Jump to content

Мудрость

Лука Джордано : Сон Соломона : Бог обещает Соломону мудрость
Мудрость Соломона , гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, 1860 год.

Мудрость ( разум , проницательность ) — это использование глубины и широты знаний и опыта для совершения добра себе и другим. [1] [2] [3] [4] Мудрость – это интерпретация и понимание знаний , которые ведут к большему пониманию (например, здравому смыслу ). [5] [6] [7] Мудрость — это прагматический вид « практики (процесса) », при котором человек постоянно использует метапознание . [8] [9]

Мудрые сохраняют невозмутимость в трудные времена и принимают реальность. [10] Мудрые используют активное и вдумчивое слушание, умеренность (добродетель) и мудрую риторику . [11]

Мудрость связана с компромиссом , интеллектуальным смирением , принятием неопределенности того , и космополитизмом что хорошо . [12] Мудрость содержит такие добродетели , как этика и доброжелательность . [13] [14] Мудрость персонифицируется как женственность (т. е. София ). [2] [15]

Мудрость определялась по-разному. [12] [16] [13] и существует несколько различных подходов к оценке характеристик, приписываемых мудрости. [17] [18]

Раннее упоминание мудрости в «Беовульфе»

Чарльз Хэддон Сперджен определял мудрость как «правильное использование знаний ». [19] Роберт И. Саттон и Эндрю Харгадон определили «отношение мудрости» как «действовать со знанием, сомневаясь в том, что знаешь». [20]

В социальных и психологических науках существует несколько различных подходов к мудрости. [13] наряду с методами операционализации [12] и измерение [18] Мудрость как психологический конструкт. Мудрость – это способность предвидеть что -либо, знать последствия (положительные и отрицательные) доступных вариантов действий и выбирать лучший из доступных вариантов. [21]

Разумность

[ редактировать ]

Разумность (« софия » по-гречески) — это «трансцендентная мудрость», «высшая реальность» или высшая истина вещей. [16] [14] [22] Это более космическое определение «общей картины» часто является тем, как мудрость («истинная мудрость» или «Мудрость» с большой буквы W) рассматривается в религиозном контексте. [16] [14] Оно выходит за рамки простой практической мудрости и может включать в себя глубокое понимание себя , взаимосвязей, обусловленного происхождения и феноменологического прозрения. [23] [16] [14] Человек, обладающий таким типом мудрости, может действовать с адекватным суждением , широким пониманием ситуаций и большей признательностью/состраданием к другим живым существам. [23]

Слово разумность происходит от латинского слова sapientia , что означает «мудрость». [24] Соответствующий глагол sapere имеет первоначальное значение «вкушать», следовательно, «воспринимать, различать» и «знать»; его нынешнее причастие sapiens было выбрано Карлом Линнеем для латинского бинома человеческого вида Homo sapiens .

Вечная мудрость

[ редактировать ]

Вечная мудрость ищет единства через недвойственность . [25] [26]

эвристика

[ редактировать ]

Мудрость толпы — это общая стратегия (т. е. эвристика). [27] Сократовский метод — это эвристика эпистемологии . [28]

Мифологические перспективы

[ редактировать ]

Буддийская мифология

[ редактировать ]

Буддийские традиции дают исчерпывающее руководство о том, как развивать мудрость. [23] [29]

Мономиф фантастика

[ редактировать ]

Во вселенной «Звездных войн» ценится мудрость. Джордж Лукас включил духовность в фильмы и мораль, повторяющиеся в мифологических и философских темах; Одним из его источников вдохновения был Джозефа Кэмпбелла роман « Герой с тысячью лиц» . [30] Персонаж Мастера Йоды из фильмов напоминает образ мудрого мудреца или «восточного монаха». [31] и его часто цитируют, по аналогии с китайскими мыслителями или восточными мудрецами в целом. [32] [33] Книга психолога Д. У. Крегера «Дао Йоды» адаптирует мудрость Дао Дэ Цзин применительно к мышлению Йоды. [33] Знания канонически считаются одним из столпов рыцарей-джедаев в фильмах , что подробно описано в неканонической книге «Путь джедая» . [34] а мудрость может служить принципом джедаизма . Кодекс джедаев гласит: «Незнание, но знание». [35] В популяционном исследовании психологии, опубликованном Гроссманном и его командой в 2019 году, респонденты считали Йоду мудрее Спока , вымышленного персонажа из сериала «Звездный путь» , из-за слепого пятна Спока в отношении эмоций, что положительно ассоциировалось с мудрым рассуждением у людей: [36] «Йода принимает свои эмоции и стремится достичь баланса между ними. Йода известен своей эмоциональной выразительностью, способностью поделиться с другими хорошей шуткой, но также и признанием горя и своих прошлых ошибок». [37]

Зуб мудрости

[ редактировать ]

Во многих культурах название третьих коренных зубов, которые растут последними, этимологически связано с мудростью, например, в английском языке « зуб мудрости» . Это прозвище возникло из классической традиции: в трудах Гиппократа использовался термин sóphronistér (по- гречески , относящийся к значению умеренности или преподавания урока), а по -латыни dens sapientiae (зуб мудрости). [38]

Греческая мифология

[ редактировать ]

Афина и Метида

[ редактировать ]

Афина (как Наставница) поддерживала его , признавая и поощряя мужество , надежду , смысл, отвагу и ловкость (Гомер, пер. 1996, стр. 102). [39]

- Лето

Древние греки считали важной добродетелью мудрость , олицетворяемую богинями Метидой . и Афиной Метида была первой женой Зевса , который, согласно , » Гесиода «Теогонии сожрал ее беременную; После этого Зевс получил титул Метиеты («Мудрый советчик»), поскольку Метида была воплощением мудрости, и он родил Афину, которая, как говорят, возникла из его головы. [40] [41] Афину изображали сильной, справедливой, милосердной и целомудренной. [42]

Аполлона считали также богом мудрости, обозначавшим проводника муз ( Мусагетов ) , [43] которые были олицетворениями наук, вдохновенного и поэтического искусства. Согласно Платону в его «Кратиле» , имя Аполлона могло также означать « баллон » (лучник) и « омопулон » (объединитель полюсов [божественного и земного]), поскольку этот бог отвечал за божественное и истинное вдохновение, поэтому считался лучником. который всегда был прав в врачевании и оракулах: «он — вечно меткий лучник». [44] Аполлон пророчествовал через жриц ( Пифию ) в храме Аполлона (Дельфи) , где был произнесен афоризм « познай самого себя » ( gnothi seauton ). [а] было начертано (одна из Дельфийских максим ). [45] Его противопоставляли Гермесу , который был связан с науками и технической мудростью, и в первые века после Рождества Христова ассоциировался с Тотом в египетском синкретизме под именем Гермеса Тримегиста . [46] Греческая традиция записывает первых представителей мудрости в лице семи мудрецов Греции . [47]

Для Сократа и Платона . философия была буквально любовью к философия ) мудрости ( Платона Это пронизывает диалоги ; в «Республике» лидерами предложенной им утопии являются короли-философы , понимающие форму добра и обладающие смелостью действовать соответственно. Аристотель в «Метафизике » определил мудрость как понимание того, почему все происходит определенным образом ( причинность ), что глубже, чем просто знание того, что все происходит определенным образом. [б] Он был первым, кто провел различие между фронезисом и софией . [16]

По мнению Платона и Ксенофонта , Пифия Дельфийского Оракула ответила на вопрос «кто самый мудрый человек в Греции?» заявив, что Сократ был самым мудрым. [48] Согласно «Апологии Платона» , Сократ решил исследовать людей, которых можно было бы считать мудрее его, и пришел к выводу, что им не хватает истинных знаний:

Это было увековечено во фразе « Я знаю, что я ничего не знаю » — афоризме, предполагающем, что разумно признать собственное невежество. [49] и ценить эпистемическое смирение . [50]

Римская мифология

[ редактировать ]

Древние римляне также ценили мудрость, которую олицетворяли Минерва или Паллада. Она также олицетворяет искусные знания и добродетели, особенно целомудрие. Ее символом была сова , которая до сих пор является популярным символом мудрости, поскольку она может видеть в темноте. Говорили, что она родилась из лба Юпитера. [51]

Скандинавская мифология

[ редактировать ]

Один известен своей мудростью, часто приобретаемой благодаря различным невзгодам и испытаниям, связанным с болью и самопожертвованием. В одном случае он вырвал глаз и предложил его Мимиру, хранителю источника знаний и мудрости, в обмен на питье из колодца. [52] В другом известном рассказе Один в течение девяти ночей висел на Иггдрасиле , Мировом Древе , объединяющем все сферы существования , страдая от голода и жажды и, наконец, ранив себя копьем, пока не получил знания о рунах , которые можно использовать при произнесении могущественной магии. . [53] Он также смог получить мед поэзии у гигантов , напиток из которого мог дать силу ученому или поэту на благо как богов , так и смертных. [52]

Египетская мифология

[ редактировать ]

Сиа была олицетворением восприятия и размышления в мифологии Древнего Египта . Тот, женатый на Маат (по- древнеегипетски : порядок, праведность, истина), считался существом, принесшим мудрость нации. [54] [55]

Академия

[ редактировать ]

Берлинская парадигма мудрости — это экспертная модель жизненной мудрости. [56]

Образовательные перспективы

[ редактировать ]
защищающая молодежь от любви Мейнье Мудрость , , ок. 1810 г.
Истина и мудрость помогают писать историю Якобу де Виту , 1754 г.

Государственные школы в США иногда кивают на « воспитание характера », которое включает в себя обучение мудрости. [57]

Образовательная философия Максвелла

[ редактировать ]

Николас Максвелл, философ из Соединенного Королевства, считает, что академические круги должны сменить фокус с приобретения знаний на поиск и распространение мудрости. [58] Он определяет это как способность осознавать то, что имеет ценность в жизни для себя и других. [59] Он учит, что новые знания и технологические ноу-хау увеличивают нашу способность действовать. Однако Максвелл утверждает, что без мудрости это новое знание может причинить человечеству как вред, так и пользу. Он утверждает, что стремление к знаниям действительно ценно и полезно, но его следует рассматривать как часть более широкой задачи совершенствования мудрости. [60]

Психологические перспективы

[ редактировать ]

Тремя основными психологическими категориями мудрости являются личность , развитие и опыт . [61]

Психологи начали собирать данные об общепринятых верованиях и народных теориях о мудрости. [62] Первоначальный анализ показывает, что, хотя «есть совпадение неявной теории мудрости с интеллектом, проницательностью, духовностью и проницательностью, очевидно, что мудрость — это опыт решения трудных вопросов жизни и адаптации к сложным требованиям». [63]

В области психологии также были разработаны четкие теории и эмпирические исследования психологических процессов, лежащих в основе мудрости. [64] [13] Мнения о психологическом определении мудрости различаются. [13] но существует некоторый консенсус в отношении того, что решающее значение для мудрости имеют определенные метакогнитивные процессы, которые позволяют размышлять о жизни и выносить суждения о важнейших жизненных вопросах. [65] [12] Эти процессы включают в себя признание границ собственных знаний, признание неопределенности и изменений, внимание к контексту и более широкой картине, а также интеграцию различных точек зрения на ситуацию. [66] Ученые-когнитивисты предполагают, что мудрость требует координации таких процессов рассуждения, чтобы понять, как управлять своей жизнью. [67] Рассуждения такого рода как теоретически, так и эмпирически отличаются от общего (подвижного или кристаллизованного) интеллекта. [68] Исследователи эмпирически доказали, что мудрое рассуждение отличается от IQ . [69]

Балтес и коллеги определили мудрость как «способность справляться с противоречиями конкретной ситуации и оценивать последствия действия для себя и для других». Она достигается тогда, когда в конкретной ситуации достигается баланс между внутриличностными, межличностными и институциональными интересами. можно подготовить». [70] Баланс кажется важнейшим критерием мудрости. Эмпирические исследования дают некоторую поддержку этой идеи, показывая, что рассуждения, связанные с мудростью, связаны с достижением баланса между внутриличностными и межличностными интересами при столкновении с проблемами личной жизни и при постановке целей для управления межличностными конфликтами. [18] [71]

Исследователи также изучают роль эмоций в мудрости. [72] Большинство согласны с тем, что эмоции и их регулирование являются ключом к эффективному управлению сложными и волнующими ситуациями, которые больше всего требуют мудрости. Многие эмпирические исследования были сосредоточены на когнитивных или метакогнитивных аспектах мудрости, предполагая, что способность рассуждать в сложных ситуациях имеет первостепенное значение. Таким образом, хотя эмоции, вероятно, играют роль в том, как мудрость проявляется в реальных событиях (и в размышлениях о прошлых событиях), эмпирические исследования того, как эмоции влияют на способность человека мудро справляться со сложными событиями, появились поздно. Одно исследование обнаружило положительную связь между разнообразием эмоционального опыта и мудрыми рассуждениями, независимо от эмоциональной интенсивности. [73]

Позитивная психология

[ редактировать ]

Исследователи определили мудрость как координацию «знаний и опыта» и «их сознательное использование для улучшения благосостояния». [74] Согласно этому определению, мудрость дополнительно уточняется и имеет следующие аспекты: [75]

Эта теоретическая модель не была проверена эмпирически , за исключением широкой связи между рассуждениями, связанными с мудростью, и благополучием. [ нужны разъяснения ] . [76] [77]

Гроссман

[ редактировать ]

Гроссманн и его коллеги обобщили предыдущую психологическую литературу и пришли к выводу, что мудрость включает в себя определенные когнитивные процессы, которые позволяют выносить непредвзятые и здравые суждения перед лицом плохо определенных жизненных ситуаций:

  1. интеллектуальное смирение, или признание пределов собственных знаний
  2. понимание точек зрения, более широких, чем рассматриваемая проблема
  3. чувствительность к возможности изменения социальных отношений
  4. компромисс или интеграция различных точек зрения [78] [79]

Гроссман обнаружил, что привычка говорить и думать о себе в третьем лице увеличивает эти характеристики, а значит, такая привычка делает человека мудрее. [80] Гроссманн говорит, что контекстуальные факторы, такие как культура, опыт и социальные ситуации, влияют на понимание, развитие и склонность к мудрости, что имеет последствия для обучения и образовательной практики. [12] [78] Эти контекстуальные факторы находятся в центре внимания продолжающихся исследований. Например, Гроссманн и Кросс выявили явление, которое они назвали «парадоксом Соломона»: люди более мудро размышляют о проблемах других людей, чем о своих собственных. (Он назван в честь царя Соломона , который обладал легендарной проницательностью при вынесении суждений о дилеммах других людей, но ему не хватало проницательности, когда дело доходило до важных решений в его собственной жизни.) [81]

Измерение мудрости

[ редактировать ]

Исследователь будет измерять мудрость по-разному в зависимости от своей теоретической позиции о природе мудрости. Например, некоторые рассматривают мудрость как устойчивую черту личности, другие — как процесс, зависящий от контекста. [82] Те, кто придерживается первого подхода, часто используют однократные анкеты, которые склонны к предвзятости. [ нужны разъяснения ] ответы, [18] [83] нечто противоположное конструкции мудрости [84] и не может изучать мудрость в тех контекстах, где она наиболее актуальна: в сложных жизненных задачах. Напротив, исследователи, предпочитающие последний подход, измеряют связанные с мудростью особенности познания, мотивации и эмоций в контексте конкретной ситуации. [85] [82] Такие меры на уровне штата обеспечивают менее предвзятые ответы, а также большую силу в объяснении значимых психологических процессов. [18] Кроме того, сосредоточение внимания на ситуации позволяет исследователям мудрости достичь более полного понимания роли контекста в формировании мудрости. [82] Например, исследования показали доказательства межкультурного взаимодействия. [86] и внутрикультурная изменчивость, [87] и систематическая вариативность в мудром рассуждении в зависимости от контекста. [18] [81] и в повседневной жизни. [77]

Многие, но не все исследования показывают, что самооценка взглядов и мудрости взрослых не зависит от возраста. [75] [88] [89] Это противоречит популярному представлению о том, что мудрость увеличивается с возрастом. [88] Ответ на вопрос, коррелируют ли возраст и мудрость, зависит от того, как человек определяет мудрость и свою экспериментальную технику. Ответ на этот вопрос также зависит от изучаемой области и роли опыта в этой области: в некоторых контекстах предпочтение отдается пожилым людям, в других — более молодым, а в некоторых не проводится дифференциация возрастных групп. [82] Для ответа на этот вопрос необходима тщательная лонгитудинальная работа, тогда как большинство исследований основано на перекрестных наблюдениях. [21]

Индекс мудрости Джесте-Томаса [90] основан на опросе из 28 вопросов (SD-WISE-28), созданном исследователями Калифорнийского университета в Сан-Диего с целью определить, насколько мудр человек. В 2021 году доктор Дилип В. Йесте и его коллеги создали опрос из 7 вопросов (SD-WISE-7), в котором проверяются семь компонентов: принятие различных точек зрения, решительность , эмоциональное регулирование , просоциальное поведение , саморефлексия , социальное консультирование и ( в меньшей степени) духовность . [91]

Монотеистические взгляды

[ редактировать ]

Зороастризм

[ редактировать ]

В Авестских Гатах , гимнах, традиционно приписываемых Зороастру , Ахура Мазда означает «Господь» (Ахура) и «Мудрость» (Мазда) и является центральным божеством, олицетворяющим добро, которого также называют «Доброй мыслью» ( Воху Манах ). [92] В зороастризме порядок мироздания и нравственности называется ашей (по -авестийски — истина, праведность), которая определяется этой всеведущей Мыслью и также считается божеством, исходящим от Ахуры ( Амеша Спента ). Оно связано с другим божеством ахуры, Спента-Майнью (активным мышлением). [93] В Язнаи 31 сказано: [94]

Лучшее случится с тем, кто, как знающий, скажет мне правдивое слово Райта о Благополучии и Бессмертии; даже Владычество Мазды, которое Благая Мысль увеличит для него. О чем он вначале так думал: «Пусть благословенные царства наполнятся Светом», он и есть тот, кто своей мудростью создал Право.

Вера Бахаи

[ редактировать ]

В Священном Писании Веры Бахаи «Сущность мудрости — это страх Божий, страх Его бича и наказания, а также понимание Его правосудия и указа». [95] Мудрость рассматривается как свет, рассеивающий тьму, и «ее предписания необходимо соблюдать при любых обстоятельствах». [96] Человек может получить знание и мудрость через Бога, Его Слово и Его Божественное Проявление ; источником всякого обучения является познание Бога. [97]

Авраамические религии

[ редактировать ]

Еврейская Библия и иудаизм

[ редактировать ]

Слово «мудрость» ( חכם ) упоминается в еврейской Библии 222 раза . У израильтян это считалось одной из высших добродетелей наряду с добротой ( חסד ) и справедливостью ( צדק ). Каждая книга Притчей и Псалмов призывает читателей приобретать и возрастать в мудрости. [ нужна ссылка ]

Изображение из « Книги мудрости » Франциска Скорины 1518 г.

В еврейской Библии примером мудрости является Соломон , который просит Бога о мудрости во 2 Паралипоменон 1:10 . Большая часть Книги Притчей , наполненной мудрыми изречениями , приписывается Соломону. В Притчах 9:10 страх Господень назван началом мудрости. Другая пословица говорит, что мудрость приобретается от Бога: «Ибо Господь дает мудрость, из уст Его — знание и разум». [98] В Притчах 1:20 также упоминается мудрость, олицетворенная в женском образе: «Мудрость громко кричит на улицах, возвышает голос свой на площадях». В Притчах 8:22–31 эта олицетворенная мудрость описывается как присутствующая с Богом до начала творения и даже как принимавшая участие в самом творении.

Царь Соломон продолжает свое учение мудрости в книге Экклезиаста . Соломон обсуждает свое исследование смысла жизни и ее удовлетворения, говоря о жизненных удовольствиях, работе и материализме, но приходит к выводу, что все это бессмысленно. «Бессмысленно! Бессмысленно!» — говорит Учитель [Соломон]. «Совершенно бессмысленно! Все бессмысленно»... Ибо с большей мудростью приходит много печали, чем больше знаний, тем больше горя». [99] Соломон заключает, что все жизненные удовольствия и богатства, и даже [человеческая] мудрость ничего не значат, если нет отношений с Богом. [100]

Талмуд учит , что мудрый человек может предвидеть будущее. Нолад — это еврейское слово, означающее «будущее», а также еврейское слово, означающее «рождение», поэтому одна из раввинских интерпретаций учения состоит в том, что мудрый человек — это тот, кто может предвидеть последствия своего выбора (т. е. может «видеть будущее»). будущее», которое он/она «рождает»). [101]

Христианское богословие

[ редактировать ]

В христианском богословии слово «мудрость» (от иврита : חכמה, транслитерация: чокма произносится: хок-мау', греческое : София , латынь : Sapientia ) описывает аспект Бога или богословскую концепцию относительно мудрости Бога . [ нужна ссылка ]

Давид и Авигея . Авигея была «мудрой женщиной», которая помогла Давиду. Гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 год .

Христианская мысль противостоит светской мудрости и принимает мудрость Божию. Апостол Павел утверждает, что мирская мудрость считает заявления Христа безумием. Однако для тех, кто находится «на пути спасения», Христос представляет мудрость Божию. [102] Мудрость считается одним из семи даров Святого Духа . [103] В 1 Коринфянам 12:8–10 приводится альтернативный список девяти добродетелей, среди которых есть мудрость.

Послание Иакова является новозаветным аналогом книги Притчей, поскольку в нем также обсуждается мудрость. Он повторяет послание из Притчей о том, что мудрость исходит от Бога, утверждая: «Если кому-то из вас недостает мудрости, то следует просить Бога, который дает щедро всем, не находя вины, и будет дано вам». [104] Иаков также объясняет, как мудрость помогает приобретать и другие виды добродетели: «Но мудрость, исходящая с небес, прежде всего чиста; потом миролюбива, рассудительна, покорна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна». [105] Джеймс сосредотачивается на использовании этой Богом данной мудрости для служения менее удачливым.

Помимо Притчей, Экклезиаста и Иакова, другими основными книгами мудрости в Библии являются Иов, Псалмы и 1-е и 2-е послания к Коринфянам, которые дают уроки о том, как обрести и использовать мудрость в трудных ситуациях.

Исламский термин для обозначения мудрости – хикма . Мусульмане верят, что пророки ислама обладают великой мудростью. Этот термин встречается несколько раз в Коране , особенно в суре 2 :269, суре 22:46 и суре 6 :151.

Суфийский философ Ибн Араби считает аль-Хаким («Мудрый») одним из имён Творца. [106] Мудрость и истина, считавшиеся божественными атрибутами, ценились в исламских науках и философии . Первый арабский философ Аль-Кинди говорит в начале своей книги: [107]

Нам не должно быть стыдно восхищаться истиной или приобретать ее, откуда бы она ни пришла. Даже если она исходит от далеких наций и иностранных народов, для изучающего истину нет ничего более важного, чем истина, и истина не принижается и не умаляется тем, кто ее утверждает или передает; никто не унижается истиной, напротив, все ею облагораживаются.

- Аль-Кинди , О первой философии

Политеистические перспективы

[ редактировать ]

Он предложил религию

[ редактировать ]

В традиции инуитов развитие [ двусмысленный ] мудрость была одной из целей обучения. -инуит Старейшина сказал, что человек становится мудрым, когда может видеть, что нужно сделать, и успешно делать это, не говоря ему, что делать.

Древний Ближний Восток

[ редактировать ]

В месопотамской религии и мифологии Энки , также известный как Эа, был богом мудрости и интеллекта. Божественная мудрость позволила предусмотрительно обозначить функции [ нужны разъяснения ] и порядок космоса, и это [ двусмысленный ] было достигнуто людьми, следуя за мной (по- шумерски : порядок, обряд, праведность), которые поддерживают баланс. [108] Помимо гимнов Энки или Эа , датируемых третьим тысячелетием до н. э. (древнейшие датированные тексты) имеется , среди глиняных табличек 2600 Абу Салабиха г. до н. э. «Гимн Шамашу », который включает в себя следующее: [109]

Широк двор ночницы Шамаша, (так же широка утроба) мудрой беременной женщины! Син , его мудрый воин, услышал о жертвоприношениях и спустился на свой праздник. Он отец нации и отец интеллекта.

Концепция Логоса — проявленного слова божественной мысли — также присутствовала в философии и гимнах Египта и Древней Греции . [55] Это было важно в мышлении Гераклита и в авраамических традициях . Вероятно, он произошел из месопотамской культуры. [110]

Эллинистическая религия и гностицизм

[ редактировать ]

Индийские религии

[ редактировать ]

Медха — богиня мудрости из Гаруда Пураны. [111]

В индийских традициях мудрость можно назвать праджней или виджняной .

Буддийский термин Праджня был переведен на китайский язык как 智慧 (пиньинь zhìhuì , иероглифы «знание» и «умный, умный»).

В китайском буддизме идея мудрости тесно связана с ее индийским эквивалентом, как это проявляется, например, в определенной концептуальной преемственности, существующей между Асангой , Васубандху и Сюаньцзаном . [ нужны дальнейшие объяснения ] [112]

Развитие мудрости имеет центральное значение в буддийских традициях, где конечная цель часто представляется как «видение вещей такими, какие они есть» или как достижение «проницательного понимания всех явлений», что, в свою очередь, описывается как в конечном итоге ведущее к «полной свободе». от страданий». [23] [29] В буддизме развитие мудрости достигается посредством понимания того, что известно как Четыре Благородные Истины , и следования Благородному Восьмеричному Пути . [23] [29] Этот путь называет осознанность одним из восьми необходимых компонентов для развития мудрости. [23]

Буддийские писания учат, что мудрые люди ведут себя хорошо. [113] Мудрый человек совершает действия, которые неприятно делать, но дают хорошие результаты, и не совершает действий, которые приятно делать, но дают плохие результаты. [114] Мудрость — это противоядие выбранного вами самим от яда невежества , . Будда : может многое сказать на тему мудрости, в том числе

  • Тот, кто решает дело силой, не становится тем самым справедливым (установлено в Дхамме ). Но мудрец тот, кто тщательно различает добро и зло. [115]
  • Тот, кто руководит другими путем ненасилия, праведно и беспристрастно, действительно является хранителем справедливости, мудрым и праведным. [116]
  • Человек не мудр только потому, что он много говорит. Но тот, кто спокоен, свободен от ненависти и страха, воистину называется мудрым человеком. [117]
  • Только благодаря спокойствию человек не станет мудрецом ( муни ), если он глуп и невежественен. Но тот, кто, словно держа весы, принимает добро и избегает зла, тот человек мудрый; он действительно является муни именно по этой причине . Тот, кто понимает и добро, и зло такими, какие они есть на самом деле, называется истинным мудрецом. [118]

Чтобы восстановить изначальную высшую мудрость собственной природы ( природы Будды или Татхагаты ), сокрытую тремя добровольно наложенными пыльными ядами ( клешами : жадностью, гневом, невежеством), Будда учил своих учеников тройному тренированию, превращая жадность в щедрость. и дисциплина, гнев в доброту и размышление, невежество в мудрость. Как сказал Шестой Патриарх чань - буддизма Хуэйнэн в своей «Сутре Платформы»: «Ум без споров — это дисциплина собственной природы, ум без беспокойства — это медитация собственной природы, ум без невежества — это мудрость собственной природы».

В Махаяне и эзотерических буддийских традициях Манджушри считается воплощением мудрости Будды.

В индуизме мудрость считается состоянием ума и души, с помощью которого человек достигает освобождения . Бог мудрости – Ганеша , богиня знаний – Сарасвати . [ нужна ссылка ]

Санскритский стих о достижении знания звучит так: [119]

Асато Ма Садгмэй
Пусть свет не светит из тьмы
Не иди в бессмертие смерти
ОМ Мир, Мир, Мир

Асато от садгамайи
тамасо от jyōtirgamaya
мртйорма амритам маленький
Ом шантих шантих шантих

Веди меня от нереального к реальному.
Веди меня от тьмы к свету.
Веди меня от смерти к бессмертию.
Пусть будет мир, мир и мир.

Мудрость в индуизме — это познание себя как истины, как основы всего Творения: предельное самосознание как того, кто является свидетелем всего творения во всех его гранях и формах. Кроме того, это означает осознание того, что человек может посредством правильного поведения и правильной жизни осознать свою истинную связь с творением и Параматмой . [ нужна ссылка ]

Конфуцианство

[ редактировать ]

Согласно Учению Среднего , Конфуций сказал:

Любовь к учебе сродни мудрости. Энергично практиковать сродни человечности. Знать, что быть постыдным, сродни мужеству ( чжи , жэнь , юн … три . ростка добродетели Мэнцзы) [ нужна ссылка ] [ сомнительно обсудить ]

Сравните это с классическим конфуцианским « Великим учением », которое начинается словами: «Путь к тому, чтобы стать великим, состоит в проявлении ясного характера, любви к людям и пребывании в высшем благе». Это сравнимо с римской добродетелью благоразумием , особенно если понимать «чистый характер» как «чистую совесть». (Из Чана «Источников китайской философии» ). [ нужна ссылка ]

В даосизме мудрость — это приверженность трем сокровищам : милосердию, простоте и смирению. [ нужна ссылка ] «Тот, кто знает других людей, проницателен; тот, кто знает себя, умен » . [120]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лигуори, Альфонус (1882). «Проповедь V. — Воскресенье в октаве Рождества: В чем состоит истинная мудрость» . Проповеди по всем воскресеньям года . Дублин.
  • Штернберг Р. и Глюк Дж. (2021). Мудрость: психология мудрых мыслей, слов и поступков (Кембридж: издательство Кембриджского университета).
  • Цай, Чэн-хун (2023). Мудрость: теория навыков (Кембридж: издательство Кембриджского университета).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Критий утверждает значение слова «познай самого себя» в « Хармиде» Платона (165a).
  2. Обратите внимание, что через две тысячи лет после Аристотеля Исаак Ньютон был вынужден признать, что «я до сих пор не смог открыть причину этих свойств гравитации».
  1. ^ "Мудрость" . Кембриджский словарь . 2024 . Проверено 18 июля 2024 г. способность использовать свои знания и опыт для принятия правильных решений и суждений[.]
  2. ^ Jump up to: а б "Мудрость" . Оксфордский словарь английского языка . июль 2023 года . Проверено 18 июля 2024 г. правильно судить в вопросах, касающихся жизни и поведения; здравомыслие при выборе средств и целей; иногда, менее строго, здравый смысл [...] Персонифицированный (почти всегда женский) [...] Знание (особенно высокого или заумного рода); просвещение, обучение, эрудиция
  3. ^ "Мудрый" . Словарь.com . 2024 . Проверено 18 июля 2024 г. способность различать и судить [...] о том, что верно или правильно; обладающий проницательностью, суждением или осмотрительностью, [...] рассудительный или благоразумный, [...] образованный; эрудированный [...] информированный[.]
  4. ^ "Мудрый" . Мерриам Вебстер . 2024 . Проверено 18 июля 2024 г. глубокое понимание, острая проницательность и способность к здравому суждению [...] Благоразумный [...] Знающий [...] Хитрый, Проницательный [...] Наглый [.]
  5. ^ Кекес, Джон (1983). "Мудрость" . Американский философский ежеквартальный журнал . 20 (3): 277–86. JSTOR   20014008 . Проверено 18 июля 2024 г. В описательном знании человек знает факты; в интерпретативном знании человек знает значение описательно известных фактов.
  6. ^ Филлипс, ДЗ (1969). «Боги мудрости» . Философский ежеквартальный журнал . 19 (74): 15–32. дои : 10.2307/2218185 . JSTOR   2218185 . Проверено 21 июля 2024 г. Мудрость, таким образом, заключается в том, что, хотя в одном смысле все факты могут быть известны, в другом смысле могут оставаться вопросы, требующие более глубокого понимания фактов.
  7. ^ Ардельт, Моника (2004). «Мудрость как система экспертных знаний: критический обзор современной реализации древней концепции» . Человеческое развитие . 47 (5): 257–85. дои : 10.1159/000079154 . JSTOR   26763810 . Проверено 23 июля 2024 г. Интеллектуальное или теоретическое знание — это знание, которое понимается только на интеллектуальном уровне, тогда как мудрость понимается на уровне опыта.
  8. ^ Балтес, Пол Б.; Кунцманн, Юте (2004). «Два лика мудрости: мудрость как общая теория знаний и суждения о превосходстве разума и добродетели против мудрости как повседневной реализации в людях и продуктах» . Человеческое развитие . 47 (5): 290–99. дои : 10.1159/000079156 . JSTOR   26763812 . Проверено 25 июля 2024 г. Функциональные последствия мудрости включают поведение, связанное с практикой: суждение, совет и комментарий в сложных и неопределенных вопросах жизни и жизненного поведения.
  9. ^ Ломбардо, Томас (2011). «Мудрость в XXI веке: теория психосоциальной эволюции» . Мировые дела: Журнал международных проблем . 15 (1): 132–57. JSTOR   48504847 . Проверено 25 июля 2024 г. Мудрость можно определить как постоянно развивающееся понимание и увлечение общей картиной жизни, тем, что важно, этически и значимо, а также желание и способность применять это понимание для повышения благополучия жизни как для себя, так и для других.
  10. ^ Ардельт, Моника (2004). «Мудрость как система экспертных знаний: критический обзор современной реализации древней концепции» . Человеческое развитие . 47 (5): 257–85. дои : 10.1159/000079154 . JSTOR   26763810 . Проверено 25 июля 2024 г. Мудрые люди [...] принимают как положительную, так и отрицательную сторону реальности [Ассманн, 1994; Гадамер, 1960 г.; Стрийбос, 1995 г.; Вайншаймер, 1985]. Они удовлетворены своей жизнью не потому, что концентрируются только на ее положительных сторонах, а потому, что осознают и могут принять реальность настоящего момента [Blanchard-Fields & Norris, 1995; Харт, 1987]. Как следствие, мудрые люди могут спокойно встречать даже самые трудные ситуации, такие как физические и социальные проблемы, сопровождающие старость [Ardelt, 1997, 2000a; Клейтон, 1982 г.; Крамер, 2000].
  11. ^ Балтес, Пол Б.; Смит, Жаки (2008). «Очарование мудрости: ее природа, онтогенез и функции» . Перспективы психологической науки . 3 (1): 56–64. дои : 10.1111/j.1745-6916.2008.00062.x . JSTOR   40212228 . Проверено 27 июля 2024 г. Наконец, мудрость проявляется в невербальном и социальном поведении. Действия, которые считаются подходящими для предоставления конфиденциальных советов, такие как внимательное слушание, сочувствие и умеренная забота, способствуют признанию человека мудрым, особенно в сочетании с пожилым возрастом и мудрыми устными комментариями (Stange, 2005).
  12. ^ Jump up to: а б с д и Гроссманн, Игорь (2017). «Мудрость в контексте» . Перспективы психологической науки . 12 (2): 233–257. дои : 10.1177/1745691616672066 . ПМИД   28346113 . S2CID   26818408 . Проверено 18 июля 2024 г. Компромисс [...] Интеллектуальное смирение [...] Признание неопределенности и перемен [...] Точки зрения других / более широкий контекст
  13. ^ Jump up to: а б с д и Штаудингер, UM; Глюк, Дж. (2011). «Исследование психологической мудрости: общие черты и различия в развивающейся области». Ежегодный обзор психологии . 62 : 215–241. дои : 10.1146/annurev.psych.121208.131659 . ПМИД   20822439 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Уолш, Роджер (июнь 2015 г.). «Что такое мудрость? Межкультурные и междисциплинарные синтезы» . Обзор общей психологии . 19 (3): 178–293. дои : 10.1037/gpr0000045 . S2CID   146383832 .
  15. ^ Михан, Бренда (1996). «Мудрость/София, русская идентичность и западная феминистская теология» . Перекрестные течения . 46 (2): 149–68. JSTOR   24460264 . Проверено 21 июля 2024 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Троубридж, Р.Х. (май 2011 г.). «В ожидании Софии: 30 лет концептуализации мудрости в эмпирической психологии». Исследования в области человеческого развития . 8 (2): 111–117. дои : 10.1080/15427609.2011.568872 . S2CID   145371442 .
  17. ^ Глюк, Дж. (октябрь 2018 г.). «Измерение мудрости: существующие подходы, сохраняющиеся проблемы и новые разработки» . Журналы геронтологии. Серия B, Психологические науки и социальные науки . 73 (8): 1393–1403. дои : 10.1093/geronb/gbx140 . ПМК   6178965 . ПМИД   29281060 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Бриенца, Япония; Кунг, ФЮГ; Сантос, Х.; Бобосел, ДР; Гроссманн, И. (2017). «Мудрость, предвзятость и баланс: к процессуально-чувствительному измерению познания, связанного с мудростью» . Журнал личности и социальной психологии . 115 (6): 1093–1126. дои : 10.1037/pspp0000171 . ПМИД   28933874 . S2CID   29052539 .
  19. ^ Сперджен, Чарльз Хэддон (1871), Четверное сокровище , №991, Мудрость, я полагаю, — это правильное использование знаний. Знать не значит быть мудрым. Многие люди знают очень многое и от этого становятся еще большими дураками. Нет большего дурака, чем знающий дурак. Но знать, как использовать знания, значит обладать мудростью.
  20. ^ Саттон, Роберт И.; Харгадон, Эндрю (1996). «Группы мозгового штурма в контексте: эффективность в фирме, занимающейся разработкой продуктов» . Ежеквартальный журнал административной науки . 41 (4): 685–718. дои : 10.2307/2393872 . JSTOR   2393872 – через JSTOR.
  21. ^ Jump up to: а б Мичем, Дж. А. (1990). «Утрата мудрости». В Штернберге, Р.Дж. (ред.). Мудрость: ее природа, происхождение и развитие . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 181, 211.
  22. ^ Карунамуни, Северная Дакота (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Карунамуни, Н.; Вирасекера, Р. (2019). «Теоретические основы медитации осознанности: путь к мудрости» . Современная психология . 38 (3): 627–646. дои : 10.1007/s12144-017-9631-7 . S2CID   149024504 .
  24. ^ Льюис, Коннектикут; Шорт, К. (1963). Латинский словарь . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-864201-5 .
  25. ^ Марторана, Пол В.; Смит, Чарльз Х. (2016). «Культивирование творческого видения мудреца: идеи вечной мудрости о подходе к организационным изменениям и устойчивому развитию» . Журнал корпоративной гражданственности (62): 76–90. doi : 10.9774/GLEAF.4700.2016.ju.00011 . JSTOR   90003765 . Проверено 25 июля 2024 г. Основной принцип вечной мудрости и творческого видения – жизнь как единство – сильно отличается от нашего обычного восприятия жизни через дуалистическую призму. Однако творчество, о котором здесь говорится, не просто произвольно. Скорее, оно возникает из чувства связи с потребностями людей и ситуации. Как выражение мудрости, творчество сбалансировано и основано на сильном чувстве ответственности и заинтересованности в содействии, гармонии и исцелении своего окружения.
  26. ^ Смит, Хьюстон (1987). «Существует ли вечная философия?» . Журнал Американской академии религии . 55 (3): 553–66. дои : 10.1093/jaarel/LV.3.553 . JSTOR   1464070 . Проверено 25 июля 2024 г. Перенниалисты — это люди, которые исключительно чувствительны к общностям, обнаруживаемым в сходствах; их тянет к единству, как мотылька к пламени. [...] Существует Абсолют, который также Бесконечен. Эта Бесконечность включает в себя и превосходит все остальное, а все (в категориальном контрасте) конечно и относительно. Способ, которым Абсолют превосходит относительное, состоит в том, чтобы интегрировать относительное в себя настолько полностью, что даже различие между Абсолютным и относительным аннулируется: форма — это пустота, пустота — форма. (Это отделяет перенниализм от монизма, за который его иногда (ошибочно) принимают; это, скорее, адвайта , или недвойственность).
  27. ^ Гигеренцер, Г.; Гайсмайер, В. (2011). «Эвристическое принятие решений» . Ежегодный обзор психологии . 62 : 451–482. doi : 10.1146/annurev-psych-120709-145346 . hdl : 11858/00-001M-0000-0024-F16D-5 . ПМИД   21126183 . Проверено 26 июля 2024 г. [Социальная эвристика] включает эвристику имитации, «око за око», эвристику социального круга и усреднение суждений других с целью использования «мудрости толпы» (Hertwig & Herzog 2009). Например, подражание успешным ускоряет изучение порядков сигналов и позволяет находить приказы, которые превосходят порядок достоверности «возьми лучшее» (Гарсия-Ретамеро и др., 2009).
  28. ^ Хьюз, Варнава (1974). «Эвристическое обучение математике» . Образовательные исследования по математике . 5 (3): 291–99. дои : 10.1007/BF00684704 . JSTOR   3482053 . Проверено 26 июля 2024 г. Слово эвристический [...] heuriskein, «открывать» [...] «метод открытия» [...] «служащий для направления, открытия или раскрытия» [...] «метод открытия» . Мауриц Джонсон (1966) отмечает, что эта идея вряд ли нова и что, игнорируя классическое одобрение ее использования Сократом в «Меноне», можно найти раннее обсуждение открытия обучения Дэвидом П. Пейджем в его «Теории и практике преподавания в 1847 г., а также более поздних писателей: Герберта Спенсера в 1860 г., Фрэнка и Чарльза Макмерри в 1897 г. и Уильяма Чендлера Бэбли в 1905 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Бодхи, монах. «Благородный восьмеричный путь» . Доступ к Инсайту . Проверено 16 марта 2009 г.
  30. ^ Кэмпбелл, Джозеф (2003). Кузино, Фил (ред.). Путешествие героя: Джозеф Кэмпбелл о его жизни и работе (3-е изд.). Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. стр. 186–187.
  31. ^
    • Ивамура, Джейн Наоми (2010). Виртуальный ориентализм: азиатские религии и американская популярная культура . Издательство Оксфордского университета. OCLC   1090089521 .
    • Ниемек, Райан М. (2014). Позитивная психология в кино: использование фильмов для формирования сильных сторон характера и благополучия . Хогрефе. ISBN  9780889374430 . OCLC   844533648 .
  32. ^
  33. ^ Jump up to: а б Крегер, Д.В. (2013). Дао Йоды: на основе «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы. Виндэм Эверитт. ISBN  9780983309925 . ОСЛК   861507203 .
  34. ^
  35. ^ Вейсман, Грег; Ларрас, Пепе (2015). Кэнан 7: Первая кровь, Часть I: Коридоры Корусанта . Комиксы Марвел.
  36. ^ Докрилл, Питер (30 января 2019 г.). «Научная причина, по которой Йода мудрее Спока» . НаукаАлерт . Проверено 16 августа 2019 г.
  37. ^ Гроссманн, Игорь; Оукс, Харрисон; Сантос, Анри Карло (2019). «Мудрое рассуждение приносит пользу от разнообразия, независимо от эмоциональной интенсивности» . Журнал экспериментальной психологии . 148 (5): 805–823. дои : 10.1037/xge0000543 . ПМИД   30688474 . S2CID   59306284 .
  38. ^ Симон, Франтишек (15 декабря 2015 г.). «История латинских названий зубов» . Acta Medico-historica Adriatica . 13 (2): 365–384. ISSN   1334-4366 . ПМИД   27604204 .
  39. ^ Кэрол, Соммер; Маркопулос, Панайотис; Гоггинс, Шана (2013). «Наставничество для студентов магистратуры: опираясь на мудрость Афины как наставницы в Одиссее Гомера» . Журнал поэтической терапии . 26 (1): 1–12. дои : 10.1080/08893675.2013.764049 . Проверено 25 июля 2024 г. [Ссылка на Афину в контексте наставничества не нова (Roberts, 2000; Sambunjak & Marusic, 2009) [...] Афина появляется в облике старого друга Одиссея, которого зовут Ментор. Она предлагает помощь и совет юному Телемаху. [...] Что касается Телемаха, Афина (как Наставница) поддерживала его, признавая и поощряя мужество, надежду, смысл, храбрость и ловкость (Гомер, пер. 1996, стр. 102).
  40. ^ «МЕТИС — греческая богиня-титан мудрого совета» . Проект Теой . Проверено 17 августа 2019 г.
  41. ^ Гесиод . Теогония .
  42. ^ Тернбилл, Лиз (12 августа 2011 г.). «Афина, греческая богиня мудрости и мастерства» . Подарок Богини .
  43. ^ «МУСАИ — греческие богини музыки, поэзии и искусства» . Проект Теой . Проверено 17 августа 2019 г.
  44. ^ Платон . Кратил . 405е-406а .
  45. ^ Скотт, Майкл. Дельфы: История центра древнего мира . Издательство Принстонского университета.
  46. ^ Преус, Энтони (30 марта 1998 г.). «Тот и Аполлон. Греческие мифы о происхождении философии». Метексис . 11 (1): 113–125. дои : 10.1163/24680974-90000303 . ISSN   0327-0289 .
  47. ^ Гриффитс, Алан Х. (29 января 2024 г.). «Семь мудрецов». В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1357 .
  48. ^
  49. ^ Хорошо, Гейл (2008). «Утверждает ли Сократ, что знает, что он ничего не знает?». Оксфордские исследования древней философии . 35 : 49–88. дои : 10.1093/oso/9780199557790.003.0003 . ISBN  978-0-19-955779-0 .
  50. ^ Райан, Шэрон (2013), «Мудрость» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 августа 2019 г.
  51. ^ «Мифы о римской богине Минерве» . Roman-colosseum.info . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года.
  52. ^ Jump up to: а б Стурлусон, Снорри (1987). Фолкс, Энтони (ред.). прошлом В Перевод Фолкса, Энтони. Библиотека обывателя . ISBN  0-460-87616-3 .
  53. ^ Стурлусон, Снорри (1996). Ларрингтон, Кэролайн (ред.). Поэтическая Эдда . Перевод Ларрингтона, Кэролайн. Оксфордская мировая классика . ISBN  0-19-283946-2 .
  54. ^ Марк, Джошуа Дж. (14 апреля 2016 г.). «Египетские боги — Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 29 января 2019 г.
  55. ^ Jump up to: а б Уждавинис, Альгис (2008). Философия как обряд возрождения: от Древнего Египта до неоплатонизма (PDF) . Фонд Прометей. ISBN  9781898910350 .
  56. ^ Балтес, Пол Б.; Смит, Жаки (2008). «Очарование мудрости: ее природа, онтогенез и функции» . Перспективы психологической науки . 3 (1): 56–64. дои : 10.1111/j.1745-6916.2008.00062.x . JSTOR   40212228 . Проверено 27 июля 2024 г. БЕРЛИНСКАЯ ПАРАДИГМА МУДРОСТИ [...] сочетает в себе широкое определение мудрости как совершенства ума и добродетели с конкретной характеристикой мудрости как экспертной системы знаний, занимающейся поведением и пониманием жизни. Мы назвали эту область знаний фундаментальной прагматикой жизни [...] планирования жизни [...] управления жизнью [...] и анализа жизни [.]
  57. ^ «Воспитание характера: наша общая ответственность» . Министерство образования США. 31 мая 2005 г.
  58. ^ Максвелл, Николас (2007). От знаний к мудрости: революция в науке и гуманитарных науках . Пентире Пресс.
  59. ^ «Друзья мудрости» . Университетский колледж Лондона . 21 февраля 2019 г. ассоциация людей, симпатизирующих идее, что академические исследования должны помочь человечеству обрести больше мудрости рациональными средствами.
  60. ^ Максвелл, Николас (2000), Может ли человечество научиться стать цивилизованным? Кризис науки без цивилизации
  61. ^ Балтес, Пол Б.; Штаудингер, Урсула М. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика) для управления разумом и добродетелью на пути к совершенству» . Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . Проверено 27 июля 2024 г. Теоретические и эмпирические работы по явным психологическим теориям мудрости можно грубо разделить на три группы: (а) концептуализация мудрости как личной характеристики или совокупности личностных предрасположенностей (например, Эриксон, 1959; МакАдамс и де Сент-Обен, 1998). (b) концептуализация мудрости в неопиажеской традиции постформального и диалектического мышления (например, Alex ander & Langer, 1990; Labouvie-Vief, 1990) и (c) концептуализация мудрости как экспертной системы, занимающейся смысл и образ жизни (P. Baltes & Smith, 1990; Dittmann-Kohli & Baltes, 1990; Staudinger & Baltes, 1994).
  62. ^ Штернберг, Р.Дж. (1985). «Скрытые теории интеллекта, творчества и мудрости». Журнал личности и социальной психологии . 49 (3): 607–62. дои : 10.1037/0022-3514.49.3.607 .
  63. ^ Браун, Южная Каролина; Грин, Дж. А. (2006). «Шкала развития мудрости: перевод концептуального в конкретное» (PDF) . Журнал развития студентов колледжей . 47 : 1–19. CiteSeerX   10.1.1.502.7954 . дои : 10.1353/csd.2006.0002 . S2CID   35496789 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2017 года.
  64. ^ Блак, Сьюзен; Глюк, Юдит (2005). «Изнутри наружу: народные неявные теории мудрости». В Штернберге, Роберт; Джордан, Дженнифер (ред.). Справочник мудрости: Психологические перспективы . Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета . стр. 84–109. doi : 10.1017/cbo9780511610486.005 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN  9780511610486 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  65. ^ Балтес, Пол Б.; Штаудингер, Урсула М. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика), направленная на управление разумом и добродетелью к совершенству». Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-9C51-4 . ПМИД   11392856 .
  66. ^ Выонг, Куан-Хоанг (2022). Сборник рассказов о Зимородке . Цифровые услуги Amazon. ISBN  979-8353946595 . [ нужна страница ]
  67. ^ Верваке, Джон. «Когнитивная наука мудрости» . Конференция «Разум имеет значение». Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
  68. ^ Штернберг, Роберт Дж. (2003). Синтез мудрости, интеллекта и творчества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-80238-3 .
  69. ^
  70. ^
  71. ^ Гроссманн, И.; Бриенца, Япония; Бобосел, ДР (2017). «Мудрое обсуждение поддерживает сотрудничество». Природа человеческого поведения . 1 (3): 0061. doi : 10.1038/s41562-017-0061 . S2CID   38342840 .
  72. ^ Кунцманн, У.; Глюк, Дж. (2018). «Мудрость и эмоции». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  73. ^ Гроссманн, Игорь; Оукс, Харрисон; Сантос, Анри К. (2018). «Мудрое рассуждение приносит пользу от разнообразия, независимо от эмоциональной интенсивности» . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 148 (5): 805–823. дои : 10.1037/xge0000543 . ПМИД   30688474 . S2CID   59306284 — через PsyArXiv.
  74. ^ Петерсон, Кристофер; Селигман, Мартин EP (2004). Сильные стороны и добродетели характера: справочник и классификация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 106. ИСБН  978-0-19-516701-6 .
  75. ^ Jump up to: а б Хартер, Эндрю К. (2004). «Перспектива [Мудрость]». В Петерсоне, Кристофер; Селигман, Мартин Э.П. (ред.). Сильные стороны и добродетели характера: справочник и классификация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 181–196. ISBN  978-0-19-516701-6 .
  76. ^
  77. ^ Jump up to: а б Гроссманн, И.; Герлах, ТМ; Дениссен, Джей-Джей (2016). «Мудрое рассуждение перед лицом повседневных жизненных проблем». Социальная психология и наука о личности . 7 (7): 611–622. дои : 10.1177/1948550616652206 . S2CID   148246126 .
  78. ^ Jump up to: а б Гроссманн, Игорь (20 июля 2017 г.). «Мудрость и как ее развивать: обзор новых свидетельств конструктивистской модели мудрого мышления» . дои : 10.31234/osf.io/qkm6v . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  79. ^ Сантос, Анри К.; Хюинь, Алекс С.; Гроссманн, Игорь (2017). «Мудрость в сложном мире: подробный отчет о мудрых рассуждениях и их развитии» . Компас социальной и личностной психологии . 11 (10): e12341. дои : 10.1111/spc3.12341 . ISSN   1751-9004 .
  80. ^
  81. ^ Jump up to: а б Гроссманн, Игорь; Кросс, Итан (2017). «Изучение парадокса Соломона: самодистанцирование устраняет асимметрию между собой и другими в мудрых рассуждениях о близких отношениях у молодых и пожилых людей». Психологическая наука . 25 (8): 1571–1580. дои : 10.1177/0956797614535400 . ПМИД   24916084 . S2CID   3539860 .
  82. ^ Jump up to: а б с д Гроссманн, И. (2017). «Мудрость в контексте». Перспективы психологической науки . 12 (2): 233–257. дои : 10.1177/1745691616672066 . ПМИД   28346113 . S2CID   26818408 .
  83. ^ Тейлор, М.; Бейтс, Г.; Вебстер, доктор медицинских наук (2011). «Сравнение психометрических свойств двух показателей мудрости: прогнозирование прощения и психологического благополучия с помощью шкалы самооценки мудрости (SAWS) и трехмерной шкалы мудрости (3D-WS)». Экспериментальное исследование старения . 37 (2): 129–141. дои : 10.1080/0361073X.2011.554508 . ПМИД   21424954 . S2CID   205555336 .
  84. ^ Глюк, Дж.; Кениг, С.; Нашенвенг, К.; Редзановский, У.; Дорнер-Хёриг, Л.; Штрассер, Я; Видерманн, В. (2013). «Как измерить мудрость: содержание, надежность и обоснованность пяти показателей» . Границы в психологии . 4 : 405. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00405 . ПМК   3709094 . ПМИД   23874310 .
  85. ^ Балтес, ПБ; Штаудингер, У. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика), направленная на управление разумом и добродетелью к совершенству» . Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-9C51-4 . ПМИД   11392856 .
  86. ^ Гроссманн, И.; Карасава, М.; Идзуми, С.; На, Дж.; Варнум, Мэн; Китаяма, С; Нисбетт, RE (2012). «Старение и мудрость: культура имеет значение». Психологическая наука . 23 (10): 1059–1066. дои : 10.1177/0956797612446025 . hdl : 11244/25191 . ПМИД   22933459 . S2CID   4829751 .
  87. ^ Бриенца, Джастин П.; Гроссманн, Игорь (2017). «Социальный класс и мудрые рассуждения о межличностных конфликтах в разных регионах, людях и ситуациях» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 284 (1869): 1869. doi : 10.1098/rspb.2017.1870 . ПМК   5745406 . ПМИД   29263284 .
  88. ^ Jump up to: а б Орволл, Л.; Перлмуттер, М. (1990). Штернберг, Р.Дж. (ред.). Мудрость: ее природа, происхождение и развитие . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 160–177. ISBN  978-0-521-36718-9 .
  89. ^ Серенко, А. (2024). «Практическая мудрость на рабочем месте: концептуализация, разработка инструментов и прогнозирующая сила» (PDF) . Журнал управления знаниями . в печати (7): 2092–2119. дои : 10.1108/JKM-08-2023-0713 .
  90. ^ «Индекс мудрости Джесте-Томаса» . Медицинские науки Калифорнийского университета в Сан-Диего .
  91. ^ Кристофер Бергланд (5 декабря 2021 г.). «Шкала мудрости из 7 пунктов: быстрый способ проверить, мудр ли вы» . Психология сегодня .
  92. ^ Бойс, Мэри (1983). «Ахура Мазда». В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 684–687 . ISBN  978-0-7100-9099-7 .
  93. ^ Бойс, Мэри (1975). История зороастризма . Том. И. Лейден/Кёльн: Brill.
  94. ^ «Язна 31» . Священная Литургия и Гаты/Гимны Заратуштры .
  95. ^ «Асл-и-Куллу'л-Хайр (Слова мудрости)» . Справочная библиотека Бахаи . Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас (карманное издание). Издательский фонд бахаи США. 1988 год . Проверено 19 марта 2013 г.
  96. ^ Абдул-Баха (1980). Рассказ путешественника . Перевод Брауна, Эдварда Г. (Новая и исправленная ред.). Уилметт, Иллинойс: Бахаи Публик. Доверять. п. 46. ​​ИСБН  978-0877431343 .
  97. ^ Эсслемонт, Дж. Э. (2006). Бахаулла и новая эра: введение в веру Бахаи . Уилметт, Иллинойс: Паб Бахаи. Доверять. ISBN  978-1931847278 .
  98. ^ Притчи 2:6
  99. ^ Экклезиаст 1: 2–18.
  100. ^ «Обзор Книги Иакова – идеи для живого служения» . www.insight.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  101. ^ Вулпе, Дэвид , перф. «Рех: что значит выбирать». Раввин Давид Вольпе . Синайский храм, 11 августа 2012 г., веб. 16 августа 2013 г.
  102. ^ 1 Коринфянам 1:17–31.
  103. ^ Исаия 11: 2–3.
  104. ^ Иакова 1:5
  105. ^ Иакова 3:17
  106. ^ Шахзад, Кайзер (2004). «Вклад Ибн Араби в этику божественных имен» . Исламские исследования . 43 (1): 5–38. JSTOR   20837323 .
  107. ^ Адамсон, Питер (2018), «Аль-Кинди» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 16 августа 2019 г.
  108. ^ Эспак, Пеетер (2014). Бог Энки в шумерской королевской идеологии и мифологии . Диссертация по теологии Тартуского университета. Том. 19. Тарту: Издательство Тартуского университета. ISBN  9789949195220 .
  109. ^ Бонечи, Марко (2016). «87) Беременная женщина в архаическом гимне Шамашу Сиппара» (PDF) . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (4): 147–150. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2019 года.
  110. ^ Лоусон, Джек Ньютон. (2001). «Месопотамские предшественники стоической концепции логики» . Симпозиумы Меламму 2. Миф и мифологии: методологические подходы к межкультурным влияниям . [Проект Меламму]. OCLC   714111111 .
  111. ^ Скотт, Дэвид (1998). «Вечное послание« Богини »: непреходящие темы на протяжении веков в Бактрии» . Восток и Запад . 48 (1/2): 27–39. JSTOR   29757365 . Проверено 25 июля 2024 г. В Гаруда Пуране 1.7.9 одним из проявлений энергии Сарасвати была медха (мудрость), отождествление, повторяемое по отношению к Богине в Деви Махатмья 1.11. Поэтому неудивительно обнаружить у Анахиты в стихе 86 ее « Абан Яст» , что «жрецы ( атраваны ), которые читают, и ученики священника будут просить у тебя знаний».
  112. ^ Джаннель, Ромарик (май 2022 г.). «Сюаньцзан и три типа мудрости: обучение, рассуждение и развитие в йогачарской мысли» . Религии . 13 (6): 486. дои : 10.3390/rel13060486 .
  113. ^ АН 3:2
  114. ^ АН 4:115
  115. ^ Дхаммапада против. 256
  116. ^ Дхаммапада против. 257
  117. ^ Дхаммапада против. 258
  118. ^ Дхаммапада против. 268–69
  119. ^ Брихадараньяка Упанишада 1.3.28
  120. ^ Китайский текстовый проект , пер. Джеймс Легг.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27b25ba011734700eff37876e332cb82__1722895500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/82/27b25ba011734700eff37876e332cb82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wisdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)