Шантидева
Шантидева | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | в. 685 г. н.э. |
Умер | в. 763 г. н.э. |
Религия | буддизм |
Школа | |
Образование |
Шантидева ( санскрит : Шантидева; китайский : 寂天 ; тибетский : бог мира , ТХЛ : Жива Лха ; Монгольский : Святой Шантидева ; Вьетнамский : Tịch Thiên VIII века н. э. ) — индийский философ , буддийский монах , поэт и учёный из махавихары в Наланде . Он был приверженцем Мадхьямаки философии Нагарджуны .
Он также считается одним из 84 махасиддхов и известен как Бхусуку Па (布苏固巴). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]
Двумя тибетскими источниками жизни Шантидевы являются историки Бутон Ринчен Друб и Таранатха . Недавние исследования пролили свет на короткую санскритскую жизнь Шантидевы в непальской рукописи XIV века. [ 2 ] Доступный отчет, внимательно следящий за Бутоном, можно найти в Кунзанг Пелден, «Нектар речи Манджушри» . [ 3 ]
Согласно одному источнику, Шантидева родился в Саурастре (в современном Гуджарате ), в семье короля Кальянавармана, и носил имя Шантиварман. [ 4 ] Но в «Бодхичарьяватарататпарьяпанджике Вишешадйотани» Вибхутикандры , самой ранней из дошедших до нас биографии Шантидевы, подробно говорится, что он родился в Южной Индии, в городе Шрингара, а его отцом был царь Манджушриварман. [ 5 ] По словам Вибхутикандры, Шантидева сбежал из дома по совету своей матери и отправился в Бенгалию , а затем в Магадху . Он служил при дворе магадского царя и после отъезда прибыл в Наланду . Во время его пребывания в Наланде ему дали прозвище Бхусуку из-за его практики самадхи . [ 5 ]
По словам Пемы Чодрона , «Шантидеву не очень любили в Наланде» из-за его праздности. [ 6 ]
Видимо, он был из тех людей, которые ни на что не приходили, никогда не учились и не приходили на тренировки. Его собратья-монахи говорили, что три его «реализации» — это еда, сон и испражнения. [ 6 ]
Согласно легенде, его собратья-монахи подстрекали Шантидеву выступить перед всем университетским сообществом, сидя на большом львином троне, в надежде, что, будучи разоблачен как неспособный декламировать какие-либо писания, он покинет монастырь по собственному желанию. . Шантидева легко взошел на трон и прочитал строфу 9.35 «Пути Бодхисаттвы» . [ 6 ] Легенда продолжает, что в этот момент бодхисаттва Манджушри появился, а затем внезапно исчез вместе с Шантидевой . После этого события, когда монахи исследовали его кельи, они обнаружили три его произведения: Сутрасамуччая, Шикшасамуччая и законченный Бодхичарьяаватара. [ 5 ]
Конверсионная деятельность в Магадхе
[ редактировать ]Бу Стон подробно описывает несколько историй из жизни Шантидевы, в которых подробно рассказывается, как он обратил 500 жителей Магады в буддизм. Говорят, что Шантидева жил рядом с небуддистами, когда они переживали стихийное бедствие, из-за которого они страдали от голода . Когда его назначили главой этих людей, Шантидева продемонстрировал свои сверхъестественные способности, сумев приготовить одну миску риса, достаточную для всех 500 человек. Подобные истории можно найти в других источниках, в которых подробно описывается, как Шантидева накормил сотни нищих. [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Шикшасамукчая
[ редактировать ]Шикшасамуккая . («Обучающая антология») представляет собой прозаическое произведение, состоящее из 19 глав Он представляет собой комментарий к 27 коротким мнемоническим стихам, известным как Шикшасамуччая Карика . Он состоит в основном из цитат (разной длины) из сутр, авторитетных текстов, считающихся словом Будды , — обычно из сутр, связанных с традицией Махаяны, включая Самадхираджа-сутру . [ 7 ]
Бодхичарьяаватара
[ редактировать ]Шантидева особенно известен как автор « Бодхисаттвачарьяаватара» . Существует множество английских переводов, которые иногда называют «Руководством по образу жизни бодхисаттвы» или «Вступление на путь просветления». [ 8 ] Это длинная поэма, описывающая процесс просветления от первой мысли до полного состояния будды, и до сих пор ее изучают буддисты Махаяны и Ваджраяны .
Введение и комментарий к «Бодхисаттвачарьяватаре» Далай -ламы XIV под названием «Вспышка молнии во тьме ночи» были напечатаны в 1994 году. Комментарий к главе «Терпение» был предоставлен Далай-ламой в книге « Исцеление гнева» (1997), а также его комментариями. О главе «Мудрость» можно прочитать в книге «Практика мудрости» (2004). Кунзанг Палден написал комментарий на основе комментария Патрула Ринпоче , переведенный Группой переводов Падмакара. Патрул был странствующим монахом великой учености, посвятившим свою жизнь распространению Бодхисаттвачарьяватара . [ 9 ]
Философские взгляды
[ редактировать ]Личность и свобода воли
[ редактировать ]Следуя Будде, Шантидева считал, что наши врожденные инвестиции в собственное, личное, «я» или сущность не только беспочвенны, но и токсичны. Гудман предполагает, что Шантидева также затрагивает проблему свободы воли в «Бодхичарьяаватаре» , написав, что «какие бы проступки (апарадха) и порочные действия (папа) ни существовали, все они возникают под действием обуславливающих факторов, в то время как нет ничего, что возникало бы независимо. " [ 10 ]
Этические взгляды
[ редактировать ]В соответствии со своими взглядами на личность и природу «я», Шантидева писал, что нужно «остановить всю настоящую и будущую боль и страдания всех живых существ и вызвать все настоящие и будущие удовольствия и счастье», в то, что могло быть «самым ранним четко сформулированным заявлением этой точки зрения, предшествовавшим Иеремии Бентаму примерно на тысячу лет». [ 10 ]
Его основание для предпочтения альтруизма эгоизму состоит в том, что «континуум сознания, подобный очереди, и сочетание составляющих, подобное армии, нереальны. Человека, испытывающего страдания, не существует». Точно так же он спрашивает: «Когда счастье дорого мне и другим в равной степени, что во мне такого особенного, что я стремлюсь к счастью только для себя?» [ 10 ]
Бодхичитта
[ редактировать ]Бодхисаттва . находится в центре внимания обоих текстов, приписываемых Шантидеве Бодхичитта – это ум, сосредоточенный на достижении статуса бодхисаттвы. Первые главы «Бодхисаттвачарьяватара » сосредоточены на восхвалении добродетельных качеств бодхичитты, а также на том, как ее укрепить и поддерживать. [ 11 ]
Шантидева утверждает:
Те, кто жаждет преодолеть обильные страдания мирского существования, те, кто желает рассеять невзгоды живых существ, и те, кто жаждет испытать мириады радостей, никогда не должны оставлять бодхичитту.
Шантидева также утверждал, что развитие бодхичитты полезно не только тем, кто следует путем Бодхисаттвы, но и тем, кто стремится к своему благополучию и счастью. [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Дональд С. Лопес-младший (28 мая 2019 г.). Видеть священное в сансаре: иллюстрированное руководство по восьмидесяти четырем махасиддхам . Шамбала. п. 125. ИСБН 978-0-8348-4212-0 .
- ^ Пеццали, Амалия (1968), буддийский мистик Шантидева 7-го и 8-го веков , Флоренция: Валлечи Эдторе
- ^ Шантидева (1997), Путь бодхисаттвы , перевод Группы переводов Падмакара, Бостон l: Шамбала, ISBN 1-57062-253-1
- ^ Кунзанг Пелден (2007), Нектар речи Манджушри. Подробный комментарий к пути бодхисаттвы Шантидевы , Публикации Шамбалы, стр. 17, ISBN 978-1-59030-439-6
- ^ Jump up to: а б с д Акира, Сайто (2015). «Шантидева» . Интернет-энциклопедия буддизма Брилла .
- ^ Jump up to: а б с «Разрыв связей: плоды одиночества» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 28 октября 2015 г.
- ^ Амод Леле, «Шантидева» , Интернет-энциклопедия философии.
- ^ Путь Бодхисаттвы: перевод Бодхичарьяватара . Перевод группы переводов Падмакара. Публикации Шамбалы. 2003. ISBN 1590300572 .
- ^ Кунзанг Палден (2007), Нектар речи Манджушри. Подробный комментарий к пути бодхисаттвы Шантидевы , Публикации Шамбалы, ISBN 978-1-59030-439-6
- ^ Jump up to: а б с Гудман, Чарльз (2016), «Шантидева» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 15 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Эдельгласс, Уильям (2022). Справочник Рутледжа по индийской буддийской философии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 511–525.
Ссылки
[ редактировать ]- Шантидева (1997), Путь бодхисаттвы , перевод группы переводов Падмакара, Бостон: Шамбала, ISBN 1-57062-253-1
- Шантидева (2002), Путеводитель по образу жизни бодхисаттвы: как наслаждаться жизнью, полной смысла и альтруизма , перевод с тибетского на английский Нила Эллиота, Улверстон (Великобритания); Глен Спей, Нью-Йорк: Тарпа, ISBN 978-0-948006-89-0
- Пема Чодрон (2005), Не время терять: своевременное руководство по пути бодхисаттвы , комментарий к «Руководству Шантидевы по образу жизни бодхисаттвы» , Бостон: Шамбала, ISBN 1-59030-135-8
- Тензин Гьяцо (14-й Далай-лама) (1994), Вспышка молнии во тьме ночи: Путеводитель по образу жизни бодхисаттвы , комментарий к Путеводителю Шантидевы по образу жизни бодхисаттвы , Бостон: Шамбала, ISBN 0-87773-971-4
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Геше Келсанг Гьяцо (1980), «Значительно созерцать – образ жизни бодхисаттвы» , Улверстон (Великобритания); Глен Спей, Нью-Йорк: Тарпа, ISBN 0-948006-35-8
- Геше Келсанг Гьяцо (2007) [2005], Как решить наши человеческие проблемы (изд. США), Tharpa Publications, ISBN 978-0-9789067-1-9
- К. Кросби; А. Скилтон (1996), Бодхичарьяватара , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-19-282979-3
- Стивен Бэтчелор (1979), Путеводитель по образу жизни бодхисаттвы , Дхарамсала: Библиотека тибетских трудов и архивов
- Кунзанг Пелден (2007), Нектар речи Манджушри. Подробный комментарий к пути бодхисаттвы Шантидевы , Публикации Шамбалы, ISBN 978-1-59030-439-6
- Шантидева, Сесил Бендалл и WHD Rouse (транс) (1922). Шикша-самуччая: сборник буддийских доктрин , составленный Шантидевой главным образом на основе более ранних махаянских сутр. Лондон: Мюррей
- О развитии бодхисаттвы: бодхисаттвамарга в Шикшасамукчае / Ричард Махони (Оксфорд: Indica et Buddhica, 2016) ISBN 978-0-473-37538-6 , 978-0-473-40931-9 и т. д.
- Л. Д. Барнетт (транс) (1909). «Путь света, впервые переведенный на английский язык из Бодхичарьяватара Шанти-Дева: руководство по буддизму Махаяны» , Нью-Йорк, Даттон
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- «Бодхисаттва-чарьяватара» Шантидевы Английский перевод ; Читабельный HTML.
- Статья Амода Леле о Шантидеве в Интернет-энциклопедии философии.
- Разговор о Шантидеве Стивена Бэтчелора
- Занимаясь поведением бодхисаттвы, полный неопубликованный перевод «Бодхичарьяватара» Александра Берзина
- Комментарий к Бодхичарьяватаре Патрула Ринпоче (на английском языке)
- Шикшасамуччая Шантидевы: санскритский буддийский текст
- Работы Шантидевы или о ней в Интернет-архиве.
- Работы Шантидевы в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Бодхисаттвы
- Буддисты 8-го века
- Индийские буддийские йоги
- Индийские учёные буддизма
- Индийские буддийские монахи
- Махасиддхи
- Монахи Наланды
- Буддисты Махаяны
- Ученые Мадхьямаки
- Ученые из Гуджарата
- Рождения в 7 веке
- Смерти в 8 веке
- Индийские философы VIII века
- Индийские монахи VIII века
- Консеквенциалисты
- Поэты Чарьяпады