто в сочетании с «дедуктивной логикой» родственной школы индуизма, называемой Ньяя . [28] Джеймс Троуэр и другие называют философию вайшешика натурализмом. [29] [30]

В тексте говорится: [31]

  • Существует девять составляющих реальностей: четыре класса атомов (земля, вода, огонь и воздух), пространство ( акаша ), время ( кала ), направление (диша), бесконечность душ ( Атман ), ум ( манас ). [32]
  • Каждый объект творения состоит из атомов (парману), которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы (ану). Атомы вечны, и их комбинации составляют эмпирический материальный мир.
  • Индивидуальные души вечны и какое-то время проникают в материальное тело.
  • Существует шесть категорий ( падартха ) опыта — субстанция, качество, активность, всеобщность, особенность и неотъемлемость.

Некоторые характеристики субстанций ( дравья ) даны как цвет, вкус, запах, осязание, число, размер, разделение, соединение и разъединение, приоритет и потомство, понимание, удовольствие и боль, притяжение и отвращение, а также желания. [33] Как и во многих основополагающих текстах классических школ индуистской философии, в сутре не упоминается Бог, и текст не является теистическим. [34] [35]

Содержание

[ редактировать ]
Эпистемология ( прамана ) в Вайшешике. [36]

Критическое издание Вайшешика -сутр разделено на десять глав, каждая из которых разделена на два раздела, называемых аникас: [37] [примечание 1]

Канада открывает свою Сутру определениями Дхармы , важности Вед и своих целей. В тексте, утверждает Матилал, затем определяются и описываются три категории и их причинные аспекты: субстанция, качество и действие. [39] Он объясняет их различия, сходства и отношения между этими тремя. Вторая часть первой главы определяет и объясняет универсальное, частное ( вишеша , [13] ) и их иерархические отношения. Канада утверждает, что некоторые универсалии возникают из сочетания частностей. [39]

Во второй главе Вайшешика-сутр представлены пять субстанций (земля, воздух, вода, огонь, пространство), каждая из которых имеет свое особое качество. Канада утверждает, что все, кроме «воздуха и пространства», можно проверить с помощью восприятия, тогда как существование невидимого воздуха устанавливается путем умозаключения (воздух дует, и что должно существовать вещество, которое влияет на ощущение прикосновения к коже; пространство, утверждает он, есть выводится из способности человека беспрепятственно перемещаться из одной точки в другую - этот момент он пересматривает в более поздней части текста, утверждая, что звук воспринимается и доказывает пространство). [39]

Канада излагает свои предпосылки об атмане (я, душе) и его обоснованности.

Обсуждение тела и его дополнений

Вайшешика-сутра упоминает множество эмпирических наблюдений и природных явлений, таких как поток жидкостей и движение магнитов, а затем пытается объяснить их с помощью натуралистических теорий. [40]

В пятой главе исследуются действия, связанные с телом, и действия, связанные с умом. Текст определяет и обсуждает йогу и мокшу , утверждая, что самопознание ( атма-саксаткара ) является средством духовного освобождения. [41] [42] В этой главе Канада упоминает различные природные явления, такие как падение предметов на землю, подъем огня вверх, рост травы вверх, характер осадков и гроз, течение жидкостей, движение к магниту среди многих других; затем он пытается объединить свои наблюдения со своими теориями и классифицирует явления на два: те, которые вызваны волей, и те, которые вызваны соединениями субъект-объект. [40] [43] [44]

В шестой главе пунья (добродетель) и папа (грех) рассматриваются как моральные заповеди и обсуждаются в Ведах и Упанишадах. [41]

В седьмой главе рассматриваются такие качества, как цвет и вкус, как функции тепла, времени, объекта и субъекта. Канада посвящает значительное количество сутр своей теории и важности измерений. [41]

В восьмой главе Канада останавливается на природе познания и реальности, утверждая, что познание является функцией объекта (субстанции) и субъекта. Некоторые сутры неясны, например, сутра об Артхе , которая, как утверждает Канада, применима только к «субстанции, качеству и действию», согласно его первой главе. [41]

Канада обсуждает эпистемологию , особенно природу восприятия, умозаключений и процесса человеческого рассуждения. [41]

Последняя глава посвящена душе, ее свойствам и тройственным причинам. Канада утверждает, что человеческое счастье и страдания связаны с невежеством, растерянностью и знанием души. Он развивает свои теории действующей причины, кармы, тела, разума, познания и памяти, чтобы представить свою диссертацию. Он упоминает медитацию как средство познания души. [45] [46] [47]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Более поздние тексты школы Вайшешика расширили и переработали некоторые из этих идей, категорий и теорий, как это сделали ученые джайнизма, буддизма и других школ индуизма. [38]
  1. ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Информационная база. стр. 317–318. ISBN  978-0-8160-7564-5 .
  2. ^ Карл Х. Поттер (1977). Индийская метафизика и эпистемология: традиция ньяя-вайшешики до Гангеши . Мотилал Банарсидасс. стр. 211–212. ISBN  978-81-208-0309-1 .
  3. ^ Эндрю Николсон (2013), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии, Columbia University Press, ISBN   978-0231149877 , страницы 2–5.
  4. ^ Jump up to: а б Барт Лабушань и Тимо Слоотвег, 2012 , с. 60, Цитата: «Каннада, индуистский мудрец, живший примерно в VI или II веке до нашей эры и основавший философскую школу Вайшешики.
  5. ^ Jump up to: а б с д Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 98–99.
  6. ^ Лал, Мохан. Энциклопедия индийской литературы: от Сасай до Зоргота, том 5. С. 3968. ISBN   9993154229 .
  7. ^ Эмми те Ниженхейс (1977). Музыковедческая литература . Харрасовиц. стр. 53–54. ISBN  978-3-447-01831-9 .
  8. ^ Jump up to: а б Х. Маргенау 2012 , с. ххх-хххх.
  9. ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 54.
  10. ^ Чандрадхар Шарма (2000). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 175.ISBN  978-81-208-0365-7 .
  11. ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 62–63.
  12. ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 63.
  13. ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 53.
  14. ^ Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени Дж. Ганери, Стэнфордская энциклопедия философии (2014);
    Натурализм в классической индийской философии , Чаттерджи, Стэнфордская энциклопедия философии (2012)
  15. ^ Джинин Д. Фаулер 2002 , с. 98.
  16. ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 56–59.
  17. ^ Перевод критического издания Вайшешика Сутры : Джон Уэллс (2009), The Vaisheshika Darshana , Darshana Press; Обсуждение: Шьям Ранганатан (2007). Этика и история индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 344–348. ISBN  978-81-208-3193-3 .
  18. ^ О йоге и мокше в Вайшешика-сутрах: Джон Бронкхорст (1993). Две традиции медитации в Древней Индии Мотилал Банарсидасс. п. 64. ИСБН  978-81-208-1114-0 .
  19. ^ Вильгельм Хальбфасс (1992). О бытии и том, что существует: классическая вайшешика и история индийской онтологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 272. ИСБН  978-0-7914-1178-0 .
  20. ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 55–56.
  21. ^ Вильгельм Хальбфасс (1992). О бытии и том, что существует: классическая вайшешика и история индийской онтологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 79–80. ISBN  978-0-7914-1178-0 .
  22. ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 55.
  23. ^ Йоханнес Бронкхорст (2006). Патрик Оливель (ред.). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 283–294. ISBN  978-0-19-977507-1 .
  24. ^ Дэвид Сейфорт Рюгг (1981). Литература философской школы Мадхьямака в Индии Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 10, 50–5 ISBN  978-3-447-02204-0 .
  25. ^ Как, С. Канада, великий физик и мудрец древности.
  26. ^ Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма, А: Третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 334. ИСБН  978-0-7914-8011-3 .
  27. ^ К. Н. Джаятиллеке (2013). Раннебуддийская теория познания . Рутледж. п. 266. ИСБН  978-1-134-54287-1 .
  28. ^ Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма, А: Третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 333–334. ISBN  978-0-7914-8011-3 .
  29. ^ Джеймс Троуэр (1980). Альтернативная традиция: религия и неприятие религии в древнем мире . Вальтер де Грюйтер. стр. 76–90. ISBN  978-90-279-7997-1 .
  30. ^ Натурализм в классической индийской философии , Амита Чаттерджи (2012), Стэнфордская энциклопедия философии
  31. ^ Канады Сутры Вайшешики , 2-е издание, Переводчик: Нандалал Синха (1923); Редактор: Б.Д. Басу; Примечание: это перевод некритического издания рукописи.
  32. ^ О'Флаэрти, с. 3.
  33. ^ Витаксис, Василис. Мысль и вера: сравнительные философские и религиозные концепции в Древней Греции, Индии и христианстве. Сомерсет Холл, 1 октября 2009 г. (октябрь 2009 г.). С. 299. ISBN   1935244035 .
  34. ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 281–285. ISBN  978-81-208-0412-8 .
  35. ^ Рой В. Перретт (2013). Философия религии: индийская философия . Рутледж. стр. XIII – XIV. ISBN  978-1-135-70329-5 .
  36. ^ Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  37. ^ М. Дружба (1995). Основы индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 85. ИСБН  978-81-208-1330-4 .
  38. ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , стр. 53–54.
  39. ^ Jump up to: а б с Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 56.
  40. ^ Jump up to: а б Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 57.
  41. ^ Jump up to: а б с д и Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 58.
  42. ^ Сутры Вайшешика Канады , страница 3, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
  43. Вайшешика-сутры Канады , стр. 152–166, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
  44. ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press, стихи главы 5 (основная и приложение)
  45. ^ Бимал Кришна Матилал 1977 , с. 59.
  46. Вайшешика-сутры Канады , стр. 296–304, перевод Нандалала Синхи (обратите внимание, что это перевод старой спорной рукописи, а не критического издания)
  47. ^ Джон Уэллс (2009), Вайшешика Даршана , Darshana Press, страницы 32-34

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4b3b96f4109e750444c2226b968feaf__1712685660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/af/b4b3b96f4109e750444c2226b968feaf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vaiśeṣika Sūtra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)