Jump to content

Презентизм (исторический анализ)

В литературном и историческом анализе презентизм — это термин, обозначающий внедрение современных идей и точек зрения в изображения или интерпретации прошлого. Некоторые современные историки стремятся избегать презентизма в своей работе, поскольку считают его формой культурной предвзятости и полагают, что он создает искаженное понимание их предмета. [1] Некоторые считают практику презентизма распространенной ошибкой при написании о прошлом.

Оксфордский словарь английского языка впервые упоминает презентизм в его историографическом смысле в 1916 году, и это слово, возможно, использовалось в этом значении еще в 1870-х годах. Историк Дэвид Хакетт Фишер определяет презентизм как заблуждение, также известное как «заблуждение nunc pro tunc » (букв. «Сейчас ради потом»). Он писал, что «классическим примером» презентизма была так называемая « история вигов », в которой некоторые британские историки XVIII и XIX веков писали историю таким образом, чтобы использовать прошлое для подтверждения своих собственных политических убеждений. Эта интерпретация была презентистской, поскольку она не изображала прошлое в объективном историческом контексте, а вместо этого рассматривала историю только через призму современных верований вигов. При таком подходе, который подчеркивает актуальность истории для настоящего, вещам, которые кажутся нерелевантными, уделяется мало внимания, что приводит к искаженному изображению прошлого. «История вигов» или «вигизм» часто используются как синонимы презентизма. особенно когда историческое изображение, о котором идет речь, телеологично или триумфально. [2]

Социологический анализ

[ редактировать ]

Презентизм имеет более короткую историю в социологическом анализе, где он использовался для описания технологических детерминистов , которые интерпретируют изменение поведения как начало внедрения новой технологии. Например, такие ученые, как Фрэнсис Кэрнкросс, заявляли, что Интернет привел к «смерти расстояния», но большинство общественных связей и многие деловые связи в течение многих лет были трансконтинентальными и даже межконтинентальными. [3]

Моральные суждения

[ редактировать ]

Презентизм также является фактором в проблемном вопросе истории и моральных суждений. Среди историков ортодоксальная точка зрения может заключаться в том, что зачитывание современных представлений о морали прошлым означает совершение ошибки презентизма. Чтобы избежать этого, историки ограничиваются описанием того, что произошло, и стараются воздерживаться от использования языка, выносящего суждения. Например, при написании истории о рабстве в эпоху, когда эта практика была широко распространена, позволять этому факту влиять на суждение о группе или отдельном человеке было бы презентистским подходом, и поэтому его следует избегать.

Критики отвечают, что избегание презентизма по таким вопросам, как рабство, равносильно одобрению взглядов доминирующих групп, в данном случае рабовладельцев, в отличие от тех, кто выступал против них в то время. Профессор истории Стивен Ф. Лоусон утверждает:

Например, что касается рабства и расы, историки под влиянием современности открыли новые данные, подняв новые вопросы о расовых проблемах. Например, они обнаружили точки зрения и поведение порабощенных, которые противоречат более древним историям, рассказанным в первую очередь с точки зрения рабовладельцев. Помимо различных форм сопротивления, охватываемых порабощенными народами, противники рабства в XVIII и XIX веках, в том числе квакеры и аболиционисты, возражали по моральным соображениям против порабощения африканцев. [4]

Критики далее отвечают, что избегать моральных суждений — значит практиковать моральный релятивизм . Некоторые религиозные историки [ ВОЗ? ] утверждают, что мораль вечна, поскольку она установлена ​​Богом; они говорят, что не является анахронизмом применять к прошлому вечные стандарты. (С этой точки зрения, хотя нравы могут меняться, мораль — нет.)

Другие утверждают, что применение религиозных норм также менялось с течением времени. Августин Гиппопотамский , например, считает, что существуют вечные моральные принципы, но утверждает, что определенные практики (например, многоженство ) были приемлемы в прошлом, потому что они были общепринятыми, но сейчас они не являются ни общепринятыми, ни приемлемыми. [5]

Фишер, со своей стороны, пишет, что, хотя историкам не всегда удается полностью избежать этой ошибки, им следует, по крайней мере, попытаться осознать свои предубеждения и писать историю таким образом, чтобы не создавать искаженного изображения прошлого. [2]

Консервативные критики описывают тенденцию к презентизму в современных исторических исследованиях, таких как «Проект 1619 года», как отражение растущего доминирования « пробуждённых » взглядов в обществе в целом. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хант, Линн . (май 2002 г.). «Против презентизма | АГА» . Историки.орг . Проверено 29 июня 2018 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фишер 1970 , с. 139.
  3. ^ Веллман, Барри (июнь 2001 г.). «Физическое место и киберместо: рост сетевого индивидуализма». Международный журнал городских и региональных исследований . 25 (2): 227–52. дои : 10.1111/1468-2427.00309 .
  4. ^ Стивен Ф. Лоусон, «Проблема» истории вовсе не в «презентизме»
  5. ^ Шафф, Филип; Уэйс, Генри (1908). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви . Том. III. Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 289.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фишер, Дэвид Хакетт (1970). Заблуждения историков: к логике исторической мысли . Нью-Йорк: Harper Torchbooks.
  • Сперхаз, Карлос (2008). «Презентизм и предшественникство в интеллектуальной истории». Культура, теория и критика . 49 (49). сек. 49–72. дои : 10.1080/14735780802024257 . S2CID   143365927 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 348bb83d482e890f0c2bcba069a8ef0c__1710198000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/0c/348bb83d482e890f0c2bcba069a8ef0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Presentism (historical analysis) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)