Утопический социализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Часть серии о |
Социализм |
---|
Часть серии о |
Утопии |
---|
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
Утопический социализм — это термин, который часто используется для описания первого течения современного социализма и социалистической мысли , примером которого служат работы Анри де Сен-Симона , Шарля Фурье , Этьена Кабе и Роберта Оуэна . [1] Утопический социализм часто описывается как представление видений и контуров воображаемых или футуристических идеальных обществ, причем позитивные идеалы являются основной причиной движения общества в таком направлении. Более поздние социалисты и критики утопического социализма считали, что утопический социализм не основан на реальных материальных условиях существующего общества. Эти представления об идеальных обществах конкурировали с революционными и социал-демократическими движениями. [2]
Термин «утопический социализм» чаще всего применяется к тем социалистам, жившим в первой четверти XIX века, более поздними социалистами как уничижительное слово , чтобы отвергнуть их идеи как фантастические и нереалистичные. [3] Похожая школа мысли, возникшая в начале 20-го века, которая обосновывает социализм моральными соображениями, - это этический социализм . [4]
Те анархисты и марксисты, которые отвергли утопический социализм, сделали это потому, что утопические социалисты обычно не верили, что какая-либо форма классовой борьбы или социальной революции для возникновения социализма необходима . Социалисты-утописты считали, что люди всех классов могут добровольно принять их план развития общества, если он будет представлен убедительно. [2] Кооперативный социализм может быть установлен среди единомышленников в небольших сообществах, что продемонстрирует осуществимость их плана для более широкого общества. [2] Из-за этой тенденции утопический социализм также был связан с классическим радикализмом , леволиберальной идеологией. [5]
Разработка
[ редактировать ]Часть серии о |
Радикализм |
---|
Часть серии о |
Коммунизм |
---|
Коммунистический портал Портал социализма |
Термин «утопический социализм» использовался социалистическими мыслителями после публикации « Коммунистического манифеста» для описания ранних социалистических или квазисоциалистических интеллектуалов, которые создавали гипотетические видения эгалитарного , общинного, меритократического или других представлений об идеальных обществах, не задумываясь о том, как эти общества могут быть создан или поддерживаться. [ нужна ссылка ]
В «Нищете философии » Маркс подверг критике экономические и философские аргументы Прудона, изложенные в «Системе экономических противоречий, или Философии бедности» . Маркс обвинял Прудона в желании подняться над буржуазией . В истории мысли Маркса и марксизма эта работа имеет решающее значение в разграничении концепций утопического социализма и того, что Маркс и марксисты называли научным социализмом. Хотя утопические социалисты разделяли мало политических, социальных или экономических взглядов, Маркс и Энгельс утверждали, что они разделяли определенные интеллектуальные характеристики. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Фридрих Энгельс писали: [6]
Неразвитость классовой борьбы, а также их собственное окружение заставляют такого рода социалистов считать себя намного выше всех классовых антагонизмов. Они хотят улучшить положение каждого члена общества, даже самого привилегированного. Следовательно, они обычно апеллируют к обществу в целом, без различия классов; нет, по преимуществу, правящему классу. Ибо как могут люди, однажды поняв свою систему, не увидеть ее в наилучшем возможном плане наилучшего состояния общества? Следовательно, они отвергают все политические и особенно любые революционные действия; они желают достичь своих целей мирными средствами и пытаются посредством небольших экспериментов, неизбежно обреченных на неудачу, и силой примера проложить путь новому социальному Евангелию.
Маркс и Энгельс связывали утопический социализм с коммунитарным социализмом, который аналогичным образом рассматривает создание небольших целенаправленных сообществ как стратегию достижения и окончательную форму социалистического общества. [7] Маркс и Энгельс использовали термин «научный социализм» для описания типа социализма, который, по их мнению, развивался. По мнению Энгельса, социализм был «не случайным открытием того или иного гениального ума, а необходимым результатом борьбы между двумя исторически развитыми классами, а именно пролетариатом и буржуазией. Его задачей было уже не создавать общественный строй как совершенным, насколько это возможно, а исследовать историко-экономическую последовательность событий, из которой неизбежно возникли эти классы и их антагонизм, и найти в созданных таким образом экономических условиях средства прекращения конфликта». Критики утверждали, что социалисты-утописты, создавшие экспериментальные сообщества, на самом деле пытались применить научный метод к социальной организации человека и, следовательно, не были утопистами. Основываясь на Карлом Поппером определении науки как «практики экспериментирования, гипотез и проверок», Джошуа Муравчик утверждал, что «Оуэн, Фурье и их последователи были настоящими «научными социалистами». Они пришли к идее социализма и проверили ее, пытаясь сформировать социалистические сообщества». Напротив, Муравчик далее утверждал, что Маркс сделал непроверяемые предсказания о будущем и что точка зрения Маркса о том, что социализм будет создан безличными историческими силами, может привести к выводу, что нет необходимости стремиться к социализму, потому что он все равно произойдет. [8]
Социальные волнения между работником и работодателем в обществе возникают в результате роста производительных сил, таких как технологии и природные ресурсы, которые являются основными причинами социального и экономического развития. [9] Эти производительные силы требуют способа производства или экономической системы, основанной на правах частной собственности и институтах, определяющих заработную плату за труд. [9] Кроме того, капиталистические правители контролируют способы производства. Эта идеологическая экономическая структура позволяет буржуазии подрывать ощущение рабочего своего места в обществе, поскольку буржуазия управляет обществом в своих собственных интересах. Эти правители общества эксплуатируют отношения между трудом и капиталом, позволяя им максимизировать свою прибыль. [10] Для Маркса и Энгельса спекуляция посредством эксплуатации рабочих является основной проблемой капитализма, объясняющей их убеждения в угнетении рабочего класса. Капитализм достигнет определенной стадии, на которой он не сможет продвигать общество вперед, что приведет к посеву социализма. [10] Будучи социалистом, Маркс теоретизировал внутренние неудачи капитализма. Он описал, как напряженность между производительными силами и способами производства приведет к падению капитализма в результате социальной революции. [9] Возглавлять революцию будет пролетариат, поскольку при этом преобладание буржуазии закончится. Видение Маркса своего общества устанавливало, что не будет классов, свободы человечества и возможности корыстного труда для устранения любого отчуждения. [11]
С середины XIX века Энгельс обогнал утопический социализм по интеллектуальному развитию и числу приверженцев. Когда-то почти половина населения мира жила при режимах, которые называли себя марксистскими. [12] Такие течения, как оуэнизм и фурьеризм, привлекли интерес многих более поздних авторов, но не смогли конкурировать с доминирующими ныне марксистскими и анархистскими школами на политическом уровне. Отмечено, что они оказали значительное влияние на возникновение новых религиозных движений, таких как спиритизм и оккультизм . [13] [14]
Считалось, что социалисты-утописты желают расширить принципы Французской революции, чтобы создать более рациональное общество. Несмотря на то, что более поздние социалисты называли их утопическими, их цели не всегда были утопическими, а их ценности часто включали жесткую поддержку научного метода и создание общества, основанного на научном понимании. [15]
В литературе и на практике
[ редактировать ]Эдвард Беллами (1850–1898) опубликовал Взгляд назад» в 1888 году утопический роман « о будущем социалистическом обществе. В утопии Беллами собственность была общей, а деньги заменены системой равного кредита для всех. Кредитные расходы, действительные в течение года и не подлежащие передаче между отдельными лицами, должны были отслеживаться с помощью «кредитных карт» (которые не имеют ничего общего с современными кредитными картами, которые являются инструментами долгового финансирования). Труд был обязательным в возрасте от 21 до 40 лет и организовывался через различные подразделения промышленной армии, к которой принадлежало большинство граждан. Рабочее время пришлось резко сократить в связи с технологическими достижениями (в том числе организационными). Ожидалось, что люди будут руководствоваться религией солидарности, а преступное поведение рассматривалось как форма психического заболевания или «атавизма». Книга заняла второе или третье место среди бестселлеров своего времени (после «Хижины дяди Тома» и «Бен-Гура» ). В 1897 году Беллами опубликовал продолжение под названием «Равенство» в качестве ответа своим критикам, в котором не было «Промышленной армии» и других авторитарных аспектов.
Уильям Моррис (1834–1896) опубликовал «Новости из ниоткуда» в 1890 году, отчасти как ответ на книгу Беллами «Взгляд назад» , которую он приравнивал к социализму фабианцев, таких как Сидней Уэбб. Видение Морриса будущего социалистического общества было сосредоточено вокруг его концепции полезного труда, а не бесполезного труда и искупления человеческого труда. Моррис считал, что вся работа должна быть художественной, в том смысле, что работник должен находить ее одновременно удовольствием и возможностью для творчества. Таким образом, концепция труда Морриса очень похожа на концепцию Фурье, тогда как концепция Беллами (сокращение труда) больше похожа на концепцию Сен-Симона или в аспектах Маркса.
Церковь Братства в Великобритании и Коммуна жизни и труда в России основывались на христианских анархистских идеях Льва Толстого (1828–1910). Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) и Петр Кропоткин (1842–1921) писали в своих книгах об анархических формах социализма. Прудон написал « Что такое собственность?» (1840 г.) и «Система экономических противоречий, или Философия бедности» (1847 г.). Кропоткин написал «Покорение хлеба» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1912). Многие анархистские коллективы, образовавшиеся в Испании , особенно в Арагоне и Каталонии , во время гражданской войны в Испании, основывались на их идеях. [16]
Многие участники исторического кибуцного движения в Палестине в составе Османской империи, затем в Подмандатной Палестине под британской оккупацией, а затем в Израиле были мотивированы утопическими социалистическими идеями. [17] Огюстен Суши (1892–1984) посвятил большую часть своей жизни исследованию и участию во многих видах социалистических сообществ. Суши написал о своем опыте в своей автобиографии « Осторожно!» Анархист! Поведенческий психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) опубликовал книгу « Уолден-два» в 1948 году. Сообщество Твин-Оукс изначально было основано на его идеях. Урсула К. Ле Гуин (1929–2018) писала об обедневшем анархистском обществе в своей книге «Обделенные» , опубликованной в 1974 году, в которой анархисты соглашаются покинуть свою родную планету и колонизировать едва пригодную для жизни луну, чтобы избежать кровавой революции.
Связанные понятия
[ редактировать ]Некоторые сообщества современного сознательного общественного движения, такие как кибуцы, можно отнести к категории утопических социалистических. Некоторые религиозные общины, такие как гуттериты, относят к категории утопических религиозных социалистов . [18]
Бесклассовые способы производства в обществах охотников-собирателей называют первобытным коммунизмом , чтобы подчеркнуть их бесклассовую природу. марксисты [19]
Известные социалисты-утописты
[ редактировать ]- Эдвард Беллами
- Альфонс Туссенель
- Томмазо Кампанелла
- Этьен Кабе
- Виктор Консидант
- Дэвид Дейл
- Шарль Фурье
- Кинг Джилетт
- Жан-Батист Годен
- Лоуренс Гронлунд
- Матти Курикка
- Джон Хамфри Нойес
- Роберт Оуэн
- Филипп Буонарроти
- Васо Пелагич
- Анри де Сен-Симон
- Уильям Томпсон
- Вильгельм Вейтлинг
- Джеррард Уинстенли
- Томас Пейн
Известные утопические сообщества
[ редактировать ]Утопические сообщества существовали во всем мире. В различных формах и местах они постоянно существовали в Соединенных Штатах с 1730-х годов, начиная с монастыря Эфрата , религиозной общины на территории нынешнего округа Ланкастер, штат Пенсильвания. [20]
- Оуэнитские общины
- Нью-Ланарк , Шотландия, 1786 г.
- Нью-Хармони, Индиана , 1814 г.
- Фурьеристские сообщества
- Брук-Фарм , Массачусетс, 1841 год.
- Ла Реюньон (Даллас) , Техас, 1855 г.
- Североамериканская фаланга , Нью-Джерси, 1843 г.
- Силквилл , Канзас, 1870 г.
- Утопия, Огайо , 1844 год.
- Икарийские общины
- Корнинг, Айова , 1860 г.
- Анархистские сообщества
- Дом, Вашингтон , 1898 год.
- Жизнь и труд Коммуны , Московская область, Советский Союз (Россия), 1921 год.
- Социалистическое сообщество нового времени , Нью-Йорк, 1851 г.
- Колония Уайтвей , Великобритания, 1898 г.
- Другие
- Фэрхоуп , Алабама, США, 1894 г.
- Колония Кавеа , Калифорния, 1886 г.
- Льяно дель Рио , Калифорния, 1914 год.
- Лос-Мочис , Синалоа, Мексика, 1893 г.
- Невада-Сити, Невада , 1916 год.
- Новая Австралия , Парагвай, 1893 г.
- Сообщество Онейда , Нью-Йорк, 1848 г.
- Колония Раскин , Теннесси, 1894 г.
- Регби, Теннесси , 1880 год.
- Корд , Британская Колумбия, Канада, 1901 год.
См. также
[ редактировать ]- Социалисты домаркса
- Домарксистский коммунизм
- Христианский социализм
- Коммунистическая утопия
- Экскаваторы
- Этический социализм
- Футуризм
- История социализма
- Идеал (этика)
- Преднамеренные сообщества
- Кибуц
- Список анархистских сообществ
- марксизм
- Наносоциализм
- Посткапитализм
- Пост-дефицит
- Радикализм (исторический) [5]
- Рикардианский социализм
- Научный социализм
- Социализм
- Социалистическая экономика
- Синдикализм
- Утопия для реалистов
- Желтый социализм
- Ноль отходов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Утопический социализм» . Британская энциклопедия . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дрейпер, Хэл (1990). Теория революции Карла Маркса, Том IV: Критика других социализмов . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. стр. 1–21. ISBN 978-0853457985 .
- ^ Ньюман, Майкл . (2005) Социализм: очень краткое введение , Oxford University Press, ISBN 0-19-280431-6 .
- ^ Томпсон, Ноэль В. (2006). Политическая экономия и Лейбористская партия: Экономика демократического социализма, 1884–2005 (2-е изд.). Абингдон, Англия: Рутледж. ISBN 978-0-415-32880-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Жан-Пьер Кабестан, Жак де Лиль, изд. (1990). Государственная частная жизнь и политические перемены . Спрингер . п. 225. ИСБН 9781349207077 .
Социалистическое движение начала двадцатого века разделилось на два разных идеологических лагеря; тот, который имел свои интеллектуальные корни как в раннем утопическом социализме, так и в радикальном либерализме и который характеризовался как этический...
- ^ Энгельс, Фридрих и Маркс, Карл Генрих. Манифест Коммунистической партии . Под редакцией Сальвио М. Соареса. MetaLibri, 31 октября 2008 г., v1.0с.
- ^ Леопольд, Дэвид (2018). «Маркс, Энгельс и некоторые (неосновополагающие) аргументы против утопического социализма» . Ин Кандияли, Ян (ред.). Переоценка социальной и политической философии Маркса: свобода, признание и человеческое процветание . Рутледж. п. 73.
- ↑ Муравчик, Джошуа (8 февраля 1999 г.). «Взлет и падение социализма» . Серия лекций Брэдли . Американский институт предпринимательства. Архивировано 3 мая 1999 года в Wayback Machine . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сандмо, Агнар (2011). Развитие экономики: история экономической мысли . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14063-6 . OCLC 587249004 .
- ^ Перейти обратно: а б Новый экономический словарь Пэлгрейва . Спрингер. 18 мая 2016 г. ISBN 978-1-349-58802-2 .
- ^ Коби, Джон (1 января 1986 г.). «Утопическое видение Карла Маркса» . Современный век . 30 (1): 22–32.
- ^ Стивен Крейс (30 января 2008 г.). «Карл Маркс, 1818-1883» . Путеводитель по истории.
- ^ Штрубе, Джулиан (2016). «Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века». Религия . 46 (3): 359–388. дои : 10.1080/0048721X.2016.1146926 . S2CID 147626697 .
- ^ Циранка, Дэниел (2016). «Религиозные революционеры и спиритуализм в Германии около 1848 года». Овен . 16 (1): 13–48. дои : 10.1163/15700593-01601002 .
- ^ Фридрих Энгельс. «Социализм: утопический и научный (глава 1)» . Марксисты.орг . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ Сэм Долгофф (1990). Анархистские коллективы: рабочее самоуправление во время испанской революции, 1936–1939 гг . Книги Черной розы.
- ^ Шелдон Гольденберг и Герда Р. Векерле (сентябрь 1972 г.). «От утопии к тотальному институту за одно поколение: кибуц и Брудерхоф». Международное обозрение современной социологии . 2 (2): 224–232. JSTOR 41420450 .
- ^ Дональд Э. Фрей (2009). Американские экономические моралисты: история конкурирующей этики и экономики . СУНИ Пресс. п. 61. ИСБН 9780791493663 .
- ^ «Первобытный коммунизм: жизнь до класса и угнетения» . Социалистический рабочий . 28 мая 2013 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Яаков Овед (1988). Двести лет американских коммун . Издатели транзакций. стр. 3, 19.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Кейт (1992). Политические идеи социалистов-утопистов . Лондон: Касс. ISBN 0714630896 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с утопическим социализмом, на Викискладе?
- Будьте утопистами: требуйте реалистичного , Роберт Поллин, The Nation , 9 марта 2009 г.