Ацтекская империя
Тройной альянс (Империя ацтеков) Ēxcān tlahtments | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1428–1521 | |||||||||||||||||||||||||||
Плосовые глифы для Texcoco , Tenochtitlan и Tlacopan , три основателя Altepemeh и традиционные корелеры Triple Aztec Triple Alliance | |||||||||||||||||||||||||||
![]() Максимальная степень империи ацтеков | |||||||||||||||||||||||||||
Капитал | Мексика-Тенхтитлан ( де-факто ) | ||||||||||||||||||||||||||
Общие языки | Nahuicl ( lingua franca )
многие другие | ||||||||||||||||||||||||||
Религия | Ацтекская государственная религия | ||||||||||||||||||||||||||
Правительство | Гегемоническая военная конфедерация союзных городских государств | ||||||||||||||||||||||||||
Согласно Богу | |||||||||||||||||||||||||||
• 1427–1440 | Itzcoatl ( основатель альянса ) | ||||||||||||||||||||||||||
• 1520–1521 | Cuauhtémoc ( последний ) | ||||||||||||||||||||||||||
Huetlatoani из Tetzcoco | |||||||||||||||||||||||||||
• 1431–1440 | Nezahualcoyotl ( основатель альянса ) | ||||||||||||||||||||||||||
• 1516–1520 | Какамаматзин ( последний ) | ||||||||||||||||||||||||||
Huetlatoani Tlacopan | |||||||||||||||||||||||||||
• 1400–1430 | Totoquihuaztli 1 ( основатель альянса ) | ||||||||||||||||||||||||||
• 1519–1524 | Tetlepanquetzaltin ( последний ) | ||||||||||||||||||||||||||
Историческая эра | Преколумбовая эра Возраст открытия | ||||||||||||||||||||||||||
• Фонд альянса [ 1 ] | 1428 | ||||||||||||||||||||||||||
13 августа 1521 г. | |||||||||||||||||||||||||||
Область | |||||||||||||||||||||||||||
1520 [ 2 ] | 220 000 км 2 (85 000 кв. МИ) | ||||||||||||||||||||||||||
Население | |||||||||||||||||||||||||||
• начало 16 -го века [ 3 ] | 6 миллионов | ||||||||||||||||||||||||||
Валюта | Quachtli (платить хлопчатобумажной тканью по количеству) и какао -бобы как товарные деньги | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Сегодня часть | Мексика | ||||||||||||||||||||||||||
Полный список монархов рядом с нижней частью страницы. [ 4 ] |
![]() |
Ацтекская империя |
---|
Империя ацтеков или тройной альянс ( Классический Нахуатл : ēxcān tlahtōlōyān , [ˈjéːʃkaːn̥ t͡ɬaʔtoːˈlóːjaːn̥] ) был альянсом трех Нахуа государственных звезд : Мексика-Тенхтитлан , Тецкоко и Тлакопан . Эти три города-государства управляли этим районом в долине Мексики и вокруг него , до 1428 года до тех пор, пока объединенные силы испанских конкистадоров и их родных союзников, которые правили под Эраном Кортесом, победили их в 1521 году.
Альянс был сформирован из победоносных групп гражданской войны, ведущей между городом Азкапотзалко и ее бывшими приточными провинциями. [ 4 ] Несмотря на первоначальную концепцию империи как альянса трех самоуправленных городских государств, столица Теночтитлан стала доминирующей военностью. [ 5 ] К тому времени, когда испанцы прибыли в 1519 году, земли альянса были фактически управлялись из Теночтитлана , в то время как другие партнеры альянса заняли вспомогательные роли.
Альянс вел войны завоевания и расширился после его формирования. Альянс контролировал большую часть Центральной Мексики в своем роде, а также несколько более отдаленных территорий в Месоамерике , таких как провинция Xoconochco ацтека , экстрава возле современной границы Гватемалов . Правило ацтеков было описано учеными как « гегемонистское » или «косвенное». [ 6 ] Ацтеки оставили правителей завоеванных городов власти, если они согласились отдать полугодовую дань уважения альянсу, а также предоставлять военные силы, когда это необходимо для военных усилий ацтеков. В свою очередь, имперская власть предлагала защиту и политическую стабильность и способствовала интегрированной экономической сети разнообразных земель и народов, которые обладали значительной местной автономией.
Ацтекская религия была монистическим пантеизмом , в котором концепция Нахуа о Теотле была истолкована как Верховный Бог, а также разнообразный пантеон меньших богов и проявлений природы. Империи Популярная религия, как правило, охватывала мифологические и политеистические аспекты, а государственная религия спонсировала как монизм высших классов, так и популярные гетеродоксии. Империя даже официально признала крупнейшие культы, так что божество было представлено в центральном храмовом районе столицы Теночтитлана . Императорский культ был, в частности, от отличительного воинственного покровителя бога Мексики Хуитзилопочтли . Народам было разрешено сохранять и свободно продолжать свои собственные религиозные традиции в завоеванных провинциях, если они добавили имперского Бога Хуитзилопочтли к их местным пантеонам.
Этимология и определения
Слово ацтек в современном использовании не использовалось бы самими людьми. Он по -разному использовался для обозначения ацтеков или тройного альянса, на людей, говорящих на Нахуатле Центральной Мексики до испанского завоевания, или, в частности, этнической принадлежности Мексики из племен Nahuatl -говорящих (из TLACA ). [ 7 ] Название происходит от единственного Nahuatl Word Aztecatl ( Нахуатл произношение: [asˈtekat͡ɬ] ), что означает «[люди] из Ацтлана », отражая мифическое место происхождения для народов Нахуа. [ 8 ] [ 9 ]
История

Перед империей ацтеков
Народы Нахуа произошли от народов Чичимека , которые мигрировали в центральную Мексику с севера (в основном центрированы вокруг современных штатов Закатекас , Сан-Луис Потоси и Гуанахуато ) в начале 13-го века. [ 10 ] История миграции Мексики аналогична истории других государств в Центральной Мексике, с сверхъестественными местами, индивидуумами и событиями, присоединяющимися к земной и божественной истории, поскольку они искали политическую легитимность. [ 11 ] Пиктографические кодексы, в которых ацтеки записали свою историю, говорят, что место происхождения империи называлось Ацтлан . Ранние мигранты поселили бассейн Мексики и прилегающие земли, создав серию независимых городских государств. Этими ранними городскими государствами или Altepetl управляли династические головы, называемые Tlahtohqueh (необычайно Tlatoāni ). Большинство существующих поселений были установлены другими коренными народами до миграции Мексики. [ 12 ]
Эти ранние городские государства вели различные мелкие войны друг с другом, но ни один человек не получил доминирования из-за смещения альянсов. [ 13 ] Мексика . была последней из мигрантов Нахуа, которые прибыли в центральную Мексику Они вошли в бассейн Мексики около 1250 года, и к тому времени большая часть хороших сельскохозяйственных земель уже была заявлена. [ 14 ] Мексика убедила короля Кулхуакана , небольшого городского государства, но исторически, как убежище толтеков , чтобы они поселились в относительно бесплодном участке земли под названием Чапультепек ( Chapoltepēc, «в холме кузнечиков»). Мексика служила наемниками для Кулхуакана. [ 15 ]
После того, как Мексика служила Кулхуакану в бою, правитель назначил одну из своих дочерей, чтобы править Мексикой. Мифологические родные рассказы говорят, что Мексика вместо этого пожертвовала ей, пробив ее кожу под командованием их Бога XIPE TOTEC . [ 16 ] Правитель Кулхуакана атаковал и использовал свою армию, чтобы отвезти Мексику из Тизаапана силой, когда узнал об этом. Мексика переехала на остров в центре озера Теккоко , где орел вливался на нипал кактус. Мексика интерпретировала это как знак от своих богов и основала их новый город Теночтитлан году на этом острове в этом . [ 4 ]
Ацтекская война
Мексика стала известна как ожесточенные воины и смогла зарекомендовать себя как военная сила. Важность воинов и неотъемлемая природа войны в Мексике Политическая и религиозная жизнь помогла привести к тому, что они станут доминирующей военной силой до прибытия испанца в 1519 году.
Государство Нью-Мексики союзнико сочетается с городом Азкапотзалко и отдал дань уважения своему линейке Tezozomoc . [ 17 ] Azcapotzalco начал расширяться в небольшую империю притока с помощью Мексики. Мексиканский правитель не был признан законным королем до этого момента. Мексиканские лидеры успешно подали ходатайство об одном из королей Кулхуакана, чтобы дочь вступить в брак на линию Мексики. Их сын Акамапихтли был выдвиен на престол как первое Тлатоани из Теночтитлана в 1372 году. [ 18 ]
Тепанеки . Азкапотзалко расширили свое правление с помощью Мексики, в то время как город Аколхуа из Теккоко выросла в восточной части бассейна озера В конце концов, между этими двумя штатами вспыхнула война, и Мексика сыграла жизненно важную роль в завоевании Texcoco. К тому времени Теночтитлан вырос в крупный город и был вознагражден за лояльность к Tepanecs, получив Texcoco в качестве притока провинции. [ 19 ]
Мексика война была отмечена акцентом на захват врагов, а не убийство их от тактики до оружия. Захват врагов было важным для религиозного ритуала и обеспечило средство, с помощью которых солдаты могли различать себя во время кампаний. [ 20 ]
Tepanec War
В 1426 году умер король Тепанек Тезозомок, [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] и результирующий кризис преемственности ускорил гражданскую войну между потенциальными преемниками. [ 19 ] Мексика поддержала предпочтительного наследника Тезозомока Тайахаух , который первоначально был навязен как король. Но его сын Максла вскоре узурпировал престол и выступил против фракций, которые против него, в том числе мексиканский правитель Чимальпопока . Последний умер вскоре после этого, возможно, убит МакСТла. [ 14 ]
Новая мексиканская правила Itzcoatl продолжала бросить вызов Maxtla, и он блокировал Tenochtitlan и потребовал увеличенных платежей по дани. [ 24 ] Maxtla также повернулся против Аколхуа , и король Texcoco Nezahualcoyotl сбежал в изгнание. Nezahualcoyotl нанял военную помощь короля Хьюксоцко , и Мексика получила поддержку диссидентского города Тепанек под названием Tlacopan . В 1427 году Теночтитлан, Теккоко, Тлакопан и Хьюксоцко отправились на войну против Азкапотзалко, одержав победу в 1428 году. [ 24 ]
После войны Хьюксоцко вышел и в 1430 году [ 1 ] Три оставшихся города сформировали договор, теперь известный как тройной альянс. [ 24 ] Земли Tepanec были выпущены среди трех городов, чьи лидеры согласились сотрудничать в будущих войнах завоевания. Земля, приобретенная у этих завоеваний, должна была проходить вместе тремя городами. Дань была разделена так, что два короля альянса пошли в Теночтитлан и Теккоко, и кто -то поехал в Тлакопан. Три короля приняли название «Хуэтлатони» («Старейшина», часто переводимый как «Император»). Каждый временно занимал должность над правителями других городских государств («Tlatoani») в этой роли. [ 25 ]
В течение следующих 100 лет тройной альянс Теночтитлана, Теккоко и Тлакопана доминировал в долине Мексики и расширил свою силу до берегов Мексиканского залива и Тихого океана . Теночтитлан постепенно стал доминирующей властью в альянсе. Двумя основными архитекторами этого альянса были сводные браи и племянники Itzcoatl Tlacaelel и Moctezuma . Моктезума в конечном итоге сменил Itzcoatl как Мексику Хуэтлатони в 1440 году. Tlacaelel занял вновь созданный титул « Cihuacoatl », эквивалентный чем -то между «премьер -министром» и «Вицером». [ 24 ] [ 26 ]
Имперские реформы
Вскоре после формирования тройного альянса Itzcoatl и Tlacopan спровоцировали широкие реформы в государстве и религии ацтеков . Утверждалось, что Tlacaelel приказал сжигать некоторые или большую часть существующих ацтекских книг, утверждая, что они содержали ложь и что «не мудры, что все люди должны знать картины». [ 27 ] Впоследствии он переписал историю ацтеков, естественно, поместив Мексику в более центральную роль. [ Цитация необходима ]
После Moctezuma я сменил Itzcoatl в качестве императора Мексики, было спровоцировано больше реформ, чтобы поддерживать контроль над завоеванными городами. [ 28 ] Неоплачиваемые короли были заменены на марионеточные правители, верные Мексике. Новая имперская система дани создала коллекционеров дань Мексики, которые напрямую облагают налогом население, обходя авторитет местных династий. Nezahualcoyotl также организовала политику на землях Acolhua по предоставлению предметных владений Kings Dributary Holdings в землях, далеко от их столиц. [ 29 ] Это было сделано для создания стимула для сотрудничества с империей; Если король города восстал, он потерял дань, которую он получил от иностранных земель. Некоторые мятежные короли были заменены Калпикске или назначенными губернаторами, а не династическими правителями. [ 29 ]
Moctezuma выпустил новые законы, которые отделяли дворян от простых людей и установили смертную казнь за прелюбодеяние и другие преступления. [ 30 ] Религиозно контролируемая школа была построена в каждом районе королевским указом. [ 30 ] У обычных районов была школа под названием « Telpochcalli », где они получили базовое религиозное обучение и военную подготовку. [ 31 ] Второй, более престижный тип школы под названием « Calmecac » служил для преподавания знати, а также простых людей, стремящихся стать священниками или ремесленниками. Moctezuma также создал новый заголовок под названием « Quauhpilli », который может быть предоставлен простым. [ 28 ] Этот титул был формой неравнотистской меньшей благородства, присужденной за выдающуюся военную или государственную службу (аналогично английскому рыцарю ). Простые люди, получившие этот титул, редко женились на королевских семьях и стали королями. [ 29 ]
Одним из компонентов этой реформы было создание института регулируемой войны, называемой цветочными войнами . Мезоамериканская война в целом характеризуется сильным предпочтением захватить живых заключенных, а не убивать врага на поле битвы, которое считалось небрежным и безвозмездно. Цветочные войны являются мощным проявлением этого подхода к войне. Эти высоко ритуализированные войны обеспечили устойчивое, здоровое предложение опытных воинов ацтеков, а также устойчивого, здорового запаса захваченных вражеских воинов за жертву богов. Цветочные войны были предварительно оранены официальными лицами с обеих сторон и проводились специально для целей каждого государства, собирающего заключенных для жертвы. [ 20 ] [ 32 ] Находящие исторические рассказы говорят, что эти войны были спровоцированы Тлакалелем как средство умиротворения богов в ответ на огромную засуху, которая охватила бассейн Мексики с 1450 по 1454 год. [ 33 ] Цветочные войны в основном велись между империей ацтеков и соседними городами их архи-энмии Tlaxcala .
Ранние годы расширения

После поражения Tepanecs, Itzcoatl и Nezahualcoyotl Consolidated Power в бассейне Мексики и начали расширяться за пределы его границ. Первыми целями для имперской экспансии были койоакан в бассейне Мексики и Куаунахуак и Хуэкстепе в современном мексиканском штате Морелос . [ 35 ] Эти завоевания обеспечили новую империю большим притоком дани, особенно сельскохозяйственных товаров.
Ицкоатл умер, и Моктезума я был выдвинут на преследование в качестве императора Нью -Мексики. Расширение империи было кратко остановлено крупной четырехлетней засухой, которая поразила бассейн Мексики в 1450 году, и несколько городов в Морелосе должны были быть повторно подтверждены после того, как засуха утихла. [ 36 ] Moctezuma и Nezahualcoyotl продолжали расширять империю на восток в направлении Мексиканского залива и юга в Оахаку . В 1468 году Moctezuma я умер, и его сменил его сын Аксаякатл . Большая часть тринадцатилетнего правления Аксаякатла была потрачена на консолидацию территории, приобретенной под его предшественником. Motecuzoma и Nezahualcoyotl быстро расширились, и многие провинции восстали. [ 14 ]
Кроме того, поскольку империя ацтеков расширялась и консолидировала власть, империя Purépecha в Западной Мексике также расширялась. В 1455 году Purépecha под их королем Tzitzipandaquare вторглась в долину Толуки, претендуя на земли, ранее завоеванные Motecuzoma и Itzcoatl. [ 37 ] В 1472 году Axayacatl повторно подтвердил регион и успешно защитила его от попыток Purépecha вернуть его обратно. В 1479 году Axayacatl выпустил серьезное вторжение в империю Purépecha с солдатами 32 000 ацтеков. [ 37 ] Purépecha встретил их через границу с 50 000 солдат и одержал громкую победу, убив или захватив более 90% армии ацтеков. Сам Аксаякатл был ранен в битве, отступил в Теночтитлана и больше никогда не вовлекал в битву Пюрепечу. [ 38 ]
В 1472 году незахуалкойотль умер, а его сын Незахуалпилли был выдвинут на престол как новый Huetlatoani из Texcoco. [ 39 ] За этим последовала смерть axayacatl в 1481 году. [ 38 ] Аксаякатл был заменен его братом Тизоком . Царствование Тизока было общеизвестно кратким. Он оказался неэффективным и не значительно расширил империю. Тизок, вероятно, был убит его собственными дворянами пять лет в его правлении, по -видимому, из -за его некомпетентности. [ 38 ]
Более поздние годы расширения

Тизоку сменил его брат Ахюитзотл в 1486 году. Как и его предшественники, первая часть правления Ахюитзотла была потрачена на подавление восстаний, которые были обычным явлением из -за косвенной природы правила ацтека. [ 38 ] Затем Ahuitzotl начал новую волну завоеваний, включая долину Оахака и побережье Сосонусо . Ahuitzotl завоевал пограничный город Отзома и превратил город в военный форпост из -за увеличения пограничных стычек с Purépecha. [ 40 ] Население Отзомы было либо убито, либо рассеяно в процессе. [ 37 ] Впоследствии Purépecha создала крепости поблизости, чтобы защитить от расширения ацтеков. [ 37 ] Ахуитзотл ответил, расширившись дальше на запад до Тихоокеанского побережья Герреро .
В царствовании Ahuitzotl, Мексика была самой большой и самой мощной фракцией в Ацтек -тройном альянсе. [ 41 ] Основываясь на престиже, которую Мексика приобрела в ходе завоеваний, Ахютцотль начал использовать титул «Хьюхуэтлатони» («Старший оратор»), чтобы отличить себя от правителей Теккоко и Тлакопана. [ 38 ] Альянс все еще технически управлял империей. Но Мексика Император теперь принял номинальный, если не фактический старшинство.
Ахютезотл был сменен его племянником Моктезума II в 1502 году. Моктезума II провел большую часть своего правления консолидирующей власть в землях, завоеванных его предшественниками. [ 40 ] Tlaxcalan General. [ 42 ] Ацтекская армия не смогла принять ни одной территории и была в основном ограничена рейдом. Purépecha победила их, и армия вышла.
Moctezuma II организовал больше имперских реформ. [ 40 ] Смерть Незахуалкойотла заставила императоров Мексики стать де -факто правителями альянса. Moctezuma II использовал свое правление, чтобы попытаться более тесно консолидировать власть с Императором Мексики. [ 43 ] Он удалил многие из советников Ахуитзотла и несколько из них выполнили. [ 40 ] Он также отменил класс Quauhpilli , разрушив возможность простых людей перейти к дворянству. Его усилия по реформе были прерваны испанским завоеванием в 1519 году.
Испанское завоевание

Лидер испанской экспедиции Эрнан Кортес приземлился в Юкатане в 1519 году с приблизительно 630 человек (наиболее вооруженные только мечом и щитом). Кортес был фактически удален как командир экспедиции губернатором Кубы Диего Веласкес , но украл лодки и оставил без разрешения. [ 44 ] На острове Козумель Кортес встретил супругам потерпевшего судно испанца по имени Геронимо де Агилар , который присоединился к экспедиции и переведен между испанским и майя. Затем экспедиция отправилась на запад в Кампече, где после короткой битвы с местной армией Кортес смог договориться о мире через своего переводчика Агилара. Король Кэмпече дал Кортесе вторую переводчику, двуязычную рабыню Нахуа-Майя по имени Ла Малинче (она была также известна как Малиналли [Малинанал], Малинцин [Магилинцин] или Донья Марина [ˈdoɲa maˈɾina]). Агилар переведен с испанского на майян, а Ла Малинче перевел из майя в Нахуатль. Малинче стала переводчиком Cortés для языка и культуры, когда она выучила испанский, и она была ключевой фигурой в взаимодействии с Нахуа . правителями [ 45 ]
Затем Кортес отплыл из Кэмпче в Кемпоала , приточную провинцию Ацтек -тройного альянса. Рядом он основал город Веракрус , где встретился с послами из правящей Мексики Императора Моктезума II. Когда послы вернулись в Теночтитлан, Кортес отправился в Кемпоалу, чтобы встретиться с местными лидерами Totonac . Правитель Totonac рассказал Кортесу о его различных жалобах против Мексики, и Кортес убедил Totonacs заключить в тюрьму имперский сборщик дани. [ 46 ] Впоследствии Кортес выпустил сборщик дани после того, как убедил его, что этот шаг был полностью идеей Totonac и что он не знал об этом. Totonacs предоставили Cortés 20 компаний солдат для его марша в Tlaxcala, эффективно объявив войну ацтеков. [ 47 ] В это время несколько солдат Кортесы пытались мятеж. Когда Кортес обнаружил сюжет, у него были накапливались свои корабли и затонули их в гавани, чтобы убрать любую возможность сбежать на Кубу. [ 48 ]


Армия Тонака, возглавляемая испанским языком, перешла в Тлаксала, чтобы искать альянс последнего против ацтеков. Тем не менее, генерал Tlaxcalan Xicotencatl младший считал, что они враждебны и подвергаются нападениям. После сражения нескольких близких сражений Кортес в конечном итоге убедил лидеров Tlaxcala приказать их генералу выйти из строя. Затем Кортес обеспечил союз с жителями Тлаксалы и отправился оттуда в бассейн Мексики с меньшей компанией из 5000-6000 Tlaxcalans и 400 Totonacs в дополнение к испанским солдатам. [ 48 ] Во время своего пребывания в городе Чолула Кортес утверждает, что получил известие о запланированной засаде против испанцев. [ 48 ] В упреждающем ответе Кортес поручил своими войсками атаковать и убить большое количество безоружных холуланов, собравшихся на главной площади города.
После резни в Чолуле Кортес и другие испанцы вошли в Теночтитлан, где их приветствовали в качестве гостей и дали кварталы во дворце бывшего императора Аксаякатла. [ 49 ] Проживая в городе в течение шести недель, два испанца из группы, оставшиеся в Веракрузе, были убиты в результате ссоры с лордом -ацтеком по имени Кецальпопока. Кортес утверждает, что он использовал этот инцидент в качестве оправдания, чтобы взять заключенного мотекузомы под угрозой силы. [ 48 ] Мотекузома продолжала управлять королевством в качестве пленника Кортеса в течение нескольких месяцев. Вторая более крупная испанская экспедиция прибыла в 1520 году под командованием Панфило -де Нарваес, отправленного Диего Веласкесом с целью ареста Кортеса за измену. Прежде чем столкнуться с Нарваесом, Кортес тайно убедил лейтенантов Нарваеса предать его и присоединиться к Кортесу. [ 48 ]
Кортес был вдали от Теночтитлана, имеющего дело с Нарваесом, в то время как его второй в командировке Педро де Альварадо убил группу дворянства ацтеков, в ответ на ритуал человеческой жертвы в честь Хитцилопохтли . [ 48 ] Ацтеки ответили, атакуя дворец, где испанцы были расквартированы. Кортес вернулся в Теночтитлан и пробился во дворец. Затем он поднял мотекузому до крыши дворца, чтобы попросить его подданных встать. Однако к этому моменту правящий совет Теночтитлана проголосовал за свержение мотекузомы и избрал своего брата Куитлахуака новым императором. [ 49 ] Один из ацтекских солдат ударил мотекузому в голове с помощью слинг -камня, и он умер через несколько дней, хотя точные обстоятельства его смерти неясны. [ 49 ]

Испанцы и их союзники пытались отступить без обнаружения в так называемой «грустной ночи» или La Noche Triste , понимая, что они были уязвимы для враждебной Мексики в Теночтитлане после смерти Моктезумы. Испанцы и их коренные союзники были обнаружены тайно отступившими, а затем были вынуждены выходить из города с тяжелой потерей жизни. Некоторые испанцы погибли, утонув, загруженные золотом. [ 50 ] Они отступили в Тлакопан (ныне Такуба) и отправились в Тлаксала, где они выздоровели и подготовились ко второму успешному нападению на Теночтитлан. После этого инцидента оспы вспышка поразила Теночтитлан. Одна только вспышка погибли более 50% населения региона, в том числе император Cuitláhuac , поскольку коренные народы Нового Света не имели предыдущего воздействия оспы. [ 51 ] Новый император Cuauhtémoc справился со вспышкой оспы, в то время как Cortés поднял армию Tlaxcalans, Texcocans, Totonacs и других, недовольно от правила ацтека. Cortés вернулся в бассейн Мексики с объединенной армией до 100 000 воинов. [ 48 ] Подавляющее большинство воинов были коренными, а не испанскими. Кортес захватил различные коренные городские государства или Altepetl вокруг берега озера и окружающих горов через многочисленные последующие сражения и стычки, в том числе другие столицы тройного альянса, Тлакопан и Texcoco . Texcoco, на самом деле, уже стал твердыми союзниками испанцев и городского государства и впоследствии обратился в испанскую корону для признания их услуг в завоевании, аналогичном Tlaxcala. [ 52 ]
Cortés использовал лодки, построенные в Texcoco из частей, спасенных от замороженных кораблей, чтобы блокировать и осадить Теночтитлан в течение нескольких месяцев. [ 48 ] В конце концов, армия, возглавляемая испанским языком, напала на город как на лодке, так и использование возвышенных путей, соединяющих его с материком. Злоумышленники понесли тяжелые жертвы, хотя ацтеки были в конечном итоге победили. Город Теночтитлан был тщательно разрушен в процессе. Cuauhtémoc был захвачен, когда он пытался покинуть город. Кортес держал его в плену и пытал его в течение нескольких лет, прежде чем, наконец, казнить его в 1525 году. [ 53 ]
Правительство

Империя ацтеков была примером империи , которой правили косвенными средствами. Это было этнически очень разнообразно, как и большинство европейских империй, но было скорее системой дань, чем единственной унитарной формой правительства в отличие от них. В теоретических рамках имперских систем, представленных американским историком Александром Дж. Мотилом , империя ацтеков была неформальной империей в том, что альянс не претендовал на высшую власть над своими приточными провинциями. Это просто ожидалось, что даст дань. [ 54 ] Империя также была территориально прерывистой, т.е. земля не соединяла все свои доминирующие территории. Например, южные периферические зоны Xoconochco не находились в непосредственном контакте с центральной частью империи. Гегемонический характер империи ацтеков можно увидеть в том факте, что , как правило, местные правители были восстановлены на своих должностях, как только они завоевали свое городское государство, и ацтеки не вмешивались в местные дела, пока были произведены дань. [ 55 ]
Форма правительства часто называют империей, однако большинство областей в Империи, на самом деле, организованы как городские государства (индивидуально известные как Altepetl в Нахуатле , язык ацтеков). Это были небольшие полиции, управляемые королем или тлатоани (буквально «оратором», по чистоту аристократической династии. В начале ацтеков был время роста и конкуренции среди Altepeme. После того, как Нахуа сформировал Империю в 1428 году, и империя начала свою программу расширения через завоевание, Altepetl оставался доминирующей формой организации на местном уровне. Эффективная роль Altepetl как региональной политической единицы была в значительной степени ответственной за успех гегемонической формы контроля империи. [ 56 ]
Термин «Империя ацтеков» на самом деле современен и не используется самими ацтеками. Царство AZTEC была в своей основе, состоящей из трех, разбирающихся в Nahuatl City -States в густонаселенной долине Мексики. Асимметрия власти повысила одно из тех городских штатов Теночтитлан выше двух других со временем. «Тройной альянс» пришел, чтобы установить гегемонию по сравнению с большей частью центральной мезоамерики, включая области великого лингвистического и культурного разнообразия. Нахуа исполнили администрирование империи посредством в значительной степени традиционные, косвенные средства. Однако что -то вроде зарождающейся бюрократии , возможно, начало формироваться с течением времени, поскольку государственная организация становится все более централизованной.
Центральная администрация


Перед правлением Nezahualcoyotl (1429–1472) империя ацтеков действовала как конфедерация по традиционным мезоамериканским линиям. Независимых Altepetl возглавляли Tlatoani (Lit., «докладчики»), которые руководили руководителями деревни, которые, в свою очередь, контролировали группы домохозяйств. Типичная мезоамериканская конфедерация поставила Huey Tlatoani (Lit., «Великий оратор») во главе нескольких Tlatoani. После Nezahualcoyotl Империя ацтеков пошла несколько дивергентным путем, когда некоторые Tlatoani недавно завоеванных или иного подчиненного Altepetl, замененного на Calpixqu стюарды местной дворянства. [ 57 ]
И все же Хьюи Тлатоани не был единственным исполнительным директором. Хьюи Тлатоани была обязанностью решать внешние вопросы империи; Управление данию, войной, дипломатией и экспансией было под действием Huey Tlatoani. Это была роль Cihuacoatl управлять самому городу. Cihuacoatl всегда был близким родственником Huey Tlatoani; Например, Tlacaelel был братом Moctezuma I. И название «cihuacoatl», что означает «женскую змею» (это имя божества Нахуа ) и роль позиции, в некоторой степени аналогичной европейскому висероя или Премьер -министр , отражает дуалистический Нахуа характер космологии . Ни позиция Cihuacoatl, ни положение Huetlatoani не были священником, но у обоих были важные ритуальные задачи. Те из первых были связаны с «женским» второго сезона, которые из последних с «мужским» сухим сезоном. В то время как положение Cihuacoatl лучше всего засвидетельствовано в Tenochtitlan, известно, что эта позиция также существовала близлежащая Altepetl Azcapotzalco , Culhuacan и союзник Теночтитлана Texcoco . Несмотря на видимый меньший статус позиции, Cihuacoatl может оказаться как влиятельным, так и влиятельным, как в случае с Tlacaelel. [ 58 ] [ 59 ]
В начале истории империи Теночтитлан разработал военный и консультативный совет с четырьмя членами, который помогал Хьюи Тлатоани в его принятии решений: Tlacochcalcatl ; tlaccatecatl ; ezhuahuacatl ; [ 60 ] и Tlillancalqui . Этот дизайн не только предоставил советы для правителя, но и содержит амбиции со стороны дворянства, поскольку впредь Huey Tlatoani можно было выбрать только из Совета. Более того, действия любого одного члена Совета могут быть легко заблокированы другими тремя, предоставляя простую систему чеков на высших должностных лиц амбиций. Эти четыре члена совета были также генералами, членами различных военных обществ. Ранки членов не были равны, с tlacochcalcatl и tlaccatecatl имели более высокий статус, чем другие. Эти два советника были членами двух наиболее престижных военных обществ, Куаухчика («Проклятые») и оттонтин (« Отомии »). [ 61 ] [ 62 ] Тетекухтин . , родственники бывшего Хьюи Тлатоани, выберут следующий Huey Tlatoani из четырех членов совета [ 63 ]
Провинциальная администрация
Традиционно провинции и Altepetl управлялись наследственными Tlatoani. По мере роста империи система развивалась дальше, а некоторые Тлатоани были заменены другими чиновниками. Другие чиновники имели аналогичные полномочия с Tlatoani. Как уже было упомянуто, непосредственно назначенные стюарды (единственные кальпикски , множественное число кальпикск ) иногда были наложены на Altepetl, а не на выбор провинциальной дворянства в то же положение Tlatoani. В разгар империи организация государства в притоки и стратегические провинции увидела эту систему. 38 провинций притоков попали под надзор за высокими стюардами, или Huecalpixque , чья власть распространилась на более низкий рейтинг Calpixque. Эти Calpixque и Huecalpixque были по существу менеджерами провинциальной системы дань, которая была контролирована и координирована в первостепенной столице Теночтитлана не Huetlatoani , а скорее по отдельной позиции: Petlacalcatl . По случаю, когда недавно завоеванный Altepetl был замечен как особенно беспокойный, Нахуас поместил военного губернатора, или Cuauhtlatoani , во главе провинциального надзора. [ 64 ] Во время его правления Моктезума I разработал систему Calpixque, а два кальпикск, назначенные на провинцию притока. Сама провинция разместила одну, возможно, для контроля за сбором дани, а другая в Теночтитлане, возможно, для контроля хранения дани. Обычники привлекли дань, мочехуалтин и распространяли по дворянству, будь то «цари» ( Tlatoque ), меньшие правители ( тететуктин ) или провинциальное дворянство ( Pipiltin ). [ 65 ]
Науус контролировал сбор датчиков со стороны вышеупомянутых должностных лиц и полагался на принудительную власть ацтекских военных, а также на сотрудничество с трупированием ( местное дворянство, которые сами были освобождены от получателя и получателя) и наследственный класс торговцев. как Похтека . У этих Pochteca были различные градации рангов, которые предоставили им определенные права на торговлю и, следовательно, не обязательно были сами, но они, тем не менее, играли важную роль как в росте, так и в управлении приточной системой ацтеков. Похтека решительно связала свою власть, политическую и экономическую, с политической и военной силой ацтекской благородства и государства. В дополнение к тому, чтобы служить дипломатами ( Teucnenenque или «путешественники Господа») и шпионы в прелюдии к завоеванию, более высокопоставленные Pochteca также служили судьями на рыночных площадках и были в определенной степени автономными корпоративными группами , имея административные обязанности в рамках своих собственное поместье . [ 66 ] [ 67 ]
Идеология и государство

Нахуа метафизика сосредоточена вокруг Теотля , «единая, динамичная, вивизирующая, вечно самогривативная и самореагирующая священная сила, энергия или сила». [ 68 ] Это концептуализируется в своего рода монистическом пантеизме [ 69 ] Как проявляется в высшем боге, Омтеотль , [ 70 ] а также большой пантеон меньших богов и идеализации природных явлений, таких как звезды и огонь. [ 71 ] Священники и образованные высшие классы обладали более монистическими взглядами, в то время как популярная религия необразованных, как правило, охватывала политистические и мифологические аспекты. [ 72 ]
Тем временем религия, санкционированная государством ацтеков, должна была выполнить духовные обязательства высших классов, сохраняя при этом их контроль над более низкими классами и завоеванными популяциями. Это было выполнено на великих публичных религиозных церемониях, спонсорстве самых популярных культов и относительной степени религиозной свободы.
Правители, если они являются местными телуктином или тлатоани , или центральным huetlatoani, были рассматриваются как представители богов и, следовательно, управляются божественным правом . Tlatocayotl , или принцип правительства, установил, что спуск унаследовал это божественное право. Таким образом, политический порядок был также космическим порядком, и убить Tlatoani - это нарушать этот порядок. По этой причине всякий раз, когда Нахуа убивали или иным образом удаляли Tlatoani со своей станции, их устойчивые, как правило, стали родственником и членом той же родословной. Создание Управления Уэтлатони, понимаемое благодаря созданию другого уровня правительства, Hueitlatocayotl , стоящего в превосходном контрасте с меньшим принципом Tlatocayotl . [ 73 ]
Милитаристская интерпретация религии Нахуа, в частности , набожное почитание Бога Солнца, Хайцилопохтли , управляемое расширение империи. Милитаристические государственные ритуалы проводились в течение года в соответствии с церемониальным календарем событий, обрядов и фиктивных сражений. [ 74 ] Период времени, в который они жили, был понят как Ollintonatiuh , или Солнце движения, которое, как считалось, стало последним возрастом, после которого человечество будет разрушено. Именно под Tlacaelel Huitzilopochtli взял на себя свою повышенную роль в государственном пантеоне и утверждал, что именно благодаря жертвоприношению крови солнце будет поддерживается и тем самым предотвратит конец света. Именно под этой новой, милитаристской интерпретацией Huitzilopochtli ацтекским солдатам было рекомендовано вести войны и захватить вражеских солдат для жертв. Хотя жертва крови была обычной в мезоамерике, масштаб человеческой жертвы под ацтеками, вероятно, был беспрецедентным в регионе. [ 75 ]
Схема иерархии
Исполнительный и военный | Система дани | Судебная система | Провинциальная система |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Провинциальная структура

Первоначально империя ацтеков была свободным альянсом между тремя городами: Теночтитлан , Texcoco и самый младший партнер Tlacopan . Таким образом, они были известны как «тройной альянс». Эта политическая форма была очень распространена в Мезоамерике, где альянсы городских государств всегда колебались. Однако со временем Теночтитлан принял первостепенную власть в альянсе, и хотя каждый город -партнер разделял добычу войны и права на регулярную дань уважения провинциям и управлялся их собственными хюетлатони, Теночтитлан стал самым крупным, самым влиятельным и самым влиятельным из Три города. Это был де -факто и признанный центр империи. [ 76 ]
Хотя ацтеки не описывали их таким образом, по сути было два типа провинций: приток и стратегический. Стратегические провинции были по существу подчиненными клиентскими состояниями , которые давали дань или помощь государству ацтеков в соответствии с «взаимным согласием». Приточные провинции, с другой стороны, давали регулярную дань империи; Обязательства со стороны притоков были обязательными, а не согласными. [ 77 ] [ 78 ]
Организация империи ацтеков [ 77 ] [ 78 ] | ||
---|---|---|
Тройной альянс | Провинции | |
![]() |
Приточные провинции | Стратегические провинции |
|
Список правителей
Теночтитлан | Texcoco | Тлакопан | |
---|---|---|---|
Huetlaetoi
|
Cihuacoatl
|
Huetlaetoi
|
Huetlaetoi
|
Мифологические правители природы
Это ацтекские боги и богини, которые также были частью тринадцати небес , а также империи ацтеков .
Боги


- Centeotl , Бог кукурузы, связанный с Tianquiztli (богинями Плеяд). Имя Centeotl также написано как Cinteotl и было похожи на богиню.
- Chalchiuhtotolin , бог очищения и загрязнения, абсолют человеческой вины и Бога судьбы.
- Xochipilli , Бог цветов, удовольствия, пиршн, легкомыслие и художественное творчество.
- HuehueCoyotl , Бог старого возраста, происхождения и обмана. Он также является покровителем мудрости и известен своими трюками. Его имя похоже на Бога Счастья, ueuecoyotl.
- Huitzilopochtli , Бог воли и войны, покровитель Бога силы, правитель юга .
- Itztlacoliuhqui-ixquimilli , Бог мороза, ледяной, холодной, зимы, греха, наказания и человеческих страданий. Он также является богом справедливости с завязанными глазами.
- Ometecuhtli , Бог двойственности и субстанции.
- Itztli , Бог камня, который является вариантом Tezcatlipoca.
- Mictlantecuhtli , Бог подземного мира (Миклан). Он изображен как скелет с различными кровавыми особенностями, такими как его открытая печень, которая свисает с его грудной полости.
- Patecatl , Бог исцеления и покровителя, бог врачей и пейота. Он отец центзонтотохтина.
- Piltzintecuhtli , Бог видений и солнца. В ацтек -мифологии Piltzintecuhtli связан с ртутью и исцелением.
- Quetzalcoatl , Бог жизни, Свет и Мудрость, Владыка ветра и день, правитель Запада .
- Tecciztecatl , Бог Луны. Tecciztecatl - это Tlaloc и Chalchiuhtlicue . сын
- Tepeyollotl , Бог животных, затемненные пещеры, эхо и землетрясения. Tepeyollotl - это вариант Tezcatlipoca и связан с горами.
- Тезкатлипока , Бог провидения, тьма и невидимый, Господь ночи, правитель Севера . Тезкатлипока сверг Кецццлкоатл , который сверг его взамен.
- Tlahuizcalpantecuhtli , Бог рассвета (Венера) и аспект Quetzalcoatl.
- Tlaloc , Бог дождя, молния и гром. Он связан с фертильностью и сельским хозяйством.
- TONACATECUHTLI , Бог поддержки, связанный с OMETECUHTLI.
- TONATIUH , Бог Солнца.
- XIPE TOTEC , Бог омоложения, растительности и весны, Господь времена, правитель Востока .
- Xiuhtecuhtli , Бог огня и времени.
- Ehecatl , Бог ветра.
- Tzontemoc, Бог, который проживал в одном из девяти слоев подземного мира.
- Xolotl , Бог смерти, связанный с Венерой в качестве вечерней звезды. Он бог близнецов и двойной кецалкоатл.
- Микскоатл , ацтекский бог рыбалки и охоты и старый бог ураганов и штормов, который был связан с Млечным путем.
- Нанахуатзин , солнце, бог. Нанахуатзин пожертвовал собой в горящем огне, чтобы солнце продолжало сиять по всему миру, чтобы Бог Тонатиу зашел ему.
- Атлахуа , Бог воды и защитника лучников и рыбаков. Ацтеки молились ему, когда в воде были смерти.
- Опохтли , Бог рыбалки и ловцов птиц. Согласно легенде, он является изобретателем гарпуна и сети.
- ПАНАЛ , посланник Хайцилопохтли.
- Techlotl, Бог, который проживал в одном из девяти слоев подземного мира. Это божество было связано с совами.
- Ометохтли , Бог Пульке и лидер центзонтотохтина.
Богини
- Chalchiuhtlicue , богиня проточной воды, озер, реки, океаны, ручьи, горизонтальные воды, штормы и крещение.
- Чантико , богиня огня, дома и вулканы .
- Cihuacoatl , богиня родов и сборщик душ.
- Citlalicue , богиня женских звезд в Млечном Пути .
- Itzpapalotl , богиня смерти. Она была лидером Tzitzimitl. Каменные ножи выскакивают из ее глаз.
- Май майахуэль , богиня Агавы и Магуи . Она была матерью Центототохтина.
- Michecacihuatl , богиня подземного мира (Миклан).
- Tlaltecuhtli , старая богиня земли (изменилась в ландшафте и атмосфере Земли).
- Tlazolteotl , богиня похоти, страсти, плоти и сексуальные проступки.
- Xochiquetzal , богиня цветов, любовь, удовольствие и красота. Она защищает молодых матерей, и навсегда молодежна и красива.
- Атлатоман, покровитель богиня тех, кто родился с физическими деформациями или Мексикой, которые страдают от открытых язв. Некоторые кодексы также отмечают это божество как причину этих заболеваний.
- Huixtocihuatl , богиня соли и покровитель культивируемых продуктов (включая людей в торговле соли).
- Чалмекациуатл, богиня, которая проживала в одном из девяти слоев подземного мира. Она была женой Цонтока.
- Chicomecoatl , богиня сельского хозяйства.
- Coyolxauhqui , богиня или лидер Centzonhuitznahua, связанный с Луной.
Группы мифологической природы правителей

- Cihuateteo , ( Cihuacoatl ) злобные духи женщин, которые умерли при родах. Их имя происходит от богини Cihuacoatl . Их имя также написано как «Ciuateteo». (Богини)
- Ahueateoo , Gods of Excess and Plusure, гости, которые Кеннеди, Джонгкублин, Макуллахлин, Макинлахли, Макуллахлин (Боги)
- Ixcuiname, богини плотины. (Богини)
- Синтетео , боги Миуз. (Боги)
- Centzontotochtin , ( Ometochtli ) боги пульке. (Боги)
- Xiuhtotontli , боги огня (альтернативные проявления или состояния Xiuhtecuhtli ). (Боги)
- Ehecatotontli , ( ehecatl ), задержанные для дыхания боги Бриза-которые похожи на Ehecatl . (Боги)
- Civateteo , (Cihuacoatl) богини, которые являются вампирами. Civateteo похожи на Cihuateteo, которые не так плохи, как Civateteo. Civateteo в основном живет в обычной Мексике, а Civateteo приходит откуда-то вампир. (Богини)
- Tzitzimitl , ( itzpapalotl ) богини звезд. Tzitzimitl в основном живут в обычной Мексике, а Tzitzimitl - из Тамоанчана. (Богини)
- Centzonmimixcoa , (Cuahuitlicac) 400 богов северных звезд и «400 северян». (Боги)
- Centzonhuitznahua , ( Coyolxauhqui ) 400 богов южных звезд. (Боги)
- Tlaloque , боги дождя, погоды и горы. Тлалок также считался правителем этой группы. (Боги)
- Tianquizli, ( Citlalicue ) Это богини Плеяд. (Богини)
- Ometeotl , боги двойственности. (Боги)
- Tezcatlipocas , Создатель Бога. (Боги)
- Tonalleque, воплощенные духи, которые погибли во время битвы (боги)
Мифологические священные места
- Тамоанчан , место, где обычно правит Itzpapalotl. Боги создали первую из нынешней человеческой расы из принесенной в жертву крови и наземных человеческих костей. Тамоанчан может означать: «Мы идем к нашему дому».
- Миклан , место, где миклантекухтли и mictecacuatl правят в мифологии ацтеков. Это буквально подземный мир .
Закон
Правитель Nezahualcoyotl разработал наиболее развитый кодекс права в городском государстве Texcoco под ним. Это был официальный письменный код, а не просто набор обычных практик. Источниками знания о юридическом кодексе являются писания колониальной эпохи францисканского Торибио-де-Бенавенте Мотолиния , францисканца Фрай Хуана де Торкемда и историков Текскокана Хуана Баутиста Помар и Фернандо де Альва Кортеса Икстилксохитла . Кодекс законодательства в Texcoco в рамках Nezahualcoyotl был легалистическим, так как многие рассмотрели дела по конкретным типам доказательств, и многие игнорировали социальный статус сторонников и состояли из 80 письменных законов. Эти законы призвали к серьезным, публично управляемым наказаниям, создавая правовую основу социального контроля. [ 82 ]
Гораздо меньше известно о правовой системе в Теночтитлане, которая может быть менее легалистической или изощренной, как и теккоко в течение этого периода. [ 83 ] Те, кто находится под правлением Моктезумы, я установил это. Эти законы служили для установления и правительственных отношений между государством, классами и частными лицами. Государственные власти назначили наказания исключительно. Нахуа закрепили нрав в этих законах, криминализируя государственные акты гомосексуализма, пьянства и наготы, не говоря уже о более универсальных запретах против кражи, убийства и ущерба имуществу. Как указывалось ранее, Pochteca может служить судьями, часто осуществляя судебный надзор за своими членами. Аналогичным образом, военные суды рассмотрели обоих дел в военных и без военного времени. Был апелляционный процесс, когда апелляционные суды стояли между местными, обычно рыночными судами, на провинциальном уровне и Верховным судом и двумя специальными более высокими апелляционными судами в Теночтитлане. Одно из этих двух специальных судов рассмотрело случаи, возникающие в пределах Теночтитлана, другое с делами, происходящими из -за пределов капитала. Окончательная судебная власть, проложенная в руках Хьюи Тлатоани , который имел право назначать меньших судей. [ 84 ]
Смотрите также
Ссылки
- ^ Jump up to: а беременный Бердан, Фрэнсис (ноябрь - декабрь 2013 г.). "Эль Трибуто просто тройной Алианза " Arqueología Mexican (124): 49–5 Архивировано с оригинала 2018-06-1 Получено 2022-07-2
- ^ Taagepera, Rein (сентябрь 1997 г.). «Расширение и схема сжатия больших полиций: контекст для России» . Международные исследования ежеквартально . 41 (3): 497. doi : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2020 года . Получено 7 сентября 2018 года .
- ^ " Демографическая катастрофа" 17 "
- ^ Jump up to: а беременный в Смит 2009
- ^ Хассиг 1988
- ^ Смит 2001
- ^ Смит 2009 , с. 3–4
- ^ Смит 1984
- ^ Для целей настоящей статьи ацтек относится только к городам, которые составляли или подвергались альянсу. Для более широкого использования этого термина см. В статье AZTEC Civilization.
- ^ Дэвис 1973 , с. 3–22
- ^ Альфредо Лопес Остин (2001). "Ацтек". Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . Тол. 1. издательство Оксфордского университета. п. 68
- ^ Смит 2009 , с. 37
- ^ Calnek 1978
- ^ Jump up to: а беременный в Дэвис 1973
- ^ Alvarado Tezozomoc 1975 , стр. 49–51
- ^ Alvarado Tezozomoc 1975 , стр. 52–60
- ^ Смит 2009 , с. 44
- ^ Alvarado Tezozomoc 1975
- ^ Jump up to: а беременный Смит 2009 , с. 46
- ^ Jump up to: а беременный Хансон, Виктор Дэвис (2007). Резня и культура: знаковые сражения в роста западной власти . Knopf Doubleday Publishing Group. ISBN 978-0-307-42518-8 Полем Архивировано из оригинала 2023-10-16 . Получено 2022-08-04 .
- ^ Бирхорст, Джон (1985). Науатл-английский словарь и согласие с Cantares Mexicanos: с аналитической транскрипцией и грамматическими примечаниями . Издательство Стэнфордского университета. п. 319. ISBN 978-0-8047-1183-8 .
- ^ Сомервилл, Барбара А. (2009). Империя ацтеков . Infobase Publishing. п. 33. ISBN 978-1-60413-149-9 .
- ^ Гласс, Джон Б. (18 февраля 2015 г.). «Аннотированные ссылки» . В Ваучопе, Роберт (ред.). Справочник по индейцам средней америки, тома 14 и 15: Руководство по этноисторическим источникам, части три и четыре . Тол. 14, 15. Университет Техасской прессы. п. 854. ISBN 978-1-4773-0688-8 Полем Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Получено 28 мая 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Смит 2009 , с. 47
- ^ Эванс 2008 , с. 460
- ^ Термин Cihuācōātl буквально означает «Женщина-змея» или «женская змея», и происхождение этого обозначения не совсем понятно. Эта позиция, конечно, не была зарезервирована для женщин, хотя название, возможно, может предположить метафорическую дихотомию между «мужским» тлахтоани , имеющим дело с внешними имперскими делами и «женскими» Cihuācātl, управляющими домашними делами.
- ^ В Леон-порт 1963 , с
- ^ Jump up to: а беременный Смит 2009 , с. 48
- ^ Jump up to: а беременный в Эванс 2008 , с. 462
- ^ Jump up to: а беременный Durán 1994 , pp. 209–210
- ^ Evans 2008 , с. 456–457
- ^ Эванс 2008 , с. 451
- ^ Durán 1994 [ страница необходима ]
- ^ На основе Хассига 1988 .
- ^ Смит 2009 , с. 47–48
- ^ Смит 2009 , с. 49
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Поллард 1993 , с. 169
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Смит 2009 , с. 51
- ^ Эванс 2008 , с. 450
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Смит 2009 , с. 54
- ^ Смит 2009 , с. 50–51
- ^ Поллард 1993 , с. 169–170
- ^ Дэвис 1973 , с. 216
- ^ Доза Del Castillo 2003 , стр. 35-40
- ^ Karttunen, Frances (1997). «Переосмысление Малинче». В Шредере, Сьюзен; и др. (ред.). Индийские женщины ранней Мексики . Университет Оклахома Пресс.
- ^ Доза Del Castillo 2003 , стр. 92-94
- ^ Диас дель Кастильо 2003 , с. 120
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Cortés, Hernán (1843). Рассылки Эрнандо Кортеса, завоевателя Мексики, обращены к императору Чарльзу V, написанного во время завоевания и содержащего повествование о его событиях . Нью -Йорк: Уайли и Путнэм.
- ^ Jump up to: а беременный в Смит 2009 , с. 275
- ^ Альтман, Ида; Клайн, SL (Сара); Пескадор, Хавьер (2003). «3: завоевание и колонизация». Ранняя история Большой Мексики . Пирсон.
- ^ Смит 2009 , с. 279
- ^ Fernando de Alva IxtlilLxoChitl (1969). Союзник Кортеса: отчет 13 пришествия испанцев и начало евангельского права . Перевод Баллентина, Дугласа К. Эль -Пасо: Техасская Западная Пресса.
- ^ Ресталл, Мэтью (2004). Семь мифов о испанском завоевании (1 -й Pbk Ed.). Оксфорд и Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. п. 148. ISBN 0-19-517611-1 .
- ^ Мотил, Александр Дж. (2001). Империал заканчивается: распад, крах и возрождение империй . Нью -Йорк: издательство Колумбийского университета. С. 13, 19–21, 32–36. ISBN 0-231-12110-5 .
- ^ Бердан, Фрэнсис Ф.; и др. (1996). Ацтекские имперские стратегии . Вашингтон, округ Колумбия: Дамбартон Оукс. ISBN 9780884022114 .
- ^ Смит, Майкл Э. (2000). "Ацтек-городские государства". В Могенах Герман Хансен (ред.). Сравнительное исследование тридцати городских культур . Копенгаген: Королевская датская академия наук и писем. С. 581–595.
- ^ Эванс, Сьюзен Т. (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Нью -Йорк: Темза и Хадсон. С. 443–446, 449–451.
- ^ Коу, Майкл Д. (1984). Мексика (3 изд.). Нью -Йорк: Темза и Хадсон. п. 156
- ^ Тауншенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотренное изд.). Лондон: Темза и Хадсон. С. 200–202.
- ^ Jump up to: а беременный Бердан, Фрэнсис Ф.; Патриция Рифф Анавальт (1992). Кодекс Mendoza Vol. 1 Калифорнийский университет. п. 196
- ^ Брумфиэль, Элизабет М. (1983). «Создание государства ацтеков: экология, структура и происхождение государства» . Американский антрополог . Новая серия. 85 (2): 273. doi : 10.1525/aa.1983.85.2.2.02a00010 .
- ^ Тауншенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотренное изд.). Лондон: Темза и Хадсон. п. 204
- ^ Мануэль Агилар-Мрено (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 76. ISBN 9780195330830 .
- ^ Calnek, Edward E. (1982). «Образцы формирования империи в долине Мексики». В Коллиере; Розальдо; Вирт (ред.). Инки и ацтеки состояния: 1400–1800 . Нью -Йорк: Академическая пресса. С. 56–59.
- ^ Смит, Майкл Э. (1986). «Социальная стратификация в империи ацтеков: взгляды из провинций» . Американский антрополог . 88 (1): 74. doi : 10.1525/aa.1986.88.1.02a00050 . S2CID 144891771 .
- ^ Курц, Дональд В. (1984). «Стратегии легитимации и ацтек -государство». Этнология . 23 (4): 308–309. doi : 10.2307/3773507 . JSTOR 3773507 .
- ^ Алмасан, Марко А. (1999). «Ацтекские государства-общества: корни гражданского общества и социального капитала». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 565 : 170. DOI : 10.1177/000271629956500111 . S2CID 145457832 .
- ^ Maffie nd , sec 2a: «Теотл постоянно генерирует и регенерирует, а также проникает, охватывает и формирует космос как часть своего бесконечного процесса самогритации и регистрации. То, что люди обычно понимают как природа-например, небеса, Земля, дождь, люди, деревья, камни, животные и т. Д.-генерируется Теотлом, из Теотля как одного аспекта, аспекта или момента его бесконечного процесса самоогнетации и регистрации ».
- ^ Maffie ND , Sec 2b, 2c, цитируя Hunt 1977 и I. Nicholson 1959; Леон-Портилла 1966, с. 387, цитируемый Barnett 2007 , «М. Леон-Портилла утверждает, что Омететл не был ни строго пантеистическим, ни строго монистическим».
- ^ Маффи Н.Д. , Sec 2f: «Буквально,« два бога », также призванные в Тонане, в Тота, Хьюхутеотл наш Отец, Старый Бог » . ,« Наша мать ,
- Лев , sec 2f, citing - Гар
- ^ Маффи Н.Д. , гл. 2f, городской дел 1958; Леон-Портилла, 1963 , гл. II; HB Nicholson 1971, стр. 410–412; и I. Nicholson 1959, стр. 60–63.
- ^ Almazán 1999 , стр. 165–166
- ^ Brumfiel 2001 , с. 287, 288–301
- ^ Lion-Gate 1963 , стр. 6, 161–162
- ^ Брумфиэль, Элизабет М. (2001). «Религия и государство в империи ацтеков». В Алкоке; и др. (ред.). Империи . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 284
- ^ Jump up to: а беременный Evans 2008 , с. 470–471
- ^ Jump up to: а беременный Смит, Майкл Э. (1996). Стратегические провинции, в ацтекских имперских стратегиях . Вашингтон, округ Колумбия: Дамбартон Оукс. С. 1–2.
- ^ Coe 1984 , p. 170
- ^ Quauhtlehutzin, воскресенье Антона Мун (1997). Андерсон, Артур Джо; Шредер, Сьюзен (ред.). Texcoco, Texcoco, Culhuacco, Culhuacan и другие Тол. 1. Норма: Университет Окскаспи.
- ^ «Тлакопан» . Мир роялти . Март 2012 года. Архивировано с оригинала 2014-03-12.
- ^ Оффнер, Джером А. (1983). Закон и политика в ацтеке Texcoco . Кембридж: издательство Кембриджского университета. С. 81–82.
- ^ Оффнер 1983 , с. 83
- ^ Курц 1984 , с. 307
Библиография
Первичные источники
- Бердан, Фрэнсис Ф.; Anawalt, Patricia Rieff (1997) [c. 1541]. Основной кодекс Мендоса . Калифорнийский университет . ISBN 978-0-520-20454-6 Полем Получено 2022-07-22 .
- Диас дель Кастильо, Бернал (2003) [1576]. Открытие и завоевание Мексики . Кембридж, Массачусетс: да капо Пресс. ISBN 0-306-81319-х .
- Durán, Diego (1994) [c. 1581]. История Индии Новой Испании . Университет Оклахома Пресс.
- Альварадо Тезозомок, Эрнандо (1975) [c. 1598]. Мексиканская хроника . Мехико: Национальный автономный Университет Мексики.
Вторичные источники
- Барнетт, Рональд А. (2007-11-01). «Мезоамериканские религиозные концепции: часть вторая» . MexConnect . Получено 2022-07-20 .
- Calnek, Edward (1978). «Урбанизация Америки от ее начала до настоящего» . В Schaedel, RP; Хардо, JE; Kinzer, NS (Eds.). Городское государство в бассейне Мексики: поздний прегипанический период . С. 463–470 .
- Дэвис, Найджел (1973). Ацтеки: история . Университет Оклахома Пресс.
- Эванс, Сьюзен Т. (2008). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры, 2 -е издание . Thames & Hudson, Нью -Йорк. ISBN 978-0-500-28714-9 .
- Хассиг, Росс (1988). Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль . Университет Оклахома Пресс. ISBN 0-8061-2121-1 .
- Маффи, Джеймс (ND). «Философия ацтеков» . Интернет -энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 . Получено 2022-07-20 .
- Леон-Портилла, Мигель (1963). Ацтек мысли и культура: изучение древнего разума Нахуатла . Перевод Дэвиса, Джека Э. Университета Оклахома Пресс.
- Поллард, HP (1993). Наследие Тариакури . Университет Оклахома Пресс.
- Смит, Майкл (1984). «Миграция ацтеков в Нахуатл Хроники: Миф или История?». Эногистория . 31 (3): 153–168. doi : 10.2307/482619 . JSTOR 482619 .
- Смит, Майкл (2009). Ацтеки, 2 -е издание . Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-23015-1 .
- Смит, я (2001). «Археологическое исследование империй и империализма в доиспанской центральной Мексике». Журнал антропологической археологии . 20 (3): 245–284. doi : 10.1006/jaar.2000.0372 .
- Soustelle, Жак (1964) [1955]. Повседневная жизнь ацтеков (английский изд.). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-486-42485-9 .
Внешние ссылки

- Ацтекская империя
- Ацтек
- История ацтеков
- Мезоамерика
- Коренная культура Америки
- Бывшие империи в Северной Америке
- 1521 в Мексике
- Бывшие конфедерации
- Бывшие монархии Северной Америки
- История мезоамерики
- Политические системы
- Заведения 15-го века в Северной Америке
- Штаты и территории созданы в 1428 году
- Государства и территории расстроены в 1521 году
- 1428 заведения в Северной Америке
- Заведения 15-го века в ацтек-цивилизации
- Открытие 16-го века в ацтек-цивилизации
- 1521 Отключите в Северной Америке