Мухаммад аль-Бакир
Мухаммад аль-Бакир | |
---|---|
Мухаммад Аль-Бакир | |
![]() Рисунок, изображающий делегацию купцов из Хорасана, посещающую аль-Бакир (в центре), 1525 г. | |
Пятый шиитский имам | |
В офисе 712–733 | |
Предшественник | Али аль-Саджад |
Преемник | Джафар аль-Садик |
Персональный | |
Рожденный | в. 10 мая 676 г. |
Умер | в. 28 января 732 г. (57 лет) Медина, Империя Омейядов |
Причина смерти | Отравление [ а ] |
Место отдыха | Джаннат аль-Баки , Медина 24 ° 28'1 ″ с.ш. 39 ° 36'50,21 ″ в.д. / 24,46694 ° с.ш. 39,6139472 ° в.д. |
Религия | Шиитский ислам |
Супруг |
|
Дети | |
Родители |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Мухаммад ибн Али аль-Бакир ( араб . محمد بن علي الباقر , латинизированный : Мухаммад ибн Али аль-Бакир ; ок. 676–732 ) был потомком исламского пророка Мухаммеда и пятым из двенадцати шиитских имамов , сменив своего отца, Али аль-Саджад , и его сменил его сын Джафар аль-Садик . Почетный титул Мухаммеда аль-Бакир является сокращением от «бакир аль-илм» , что означает «тот, кто раскрывает знание», что является отсылкой к его славе как религиозного учёного.
Мухаммед родился в Медине около 676 г. н.э. В 680 году, когда он был маленьким ребенком, он стал свидетелем битвы при Кербеле , где его дед Хусейн ибн Али и большинство его родственников были убиты войсками омейядского халифа Язида ибн Муавии ( годы правления 680–683 ). После смерти отца около 712 года Мухаммед был признан следующим имамом большинством последователей его отца. Это были имамиты, предшественники двунадесятников и исмаилитов , которые сейчас составляют большинство мусульман-шиитов. Однако в то время эта застывшая группа составляла меньшинство по сравнению с другими конкурирующими шиитскими группами, которые активно действовали против Омейядов. Одной из таких конкурирующих групп были Зайди . Они последовали за Зейдом ибн Али , гораздо младшим сводным братом аль-Бакира, который организовал неудачное восстание вскоре после смерти аль-Бакира. Напротив, как и его отец, аль-Бакир был политически бездействующим, но, тем не менее, подвергался преследованиям со стороны Омейядов, особенно со стороны халифа Хишама ( годы правления 724–743 ).
Мухаммад аль-Бакир вел благочестивую и научную жизнь в Медине, привлекая все большее число последователей, студентов и посетителей. Ему приписывают заложение доктринальных и правовых основ двунадесятного шиизма в течение примерно двадцати лет своего имамата. Его также можно считать отцом исмаилитской и зайдитской юриспруденции. Наконец, он внес значительный вклад в толкование Корана двунадесятниками. Большинство учеников аль-Бакира проживали в Куфе , на территории современного Ирака , многие из которых позже стали выдающимися шиитскими юристами и традиционалистами. Некоторые из них, такие как Зурара ибн Аян , возможно, иногда не соглашались с аль-Бакиром, который не одобрял такие независимые взгляды, если они выходили за рамки общих теологических и правовых рамок, предусмотренных (шиитскими) имамами. В суннитском исламе аль-Бакир считается авторитетом в законе и пророческой традиции, но изображается как антишиит и протосуннит.
Согласно большинству шиитских сообщений, Мухаммад аль-Бакир умер около 732 года, будучи отравленным Омейядами. Он похоронен на кладбище Баки в Медине, но святыня, стоявшая над его могилой, дважды разрушалась ваххабитами . Аль-Бакиру наследовал его старший сын Джафар ас-Садик, который продолжил развитие шиитской теологии и права.
Родословная
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир был потомком исламского пророка Мухаммеда через обоих его внуков, а именно, Хасана и Хусейна , которые были вторым и третьим из двенадцати шиитских имамов соответственно. Точнее, отцом аль-Бакира был сын Хусейна, Али аль-Саджад , четвертый из двенадцати имамов. Матерью Мухаммеда была Фатима Умм Абдаллах , а его дедом по материнской линии был Хасан. [ 2 ]
Хасан и Хусейн были старшими сыновьями первого шиитского имама Али ибн Аби Талиба от его первой жены Фатимы , дочери исламского пророка. [ 2 ]
Титулы
[ редактировать ]Мухаммада Позор – Абу Джафар, [ 3 ] и его почетный титул — аль-Бакир , сокращение от «бакир аль-илм» , что означает либо «тот, кто раскрывает знание» (выводит его на свет), либо «тот, кто обладает великим знанием», оба из которых являются отсылками к Слава Мухаммеда как религиозного учёного. [ 2 ]
По некоторым сведениям, Мухаммед уже при жизни был известен под титулом аль-Бакир . Шиитские источники утверждают, что этот титул был присвоен исламским пророком, который передал свое приветствие через своего сподвижника Джабира ибн Абдаллаха , который прожил достаточно долго, чтобы встретиться с аль-Бакиром в детстве. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Согласно другому шиитскому сообщению, халиф Хишам , современник аль-Бакира, презрительно называл его аль-бакара ( букв. « корова » ), что еще раз позволяет предположить, что он был известен под этим титулом при жизни. Поводом стала встреча халифа со сводным братом аль-Бакира, Зайдом ибн Али , который сделал выговор Хишаму и приписал титул аль-Бакира исламскому пророку. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир родился в Медине примерно в 676 году нашей эры (56 года хиджры ). [ 7 ] [ 3 ] Двенадцать шиитов ежегодно отмечают это событие третьего дня Сафара . [ 8 ] В 680 году, когда Мухаммед был маленьким ребенком, его дед Хусейн и большинство его родственников мужского пола были убиты в битве при Кербеле силами омейядского халифа Язида . Мухаммед присутствовал в Кербеле и был свидетелем резни. Юность Мухаммеда совпала с борьбой за власть между Омейядами, Абдаллой ибн аз-Зубайром и различными шиитскими группировками, в то время как отец Мухаммеда, аль-Саджад, держался в стороне от политики. [ 7 ] Когда ас-Саджад умер около 712 года, большинство его последователей приняли имамата его сына Мухаммеда. [ 9 ] [ 10 ] которому было около тридцати семи лет. [ 11 ] Он жил тихой благочестивой жизнью в Медине, как и его отец, но, тем не менее, подвергался преследованиям со стороны Омейядов. [ 12 ] [ 2 ] особенно халифом Хишамом. [ 13 ] Мухаммед, однако, пользовался определенными свободами, поскольку Омейяды в этот период были более снисходительны. [ 14 ] или, возможно, потому, что они были заняты распри и подавлением восстаний. [ 15 ] В течение следующих двадцати лет или около того, [ 16 ] Таким образом, Мухаммад аль-Бакир изложил шиитские доктрины и законы. [ 17 ] [ 18 ] [ 3 ] привлекая растущее число последователей, студентов и посетителей. [ 19 ] [ 12 ] [ 20 ]
Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 )
[ редактировать ]Пятому халифу Омейядов Абд аль-Малик ибн Марвану приписывают первый выпуск исламских золотых монет, которые заменили византийские монеты. Вероятно, это было сделано по предложению аль-Бакира. [ 2 ]
Умар II ( годы правления 717–720 )
[ редактировать ]Часто хвалят за его набожность, [ 21 ] халиф Омейядов Умар II благосклонно относился к аль-Бакиру. После встречи с ним халиф, видимо, вернул спорные земли , то Фадака Алидам есть потомкам Али ибн Аби Талиба. [ 2 ] В суннитской традиции, вероятно, распространяемой антиалидами, аль-Бакир называет Умара II Махди , обещанным спасителем в исламе. Однако в шиитской традиции аль-Бакир предполагает, что добрые дела Умара не искупят его, поскольку он узурпировал право имама на управление. [ 2 ]
Хишам ( годы правления 724–743 )
[ редактировать ]Хишам ибн Абд аль-Малик несколько раз вызывал аль-Бакира в столицу Омейядов Дамаск и по крайней мере один раз заключал его в тюрьму. Во время этих визитов халиф, очевидно, проводил богословские дебаты, в которых аль-Бакир вышел победителем. [ 2 ] [ 11 ] Однажды халиф приказал аль-Бакиру присоединиться к постоянным тренировкам по стрельбе из лука, вероятно, надеясь поставить его в неловкое положение, но был поражен превосходной меткостью аль-Бакира. [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]Хотя обычно сообщается о 732 (114 г.х.) и 735 (117 г.х.), существуют значительные разногласия относительно того, когда умер аль-Бакир: от 732 до 736 г. [ 2 ] [ 3 ] [ 16 ] В то время ему было около пятидесяти семи лет. [ 23 ] и, скорее всего, умер до восстания Зайда в 740 году. [ 16 ] [ 24 ] [ 25 ] Двенадцатилетние ежегодно отмечают его смерть седьмого дня зу аль-хиджа . [ 8 ]
Как и в случае с остальными двенадцатью имамами , шиитские источники сообщают, что аль-Бакир был убит. [ 11 ] [ 26 ] В деталях нет единого мнения. [ 11 ] и разные источники обвиняют Хишама или его преемника аль-Валида II ( годы правления 743–744 ) в отравлении аль-Бакира. [ 2 ] [ 11 ] [ 15 ] Согласно другому сообщению, аль-Бакир был отравлен своим двоюродным братом Зайдом ибн аль-Хасаном после того, как последнему не удалось вырвать контроль над наследством исламского пророка у аль-Бакира. [ 2 ]
Мухаммад аль-Бакир похоронен на кладбище Баки в Медине. [ 23 ] Святыня стояла над его могилой до ее сноса в 1806 году, а затем снова примерно в 1925 году, оба раза осуществленного ваххабитами . [ 27 ] [ 3 ]
Имамат
[ редактировать ]После ас-Саджада большинство его последователей приняли имамат его старшего сына Мухаммеда. [ 9 ] [ 10 ] Это были имамиты, предшественники шиитов-двунадесятников и исмаилитов . [ 28 ] Источники Twelver и исмаилиты действительно сообщают, что аль-Саджад ранее назначил аль-Бакира своим преемником. [ 29 ] [ 30 ] Последователи аль-Бакира, однако, были в меньшинстве по сравнению с конкурирующими кайсанитами , которые представляли собой (ныне вымершую) шиитскую группу, которая проследила путь имамата через Мухаммада ибн аль-Ханафии , сына Али ибн Аби Талиба и Хавлы бинт Джафар. , женщина из племени Бану Ханифа . [ 31 ] [ 32 ] Тем не менее, аль-Бакир имел преимущество перед этими претендентами, не являющимися Фатимидами, из-за его престижного происхождения от Али ибн Аби Талиба и Фатимы, единственной выжившей дочери исламского пророка. [ 33 ]
Зайд
[ редактировать ]Еще одним претендентом на лидерство был Зайд ибн Али. [ 34 ] гораздо младший сводный брат аль-Бакира. [ 35 ] Однако неясно, был ли Зайд соперником аль-Бакира. [ 36 ] Несмотря на их разногласия, [ 37 ] Отношения между двумя братьями описываются как сердечные. [ 2 ] Спокойный аль-Бакир даже пытался отговорить политически активного Зайда от восстания. [ 2 ] [ 11 ] В 740 году, вскоре после смерти аль-Бакира, [ 24 ] Зайд поднял оружие против Омейядов, но был разбит и убит халифом Хишамом. [ 34 ] [ 38 ]
Активизм Зайда изначально принес ему больше последователей, чем аль-Бакиру. [ 39 ] [ 40 ] особенно потому, что первый учитывал некоторые взгляды большинства. [ 41 ] Например, хотя Зайд считал Али ибн Аби Талиба более подходящим для того, чтобы стать преемником исламского пророка, [ 42 ] [ 43 ] он отказался осудить первых двух халифов, а именно Абу Бакра и Умара . [ 44 ] Однако такие взгляды стоили Зайду части его поддержки шиитов. [ 44 ] [ 34 ] [ 45 ] большинство из них осуждают Абу Бакра и Умара как узурпаторов права Али на халифат. [ 46 ] Те мусульмане-шииты, которые таким образом отвергли Зайда, присоединились к аль-Бакиру или его сыну Джафару. [ 40 ] [ 9 ] Восстание Зайда положило начало движению Зайда . [ 47 ] шиитское подразделение, сохранившееся до наших дней в Йемене . [ 48 ] Мухаммад аль-Бакир также бросил вызов аль-Хасану аль-Мутанне и двум его сыновьям за контроль над наследством пророка и за утверждение, что они Махди. [ 49 ]
Политика
[ редактировать ]Как и его отец, аль-Бакир был политически пассивным. [ 11 ] [ 50 ] до такой степени, что некоторые предположили, что он не претендовал на имамата. [ 51 ] Действительно, представление аль-Бакира об имамате основывалось в первую очередь на знании, а не на политической власти, хотя он также считал, что шиитские имамы имеют право на последнюю. [ 2 ] [ 52 ] [ 53 ] Вместо этого Аль-Бакир сосредоточился на религиозном обучении. [ 54 ] [ 18 ] привлекая растущее число посетителей, студентов и последователей. [ 19 ] [ 12 ] [ 20 ] Ему часто приписывают заложение основ доктрин и права двунадесятников и исмаилитов. [ 3 ] [ 47 ] [ 55 ] [ 18 ] Среди ключевых шиитских доктрин, принявших свою окончательную форму при аль-Бакире, — имамат, священный союз ( валайя ) и разделение ( бараа ), а также религиозное притворство ( такийя ). [ 26 ] Что касается права, аль-Бакира часто считают отцом-основателем юриспруденции двунадесятников и исмаилитов. [ 56 ] В частности, имамат аль-Бакира знаменует собой переход шиитской общины к полной опоре на собственных имамов в вопросах права и ритуалов. [ 57 ] [ 2 ] [ 58 ] Что касается религиозных сборов, аль-Бакир принимал подарки, но не собирал хумы ( букв. « одна пятая » ), еще одну исламскую милостыню, которая, вероятно, применялась более поздними имамами. [ 59 ]
Ждать
[ редактировать ]Некоторые традиции аль-Бакира направлены против гулатов ( букв. « преувеличители ») . [ 2 ] [ 60 ] [ 61 ] Они часто наделяли шиитских имамов божественностью или придерживались других крайних убеждений. [ 62 ] такие как антропоморфизм и метемпсихоз . [ 63 ] [ 64 ] Например, аль-Бакир осудил Мугиру ибн Саида аль-Баджали, который сказал, что имам был божественным. [ 65 ] Мугиру также обвиняют в фальсификации традиций аль-Бакира. [ 66 ] [ 3 ] Точно так же аль-Бакир осудил Баяна ибн Самана, который, очевидно, утверждал, что он пророк. [ 67 ] [ 3 ]
Чудеса
[ редактировать ]В шиитских источниках аль-Бакиру приписывают некоторые чудеса. Сообщается, что он разговаривал с животными, возвращал зрение слепым и предсказывал будущие события, такие как смерть Зайда в битве, крах Омейядов и приход на престол аббасидского халифа ( аль-Мансура годы правления 754–775 ). [ 2 ]
Преемственность
[ редактировать ]Когда аль-Бакир умер, большинство его последователей приняли имамата его старшего сына Джафара. [ 2 ] [ 68 ] [ 25 ] в то время ему было около тридцати семи лет. [ 69 ] Джафара часто называют почетным именем аль-Садик ( букв. « правдивый » ). [ 23 ] Кажется, аль-Бакир неоднократно говорил своим последователям о своем предпочтении Джафару. [ 70 ] [ 71 ] Очевидно, некоторые не смирились со смертью аль-Бакира и ждали его возвращения в качестве Махди. [ 72 ] [ 2 ] После смерти аль-Бакира некоторые деятели Гулата утверждали, что унаследовали от него чрезвычайные способности. [ 73 ] [ 74 ] включая Баяна ибн Самана и Абу Мансура аль-Иджли. [ 73 ] [ 2 ]
Внешний вид и характер
[ редактировать ]Шиитский ученый Ибн Шахрашуб ( ум. 1192 ) описывает аль-Бакира как человека среднего роста, с нежной кожей и слегка вьющимися волосами. Он добавляет, что у аль-Бакира были родимые пятна, одно на щеке, а также красивый голос и тонкая талия. Напротив, аль-Муфид ( ум. 1022 ), другой шиитский ученый, описывает аль-Бакира как «хорошо сложенного человека», в переводе исламиста ИКА Ховарда, или «крупного телосложения», в переводе М. Пирса. , еще один исламист. Такие различия могут отражать меняющиеся социальные стандарты на протяжении веков. [ 75 ] Говорят, что Мухаммад аль-Бакир был чрезвычайно щедрым. [ 76 ] благочестивый, [ 2 ] [ 3 ] и миролюбив по своей природе. [ 77 ]
По некоторым шиитским сообщениям, аль-Бакир не щадил себя и свою семью от ношения хорошей одежды и вкусной еды, и такое поведение привлекло внимание в то время, когда тенденции отказа от мира были широко распространены. Он работал в поле, чтобы зарабатывать на жизнь наравне со своими слугами, и мотивацией для этой работы, по его словам, было послушание Богу и отсутствие нужды в людях. Согласно рассказу Джафара ас-Садика, у аль-Бакира был меньший доход, но больше расходов по сравнению с другими членами семьи. Он угощал своих родственников хорошей едой и давал им хорошую одежду. Он также помогал своим слугам в трудных заданиях. По словам Ибн Асакира и Ибн Кутайбы , хотя он и был опечален болезнью сына, он не оплакивал его смерть, поскольку считал это актом противостояния Богу. [ 78 ]
Взносы
[ редактировать ]При жизни аль-Бакир считался выдающимся передатчиком пророческих традиций. [ 79 ] Собственные высказывания и поступки аль-Бакира как шиитского имама также зафиксированы в шиитских источниках: [ 80 ] [ 3 ] включая около пятнадцати процентов традиций, собранных в знаменитом «Ман ла яхдуруху аль-факих» . [ 81 ] Его вклад настолько велик, что шиитские традиции приписывают аль-Бакиру и его преемнику аль-Садику превосходящую численность всех других шиитских имамов и пророка вместе взятых. [ 13 ] Как первый шиитский имам, занимавшийся систематическим обучением, [ 80 ] аль-Бакиру также приписывают заложение доктринальных и правовых основ двунадесятного шиизма, которые получили дальнейшее развитие ас-Садиком. [ 3 ] Вклад аль-Бакира в доктрину и право двунадесятников собран в шеститомном « Муснад аль-Имам аль-Бакир» , составленном А. аль-Утариди. [ 3 ] Аль-Бакира можно также считать отцом исмаилитской и зайдитской юриспруденции. [ 82 ] Наконец, аль-Бакир внес значительный вклад в толкование Корана Двенадцатью, и ему приписывают два комментария. [ 3 ] [ 83 ]
Вклад в богословие
[ редактировать ]Имамат
[ редактировать ]Доктрина аль-Бакира об имамате, далее развитая его преемником ас-Садиком, характеризовала необходимые качества имамов, в частности, их богодухновенное звание ( насс ), их эзотерические знания илм и их непогрешимость ( исма ), которые отличали имамов. как лучшие из людей, представители Бога на земле и единственный источник духовного руководства, [ 2 ] [ 84 ] то есть единственные авторитетные толкователи Корана, возвышенная часть которого собственно и относится к ним. [ 85 ] Напротив, в суннитском исламе имамат или халифат, будучи исполнителем религиозных законов, по существу является политической функцией, где халифы в идеале назначаются консенсусом. [ 86 ] [ 52 ] хотя наследственный халифат - это норма. [ 52 ]
По мнению аль-Бакира, имамат ограничивается потомками исламского пророка Мухаммеда, начиная с брака его дочери Фатимы с его двоюродным братом Али ибн Аби Талибом. По божественному повелению каждый имам назначается своим предшественником ( насс ). [ 2 ] начиная с самого Али, которого пророк назначил в Гадир Хумм . Например, аль-Бакир процитировал аят Корана 2:124, согласно которому Бог назначил Авраама имамом, а также даровал эту милость тем из его потомков, которые не являются злодеями. [ 87 ] Важно отметить, что наследственный характер имамата в доктрине аль-Бакира закрыл поле для внешних претендентов. [ 84 ] В шиитских источниках Насс часто сопровождается наследованием тайных религиозных свитков и оружия пророка. [ 88 ] [ 71 ] [ 89 ] Последний был параллелен Ковчегу Завета для израильтян . [ 88 ]
В учении аль-Бакира имамы отличаются эзотерическими знаниями. [ 2 ] который они унаследовали от Али. В свою очередь, Али получил это знание от пророка, что является отсылкой к известной пророческой традиции: «Я — город знаний, а Али — его врата». В частности, имамы знают истинную интерпретацию ( та'вил ) Корана, отсылку к знаменитому хадису Такалайн , приписываемому пророку. [ 90 ] Таким образом, доктрина аль-Бакира об имамате в первую очередь основывалась на знании, а не на политической власти, хотя он также считал, что имамы имеют право на последнюю. [ 2 ] [ 52 ] По словам аль-Бакира, богодухновенные знания имамов и пророков схожи, но имамы могли только слышать (но не видеть) архангелов. [ 91 ] [ 92 ] [ 25 ]
По мнению аль-Бакира, имамы также наследуют определенные духовные и изначальные светила ( нур ), упомянутые в Коране. [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] Их божественное знание и духовный свет защищают имамов от грехов, для чего аль-Бакир приводил аят очищения . [ 84 ] Уже при жизни некоторые последователи аль-Бакира считали его непогрешимым. [ 96 ]
Подразумевается, что доктрина аль-Бакира давала имамам абсолютную духовную власть над мусульманами, опирающуюся на абсолютный авторитет пророка. Его доктрина также считала имамов единственными духовными наставниками в жизни и источником заступничества в загробной жизни. [ 97 ] [ 2 ] По мнению аль-Бакира, имамы являются высшими доказательствами ( сг. худжа ) Бога и проводниками к Нему, без которых мир не может существовать ни на мгновение. [ 98 ] [ 25 ] [ 99 ] [ 100 ] В интерпретации аль-Бакира аята о послушании обязательным является не только повиновение имамам . [ 101 ] но любовь к ним также присутствует в его толковании стиха Мавадда . [ 102 ] Таким образом, шииты образуют всеобъемлющие узы духовной преданности ( валайя ) со своими имамами. [ 103 ] которые являются одновременно мастерами и друзьями, поддерживающими в путешествии духа. [ 104 ] Определить своего имама – религиозная обязанность каждого мусульманина. [ 105 ] [ 106 ] а те, кто умирает, не зная своего имама, умерли смертью невежества ( Джахиллия ), ссылка на хорошо засвидетельствованное пророческое высказывание. [ 86 ] [ 107 ] Более того, умышленное противостояние имамам является тяжким грехом, а стойкие враги имамов обречены на геенну. [ 108 ] [ 109 ]
В поддержку своей теории аль-Бакир опирался на свои интерпретации различных стихов Корана и пророческих традиций. Например, аль-Бакир подчеркнул свою интерпретацию аята валая , согласно которому Али была дарована опека ( валайя ) над мусульманами наравне с пророком. По словам аль-Бакира, опасаясь негативной реакции со стороны некоторых, пророк не хотел публично объявлять валайю Али до тех пор, пока его не побудил к этому (в Гадир Хумм) аят Таблиха . Пророческие традиции, на которые ссылался аль-Бакир, включают хадис Гадир Хумм и хадис о положении . [ 84 ]
Природа Бога
[ редактировать ]В то время горячо обсуждался вопрос о том, был ли Коран, считавшийся словом Бога, созданным или вечным. Те, кто верил в предопределение, утверждали, что Коран вечен, поскольку Богу всегда были известны события, упомянутые в Коране. Напротив, те, кто выступал за свободу воли, считали, что Коран был создан во времени. Аль-Бакир считал, что Коран не был ни создан, ни вечен. Скорее, это слово Творца.
В более общем плане аль-Бакир считал, что все атрибуты Бога вечны, но только как прилагательные. Например, «Знание», «Слушание», «Видение» — это то, как Бог характеризует Себя. Они помогают верующим понять что-то о Боге, но их не следует путать с Ним. По мнению аль-Бакира, Бог находится за пределами человеческого воображения. Таким образом, он посоветовал своим последователям обсуждать творение Бога, а не Его природу. Когда его спросили, видел ли он Бога, аль-Бакир ответил, что Бога нельзя увидеть глазами, но его можно постичь внутренней реальностью веры. [ 110 ] По другой спорной теме аль-Бакир считал, что Бог — это вещь, но вещь, несравнимая со всеми другими вещами, нечто не познаваемое и не ограниченное. [ 111 ] [ 112 ]
Вера ( иман )
[ редактировать ]По определению, мумин ( букв. « [истинно] верующий » ) и мусульманин характеризуются соответственно двумя понятиями: иман ( букв. « вера » ) и ислам ( букв. « подчинение [Богу]» ). ). Ссылаясь на аят Корана 49:14, аль-Бакир определил мусульман как тех, кто исповедует ислам на словах и внешне практикует исламские обряды, такие как молитва и пост. Однако, по его мнению, иман более исключителен, чем ислам , то есть первое подразумевает второе, а не наоборот. В частности, аль-Бакир считал, что мумин — это мусульманин с внутренней верой, верой, проявляемой посредством выполнения религиозных обязанностей. Главной из этих обязанностей является валайя ( шиитским) имамам. [ 113 ] [ 114 ] Действительно, аль-Бакиру приписывают множество преданий о валайе . [ 115 ] важность которых, по его мнению, такова, что добрые дела не будут приняты без валайи . [ 115 ] Однако аль-Бакир также ограничил эту абсолютистскую точку зрения, подчеркнув, что валайя не может быть достигнута без добродетели и благочестия. [ 116 ] [ 117 ] Помимо валайи , аль-Бакир перечислил остальные обязанности мумина , такие как тахара ( букв. « очищение » ), молитва, пост, паломничество ( хадж ) и джихад (стремление на пути Бога). [ 87 ] Он также назвал сабр ( букв. « терпение » ), якин ( букв. « уверенность » ), адл ( букв. « справедливость » ) и ( джихад ) как столпы имана . [ 118 ]
Таким образом, Аль-Бакир определил промежуточное состояние между иманом и куфром (неверием). [ 119 ] Эту серую зону далее охарактеризовал его преемник ас-Садик, [ 114 ] который считал, что мусульманин, который не питает вражды к Ахль аль-Байт и их последователям, не является ни мумином , ни кафиром (неверующим). [ 120 ] То есть такие нешииты считаются мусульманами с их законными правами, но не (истинно) верующими. [ 121 ]
Подразумевается, что аль-Бакир считал праведные действия неотъемлемым компонентом имана , и эта точка зрения резко отличалась от мурджиитов и хариджитов , двух современных течений. Первые не считали хорошее поведение необходимым для имана , а это означало политический смысл, согласно которому инакомыслие и неповиновение не поощрялись, даже если мусульманские правители были коррумпированы. [ 122 ] [ 121 ] Для хариджитов, напротив, любой, кто совершил смертный грех, автоматически отступничал. [ 123 ]
По мнению аль-Бакира, иман имел степень совершенства и мог меняться со временем. В частности, он считал, что новые (религиозные) знания, если их применить на практике, укрепят иман . [ 124 ] Позднее суннитская мысль аналогичным образом приняла понятие ступенчатого имана . [ 125 ]
Предопределение
[ редактировать ]При Омейядах предопределение, вера в то, что Бог предопределил все, вероятно, пропагандировалась для оправдания их правления и поощрения морального самоуспокоения. Напротив, были и другие, кто верил в свободу воли. Среди этой последней группы некоторые считали, что все хорошее создано Богом, а все плохое - от людей. Аль-Бакир отверг обе точки зрения, заявив, что существует третья позиция между предопределением и свободой воли. Он утверждал, что Бог слишком милостив, чтобы заставлять свои творения грешить, а затем наказывать их, и что Он слишком силен, чтобы желать того, что не произойдет. [ 126 ] По словам его преемника ас-Садика, Бог предопределил одно, но оставил другое человеку. [ 127 ]
Тесно связана ранняя доктрина бада' , то есть продвижения или отсрочки акта творения, в зависимости от обстоятельств, без какого-либо изменения общего замысла и намерения Бога. Таким образом, доктрина бада описывает промежуточное положение между предопределением и свободной волей: решение Бога по некоторым вопросам остается отложенным, согласно аль-Бакиру, с возможностью продвижения и отсрочки до тех пор, пока не произойдет автономный выбор Его творений. Только тогда будет принято Его определенное решение. [ 128 ] В свою очередь, бада’ тесно связана с концепцией отмены ( насх ) некоторых аятов Корана. [ 129 ]
Религиозное отвлечение
[ редактировать ]Мухаммеду аль-Бакиру часто приписывают формулировку шиитской доктрины такийи , то есть предосторожности, притворства во избежание преследований. [ 2 ] [ 3 ] Такия была предназначена для выживания шиитских имамов и их последователей. [ 130 ] ведь во времена аль-Бакира к шиитам приставали до такой степени, что он думал, что легче быть неверующим ( зиндик ). [ 50 ] Таким образом, традиции, приписываемые аль-Бакиру, побуждают его последователей скрывать свою веру ради собственной безопасности, а некоторые даже характеризуют такийю как столп веры. [ 130 ] Вероятно, он не думал, что его времена были благоприятными для вооруженного восстания. [ 131 ] и отговаривал своих последователей от политического инакомыслия. [ 132 ] В частности, неизвестно, чтобы аль-Бакир публично оскорблял Абу Бакра и Умара. [ 53 ] [ 133 ] скорее всего потому, что он осуществлял такию . [ 131 ] Действительно, убежденность аль-Бакира в том, что исламский пророк прямо назначил Али ибн Аби Талиба своим преемником, подразумевает, что Абу Бакру и Умару не хватало легитимности. [ 131 ] Спокойные взгляды аль-Бакира резко отличались от взглядов мутазилитов , которые считали, что повеление одобрять и запрещать зло должно при необходимости обеспечиваться силой. [ 134 ]
Понятие такийа было знакомо ранним мусульманам. Когда Аммар , один из первых сподвижников исламского пророка , отрекся от своей веры под пытками, Мухаммед, как говорят, одобрил его поведение. С этим эпизодом часто связывают аят Корана 16:106. [ 135 ] Другие стихи Корана предполагают, что Авраам и Иосиф оба притворяются: первый, когда он сказал, что болен, а второй, когда его брата обвинили в воровстве. [ 136 ]
Религиозное размежевание ( аль-бараа )
[ редактировать ]Аль-Бакир также учил доктрине аль-бараа , то есть отделения от первых трех халифов и большинства сподвижников пророка как врагов шиитских имамов. [ 2 ] Действительно, имамиты считают первых халифов узурпаторами права Али стать преемником пророка. [ 46 ] [ 137 ]
Вклад в юриспруденцию
[ редактировать ]Аль-Бакир основал то, что позже превратилось в юридическую школу Двенадцати, и объединило некоторые характерные практики шиитов. Например, к призыву к ежедневной молитве ( азану ) аль-Бакир добавил выражение хайй ала хайр аль-амаль ( букв. « прийти к лучшему из дел » ), [ 3 ] выражение, которое было удалено Умаром, согласно шиитским и некоторым ранним суннитским источникам. [ 138 ] [ 139 ] Аль-Бакир также защищал брак мута ( буквально « временный » ), говоря, что это практика, санкционированная исламским пророком [ 140 ] [ 3 ] но позже оставлен Умаром. [ 141 ] Таким образом, в этих решениях аль-Бакир встал на сторону Али ибн Аби Талиба и Ибн Аббаса , двух влиятельных фигур раннего ислама. [ 141 ] Еще одно четкое постановление аль-Бакира заключалось в том, что вытирание обуви перед молитвой, хотя и было обычным явлением в то время, было неприемлемо вместо омовения ног. Аль-Бакир также запретил все одурманивающие вещества, тогда как куфанские юристы его времени разрешали ферментированные напитки ( набидс ). [ 142 ] [ 143 ] Он также утверждал, что при угрозе смерти или ранения самозащита посредством сокрытия ( такия ) обязательна. [ 144 ] Наконец, «Аль-Манасик» — это дошедший до нас трактат о ритуалах хаджа , приписываемый аль-Бакиру и рассказанный его учеником Абу аль-Джурадом Зиядом ибн Мундхиром. [ 145 ]
Шиитские имамы ожидали, что их ученики будут искать (а затем следовать) их советам по новым юридическим вопросам. [ 62 ] [ 2 ] или же ответить на эти вопросы, применив ограниченные рассуждения в общих рамках, предоставленных имамами. [ 146 ] Действительно, аль-Бакир, как известно, упрекал тех, кто выходил за эти рамки, в том числе Мухаммада ибн аль-Хакима и Мухаммада аль-Тайяра. [ 147 ] [ 2 ] В частности, аль-Бакир отговаривал своих последователей от иджтихада (индивидуального рассуждения) или применения рая ( букв. рассуждение ») « личное . мнение ' ) и кийас ( букв. ' аналогия ' ). [ 148 ] [ 2 ] [ 149 ] Он считал эти методы спекулятивными и лишенными религиозного авторитета. [ 150 ] которая, по его мнению, ограничивалась шиитскими имамами как единственными авторитетными толкователями Корана и пророческой традиции ( сунны ). [ 151 ]
Вклад в толкование Корана
[ редактировать ]Мухаммаду аль-Бакиру приписывают толкование Корана Китаб аль-Бакир ( букв. « Книга аль-Бакира » ), рассказанное его учеником Ибн аль-Мундхиром. Части этого труда сохранились в «Тафсире аль-Кумми» , написанном ученым-двунадесятником аль-Кумми ( ум. 919 ). Этот комментарий занимает первое место среди ранних коранических комментариев библиографа-двунадесятника ан-Наджаши ( ок. г. 1058 ). [ 152 ] Точно так же «Тафсир Джабир аль-Джуфи» представляет собой собрание экзегетических традиций, приписываемых аль-Бакиру и переданных его учеником Джабиром ибн Язидом аль-Джуфи . В «Тафсире Нур ат-Такалайн» , обширном толковании Корана, написанном двенадцатью авторами, аль-Бакир является авторитетом для тринадцати процентов его традиций, уступая только пророку и ас-Садику. [ 3 ]
Известные ученики
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир, возможно, был первым шиитским имамом, который систематически проповедовал шиитские верования. [ 80 ] Несмотря на то, что аль-Бакир жил в Медине, основные последователи аль-Бакира находились в Куфе, где он привлек ряд выдающихся богословов. [ 3 ] [ 153 ] Басра , Мекка и Сирия были другими местами, где базировались ученики аль-Бакира. [ 154 ] [ 155 ] Более четырехсот шестидесяти имен перечислены как ученики аль-Бакира в «Аль-Риджале» , работе Twelver по биографической оценке, автором которой является аль-Кашахи ( ок г. . 941 ). [ 78 ]
Умереть
[ редактировать ]У Аль-Бакира было несколько выдающихся учеников в Куфе, где его главным представителем был Джабир аль-Джуфи. Джабир является авторитетом некоторых традиций в Умм аль-Китаб . [ 156 ] что соответствует Евангелию детства Фомы в гностической христологии . [ 157 ] В своем «Апокалипсисе Джабира» аль-Бакир рассказывает Джабиру, как был создан космос, как люди спустились в этот мир и как они могут получить от него освобождение. [ 2 ] Некоторые обвиняют Джабира в экстремизме ( гулув ), и его надежность обсуждается в шиитских кругах. [ 158 ] [ 156 ] [ 26 ] Говорят, что «Рисалат аль-Джуфи» содержит взгляды Джабира на исмаилизм. [ 156 ] [ 3 ]
Зурара ибн Аян уже был видным традиционалистом и теологом еще до того, как присоединился к кругу аль-Бакира. [ 159 ] Зурара, очевидно, не соглашался с аль-Бакиром по некоторым богословским вопросам. [ 2 ] [ 26 ] Например, в отличие от аль-Бакира, Зурара утверждал, что не существует промежуточного состояния между верующим и неверующим. [ 160 ] По некоторым сведениям, позже Зурара поссорился с ас-Садиком. [ 161 ] но, возможно, имам дистанцировался от Зурары только публично, чтобы спасти последнего от преследований. [ 159 ]
Абан ибн Таглиб был еще одним соратником аль-Бакира, а затем и аль-Садика. Выдающийся юрист, Абан был уполномочен аль-Бакиром издавать юридические постановления для общественности. [ 162 ] [ 163 ] Несмотря на его шиитские наклонности, традиции Абана цитируются в суннитских источниках. [ 164 ] Абу Басир аль-Асади входит в число единогласных сподвижников аль-Бакира и аль-Садика, то есть тех, чьи традиции общеприняты в шиитских кругах. [ 165 ] Мухаммад ибн Муслим, еще один близкий соратник аль-Бакира и ас-Садика, был выдающимся юристом и традиционалистом, который, как говорят, передал около тридцати тысяч традиций от аль-Бакира. [ 166 ] [ 167 ] Фудайль ибн Ясар был еще одним любимцем аль-Бакира и аль-Садика, которого последний, очевидно, сравнивал с Салманом аль-Фарси , знаменитым сподвижником исламского пророка. [ 168 ] Абу аль-Касим аль-Иджли и Абу Басир аль-Муради , известные юристы и традиционалисты, были соратниками аль-Бакира и аль-Садика. [ 168 ] Абу Хамза аль-Тумали и Абу Халид аль-Кабули были двумя последователями аль-Бакира, а ранее - аль-Саджада. [ 168 ] В частности, некоторые предания, рассказанные Абу Хамзой, носят чудесный характер. [ 168 ] [ 169 ]
Аль-Кумайт ибн Зайд аль-Асади был поэтом, сторонником аль-Бакира, которого он хвалил за хвалебные стихи об Ахль аль-Байт. [ 170 ] [ 171 ] Кумайта Хашимият , восхваляющий Ахль аль-Байт, действительно считается одним из самых ранних свидетельств доктрины имамата . [ 172 ] и, возможно, самое раннее датируемое упоминание о Гадир Хумм. [ 170 ] Вероятно, чтобы избежать преследований, Кумайт также иногда писал восхваляющие Омейядов. [ 171 ] Мумин аль-Так был еще одним последователем аль-Бакира, который писал и дискутировал об имамате. [ 173 ] Ибн Мундхир был близким учеником аль-Бакира и главным передатчиком Тафсира аль-Бакира. Позже он поддержал восстание Зайда и основал Джарудийю , секту зайдитов, наиболее близкую по доктрине к двунадесятному шиизму. [ 174 ] [ 175 ]
В другом месте
[ редактировать ]Басра не была шиитским центром, но у аль-Бакира там было несколько выдающихся учеников, в том числе Мухаммад ибн Марван аль-Басри, Исмаил ибн Фадл аль-Хашеми, Малек ибн Аян аль-Джухани. [ 173 ] В Мекке в круг аль-Бакира входили Маруф ибн Харбуз Макки и Маймун ибн аль-Асвад аль-Кадда. Последний, вероятно, был купцом и распоряжался имуществом аль-Бакира в Мекке. Один из сыновей Маймуна, Абдулла , является предполагаемым предком исмаилитских имамов . [ 176 ] В других местах среди видных последователей аль-Бакира были Мухаммад ибн Исмаил Бази и другие члены семьи Бази, Абу Харун и его тезка Абу Харун Макфуф, а также Укба ибн Башир аль-Асади, Аслам аль-Макки и Наджий ибн Аби. Муаз ибн Муслим. [ 177 ]
Просмотры
[ редактировать ]суннитский взгляд
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир считается надежным традиционалистом ( тика ) в суннитском исламе. [ 178 ] [ 141 ] [ 179 ] [ 180 ] Отличие в том, что он принял только те пророческие традиции, о которых сообщили его предшественники. [ 181 ] Среди тех ученых, которые опирались на традиции аль-Бакира, - аш-Шафии ( ум. 820 ) и Ибн Ханбал ( ум. 855 ), одноименные основатели Ханбали и Шафии соответственно. юридических школ [ 182 ] [ 183 ] и знаменитый суннитский историк ат-Табари ( ум. 923 ). [ 2 ] В частности, аль-Бакир является авторитетом более чем по сотне преданий в шести канонических сборниках суннитских хадисов. [ 3 ] Однако некоторые критиковали аль-Бакира за прямое цитирование людей, умерших до него. [ 2 ]
Несмотря на репутацию аль-Бакира как надежного традиционалиста, он редко цитируется в суннитских сборниках хадисов по сравнению с их шиитскими коллегами. [ 184 ] [ 3 ] Возможно, это связано с тем, что суннитские традиционалисты «выбирали» из традиций, приписываемых аль-Бакиру, [ 185 ] или, возможно, потому, что они намеренно отвергли многочисленные приписываемые ему традиции шиитского цвета. [ 182 ] Те традиции аль-Бакира, которые встречаются в суннитских сборниках, имеют другие цепочки передачи по сравнению с их шиитскими аналогами. [ 186 ] Эти суннитские традиции изображают аль-Бакира как протосуннитского ученого, осуждавшего шиитов и их убеждения. [ 187 ] [ 3 ] Например, в отличие от шиитских источников, более поздние суннитские авторы утверждают, что аль-Бакир поддерживал Абу Бакра и Умара, называл их имамами и говорил, что следует молиться за Омейядами. [ 3 ] [ 2 ]
В суннитском исламе аль-Бакир также считается авторитетом в юриспруденции. [ 188 ] [ 3 ] Например, Абу Ханифа ( ум. 767 ), эпоним ханафитской юридической школы , Ибн Джурайдж ( ум. 767 ) и Аузаи ( ум. 774 ) подчинялись аль-Бакиру в юридических вопросах. [ 13 ]
Отношение суннитов к аль-Бакиру отражено в следующих отчетах. Экзегеза, приписываемая аль-Бакиру, возглавляет список коранических произведений, составленный суннитским библиографом Ибн ан-Надимом ( ок . 995 ). [ 189 ] Абдаллах ибн Ата аль-Макки думал, что другие ученые чувствовали себя униженными в присутствии аль-Бакира. [ 178 ] [ 2 ] По мнению суннитского традиционалиста Мухаммада ибн Мункадира ( ум. 747 ), аль-Бакир был единственным ученым, превзошедшим своего отца аль-Саджада. [ 183 ] Суннитские источники также описывают Абу Ханифу как выдающегося ученика аль-Бакира, даже говоря, что последний предсказал, что первый возродит сунну . [ 2 ]
Взгляд двунадесятников и исмаилитов
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир — имам двунадесятников и исмаилитов. [ 3 ] которые составляют подавляющее большинство мусульман-шиитов. [ 190 ] Для них, после пророка, шиитские имамы рассматриваются как единственный источник религиозного руководства, способствующий всеобъемлющей связи лояльности ( валайя ) со своими шиитами. [ 191 ] Аль-Бакир также считается основоположником шиитской юриспруденции. [ 3 ] и внес значительный вклад в шиитское богословие. [ 192 ] Аль-Бакир считается здесь выдающимся религиозным авторитетом своего времени, в отличие от суннизма. [ 193 ] Его статус таков, что традиция с прерванной или оборванной цепочкой передачи будет считаться достоверной, если она будет рассказана им. [ 194 ]
Вид на Зайди
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир — видный деятель зайдизма. [ 2 ] Его традиции появляются в некоторых произведениях Зайди. [ 3 ] [ 195 ] и он оказал сильное влияние на юриспруденцию Зайди. [ 196 ] [ 3 ] Однако молчаливый аль-Бакир обычно не признается имамом в зейдизме. [ 197 ] [ 40 ] [ 198 ] ибо зайдитские имамы должны быть политически активными. [ 199 ] В работах Зайди аль-Бакир признает превосходные знания Зайда и косвенно притязает Зайда на имамата. [ 2 ]
Суфийский взгляд
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир считается основоположником суфизма . [ 26 ] где он известен своим аскетизмом и благочестием. [ 3 ] В суфизме аль-Бакир изображается как авторитет в эзотерических науках и скрытых измерениях Корана, а также гностик, творивший чудеса ( карамат ). [ 60 ] Сообщается, что аль-Бакир определил суфизм как «добрый характер: тот, у кого лучший характер, является лучшим суфием». [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]Мухаммад аль-Бакир был женат на Умм Фарве , которая родила ему двоих сыновей. Одним из них был Джафар, который позже сменил аль-Бакира. Умм Хаким, дочь Усайда аль-Сакафи, была другой женой аль-Бакира, от которой родились еще двое сыновей, хотя оба умерли в детстве. У Аль-Бакира было еще трое сыновей, все из которых родились от наложницы. По словам шиитского специалиста по генеалогии Алави аль-Умари, род аль-Бакира продолжился только через Джафара. [ 78 ]
Предки Мухаммеда аль-Бакира |
---|
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо Мухаммеда
- Али аль-Саджад
- Джафар аль-Садик
- Джабир ибн Абдаллах
- Зейд ибн Али
- Зейдизм
- Мешхед Ардеал
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час аль-Караши, Бакир Шариф. «3». Жизнь имама Мухаммада аль-Бакира . Кум: Публикации Ансариян.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап Кольберг 2012а .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Бакли 2020 .
- ^ Пирс 2016 , стр. 97–98.
- ^ Строка 2000 , стр. 38–40.
- ^ Строка 2000 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Момент 1985 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Дакаке 2007 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Амир-Моэцци и Джамбет 2018 , с. 29.
- ^ Строка 2000 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Табатабай 1977 , стр. 179.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1977 , с. 255.
- ^ Мавани 2013 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Кроу 2015 , стр. 58–59.
- ^ Хойланд 2015 , с. 199.
- ^ Пирс 2016 , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2015 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с д и Амир-Моэцци и Джамбет 2018 , с. 30.
- ^ Вернер 2010 .
- ^ Хайдер 2014 , с. 86.
- ^ Джафри 1979 , с. 171.
- ^ Строка 2000 , с. 41.
- ^ Строка 2000 , стр. 34, 43.
- ^ Момент 1985 , стр. 37, 64.
- ^ Строка 2000 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 49–50.
- ^ Дафтари 2013 , с. 145.
- ^ Строка 2000 , стр. 46–47.
- ^ Момент 1985 , с. 49.
- ^ Маделунг 2012 .
- ^ Момент 1985 , стр. 37, 49, 64.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1977 , с. 249.
- ^ Момент 1985 , стр. 37, 49.
- ^ Джафри 1977 , с. 252.
- ^ Строка 2000 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2014 , с. 89.
- ^ Джафри 1979 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2012c .
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2014 , с. 87.
- ^ Момент 1985 , с. 50.
- ^ Строка 2000 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 120.
- ^ Момент 1985 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 52.
- ^ Мавани 2013 , с. 121.
- ^ Момент 1985 , с. 39.
- ^ Строка 2000 , стр. 119.
- ^ Момент 1985 , стр. 37, 70.
- ^ Строка 2000 , с. 115.
- ^ Takim 2008 , p. 140.
- ^ Jump up to: а б Бакли 2022 .
- ^ Хайдер 2014 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 53.
- ^ Строка 2000 , с. 54.
- ^ Момент 1985 , стр. 49, 52.
- ^ Момент 1985 , с. 52.
- ^ Takim 2007 , p. 117.
- ^ Строка 2000 , стр. 53–54.
- ^ Джафри 1979 , стр. 178–179.
- ^ Джафри 1977 , с. 260.
- ^ Строка 2000 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 293.
- ^ Момент 1985 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б Takim 2006 , p. 93.
- ^ Джафри 1977 , с. 291.
- ^ Пирс 2016 , с. 97.
- ^ Пирс 2016 , стр. 98–99.
- ^ Джафри 1977 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с Тареми 2014 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Ряд 2000 , с. 8.
- ^ Takim 2006 , p. 115.
- ^ Строка 2000 , с. 126.
- ^ Строка 2000 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д Ряд 2000 , стр. 58–83.
- ^ Бар-Ашер 2014 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 78.
- ^ Takim 2006 , p. 28.
- ^ Takim 2006 , p. 29.
- ^ Строка 2000 , с. 79.
- ^ Момент 1985 , стр. 149–150.
- ^ Строка 2000 , стр. 79–82.
- ^ Момент 1985 , стр. 148–149.
- ^ Мавани 2013 , с. 48.
- ^ Мавани 2013 , с. 128.
- ^ Строка 2000 , стр. 12, 70, 83.
- ^ Строка 2000 , с. 83.
- ^ Момент 1985 , стр. 147–148.
- ^ Маделунг 2014a , с. 459.
- ^ Строка 2000 , стр. 63–64.
- ^ Строка 2000 , стр. 66–67.
- ^ Хайдер 2014 , с. 34.
- ^ Момент 1985 , с. 157.
- ^ Момент 1985 , стр. 157–158.
- ^ Дакаке 2007 , с. 196.
- ^ Джафри 1979 , с. 294.
- ^ Момент 1985 , стр. 158–159.
- ^ Дакаке 2007 , с. 180.
- ^ Строка 2000 , стр. 92–95.
- ^ Маделунг 2014b , с. 468.
- ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 44.
- ^ Строка 2000 , стр. 85–88.
- ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , стр. 24–25.
- ^ Дакаке 2007 , стр. 137.
- ^ Мельхерт 2014 , с. 274.
- ^ Строка 2000 , с. 87.
- ^ Дакаке 2007 , с. 182.
- ^ Дакаке 2007 , стр. 180, 182–183.
- ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 181.
- ^ Строка 2000 , стр. 86–87.
- ^ Жизнь 2012 .
- ^ Строка 2000 , стр. 87–88.
- ^ Дакаке 2007 , с. 205.
- ^ Строка 2000 , стр. 91–92.
- ^ Хейвуд 2024 .
- ^ Маделунг 2014b , стр. 472–474.
- ^ Момент 1985 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , стр. 88–91.
- ^ Jump up to: а б с Ряд 2000 , с. 90.
- ^ Takim 2006 , p. 80.
- ^ Джафри 1979 , с. 252.
- ^ Строка 2000 , стр. 89–90.
- ^ Строка 2000 , стр. 90–91.
- ^ Джафри 1979 , с. 299.
- ^ Амир-Моэцци 2014 .
- ^ Строка 2000 , стр. 123–124.
- ^ Момент 1985 , с. 178.
- ^ Строка 2005 .
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 45.
- ^ Джафри 1979 , с. 176.
- ^ Хайдер 2011 , стр. 47–48.
- ^ Кольберг 2022 .
- ^ Модарресси 2003 , с. 38.
- ^ Takim 2006 , pp. 103, 167.
- ^ Takim 2006 , pp. 98, 103, 167.
- ^ Строка 2000 , стр. 13, 52, 119.
- ^ Takim 2006 , p. 103.
- ^ Строка 2000 , с. 116.
- ^ Строка 2000 , стр. 53, 120.
- ^ Модарресси 2003 , стр. 37–38.
- ^ Ворона 2015 , с. 59.
- ^ Строка 2000 , с. 107.
- ^ Джафри 1979 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Ряд 2000 , стр. 107–108.
- ^ Корбин 2001 , стр. 75–76.
- ^ Takim 2006 , pp. 174–179.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 109.
- ^ Takim 2006 , p. 95.
- ^ Takim 2006 , p. 98.
- ^ Строка 2000 , стр. 108–109.
- ^ Takim 2006 , p. 167.
- ^ Takim 2006 , p. 164.
- ^ Катчи 2020 .
- ^ Строка 2000 , стр. 109–110.
- ^ Takim 2006 , pp. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с д Ряд 2000 , с. 110.
- ^ Джафри 1979 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 250–251.
- ^ Строка 2000 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 111.
- ^ Дакаке 2007 , с. 111.
- ^ Маделунг 1983 .
- ^ Строка 2000 , стр. 112–113.
- ^ Строка 2000 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 96.
- ^ Takim 2006 , p. 114.
- ^ Пирс 2016 , с. 157.
- ^ Строка 2000 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Ворона 2015 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , стр. 97.
- ^ Хайдер 2011 , с. 126.
- ^ Строка 2000 , с. 98.
- ^ Хайдер 2011 , с. 45.
- ^ Takim 2006 , p. 116.
- ^ Takim 2006 , p. 58.
- ^ Риппин 2014 , с. 101.
- ^ Хайдер 2014 , с. 4.
- ^ Хайдер 2014 , с. 38.
- ^ Строка 2000 , с. 106.
- ^ Строка 2000 , с. 104.
- ^ Строка 2000 , с. 105.
- ^ Кольберг 2014 , с. 177.
- ^ Строка 2000 , стр. 46–53, 119.
- ^ Хайдер 2011 , с. 245.
- ^ Дафтари 2013 , с. 150.
- ^ Хайдер 2014 , с. 39.
Примечания
[ редактировать ]- ^ отравлен Хишамом ибн Абд аль-Маликом. По мнению большинства шиитских ученых,
Источники
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Массачусетс (1994). Guide divin dans le Shi’isme original [ Божественное руководство в раннем шиизме: Источники эзотеризма в исламе ]. Перевод Стрейта, Д. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0791421228 .
- Амир-Моэцци, Массачусетс (2014). «Гадир Хумм» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). ISBN 9789004269613 .
- Амир-Моэцци, Массачусетс; Джамбет, К. (2018). Что такое шиитский ислам: введение . Перевод Каслера К.; Ормсби, Э. Рутледж. ISBN 9781138093737 .
- Бар-Ашер, ММ (2014). "Введение". В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБТаурис. стр. 79–93. ISBN 9781780765068 .
- Бакли, РП (2020). «Мухаммад аль-Бакир» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Три изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_36641 . ISBN 9789004413443 .
- Корбин, Х. (2001). История исламской философии . Перевод Шеррарда Л.; Шеррард, П. Кеган Пол Интернэшнл. [ ISBN отсутствует ]
- Ворона, К.Д. (2015). «Имам Джафар ас-Садик и развитие шиизма». В Дафтари, Ф.; Саджу, А.; Джива, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. стр. 56–77. ISBN 9780857729675 .
- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780857723338 .
- Дафтари, Ф. (2015). «Шиитские общины в истории». В тетради Ф.; Саджу, А.; Жизнь, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. стр. 100-1 169–209. ISBN 9780857729675 .
- Дакаке, ММ (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791470336 .
- Хайдер, Н. (2011). Истоки шиитов: идентичность, ритуалы и священное пространство в Куфе восьмого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107424951 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Хейвуд, Дж.А. (2024). «Джафар аль-Садик» . Британская энциклопедия .
- Хойланд, Р.Г. (2015). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199916368 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Кольберг, Э. (2012a). «Мухаммад б. Али Зейн аль-Абидин» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5346 . ISBN 9789004161214 .
- Кольберг, Э. (2012b). «Зайн аль-Абидин» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8144 . ISBN 9789004161214 .
- Кольберг, Э. (2012c). «ар-Рафида » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Кольберг, Э. (2014). "Введение". В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБ Таурис. стр. 165–179. ISBN 9781780765068 .
- Лалани, AR (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Лалани, Р. (2005). «Мухаммад аль-Бакир». В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия (Первое изд.). Рутледж. стр. 523–524. ISBN 9780415966900 .
- Маделунг, В. (1983). «Абул-Яруд в Хамдане» . Иранская энциклопедия . Том. Я/3. пп. 327–328.
- Маделунг, В. (2012). «Зейд бин Али бин аль-Хусейн» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8137 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, В. (2014b). «Раннее богословие имамитов, отраженное в Китаб аль-кафи аль-Кулайни». В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБТаурис. стр. 465–474. ISBN 9781780765068 .
- Маделунг, В. (2014a). "Введение". В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБТаурис. стр. 455–463. ISBN 9781780765068 .
- Мавани, Х. (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780203694282 .
- Мельчерт, К. (2014). «Отречение ( Зухд ) в ранней шиитской традиции». В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБТаурис. стр. 272–294. ISBN 9781780765068 .
- Модарресси, Х. (2003). Традиции и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Том. 1. Oneworld Academic. ISBN 9781851683314 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Пакачи, А. (2020). «ابو بصیر» [Абу Басир]. Центр Большой исламской энциклопедии (на персидском языке).
- Пирс, М. (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Риппин, А. (2014). «Что определяет (досовременный) шиитский тафсир ? Заметки к истории жанра тафсира в исламе в свете шиитского вклада». В Дафтари, Ф.; Мискинзода, Г. (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . ИБТаурис. стр. 95–112. ISBN 9781780765068 .
- Таким, Л.Н. (2006). Наследники Пророка: харизма и религиозная власть в шиитском исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791467381 .
- Тареми, Х. (2014). «Аль-Бакир, Мухаммад ибн Али» . Энциклопедия мира ислама (на персидском языке). Том. 1. Фонд Исламской энциклопедии .
- Вида, GLD (2012). «K̲h̲ārid̲j̲ij̲tes» . Ин Хоутсма, магистр естественных наук; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама (Первое изд.). ISBN 9789004082656 .
- Вернер, Э. (2010). «Баки аль-Гаркад» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_00000066 . ISBN 9789004183902 . S2CID 240012569 .