Bell H-13 Sioux
H-13 Sioux | |
---|---|
![]() | |
OH-13 над Riat , 2022 | |
Роль | Световое наблюдение вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Белл самолет Белл -вертолет |
Первый полет | 8 декабря 1945 г. (прототип Bell 47) [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Армия Соединенных Штатов ВВС США ВМС США Британская армия [Иран] |
Номер построен | Не менее 2407 |
Разработан из | Белл 47 |
Варианты | Bell 201 |
Превратился в | Bell 207 Sioux Scout |
Bell H-13 Sioux -это американский одномоторный легкий вертолет, построенный Bell Helicopter и изготовленный Westland Aircraft под лицензией для британских военных как Sioux Ah.1 и Ht.2 . Это был первый вертолет, который был сертифицирован для гражданского использования. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении с помощью: заполнить некоторые подробности о раннем развитии. Вы можете помочь, добавив к этому . ( Март 2009 г. ) |
В 1947 году ВВС армии США (позже ВВС США ) приказали улучшить модель колокола 47A . Большинство из них были назначены 13 лет , а три зимних версии были обозначены YR-13A . Армия Соединенных Штатов впервые заказала Bell 47S в 1948 году под назначением H-13 . Позже они получат имя Sioux . [ 3 ]
Первоначально военно-морской флот Соединенных Штатов закупил несколько колокольчиков 47, обозначенных HTL-1 , между 1947 и 1958 годами. Береговая охрана Соединенных Штатов оценила эту модель и приобрела два HTL-1 для поддержки с несколькими миссиями в гавани Нью-Йорка. Наиболее распространенной версией 47 ВМС США была обозначена HTL-4 и распределяется с ткани на хвостовой буме. Береговая охрана США приобрела три HTL-5 S в 1952 году (аналогично HTL-4, но приводил в действие двигатель Franklin O-335-5) и использовала их до 1960 года. [ 4 ] Береговая охрана приобрела две модели Белла 47G и обозначила их HUL-1G в 1959 году. [ 4 ]
H-13 был одним из главных вертолетов, используемых армией США во время Корейской войны , причем вариант H-13D является наиболее распространенным. Во время войны он использовался в самых разных ролях, включая наблюдение, разведку и Medivac. Из -за своей роли в рейсах Medevac он получил прозвище «Ангел Милосердия». Он также использовался в качестве наблюдения вертолета в начале войны во Вьетнаме , прежде чем его заменил Hughes OH-6 Cayuse в 1966 году.
Bell 47 был приказан британской армии в качестве Sioux для соответствия спецификации H.240 с лицензированным производством Westland Helicopters . Чтобы соблюдать условия своего лицензионного соглашения с Sikorsky Aircraft , которые предотвратили создание самолета конкурента США, Westland лицензировала модель 47 у Агуста , который приобрел лицензию у Bell. [ 5 ] Первый контракт был на 200 вертолетов. Первые 50 вертолетов контракта были построены Агуста в Галларате в Италии, а затем 150, построенные Уэстлендом в Йовиле. Первый Westland Sioux совершил свой первый полет 9 марта 1965 года. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Sioux представляет собой одномоторный трехместный трехместный наблюдение и базовый тренировочный вертолет. В 1953 году был введен дизайн Bell 47G. Его можно распознать полным навесом «мыла» его дизайнер Артур М. Янг ), (как назвал [ 7 ] Открытая сварная труба хвостовая бум, седельные топливные баки и шасси. В своей версии UH-13J, основанной на Bell 47J, у него был металлический хвостовой бум и фюзеляж, а также закрытая кабина и салона.
H-13 и его военные варианты часто оснащены медицинскими эвакуационными корзинами, по одному по каждому заносу, с акриловым стеклянным щитом для защиты пациента от ветра.
Разработке Sioux очень помогла в реализации Белла короткого взвешенного гиростабилизатора на 90 ° внизу и к основному ротору. У него были упорядоченные противовесы на обоих кончиках и был связан, поэтому он определил, в какой плоскости находился ротор, и сохранил его горизонтальным. [ 8 ] Стабилизатор, который был подключен к управлению циклическим шагом , действовал как шарнирное маховик с использованием гироскопической инерции, чтобы поддерживать лезвия ротора в плоскости и независимо от движения фюзеляжа из -за ветра. Это гарантировало, что система имела достаточное количество инерции также из -за полета, поэтому ауторотация будет функционировать в случае отказа двигателя. [ 9 ]
Единственный двигатель Lycoming VO-435 поршневый 260 л.с. был установлен на варианте 47G. Топливо питалось от двух высоких внешних резервуаров. На сиу использовался один двухлетний ротор с коротким инерционным стабилизирующим незначительным лезвием. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]
- 13
- [ А ] 28 Bell 47a вертолеты, закупленные ВВС армии Соединенных Штатов для оценки. YR-13 работали с помощью поршневого двигателя Franklin O-335-1 175 л.с. (130 кВт). 10 самолетов были перенесены в ВМС США для оценки в качестве HTL-1 , а два HTL-1 позже были переданы в береговую охрану США. [ 11 ]
- 13а
- 3 года-13 самолетов зимы для испытаний на холодную погоду на Аляске. Переименовал YH-13A в 1948 году. [ 12 ]
- HTL-2
- ВМС ЭКАКАНТ ВМС КОММЕРИЯ МОДЕЛИ 47D. 12 построено. [ 13 ]
- HTL-3
- ВМС ЭКАКАЛЬНЫЙ ВМС США в коммерческой модели 47E, основанный на 200-сильном двигателе с 200 л.с. (149 кВт) Франклин 6V4-200-C32. Девять построены.
- H-13b
- 65 самолетов, заказанных в 1948 году армией США. [ 12 ] Все армейские версии были позже названы Сиу.
- YH-13C
- Один H-13B, используемый в качестве инженерного испытательного стенда. Оснащен снопочкой и открытой, открытой хвостовой. [ 12 ]
- H-13C
- 16 H-13b самолеты преобразованы для переноса внешних носителей в 1952 году, с зановым шасси и открытым хвостовым бумом YH-13C. [ 12 ]
- H-13d
- Армейская двухместная версия, основанная на коммерческой модели 47D-1, с зановым шасси, носителями носителей и двигателем Франклина O-335-5. 87 построено. [ 12 ]
- OH-13E
- Конфигурация H-13D с трехместным самолетом с двойным элементом управления. 490 построено. [ 12 ]
- XH-13F/ Bell 201
- Модифицированный колокол 47G, работающий на континентальном XT51-T-3 ( Turbomeca Artouste ) турбоссафта. [ 12 ] Первый колокол -вертолет, оснащенный турбинным двигателем.
- OH-13G
- Трехместный на основе коммерческой модели 47-g. Представил небольшой лифт на хвостовой части. 265 доставлен в армию США. [ 14 ]
- OH-13H/UH-13H
- На основе 47G-2. Оборудован с помощью двигателя Lycoming VO-435 250 л.с. (186 кВт). По меньшей мере 453 приобретены армией США. [ 14 ] UH-13HS использовался ВВС США.
- UH-13J
- Два рейнджера Bell 47J-1, приобретенные ВВС США для VIP-транспорта президента США. Первоначально назначен H-13J .
- О-13к
- Два преобразованных H-13HS с ротором большего диаметра и двигателем Franklin 6VS-335 225 л.с. (168 кВт) Franklin 6VS-335.
- TH-13L
- Первоначально обозначен как военно-морской флот HTL-4 .
- HTL-5
- Использовал двигатель Franklin O-335-5.
- Th-13m
- Включил небольшой подвижный лифт. Первоначально обозначен как военно-морской флот HTL-6 .
- HH-13Q
- Первоначально HUL-1G , он использовался Береговой охраной США для поиска и спасения.
- UH-13R
- Основанный на двигателе Allison YT63-A-3 Turboshaft. Оригинальное обозначение ВМС США HUL-1M .
- О-13
- Трехместный наблюдательный вертолет на основе 47G-3B для замены OH-13H. 265 получен армией США. [ 14 ]
- Th-13t
- Двухместный инструмент для армии США на основе 47G-3B-1, работающий на 270 л.с. (201 кВт) Lycoming TVO-435-D1B. 411 куплен. [ 14 ]
- Sioux Ah.1
- Вертолет общего назначения для британской армии, 50, построенный Агуста (Agusta-Bell 47G-3B1) и 250, построенный Westland (Westland-Agusta-Bell 47G-3B1). [ 15 ] Небольшое число, также используемое 3 авиационной эскадрильей Королевских морских пехотинцев.
- Sioux ht.2
- Обучение вертолета для Королевских ВВС , 15, построенных Уэстлендом.
- Texas Helicopter M74 WASP
- Техасская вертолетная корпорация. Одноместное преобразование вертолетов OH-13E для сельскохозяйственного использования, приводимою на движение двигатели на 200 л.с. (150 кВт ) . Сертифицированный 1976. [ 16 ]
- Техасский вертолет M74A
- Техасская вертолетная корпорация. Одноместное преобразование вертолетов OH-13H для сельскохозяйственного использования, основанное на двигателе Lycoming TV-435, оценивается в 240 л.с. (180 кВт) в течение 2 минут. Сертифицированный 1977. [ 16 ]
- Texas Helicopter M79S WASP II
- Texas Helicopter Corporation Conversion для сельскохозяйственного использования, с тандемными сидениями и топливными баками с заглушкой. Основанный на двигателе Lycoming TV-435, оцененный в 270 л.с. (200 кВт) в течение 5 минут. [ 16 ]
- Texas Helicopter M79T Jet Wasp II
- Texas Helicopter Corporation Преобразование вертолетов Bell 47G для сельскохозяйственного использования, приводится в систему на 420 л.с. (310 кВт) двигатели солов-аллисон 250-C20 .
Операторы
[ редактировать ]
- Аргентинская армия [ 17 ]
- Аргентинский флот [ 18 ]
- Аргентинская военно -морская префектура [ 18 ] [ 19 ]
- Королевский канадский флот [ 22 ]
- VX-10 Эскадрилья


- ВВС Южной Вьетнама управляли несколькими вертолетами с апреля 1956 года.
- 1 -я вертолетная эскадрилья
- 2 -я вертолетная эскадрилья
- ВВС Шри -Ланки
- № 5 эскадрилья [ 40 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]- RCN 1387-HTL-6 на статическом дисплее в Канадском музее авиации и космоса в Оттаве , Онтарио . [ 51 ]
Германия
[ редактировать ]- 58-5348-OH-13H на статическом дисплее в музее вертолета в Бюкбубурге в Бюккебурге, Нижняя Саксония . [ 52 ]
- XT548-Sioux AH.1 на статическом дисплее на выставке полета Hermeskeil в Гермеселе, Рейнленд-Палатинат . [ 53 ] [ 54 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]- H-13 Sioux (Bell 47-G3) Регистрация NZ3705 Sioux выставлен в Королевском музее ВВС Новой Зеландии в Wigram . Самолет отображается в своей цветовой схеме RNZAF, когда он был вышел на пенсию с обслуживания в 2012 году. NZ3705 [ 55 ]
Пакистан
[ редактировать ]- OH-13 на статическом выставке в музее пакистанской армии в Равалпинди, Пенджаб . [ Цитация необходима ]
ЮАР
[ редактировать ]- XT562 - Bell 47 на статическом дисплее в Порт -Элизабет Филиал Южноафриканского музея ВВС в Порт -Элизабет, Восточная Кейп . [ 56 ]
Южная Корея
[ редактировать ]
- H-13 на статическом показе на военном мемориале Кореи в Сеуле . [ Цитация необходима ]
Испания
[ редактировать ]- OH-13H на статическом дисплее в Аэронавитической лаборатории Школы промышленного и авиационного инженерия Политехнического университета Каталонии в Террассе, Барселона . [ Цитация необходима ]
Тайвань
[ редактировать ]- 1101-OH-13H демонстрируется в выставочном зале Aviation Education Hall , дочерней компании Академии ВВС Китая . [ 41 ]
- 2110-OH-13H выставлен в спортивном парке Лонгтана в городе Таоюан , Тайвань. [ 57 ] [ 58 ]
Таиланд
[ редактировать ]- 56-2182/H7-9/15-OH-13H демонстрируется в Королевском музее ВВС Таиланда в Бангкоке, Таиланд . [ 59 ] [ 60 ]
Великобритания
[ редактировать ]Airworhy
- XT131 (G -CICN) - Sioux Ah.1 Airworhy Right с историческим полетом самолетов армии, базирующимся в AAC Middle Wallop . [ 61 ]
На дисплее
- XT148 - Sioux Ah.1 под восстановлением [ Цитация необходима ] в северо -восточных музеях, морских и воздушных музеях в Сандерленде, Тайн и Уир . [ 62 ]
- XT190-Sioux Ah.1 на статическом дисплее в музее вертолетов в Уэстон-Супер-Мэре, Сомерсет . [ 63 ] [ 64 ]
- XT200 - Sioux Ah.1 на статическом дисплее в музее Newark Air в Ньюарке, Ноттингемшир . [ 65 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]

- Airworhy
- О-13H
- 58-1528-управляется Ocean Air Inc. из Юджина, штат Орегон . [ 66 ] [ 67 ]
- Th-13t
- 65-8040-базирующийся в Музее полетов в Кавано в Аддисоне, штат Техас . Он окрашен как H-13D. [ 68 ] [ 69 ] Удал от публичного выставки, когда музей на неопределенный срок закрылся 1 января 2024 года. Будет перемещение в региональный аэропорт Северного Техаса в Денисоне, штат Техас . [ 70 ]
- На дисплее
- H-13b
- 48-0796-Военный музей Южной Каролины в Колумбии, Южная Каролина . Это первый планер H-13B, серийный номер 101, и вышел из производственной линии в середине июля 1948 года. [ 71 ] [ 72 ]
- H-13d
- 48-0845- Музей авиации армии США в Энтерпрайзе, штат Алабама . [ 73 ] [ 74 ]
- О-13d
- 51-2456 - Музей медицинского отделения армии США , расположенный на базе в Форт -Сэм Хьюстон , в Сан -Антонио, штат Техас . [ 75 ]
- OH-13E
- 51-13934- Музей вечнозеленой авиации и космоса в Макминнвилле, штат Орегон . [ 76 ] [ 77 ]
- 51-14010- Музей транспорта армии США на Объединенной базе Лэнгли-о себе недалеко от Ньюпорта, штат Вирджиния . [ 78 ]
- 51-14062 или 51-14077- Зал славы авиации и музей Нью-Джерси в Тетерборо, штат Нью-Джерси . [ 79 ]
- 51-14175- Музей воздуха Янка в Чино, штат Калифорния . [ 80 ] [ 81 ]
- 51-14193- Музей авиации армии США в Энтерпрайзе, штат Алабама . [ 73 ] [ 82 ]
- 51-14218- Музей авиации армии США в Энтерпрайзе, штат Алабама . [ 73 ] [ 83 ]
- OH-13G
- H-13H
- 58-1520- Музей воздуха и космической пробелов Южной Дакоты в боксе Старейшина, Южная Дакота . [ 86 ]
- О-13H
- 59-4949 - Используется в качестве учебного планера в Портлендском общественном колледже в Портленде, штат Орегон .
- UH-13H
- 56-2217- Музей Castle Air в Атуоте, штат Калифорния . [ 87 ] [ 88 ]
- О-13
- 63-9085- Музей воздушного и космического космоса Техаса в Амарилло, штат Техас . Он носит схему краски «m*a*s*h» и находится в аренде в колледже Амарилло. [ 89 ]
- 64-15338- Музей авиации Leatherneck в Сан-Диего, штат Калифорния . [ 90 ]
- 64-15393- Бесстранный море, Музей воздуха и космической космос в Нью-Йорке, Нью-Йорк . [ 91 ]
- Th-13t
- 67-15963- Музей самолетов Пуэбло Вейсброд в Пуэбло, штат Колорадо . Он имеет схему краски "m*a*s*h". [ 92 ] [ 93 ]
- 67-17053- Хилл аэрокосмическая музей в Огдене, штат Юта . [ 94 ]
- HTL-2
- 122952 - Музей Pima Air & Space в Тусоне, штат Аризона . [ 95 ]
- HTL-4
- HTL-6
- 142377 - Национальный музей военно -морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 96 ]
- 142394 - Музей авиации Leatherneck в Сан -Диего, штат Калифорния . [ 90 ]
- HTL-7
- 145842 - Музей Pima Air & Space в Тусоне, штат Аризона . [ 97 ]
- Неизвестный
- Fantasy of Flight в Полк-Сити, штат Флорида, имеет атмосферу XH-13F. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ]
- Мемориальный музей ветеранов США, Хантсвилл, штат Алабама, имеет H-13D. [ 101 ]
Технические характеристики (Sioux ah.1)
[ редактировать ]Данные из музея Air Newark, [ 102 ] Британские маленькие войны. [ 103 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Емкость: 3
- Длина: 31 фут 7 в (9,63 м)
- Высота: 9 футов 8 дюймов (2,95 м)
- Вес валового веса: 2952 фунта (1339 кг)
- Силовая установка: 1 × Lycoming TV-435-A1A Шестицилиндровый, горизонтально противоположный поршень, 260 л.с. (190 кВт)
- Главный диаметр ротора: 37 футов 0 в (11,28 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 105 миль в час (169 км/ч, 91 кН)
- Скорость круиза: 84 миль в час (135 км/ч, 73 кН)
- Диапазон: 273 миль (439 км, 237 нми)
- Потолок обслуживания: 16 100 футов (4900 м)
Вооружение
Двойной .30 в (7,62 мм) пулеметы [ B ]
Популярная культура
[ редактировать ]H-13 появился и сыграл ключевые роли во многих кино и телевизионных постановках. Он был связан как с M*A*S*H сериалом (1972–1983), так и с одноименным фильмом (1970), с участием H-13 в его вступительных тициях и сыграл центральную роль в финал сериала , который до сих пор держит Запись как самая высокая оценка в одиночном эпизоде в Америке. [ 105 ] [ 106 ] Сериал помог популяризировать H-13 как вертолет, который большинство людей сейчас связывают с Корейской войной . [ 107 ] H-13 также сыграл ключевую роль в Whirlybirds (1957–1959). сериале [ 108 ] [ 109 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ В военных Соединенных Штатов Bell 47 провел несколько назначений до 1962 года. R-13 был первым назначением ВВС армии Соединенных Штатов , в то время как военно-морской флот назначил свою учебную версию HTL . В 1948 году ВВС Соединенных Штатов изменили обозначение на H-13 , которое также было принято армией, добавив название Sioux . Военно -морская и береговая охрана обозначала модели утилиты как Hul . В 1962 году, в рамках совместной системы обозначения, созданной Министерством обороны, обозначения для всех вертолетов были изменены на символ миссии, за которым следовал назначенчик типа транспортного средства, создающий двухбуктный префикс (о, xh, xh и т. Д.) , но Bell 47 сохранил свой оригинальный номер серии, 13 и популярное имя армии. Чтобы обозначить различные модели, к обозначению был добавлен суффикс письма. [ 10 ]
- ^ OH-1 был способен M37C двойное нести . [ 104 ] Однако они редко делали это, потому что, согласно документальному документальному документальному фильму « Атакующий вертолет AH-1» («Самый смертельный самолет» в мире), отдача оружия была слишком великой нагрузкой на двигатели.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Ганстон 1986 , с. 117
- ^ "Bell-H13-Sioux | Самолет |" Полем www.fiddlersgreen.net . Получено 2024-09-11 .
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Модель колокола 47». Полная энциклопедия мировых самолетов . Barnes & Nobel Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Jump up to: а беременный Пирси, Артур (1989). История авиации береговой охраны . Военно -морской институт Пресс. ISBN 0-87021-261-3 .
- ^ Джеймс 1991 , с. 55
- ^ Jump up to: а беременный в "Westland Sioux - база данных вертолетов" . Получено 2009-01-17 .
- ^ Артур М. Янг. Артур Янг на вертолете (часть 2) (YouTube) (YouTube). Артур М. Янг. Событие происходит в 10:15 до 11:45. Архивировано из оригинала 2021-12-15 . Получено 8 апреля 2016 года .
Я думал, что пузырь был отличной идеей, и мы попробовали это. Он состоял в том, чтобы взять большой лист из плексигласа и фанерную форму, разрезанную для окончательного измерения для внешней части пузыря, затем нагревая плексиглас, положив его под фанерную форму, позволяя давлению воздуха проходить через середину, и это дул бы как мыльный пузырь . И тогда у нас был датчик, говорящий о том, как далеко взорвать, и когда он достиг этой точки, мы выключили давление воздуха.
- ^ "Bell-H13-Sioux | Самолет |" Полем www.fiddlersgreen.net . Получено 2024-09-11 .
- ^ "Bell-H13-Sioux | Самолет |" Полем www.fiddlersgreen.net . Получено 2024-09-11 .
- ^ Дерек Бриджес. «Американские военные самолеты и обозначения оружия» . Архивировано из оригинала 6 марта 2007 года . Получено 2007-04-17 .
- ^ Pelletier 1992 , с. 63, 70, 72
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Хардинг 1990 , с. 30
- ^ Pelletier 1992 , p. 72
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хардинг 1990 , с. 31
- ^ Джеймс 1991 , с. 484–485
- ^ Jump up to: а беременный в Тейлор 1980 , с. 446–447
- ^ «Авиация аргентинской армии» . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Рынок мирового вертолета Flightglobal - 1968» . Flight International . п. 48 Получено 2013-02-05 .
- ^ «Аргентина - береговая охрана» . Требовать средств массовой информации . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "AAF Bell OH-13H Sioux (47)" . Требовать средств массовой информации . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "FlightGlobal World Helicopter Market - 1968" B " . Flight International . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "Bell 47G htl-6" . Technomuses.ca. Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "FlightGlobal World Helicopter Market - 1968 PG 50" . Получено 2013-02-05 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «FlightGlobal World Helicopter Market - 1968 PG 51» . Получено 2013-02-05 .
- ^ Boulay 1984 , p. 5
- ^ Vetter 2005 , p. 20
- ^ "Deutsches Museum" . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час «FlightGlobal World Helicopter Market - 1968 PG 52» . Flight International . Получено 2013-02-05 .
- ^ «Греция ВВС Bell-47G» . Требовать средств массовой информации . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Хагедорн 1993 , с. 78
- ^ "Bell-47G итальянских ВВС" . авиалайнеры . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «FlightGlobal World Helicopter Market - 1968 PG 53» . Получено 2013-02-05 .
- ^ «Королевское малазийское воздушное собрание Bell 47-G» . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Типы самолетов воздушных сил Мальты» . aeroflight.co.uk. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "B47G-3B-2 Sioux" . Airforce.mil.nz . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Flightglobal World Helicopter Market - 1968 PG 54» . Получено 2013-02-05 .
- ^ «World Air News: Peruvian Navy Bells». Воздушное изображение . Тол. 25, нет. 2. Февраль 1963 г. с. 41
- ^ Купер 2017 , с. 31
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «FlightGlobal World Helicopter Market - 1968 PG 55» . Получено 2013-02-05 .
- ^ Фонтанеллаз, Адриен; Купер, Том (2018). Рай Афир: Шри-Ланкиская война, 1971-1987 . Helion Limited. п. 18, 24. ISBN 9781912390342 .
- ^ Jump up to: а беременный -выставочный зал авиационного . образования Выставка второго этажа » «
- ^ «История RTAF» (PDF) . Thai-Aviation.net. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2016 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "Thai Bell-OH-13H-Sioux" . Требовать средств массовой информации . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Flight International . 23 ноября 1972 г. с. 754.
- ^ "Bell H -13 Sioux Helicopter -Usaf" . Armedforcesmuseum.com. Архивировано с оригинала 2 марта 2014 года . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "Армия США OH-13" . Olive-prab.com . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ «Месячные воспоминания» . DHC-2.com . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ "USCG History Aircraft" . Получено 7 февраля 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "FlightGlobal World Helicopter Market - 1968 PG 60" . Получено 2013-02-05 .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1975, стр. 314» . FlightGlobal.com . Получено 1 июля 2014 года .
- ^ "Bell 47G htl-6" . Канадский музей авиации и космоса . Канадская корпорация науки и технологий . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ "Bell 47G-2 (H-13 sioux)" . Das Hubschraubermuseum Bückeburg . Архивировано с оригинала 5 октября 2018 года . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ "[Домашняя страница]" . Flugausstellung (на немецком языке) . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Досье планера-Bell47/H-13 Sioux, S/N XT548 RAF, C/N WA-437» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ "Bell 47G-3B-1 Sioux" . Музей ВВС Новой Зеландии . Получено 22 июня 2020 года .
- ^ «История музея Порт Элизабет Сааф» . Южноафриканский музей ВВС . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ Kimidodo Оригинал 2021-02-14 .
- ^ ) ЕГРЕТ ( Кимидодо . 2016-12-10 ) (
- ^ «Здание 5: вертолеты и последний истребитель винта» . Королевский тайский музей ВВС . Архивировано с оригинала 26 октября 2013 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Досье планера-Bell OH-13H Sioux, S/N H7-9/15 RTAF, C/N 1894» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Сиу" .
- ^ "Выставки" . Северо -восточный музей самолетов . Северо -Восточные земли, море и воздушные музеи . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Коллекция [Европа]» . Музей вертолета . Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Досье планера-Bell47/H-13 Sioux, S/N XT190 RAF, C/N WA-349» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Список самолетов» . Музей авиации Ньюарка . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Досье планера-Bell OH-13H Sioux, S/N 58-1528 US, C/N 2292, C/R N9025» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 15 декабря 2020 года .
- ^ «Реестр FAA [N9025]» . Федеральное авиационное управление . Министерство транспорта США . Получено 15 декабря 2020 года .
- ^ «Самолет» . Музей полета Кавано . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Реестр FAA [N55ER]» . Федеральное авиационное управление . Министерство транспорта США. Архивировано с оригинала 15 ноября 2019 года . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полета Аддисона объявляет о закрытии» . WFAA . Даллас, Техас . Получено 4 января 2024 года .
- ^ "H-13b" Sioux "Helicopter" . Южная Каролина военный музей . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Досье планера-Bell H-13d Sioux, S/N 48-0796 US, C/N 101, C/R N8310" . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "Ротари крыло" . Авиационный музей Армии США . Армейский авиационный музей Фонд, Inc. Архивировал оригинал 5 ноября 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Досье планера-Bell H-13C Sioux, S/N 48-0845 US, C/N 129» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Транспортные средства» . Музей медицинского отделения армии США . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Вертолеты» . Evergreen Aviation & Space Museum . Вечнозеленый музей. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Досье планера-Bell47 / H-13 Sioux, S / N 51-13934 Армия США» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ "Досье планера-Bell OH-13E Sioux, S/N 51-14010 US, C/N 0775" . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 3 марта 2017 года .
- ^ Боугер, Джо (1 февраля 2017 г.). «Серийные номера ВВС США 1951 года» . Joebaugher.com . Получено 3 марта 2017 года .
- ^ "Bell 47d-1 Sioux (OH-13E)" . Музей воздуха янки . 2017-02-04. Архивировано из оригинала 2023-06-12 . Получено 2019-12-22 .
- ^ «Досье планера-Bell OH-13E Sioux, S/N 51-14175 US, C/N 940, C/R N55230» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Досье планера-Bell OH-13E Sioux, S/N 51-14193 US, C/N 958» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Досье планера-Bell OH-13E Sioux, S/N 51-14218 US, C/N 993» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Bell H-13g" Sioux " " . Крылья свободы Музей авиации . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Досье планера-Белл ОН-13G Sioux, S/N 52-7833 US, C/N 1060» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Выставки" . Музей воздуха и космоса Южной Дакоты . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Получено 15 декабря 2020 года .
- ^ «Самолет на выставке» . Музей Castle Air . Архивировано с оригинала 14 ноября 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Bell UH-13H 'Sioux' SN: 56-2217" . Авиационный энтузиаст угол . Архивировано с оригинала 12 октября 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Bell OH-13S Sioux 63-9085 N9263Z» . Техасский музей воздуха и космоса . Архивировано с оригинала 12 октября 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2017 года . Получено 15 декабря 2020 года .
- ^ «Досье планера-Bell OH-13S Sioux, S/N 64-15393 США» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 3 марта 2017 года .
- ^ «Фактические самолеты на выставке в Пуэбло» . Музей самолетов Пуэбло Вейсброд . Архивировано с оригинала 25 декабря 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ «Досье планера-Bell47/H-13 Sioux, S/N 67-15963 USAF, C/R N14941» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Bell Th-13t" sioux " " . Хилл ВВС база . Архивировано с оригинала 19 октября 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Сиу" . Музей Air & Space Pima . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Сиу на дисплее» . Национальный музей военно -морской авиации . Фонд музея военно -морского авиации. 16 декабря 2013 года. Архивировано с оригинала 5 сентября 2020 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Сиу" . Музей Air & Space Pima . Pimaair.org. Архивировано с оригинала 12 октября 2016 года . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "1954 Bell 47G" . Фантазия о полете . Получено 2 марта 2017 года .
- ^ «Досье планера-Bell47/H-13 Sioux, S/N 56-143170 Армия США, C/N 1685, C/R N147DP» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 3 марта 2017 года .
- ^ «Реестр FAA [N147DP]» . Федеральное авиационное управление . Министерство транспорта США. Архивировано с оригинала 17 ноября 2019 года . Получено 3 марта 2017 года .
- ^ "Bell H-13d Helicopter" . Мемориальный музей ветеранов США . Получено 19 августа 2016 года .
- ^ "Newark Air Museum - Westland Sioux Ah.1" . Получено 2009-01-17 .
- ^ «Британские маленькие войны» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 года . Получено 2009-01-17 .
- ^ Подсистемы вооружения вертолета США
- ^ «Лучшие 100 телевизионных шоу всех времен» . Телевизор по числам . 21 марта 2009 года. Архивировано с оригинала 19 марта 2020 года . Получено 1 апреля 2020 года .
- ^ «Победа Saints над Colts в Суперкубке XLIV-самая популярная телевизионная программа когда-либо» . USA сегодня . 8 февраля 2010 г.
- ^ Хьюз, Кайлин. «Армейские вертолеты в Корее, 1950 по 53 год» . Армия . Мил . Получено 1 июля 2021 года .
- ^ "M*a*s*h" . RotaryAction.com. Архивировано с оригинала 10 марта 2016 года . Получено 6 апреля 2016 года .
- ^ "Whirlybirds" . RotaryAction.com. Архивировано с оригинала 13 марта 2016 года . Получено 12 апреля 2016 года .
Библиография
[ редактировать ]- Булай, Филлип (ноябрь 1984 г.). "Le vol de gendarme". Fana de L'Aviation (по -французски). № 180. С. 4–7.
- Купер, Том (2017). Горячее небо над Йеменом, том 1: воздушная война над Южно-Аравийским полуостровами, 1962-1994 . Солихалл, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Дональд, Дэвид (1997). Полная энциклопедия мировых самолетов . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Барнс и Нобл. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Эллиотт, Брин (май -июнь 1999). «На ритме: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Энтузиаст воздуха (81): 64–69. ISSN 0143-5450 .
- Фроули, Джерард (2003). Международный каталог гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Fyshwick, Act, Австралия: аэрокосмические публикации Pty Ltd. ISBN 1-875671-58-7 .
- Ганстон, Билл (1986). Американские войны . Нью -Йорк: Crown Publishers Inc. ISBN 0-517-61351-4 .
- Хагедорн, Даниэль П. (1993). Центральноамериканские и карибские воздушные силы . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (историки) Ltd. ISBN 0-85130-210-6 .
- Хардинг, Стивен (1990). Самолет армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing. ISBN 1-85310-102-8 .
- Хэтч, Пол Ф. (декабрь 1984 г.). «Военно -воздушные силы мира: ВВС Замбии». Воздушное изображение . Тол. 46, нет. 12. С. 457–458.
- Джеймс, Дерек Н. (1991). Уэстлендские самолеты с 1915 года . Лондон: Путнэм. ISBN 0-85177-847-х .
- Mutza, Wayne (1995). H-13 Sioux Mini в действии . Кэрроллтон, Техас, США: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN 0-89747-345-0 .
- Pelletier, Alain J (1992). Bell самолеты с 1935 года . Аннаполис, доктор медицинских наук: Пресс -военно -морской институт. ISBN 1-55750-056-8 .
- Райли, Дэвид (февраль 1958 г.). «Французские вертолетные операции в Алжире». Морской корпус газетт : 21–26.
- Шрадер, Чарльз Р. (1999). Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 . Westport, CT: Praeger. ISBN 0-275-96388-8 .
- Спенсер, Джей П. (1998). Whirlybirds История пионеров вертолетов США . Сиэтл: Университет Вашингтонской прессы совместно с музеем полета. ISBN 0-295-98058-3 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1980). Джейн «Все мировые самолеты» 1980-81 . Лондон: издательство Джейн. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Тейлор, Майкл Джон Хэддрик (1989). Энциклопедия Джейн авиации . Нью -Йорк: Портленд Хаус. ISBN 0-517-69186-8 .
- Соединенные Штаты, штаб -квартира армии, концептуальная команда армии во Вьетнаме. Окончательный отчет о важной нагрузке скаутских вертолетов . Сайгон, Вьетнам: армейская концептуальная команда во Вьетнаме, 1966.
- Веттер, Фрэнк (2005). «Разговор: Германская пограничная полиция 50 -летия». International Air Power Review . Тол. 17. С. 20–21. ISSN 1473-9917 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Bell 47.net
- Bell 47 Project: Университет Торонто на The Wayback Machine (архивировано 30 января 2009 г.)
- Спецификации модели 47G из международного каталога гражданских самолетов от Джерарда Фроули