Jump to content

Утопический социализм

(Перенаправлено с «Социалистов-утопистов »)
Фаланстер — тип здания, спроектированный Шарлем Фурье.

Утопический социализм — это термин, который часто используется для описания первого течения современного социализма и социалистической мысли , примером которого служат работы Анри де Сен-Симона , Шарля Фурье , Этьена Кабе и Роберта Оуэна . [1] Утопический социализм часто описывается как представление видений и контуров воображаемых или футуристических идеальных обществ, причем позитивные идеалы являются основной причиной движения общества в таком направлении. Более поздние социалисты и критики утопического социализма считали, что утопический социализм не основан на реальных материальных условиях существующего общества. Эти представления об идеальных обществах конкурировали с революционными и социал-демократическими движениями. [2]

Термин «утопический социализм» чаще всего применяется к тем социалистам, жившим в первой четверти XIX века, более поздними социалистами как уничижительное слово , чтобы отвергнуть их идеи как фантастические и нереалистичные. [3] Похожая школа мысли, возникшая в начале 20-го века, которая обосновывает социализм моральными соображениями, - это этический социализм . [4]

Те анархисты и марксисты, которые отвергли утопический социализм, сделали это потому, что утопические социалисты обычно не верили, что какая-либо форма классовой борьбы или социальной революции для возникновения социализма необходима . Социалисты-утописты считали, что люди всех классов могут добровольно принять их план развития общества, если он будет представлен убедительно. [2] Кооперативный социализм может быть установлен среди единомышленников в небольших сообществах, что продемонстрирует осуществимость их плана для более широкого общества. [2] Из-за этой тенденции утопический социализм также был связан с классическим радикализмом , леволиберальной идеологией. [5]

Разработка

[ редактировать ]

Термин «утопический социализм» использовался социалистическими мыслителями после публикации « Коммунистического манифеста» для описания ранних социалистических или квазисоциалистических интеллектуалов, которые создавали гипотетические видения эгалитарного , общинного, меритократического или других представлений об идеальных обществах, не задумываясь о том, как эти общества могут быть создан или поддерживаться. [ нужна ссылка ]

В «Нищете философии » Маркс подверг критике экономические и философские аргументы Прудона, изложенные в «Системе экономических противоречий, или Философии бедности» . Маркс обвинял Прудона в желании подняться над буржуазией . В истории мысли Маркса и марксизма эта работа имеет решающее значение в разграничении концепций утопического социализма и того, что Маркс и марксисты называли научным социализмом. Хотя утопические социалисты разделяли мало политических, социальных или экономических взглядов, Маркс и Энгельс утверждали, что они разделяли определенные интеллектуальные характеристики. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Фридрих Энгельс писали: [6]

Неразвитость классовой борьбы, а также их собственное окружение заставляют такого рода социалистов считать себя намного выше всех классовых антагонизмов. Они хотят улучшить положение каждого члена общества, даже самого привилегированного. Следовательно, они обычно апеллируют к обществу в целом, без различия классов; нет, по преимуществу, правящему классу. Ибо как могут люди, однажды поняв свою систему, не увидеть ее в наилучшем возможном плане наилучшего состояния общества? Следовательно, они отвергают все политические и особенно любые революционные действия; они желают достичь своих целей мирными средствами и пытаются посредством небольших экспериментов, неизбежно обреченных на неудачу, и силой примера проложить путь новому социальному Евангелию.

Маркс и Энгельс связывали утопический социализм с коммунитарным социализмом, который аналогичным образом рассматривает создание небольших целенаправленных сообществ как стратегию достижения и окончательную форму социалистического общества. [7] Маркс и Энгельс использовали термин «научный социализм» для описания типа социализма, который, по их мнению, развивался. По мнению Энгельса, социализм был «не случайным открытием того или иного гениального ума, а необходимым результатом борьбы между двумя исторически развитыми классами, а именно пролетариатом и буржуазией. Его задачей было уже не создавать общественный строй как совершенным, насколько это возможно, а исследовать историко-экономическую последовательность событий, из которой неизбежно возникли эти классы и их антагонизм, и найти в созданных таким образом экономических условиях средства прекращения конфликта». Критики утверждали, что социалисты-утописты, создавшие экспериментальные сообщества, на самом деле пытались применить научный метод к социальной организации человека и, следовательно, не были утопистами. Основываясь на Карлом Поппером определении науки как «практики экспериментирования, гипотез и проверок», Джошуа Муравчик утверждал, что «Оуэн, Фурье и их последователи были настоящими «научными социалистами». Они пришли к идее социализма и проверили ее, пытаясь сформировать социалистические сообщества». Напротив, Муравчик далее утверждал, что Маркс сделал непроверяемые предсказания о будущем и что точка зрения Маркса о том, что социализм будет создан безличными историческими силами, может привести к выводу, что нет необходимости стремиться к социализму, потому что он все равно произойдет. [8]

Социальные волнения между работником и работодателем в обществе возникают в результате роста производительных сил, таких как технологии и природные ресурсы, которые являются основными причинами социального и экономического развития. [9] Эти производительные силы требуют способа производства или экономической системы, основанной на правах частной собственности и институтах, определяющих заработную плату за труд. [9] Кроме того, капиталистические правители контролируют способы производства. Эта идеологическая экономическая структура позволяет буржуазии подрывать ощущение рабочего своего места в обществе, поскольку буржуазия управляет обществом в своих собственных интересах. Эти правители общества эксплуатируют отношения между трудом и капиталом, позволяя им максимизировать свою прибыль. [10] Для Маркса и Энгельса спекуляция посредством эксплуатации рабочих является основной проблемой капитализма, объясняющей их убеждения в угнетении рабочего класса. Капитализм достигнет определенной стадии, на которой он не сможет продвигать общество вперед, что приведет к посеву социализма. [10] Будучи социалистом, Маркс теоретизировал внутренние неудачи капитализма. Он описал, как напряженность между производительными силами и способами производства приведет к падению капитализма в результате социальной революции. [9] Возглавлять революцию будет пролетариат, поскольку при этом преобладание буржуазии закончится. Видение Маркса своего общества устанавливало, что не будет классов, свободы человечества и возможности корыстного труда для устранения любого отчуждения. [11]

С середины XIX века Энгельс обогнал утопический социализм по интеллектуальному развитию и числу приверженцев. Когда-то почти половина населения мира жила при режимах, которые называли себя марксистскими. [12] Такие течения, как оуэнизм и фурьеризм, привлекли интерес многих более поздних авторов, но не смогли конкурировать с доминирующими ныне марксистскими и анархистскими школами на политическом уровне. Отмечено, что они оказали значительное влияние на возникновение новых религиозных движений, таких как спиритизм и оккультизм . [13] [14]

Считалось, что социалисты-утописты желают расширить принципы Французской революции, чтобы создать более рациональное общество. Несмотря на то, что более поздние социалисты называли их утопическими, их цели не всегда были утопическими, а их ценности часто включали жесткую поддержку научного метода и создание общества, основанного на научном понимании. [15]

В литературе и на практике

[ редактировать ]
Утопическая социалистическая брошюра швейцарского врача социальной медицины Рудольфа Сутермейстера (1802–1868).

Эдвард Беллами (1850–1898) опубликовал Взгляд назад» в 1888 году утопический роман « о будущем социалистическом обществе. В утопии Беллами собственность была общей, а деньги заменены системой равного кредита для всех. Кредитные расходы, действительные в течение года и не подлежащие передаче между отдельными лицами, должны были отслеживаться с помощью «кредитных карт» (которые не имеют ничего общего с современными кредитными картами, которые являются инструментами долгового финансирования). Труд был обязательным в возрасте от 21 до 40 лет и организовывался через различные подразделения промышленной армии, к которой принадлежало большинство граждан. Рабочее время пришлось резко сократить в связи с технологическими достижениями (в том числе организационными). Ожидалось, что люди будут руководствоваться религией солидарности, а преступное поведение рассматривалось как форма психического заболевания или «атавизма». Книга заняла второе или третье место среди бестселлеров своего времени (после «Хижины дяди Тома» и «Бен-Гура» ). В 1897 году Беллами опубликовал продолжение под названием «Равенство» в качестве ответа своим критикам, в котором не было «Промышленной армии» и других авторитарных аспектов.

Уильям Моррис (1834–1896) опубликовал «Новости из ниоткуда» в 1890 году, отчасти как ответ на книгу Беллами «Взгляд назад» , которую он приравнивал к социализму фабианцев, таких как Сидней Уэбб. Видение Морриса будущего социалистического общества было сосредоточено вокруг его концепции полезного труда, а не бесполезного труда и искупления человеческого труда. Моррис считал, что вся работа должна быть художественной, в том смысле, что работник должен находить ее одновременно удовольствием и возможностью для творчества. Таким образом, концепция труда Морриса очень похожа на концепцию Фурье, тогда как концепция Беллами (сокращение труда) больше похожа на концепцию Сен-Симона или в аспектах Маркса.

Церковь Братства в Великобритании и Коммуна жизни и труда в России основывались на христианских анархистских идеях Льва Толстого (1828–1910). Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) и Петр Кропоткин (1842–1921) писали в своих книгах об анархических формах социализма. Прудон написал « Что такое собственность?» (1840 г.) и «Система экономических противоречий, или Философия бедности» (1847 г.). Кропоткин написал «Покорение хлеба» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1912). Многие анархистские коллективы, образовавшиеся в Испании , особенно в Арагоне и Каталонии , во время гражданской войны в Испании, основывались на их идеях. [16]

Многие участники исторического кибуцного движения в Палестине в составе Османской империи, затем в Подмандатной Палестине под британской оккупацией, а затем в Израиле были мотивированы утопическими социалистическими идеями. [17] Огюстен Суши (1892–1984) посвятил большую часть своей жизни исследованию и участию во многих видах социалистических сообществ. Суши написал о своем опыте в своей автобиографии « Осторожно!» Анархист! Поведенческий психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) опубликовал книгу « Уолден-два» в 1948 году. Сообщество Твин-Оукс изначально было основано на его идеях. Урсула К. Ле Гуин (1929–2018) писала об обедневшем анархистском обществе в своей книге «Обделенные» , опубликованной в 1974 году, в которой анархисты соглашаются покинуть свою родную планету и колонизировать едва пригодную для жизни луну, чтобы избежать кровавой революции.

[ редактировать ]

Некоторые сообщества современного сознательного общественного движения, такие как кибуцы, можно отнести к категории утопических социалистических. Некоторые религиозные общины, такие как гуттериты, относят к категории утопических религиозных социалистов . [18]

Бесклассовые способы производства в обществах охотников-собирателей называют первобытным коммунизмом , чтобы подчеркнуть их бесклассовую природу. марксисты [19]

Известные социалисты-утописты

[ редактировать ]

Известные утопические сообщества

[ редактировать ]

Утопические сообщества существовали во всем мире. В различных формах и местах они постоянно существовали в Соединенных Штатах с 1730-х годов, начиная с монастыря Эфрата , религиозной общины на территории нынешнего округа Ланкастер, штат Пенсильвания. [20]

Оуэнитские общины
Фурьеристские сообщества
Икарийские общины
Анархистские сообщества
Другие

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Утопический социализм» . Британская энциклопедия . Проверено 12 июля 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Дрейпер, Хэл (1990). Теория революции Карла Маркса, Том IV: Критика других социализмов . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. стр. 1–21. ISBN  978-0853457985 .
  3. ^ Ньюман, Майкл . (2005) Социализм: очень краткое введение , Oxford University Press, ISBN   0-19-280431-6 .
  4. ^ Томпсон, Ноэль В. (2006). Политическая экономия и Лейбористская партия: Экономика демократического социализма, 1884–2005 (2-е изд.). Абингдон, Англия: Рутледж. ISBN  978-0-415-32880-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Жан-Пьер Кабестан, Жак де Лиль, изд. (1990). Государственная частная жизнь и политические перемены . Спрингер . п. 225. ИСБН  9781349207077 . Социалистическое движение начала двадцатого века разделилось на два разных идеологических лагеря; тот, который имел свои интеллектуальные корни как в раннем утопическом социализме, так и в радикальном либерализме и который характеризовался как этический...
  6. ^ Энгельс, Фридрих и Маркс, Карл Генрих. Манифест Коммунистической партии . Под редакцией Сальвио М. Соареса. MetaLibri, 31 октября 2008 г., v1.0с.
  7. ^ Леопольд, Дэвид (2018). «Маркс, Энгельс и некоторые (неосновополагающие) аргументы против утопического социализма» . Ин Кандияли, Ян (ред.). Переоценка социальной и политической философии Маркса: свобода, признание и человеческое процветание . Рутледж. п. 73.
  8. Муравчик, Джошуа (8 февраля 1999 г.). «Взлет и падение социализма» . Серия лекций Брэдли . Американский институт предпринимательства. Архивировано 3 мая 1999 года в Wayback Machine . Проверено 21 августа 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Сандмо, Агнар (2011). Развитие экономики: история экономической мысли . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-14063-6 . OCLC   587249004 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Новый экономический словарь Пэлгрейва . Спрингер. 18 мая 2016 г. ISBN  978-1-349-58802-2 .
  11. ^ Коби, Джон (1 января 1986 г.). «Утопическое видение Карла Маркса» . Современный век . 30 (1): 22–32.
  12. ^ Стивен Крейс (30 января 2008 г.). «Карл Маркс, 1818-1883» . Путеводитель по истории.
  13. ^ Штрубе, Джулиан (2016). «Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века». Религия . 46 (3): 359–388. дои : 10.1080/0048721X.2016.1146926 . S2CID   147626697 .
  14. ^ Циранка, Дэниел (2016). «Религиозные революционеры и спиритуализм в Германии около 1848 года». Овен . 16 (1): 13–48. дои : 10.1163/15700593-01601002 .
  15. ^ Фридрих Энгельс. «Социализм: утопический и научный (глава 1)» . Марксисты.орг . Проверено 3 июля 2013 г.
  16. ^ Сэм Долгофф (1990). Анархистские коллективы: рабочее самоуправление во время испанской революции, 1936–1939 гг . Книги Черной розы.
  17. ^ Шелдон Гольденберг и Герда Р. Векерле (сентябрь 1972 г.). «От утопии к тотальному институту за одно поколение: кибуц и Брудерхоф». Международное обозрение современной социологии . 2 (2): 224–232. JSTOR   41420450 .
  18. ^ Дональд Э. Фрей (2009). Американские экономические моралисты: история конкурирующей этики и экономики . СУНИ Пресс. п. 61. ИСБН  9780791493663 .
  19. ^ «Первобытный коммунизм: жизнь до класса и угнетения» . Социалистический рабочий . 28 мая 2013 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
  20. ^ Яаков Овед (1988). Двести лет американских коммун . Издатели транзакций. стр. 3, 19.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eff6981e45719d52f0b5bb45b5196eea__1721366280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/ea/eff6981e45719d52f0b5bb45b5196eea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Utopian socialism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)