Мудрость
Мудрость ( разум , проницательность ) — это использование глубины и широты знаний и опыта для совершения добра себе и другим. [1] [2] [3] [4] Мудрость – это интерпретация и понимание знаний , которые ведут к большему пониманию (например, здравому смыслу ). [5] [6] [7] Мудрость — это прагматический вид « практики (процесса) », при котором человек постоянно использует метапознание . [8] [9]
Обзор
[ редактировать ]Мудрые сохраняют невозмутимость в трудные времена и принимают реальность. [10] Мудрые используют активное и вдумчивое слушание, умеренность (добродетель) и мудрую риторику . [11]
Мудрость связана с компромиссом , интеллектуальным смирением , принятием неопределенности того , и космополитизмом что хорошо . [12] Мудрость содержит такие добродетели , как этика и доброжелательность . [13] [14] Мудрость персонифицируется как женственность (т. е. София ). [2] [15]
Мудрость определялась по-разному. [12] [16] [13] и существует несколько различных подходов к оценке характеристик, приписываемых мудрости. [17] [18]
Чарльз Хэддон Сперджен определял мудрость как «правильное использование знаний ». [19] Роберт И. Саттон и Эндрю Харгадон определили «отношение мудрости» как «действовать со знанием, сомневаясь в том, что знаешь». [20]
В социальных и психологических науках существует несколько различных подходов к мудрости. [13] наряду с методами операционализации [12] и измерение [18] Мудрость как психологический конструкт. Мудрость – это способность предвидеть что -либо, знать последствия (положительные и отрицательные) доступных вариантов действий и выбирать лучший из доступных вариантов. [21]
Разумность
[ редактировать ]Разумность (« софия » по-гречески) — это «трансцендентная мудрость», «высшая реальность» или высшая истина вещей. [16] [14] [22] Это более космическое определение «общей картины» часто является тем, как мудрость («истинная мудрость» или «Мудрость» с большой буквы W) рассматривается в религиозном контексте. [16] [14] Оно выходит за рамки простой практической мудрости и может включать в себя глубокое понимание себя , взаимосвязей, обусловленного происхождения и феноменологического прозрения. [23] [16] [14] Человек, обладающий таким типом мудрости, может действовать с адекватным суждением , широким пониманием ситуаций и большей признательностью/состраданием к другим живым существам. [23]
Слово разумность происходит от латинского слова sapientia , что означает «мудрость». [24] Соответствующий глагол sapere имеет первоначальное значение «вкушать», следовательно, «воспринимать, различать» и «знать»; его нынешнее причастие sapiens было выбрано Карлом Линнеем для латинского бинома человеческого вида Homo sapiens .
Вечная мудрость
[ редактировать ]Вечная мудрость ищет единства через недвойственность . [25] [26]
эвристика
[ редактировать ]Мудрость толпы — это общая стратегия (т. е. эвристика). [27] Сократовский метод — это эвристика эпистемологии . [28]
Мифологические перспективы
[ редактировать ]Буддийская мифология
[ редактировать ]Буддийские традиции дают исчерпывающее руководство о том, как развивать мудрость. [23] [29]
Мономиф фантастика
[ редактировать ]Джедай
[ редактировать ]Во вселенной «Звездных войн» ценится мудрость. Джордж Лукас включил духовность в фильмы и мораль, повторяющиеся в мифологических и философских темах; Одним из его источников вдохновения был Джозефа Кэмпбелла роман « Герой с тысячью лиц» . [30] Персонаж Мастера Йоды из фильмов напоминает образ мудрого мудреца или «восточного монаха». [31] и его часто цитируют, по аналогии с китайскими мыслителями или восточными мудрецами в целом. [32] [33] Книга психолога Д. У. Крегера «Дао Йоды» адаптирует мудрость Дао Дэ Цзин применительно к мышлению Йоды. [33] Знания канонически считаются одним из столпов рыцарей-джедаев в фильмах , что подробно описано в неканонической книге «Путь джедая» . [34] а мудрость может служить принципом джедаизма . Кодекс джедаев гласит: «Незнание, но знание». [35] В популяционном исследовании психологии, опубликованном Гроссманном и его командой в 2019 году, респонденты считали Йоду мудрее Спока , вымышленного персонажа из сериала «Звездный путь» , из-за слепого пятна Спока в отношении эмоций, что положительно ассоциировалось с мудрым рассуждением у людей: [36] «Йода принимает свои эмоции и стремится достичь баланса между ними. Йода известен своей эмоциональной выразительностью, способностью поделиться с другими хорошей шуткой, но также и признанием горя и своих прошлых ошибок». [37]
Зуб мудрости
[ редактировать ]Во многих культурах название третьих коренных зубов, которые растут последними, этимологически связано с мудростью, например, в английском языке « зуб мудрости» . Это прозвище возникло из классической традиции: в трудах Гиппократа использовался термин sóphronistér (по- гречески , относящийся к значению умеренности или преподавания урока), а по -латыни dens sapientiae (зуб мудрости). [38]
Греческая мифология
[ редактировать ]Афина и Метида
[ редактировать ]Афина (как Наставница) поддерживала его , признавая и поощряя мужество , надежду , смысл, отвагу и ловкость (Гомер, пер. 1996, стр. 102). [39]
- Лето
Древние греки считали важной добродетелью мудрость , олицетворяемую богинями Метидой . и Афиной Метида была первой женой Зевса , который, согласно , » Гесиода «Теогонии сожрал ее беременную; После этого Зевс получил титул Метиеты («Мудрый советчик»), поскольку Метида была воплощением мудрости, и он родил Афину, которая, как говорят, возникла из его головы. [40] [41] Афину изображали сильной, справедливой, милосердной и целомудренной. [42]
Аполлон
[ редактировать ]Аполлона считали также богом мудрости, обозначавшим проводника муз ( Мусагетов ) , [43] которые были олицетворениями наук, вдохновенного и поэтического искусства. Согласно Платону в его «Кратиле» , имя Аполлона могло также означать « баллон » (лучник) и « омопулон » (объединитель полюсов [божественного и земного]), поскольку этот бог отвечал за божественное и истинное вдохновение, поэтому считался лучником. который всегда был прав в врачевании и оракулах: «он — вечно меткий лучник». [44] Аполлон пророчествовал через жриц ( Пифию ) в храме Аполлона (Дельфи) , где был произнесен афоризм « познай самого себя » ( gnothi seauton ). [а] было начертано (одна из Дельфийских максим ). [45] Его противопоставляли Гермесу , который был связан с науками и технической мудростью, и в первые века после Рождества Христова ассоциировался с Тотом в египетском синкретизме под именем Гермеса Тримегиста . [46] Греческая традиция записывает первых представителей мудрости в лице семи мудрецов Греции . [47]
Для Сократа и Платона . философия была буквально любовью к философия ) мудрости ( Платона Это пронизывает диалоги ; в «Республике» лидерами предложенной им утопии являются короли-философы , понимающие форму добра и обладающие смелостью действовать соответственно. Аристотель в «Метафизике » определил мудрость как понимание того, почему все происходит определенным образом ( причинность ), что глубже, чем просто знание того, что все происходит определенным образом. [б] Он был первым, кто провел различие между фронезисом и софией . [16]
По мнению Платона и Ксенофонта , Пифия Дельфийского Оракула ответила на вопрос «кто самый мудрый человек в Греции?» заявив, что Сократ был самым мудрым. [48] Согласно «Апологии Платона» , Сократ решил исследовать людей, которых можно было бы считать мудрее его, и пришел к выводу, что им не хватает истинных знаний:
Я мудрее этого человека: ибо никто из нас не знает ничего доброго, а этот знает то, чего не знает, я не знаю, как не видел, так и не понимаю: я мудр для него, потому что он чего я не видел, я не знаю. |
Я мудрее этого человека; ибо никто из нас на самом деле не знает ничего хорошего и прекрасного, но этот человек думает, что знает что-то, хотя на самом деле он этого не знает, тогда как я, так как ничего не знаю, то и не думаю, что знаю. |
Это было увековечено во фразе « Я знаю, что я ничего не знаю » — афоризме, предполагающем, что разумно признать собственное невежество. [49] и ценить эпистемическое смирение . [50]
Римская мифология
[ редактировать ]Древние римляне также ценили мудрость, которую олицетворяли Минерва или Паллада. Она также олицетворяет искусные знания и добродетели, особенно целомудрие. Ее символом была сова , которая до сих пор является популярным символом мудрости, поскольку она может видеть в темноте. Говорили, что она родилась из лба Юпитера. [51]
Скандинавская мифология
[ редактировать ]Один известен своей мудростью, часто приобретаемой благодаря различным невзгодам и испытаниям, связанным с болью и самопожертвованием. В одном случае он вырвал глаз и предложил его Мимиру, хранителю источника знаний и мудрости, в обмен на питье из колодца. [52] В другом известном рассказе Один в течение девяти ночей висел на Иггдрасиле , Мировом Древе , объединяющем все сферы существования , страдая от голода и жажды и, наконец, ранив себя копьем, пока не получил знания о рунах , которые можно использовать при произнесении могущественной магии. . [53] Он также смог получить мед поэзии у гигантов , напиток из которого мог дать силу ученому или поэту на благо как богов , так и смертных. [52]
Египетская мифология
[ редактировать ]Сиа была олицетворением восприятия и размышления в мифологии Древнего Египта . Тот, женатый на Маат (по- древнеегипетски : порядок, праведность, истина), считался существом, принесшим мудрость нации. [54] [55]
Академия
[ редактировать ]Берлинская парадигма мудрости — это экспертная модель жизненной мудрости. [56]
Образовательные перспективы
[ редактировать ]Государственные школы в США иногда кивают на « воспитание характера », которое включает в себя обучение мудрости. [57]
Образовательная философия Максвелла
[ редактировать ]Николас Максвелл, философ из Соединенного Королевства, считает, что академические круги должны сменить фокус с приобретения знаний на поиск и распространение мудрости. [58] Он определяет это как способность осознавать то, что имеет ценность в жизни для себя и других. [59] Он учит, что новые знания и технологические ноу-хау увеличивают нашу способность действовать. Однако Максвелл утверждает, что без мудрости это новое знание может причинить человечеству как вред, так и пользу. Он утверждает, что стремление к знаниям действительно ценно и полезно, но его следует рассматривать как часть более широкой задачи совершенствования мудрости. [60]
Психологические перспективы
[ редактировать ]Тремя основными психологическими категориями мудрости являются личность , развитие и опыт . [61]
Психологи начали собирать данные об общепринятых верованиях и народных теориях о мудрости. [62] Первоначальный анализ показывает, что, хотя «есть совпадение неявной теории мудрости с интеллектом, проницательностью, духовностью и проницательностью, очевидно, что мудрость — это опыт решения трудных вопросов жизни и адаптации к сложным требованиям». [63]
В области психологии также были разработаны четкие теории и эмпирические исследования психологических процессов, лежащих в основе мудрости. [64] [13] Мнения о психологическом определении мудрости различаются. [13] но существует некоторый консенсус в отношении того, что решающее значение для мудрости имеют определенные метакогнитивные процессы, которые позволяют размышлять о жизни и выносить суждения о важнейших жизненных вопросах. [65] [12] Эти процессы включают в себя признание границ собственных знаний, признание неопределенности и изменений, внимание к контексту и более широкой картине, а также интеграцию различных точек зрения на ситуацию. [66] Ученые-когнитивисты предполагают, что мудрость требует координации таких процессов рассуждения, чтобы понять, как управлять своей жизнью. [67] Рассуждения такого рода как теоретически, так и эмпирически отличаются от общего (подвижного или кристаллизованного) интеллекта. [68] Исследователи эмпирически доказали, что мудрое рассуждение отличается от IQ . [69]
Балтес и коллеги определили мудрость как «способность справляться с противоречиями конкретной ситуации и оценивать последствия действия для себя и для других». Она достигается тогда, когда в конкретной ситуации достигается баланс между внутриличностными, межличностными и институциональными интересами. можно подготовить». [70] Баланс кажется важнейшим критерием мудрости. Эмпирические исследования дают некоторую поддержку этой идеи, показывая, что рассуждения, связанные с мудростью, связаны с достижением баланса между внутриличностными и межличностными интересами при столкновении с проблемами личной жизни и при постановке целей для управления межличностными конфликтами. [18] [71]
Исследователи также изучают роль эмоций в мудрости. [72] Большинство согласны с тем, что эмоции и их регулирование являются ключом к эффективному управлению сложными и волнующими ситуациями, которые больше всего требуют мудрости. Многие эмпирические исследования были сосредоточены на когнитивных или метакогнитивных аспектах мудрости, предполагая, что способность рассуждать в сложных ситуациях имеет первостепенное значение. Таким образом, хотя эмоции, вероятно, играют роль в том, как мудрость проявляется в реальных событиях (и в размышлениях о прошлых событиях), эмпирические исследования того, как эмоции влияют на способность человека мудро справляться со сложными событиями, появились поздно. Одно исследование обнаружило положительную связь между разнообразием эмоционального опыта и мудрыми рассуждениями, независимо от эмоциональной интенсивности. [73]
Позитивная психология
[ редактировать ]Исследователи определили мудрость как координацию «знаний и опыта» и «их сознательное использование для улучшения благосостояния». [74] Согласно этому определению, мудрость дополнительно уточняется и имеет следующие аспекты: [75]
- Решение проблем с помощью самопознания и устойчивого развития [ нужны разъяснения ] действия.
- Контекстуальная искренность по отношению к обстоятельствам со знанием их отрицательных (или ограничивающих) и положительных аспектов. [ нужны разъяснения ]
- Последовательные действия, основанные на ценностях и знании разнообразия этических взглядов . [ нужны разъяснения ]
- Терпимость к неопределенности в жизни с безоговорочным принятием [ нужны разъяснения ] .
- Сочувствие самому себе [ нужны разъяснения ] понимать свои эмоции (или быть эмоционально ориентированными), мораль... и т. д. и другие чувства [ нужны разъяснения ] включая способность видеть себя частью большего целого.
Эта теоретическая модель не была проверена эмпирически , за исключением широкой связи между рассуждениями, связанными с мудростью, и благополучием. [ нужны разъяснения ] . [76] [77]
Гроссман
[ редактировать ]Гроссманн и его коллеги обобщили предыдущую психологическую литературу и пришли к выводу, что мудрость включает в себя определенные когнитивные процессы, которые позволяют выносить непредвзятые и здравые суждения перед лицом плохо определенных жизненных ситуаций:
- интеллектуальное смирение, или признание пределов собственных знаний
- понимание точек зрения, более широких, чем рассматриваемая проблема
- чувствительность к возможности изменения социальных отношений
- компромисс или интеграция различных точек зрения [78] [79]
Гроссман обнаружил, что привычка говорить и думать о себе в третьем лице увеличивает эти характеристики, а значит, такая привычка делает человека мудрее. [80] Гроссманн говорит, что контекстуальные факторы, такие как культура, опыт и социальные ситуации, влияют на понимание, развитие и склонность к мудрости, что имеет последствия для обучения и образовательной практики. [12] [78] Эти контекстуальные факторы находятся в центре внимания продолжающихся исследований. Например, Гроссманн и Кросс выявили явление, которое они назвали «парадоксом Соломона»: люди более мудро размышляют о проблемах других людей, чем о своих собственных. (Он назван в честь царя Соломона , который обладал легендарной проницательностью при вынесении суждений о дилеммах других людей, но ему не хватало проницательности, когда дело доходило до важных решений в его собственной жизни.) [81]
Измерение мудрости
[ редактировать ]Исследователь будет измерять мудрость по-разному в зависимости от своей теоретической позиции о природе мудрости. Например, некоторые рассматривают мудрость как устойчивую черту личности, другие — как процесс, зависящий от контекста. [82] Те, кто придерживается первого подхода, часто используют однократные анкеты, которые склонны к предвзятости. [ нужны разъяснения ] ответы, [18] [83] нечто противоположное конструкции мудрости [84] и не может изучать мудрость в тех контекстах, где она наиболее актуальна: в сложных жизненных задачах. Напротив, исследователи, предпочитающие последний подход, измеряют связанные с мудростью особенности познания, мотивации и эмоций в контексте конкретной ситуации. [85] [82] Такие меры на уровне штата обеспечивают менее предвзятые ответы, а также большую силу в объяснении значимых психологических процессов. [18] Кроме того, сосредоточение внимания на ситуации позволяет исследователям мудрости достичь более полного понимания роли контекста в формировании мудрости. [82] Например, исследования показали доказательства межкультурного взаимодействия. [86] и внутрикультурная изменчивость, [87] и систематическая вариативность в мудром рассуждении в зависимости от контекста. [18] [81] и в повседневной жизни. [77]
Многие, но не все исследования показывают, что самооценка взглядов и мудрости взрослых не зависит от возраста. [75] [88] [89] Это противоречит популярному представлению о том, что мудрость увеличивается с возрастом. [88] Ответ на вопрос, коррелируют ли возраст и мудрость, зависит от того, как человек определяет мудрость и свою экспериментальную технику. Ответ на этот вопрос также зависит от изучаемой области и роли опыта в этой области: в некоторых контекстах предпочтение отдается пожилым людям, в других — более молодым, а в некоторых не проводится дифференциация возрастных групп. [82] Для ответа на этот вопрос необходима тщательная лонгитудинальная работа, тогда как большинство исследований основано на перекрестных наблюдениях. [21]
Индекс мудрости Джесте-Томаса [90] основан на опросе из 28 вопросов (SD-WISE-28), созданном исследователями Калифорнийского университета в Сан-Диего с целью определить, насколько мудр человек. В 2021 году доктор Дилип В. Йесте и его коллеги создали опрос из 7 вопросов (SD-WISE-7), в котором проверяются семь компонентов: принятие различных точек зрения, решительность , эмоциональное регулирование , просоциальное поведение , саморефлексия , социальное консультирование и ( в меньшей степени) духовность . [91]
Монотеистические взгляды
[ редактировать ]Зороастризм
[ редактировать ]В Авестских Гатах , гимнах, традиционно приписываемых Зороастру , Ахура Мазда означает «Господь» (Ахура) и «Мудрость» (Мазда) и является центральным божеством, олицетворяющим добро, которого также называют «Доброй мыслью» ( Воху Манах ). [92] В зороастризме порядок мироздания и нравственности называется ашей (по -авестийски — истина, праведность), которая определяется этой всеведущей Мыслью и также считается божеством, исходящим от Ахуры ( Амеша Спента ). Оно связано с другим божеством ахуры, Спента-Майнью (активным мышлением). [93] В Язнаи 31 сказано: [94]
Лучшее случится с тем, кто, как знающий, скажет мне правдивое слово Райта о Благополучии и Бессмертии; даже Владычество Мазды, которое Благая Мысль увеличит для него. О чем он вначале так думал: «Пусть благословенные царства наполнятся Светом», он и есть тот, кто своей мудростью создал Право.
Вера Бахаи
[ редактировать ]В Священном Писании Веры Бахаи «Сущность мудрости — это страх Божий, страх Его бича и наказания, а также понимание Его правосудия и указа». [95] Мудрость рассматривается как свет, рассеивающий тьму, и «ее предписания необходимо соблюдать при любых обстоятельствах». [96] Человек может получить знание и мудрость через Бога, Его Слово и Его Божественное Проявление ; источником всякого обучения является познание Бога. [97]
Авраамические религии
[ редактировать ]Еврейская Библия и иудаизм
[ редактировать ]Слово «мудрость» ( חכם ) упоминается в еврейской Библии 222 раза . У израильтян это считалось одной из высших добродетелей наряду с добротой ( חסד ) и справедливостью ( צדק ). Каждая книга Притчей и Псалмов призывает читателей приобретать и возрастать в мудрости. [ нужна ссылка ]
В еврейской Библии примером мудрости является Соломон , который просит Бога о мудрости во 2 Паралипоменон 1:10 . Большая часть Книги Притчей , наполненной мудрыми изречениями , приписывается Соломону. В Притчах 9:10 страх Господень назван началом мудрости. Другая пословица говорит, что мудрость приобретается от Бога: «Ибо Господь дает мудрость, из уст Его — знание и разум». [98] В Притчах 1:20 также упоминается мудрость, олицетворенная в женском образе: «Мудрость громко кричит на улицах, возвышает голос свой на площадях». В Притчах 8:22–31 эта олицетворенная мудрость описывается как присутствующая с Богом до начала творения и даже как принимавшая участие в самом творении.
Царь Соломон продолжает свое учение мудрости в книге Экклезиаста . Соломон обсуждает свое исследование смысла жизни и ее удовлетворения, говоря о жизненных удовольствиях, работе и материализме, но приходит к выводу, что все это бессмысленно. «Бессмысленно! Бессмысленно!» — говорит Учитель [Соломон]. «Совершенно бессмысленно! Все бессмысленно»... Ибо с большей мудростью приходит много печали, чем больше знаний, тем больше горя». [99] Соломон заключает, что все жизненные удовольствия и богатства, и даже [человеческая] мудрость ничего не значат, если нет отношений с Богом. [100]
Талмуд учит , что мудрый человек может предвидеть будущее. Нолад — это еврейское слово, означающее «будущее», а также еврейское слово, означающее «рождение», поэтому одна из раввинских интерпретаций учения состоит в том, что мудрый человек — это тот, кто может предвидеть последствия своего выбора (т. е. может «видеть будущее»). будущее», которое он/она «рождает»). [101]
Христианское богословие
[ редактировать ]В христианском богословии слово «мудрость» (от иврита : חכמה, транслитерация: чокма произносится: хок-мау', греческое : София , латынь : Sapientia ) описывает аспект Бога или богословскую концепцию относительно мудрости Бога . [ нужна ссылка ]
Христианская мысль противостоит светской мудрости и принимает мудрость Божию. Апостол Павел утверждает, что мирская мудрость считает заявления Христа безумием. Однако для тех, кто находится «на пути спасения», Христос представляет мудрость Божию. [102] Мудрость считается одним из семи даров Святого Духа . [103] В 1 Коринфянам 12:8–10 приводится альтернативный список девяти добродетелей, среди которых есть мудрость.
Послание Иакова является новозаветным аналогом книги Притчей, поскольку в нем также обсуждается мудрость. Он повторяет послание из Притчей о том, что мудрость исходит от Бога, утверждая: «Если кому-то из вас недостает мудрости, то следует просить Бога, который дает щедро всем, не находя вины, и будет дано вам». [104] Иаков также объясняет, как мудрость помогает приобретать и другие виды добродетели: «Но мудрость, исходящая с небес, прежде всего чиста; потом миролюбива, рассудительна, покорна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна». [105] Джеймс сосредотачивается на использовании этой Богом данной мудрости для служения менее удачливым.
Помимо Притчей, Экклезиаста и Иакова, другими основными книгами мудрости в Библии являются Иов, Псалмы и 1-е и 2-е послания к Коринфянам, которые дают уроки о том, как обрести и использовать мудрость в трудных ситуациях.
ислам
[ редактировать ]Исламский термин для обозначения мудрости – хикма . Мусульмане верят, что пророки ислама обладают великой мудростью. Этот термин встречается несколько раз в Коране , особенно в суре 2 :269, суре 22:46 и суре 6 :151.
Суфийский философ Ибн Араби считает аль-Хаким («Мудрый») одним из имён Творца. [106] Мудрость и истина, считавшиеся божественными атрибутами, ценились в исламских науках и философии . Первый арабский философ Аль-Кинди говорит в начале своей книги: [107]
Нам не должно быть стыдно восхищаться истиной или приобретать ее, откуда бы она ни пришла. Даже если она исходит от далеких наций и иностранных народов, для изучающего истину нет ничего более важного, чем истина, и истина не принижается и не умаляется тем, кто ее утверждает или передает; никто не унижается истиной, напротив, все ею облагораживаются.
- Аль-Кинди , О первой философии
Политеистические перспективы
[ редактировать ]Он предложил религию
[ редактировать ]В традиции инуитов развитие [ двусмысленный ] мудрость была одной из целей обучения. -инуит Старейшина сказал, что человек становится мудрым, когда может видеть, что нужно сделать, и успешно делать это, не говоря ему, что делать.
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]В месопотамской религии и мифологии Энки , также известный как Эа, был богом мудрости и интеллекта. Божественная мудрость позволила предусмотрительно обозначить функции [ нужны разъяснения ] и порядок космоса, и это [ двусмысленный ] было достигнуто людьми, следуя за мной (по- шумерски : порядок, обряд, праведность), которые поддерживают баланс. [108] Помимо гимнов Энки или Эа , датируемых третьим тысячелетием до н. э. (древнейшие датированные тексты) имеется , среди глиняных табличек 2600 Абу Салабиха г. до н. э. «Гимн Шамашу », который включает в себя следующее: [109]
Широк двор ночницы Шамаша, (так же широка утроба) мудрой беременной женщины! Син , его мудрый воин, услышал о жертвоприношениях и спустился на свой праздник. Он отец нации и отец интеллекта.
Концепция Логоса — проявленного слова божественной мысли — также присутствовала в философии и гимнах Египта и Древней Греции . [55] Это было важно в мышлении Гераклита и в авраамических традициях . Вероятно, он произошел из месопотамской культуры. [110]
Эллинистическая религия и гностицизм
[ редактировать ]Индийские религии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2016 г. ) |
Медха — богиня мудрости из Гаруда Пураны. [111]
В индийских традициях мудрость можно назвать праджней или виджняной .
Буддийский термин Праджня был переведен на китайский язык как 智慧 (пиньинь zhìhuì , иероглифы 智 «знание» и 慧 «умный, умный»).
В китайском буддизме идея мудрости тесно связана с ее индийским эквивалентом, как это проявляется, например, в определенной концептуальной преемственности, существующей между Асангой , Васубандху и Сюаньцзаном . [ нужны дальнейшие объяснения ] [112]
Развитие мудрости имеет центральное значение в буддийских традициях, где конечная цель часто представляется как «видение вещей такими, какие они есть» или как достижение «проницательного понимания всех явлений», что, в свою очередь, описывается как в конечном итоге ведущее к «полной свободе». от страданий». [23] [29] В буддизме развитие мудрости достигается посредством понимания того, что известно как Четыре Благородные Истины , и следования Благородному Восьмеричному Пути . [23] [29] Этот путь называет осознанность одним из восьми необходимых компонентов для развития мудрости. [23]
Буддийские писания учат, что мудрые люди ведут себя хорошо. [113] Мудрый человек совершает действия, которые неприятно делать, но дают хорошие результаты, и не совершает действий, которые приятно делать, но дают плохие результаты. [114] Мудрость — это противоядие выбранного вами самим от яда невежества , . Будда : может многое сказать на тему мудрости, в том числе
- Тот, кто решает дело силой, не становится тем самым справедливым (установлено в Дхамме ). Но мудрец тот, кто тщательно различает добро и зло. [115]
- Тот, кто руководит другими путем ненасилия, праведно и беспристрастно, действительно является хранителем справедливости, мудрым и праведным. [116]
- Человек не мудр только потому, что он много говорит. Но тот, кто спокоен, свободен от ненависти и страха, воистину называется мудрым человеком. [117]
- Только благодаря спокойствию человек не станет мудрецом ( муни ), если он глуп и невежественен. Но тот, кто, словно держа весы, принимает добро и избегает зла, тот человек мудрый; он действительно является муни именно по этой причине . Тот, кто понимает и добро, и зло такими, какие они есть на самом деле, называется истинным мудрецом. [118]
Чтобы восстановить изначальную высшую мудрость собственной природы ( природы Будды или Татхагаты ), сокрытую тремя добровольно наложенными пыльными ядами ( клешами : жадностью, гневом, невежеством), Будда учил своих учеников тройному тренированию, превращая жадность в щедрость. и дисциплина, гнев в доброту и размышление, невежество в мудрость. Как сказал Шестой Патриарх чань - буддизма Хуэйнэн в своей «Сутре Платформы»: «Ум без споров — это дисциплина собственной природы, ум без беспокойства — это медитация собственной природы, ум без невежества — это мудрость собственной природы».
В Махаяне и эзотерических буддийских традициях Манджушри считается воплощением мудрости Будды.
В индуизме мудрость считается состоянием ума и души, с помощью которого человек достигает освобождения . Бог мудрости – Ганеша , богиня знаний – Сарасвати . [ нужна ссылка ]
Санскритский стих о достижении знания звучит так: [119]
Асато Ма Садгмэй |
Асато от садгамайи |
Веди меня от нереального к реальному. |
Мудрость в индуизме — это познание себя как истины, как основы всего Творения: предельное самосознание как того, кто является свидетелем всего творения во всех его гранях и формах. Кроме того, это означает осознание того, что человек может посредством правильного поведения и правильной жизни осознать свою истинную связь с творением и Параматмой . [ нужна ссылка ]
Нетеизм
[ редактировать ]Конфуцианство
[ редактировать ]Согласно Учению Среднего , Конфуций сказал:
Любовь к учебе сродни мудрости. Энергично практиковать сродни человечности. Знать, что быть постыдным, сродни мужеству ( чжи , жэнь , юн … три . ростка добродетели Мэнцзы) [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
Сравните это с классическим конфуцианским « Великим учением », которое начинается словами: «Путь к тому, чтобы стать великим, состоит в проявлении ясного характера, любви к людям и пребывании в высшем благе». Это сравнимо с римской добродетелью благоразумием , особенно если понимать «чистый характер» как «чистую совесть». (Из Чана «Источников китайской философии» ). [ нужна ссылка ]
Человек
[ редактировать ]В даосизме мудрость — это приверженность трем сокровищам : милосердию, простоте и смирению. [ нужна ссылка ] «Тот, кто знает других людей, проницателен; тот, кто знает себя, умен » . [120]
См. также
[ редактировать ]- Аналогия - когнитивный процесс передачи информации или значения от одного предмета к другому.
- Anima mundi - Понятие в метафизике
- Образование – немецкая традиция самосовершенствования
- Книга мудрости - еврейский труд, написанный на греческом языке, обычно датируемый серединой первого века до нашей эры.
- Кассандра (метафора) – Метафора, происходящая из греческой мифологии.
- Сознание – Осознание существования
- Экологическая мудрость - философия экологической гармонии или равновесия, разработанная Арне Нэссом или Феликсом Гваттари.
- Эвдемония - Процветание человека в древнегреческой философии.
- Пять W – Контрольный список для ведущего/ведущего журналиста: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?
- Эвристика – метод решения проблем
- Состояние человека – основные проблемы человеческого существования
- Метапознание - Самосознание о мышлении, навыки мышления более высокого порядка.
- Проницательность – Большая проницательность или проницательность.
- Философия - Изучение общих и фундаментальных вопросов.
- Процедурные знания – способность что-то делать.
- Рефлексивность (социальная теория) - Круговые отношения между причиной и следствием.
- Мудрец (философия) – Тот, кто достиг мудрости.
- Sapere aude – латинская фраза
- Сапиенс (значения)
- Школа тяжелых ударов - идиоматическая фраза, неформальное образование на основе негативного опыта.
- Чувствительность – способность испытывать чувства и ощущения.
- Сократический метод - Тип совместного аргументированного диалога.
- Дао – философская концепция родом из Китая.
- Мудрость толпы - книга Джеймса Суровецкого, 2004 г.
- Трансцендентность (философия) - понятие, обозначающее внекатегориальные атрибуты существ.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лигуори, Альфонус (1882). . Проповеди по всем воскресеньям года . Дублин.
- Штернберг Р. и Глюк Дж. (2021). Мудрость: психология мудрых мыслей, слов и поступков (Кембридж: издательство Кембриджского университета).
- Цай, Чэн-хун (2023). Мудрость: теория навыков (Кембридж: издательство Кембриджского университета).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Критий утверждает значение слова «познай самого себя» в « Хармиде» Платона (165a).
- ↑ Обратите внимание, что через две тысячи лет после Аристотеля Исаак Ньютон был вынужден признать, что «я до сих пор не смог открыть причину этих свойств гравитации».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Мудрость" . Кембриджский словарь . 2024 . Проверено 18 июля 2024 г.
способность использовать свои знания и опыт для принятия правильных решений и суждений[.]
- ^ Jump up to: а б "Мудрость" . Оксфордский словарь английского языка . июль 2023 года . Проверено 18 июля 2024 г.
правильно судить в вопросах, касающихся жизни и поведения; здравомыслие при выборе средств и целей; иногда, менее строго, здравый смысл [...] Персонифицированный (почти всегда женский) [...] Знание (особенно высокого или заумного рода); просвещение, обучение, эрудиция
- ^ "Мудрый" . Словарь.com . 2024 . Проверено 18 июля 2024 г.
способность различать и судить [...] о том, что верно или правильно; обладающий проницательностью, суждением или осмотрительностью, [...] рассудительный или благоразумный, [...] образованный; эрудированный [...] информированный[.]
- ^ "Мудрый" . Мерриам Вебстер . 2024 . Проверено 18 июля 2024 г.
глубокое понимание, острая проницательность и способность к здравому суждению [...] Благоразумный [...] Знающий [...] Хитрый, Проницательный [...] Наглый [.]
- ^ Кекес, Джон (1983). "Мудрость" . Американский философский ежеквартальный журнал . 20 (3): 277–86. JSTOR 20014008 . Проверено 18 июля 2024 г.
В описательном знании человек знает факты; в интерпретативном знании человек знает значение описательно известных фактов.
- ^ Филлипс, ДЗ (1969). «Боги мудрости» . Философский ежеквартальный журнал . 19 (74): 15–32. дои : 10.2307/2218185 . JSTOR 2218185 . Проверено 21 июля 2024 г.
Мудрость, таким образом, заключается в том, что, хотя в одном смысле все факты могут быть известны, в другом смысле могут оставаться вопросы, требующие более глубокого понимания фактов.
- ^ Ардельт, Моника (2004). «Мудрость как система экспертных знаний: критический обзор современной реализации древней концепции» . Человеческое развитие . 47 (5): 257–85. дои : 10.1159/000079154 . JSTOR 26763810 . Проверено 23 июля 2024 г.
Интеллектуальное или теоретическое знание — это знание, которое понимается только на интеллектуальном уровне, тогда как мудрость понимается на уровне опыта.
- ^ Балтес, Пол Б.; Кунцманн, Юте (2004). «Два лика мудрости: мудрость как общая теория знаний и суждения о превосходстве разума и добродетели против мудрости как повседневной реализации в людях и продуктах» . Человеческое развитие . 47 (5): 290–99. дои : 10.1159/000079156 . JSTOR 26763812 . Проверено 25 июля 2024 г.
Функциональные последствия мудрости включают поведение, связанное с практикой: суждение, совет и комментарий в сложных и неопределенных вопросах жизни и жизненного поведения.
- ^ Ломбардо, Томас (2011). «Мудрость в XXI веке: теория психосоциальной эволюции» . Мировые дела: Журнал международных проблем . 15 (1): 132–57. JSTOR 48504847 . Проверено 25 июля 2024 г.
Мудрость можно определить как постоянно развивающееся понимание и увлечение общей картиной жизни, тем, что важно, этически и значимо, а также желание и способность применять это понимание для повышения благополучия жизни как для себя, так и для других.
- ^ Ардельт, Моника (2004). «Мудрость как система экспертных знаний: критический обзор современной реализации древней концепции» . Человеческое развитие . 47 (5): 257–85. дои : 10.1159/000079154 . JSTOR 26763810 . Проверено 25 июля 2024 г.
Мудрые люди [...] принимают как положительную, так и отрицательную сторону реальности [Ассманн, 1994; Гадамер, 1960 г.; Стрийбос, 1995 г.; Вайншаймер, 1985]. Они удовлетворены своей жизнью не потому, что концентрируются только на ее положительных сторонах, а потому, что осознают и могут принять реальность настоящего момента [Blanchard-Fields & Norris, 1995; Харт, 1987]. Как следствие, мудрые люди могут спокойно встречать даже самые трудные ситуации, такие как физические и социальные проблемы, сопровождающие старость [Ardelt, 1997, 2000a; Клейтон, 1982 г.; Крамер, 2000].
- ^ Балтес, Пол Б.; Смит, Жаки (2008). «Очарование мудрости: ее природа, онтогенез и функции» . Перспективы психологической науки . 3 (1): 56–64. дои : 10.1111/j.1745-6916.2008.00062.x . JSTOR 40212228 . Проверено 27 июля 2024 г.
Наконец, мудрость проявляется в невербальном и социальном поведении. Действия, которые считаются подходящими для предоставления конфиденциальных советов, такие как внимательное слушание, сочувствие и умеренная забота, способствуют признанию человека мудрым, особенно в сочетании с пожилым возрастом и мудрыми устными комментариями (Stange, 2005).
- ^ Jump up to: а б с д и Гроссманн, Игорь (2017). «Мудрость в контексте» . Перспективы психологической науки . 12 (2): 233–257. дои : 10.1177/1745691616672066 . ПМИД 28346113 . S2CID 26818408 . Проверено 18 июля 2024 г.
Компромисс [...] Интеллектуальное смирение [...] Признание неопределенности и перемен [...] Точки зрения других / более широкий контекст
- ^ Jump up to: а б с д и Штаудингер, UM; Глюк, Дж. (2011). «Исследование психологической мудрости: общие черты и различия в развивающейся области». Ежегодный обзор психологии . 62 : 215–241. дои : 10.1146/annurev.psych.121208.131659 . ПМИД 20822439 .
- ^ Jump up to: а б с д Уолш, Роджер (июнь 2015 г.). «Что такое мудрость? Межкультурные и междисциплинарные синтезы» . Обзор общей психологии . 19 (3): 178–293. дои : 10.1037/gpr0000045 . S2CID 146383832 .
- ^ Михан, Бренда (1996). «Мудрость/София, русская идентичность и западная феминистская теология» . Перекрестные течения . 46 (2): 149–68. JSTOR 24460264 . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Троубридж, Р.Х. (май 2011 г.). «В ожидании Софии: 30 лет концептуализации мудрости в эмпирической психологии». Исследования в области человеческого развития . 8 (2): 111–117. дои : 10.1080/15427609.2011.568872 . S2CID 145371442 .
- ^ Глюк, Дж. (октябрь 2018 г.). «Измерение мудрости: существующие подходы, сохраняющиеся проблемы и новые разработки» . Журналы геронтологии. Серия B, Психологические науки и социальные науки . 73 (8): 1393–1403. дои : 10.1093/geronb/gbx140 . ПМК 6178965 . ПМИД 29281060 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бриенца, Япония; Кунг, ФЮГ; Сантос, Х.; Бобосел, ДР; Гроссманн, И. (2017). «Мудрость, предвзятость и баланс: к процессуально-чувствительному измерению познания, связанного с мудростью» . Журнал личности и социальной психологии . 115 (6): 1093–1126. дои : 10.1037/pspp0000171 . ПМИД 28933874 . S2CID 29052539 .
- ^ Сперджен, Чарльз Хэддон (1871), Четверное сокровище , №991,
Мудрость, я полагаю, — это правильное использование знаний. Знать не значит быть мудрым. Многие люди знают очень многое и от этого становятся еще большими дураками. Нет большего дурака, чем знающий дурак. Но знать, как использовать знания, значит обладать мудростью.
- ^ Саттон, Роберт И.; Харгадон, Эндрю (1996). «Группы мозгового штурма в контексте: эффективность в фирме, занимающейся разработкой продуктов» . Ежеквартальный журнал административной науки . 41 (4): 685–718. дои : 10.2307/2393872 . JSTOR 2393872 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Мичем, Дж. А. (1990). «Утрата мудрости». В Штернберге, Р.Дж. (ред.). Мудрость: ее природа, происхождение и развитие . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 181, 211.
- ^ Карунамуни, Северная Дакота (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карунамуни, Н.; Вирасекера, Р. (2019). «Теоретические основы медитации осознанности: путь к мудрости» . Современная психология . 38 (3): 627–646. дои : 10.1007/s12144-017-9631-7 . S2CID 149024504 .
- ^ Льюис, Коннектикут; Шорт, К. (1963). Латинский словарь . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-864201-5 .
- ^ Марторана, Пол В.; Смит, Чарльз Х. (2016). «Культивирование творческого видения мудреца: идеи вечной мудрости о подходе к организационным изменениям и устойчивому развитию» . Журнал корпоративной гражданственности (62): 76–90. doi : 10.9774/GLEAF.4700.2016.ju.00011 . JSTOR 90003765 . Проверено 25 июля 2024 г.
Основной принцип вечной мудрости и творческого видения – жизнь как единство – сильно отличается от нашего обычного восприятия жизни через дуалистическую призму. Однако творчество, о котором здесь говорится, не просто произвольно. Скорее, оно возникает из чувства связи с потребностями людей и ситуации. Как выражение мудрости, творчество сбалансировано и основано на сильном чувстве ответственности и заинтересованности в содействии, гармонии и исцелении своего окружения.
- ^ Смит, Хьюстон (1987). «Существует ли вечная философия?» . Журнал Американской академии религии . 55 (3): 553–66. дои : 10.1093/jaarel/LV.3.553 . JSTOR 1464070 . Проверено 25 июля 2024 г.
Перенниалисты — это люди, которые исключительно чувствительны к общностям, обнаруживаемым в сходствах; их тянет к единству, как мотылька к пламени. [...] Существует Абсолют, который также Бесконечен. Эта Бесконечность включает в себя и превосходит все остальное, а все (в категориальном контрасте) конечно и относительно. Способ, которым Абсолют превосходит относительное, состоит в том, чтобы интегрировать относительное в себя настолько полностью, что даже различие между Абсолютным и относительным аннулируется: форма — это пустота, пустота — форма. (Это отделяет перенниализм от монизма, за который его иногда (ошибочно) принимают; это, скорее, адвайта , или недвойственность).
- ^ Гигеренцер, Г.; Гайсмайер, В. (2011). «Эвристическое принятие решений» . Ежегодный обзор психологии . 62 : 451–482. doi : 10.1146/annurev-psych-120709-145346 . hdl : 11858/00-001M-0000-0024-F16D-5 . ПМИД 21126183 . Проверено 26 июля 2024 г.
[Социальная эвристика] включает эвристику имитации, «око за око», эвристику социального круга и усреднение суждений других с целью использования «мудрости толпы» (Hertwig & Herzog 2009). Например, подражание успешным ускоряет изучение порядков сигналов и позволяет находить приказы, которые превосходят порядок достоверности «возьми лучшее» (Гарсия-Ретамеро и др., 2009).
- ^ Хьюз, Варнава (1974). «Эвристическое обучение математике» . Образовательные исследования по математике . 5 (3): 291–99. дои : 10.1007/BF00684704 . JSTOR 3482053 . Проверено 26 июля 2024 г.
Слово эвристический [...] heuriskein, «открывать» [...] «метод открытия» [...] «служащий для направления, открытия или раскрытия» [...] «метод открытия» . Мауриц Джонсон (1966) отмечает, что эта идея вряд ли нова и что, игнорируя классическое одобрение ее использования Сократом в «Меноне», можно найти раннее обсуждение открытия обучения Дэвидом П. Пейджем в его «Теории и практике преподавания в 1847 г., а также более поздних писателей: Герберта Спенсера в 1860 г., Фрэнка и Чарльза Макмерри в 1897 г. и Уильяма Чендлера Бэбли в 1905 г.
- ^ Jump up to: а б с Бодхи, монах. «Благородный восьмеричный путь» . Доступ к Инсайту . Проверено 16 марта 2009 г.
- ^ Кэмпбелл, Джозеф (2003). Кузино, Фил (ред.). Путешествие героя: Джозеф Кэмпбелл о его жизни и работе (3-е изд.). Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. стр. 186–187.
- ^
- Ивамура, Джейн Наоми (2010). Виртуальный ориентализм: азиатские религии и американская популярная культура . Издательство Оксфордского университета. OCLC 1090089521 .
- Ниемек, Райан М. (2014). Позитивная психология в кино: использование фильмов для формирования сильных сторон характера и благополучия . Хогрефе. ISBN 9780889374430 . OCLC 844533648 .
- ^
- «Звездные войны: кто это сказал? Йода или еврейский мудрец» . Гаарец . 12 сентября 2017 г.
- Даум, Кевин (4 мая 2017 г.). «Да пребудет с тобой четвертый: мудрость звездных войн в 40 знаковых цитатах» . Inc.com . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Крегер, Д.В. (2013). Дао Йоды: на основе «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы. Виндэм Эверитт. ISBN 9780983309925 . ОСЛК 861507203 .
- ^
- Скотт, Каван. Дуку: Пропавшие джедаи (Звездные войны) . ISBN 9780593102817 . OCLC 1099657064 .
- Уоллес, Дэниел (2010). Путь джедая . Рутледж. ISBN 9780429648779 . OCLC 1083368300 .
- ^ Вейсман, Грег; Ларрас, Пепе (2015). Кэнан 7: Первая кровь, Часть I: Коридоры Корусанта . Комиксы Марвел.
- ^ Докрилл, Питер (30 января 2019 г.). «Научная причина, по которой Йода мудрее Спока» . НаукаАлерт . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Гроссманн, Игорь; Оукс, Харрисон; Сантос, Анри Карло (2019). «Мудрое рассуждение приносит пользу от разнообразия, независимо от эмоциональной интенсивности» . Журнал экспериментальной психологии . 148 (5): 805–823. дои : 10.1037/xge0000543 . ПМИД 30688474 . S2CID 59306284 .
- ^ Симон, Франтишек (15 декабря 2015 г.). «История латинских названий зубов» . Acta Medico-historica Adriatica . 13 (2): 365–384. ISSN 1334-4366 . ПМИД 27604204 .
- ^ Кэрол, Соммер; Маркопулос, Панайотис; Гоггинс, Шана (2013). «Наставничество для студентов магистратуры: опираясь на мудрость Афины как наставницы в Одиссее Гомера» . Журнал поэтической терапии . 26 (1): 1–12. дои : 10.1080/08893675.2013.764049 . Проверено 25 июля 2024 г.
[Ссылка на Афину в контексте наставничества не нова (Roberts, 2000; Sambunjak & Marusic, 2009) [...] Афина появляется в облике старого друга Одиссея, которого зовут Ментор. Она предлагает помощь и совет юному Телемаху. [...] Что касается Телемаха, Афина (как Наставница) поддерживала его, признавая и поощряя мужество, надежду, смысл, храбрость и ловкость (Гомер, пер. 1996, стр. 102).
- ^ «МЕТИС — греческая богиня-титан мудрого совета» . Проект Теой . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Гесиод . Теогония .
- ^ Тернбилл, Лиз (12 августа 2011 г.). «Афина, греческая богиня мудрости и мастерства» . Подарок Богини .
- ^ «МУСАИ — греческие богини музыки, поэзии и искусства» . Проект Теой . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Платон . Кратил . 405е-406а .
- ^ Скотт, Майкл. Дельфы: История центра древнего мира . Издательство Принстонского университета.
- ^ Преус, Энтони (30 марта 1998 г.). «Тот и Аполлон. Греческие мифы о происхождении философии». Метексис . 11 (1): 113–125. дои : 10.1163/24680974-90000303 . ISSN 0327-0289 .
- ^ Гриффитс, Алан Х. (29 января 2024 г.). «Семь мудрецов». В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1357 .
- ^
- Платон . Симпозиум .
- Ксенофонт . Памятные вещи .
- ^ Хорошо, Гейл (2008). «Утверждает ли Сократ, что знает, что он ничего не знает?». Оксфордские исследования древней философии . 35 : 49–88. дои : 10.1093/oso/9780199557790.003.0003 . ISBN 978-0-19-955779-0 .
- ^ Райан, Шэрон (2013), «Мудрость» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 августа 2019 г.
- ^ «Мифы о римской богине Минерве» . Roman-colosseum.info . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Стурлусон, Снорри (1987). Фолкс, Энтони (ред.). прошлом В Перевод Фолкса, Энтони. Библиотека обывателя . ISBN 0-460-87616-3 .
- ^ Стурлусон, Снорри (1996). Ларрингтон, Кэролайн (ред.). Поэтическая Эдда . Перевод Ларрингтона, Кэролайн. Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- ^ Марк, Джошуа Дж. (14 апреля 2016 г.). «Египетские боги — Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Уждавинис, Альгис (2008). Философия как обряд возрождения: от Древнего Египта до неоплатонизма (PDF) . Фонд Прометей. ISBN 9781898910350 .
- ^ Балтес, Пол Б.; Смит, Жаки (2008). «Очарование мудрости: ее природа, онтогенез и функции» . Перспективы психологической науки . 3 (1): 56–64. дои : 10.1111/j.1745-6916.2008.00062.x . JSTOR 40212228 . Проверено 27 июля 2024 г.
БЕРЛИНСКАЯ ПАРАДИГМА МУДРОСТИ [...] сочетает в себе широкое определение мудрости как совершенства ума и добродетели с конкретной характеристикой мудрости как экспертной системы знаний, занимающейся поведением и пониманием жизни. Мы назвали эту область знаний фундаментальной прагматикой жизни [...] планирования жизни [...] управления жизнью [...] и анализа жизни [.]
- ^ «Воспитание характера: наша общая ответственность» . Министерство образования США. 31 мая 2005 г.
- ^ Максвелл, Николас (2007). От знаний к мудрости: революция в науке и гуманитарных науках . Пентире Пресс.
- ^ «Друзья мудрости» . Университетский колледж Лондона . 21 февраля 2019 г.
ассоциация людей, симпатизирующих идее, что академические исследования должны помочь человечеству обрести больше мудрости рациональными средствами.
- ^ Максвелл, Николас (2000), Может ли человечество научиться стать цивилизованным? Кризис науки без цивилизации
- ^ Балтес, Пол Б.; Штаудингер, Урсула М. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика) для управления разумом и добродетелью на пути к совершенству» . Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . Проверено 27 июля 2024 г.
Теоретические и эмпирические работы по явным психологическим теориям мудрости можно грубо разделить на три группы: (а) концептуализация мудрости как личной характеристики или совокупности личностных предрасположенностей (например, Эриксон, 1959; МакАдамс и де Сент-Обен, 1998). (b) концептуализация мудрости в неопиажеской традиции постформального и диалектического мышления (например, Alex ander & Langer, 1990; Labouvie-Vief, 1990) и (c) концептуализация мудрости как экспертной системы, занимающейся смысл и образ жизни (P. Baltes & Smith, 1990; Dittmann-Kohli & Baltes, 1990; Staudinger & Baltes, 1994).
- ^ Штернберг, Р.Дж. (1985). «Скрытые теории интеллекта, творчества и мудрости». Журнал личности и социальной психологии . 49 (3): 607–62. дои : 10.1037/0022-3514.49.3.607 .
- ^ Браун, Южная Каролина; Грин, Дж. А. (2006). «Шкала развития мудрости: перевод концептуального в конкретное» (PDF) . Журнал развития студентов колледжей . 47 : 1–19. CiteSeerX 10.1.1.502.7954 . дои : 10.1353/csd.2006.0002 . S2CID 35496789 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2017 года.
- ^ Блак, Сьюзен; Глюк, Юдит (2005). «Изнутри наружу: народные неявные теории мудрости». В Штернберге, Роберт; Джордан, Дженнифер (ред.). Справочник мудрости: Психологические перспективы . Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета . стр. 84–109. doi : 10.1017/cbo9780511610486.005 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN 9780511610486 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Балтес, Пол Б.; Штаудингер, Урсула М. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика), направленная на управление разумом и добродетелью к совершенству». Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-9C51-4 . ПМИД 11392856 .
- ^ Выонг, Куан-Хоанг (2022). Сборник рассказов о Зимородке . Цифровые услуги Amazon. ISBN 979-8353946595 . [ нужна страница ]
- ^ Верваке, Джон. «Когнитивная наука мудрости» . Конференция «Разум имеет значение». Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Штернберг, Роберт Дж. (2003). Синтез мудрости, интеллекта и творчества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-80238-3 .
- ^
- Гроссманн, И.; На, Дж.; Варнум, Мэн; Парк, округ Колумбия; Китаяма, С.; Нисбетт, RE (2010). «Рассуждения о социальных конфликтах улучшаются с возрастом» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 107 (16): 7246–50. Бибкод : 2010PNAS..107.7246G . дои : 10.1073/pnas.1001715107 . ПМЦ 2867718 . ПМИД 20368436 .
- Штаудингер, UM; Лопес, Д.Ф.; Балтес, ПБ (1997). «Психометрическое расположение показателей, связанных с мудростью: интеллект, личность и многое другое?». Бюллетень личности и социальной психологии . 23 (11): 1200–1214. дои : 10.1177/01461672972311007 . S2CID 145148320 .
- ^
- Балтес, ПБ; Глюк, Дж.; Кунцманн, У. «Мудрость: ее структура и функция в регулировании успешного развития продолжительности жизни». В Снайдере, ЧР; Лопес, С.Дж. (ред.). Справочник по позитивной психологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 327–347.
- Джесте, Д.В.; Ардельт, М.; Блейзер, Д.; Кремер, ХК; Вайлант, Г.; Микс, Т.В. (октябрь 2010 г.). «Экспертный консенсус относительно характеристик мудрости: исследование методом Дельфи» . Геронтолог . 50 (5): 668–80. дои : 10.1093/geront/gnq022 . ПМЦ 2937249 . ПМИД 20233730 .
- ^ Гроссманн, И.; Бриенца, Япония; Бобосел, ДР (2017). «Мудрое обсуждение поддерживает сотрудничество». Природа человеческого поведения . 1 (3): 0061. doi : 10.1038/s41562-017-0061 . S2CID 38342840 .
- ^ Кунцманн, У.; Глюк, Дж. (2018). «Мудрость и эмоции».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Гроссманн, Игорь; Оукс, Харрисон; Сантос, Анри К. (2018). «Мудрое рассуждение приносит пользу от разнообразия, независимо от эмоциональной интенсивности» . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 148 (5): 805–823. дои : 10.1037/xge0000543 . ПМИД 30688474 . S2CID 59306284 — через PsyArXiv.
- ^ Петерсон, Кристофер; Селигман, Мартин EP (2004). Сильные стороны и добродетели характера: справочник и классификация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 106. ИСБН 978-0-19-516701-6 .
- ^ Jump up to: а б Хартер, Эндрю К. (2004). «Перспектива [Мудрость]». В Петерсоне, Кристофер; Селигман, Мартин Э.П. (ред.). Сильные стороны и добродетели характера: справочник и классификация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 181–196. ISBN 978-0-19-516701-6 .
- ^
- Гроссманн, И.; На, Дж.; Варнум, Мэн; Парк, округ Колумбия; Китаяма, С.; Нисбетт, RE (2010). «Рассуждения о социальных конфликтах улучшаются с возрастом» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 107 (16): 7246–50. Бибкод : 2010PNAS..107.7246G . дои : 10.1073/pnas.1001715107 . ПМЦ 2867718 . ПМИД 20368436 .
- Кунцманн, У.; Глюк, Дж. (2018). «Мудрость и эмоции».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
- ^ Jump up to: а б Гроссманн, И.; Герлах, ТМ; Дениссен, Джей-Джей (2016). «Мудрое рассуждение перед лицом повседневных жизненных проблем». Социальная психология и наука о личности . 7 (7): 611–622. дои : 10.1177/1948550616652206 . S2CID 148246126 .
- ^ Jump up to: а б Гроссманн, Игорь (20 июля 2017 г.). «Мудрость и как ее развивать: обзор новых свидетельств конструктивистской модели мудрого мышления» . дои : 10.31234/osf.io/qkm6v .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сантос, Анри К.; Хюинь, Алекс С.; Гроссманн, Игорь (2017). «Мудрость в сложном мире: подробный отчет о мудрых рассуждениях и их развитии» . Компас социальной и личностной психологии . 11 (10): e12341. дои : 10.1111/spc3.12341 . ISSN 1751-9004 .
- ^
- Робсон, Дэвид (14 апреля 2023 г.). «Иллеизм: древний трюк, который поможет вам мыслить более мудро» . Би-би-си . Проверено 4 июля 2023 г.
- Робсон, Дэвид (7 августа 2019 г.). «Почему разговор с самим собой в третьем лице делает вас мудрее» . Эон . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гроссманн, Игорь; Кросс, Итан (2017). «Изучение парадокса Соломона: самодистанцирование устраняет асимметрию между собой и другими в мудрых рассуждениях о близких отношениях у молодых и пожилых людей». Психологическая наука . 25 (8): 1571–1580. дои : 10.1177/0956797614535400 . ПМИД 24916084 . S2CID 3539860 .
- ^ Jump up to: а б с д Гроссманн, И. (2017). «Мудрость в контексте». Перспективы психологической науки . 12 (2): 233–257. дои : 10.1177/1745691616672066 . ПМИД 28346113 . S2CID 26818408 .
- ^ Тейлор, М.; Бейтс, Г.; Вебстер, доктор медицинских наук (2011). «Сравнение психометрических свойств двух показателей мудрости: прогнозирование прощения и психологического благополучия с помощью шкалы самооценки мудрости (SAWS) и трехмерной шкалы мудрости (3D-WS)». Экспериментальное исследование старения . 37 (2): 129–141. дои : 10.1080/0361073X.2011.554508 . ПМИД 21424954 . S2CID 205555336 .
- ^ Глюк, Дж.; Кениг, С.; Нашенвенг, К.; Редзановский, У.; Дорнер-Хёриг, Л.; Штрассер, Я; Видерманн, В. (2013). «Как измерить мудрость: содержание, надежность и обоснованность пяти показателей» . Границы в психологии . 4 : 405. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00405 . ПМК 3709094 . ПМИД 23874310 .
- ^ Балтес, ПБ; Штаудингер, У. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика), направленная на управление разумом и добродетелью к совершенству» . Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-9C51-4 . ПМИД 11392856 .
- ^ Гроссманн, И.; Карасава, М.; Идзуми, С.; На, Дж.; Варнум, Мэн; Китаяма, С; Нисбетт, RE (2012). «Старение и мудрость: культура имеет значение». Психологическая наука . 23 (10): 1059–1066. дои : 10.1177/0956797612446025 . hdl : 11244/25191 . ПМИД 22933459 . S2CID 4829751 .
- ^ Бриенца, Джастин П.; Гроссманн, Игорь (2017). «Социальный класс и мудрые рассуждения о межличностных конфликтах в разных регионах, людях и ситуациях» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 284 (1869): 1869. doi : 10.1098/rspb.2017.1870 . ПМК 5745406 . ПМИД 29263284 .
- ^ Jump up to: а б Орволл, Л.; Перлмуттер, М. (1990). Штернберг, Р.Дж. (ред.). Мудрость: ее природа, происхождение и развитие . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 160–177. ISBN 978-0-521-36718-9 .
- ^ Серенко, А. (2024). «Практическая мудрость на рабочем месте: концептуализация, разработка инструментов и прогнозирующая сила» (PDF) . Журнал управления знаниями . в печати (7): 2092–2119. дои : 10.1108/JKM-08-2023-0713 .
- ^ «Индекс мудрости Джесте-Томаса» . Медицинские науки Калифорнийского университета в Сан-Диего .
- ^ Кристофер Бергланд (5 декабря 2021 г.). «Шкала мудрости из 7 пунктов: быстрый способ проверить, мудр ли вы» . Психология сегодня .
- ^ Бойс, Мэри (1983). «Ахура Мазда». В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 684–687 . ISBN 978-0-7100-9099-7 .
- ^ Бойс, Мэри (1975). История зороастризма . Том. И. Лейден/Кёльн: Brill.
- ^ «Язна 31» . Священная Литургия и Гаты/Гимны Заратуштры .
- ^ «Асл-и-Куллу'л-Хайр (Слова мудрости)» . Справочная библиотека Бахаи . Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас (карманное издание). Издательский фонд бахаи США. 1988 год . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ Абдул-Баха (1980). Рассказ путешественника . Перевод Брауна, Эдварда Г. (Новая и исправленная ред.). Уилметт, Иллинойс: Бахаи Публик. Доверять. п. 46. ИСБН 978-0877431343 .
- ^ Эсслемонт, Дж. Э. (2006). Бахаулла и новая эра: введение в веру Бахаи . Уилметт, Иллинойс: Паб Бахаи. Доверять. ISBN 978-1931847278 .
- ^ Притчи 2:6
- ^ Экклезиаст 1: 2–18.
- ^ «Обзор Книги Иакова – идеи для живого служения» . www.insight.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Вулпе, Дэвид , перф. «Рех: что значит выбирать». Раввин Давид Вольпе . Синайский храм, 11 августа 2012 г., веб. 16 августа 2013 г.
- ^ 1 Коринфянам 1:17–31.
- ^ Исаия 11: 2–3.
- ^ Иакова 1:5
- ^ Иакова 3:17
- ^ Шахзад, Кайзер (2004). «Вклад Ибн Араби в этику божественных имен» . Исламские исследования . 43 (1): 5–38. JSTOR 20837323 .
- ^ Адамсон, Питер (2018), «Аль-Кинди» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 16 августа 2019 г.
- ^ Эспак, Пеетер (2014). Бог Энки в шумерской королевской идеологии и мифологии . Диссертация по теологии Тартуского университета. Том. 19. Тарту: Издательство Тартуского университета. ISBN 9789949195220 .
- ^ Бонечи, Марко (2016). «87) Беременная женщина в архаическом гимне Шамашу Сиппара» (PDF) . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (4): 147–150. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2019 года.
- ^ Лоусон, Джек Ньютон. (2001). «Месопотамские предшественники стоической концепции логики» . Симпозиумы Меламму 2. Миф и мифологии: методологические подходы к межкультурным влияниям . [Проект Меламму]. OCLC 714111111 .
- ^ Скотт, Дэвид (1998). «Вечное послание« Богини »: непреходящие темы на протяжении веков в Бактрии» . Восток и Запад . 48 (1/2): 27–39. JSTOR 29757365 . Проверено 25 июля 2024 г.
В Гаруда Пуране 1.7.9 одним из проявлений энергии Сарасвати была медха (мудрость), отождествление, повторяемое по отношению к Богине в Деви Махатмья 1.11. Поэтому неудивительно обнаружить у Анахиты в стихе 86 ее « Абан Яст» , что «жрецы ( атраваны ), которые читают, и ученики священника будут просить у тебя знаний».
- ^ Джаннель, Ромарик (май 2022 г.). «Сюаньцзан и три типа мудрости: обучение, рассуждение и развитие в йогачарской мысли» . Религии . 13 (6): 486. дои : 10.3390/rel13060486 .
- ^ АН 3:2
- ^ АН 4:115
- ^ Дхаммапада против. 256
- ^ Дхаммапада против. 257
- ^ Дхаммапада против. 258
- ^ Дхаммапада против. 268–69
- ^ Брихадараньяка Упанишада 1.3.28
- ^ Китайский текстовый проект , пер. Джеймс Легг.