Jump to content

Великая рецессия

Великая рецессия
Карта мира, показывающая реальные темпы роста ВВП за 2009 год; страны, отмеченные коричневым цветом, находились в состоянии рецессии.
Дата Декабрь 2007 г. – июнь 2009 г. (около 1 года; 7 месяцев)
Расположение По всему миру
Тип Рецессия
Cause(disputed)
OutcomeImpact differed geographically

Великая рецессия — период заметного спада экономики по всему миру, который произошел в конце 2000-х годов. Масштабы и сроки рецессии варьировались от страны к стране (см. карту). [1] [2] В то время Международный валютный фонд (МВФ) пришел к выводу, что это был самый серьезный экономический и финансовый кризис со времен Великой депрессии . Одним из результатов стало серьезное нарушение нормальных международных отношений .

Причины Великой рецессии включают в себя сочетание уязвимостей, возникших в финансовой системе, а также ряд провоцирующих событий, которые начались с лопнувшего пузыря на рынке жилья в США в 2005–2012 годах. [3] [4] Когда цены на жилье упали и домовладельцы начали отказываться от ипотечных кредитов, стоимость ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, принадлежащих инвестиционным банкам, снизилась в 2007–2008 годах, что привело к краху некоторых из них или к их спасению в сентябре 2008 года. Эта фаза 2007–2008 годов была названа субстандартным кредитованием. ипотечный кризис .

The combination of banks unable to provide funds to businesses, and homeowners paying down debt rather than borrowing and spending, resulted in the Great Recession that began in the U.S. officially in December 2007 and lasted until June 2009, thus extending over 19 months.[5][6] As with most other recessions, it appears that no known formal theoretical or empirical model was able to accurately predict the advance of this recession, except for minor signals in the sudden rise of forecast probabilities, which were still well under 50%.[7]

The recession was not felt equally around the world; whereas most of the world's developed economies, particularly in North America, South America and Europe, fell into a severe, sustained recession, many more recently developing economies suffered far less impact, particularly China, India and Indonesia, whose economies grew substantially during this period. Similarly, Oceania suffered minimal impact, in part due to its proximity to Asian markets.

Terminology

[edit]

Two senses of the word "recession" exist: one sense referring broadly to "a period of reduced economic activity"[8] and ongoing hardship; and the more precise sense used in economics, which is defined operationally, referring specifically to the contraction phase of a business cycle, with two or more consecutive quarters of GDP contraction (negative GDP growth rate).

Under the academic definition, the recession ended in the United States in June or July 2009.[9][10][11][12]

Journalist Robert Kuttner has argued that 'The Great Recession' is a misnomer. According to Kuttner, "recessions are mild dips in the business cycle that are either self-correcting or soon cured by modest fiscal or monetary stimulus. Because of the continuing deflationary trap, it would be more accurate to call this decade's stagnant economy The Lesser Depression or The Great Deflation."[13]

Overview

[edit]

The Great Recession met the IMF criteria for being a global recession only in the single calendar year 2009.[14][15] That IMF definition requires a decline in annual real world GDP per‑capita. Despite the fact that quarterly data are being used as recession definition criteria by all G20 members, representing 85% of the world GDP,[16] the International Monetary Fund (IMF) has decided—in the absence of a complete data set—not to declare/measure global recessions according to quarterly GDP data. The seasonally adjusted PPP‑weighted real GDP for the G20‑zone, however, is a good indicator for the world GDP, and it was measured to have suffered a direct quarter on quarter decline during the three quarters from Q3‑2008 until Q1‑2009, which more accurately mark when the recession took place at the global level.[17]

According to the U.S. National Bureau of Economic Research (the official arbiter of U.S. recessions) the recession began in December 2007 and ended in June 2009, and thus extended over eighteen months.[6][18]

Несколько человек стоят в очереди у дверей отделения банка Northern Rock.
A bank run at a branch of the Northern Rock bank in Brighton, England, on September 14, 2007, amid speculation of problems, prior to its 2008 nationalisation

The years leading up to the crisis were characterized by an exorbitant rise in asset prices and associated boom in economic demand.[19] Further, the U.S. shadow banking system (i.e., non-depository financial institutions such as investment banks) had grown to rival the depository system yet was not subject to the same regulatory oversight, making it vulnerable to a bank run.[20]

US mortgage-backed securities, which had risks that were hard to assess, were marketed around the world, as they offered higher yields than U.S. government bonds. Many of these securities were backed by subprime mortgages, which collapsed in value when the U.S. housing bubble burst during 2006 and homeowners began to default on their mortgage payments in large numbers starting in 2007.[21]

The emergence of sub-prime loan losses in 2007 began the crisis and exposed other risky loans and over-inflated asset prices. With loan losses mounting and the fall of Lehman Brothers on September 15, 2008, a major panic broke out on the inter-bank loan market. There was the equivalent of a bank run on the shadow banking system, resulting in many large and well established investment banks and commercial banks in the United States and Europe suffering huge losses and even facing bankruptcy, resulting in massive public financial assistance (government bailouts).[22]

The global recession that followed resulted in a sharp drop in international trade, rising unemployment and slumping commodity prices.[23] Several economists predicted that recovery might not appear until 2011 and that the recession would be the worst since the Great Depression of the 1930s.[24][25] Economist Paul Krugman once commented on this as seemingly the beginning of "a second Great Depression".[26]

Governments and central banks responded with fiscal policy and monetary policy initiatives to stimulate national economies and reduce financial system risks. The recession renewed interest in Keynesian' economic ideas on how to combat recessionary conditions. Economists advise that the stimulus measures such as quantitative easing (pumping money into the system) and holding down central bank wholesale lending interest rate should be withdrawn as soon as economies recover enough to "chart a path to sustainable growth".[27][28][29]

The distribution of household incomes in the United States became more unequal during the post-2008 economic recovery.[30] Income inequality in the United States grew from 2005 to 2012 in more than two thirds of metropolitan areas.[31] Median household wealth fell 35% in the US, from $106,591 to $68,839 between 2005 and 2011.[32]

Causes

[edit]
The inverted yield curve in 2008 caused an elevated level of unemployment relative to job openings to get the housing bubble prices down.
  Total job openings
  Total quits

Panel reports

[edit]
The great asset bubble:[33]
1. Central banks' gold reserves: $0.845 trillion
2. M0 (paper money): $3.9 trillion
3. Traditional (fractional reserve) banking assets: $39 trillion
4. Shadow banking assets: $62 trillion
5. Other assets: $290 trillion
6. Bail-out money (early 2009): $1.9 trillion

The US Financial Crisis Inquiry Commission, composed of six Democratic and four Republican appointees, reported its majority findings in January 2011. It concluded that "the crisis was avoidable and was caused by:

  • Widespread failures in financial regulation, including the Federal Reserve's failure to stem the tide of toxic mortgages;
  • Dramatic breakdowns in corporate governance including too many financial firms acting recklessly and taking on too much risk;
  • An explosive mix of excessive borrowing and risk by households and Wall Street that put the financial system on a collision course with crisis;
  • Key policy makers ill prepared for the crisis, lacking a full understanding of the financial system they oversaw; and systemic breaches in accountability and ethics at all levels."[34]

There were two Republican dissenting FCIC reports. One of them, signed by three Republican appointees, concluded that there were multiple causes. In his separate dissent to the majority and minority opinions of the FCIC, Commissioner Peter J. Wallison of the American Enterprise Institute (AEI) primarily blamed U.S. housing policy, including the actions of Fannie & Freddie, for the crisis. He wrote: "When the bubble began to deflate in mid-2007, the low quality and high risk loans engendered by government policies failed in unprecedented numbers."[35]

In its "Declaration of the Summit on Financial Markets and the World Economy," dated November 15, 2008, leaders of the Group of 20 cited the following causes:

During a period of strong global growth, growing capital flows, and prolonged stability earlier this decade, market participants sought higher yields without an adequate appreciation of the risks and failed to exercise proper due diligence. At the same time, weak underwriting standards, unsound risk management practices, increasingly complex and opaque financial products, and consequent excessive leverage combined to create vulnerabilities in the system. Policy-makers, regulators and supervisors, in some advanced countries, did not adequately appreciate and address the risks building up in financial markets, keep pace with financial innovation, or take into account the systemic ramifications of domestic regulatory actions.[36]

Federal Reserve Chair Ben Bernanke testified in September 2010 before the FCIC regarding the causes of the crisis. He wrote that there were shocks or triggers (i.e., particular events that touched off the crisis) and vulnerabilities (i.e., structural weaknesses in the financial system, regulation and supervision) that amplified the shocks. Examples of triggers included: losses on subprime mortgage securities that began in 2007 and a run on the shadow banking system that began in mid-2007, which adversely affected the functioning of money markets. Examples of vulnerabilities in the private sector included: financial institution dependence on unstable sources of short-term funding such as repurchase agreements or Repos; deficiencies in corporate risk management; excessive use of leverage (borrowing to invest); and inappropriate usage of derivatives as a tool for taking excessive risks. Examples of vulnerabilities in the public sector included: statutory gaps and conflicts between regulators; ineffective use of regulatory authority; and ineffective crisis management capabilities. Bernanke also discussed "Too big to fail" institutions, monetary policy, and trade deficits.[5]

Narratives

[edit]
U.S. residential and non-residential investment fell relative to GDP during the crisis.

There are several "narratives" attempting to place the causes of the recession into context, with overlapping elements. Five such narratives include:

  1. There was the equivalent of a bank run on the shadow banking system, which includes investment banks and other non-depository financial entities. This system had grown to rival the depository system in scale yet was not subject to the same regulatory safeguards. Its failure disrupted the flow of credit to consumers and corporations.[22][37]
  2. The U.S. economy was being driven by a housing bubble. When it burst, private residential investment (i.e., housing construction) fell by over four percent of GDP.[38][39] Consumption enabled by bubble-generated housing wealth also slowed. This created a gap in annual demand (GDP) of nearly $1 trillion. The U.S. government was unwilling to make up for this private sector shortfall.[40][41]
  3. Record levels of household debt accumulated in the decades preceding the crisis resulted in a balance sheet recession (similar to debt deflation) once housing prices began falling in 2006. Consumers began paying off debt, which reduces their consumption, slowing down the economy for an extended period while debt levels are reduced.[22][42]
  4. U.S. government policies encouraged home ownership even for those who could not afford it, contributing to lax lending standards, unsustainable housing price increases, and indebtedness.[43]
  5. Wealthy and middle-class house flippers with mid-to-good credit scores created a speculative bubble in house prices, and then wrecked local housing markets and financial institutions after they defaulted on their debt en masse.[44]

Underlying narratives #1–3 is a hypothesis that growing income inequality and wage stagnation encouraged families to increase their household debt to maintain their desired living standard, fueling the bubble. Further, this greater share of income flowing to the top increased the political power of business interests, who used that power to deregulate or limit regulation of the shadow banking system.[45][46][47]

Narrative #5 challenges the popular claim (narrative #4) that subprime borrowers with shoddy credit caused the crisis by buying homes they couldn't afford. This narrative is supported by new research showing that the biggest growth of mortgage debt during the U.S. housing boom came from those with good credit scores in the middle and top of the credit score distribution—and that these borrowers accounted for a disproportionate share of defaults.[48]

Trade imbalances and debt bubbles

[edit]
U.S. households and financial businesses significantly increased borrowing (leverage) in the years leading up to the crisis.

The Economist wrote in July 2012 that the inflow of investment dollars required to fund the U.S. trade deficit was a major cause of the housing bubble and financial crisis: "The trade deficit, less than 1% of GDP in the early 1990s, hit 6% in 2006. That deficit was financed by inflows of foreign savings, in particular from East Asia and the Middle East. Much of that money went into dodgy mortgages to buy overvalued houses, and the financial crisis was the result."[49]

In May 2008, NPR explained in their Peabody Award winning program "The Giant Pool of Money" that a vast inflow of savings from developing nations flowed into the mortgage market, driving the U.S. housing bubble. This pool of fixed income savings increased from around $35 trillion in 2000 to about $70 trillion by 2008. NPR explained this money came from various sources, "[b]ut the main headline is that all sorts of poor countries became kind of rich, making things like TVs and selling us oil. China, India, Abu Dhabi, Saudi Arabia made a lot of money and banked it."[50]

Describing the crisis in Europe, Paul Krugman wrote in February 2012 that: "What we're basically looking at, then, is a balance of payments problem, in which capital flooded south after the creation of the euro, leading to overvaluation in southern Europe."[51]

Monetary policy

[edit]

Another narrative about the origin has been focused on the respective parts played by public monetary policy (notably in the US) and by the practices of private financial institutions. In the U.S., mortgage funding was unusually decentralised, opaque, and competitive, and it is believed that competition between lenders for revenue and market share contributed to declining underwriting standards and risky lending.

While Alan Greenspan's role as Chairman of the Federal Reserve has been widely discussed, the main point of controversy remains the lowering of the Federal funds rate to 1% for more than a year, which, according to Austrian theorists, injected huge amounts of "easy" credit-based money into the financial system and created an unsustainable economic boom.[52] There is an argument that Greenspan's actions in the years 2002–2004 were actually motivated by the need to take the U.S. economy out of the early 2000s recession caused by the bursting of the dot-com bubble: although by doing so he did not avert the crisis, but only postponed it.[53][54]

High private debt levels

[edit]
US household debt relative to disposable income and GDP
U.S. Changes in Household Debt as a percentage of GDP for 1989–2016. Homeowners paying down debt for 2009–2012 was a headwind to the recovery. Economist Carmen Reinhart explained that this behavior tends to slow recoveries from financial crises relative to typical recessions.[55]

Another narrative focuses on high levels of private debt in the US economy. USA household debt as a percentage of annual disposable personal income was 127% at the end of 2007, versus 77% in 1990.[56][57] Faced with increasing mortgage payments as their adjustable rate mortgage payments increased, households began to default in record numbers, rendering mortgage-backed securities worthless. High private debt levels also impact growth by making recessions deeper and the following recovery weaker.[58][59] Robert Reich claims the amount of debt in the US economy can be traced to economic inequality, assuming that middle-class wages remained stagnant while wealth concentrated at the top, and households "pull equity from their homes and overload on debt to maintain living standards".[60]

The IMF reported in April 2012: "Household debt soared in the years leading up to the downturn. In advanced economies, during the five years preceding 2007, the ratio of household debt to income rose by an average of 39 percentage points, to 138 percent. In Denmark, Iceland, Ireland, the Netherlands, and Norway, debt peaked at more than 200 percent of household income. A surge in household debt to historic highs also occurred in emerging economies such as Estonia, Hungary, Latvia, and Lithuania. The concurrent boom in both house prices and the stock market meant that household debt relative to assets held broadly stable, which masked households' growing exposure to a sharp fall in asset prices. When house prices declined, ushering in the global financial crisis, many households saw their wealth shrink relative to their debt, and, with less income and more unemployment, found it harder to meet mortgage payments. By the end of 2011, real house prices had fallen from their peak by about 41% in Ireland, 29% in Iceland, 23% in Spain and the United States, and 21% in Denmark. Household defaults, underwater mortgages (where the loan balance exceeds the house value), foreclosures, and fire sales are now endemic to a number of economies. Household deleveraging by paying off debts or defaulting on them has begun in some countries. It has been most pronounced in the United States, where about two-thirds of the debt reduction reflects defaults."[61][62]

Pre-recession warnings

[edit]

The onset of the economic crisis took most people by surprise. A 2009 paper identifies twelve economists and commentators who, between 2000 and 2006, predicted a recession based on the collapse of the then-booming housing market in the United States:[63] Dean Baker, Wynne Godley, Fred Harrison, Michael Hudson, Eric Janszen, Med Jones[64] Steve Keen, Jakob Brøchner Madsen, Jens Kjaer Sørensen, Kurt Richebächer, Nouriel Roubini, Peter Schiff, and Robert Shiller.[63][65]

Housing bubbles

[edit]
Housing price appreciation in selected countries, 2002–2008

By 2007, real estate bubbles were still under way in many parts of the world,[66] especially in the United States, France, the United Kingdom, Spain, The Netherlands, Australia, the United Arab Emirates, New Zealand, Ireland, Poland,[67] South Africa, Greece, Bulgaria, Croatia,[68] Norway, Singapore, South Korea, Sweden, Finland, Argentina,[69] the Baltic states, India, Romania, Ukraine and China.[70] U.S. Federal Reserve Chairman Alan Greenspan said in mid-2005 that "at a minimum, there's a little 'froth' [in the U.S. housing market]...it's hard not to see that there are a lot of local bubbles".[71]

The Economist, writing at the same time, went further, saying, "[T]he worldwide rise in house prices is the biggest bubble in history".[72] Real estate bubbles are (by definition of the word "bubble") followed by a price decrease (also known as a housing price crash) that can result in many owners holding negative equity (a mortgage debt higher than the current value of the property).

Ineffective regulation

[edit]

Derivatives

[edit]

Several sources have noted the failure of the US government to supervise or even require transparency of the financial instruments known as derivatives.[73][74][75] Derivatives such as credit default swaps (CDSs) were unregulated or barely regulated. Michael Lewis noted CDSs enabled speculators to stack bets on the same mortgage securities. This is analogous to allowing many persons to buy insurance on the same house. Speculators that bought CDS protection were betting significant mortgage security defaults would occur, while the sellers (such as AIG) bet they would not. An unlimited amount could be wagered on the same housing-related securities, provided buyers and sellers of the CDS could be found.[76] When massive defaults occurred on underlying mortgage securities, companies like AIG that were selling CDS were unable to perform their side of the obligation and defaulted; U.S. taxpayers paid over $100 billion to global financial institutions to honor AIG obligations, generating considerable outrage.[77]

A 2008 investigative article in The Washington Post found leading government officials at the time (Federal Reserve Board Chairman Alan Greenspan, Treasury Secretary Robert Rubin, and SEC Chairman Arthur Levitt) vehemently opposed any regulation of derivatives. In 1998, Brooksley E. Born, head of the Commodity Futures Trading Commission, put forth a policy paper asking for feedback from regulators, lobbyists, and legislators on the question of whether derivatives should be reported, sold through a central facility, or whether capital requirements should be required of their buyers. Greenspan, Rubin, and Levitt pressured her to withdraw the paper and Greenspan persuaded Congress to pass a resolution preventing CFTC from regulating derivatives for another six months — when Born's term of office would expire.[74] Ultimately, it was the collapse of a specific kind of derivative, the mortgage-backed security, that triggered the economic crisis of 2008.[75]

Shadow banking system

[edit]
Securitization markets were impaired during the crisis.

Paul Krugman wrote in 2009 that the run on the shadow banking system was the fundamental cause of the crisis. "As the shadow banking system expanded to rival or even surpass conventional banking in importance, politicians and government officials should have realised that they were re-creating the kind of financial vulnerability that made the Great Depression possible – and they should have responded by extending regulations and the financial safety net to cover these new institutions. Influential figures should have proclaimed a simple rule: anything that does what a bank does, anything that has to be rescued in crises the way banks are, should be regulated like a bank." He referred to this lack of controls as "malign neglect".[78][79]

During 2008, three of the largest U.S. investment banks either went bankrupt (Lehman Brothers) or were sold at fire sale prices to other banks (Bear Stearns and Merrill Lynch). The investment banks were not subject to the more stringent regulations applied to depository banks. These failures exacerbated the instability in the global financial system. The remaining two investment banks, Morgan Stanley and Goldman Sachs, potentially facing failure, opted to become commercial banks, thereby subjecting themselves to more stringent regulation but receiving access to credit via the Federal Reserve.[80][81] Further, American International Group (AIG) had insured mortgage-backed and other securities but was not required to maintain sufficient reserves to pay its obligations when debtors defaulted on these securities. AIG was contractually required to post additional collateral with many creditors and counter-parties, touching off controversy when over $100 billion of U.S. taxpayer money was paid out to major global financial institutions on behalf of AIG. While this money was legally owed to the banks by AIG (under agreements made via credit default swaps purchased from AIG by the institutions), a number of Congressmen and media members expressed outrage that taxpayer money was used to bail out banks.[77]

Economist Gary Gorton wrote in May 2009:

Unlike the historical banking panics of the 19th and early 20th centuries, the current banking panic is a wholesale panic, not a retail panic. In the earlier episodes, depositors ran to their banks and demanded cash in exchange for their checking accounts. Unable to meet those demands, the banking system became insolvent. The current panic involved financial firms "running" on other financial firms by not renewing sale and repurchase agreements (repo) or increasing the repo margin ("haircut"), forcing massive deleveraging, and resulting in the banking system being insolvent.[82]

The Financial Crisis Inquiry Commission reported in January 2011:

In the early part of the 20th century, we erected a series of protections – the Federal Reserve as a lender of last resort, federal deposit insurance, ample regulations – to provide a bulwark against the panics that had regularly plagued America's banking system in the 19th century. Yet, over the past 30-plus years, we permitted the growth of a shadow banking system – opaque and laden with short term debt – that rivaled the size of the traditional banking system. Key components of the market – for example, the multitrillion-dollar repo lending market, off-balance-sheet entities, and the use of over-the-counter derivatives – were hidden from view, without the protections we had constructed to prevent financial meltdowns. We had a 21st-century financial system with 19th-century safeguards.[34]

The Gramm–Leach–Bliley Act (1999), which reduced the regulation of banks by allowing commercial and investment banks to merge, has also been blamed for the crisis, by Nobel Prize-winning economist Joseph Stiglitz among others.[83]

Regulations encouraging lax lending standards

[edit]

Peter Wallison and Edward Pinto of the American Enterprise Institute, which advocates for private enterprise and limited government, have asserted that private lenders were encouraged to relax lending standards by government affordable housing policies.[84][85] They cite The Housing and Community Development Act of 1992, which initially required that 30 percent or more of Fannie's and Freddie's loan purchases be related to affordable housing. The legislation gave HUD the power to set future requirements. These rose to 42 percent in 1995 and 50 percent in 2000, and by 2008 a 56 percent minimum was established.[86]

However, the Financial Crisis Inquiry Commission (FCIC) Democratic majority report concluded that Fannie & Freddie "were not a primary cause" of the crisis and that CRA was not a factor in the crisis.[34] Further, since housing bubbles appeared in multiple countries in Europe as well, the FCIC Republican minority dissenting report also concluded that U.S. housing policies were not a robust explanation for a wider global housing bubble.[34] The hypothesis that a primary cause of the crisis was U.S. government housing policy requiring banks to make risky loans has been widely disputed,[87] with Paul Krugman referring to it as "imaginary history".[88]

One of the other challenges with blaming government regulations for essentially forcing banks to make risky loans is the timing. Subprime lending increased from around 10% of mortgage origination historically to about 20% only from 2004 to 2006, with housing prices peaking in 2006. Blaming affordable housing regulations established in the 1990s for a sudden spike in subprime origination is problematic at best.[34] A more proximate government action to the sudden rise in subprime lending was the SEC relaxing lending standards for the top investment banks during an April 2004 meeting with bank leaders. These banks increased their risk-taking shortly thereafter, significantly increasing their purchases and securitization of lower-quality mortgages, thus encouraging additional subprime and Alt-A lending by mortgage companies.[89] This action by its investment bank competitors also resulted in Fannie Mae and Freddie Mac taking on more risk.[90]

Systemic crisis

[edit]

The financial crisis and the recession have been described as a symptom of another, deeper crisis by a number of economists. For example, Ravi Batra argues that growing inequality of financial capitalism produces speculative bubbles that burst and result in depression and major political changes.[91][92] Feminist economists Ailsa McKay and Margunn Bjørnholt argue that the financial crisis and the response to it revealed a crisis of ideas in mainstream economics and within the economics profession, and call for a reshaping of both the economy, economic theory and the economics profession. They argue that such a reshaping should include new advances within feminist economics and ecological economics that take as their starting point the socially responsible, sensible and accountable subject in creating an economy and economic theories that fully acknowledge care for each other as well as the planet.[93]

Effects

[edit]

Effects on the United States

[edit]
Several major U.S. economic variables had recovered from the 2007–2009 Subprime mortgage crisis and Great Recession by the 2013–2014 time period.
U.S. Real GDP – Contributions to Percent Change by Component 2007–2009

Though no one knew they were in it at the time, the Great Recession had a significant economic and political impact on the United States. While the recession technically lasted from December 2007 – June 2009 (the nominal GDP trough), many important economic variables did not regain pre-recession (November or Q4 2007) levels until 2011–2016. For example, real GDP fell $650 billion (4.3%) and did not recover its $15 trillion pre-recession level until Q3 2011.[94] Household net worth, which reflects the value of both stock markets and housing prices, fell $11.5 trillion (17.3%) and did not regain its pre-recession level of $66.4 trillion until Q3 2012.[95] The number of persons with jobs (total non-farm payrolls) fell 8.6 million (6.2%) and did not regain the pre-recession level of 138.3 million until May 2014.[96] The unemployment rate peaked at 10.0% in October 2009 and did not return to its pre-recession level of 4.7% until May 2016.[97]

A key dynamic slowing the recovery was that both individuals and businesses paid down debts for several years, as opposed to borrowing and spending or investing as had historically been the case. This shift to a private sector surplus drove a sizable government deficit.[98] However, the federal government held spending at about $3.5 trillion from fiscal years 2009–2014 (thereby decreasing it as a percent of GDP), a form of austerity. Then-Fed Chair Ben Bernanke explained during November 2012 several of the economic headwinds that slowed the recovery:

  • The housing sector did not rebound, as was the case in prior recession recoveries, as the sector was severely damaged during the crisis. Millions of foreclosures had created a large surplus of properties and consumers were paying down their debts rather than purchasing homes.
  • Credit for borrowing and spending by individuals (or investing by corporations) was not readily available as banks paid down their debts.
  • Restrained government spending following initial stimulus efforts (i.e., austerity) was not sufficient to offset private sector weaknesses.[99]

On the political front, widespread anger at banking bailouts and stimulus measures (begun by President George W. Bush and continued or expanded by President Obama) with few consequences for banking leadership, were a factor in driving the country politically rightward starting in 2010. The Troubled Asset Relief Program (TARP) was the largest of the bailouts. In 2008, TARP allocated $426.4 billion to various major financial institutions. However, the US collected $441.7 billion in return from these loans in 2010, recording a profit of $15.3 billion.[100] Nonetheless, there was a political shift from the Democratic party. Examples include the rise of the Tea Party and the loss of Democratic majorities in subsequent elections. President Obama declared the bailout measures started under the Bush administration and continued during his administration as completed and mostly profitable as of December 2014.[101] As of January 2018, bailout funds had been fully recovered by the government, when interest on loans is taken into consideration. A total of $626B was invested, loaned, or granted due to various bailout measures, while $390B had been returned to the Treasury. The Treasury had earned another $323B in interest on bailout loans, resulting in an $87B profit.[102] Economic and political commentators have argued the Great Recession was also an important factor in the rise of populist sentiment that resulted in the election of right-wing populist President Trump in 2016, and left-wing populist Bernie Sanders' candidacy for the Democratic nomination.[103][104][105][106]

Effects on Europe

[edit]
Public Debt to GDP Ratio for Selected European Countries – 2008 to 2011. Source Data: Eurostat

The crisis in Europe generally progressed from banking system crises to sovereign debt crises, as many countries elected to bail out their banking systems using taxpayer money.[citation needed] Greece was different in that it faced large public debts rather than problems within its banking system. Several countries received bailout packages from the troika (European Commission, European Central Bank, International Monetary Fund), which also implemented a series of emergency measures.

Many European countries embarked on austerity programs, reducing their budget deficits relative to GDP from 2010 to 2011. For example, according to the CIA World Factbook Greece improved its budget deficit from 10.4% GDP in 2010 to 9.6% in 2011. Iceland, Italy, Ireland, Portugal, France, and Spain also improved their budget deficits from 2010 to 2011 relative to GDP.[107][108]

However, with the exception of Germany, each of these countries had public-debt-to-GDP ratios that increased (i.e., worsened) from 2010 to 2011, as indicated in the chart at right. Greece's public-debt-to-GDP ratio increased from 143% in 2010 to 165% in 2011[107] to 185% in 2014. This indicates that despite improving budget deficits, GDP growth was not sufficient to support a decline (improvement) in the debt-to-GDP ratio for these countries during this period. Eurostat reported that the debt to GDP ratio for the 17 Euro area countries together was 70.1% in 2008, 79.9% in 2009, 85.3% in 2010, and 87.2% in 2011.[108][109]

According to the CIA World Factbook, from 2010 to 2011, the unemployment rates in Spain, Greece, Italy, Ireland, Portugal, and the UK increased. France had no significant changes, while in Germany and Iceland the unemployment rate declined.[107] Eurostat reported that Eurozone unemployment reached record levels in September 2012 at 11.6%, up from 10.3% the prior year. Unemployment varied significantly by country.[110]

Relationship between fiscal tightening (austerity) in Eurozone countries with their GDP growth rate, 2008–2012[111]

Economist Martin Wolf analysed the relationship between cumulative GDP growth from 2008 to 2012 and total reduction in budget deficits due to austerity policies (see chart) in several European countries during April 2012. He concluded that: "In all, there is no evidence here that large fiscal contractions [budget deficit reductions] bring benefits to confidence and growth that offset the direct effects of the contractions. They bring exactly what one would expect: small contractions bring recessions and big contractions bring depressions." Changes in budget balances (deficits or surpluses) explained approximately 53% of the change in GDP, according to the equation derived from the IMF data used in his analysis.[111]

Economist Paul Krugman analysed the relationship between GDP and reduction in budget deficits for several European countries in April 2012 and concluded that austerity was slowing growth, similar to Martin Wolf. He also wrote: "... this also implies that 1 euro of austerity yields only about 0.4 euros of reduced deficit, even in the short run. No wonder, then, that the whole austerity enterprise is spiraling into disaster."[112]

Britain's decision to leave the European Union in 2016 has been partly attributed to the after-effects of the Great Recession on the country.[113][114][115][116][117]

Effects on Democracy

[edit]

During the Great Recession and in the immediate aftermath, Bangladesh, Ukraine, Honduras, Guatemala, Palestine, and Hong Kong went from democracies to a mix of democracy and authoritarianism and Madagascar, the Gambia, Ethiopia, Russia, and Fiji went from a mixed regime to an authoritarian one. While each country had democratic backsliding for different reasons, economic calamity has long been known to contribute to instability that can cause authoritarian forces to take hold. [118]

Countries that avoided recession

[edit]
Sydney's financial district at night. Throughout the Great Recession, the Australian economy remained resilient and stable.[119][120]

Poland and Slovakia were the only two members of the European Union to avoid a GDP recession during the Great Recession. As of December 2009, the Polish economy had not entered recession nor even contracted, while its IMF 2010 GDP growth forecast of 1.9 percent was expected to be upgraded.[121][122][123] Analysts identified several causes for the positive economic development in Poland: Extremely low levels of bank lending and a relatively small mortgage market; the relatively recent dismantling of EU trade barriers and the resulting surge in demand for Polish goods since 2004; Poland being the recipient of direct EU funding since 2004; lack of over-dependence on a single export sector; a tradition of government fiscal responsibility; a relatively large internal market; the free-floating Polish zloty; low labour costs attracting continued foreign direct investment; economic difficulties at the start of the decade, which prompted austerity measures in advance of the world crisis.[citation needed]

While India, Uzbekistan, China, and Iran experienced slowing growth, they did not enter recessions.

South Korea narrowly avoided technical recession in the first quarter of 2009.[124] The International Energy Agency stated in mid September that South Korea could be the only large OECD country to avoid recession for the whole of 2009.[125] It was the only developed economy to expand in the first half of 2009.

Australia avoided a technical recession after experiencing only one quarter of negative growth in the fourth quarter of 2008, with GDP returning to positive in the first quarter of 2009.[126][127]

The financial crisis did not affect developing countries to a great extent. Experts see several reasons: Africa was not affected because it is not fully integrated in the world market. Latin America and Asia seemed better prepared, since they have experienced crises before. In Latin America, for example, banking laws and regulations are very stringent. Bruno Wenn of the German DEG suggests that Western countries could learn from these countries when it comes to regulations of financial markets.[128]

Timeline of effects

[edit]

The few recessions appearing early in 2006–07 are commonly never associated to be part of the Great Recession, which is illustrated by the fact that only two countries (Iceland and Jamaica) were in recession in Q4 2007.

One year before the maximum, in Q1 2008, only six countries were in recession (Iceland, Sweden, Finland, Ireland, Portugal and New Zealand). The number of countries in recession was 25 in Q2 2008, 39 in Q3 2008 and 53 in Q4 2008. At the steepest part of the Great Recession in Q1 2009, a total of 59 out of 71 countries were simultaneously in recession. The number of countries in recession was 37 in Q2 2009, 13 in Q3 2009 and 11 in Q4 2009. One year after the maximum, in Q1 2010, only seven countries were in recession (Greece, Croatia, Romania, Iceland, Jamaica, Venezuela and Belize).

The recession data for the overall G20 zone (representing 85% of all GWP), depict that the Great Recession existed as a global recession throughout Q3 2008 until Q1 2009.

Subsequent follow-up recessions in 2010–2013 were confined to Belize, El Salvador, Paraguay, Jamaica, Japan, Taiwan, New Zealand and 24 out of 50 European countries (including Greece). As of October 2014, only five out of the 71 countries with available quarterly data (Cyprus, Italy, Croatia, Belize and El Salvador), were still in ongoing recessions.[17][129] The many follow-up recessions hitting the European countries, are commonly referred to as being direct repercussions of the European debt crisis.

Country specific details about recession timelines

[edit]

Iceland fell into an economic depression in 2008 following the collapse of its banking system (see 2008–2011 Icelandic financial crisis). By mid-2012 Iceland is regarded as one of Europe's recovery success stories largely as a result of a currency devaluation that has effectively reduced wages by 50%--making exports more competitive.[130]

The following countries had a recession starting in the fourth quarter of 2007: United States,[17]

The following countries had a recession already starting in the first quarter of 2008: Latvia,[131] Ireland,[132] New Zealand,[133] and Sweden.[17]

The following countries/territories had a recession starting in the second quarter of 2008: Japan,[134] Hong Kong,[135] Singapore,[136] Italy,[137] Turkey,[17] Germany,[138] United Kingdom,[17] the Eurozone,[139] the European Union,[17] and OECD.[17]

The following countries/territories had a recession starting in the third quarter of 2008: Spain,[140] and Taiwan.[141]

The following countries/territories had a recession starting in the fourth quarter of 2008: Switzerland.[142]

South Korea avoided recession with GDP returning positive at a 0.1% expansion in the first quarter of 2009.[143]

Of the seven largest economies in the world by GDP, only China avoided a recession in 2008. In the year to the third quarter of 2008 China grew by 9%. Until recently Chinese officials considered 8% GDP growth to be required simply to create enough jobs for rural people moving to urban centres.[144] This figure may more accurately be considered to be 5–7% now[when?] that the main growth in working population is receding.[citation needed]

Ukraine went into technical depression in January 2009 with a GDP growth of −20%, when comparing on a monthly basis with the GDP level in January 2008.[145] Overall the Ukrainian real GDP fell 14.8% when comparing the entire part of 2009 with 2008.[146] When measured quarter-on-quarter by changes of seasonally adjusted real GDP, Ukraine was more precisely in recession/depression throughout the four quarters from Q2-2008 until Q1-2009 (with respective qoq-changes of: -0.1%, -0.5%, -9.3%, -10.3%), and the two quarters from Q3-2012 until Q4-2012 (with respective qoq-changes of: -1.5% and −0.8%).[147]

Japan was in recovery in the middle of the decade 2000s but slipped back into recession and deflation in 2008.[148] The recession in Japan intensified in the fourth quarter of 2008 with a GDP growth of −12.7%,[149] and deepened further in the first quarter of 2009 with a GDP growth of −15.2%.[150]

[edit]

On February 26, 2009, an Economic Intelligence Briefing was added to the daily intelligence briefings prepared for the President of the United States. This addition reflects the assessment of U.S. intelligence agencies that the global financial crisis presents a serious threat to international stability.[151]

Движение против жесткой экономии в Испании , май 2011 г.

Business Week stated in March 2009 that global political instability is rising fast because of the global financial crisis and is creating new challenges that need managing.[152] В марте 2009 года агентство Associated Press сообщило, что: «Директор национальной разведки США Деннис Блэр заявил, что экономическая слабость может привести к политической нестабильности во многих развивающихся странах». [153] Даже в некоторых развитых странах наблюдается политическая нестабильность. [154] NPR сообщает, что Дэвид Гордон, бывший офицер разведки, который сейчас возглавляет исследования в Eurasia Group , сказал: «Многие, если не большинство, крупных стран имеют возможность справиться с экономическим спадом, не создавая при этом крупномасштабной политической нестабильности, если мы… Мы находимся в рецессии нормальной продолжительности. Если вы находитесь в гораздо более длительном периоде спада, то все ставки сделаны». [155]

Политологи утверждают, что экономический застой спровоцировал социальные потрясения, которые выразились в протестах по различным вопросам во всем развивающемся мире. В Бразилии недовольная молодежь сплотилась против незначительного повышения стоимости проезда на автобусе. [156] а в Израиле протестовали против высокой арендной платы в Тель-Авиве. Во всех этих случаях предполагаемая непосредственная причина протеста была усилена лежащими в ее основе социальными страданиями, вызванными великой рецессией.

Словенский анархический антифашистский протест из-за великой рецессии

В январе 2009 года лидеры правительства Исландии были вынуждены объявить выборы на два года раньше срока после того, как народ Исландии устроил массовые протесты и столкновения с полицией из-за действий правительства по отношению к экономике. [154] Сотни тысяч протестовали во Франции против экономической политики президента Саркози. [157] Под влиянием финансового кризиса в Латвии оппозиция и профсоюзы организовали митинг против кабинета премьер-министра Иварса Годманиса. Митинг собрал около 10–20 тысяч человек. Вечером митинг перерос в беспорядки . Толпа двинулась к зданию парламента и попыталась ворваться в него, но была отброшена полицией штата. В конце февраля многие греки приняли участие в массовой всеобщей забастовке из-за экономической ситуации и закрыли школы, аэропорты и многие другие службы в Греции. [158] В Литве произошли столкновения между полицией и протестующими, где людей, протестовавших против экономических условий, расстреливали резиновыми пулями. [159] Коммунисты и другие митинговали в Москве в знак протеста против экономических планов российского правительства. [160] Однако в России влияние было умеренным, чья экономика выиграла от высоких цен на нефть. [161]

В азиатских странах наблюдались протесты разной степени. [162] Протесты также произошли в Китае, поскольку спрос со стороны Запада на экспорт резко сократился, а безработица выросла. Помимо этих первоначальных протестов, протестное движение выросло и продолжилось в 2011 году. В конце 2011 года «Оккупай Уолл-стрит» в Соединенных Штатах прошел протест , породивший несколько ответвлений, которые стали известны как движение «Оккупай» .

В 2012 году экономические трудности в Испании усилили поддержку сепаратистских движений. В Каталонии поддержка движения за отделение превысила свои пределы. 11 сентября марш в защиту независимости собрал толпу, численность которой, по оценкам полиции, составила 1,5 миллиона человек. [163]

Ответные меры политики

[ редактировать ]

Финансовая фаза кризиса привела к экстренному вмешательству во многие национальные финансовые системы. Поскольку кризис перерос в настоящую рецессию во многих крупных экономиках, экономический стимул, призванный оживить экономический рост, стал наиболее распространенным инструментом политики. После реализации планов спасения банковской системы основные развитые и развивающиеся страны объявили о планах по облегчению своей экономики. В частности, о планах экономического стимулирования было объявлено в Китае , США и Евросоюзе . [164] В последнем квартале 2008 года финансовый кризис привел к тому, что группа крупнейших экономик «Большой двадцатки» приобрела новое значение как центр управления экономическим и финансовым кризисом.

Кризис ускорил финансиализацию государств по всему миру, поскольку правительства увеличили использование рыночных инструментов для достижения общественных целей посредством таких подходов, как выпуск облигаций, секьюритизация государственных активов и создание суверенных фондов . [165] : 9 

Ответные меры политики США

[ редактировать ]
Запасы Федеральной резервной системы казначейских и ипотечных ценных бумаг

Правительство США приняло Закон о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 года (EESA или TARP) в октябре 2008 года. Этот закон включал 700 миллиардов долларов на финансирование « Программы помощи проблемным активам » (TARP). Следуя модели, инициированной пакетом мер по спасению банков Соединенного Королевства , [166] [167] 205 миллиардов долларов было использовано в программе покупки капитала для кредитования банков в обмен на привилегированные акции, приносящие дивиденды. [168] [169]

17 февраля 2009 года президент США Барак Обама подписал Закон о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 года , пакет стимулирующих мер на сумму 787 миллиардов долларов с широким спектром расходов и снижением налогов. [170] Более 75 миллиардов долларов из этого пакета были специально выделены на программы помощи домовладельцам, испытывающим трудности. Эта программа получила название «План доступности и стабильности для домовладельцев». [171]

Федеральная резервная система США (центральный банк) снизила процентные ставки и значительно увеличила денежную массу, чтобы помочь справиться с кризисом. В феврале 2013 года газета New York Times сообщила, что ФРС продолжает поддерживать экономику различными мерами монетарного стимулирования: на 85 миллиардов долларов в месяц, пока не увидит явное улучшение ситуации на рынке труда. Он планирует удерживать краткосрочные процентные ставки около нуля еще дольше, по крайней мере, до тех пор, пока уровень безработицы не упадет ниже 6,5 процента». [172]

Федеральная резервная система США заключила несколько своп-соглашений, чтобы помочь банкам справиться с кризисом ликвидности, хотя эта чрезвычайная ликвидность принесла пользу только дюжине стран и исключила большинство развивающихся экономик. [173] : 267 

Ответные меры политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе

[ редактировать ]

15 сентября 2008 года Китай снизил процентную ставку впервые с 2002 года. Индонезия снизила ставку овернайт, по которой коммерческие банки могут занимать средства овернайт у центрального банка, на два процентных пункта до 10,25 процента. Резервный банк Австралии вложил в банковскую систему почти 1,5 миллиарда долларов, что почти в три раза превышает предполагаемую потребность рынка. Резервный банк Индии добавил почти $1,32 млрд за счет операции рефинансирования, крупнейшей как минимум за месяц. [174]

9 ноября 2008 года центральное правительство Китайской Народной Республики объявило о китайской программе экономического стимулирования на сумму 4 триллиона юаней (586 миллиардов долларов США). вторая по величине экономика. В заявлении на веб-сайте правительства говорится, что Государственный совет утвердил план инвестирования 4 триллионов юаней (586 миллиардов долларов США) в инфраструктуру и социальное обеспечение к концу 2010 года. Пакет стимулирующих мер был инвестирован в такие ключевые области, как жилье, сельская инфраструктура, транспорт. , здравоохранение и образование, окружающая среда, промышленность, восстановление после стихийных бедствий, увеличение доходов, снижение налогов и финансы.

Во время мирового финансового кризиса 2008 года индекс BSE Sensex резко упал. Он упал с более чем 21 000 пунктов в январе 2008 г. до менее 8 000 пунктов в октябре 2008 г. [175]

Позже в том же месяце экономика Китая, ориентированная на экспорт, начала ощущать влияние экономического спада в США и Европе, несмотря на то, что правительство уже трижды снижало ключевые процентные ставки менее чем за два месяца в попытке стимулировать экономический рост. 28 ноября 2008 г. Министерство финансов Китайской Народной Республики и Государственная налоговая администрация совместно объявили о повышении ставок скидки по экспортным налогам на некоторые трудоемкие товары. Эти дополнительные налоговые скидки были осуществлены 1 декабря 2008 года. [176]

Мировые лидеры и аналитики приветствовали пакет стимулирующих мер как более масштабный, чем ожидалось, и как знак того, что, стимулируя собственную экономику, Китай помогает стабилизировать мировую экономику.

В течение этого времени Народный банк Китая помог решить кризис ликвидности банков, подписав своп-соглашения со многими другими странами, чтобы предоставить им ликвидность, основанную на юанях . [173] : 267 

16 сентября 2008 года центральный банк Тайваня заявил, что впервые за восемь лет сократит норму обязательных резервов. В тот же день центральный банк добавил 3,59 миллиарда долларов на валютный межбанковский рынок. Банк Японии влил в финансовую систему 29,3 миллиарда долларов 17 сентября 2008 года, а Резервный банк Австралии в тот же день добавил 3,45 миллиарда долларов. [177]

В развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой реакция на глобальный кризис в основном заключалась в денежно-кредитной политике низких ставок (в основном в Азии и на Ближнем Востоке) в сочетании с обесцениванием валюты по отношению к доллару. Планы стимулирования также существовали в некоторых азиатских странах, на Ближнем Востоке и в Аргентине. В Азии планы обычно составляли от 1 до 3% ВВП, за заметным исключением Китая , который объявил о плане, составляющем 16% ВВП (6% ВВП в год).

Реакция европейской политики

[ редактировать ]

До сентября 2008 года меры европейской политики ограничивались небольшим числом стран (Испания и Италия). В обеих странах меры были направлены на реформу налоговой системы для домохозяйств (налоговые льготы) для поддержки конкретных секторов, таких как жилищное строительство. Европейская комиссия предложила план стимулирования экономики на 200 миллиардов евро, который будет реализован странами на европейском уровне. В начале 2009 года Великобритания и Испания завершили свои первоначальные планы, а Германия объявила о новом плане.

29 сентября 2008 года власти Бельгии, Люксембурга и Нидерландов частично национализировали Fortis . Правительство Германии оказало помощь Hypo Real Estate .

8 октября 2008 года британское правительство объявило о пакете помощи банкам на сумму около 500 миллиардов фунтов стерлингов. [178] (850 миллиардов долларов на тот момент). План состоит из трех частей. Первые 200 миллиардов фунтов стерлингов будут выделены банкам, имеющим ликвидность. Вторая часть будет состоять из того, что правительство штата увеличит рынок капитала внутри банков. Наряду с этим, если банкам это понадобится, будет предоставлено 50 миллиардов фунтов стерлингов. Наконец, правительство спишет все приемлемые кредиты между британскими банками с лимитом в 250 миллиардов фунтов стерлингов.

В начале декабря 2008 года министр финансов Германии Пер Штайнбрюк заявил о неверии в «Великий план спасения» и нежелании тратить больше денег на борьбу с кризисом. [179] В марте 2009 года президент Европейского Союза подтвердил, что ЕС в то время решительно сопротивлялся давлению США с целью увеличения дефицита европейского бюджета. [180]

С 2010 года Великобритания начала программу бюджетной консолидации, направленную на снижение уровня долга и дефицита и в то же время стимулирование экономического восстановления. [181] Другие европейские страны также начали бюджетную консолидацию с аналогичными целями. [182]

Глобальные ответы

[ редактировать ]
Помощь банкам в Великобритании и США пропорционально их ВВП.

Как видно выше, большинство политических ответов на экономический и финансовый кризис были предприняты отдельными странами. Некоторая координация имела место на европейском уровне, но необходимость сотрудничества на глобальном уровне побудила лидеров активизировать организацию «Большой двадцатки» крупнейших экономик . Первый саммит, посвященный кризису, состоялся на уровне глав государств в ноябре 2008 года ( Вашингтонский саммит G-20 2008 года ).

Страны «Большой двадцатки» встретились на саммите, состоявшемся в ноябре 2008 года в Вашингтоне, для решения экономического кризиса. Помимо предложений по международному финансовому регулированию, они обязались принять меры по поддержке своей экономики и координировать их, отказавшись от любого обращения к протекционизму.

Еще один саммит «Большой двадцатки» состоялся в Лондоне в апреле 2009 года. Министры финансов и лидеры центральных банков стран «Большой двадцатки» встретились в Хоршэме , Англия, в марте, чтобы подготовить саммит, и пообещали восстановить глобальный рост как можно скорее. Они решили скоординировать свои действия и стимулировать спрос и занятость. Они также пообещали бороться со всеми формами протекционизма и поддерживать торговлю и иностранные инвестиции. Эти действия обойдутся в $1,1 трлн. [183]

Они также обязались поддерживать предложение кредитов путем предоставления большей ликвидности и рекапитализации банковской системы, а также быстро реализовать планы стимулирования. Что касается руководителей центральных банков, они пообещали поддерживать политику низких ставок до тех пор, пока это необходимо. Наконец, лидеры решили помочь развивающимся и развивающимся странам посредством укрепления МВФ.

Политические рекомендации

[ редактировать ]

Рекомендация МВФ

[ редактировать ]

В сентябре 2010 года МВФ заявил, что финансовый кризис не закончится без значительного снижения безработицы, поскольку сотни миллионов людей во всем мире остались безработными. МВФ призвал правительства расширять системы социальной защиты и создавать рабочие места, даже несмотря на то, что они вынуждены сокращать расходы. МВФ также призвал правительства инвестировать в профессиональное обучение безработных и даже правительства стран, подобных Греции, где существует серьезный долговой риск, сначала сосредоточиться на долгосрочном восстановлении экономики путем создания рабочих мест. [184]

Повышение процентных ставок

[ редактировать ]

Банк Израиля был первым, кто поднял процентные ставки после начала глобальной рецессии. [185] В августе 2009 года ставки были повышены. [185]

6 октября 2009 года Австралия стала первой страной «Большой двадцатки», которая повысила свою основную процентную ставку: Резервный банк Австралии повысил ставки с 3,00% до 3,25%. [186]

Банк Норвегии повысили процентные и Резервный банк Индии ставки в марте 2010 года. [187]

2 ноября 2017 года Банк Англии впервые с марта 2009 года повысил процентные ставки с 0,25% до 0,5% в попытке обуздать инфляцию.

Сравнения с Великой депрессией

[ редактировать ]

17 апреля 2009 года тогдашний глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что существует вероятность того, что некоторые страны не смогут проводить надлежащую политику, чтобы избежать механизмов обратной связи, которые могут в конечном итоге превратить рецессию в депрессию. «Свободное падение мировой экономики, возможно, начинает замедляться, и в 2010 году начнется восстановление, но это в решающей степени зависит от правильной политики, принимаемой сегодня». МВФ отметил, что в отличие от Великой депрессии, эта рецессия была синхронизирована глобальной интеграцией рынков. Было объяснено, что такие синхронизированные рецессии длятся дольше, чем типичные экономические спады, и имеют более медленные темпы восстановления. [188]

Оливье Бланшар , главный экономист МВФ, заявил, что процент работников, уволенных за длительные сроки, рос с каждым спадом на протяжении десятилетий, но на этот раз цифры выросли. «Долгосрочная безработица тревожно высока: в Соединенных Штатах половина безработных не имеет работы более шести месяцев, чего мы не видели со времен Великой депрессии». МВФ также заявил, что может существовать связь между ростом неравенства в западных экономиках и дефляцией спроса. В последний раз разрыв в уровне благосостояния достигал таких крайностей в 1928–1929 годах. [189]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Мировое экономическое положение и перспективы 2013» . Отдел политики развития и анализа секретариата ООН . Проверено 19 декабря 2012 г.
  2. ^ Организация Объединенных Наций (15 января 2013 г.). Мировое экономическое положение и перспективы 2013 (торговая книга в мягкой обложке) (1-е изд.). Объединенные Нации. п. 200. ИСБН  978-9211091663 . Мировая экономика продолжает бороться с посткризисной адаптацией
  3. ^ Команда Инвестопедии. «Определение Великой рецессии» . Инвестопедия . Архивировано из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
  4. ^ Сингх, Манодж. «Обзор финансового кризиса 2007–2008 годов» . Инвестопедия . Проверено 12 июля 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Бернанке, Бен (2 сентября 2010 г.). «Причины последнего финансово-экономического кризиса» . Проверено 15 февраля 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Расширение и сокращение делового цикла в США. Архивировано 25 сентября 2008 г. в Wayback Machine , NBER, по состоянию на 9 августа 2012 г.
  7. ^ Парк, Б.У., Симар, Л. и Зеленюк, В. (2020) «Прогнозирование рецессий с помощью динамического пробита для временных рядов: репликация и расширение Кауппи и Сайкконена (2008)» . Эмпирическая экономика 58, 379–392. https://doi.org/10.1007/s00181-019-01708-2
  8. ^ Мерриам-Вебстер (31 мая 2023 г.), «главное слово «рецессия» » , Онлайн-словарь Merriam-Webster Collegiate Dictionary .
  9. ^ Халберт, Марк (15 июля 2010 г.). «Прискорбно беспокоиться о двойной рецессии» . Бэрронс .
  10. ^ В.И. Кейлис-Борок и др., Модель макроэкономических показателей, предшествующих концу американской экономической рецессии. Архивировано 16 июля 2011 г. в журнале Wayback Machine Journal of Pattern Recognition Research, JPRR Vol.3 (1), 2008 г.
  11. ^ Вингфилд, Брайан (20 сентября 2010 г.). «Конец великой рецессии? Едва ли» . Форбс .
  12. ^ Эванс-Шефер, Стив (20 сентября 2010 г.). «Уличные митинги вокруг официального окончания рецессии» . Форбс .
  13. ^ Каттнер, Роберт. Тюрьма должников: политика жесткой экономии против возможности . Нью-Йорк: Винтажные книги, 2013, 40.
  14. ^ Дэвис, Боб (22 апреля 2009 г.). «Что такое глобальная рецессия?» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 17 сентября 2013 г.
  15. ^ «Перспективы мировой экономики — апрель 2009 г.: кризис и восстановление» (PDF) , вставка 1.1 , МВФ, стр. 11–14, 24 апреля 2009 г. , получено 17 сентября 2013 г.
  16. ^ «Члены» . G20. Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 года . Проверено 15 января 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Квартальные национальные счета: квартальные темпы роста реального ВВП, изменение по сравнению с предыдущим кварталом» . Stats.oecd.org. Архивировано из оригинала 22 мая 2023 года . Проверено 17 августа 2013 г.
  18. ^ «NBER официально заявляет: рецессия началась в декабре 2007 года» . Уолл Стрит Джорнал . 1 декабря 2008 г.
  19. ^ Уирден, Грэм (3 июня 2008 г.). «Цены на нефть: Джордж Сорос предупреждает, что спекулянты могут спровоцировать крах фондового рынка» . Хранитель . Лондон . Проверено 10 апреля 2009 г.
  20. ^ Эндрюс, Эдмунд Л. (24 октября 2008 г.). «Гринспен признает ошибку в регулировании» . Нью-Йорк Таймс .
  21. ^ Нуриэль Рубини (15 января 2009 г.). «Глобальный кризис рецессии 2009 года» . Форбс .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Кругман, Пол (10 июля 2014 г.). «Гайтнер: пройдет ли он испытание?» . Книги Нью-Йорка . Проверено 23 августа 2014 г. {{cite magazine}}: Для журнала Cite требуется |magazine= ( помощь )
  23. ^ Исидор, Крис (1 декабря 2008 г.). «Официально: рецессия с декабря 2007 года» . CNN Деньги . Проверено 10 апреля 2009 г.
  24. ^ Дэвид Лайтман. Бюджетное управление Конгресса сравнивает экономический спад с Великой депрессией. Архивировано 3 марта 2009 года в Wayback Machine . Макклатчи, Вашингтонское бюро. 27 января 2009 г.
  25. ^ Финч, Джулия (26 января 2009 г.). «Двадцать пять человек в центре кризиса» . Хранитель . Лондон . Проверено 10 апреля 2009 г.
  26. ^ Кругман, Пол (4 января 2009 г.). «Борьба с депрессией» . Нью-Йорк Таймс .
  27. ^ «Перспективы развития мировой экономики МВФ, апрель 2009 г.: «Стратегии выхода потребуются для перехода фискальной и денежно-кредитной политики от чрезвычайной краткосрочной поддержки к устойчивым среднесрочным основам». (стр. 38)» (PDF) . Проверено 21 января 2010 г.
  28. ^ «Оливье Бланшар, главный экономист Международного валютного фонда, «советует чиновникам всего мира сохранять программы экономического стимулирования не дольше, чем это необходимо, чтобы проложить путь к устойчивому росту » . Bloomberg.com. 30 мая 2005 года . Проверено 21 января 2010 г.
  29. ^ Кук, Кристин (21 августа 2009 г.). «Дефицит США представляет собой потенциальный системный риск: Тейлор» . Reuters.com . Проверено 21 января 2010 г.
  30. ^ Биньямин, Аппельбаум (4 сентября 2014 г.). «ФРС заявляет, что экономический рост поднимает богатых, оставляя позади всех остальных» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 сентября 2014 г.
  31. ^ Чокши, Нирадж (11 августа 2014 г.). «Неравенство доходов, похоже, растет более чем в 2 из 3 городских агломераций» . Вашингтон Пост . Проверено 13 сентября 2014 г.
  32. ^ Курцлебен, Даниэль (23 августа 2014 г.). «Богатство домохозяйств среднего класса упало на 35 процентов с 2005 по 2011 год» . Вокс . Проверено 13 сентября 2014 г.
  33. ^ Аллен, Пэдди (29 января 2009 г.). «Глобальная рецессия – куда ушли все деньги?» . Хранитель . Лондон . Проверено 10 апреля 2009 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и «Отчет о расследовании финансового кризиса – выводы – январь 2011 г.» . Fcic.law.stanford.edu. 10 марта 2011 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  35. ^ «Несогласие Уоллисона с итоговым отчетом FCIC» (PDF) . Январь 2011.
  36. ^ «Декларация G20» . Белый дом.gov. Ноябрь 2008 г.
  37. ^ «Гэри Гортон – NBER и Йельский университет – невидимая рука ударила по лицу: банковское дело и паника 2007 года» (PDF) . Май 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2014 г. . Проверено 16 апреля 2013 г.
  38. ^ FRED - Частные инвестиции в жилищное строительство - Получено 3 марта 2019 г.
  39. ^ Мартин, Фернандо М. (2016). «Частные инвестиции и Великая рецессия» . Экономические конспекты . 2016 . дои : 10.20955/es.2016.1 . S2CID   155967009 .
  40. ^ «CEPR-Дин Бейкер-Экономика Великой рецессии-29 июня 2014 г.» . Цепрь.нет. 29 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 августа 2014 г.
  41. ^ «Выученная макроэкономическая беспомощность» . Июль 2014 года . Проверено 14 марта 2018 г.
  42. ^ Миан, Атиф и Суфий, Амир (2014). Дом долгов . Чикагский университет. ISBN  978-0-226-08194-6 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  43. ^ Соуэлл, Томас (2009). Жилищный бум и спад . Основные книги. стр. 57–58. ISBN  978-0-465-01880-2 .
  44. ^ Гилфорд, Гвинн (29 августа 2017 г.). «Обвал рынка жилья в США спровоцировали не бедные субстандартные заемщики, а тряска домов» . Проверено 14 марта 2018 г.
  45. ^ «Джон Висман — Стагнация заработной платы, рост неравенства и кризис 2008 года — данные получены в июне 2015 года» (PDF) . Проверено 14 марта 2018 г.
  46. ^ «МВФ-Неравенство, кредитное плечо и кризисы-Кумхофф и Рансьер-ноябрь 2010 г.» (PDF) . Проверено 14 марта 2018 г.
  47. ^ «Рост неравенства в Стокхаммере как причина нынешнего кризиса – Амхерст PERI – апрель 2012 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2020 г. Проверено 14 марта 2018 г.
  48. ^ «Переосмысление того, как произошел жилищный кризис» . mitsloan.mit.edu . Проверено 14 марта 2018 г.
  49. ^ «Экономист-Точки света-14 июля 2012 г.» . Экономист.com. 14 июля 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  50. ^ «NPR-Эта американская жизнь-Гигантский пул денег-май 2008 г.» . Thisamericanlife.org. 9 мая 2008 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  51. ^ «NYT – Пол Кругман – Реалии европейского кризиса – февраль 2012 г.» . Кругман.blogs.nytimes.com. 25 февраля 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  52. ^ Поллейт, Торстен (13 декабря 2007 г.). «Манипулирование процентной ставкой: путь к катастрофе» . Институт Мизеса . Проверено 4 января 2009 года .
  53. ^ Петтифор, Энн (16 сентября 2008 г.). «Финансовый кризис Америки: уроки и перспективы» . открытая демократия. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 4 января 2009 года .
  54. ^ Карлссон, Стефан (8 ноября 2004 г.). «Американский неустойчивый бум» . Институт Мизеса . Проверено 4 января 2009 года .
  55. ^ Рейнхарт, Кармен М.; Рейнхарт, Винсент Р. (сентябрь 2010 г.). «После падения» . Рабочий документ NBER № 16334 . дои : 10.3386/w16334 .
  56. ^ «Конец роману» . Экономист. 30 октября 2008 года . Проверено 27 февраля 2009 г.
  57. ^ Кругман, Пол (12 декабря 2010 г.). «Мнение – блокируйте эти экономические метафоры» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 марта 2018 г.
  58. ^ Мартти Рандвир; Ленно Уускюла; Лийна Кулу. «ВЛИЯНИЕ ЧАСТНОГО ДОЛГА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ» . Eestipank.ee. Архивировано из оригинала 27 марта 2016 года . Проверено 22 апреля 2013 г. Как теоретические, так и эмпирические данные показывают, что рецессия более крутая в странах с высоким уровнем частного долга и/или кредитным бумом» и «Мы обнаруживаем, что более высокий уровень долга до рецессии коррелирует с меньшим экономическим ростом после окончания экономического спада». .
  59. ^ Бьянко, Джеймс (13 июня 2012 г.). «Диаграмма под названием «Кто-нибудь видел сокращение доли заемных средств?» » . Ритхольц.com . Проверено 23 августа 2014 г.
  60. ^ Маккарти, Райан (22 октября 2010 г.). «Как неравенство доходов в Америке достигло уровня, невиданного со времен депрессии» . huffingtonpost.com . Проверено 24 октября 2010 г.
  61. ^ «Отрывок из отчета МВФ, глава 3 – апрель 2012 г.» (PDF) . Проверено 17 августа 2013 г.
  62. ^ «McKinsey – Долг и сокращение доли заемных средств: глобальный кредитный пузырь и его экономические последствия – Обновлено – июль 2011 г.» . Mckinsey.com. 13 марта 2013. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Дирк Дж. Беземер: «Никто не предвидел этого» Понимание финансового кризиса с помощью моделей бухгалтерского учета , доступно через: MPRA. Архивировано 15 апреля 2015 г., в Wayback Machine , особенно. п. 9 и приложение.
  64. ^ Ланглуа, Хьюг; Люсье, Жак (7 марта 2017 г.). Издательство Колумбийского университета, Книга по рациональному инвестированию, стр. 61–62 «Что можно прогнозировать» . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231543781 .
  65. ^ Беземер, Дирк Дж. (16 июня 2009 г.). « Никто не предвидел этого»: понимание финансового кризиса с помощью моделей бухгалтерского учета» . Документ MPRA – через idea.repec.org.
  66. ^ «От субстандартного к терригенному: рецессия начинается дома» . Группа исследования стоимости земли. 2 июня 2009 г. (Обзор рецессий или ожидаемых рецессий в 40 странах, в 33 из которых, возможно, были пузыри на рынке недвижимости.)
  67. ^ «Конец бума цен на жилье в Польше» . Глобальный справочник по недвижимости. 25 августа 2008 г.
  68. ^ «Цены на недвижимость на Адриатическом побережье растут, в Загребе падают» . Глобальный справочник по недвижимости. 19 августа 2008 г.
  69. ^ «Хорошие времена снова здесь» . Глобальный справочник по недвижимости. 28 февраля 2008 г.
  70. ^ «Надвигающийся спад на рынке жилья в Китае» . Глобальный справочник по недвижимости. 1 сентября 2008 г.
  71. ^ Моника Дэйви (25 декабря 2005 г.). «2005: Одним словом» . Нью-Йорк Таймс .
  72. ^ «Глобальный жилищный бум» . Экономист. 16 июня 2005 г.
  73. ^ Предупреждение | линия фронта
  74. ^ Перейти обратно: а б Бетани Маклин и Джо Носера , Все дьяволы здесь: скрытая история портфеля финансового кризиса , Penguin, 2010, стр. 104–7.
  75. ^ Перейти обратно: а б Энтони Файола; Эллен Накашима; Джилл Дрю (15 октября 2008 г.). «Что пошло не так» . Вашингтон Пост . Проверено 10 апреля 2009 г.
  76. ^ Майкл Льюис (март 2010 г.). «Ярмарка тщеславия – Майкл Льюис – Ставка на слепую сторону – апрель 2010 г.» . Vanityfair.com . Проверено 17 августа 2013 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б Ланман, Скотт (5 марта 2009 г.). «Блумберг – Сенаторы Додд и Шелби требуют информации» . Блумберг . Проверено 11 июля 2011 г.
  78. ^ Кругман, Пол (2009). Возвращение экономики депрессии и кризис 2008 года . WW Нортон Компани Лимитед. ISBN  978-0-393-07101-6 .
  79. ^ Кругман, Пол (1 апреля 2010 г.). «Мнение – Финансовая реформа 101» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 марта 2018 г.
  80. ^ Лабатон, Стивен (3 октября 2008 г.). «Правило Агентства 2004 года позволяет банкам накапливать новые долги и рисковать» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2010 г.
  81. ^ Рассказывает и рассказывает Стивен Лабатон. Продюсер: Эми О'Лири (28 сентября 2008 г.). «День, когда SEC изменила правила игры» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 ноября 2012 г.
  82. ^ «Гэри Гортон - NBER и Йельский университет - невидимая рука ударила по лицу: банковское дело и паника 2007 года - обновлено в мае 2009 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2014 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  83. ^ Кто сейчас ноет? Экономисты раскритиковали Грэмма. Архивировано 5 августа 2011 г. на Wikiwix. Новости АВС . 19 сентября 2008 г.
  84. ^ Питер Дж. Уоллисон, «Причина и следствие: государственная политика и финансовый кризис», Вашингтон, округ Колумбия: Американский институт предпринимательства, ноябрь 2008 г.
  85. Комитет по надзору и правительственной реформе, заявление Эдварда Пинто, 9 декабря 2008 г., 4.
  86. ^ Питер Дж. Уоллисон (январь 2011 г.). «Несогласие с отчетом большинства Комиссии по расследованию финансового кризиса» . Американский институт предпринимательства . Проверено 20 ноября 2012 г.
  87. ^ Барри Ритхольц (26 ноября 2011 г.). «Расследование большой лжи» . Большая картина.
  88. ^ Пол Кругман (6 ноября 2014 г.). «Триумф зла» . Нью-Йорк Таймс .
  89. ^ Лабатон, Стивен (2 октября 2008 г.). «Правило Агентства 2004 года позволяет банкам накапливать новые долги» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2019 г.
  90. ^ Духигг, Чарльз (4 октября 2008 г.). «Вынужденная пойти на больший риск, Fannie достигла переломного момента» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2019 г.
  91. ^ Батра, Рави (8 мая 2011 г.). «Оружие массовой эксплуатации?» . Truthout.org. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
  92. ^ Батра, Рави (29 апреля 2011 г.). «Интервью Рави Батры» . Радиошоу Тома Хартмана (на 1:15) . Проверено 4 июня 2011 г.
  93. ^ Бьёрнхольт, Маргунн ; Маккей, Эйлса (2014). «Достижения феминистской экономики во времена экономического кризиса» (PDF) . В Бьёрнхольте, Маргунн ; Маккей, Эйлса (ред.). Рассчитывая на Мэрилин Уоринг: новые достижения феминистской экономики . Деметра Пресс . стр. 7–20. ISBN  9781927335277 .
  94. ^ Бюро экономического анализа США (1 января 1947 г.). «Реальный валовой внутренний продукт» . ФРЕД, Федеральный резервный банк Сент-Луиса . Проверено 16 января 2019 г.
  95. ^ Совет управляющих Федеральной резервной системы (США) (1 октября 1945 г.). «Домохозяйства и некоммерческие организации; собственный капитал, уровень» . ФРЕД, Федеральный резервный банк Сент-Луиса . Проверено 16 января 2019 г.
  96. ^ FRED - Общая численность занятых в несельскохозяйственном секторе - данные получены 7 июля 2018 г.
  97. ^ Бюро статистики труда США (1 января 1948 г.). «Уровень безработицы среди гражданского населения» . ФРЕД, Федеральный резервный банк Сент-Луиса . Проверено 16 января 2019 г.
  98. ^ «Баланс сектора США за пять десятилетий» . Институт новой политики . Архивировано из оригинала 23 февраля 2020 года . Проверено 16 января 2019 г.
  99. ^ «Совет Федеральной резервной системы – восстановление экономики и экономическая политика» . Federalreserve.gov . Проверено 16 января 2019 г.
  100. ^ «Программы TARP» . Казначейство.gov . Проверено 14 ноября 2019 г.
  101. ^ Вейсман, Джонатан (19 декабря 2014 г.). «США объявляют, что помощь банкам и автомобилям завершилась и стала прибыльной» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2019 г.
  102. ^ «Оценочная карта спасения – внимание к спасению – ProPublica» . project.propublica.org . 18 августа 0202 г. Проверено 16 января 2019 г.
  103. ^ Кэрол Грэм и Серджио Пинто (2 февраля 2017 г.). «Эффект «недовольства» Трампа для многих близок к Великой рецессии» . Брукингский институт.
  104. ^ Эрик Шнурер (2 июня 2016 г.). «Политика не защищена от рецессии» . Новости США.
  105. ^ Бен Чу (13 ноября 2016 г.). «Почему победил Трамп – «Уайтлэш» или экономическое разочарование?» . Независимый.
  106. ^ Мартин Сандбу (12 ноября 2016 г.). «Бесплатный обед: это все еще экономика, дурак» . Файнэншл Таймс .
  107. ^ Перейти обратно: а б с «Всемирная книга фактов ЦРУ - пример Греции» . Cia.gov . Проверено 17 августа 2013 г.
  108. ^ Перейти обратно: а б «Основные европейские экономические показатели, выбранные Евростатом» . Архивировано из оригинала 19 января 2013 года.
  109. ^ «Выпуск новостей Евростата – Показатели евро – 23 апреля 2012 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
  110. ^ Смит, Аарон (31 октября 2012 г.). «Безработица в еврозоне достигла рекордного уровня» . Money.cnn.com . Проверено 17 августа 2013 г.
  111. ^ Перейти обратно: а б Вольф, Мартин (27 апреля 2012 г.). «Влияние мер жесткой бюджетной экономии в еврозоне» . Блоги.ft.com . Проверено 17 августа 2013 г.
  112. ^ «Снова жесткая экономия и экономический рост (вонк)» . 24 апреля 2012 года . Проверено 14 марта 2018 г.
  113. ^ Ручир Шарма (28 июня 2016 г.). «Глобализация в том виде, в котором мы ее знаем, закончилась, и Брекзит является самым большим признаком этого события» . Независимый.
  114. ^ Эдвард Олден (29 июня 2016 г.). «Что Брексит говорит о росте популизма» . Совет по международным отношениям.
  115. ^ Весна Поляк (29 июня 2016 г.). «Брексит – это просто еще одна глава мирового финансового кризиса»: управляющий облигациями UBS» . Австралийский финансовый обзор.
  116. ^ Роберт Э. Скотт (28 июня 2016 г.). «Брексит: конец глобализации, какой мы ее знаем?» . Институт экономической политики.
  117. ^ «Выборы в Британии не дают никакой передышки от ее бед: Брексит является одновременно причиной и симптомом проблем страны» . Экономист. 3 июня 2017 г.
  118. ^ «Там, где демократия подвергается наибольшему риску» . Экономист . ISSN   0013-0613 . Проверено 10 мая 2024 г.
  119. ^ «Австралиец прыгает благодаря удивительной экономической мощи» . Сидней Морнинг Геральд . 2 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 4 марта 2016 г.
  120. ^ «Экономика отбрасывает грусть после бума в горнодобывающей промышленности» . Девять сетевых новостей . 2 марта 2016 г. Проверено 4 марта 2016 г.
  121. ^ Броггер, Тасним; Ловаш, Агнес (21 сентября 2009 г.). «Центральная Европа рискует понизить рейтинг из-за ухудшения финансового положения (обновление 1)» . Блумберг . Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 21 января 2010 г.
  122. ^ «Злотый выиграет, говорит LBBW, самый точный прогнозист (обновление 1)» . Bloomberg.com. 9 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 21 января 2010 г.
  123. ^ Андруш, Катя (15 декабря 2009 г.). «Экономические перспективы Польши могут быть улучшены МВФ, сообщает PAP» . Блумберг . Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года.
  124. ^ «Южная Корея избегает рецессии» . Би-би-си. 24 апреля 2009 года . Проверено 21 января 2010 г.
  125. ^ «МЭА: Южная Корея может быть единственной крупной страной ОЭСР, которая сможет избежать рецессии - WSJ.com» . 1 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2009 года . Проверено 14 марта 2018 г.
  126. ^ Заппоне, Крис (3 июня 2009 г.). «Австралия уклоняется от рецессии» . Сидней Морнинг Геральд .
  127. ^ «Экономика Австралии сократилась в последнем квартале 2008 года» . Вотньюс . Март 2009 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2011 г.
  128. ^ Венн, Бруно (25 января 2013 г.). «Чрезвычайно высокие процентные ставки» . Д+Ц . Проверено 20 февраля 2021 г.
  129. ^ «ВВП и основные компоненты - объемы: процентное изменение по сравнению с предыдущим кварталом (с учетом сезонных колебаний и с учетом рабочих дней)» . Евростат. 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 г.
  130. ^ Шарль Форель (19 мая 2012 г.). «Во время европейского кризиса Исландия становится островом восстановления» . Уолл Стрит Джорнал .
  131. ^ «Латвия» . Оксфордские брифинги по экономическим странам . Findarticles.com. 26 сентября 2008 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 4 января 2009 года .
  132. ^ Эванс-Притчард, Эмброуз (25 сентября 2008 г.). «Ирландия ведет еврозону к рецессии» . Лондон: Телеграф . Проверено 4 января 2009 года .
  133. ^ «Новая Зеландия впадает в рецессию» . Новости Би-би-си. 26 сентября 2008 года . Проверено 4 января 2009 года .
  134. ^ «ОСНОВНОЕ: Кризис отправил Японию в первую за 7 лет рецессию» . ТОКИО: Рейтер. 17 ноября 2008 года . Проверено 4 января 2009 года .
  135. ^ «Акции Гонконга могут упасть; экспортеры могут упасть» . ГОНКОНГ: Рейтер. 16 ноября 2008 года . Проверено 4 января 2009 года .
  136. ^ Данкли, Джейми (10 октября 2008 г.). «Сингапур скатывается в рецессию» . Лондон: Телеграф . Проверено 4 января 2009 года .
  137. ^ «ВВП региона ОЭСР снизился на 0,1% в третьем квартале 2008 года» (PDF) . ОЭСР. 20 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 г. . Проверено 10 апреля 2009 г.
  138. ^ Фитцгиббонс, Патрик (14 ноября 2008 г.). «TOPWRAP 10 – Германия, Китай и США ощущают боль от глобального экономического спада» . НЬЮ-ЙОРК: Рейтер . Проверено 4 января 2009 года .
  139. ^ Струпчевский, Ян (14 ноября 2008 г.). «Еврозона в рецессии, в декабре ожидается снижение ставок» . БРЮССЕЛЬ: Reuters.com . Проверено 4 января 2009 года .
  140. ^ «Экономика Испании вступает в рецессию» . Новости Би-би-си. 28 января 2009 года . Проверено 10 апреля 2009 г.
  141. ^ «Тайвань в рецессии, поскольку экономический спад составляет 8,36%» . ТАЙБЭЙ (АФП). 18 февраля 2009. Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 10 апреля 2009 г.
  142. ^ «SECO – Валовой внутренний продукт во втором квартале 2009 г.» . Seco.admin.ch. 25 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2010 года . Проверено 21 января 2010 г.
  143. ^ Ин Су Нам (24 апреля 2009 г.). «Экономика Южной Кореи избежала рецессии и выросла на 0,1% — WSJ.com» . Online.wsj.com . Проверено 21 января 2010 г.
  144. ^ «Рефлирование дракона» . Пекин: Экономист. 13 ноября 2008 года . Проверено 4 января 2009 года .
  145. ^ «Оценка Нацбанка: ВВП Украины в январе снизился на 20 процентов» . Киев Почта. 17 февраля 2009 года . Проверено 10 апреля 2009 г.
  146. ^ «Украина | Журнал Global Finance» . Gfmag.com. Архивировано из оригинала 16 августа 2010 года . Проверено 23 августа 2014 г.
  147. ^ "Данные о рецессии в Украине" «Квартальная оценка валового внутреннего продукта Украины за 2001 – 2012 годы» (PDF) . Сезонная корректировка валового внутреннего продукта в постоянных ценах 2007 года (Таблица 5.1 – Валовой внутренний продукт, стр. 99) . Государственная служба статистики Украины. 30 августа 2013 г.
  148. ^ «Почему Япония перестала расти?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2012 года . Проверено 1 мая 2012 г.
  149. ^ Алфорд, Питер (16 февраля 2009 г.). «Япония движется к самой продолжительной и глубокой послевоенной рецессии» . Австралиец. Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 года . Проверено 10 апреля 2009 г.
  150. ^ «ВВП Японии падает самыми большими темпами с 1955 года – Мировой бизнес – NBC News» . Новости Эн-Би-Си. 19 мая 2009 года . Проверено 21 января 2010 г.
  151. ^ «ЦРУ добавляет экономику к угрозам. Обновления Белого дома дали первый ежедневный брифинг», статья Джоби Уоррика, штатного обозревателя Washington Post, четверг, 26 февраля 2009 г.
  152. ^ Джек Юинг (10 марта 2009 г.). «Экономические проблемы повышают глобальный политический риск» . Деловая неделя .
  153. ^ «Эксперты: Финансовый кризис угрожает безопасности США» . Политик . Ассошиэйтед Пресс. 11 марта 2009 г.
  154. ^ Перейти обратно: а б «Протест в Европе | Исландии закончился столкновениями» . Новости Би-би-си. 23 ноября 2008 года . Проверено 15 мая 2012 г.
  155. на NPR «Экономический кризис представляет угрозу глобальной стабильности». Статья Тома Гьелтена
  156. ^ Ромеро, Саймон. «Протесты против платы за проезд в автобусах охватили два крупнейших города Бразилии» , The New York Times , июнь 2013 г.
  157. ^ Доббс, Дэвид. «Нью-Йорк Таймс – последние новости, мировые новости и мультимедиа» . Интернэшнл Геральд Трибьюн. Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  158. ^ Мальтезу, Рене (25 февраля 2009 г.). «Греки закрывают аэропорты и службы в знак протеста против экономики» . Рейтер . Проверено 15 мая 2012 г.
  159. ^ Меган К. Стэк (17 января 2009 г.). «Протесты распространились в Европе на фоне экономического кризиса» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 мая 2012 г.
  160. ^ Доббс, Дэвид. «Нью-Йорк Таймс – последние новости, мировые новости и мультимедиа» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
  161. ^ Е. Шадрина и др. «Россия и «Великая рецессия», Международные отношения: Российский журнал мировой политики, дипломатии и международных отношений (2010), 56 № 2, стр. 113-129.
  162. ^ Ян Трейнор (31 января 2009 г.). «Правительства по всей Европе дрожат, поскольку последствия глобальной рецессии вынуждают разгневанных людей выходить на улицы» . Хранитель . Лондон . Проверено 15 мая 2012 г.
  163. ^ Абенд, Лиза (11 сентября 2012 г.). «Барселона» предупреждает Мадрид: платите, или Каталония покинет Испанию . Время . Марш в защиту независимости собрал толпу, по оценкам городской полиции, в 1,5 миллиона человек . Проверено 16 сентября 2012 г. {{cite news}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  164. ^ «ЕС предлагает план стимулирования экономики на сумму 200 миллиардов евро» . Деловая неделя . 26 ноября 2008 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 21 января 2010 г.
  165. ^ Чен, Муян (2024). Восстание опоздавших: политические банки и глобализация финансирования развития Китая . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN  9781501775857 .
  166. ^ Лэнгли, Пол (2015). Потерянная ликвидность: управление глобальным финансовым кризисом . Издательство Оксфордского университета. стр. 83–86. ISBN  978-0199683789 .
  167. ^ «Гордон творит добро» . Нью-Йорк Таймс . 12 октября 2008 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
  168. ^ «Казначейство – пресс-релиз Полсона» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года.
  169. ^ Херсенхорн, Дэвид М. (21 сентября 2008 г.). «Администрация требует для Уолл-стрит 700 миллиардов долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2010 г.
  170. ^ «BBC – Пакет стимулов 2009» . Новости Би-би-си . 14 февраля 2009 года . Проверено 27 февраля 2009 г.
  171. ^ «План Обамы-домовладельцев по доступности и стабильности» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2009 г.
  172. ^ Аппельбаум, Биньямин (26 февраля 2013 г.). «Председатель ФРС защищает усилия по стимулированию экономики» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 октября 2017 г.
  173. ^ Перейти обратно: а б Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN  978-1-9848-7828-1 .
  174. ^ «Азиатские центральные банки тратят миллиарды, чтобы предотвратить крах» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 16 сентября 2008 года. Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года . Проверено 21 сентября 2008 г.
  175. ^ «Путешествие Sensex: с 2008 по 2013 год» . Прибыль НДТВ . 1 ноября 2013 г.
  176. ^ «Китайские фармацевтические экспортеры получат выгоду от последнего повышения налоговых льгот» . Азия Производство Фармацевтики . 1 декабря 2008 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 1 декабря 2008 г.
  177. ^ «Германия спасает Hypo Real Estate» . Немецкая волна . 6 октября 2008 г.
  178. ^ «Гордон Браун должен сказать «извини» » . Лондон: Телеграф. 9 марта 2009 года . Проверено 9 марта 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  179. ^ «Этого не существует!» . Newsweek.com. 6 декабря 2008 года . Проверено 15 декабря 2008 г.
  180. ^ Уотерфилд, Бруно (25 марта 2009 г.). «ЕС сопротивляется дефициту» . Лондон: Telegraph.co.uk. Архивировано из оригинала 28 марта 2009 года . Проверено 21 января 2010 г.
  181. ^ «Сокращение дефицита: три года осталось, осталось пять?» . Институт финансовых исследований. 8 мая 2013 года . Проверено 2 февраля 2016 г.
  182. ^ «Бюджетная консолидация ЕС после финансового кризиса: уроки прошлого опыта» . Политический портал VOX CEPR. 2 октября 2010 г. Проверено 2 февраля 2016 г.
  183. ^ «Лидеры G20 заключают глобальное соглашение» . Новости Би-би-си . 2 апреля 2009 г.
  184. ^ Олдерман, Лиз (13 сентября 2010 г.). «МВФ призывает страны сосредоточиться на создании рабочих мест» . Нью-Йорк Таймс .
  185. ^ Перейти обратно: а б «Снижение ставок в Израиле предполагает дальнейшее снижение ставок на развивающихся рынках – Отчет о развивающихся рынках» . МаркетВотч . Проверено 15 мая 2012 г.
  186. ^ «Австралия повышает процентные ставки» . Новости Би-би-си. 6 октября 2009 года . Проверено 21 января 2010 г.
  187. ^ «Центральный банк Индии повышает процентные ставки» . Нью-Йорк Таймс . 19 марта 2010 г.
  188. ^ Эванс, Эмброуз (16 апреля 2009 г.). «МВФ предупреждает о параллелях с Великой депрессией» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 21 января 2010 г.
  189. ^ «МВФ опасается «социального взрыва» из-за мирового кризиса рабочих мест» . «Дейли телеграф» . Лондон. 13 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2010 года . Проверено 17 августа 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed03638c4f48e89ca535e89eee60f4b5__1722720060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/b5/ed03638c4f48e89ca535e89eee60f4b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Recession - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)